Научная статья на тему 'Технологические особенности контроля качества корпусных конструкций ракетно-космической техники'

Технологические особенности контроля качества корпусных конструкций ракетно-космической техники Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
215
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБОРОЧНЫЕ ЕДИНИЦЫ / КОНСТРУКЦИИ / ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВАЯ СВАРКА / ДЕФЕКТЫ / ASSEMBLY UNITS / CONSTRUCTIONS / ELECTRON-BEAM WELDING / DEFECTS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Атакишиева Ю. О., Кириллов В. И.

Рассмотрены основные технологические требования, предъявляемые к сварным корпусным конструкциям ракетно-космической техники из сплава АМг-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Атакишиева Ю. О., Кириллов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL FEATURES OF QUALITY CONTROL OF HULL STRUCTURES OF ROCKET AND SPACE TECHNOLOGY

The main technological requirements for welded hull structures of rocket and space equipment made of Amg-6 alloy are considered.

Текст научной работы на тему «Технологические особенности контроля качества корпусных конструкций ракетно-космической техники»

Секция «Сварка летательньш аппаратов и родственнее технологии»

УДК 621.454.2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Ю. О. Атакишиева*, В. И. Кириллов Научный руководитель - В. В. Богданов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассмотрены основные технологические требования, предъявляемые к сварным корпусным конструкциям ракетно-космической техники из сплава АМг-6.

Ключевые слова: Сборочные единицы, конструкции, электронно-лучевая сварка, дефекты.

TECHNOLOGICAL FEATURES OF QUALITY CONTROL OF HULL STRUCTURES OF ROCKET AND SPACE TECHNOLOGY

U. O. Atakishieva*, V. I. Kirillov Scientific Supervisor - V. V. Bogdanov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The main technological requirements for welded hull structures of rocket and space equipment made of Amg-6 alloy are considered.

Keywords: Assembly units, constructions, electron-beam welding, defects.

Экстремальные условия эксплуатации изделий специальной техники, связанные с воздействием внутреннего давления, температурными колебаниями, вибрацией, коррозионным поражением, мощными динамическими и статическими нагрузками, предъявляют особые требования к качеству этих изделий. Особенно к таким его параметрам, как механическая прочность и герметичность корпусных конструкций. С целью улучшения эксплуатационных характеристик изделий и повышения их надёжности постоянно осуществляется целый комплекс мероприятий, включающих непрерывное совершенствование сборочно-сварочных и контрольных технологий, в том числе методов и средств НК. Так, например, для получения неразъёмных соединений с повышенными механическими свойствами внедрена в производство электронно-лучевая сварка (ЭЛС) крупногабаритных технологических узлов (сборочных единиц) и УЗ иммерсионный метод контроля [1].

Сборочные единицы (СЕ) из которых путём последовательной сборки изготавливают изделие в целом, представляют собой довольно сложные тонкостенные конструкции, выполненные из токопроводящих немагнитных алюминиевых сплавов типа АМг-6.

Технологические схемы изготовления СЕ разрабатываются таким образом, чтобы свести до минимума транспортные операции, которые связаны с риском механического повреждения СЕ. Поэтому на одном рабочем месте выполняется целая серия технологических операций: механическая обработка, сборка, сварка и др. В связи с этим маршрут изготовления СЕ завершается, как правило, операцией НК. Однако в процессе изготовления СЕ проявляются такие участки, проконтролировать которые на завершающей стадии не представляется возможным из-за их перекрытия иными конструктивными элементами, либо из-за инструментальной недоступности. Поэтому разработчик вынужден вводить промежуточные операции НК, что естественно, увели-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 1

чивает временной цикл изготовления изделия, а также повышает риск механического повреждения СЕ. Кроме того, такие технологические операции как ЭЛС и проверка изделий на герметичность и прочность проводятся в специальных камерах, что также не позволяет осуществлять операции НК на рабочем месте.

Требования к качеству (или уровню дефектности) изделий оговорены специальными техническими условиями (ТУ) на изделие и отраслевыми стандартами (ОСТ). Дефекты, возникающие в процессе производства, классифицируются следующим образом: по характеру возникновения, по стадии возникновения, по степени локализации, степени опасности, по расположению и ориентации относительно контролируемого сечения. По степени опасности дефекты относятся к критическим, значительным и малозначительным.

К критическим относятся дефекты, при наличии которых дальнейшая работа с изделием прекращается до принятия решения Генеральным (Главным) конструктором о возможности ремонта дефектного участка и допуска изделия в дальнейшую работу, либо об окончательной забраковке изделия.

К значительным относятся дефекты, которые не соответствуют нормам дефектности, залаженным в ТУ и ОСТ, но исправление, которое допускается нормативными документами без решения конструктора.

К малозначительным относятся дефекты, наличие которых соответствует требованиям ТУ по нормам дефектности и изделие допускается в дальнейшую работу без ремонта.

В связи с тем, что классификация обнаруженных дефектов носит достаточно субъективный характер, т. е. в значительной степени зависит от квалификации, самочувствия и других личностных качеств дефектоскописта, то с целью повышения достоверности и объективности контроля закладывается двойной контроль СЕ различными методами НК, например: радиационным и акустическим [2; 3]. Кроме того, наиболее ответственные участки СЕ подвергаются повторному контролю либо одним из методов, либо обеими сразу.

Таким образом, конструктивная сложность СЕ, использование нетрадиционных технологий при их производстве и особые требования к их качеству ставят перед изготовителями специальной машиностроительной продукции весьма сложную и противоречивую задачу - при низкой дефектоскопической технологичности изделий добиться максимальной эффективности НК. Под дефектоскопической технологичностью понимаем: приспособленность изготавливаемых узлов к контролю одним или комплексом методов НК и инструментальную доступность контролируемых мест, а эффективностью НК: высокую достоверность и надёжность контроля, высокую производительность и отсутствие отрицательного влияния операций контроля на эксплуатационные свойства изделия.

Библиографические ссылки

1. Приборы для неразрушающего контроля материалов и изделий : справ. Т. 1 / под ред.

B. В. Клюева. М. : Машиностроение, 1986. С. 487.

2. Богданов В. В., Симанчук В. И., Чахлов В. Л. Бесконтактный акустический контроль то-копроводящих немагнитных материалов на основе радиационного метода генерации ультразвуковых колебаний // Техническая диагностика и неразрушающий контроль. Киев, 1991. № 2.

C. 51-56.

3. Использование ускорителей заряженных частиц для бесконтактного акустического контроля токопроводящих материалов / В. В. Богданов, В. К. Жуков, А. В. Каргапольцев и др. // Неразрушающие методы контроля : тез. докл. Х11 Всесоюз. конф. Т. II. Свердловск, 1990. С. 147-148.

© Атакишиева Ю. О., Кириллов В. И., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.