. Штейнберг ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОИСКОВЫХ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Ключевые слова: диссертационные исследования, когнитивная визуализация, дизайн-проектирование, ориентировочные основы действий, логико-смысловое моделирование.
Аннотация: Рассматриваются дидактико-технологические методы и средства поддержки поисковых педагогических исследований и презентаций научных результатов.
Повышение качества диссертационных исследований всех уровней (бакалавр, магистр, кандидат наук, доктор наук) по педагогике - одно из ключевых проблемных направлений реконструкции профессионального педагогического образования. Однако, как свидетельствуют состояние диссертационных исследований и неоднократные выступления руководителей ВАК, ему уделяется все еще недостаточное внимание со стороны образовательного менеджмента, некоторой части научных работников (научных кадров высшей квалификации), администрации вузов и членов диссертационных советов. Особая ответственность при этом ложится на специалистов, выполняющих экспертизу диссертационного исследования и способных объективно выявить как недоработки соискателя, так и позитивный скрытый ресурс диссертационного исследования. Но главное - оказать действенную помощь соискателю (и, следовательно, педагогической науке) в повышении качества диссертационного исследования.
Наряду с необходимостью выполнения обязательных методических требований к выполнению квалификационных параметрируемых (диссертационных) исследований, реконструкция педагогического образования предполагает и создание новых, отвечающих требованиям времени, технологий повышения эффективности упомянутых исследований. Например, дизайн-технологий, облегчающих проектирование и экспертизу педагогического диссертационного исследования, способствующих выявлению недостатков диссертационного исследования и актуализации скрытых его ресурсов.
Начинающие исследователи, как свидетельствует опыт работы диссертационных советов, сталкиваются с затруднениями при проработке перспективности темы исследования, определении степени инновационности замысла решения поставленных задач, выборе методологического и проектного инструментария поисковой работы, поиске адекватных графических средств визуального отображения и презентации материалов диссертации (проблемы, концепции решения, результатов работы), подборе способа опытноэкспериментального подтверждения исходного замысла, прогнозировании технологического приложения полученных результатов, качественного представления итогов исследования (характеристика, аппарат исследования, качество и стиль текста диссертации).
Очевидно, что невозможно создать универсальные и исчерпывающие методические указания по выполнению диссертационных исследований для всей палитры педагогических проблем. Однако представляется необходимым создание специальных логикоэвристических ориентировочных основ действий в виде опорных схем, направляющих исследовательскую поисковую и проектную деятельность соискателя с помощью системы ви-
зуальных реперов (ориентиров) - узловых или инвариантных констант образования, которые образуют либо методологические инвариантные социокультурные и антропологические основания (см., например, рис. 1), либо системные координаты новых технических решений (см., например, рис. 2), либо «би-геномную» фрактальную концепцию образования - обучения (рис. 3), либо специальные средства поддержки планирования будущего исследования, оформления и презентации его результатов (например, логико-смысловые модели - средства когнитивной визуализации и микронавигации знаний моделирующего типа) - все это целесообразно учитывать при выполнении исследования (в создании приведенных концептов профессионального педагогического образования принимал участие д-р пед.н., проф. Р.М. Асадуллин).
К когнитивной микронавигации в разное время и по различным направлениям вели несколько путей:
- нереализованная в свое время идея П.Я. Гальперина об ориентировочных основах действий (ООД): «Ориентировочная основа действий» - система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия; содержание ориентировочной основы во многом предопределяет качество выполняемых учебных действий (полная ориентировочная основа действия обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в заданном диапазоне ситуаций);
- доказанное педагогами и психологами обстоятельство, что обучающийся для осмысления и усвоения учебного материала должен подвергать его логическому преобразованию; к способам преобразования учебной информации можно отнести представление учебного материала в виде опорных и логических конспектов, опорных сигналов, блок-схем, систематизирующих таблиц; рассматривая проблемы систематизации учебного материала, А.М. Сохор отмечает, что «трудность материала часто состоит в том, что он не укладывается в некую единую систему, доступную мгновенному обозрению. Создание подобной системы усложнено обстоятельством, достаточно часто упоминаемым в современной литературе, - ограниченностью объема кратковременной памяти. Главный путь преодоления этой последней сложности - объединение, обобщение информации»;
- когнитивно-динамический инвариант ориентации человека в материальном и абстрактном пространствах радиально-кругового типа;
- эстафетное (как дополнение вербально-логического компонента мышления) прижизненное формирование третьего компонента мышления - моделирующей (третьей) сигнальной системы.
Указанные пути привели к созданию материальных образно-понятийных дидактических средств моделирующего типа (логико-смысловые модели представления знаний и навигаторы преставления деятельности), которые систематизируют во внешнем (и, соответственно, во внутреннем) плане познавательную деятельность соискателя. То есть, проектные дизайн-технологии, способствующие выполнению столь различных аспектов диссертационного исследования, должны опираться, как упоминалось, на методы и средства структуризации информации и когнитивной визуализации знаний, методы графического сгущения информации, ориентировочные основы поисковых действий графического типа, эвристические приемы и т.п. В этом случае условный вектор такой дизайн-технологии будет совпадать с глобальными тенденциями развития педагогики: субъектно-деятельностный подход, системный подход, инструментальная дидактика и другие (прим.: разработка рис.№№1-3 выполнялась при участии д-ра пед. наук, профессора Р.М. Асадуллина).
В проекте по созданию дизайн-технологии поддержки педагогического диссертационного исследования участвует Научная лаборатория профессионального образования (БГПУ имени М. Акмуллы - РАО; руководитель - д-р пед.н., проф. Р.М. Асадуллин) и Научная лаборатория дидактического дизайна (БГПУ имени М. Акмуллы - АПО; руководитель - д-р пед.н., проф. В.Э. Штейнберг).
. НАУКА (истина) Е -С
І*
т <
я н
искусство 5 5 б ї
(красота)
ОЦЕНОЧНЫЕ
СПОСОБНОСТИ
МОРАЛЬ
(добро)
т £ 2 т т 8 0- X
ю
ош
*
Рис. 1
Рис.2
СО
Рис. З