BY 4fZ>
УДК 338.48
https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-1-100-103
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
О.В. Шпырня
Южный институт менеджмента, Краснодар, Российская Федерация
Аннотация. В статье проведен анализ основных технологических драйверов изменений на рынке туристских услуг, произошедших в последнее время. Изучены базовые тренды развития туристского рынка. Сделан вывод о том, что сегодня большинство туристов используют ресурсы Интернет при организации путешествий. Были рассмотрены базовые тенденции развития рынка туристских услуг за последние несколько лет с выделением основных аспектов. Отмечена тенденция диверсификации туристского бизнеса и расширения товарного предложения за счет прямой онлайн дистрибуции. Основным драйвером развития туристского рынка было признано изменение потребительского поведения туристов и их «перемещение» в Интернет-пространство. Важным трендом является повышение интереса туроператоров к сегменту B2C с одновременным предложением услуг по прямой онлайн дистрибуции на корпоративных сайтах. Было выявлено активное развитие агрегаторов (консолидаторов) туристских услуг на рынке, высокий уровень капитализации цифровых компаний в сфере туризма.
К технологическим драйверам на рынке туристских услуг была отнесена деятельность поисковых систем, прежде всего, Яндекс и Google, а также развитие стартапов, предлагающих особые, узкоспециализированные сервисы для туристов.
Ключевые слова: технологические драйверы, рынок туристских услуг, Интернет, дистрибуция туристских услуг
Для цитирования: Шпырня О.В. Технологические драйверы развития рынка туристских услуг // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №1. С. 100-103. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-1-100-103
Конфликт интересов отсутствует
TECHNOLOGICAL DRIVERS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET
OF TOURIST SERVICES
Oleg V. Shpyrnya
Southern Institute of Management, Krasnodar, Russian Federation
Abstract. This article analyzes the main technological drivers of changes in the market of tourist services that have occurred recently. The basic trends in the development of the tourist market have been studied. It is concluded that today the majority of tourists use the resources of the Internet when organizing travel. The basic trends in the development of the tourist services market over the past few years were reviewed, highlighting the main aspects. The tendency of diversification of the tourist business and expansion of the product offer due to direct online distribution has been noted.
The main driver of the development of the tourist market was the change in consumer behavior of tourists and their "movement" into the Internet space. An important trend is the increasing interest of tour operators to the B2C segment with the simultaneous offer of services for direct online distribution on corporate sites. It was revealed the active development of aggregators (consolidators) of tourist services in the market, a high level of capitalization of digital companies in the field of tourism.
The technological drivers in the market of tourist services included the activities of search engines, first of all, Yandex and Google, as well as the development of start-ups offering special, highly specialized services for tourists.
Keywords: technological drivers, market of tourist services, Internet, distribution of tourist services
For сitation: Shpyrnya O.V. Technological drivers of development of the market of tourist services. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2019;(1):100-103. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-1-100-103
There is no conflict of interest.
Драйверами основных изменений на рынке туристских услуг, произошедших в последнее время, стали интенсивное внедрение информационных технологий. Основными трендами развития рынка туристских услуг стали глобализация туристского бизнеса и все большее превалирование Интернет-технологий в системе продвижения турпродукта и сопутствующих услуг. В настоящее время идет активная дифференциация структуры и самого смысла каналов товародвижения (движения тур-продуктов и туристских услуг) на рынке туристских услуг. Сегодня мы можем наблюдать объединение основных игроков туристского рынка в Интернет-пространстве (туристы, средства размещения, туроператоры, туристские агентства, транспортные предприятия, страховые компании и др.). Важным трендом здесь является то, что туристские предприятия поставили перед собой цель избавиться от лишних звеньев в цепочке товародвижения для оптимизации издержек на продвижение и сбыт туристских услуг, что, по их мнению, должно привести к повышению лояльности клиентов.
Сегодня как индивидуальные, так и организованные туристы обитают в Интернет-среде, известны характеристики туристов (демографические, социальные, географические и т.д.), определить целевую аудиторию маркетинговых коммуникаций туристского предприятия стало гораздо проще [1].
Здесь необходимо учитывать, что информационно-аналитическое обеспечение производства туристских услуг, как правило, включает в себя 2 компонента: информационные и аналитический и не включает в себя регламентирование процедуры передачи информации туристам [2].
В настоящее время все большее число туристов приходит в туристские агентства посредством Internet. Поиск данных по странам часто заканчивается тем, что турист вместе с информацией находит и туроператора, а также приемлемое туристское агентство. При этом сегодня многие туристские предприятия создают не один, а несколько web-сайтов, посвященных различным туристским дестинациям [3]. Дальнейшее развитие рынка информационно-технологических решений индустрии туризма связывается исключительно с web-решениями [4].
Рассматривая базовые тенденции развития рынка туристских услуг за последние несколько лет, можно выделить несколько аспектов:
1. Появление и интенсификация конфликтов интересов между прямыми поставщиками и дистрибьюторами туристских услуг (агентами) в борьбе за лояльность туристов. Особенно остро данная тенденция проявляется на рынке авиаперевозок, где авиакомпании постепенно снижали комисси-
онные вознаграждения агентам, а потом и вовсе отменили их. Первопроходцем здесь стала компания «Аэрофлот». Одновременно с отменой комиссионных вознаграждений происходит активное развитие и вовлечение клиентов в корпоративные программы лояльности, что, несомненно, серьезно повышает эффективность он-лайн бронирования непосредственно на сайте поставщика услуги. Например, у авиакомпании «Аэрофлот» доля прямой онлайн дистрибуции достигает 50% от общего продаж, а их программа лояльности является одной из лучших не только в России, но и в Европе, что подтверждается тем, что в июне 2018 года «Аэрофлот» признан лучшей международной авиакомпанией на европейском рынке воздушных перевозок по версии премии APEX «Выбор пассажиров». Прочное вхождение группы «Аэрофлот» в топ-20 авиационных холдингов по пассажиропотоку в 2018 году констатировали сразу два авторитетных ресурса - американский Air Transport World и британский Flight Airline Business.
Схожие процессы сегодня наблюдаются в структуре взаимоотношений «Туроператор - ту-рагент». Многие туроператоры сегодня начинают активную деятельность в сегменте B2C, предлагая туристам возможности для прямого онлайн бронирования своих услуг на корпоративных сайтах. Наиболее значимым игроком здесь является туроператор «Библиоглобус», что представляет особый интерес в свете его интеграции в структуры транснационального туроператора Thomas Cook (также владеет туроператором «Интурист» на российском рынке).
2. Авиакомпании сегодня создают собственные агрегаторы формирования туров в Интернет на основе технологии динамического пакетирования, комбинируя выгодные тарифы на авиаперелет с размещением в отелях. Так, в 2019 году о создании «виртуального» туроператора объявил отечественный лоукостер «Победа» (входит в группу компаний «Аэрофлот»). Формирование, продвижение и сбыт турпродуктов происходит в онлайне в ходе резервирования ресурсов самой авиакомпании и поставщиков туристских услуг. Важным экономическим преимуществом авиакомпаний здесь является то, что они имеют возможность предлагать самые низкие тарифы на перевозку, которые существенно меньше тарифов на регулярном и чартерном авиасообщении.
3. На туристском рынке сегодня происходит активная санация в сегменте туроператорского бизнеса. С рынка уходят убыточные, демпингующие и балансирующие в зоне риска туроператоры. За последние 10 лет туристские предприятия регулярно объявляют о невозможности прекратили свою
деятельность такие крупные туроператоры как «Нева», «Лабиринт», «Солвекс-Турне», «Южный крест», «Верса». В 2015-2017 гг. - «Трансаэро Тур», «Коннайсанс Тур», «Ted Travel». В 2018 году - «Радуга Трэвел Центр», «Полар Тур», «Матрешка Тур», «Премиум Тревэл Групп», «Аврора БГ», «DSBW Tours», «Натали Турс».
Сегодня на рыке идет сокращение объема чартерных и блок-чартерных авиаперевозок. Ведущие туроператоры (Анекс тур, TUI, TEZ tour, Coral Travel, Pegas Touristik) полностью отказались от них, осуществляя перевозку туристов на базе собственных авиакомпаний или эксклюзивных условий на перевозку от системообразующих партнеров.
Существенная дифференциация происходит в B2B сегменте «туроператоры - средства размещения». 10 лет назад туроператоры обеспечивали основную дистрибуцию большинства средств размещения, особенной в пляжной зоне. В настоящее время превалирует прямая онлайн дистрибуция через агрегаторов (консолидаторов) гостиничных услуг (до 70-80% объемов продаж). Консолидированные системы бронирования объединяют предложения множества поставщиков услуг в определенной сфере: гостиничный бизнес, авиабилеты, аренда автомобилей и т.д. [5]
4. В систему дистрибуции туристских услуг активно внедряются поисковые системы (Яндекс, Google, Mail.ru), предоставляя возможность взаиморасчетов между туристами и поставщиками туристских услуг. Некоторые из них, например, Яндекс формируют собственные marketplace («Беру» в сотрудничестве с ПАО «Сбербанк»).
5. В каналы дистрибуции туристских услуг входят принципиально иные, казалось бы непрофильные игроки, например, банки, информационные порталы, страховые компании. Активно здесь работают уже упомянутый «Сбербанк», а также «Тинь-кофф» и «ВТБ» имеющие обширную клиентскую базу. В результате появляются цифровые потребительские платформы, где предлагается сервис по подбору, бронированию и оплате туристских услуг.
Самые разнообразные Интернет-ресурсы, имеющие обширную и лояльную аудиторию, стремятся диверсифицировать свой бизнес и расширяют свой ассортимент, продвигая и предлагая услуги по бронированию туристских услуг. В результате с рынка вытесняются туристские агентства, не сумевшие приспособиться к изменению потребительского поведения туристов и их перемещению в Интернет-пространство.
Соответственно к основному драйверу развития туристского рынка сегодня можно причислить массовое «перемещение туристов» в Интернет. Се-
годня с рынка почти исчезли авиакассы, так как авиакомпании полностью перешли на технологи. электронного авиабилета, соответственно, туристы приобретают их в Интернет, используя как агрега-торы (консолидаторы), так и непосредственно сайты авиакомпаний. Аналогичный процесс сегодня начинается и в сегменте организации путешествий.
Все большее количество туристов переходят из сегмента организованного, массового туризма в сегмент самодеятельного, индивидуального туризма. Например, туроператор «Библиоглобус» сегодня около 10% туристских услуг продается на собственном сайте в режиме B2C. Также постоянно увеличивается число туристов самостоятельно организующих свое путешествие, что несет значительную угрозу для турагентского бизнеса. В 2018 году в оборот введена электронная путевка, снимающая последние препятствия на пути цифро-визации туристского бизнеса. Online travel agency постоянно увеличивают свои объемы продаж. Сегодня это самые технологичные дистрибьюторы туристских услуг.
Туристы сегодня постоянно находятся в Интернет-пространстве и активно используют при организации путешествий различные онлайн агрегаторы (консолидаторы) туристских услуг. В результате развития Интернет-технологий, внедрения в процесс дистрибуции туристских услуг инновационных технологий, активизирует спрос на подобные сервисы, что тем самым формирует потребительские предпочтения в будущем.
Если сравнивать капитализацию классических предприятий, например сырьевого сектора, и цифровых гигантов (Google, Apple, Microsoft, Facebook, Amazon), то капитализация последних показывают существенно более высокую динамику. Такая же тенденция наблюдается и на рынке туристских услуг. Если сравнить динамику капитализации бизнеса крупнейших, классических транснациональных туристских корпораций (TUI, Thomas Cook, Accor) и цифровых компаний (Expedia, Priceline), то динамика капитализация последних является более высокой и интенсивной.
Технологическим драйвером на рынке туристских услуг сегодня становится деятельность глобальных метапоисковиков в коллаборации с мощными потребительскими цифровыми платформами, как собственными, так и партнерскими. Имея дело с огромным количеством поисковых запросов, они предоставляют возможность индивидуализации услуг по бронированию тех или иных туристских услуг. В результате образуются marketplace. Основными marketplace сегодня являются сервисы Google, Яндекс (в том числе и в партнёрстве со Сбербанком - marketplace «Беру»).
Важным технологическим драйвером на рынке туристских услуг являются стартапы, предлагающие особые, узкоспециализированные сервисы для туристов. В настоящее время туристские стартапы получили поддержку на государственном уровне - в Федеральном агентстве по туризму Российской Федерации.
Еще одним технологическим драйвером на рынке туристских услуг является концентрация интересов туроператоров на сегменте B2C с предложением услуг прямого онлайн бронирования своих услуг на корпоративном сайте. Многие туроператоры, особенно в сегменте внутреннего туризма, сегодня активно стимулируют прямую онлайн дистрибуцию. Данный процесс является элементов повышения конкурентоспособности, прежде всего, с новыми, технологичными компаниями - OTA, агрегаторами (консодидаторами) туристских услуг, авиакомпаниями, предлагающими услуги динамического пакетирования туристских услуг. При этом традиционные каналы дистрибуции не исчезнут. Они будут обслуживать определенные, нишевые сегменты туристского рынка, прежде всего, в сегменте индивидуального туризма. При этом подобные каналы дистрибуции также должны соответствовать требованиям времени и использовать современные цифровые платформы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Печеницина В.Н., Шпырня О.В. Комплекс маркетинговых коммуникаций туристского предприятия в Интернет // Туристско-рекреационный комплекс в системе регионального развития. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Краснодар: КубГУ, 2018. С. 340-342.
2. Шпырня О.В., Мороз В.А. Классификация стратегий информационно-аналитического управления туристскими предприятиями // Интегрирован-
ные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2018. Т. 3. С. 135-137.
3. Шпырня О.В., Савченко А.А. Использование Internet-технологий в реализации услуг туристского агентства // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2018. Т. 3. С. 141-143.
4. Шпырня О.В. Влияние Интернет на развитие ту-рагентского бизнеса // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2014. № 1. С. 283-284.
5. Шпырня О.В. Обзор консолидированных систем бронирования туристских услуг // Курортно-ре-креационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2014. № 1. С. 285-288.
REFERENCES
1. Pechenitsina V.N., Shpyrnya O.V. The complex of marketing communications of a tourist enterprise in the Internet. In: Tourism and Recreation Complex in the System of Regional Development. Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference. 2018, Apr 11-15; Krasnodar. Krasnodar, Kuban State University, 2018. P. 340-342. (In Russ.)
2. Shpyrnya O.V., Moroz V.A. Classification of strategies for information and analytical management of tourist enterprises. Integrated communications in sports and tourism: education, trends, international experience. 2018; (3): 135-137. (In Russ.)
3. Shpyrnya O.V., Savchenko A.A. Using Internet-technologies in the implementation of travel agency services. Integrated communications in sports and tourism: education, trends, international experience. 2018; (3): 141-143. (In Russ.)
4. Shpyrnya O.V. Influence of the Internet on the development of travel agent business. Resort and recreation complex in the system of regional development: innovative approaches. 2014; (1): 283-284. (In Russ.)
5. Shpyrnya O.V. Overview of consolidated reservation systems of tourist services. Resort and recreation complex in the system of regional development: innovative approaches. 2014; (1): 285-288. (In Russ.)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Шпырня Олег Валентинович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гостиничного и туристского бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар, Россия. Тел.: (928) 665 47 64, е-шаП: oleg_shpyrnya@mail.ru
ABOUT THE AUTHORS
Shpyrnya Oleg Valentinovich,
Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of hotel and tourist business of the Southern Institute of Management, Krasnodar, Russia. Ph.: (928) 665 47 64, e-mail: oleg_shpyrnya@mail.ru