Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-МЕРОПРИЯТИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-МЕРОПРИЯТИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
143
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / ОНЛАЙН-КОММУНИКАЦИЯ / ПРАЗДНИЧНОЕ СОБЫТИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Черняк Елена Федоровна, Черняк Максим Витальевич, Белов Валерий Федорович

В статье раскрываются проблемы развития онлайн-коммуникаций в праздничной культуре, поиска новых форм праздников и перенесения их в виртуальную плоскость в связи с эпидемией короновируса и вынужденной самоизоляцией людей. Праздник всегда соединял искусство и действительность, художественно оформлял реальные жизненные события и осуществлял социокультурную коммуникацию. Деятельность учреждений культуры неразрывно связана с социальной средой. Создавая на основе события праздничное действие, необходимо учитывать экономическую ситуацию и социальные факторы. Проверкой на креативность стал период самоизоляции в связи с короновирусом, когда сотрудникам учреждений культуры предстояло изменить формат своей деятельности. Авторами проведен анализ онлайн-мероприятий, которые были организованы учреждениями культуры в онлайн-пространстве. Среди них самыми популярными являются фотоконкурсы, мастер-классы, челленджи. В статье приведены результаты опроса родителей с целью выяснить, какие предложения по организации детского досуга они бы внесли в деятельность учреждений культуры. Представленный материал позволяет сделать вывод, что изоляция способствовала росту популярности онлайн-формата творческих мероприятий благодаря фантазии и творческой смелости сотрудников учреждений культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL ASPECTS OF ORGANIZING ONLINE EVENTS IN CULTURAL INSTITUTIONS

The article reveals the problem of the development of online communications in the holiday culture, the search for new forms of holidays and their transfer to the virtual plane in connection with the coronavirus epidemic and forced self-isolation of people. The holiday has always combined art and reality, artistically decorated real life events and carried out socio-cultural communication in it. The activities of cultural institutions are inextricably linked with the social environment. When creating a festive action based on an event, it is necessary to take into account the economic situation and social factors. The test of creativity was the period of self-isolation in connection with the coronavirus, when employees of cultural institutions had to change the format of their activities. The authors analyzed online events that were organized by cultural institutions in the online space. Among them, the most popular are photo contests, master classes, and challenges. The article presents the results of a survey of parents in order to find out what proposals for the organization of children’s leisure they would make in the activities of cultural institutions. The presented material allows us to conclude that isolation contributed to the growth of popularity of the online format of creative events, thanks to the imagination and creative courage of employees of cultural institutions.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-МЕРОПРИЯТИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ»

8. Сергеев А. В. Циркизация театра. От традиционализма к футуризму: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Актерское искусство», «Режиссура театра», «Театроведение» и по направлению подготовки «Театральное искусство» / С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства. -СПб.: Е. С. Алексеева, 2008. - 156 с.

References

1. Bardian F.G. Sovetskiy tsirk na pyati kontinentakh [Soviet circus on five continents]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1977. 206 p.

2. Vershkovskiy E.V. Rezhissura teatralizovannykh predstavleniy [Directing theatrical performances]. St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2017. 88 p.

3. Gavdis S.I. Sushchnost' tvorchestva sovremennogo rezhissera teatralizovannykh predstavleniy [Essence of creativity of a modern director of theatrical performances]. Prazdnik kakprostranstvo sotsial'no-khudozhestvennykh smyslov: mezhvuz. sb. nauch. tr. [Holiday as a space of social and artistic meanings: interuniversity. Interuniversity collection of scientific works]. Chelyabinsk, ChGIK Publ., 2018, pp. 93-119.

4. Nemchinskiy M.I. Na manezhe tsirka - artist [On the circus arena - artist]. Moscow, Sovetskaya Rossiya Publ., 1974. 70 p.

5. Nemchinskiy M.I. Tsirk Rossii naperegonki so vremenem: Modeli tsirkovykh spektakley 1920-1990 godov [The Circus of Russia in a Race with Time: Models of Circus Performances of 1920-1990]. Moscow, GITIS Publ., 2001. 462 p.

6. Mosienko S.V. Ponyatie «teatr mass» (k voprosu terminologii i tipologii) [The concept of «theater of the masses» (on the issue of terminology and typology)]. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 48, pp. 172-178.

7. Pyataeva O.V. Mnogonatsional'nyy tsirk Rossii XX stoletiya: avtoreferat dis. ... kandidata iskusstvovedeniya: 17.00.01 [Multinational circus of Russia of the XX century. Author's abstract of diss. PhD in Art History: 17.00.01]. St. Petersburg, 2009. 21 p.

8. Sergeev A.V. Tsirkizatsiya teatra. Ot traditsionalizma k futurizmu: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po spetsial'nostyam «Akterskoe iskusstvo», «Rezhissura teatra», «Teat-rovedenie» i po napravleniyu podgotovki «Teatral'noe iskusstvo» [Circization of the theater. From traditionalism to futurism: a textbook for students of higher educational institutions studying in the specialties «Acting Art», «Theater Directing», «Theater Studies» and in the direction of training «Theatrical Art»]. St. Petersburg, E.S. Alek-seeva Publ., 2008. 156 p.

УДК 379.8

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-МЕРОПРИЯТИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

Черняк Елена Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: lenablack57@mail.ru

Черняк Максим Витальевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: chernyakm4x@gmail.com

Белов Валерий Федорович, заведующий кафедрой технических наук, филиал Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева (г. Белово, РФ). E-mail: belovvf@bk.ru

В статье раскрываются проблемы развития онлайн-коммуникаций в праздничной культуре, поиска новых форм праздников и перенесения их в виртуальную плоскость в связи с эпидемией короновируса и вынужденной самоизоляцией людей.

Праздник всегда соединял искусство и действительность, художественно оформлял реальные жизненные события и осуществлял социокультурную коммуникацию. Деятельность учреждений культуры

неразрывно связана с социальной средой. Создавая на основе события праздничное действие, необходимо учитывать экономическую ситуацию и социальные факторы. Проверкой на креативность стал период самоизоляции в связи с короновирусом, когда сотрудникам учреждений культуры предстояло изменить формат своей деятельности.

Авторами проведен анализ онлайн-мероприятий, которые были организованы учреждениями культуры в онлайн-пространстве. Среди них самыми популярными являются фотоконкурсы, мастер-классы, челленджи. В статье приведены результаты опроса родителей с целью выяснить, какие предложения по организации детского досуга они бы внесли в деятельность учреждений культуры.

Представленный материал позволяет сделать вывод, что изоляция способствовала росту популярности онлайн-формата творческих мероприятий благодаря фантазии и творческой смелости сотрудников учреждений культуры.

Ключевые слова: праздник, онлайн-коммуникация, праздничное событие, творческие проекты.

TECHNOLOGICAL ASPECTS OF ORGANIZING ONLINE EVENTS IN CULTURAL INSTITUTIONS

Chernyak Elena Fedorovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department of Directing the Theatrical Performances and Celebrations, Kemerovo State University of Culture (Keverovo, Russian Federation). E-mail: lenablack57@mail.ru

Chernyak Maksim Vitalyevich, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department of Social and Cultural Activities, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: chernyakm4x@gmail.com

Belov Valeriy Fedorovich, Department Chair of Technical Sciences, Branch of T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Belovo, Russian Federation). E-mail: belovvf@bk.ru

The article reveals the problem of the development of online communications in the holiday culture, the search for new forms of holidays and their transfer to the virtual plane in connection with the coronavirus epidemic and forced self-isolation of people.

The holiday has always combined art and reality, artistically decorated real life events and carried out socio-cultural communication in it. The activities of cultural institutions are inextricably linked with the social environment. When creating a festive action based on an event, it is necessary to take into account the economic situation and social factors. The test of creativity was the period of self-isolation in connection with the coronavirus, when employees of cultural institutions had to change the format of their activities.

The authors analyzed online events that were organized by cultural institutions in the online space. Among them, the most popular are photo contests, master classes, and challenges. The article presents the results of a survey of parents in order to find out what proposals for the organization of children's leisure they would make in the activities of cultural institutions.

The presented material allows us to conclude that isolation contributed to the growth of popularity of the online format of creative events, thanks to the imagination and creative courage of employees of cultural institutions.

Keywords: holiday, online communication, festive event, creative projects.

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-54-231-236

Одним из важных проявлений культуры, хранилищем духовных ценностей и культурных традиций, инструментом воздействия на человека является праздник. Именно он - основной источник новых форм культуры.

Нельзя не согласиться с мнением М. А. Слю-саренко, которая считает, что праздник аккумулирует ценности конкретного общества и «для человека традиционного общества от каждодневного воплощения традиционных принципов и акцен-

тирования их в праздничное время зависит счастье, благополучие, перспективы» [6, с. 26].

Е. А. Каверина отмечает, что «праздник затрагивает эмоциональную сферу человека. Ход праздника ориентирован на развитие и эмоциональный накал, в момент праздника его участник должен пережить чистые, светлые, позитивные эмоции, которые могут дать ощущение "очищения" души. В этом смысле эстетика и логика развития праздника близка катартическому воздействию искусства» [2, с. 119].

В. П. Курбатов считает, что праздник связывает искусство и действительность через художественное оформление определенных жизненных событий. По его мнению, «социокультурная коммуникация представляет собой явление системного порядка с выраженной иерархичностью структуры самих средств коммуницирования, ведущим из которых является слово (вербальные), затем невербальные (жест, мимика, поза), изобразительно-выразительные (живопись, скульптура, архитектура), иносказательные (символ, метафора, аллегория) и т. п.» [4, с. 159].

Событие, на основе которого организуется праздник, не всегда поддается оценочным характеристикам. Н. В. Глевкая предлагает рассматривать праздник во взаимосвязи с «его исторической обоснованностью, действиями участников праздничного события (актёров, поздравителей, дарителей, священнослужителей и т. д.)» [1, с. 84].

Г. Г. Карпова считает праздник катализатором социального обмена, который создает и расширяет социальные связи [3].

Деятельность учреждений культуры, по мнению Н. В. Костюк, во многом «становится зависимой от состояния окружающей среды, ее экономических, политических, социальных, технологических факторов» [5, с. 179].

Представляет интерес исследование А. И. Юдиной, в котором на основе опроса о повышении эффективности работы учреждений культуры был выявлен критерий, определяющий потребности населения в индивидуальном культурном развитии [7, с. 169]. Она также считает важным в сфере культуры создание уникального культурного продукта, в котором человек выступает как носитель определенных знаний, навыков и творческих способностей [8].

Следует отметить, что на данный момент существует достаточное количество исследований, раскрывающих природу праздника. Л. А. Абрамян, И. М. Снегирев, А. Ф. Некрылова и другие изучали теорию и историю праздничной культуры с точки зрения этнографии и фольклористики; культурологи, искусствоведы, социологи (В. Н. Гагин, К. Жигульский, А. И. Мазаев, О. Л. Орлов, Т. М. Паремчук, Н. А. Хренов и др.) рассматривали праздник как социкультур-ный феномен; технологию создания сценария и режиссуру праздника изучали Э. В. Вершков-ский, Д. М. Генкин, А. А. Конович, О. В. Немиро, О. Л. Орлов, Б. Н. Петров, А. Д. Силин, И. М. Туманов и др.

Праздник - это сложный синтез всех видов деятельности, вобравший в себя опыт всех культур. Особая его социально-художественная специфика заключается в том, что он находится на грани реальной действительности и искусства. В период кризисов и в непростых экономических условиях именно праздник осуществлял компенсацию реальной и будничной жизни, выступая особой формой изменения мира, трансформации повседневной жизни в особом пространстве свободы и времени.

Сейчас в условиях пандемии произошли изменения в сфере социальных коммуникаций, когда общение стало зависеть от цифровых технологий. Реальностью культуры стало отсутствие коллективного общения, а ведь любое изменение праздничной цикличности приводит к разрушению календарных ритмов жизненного цикла, последовательности функционирования социальных контактов. Тем не менее организация праздника в виртуальной среде позволяет создавать новые модели коммуникации (индивидуальные или внутрисемейные праздники), которые в период самоизоляции определяют ритм жизни.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что учреждения культуры стали уделять внимание развитию онлайн-коммуникаций, поиску новых форм праздников, которые бы заменили человеку выход за пределы своего дома, перенеся их в виртуальную плоскость.

Рассмотрим опыт работы в этом направлении в городе Кемерово. Мы проанализировали ряд мероприятий, которые проходили в онлайн-фор-

мате в учреждениях культуры города в декабре 2020 года. В сети Интернет они транслировали спектакли, творческие концерты, театрализованные представления, выставки книг, картин и предметов декоративно-прикладного искусства. Но у каждого ДК есть и свои проекты, о которых они рассказывали на страницах своих сайтов и в социальных сетях.

МАУ «Дворец культуры шахтеров» в рамках Всемирного дня инвалидов провел дистанционный XII городской фестиваль художественного творчества «Твой звёздный час». Свои видеоматериалы в номинациях (вокал, инструментальное искусство, разговорный жанр, хореография и декоративно-прикладное творчество) прислали детские творческие коллективы специализированных образовательных учреждений города Кемерово. Также в рамках этого мероприятия педагогом-хореографом из Санкт-Петербурга были проведены онлайн-занятия по созданию авторской оригинальной лексики танца, развитию импровизации, выстроенные в формате «прямые эфиры + домашнее задание». По окончании курса все его участники получили сертификат и, в зависимости от количества бонусов, диплом или медаль.

МАУ «ДК имени 50-летия Октября» в дистанционном режиме провел XI открытый городской фестиваль-конкурс «Мульти-видение», в котором приняли участие те, кто любит мультипликационные фильмы (возраст от 5 до 18 лет). Любой участник фестиваля мог исполнить песни, танцы, фрагменты из мультфильмов или сказок, перевоплотившись в их персонажей.

Номинации конкурса:

- «Мульт по-нашему». Анимационный ролик, выполненный с помощью компьютерной графики, игрушек, рисунков, пластилина или любого другого материала.

- «Мульт-айс». Цирковой номер на сюжет известного мультипликационного фильма.

- «Мульт^апсе». Работа в хореографическом жанре на основе музыки из мультфильма.

- «Мульт-^нсе». Исполнение песни из мультфильма.

- «Мульт-исток». Инсценировка любого фрагмента из мультфильма и т. д.

Самое большое количество участников и просмотров в Интернете набирают онлайн-ма-стер-классы и конкурсы:

• «Новогодняя елочка», онлайн-парад новогодних коcтюмов «Magic fashion», онлайн-челлендж поздравлений от Деда Мороза, Снегурочки и сказочных персонажей (МАУ «Дворец культуры шахтеров»).

• Онлайн-фотоконкурс «Новогодний Кузбасс», конкурс рисунков «Новогоднее чудо» (МАУ «ДК имени 50-летия Октября»).

• Онлайн-мастер-классы «Новогодняя открытка», «Новогодние елочки», «Оригами», «Брошь из бисера», «Рождественский венок» (МАУ «Культурный центр»).

• Онлайн-челлендж «Поздравь Кузбасс с Новым годом», фотоконкурс «Новогодний Кузбасс», новогодний танцевальный онлайн-флеш-моб, онлайн-караоке «Настрой себя на Новый год» (МАУ «ДК имени 50-летия Октября»).

Надо сказать, что все дворцы культуры, соблюдая выдвинутые Роспотребнадзором требования в связи с коронавирусной инфекцией (COVID-19), используют и традиционные формы мероприятий: праздники, концерты, театрализованные представления, выставки, флеш-мобы, квесты и т. д.

Особенно популярным стало креативное общественное пространство. Арт-объекты и фотозоны созданы практически в каждом учреждении культуры.

Мы провели опрос среди родителей на улицах Кемерова с целью выяснить, какие предложения по организации детского досуга они бы внесли в деятельность учреждений культуры. Из 25 человек опрошенных 19 респондентов хотели бы для своих детей сказку на ночь. Можно, например, записать ее на телефон от лица одного персонажа или сделать небольшую инсценировку и выложить либо на сайте, либо в Инста-грам. Тогда любой родитель сможет предложить ее своему ребенку для просмотра. 10 человек хотят, чтобы под руководством специалиста ДК их ребенок сам рассказал сказку, а затем ее бы показали всем детям.

У виртуальных мероприятий есть пути монетизации. Все 25 респондентов изъявили желание, чтобы 31 декабря по видеосвязи Дед Мороз поздравил их ребенка с Новым годом, и готовы эту услугу оплатить. 8 человек предложили поздравить их семью и друзей с помощью беспи-

лотника. Ведь дрон с прикрепленным к нему поздравлением мог бы подняться на уровень окна в комнате их ребенка. Можно снять с помощью беспилотника зимние игры детей (катание с горок, лепку снеговика, игры в снежки), то есть сделать видео, которое самостоятельно родители создать не смогут; транслировать детские праздники на открытом воздухе сразу в сеть Интернет, а затем лучшие кадры использовать для рекламы мероприятия, рассказав всем о прошедшем событии, и, таким образом, продвинуть бренд учреждения культуры.

Изоляция способствовала росту популярности такого формата, как онлайн-мероприятия. Это произошло не в результате технологического скачка, а, скорее, за счет фантазии и творческой смелости сотрудников учреждений культуры. Zoom превратился в интерактивный театр, стал площадкой для выступлений танцоров, музыкантов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Если в условиях реального праздника участники и организаторы видели эмоции и активное участие в нем гостей, то теперь их виртуальное присутствие обозначатся «лайком» или комментарием.

Подтверждает актуальность и востребованность формата онлайн и увеличение количества анонсированных платформ для трансляций, например, от Яндекса и Facebook. С переходом в режим онлайн появились возможности для саморазвития и самообучения. Сейчас популярным во всем мире форматом стал PechaKucha - новый способ презентации творческих проектов за 6 минут 40 секунд (20 слайдов, каждый за 20 секунд).

Этот формат подходит для презентации проектов в сфере дизайна, фотографии, представления хобби, маршрута для путешествий и экскурсий и т. д.

Учреждения культуры также могут помочь разнообразить семейный досуг, предлагая варианты традиционных народных игр, которые не требуют особых усилий со стороны родителей и большого игрового пространства. К сожалению, многие народные игры, которые развивали у детей ловкость и силу, быстроту реакции, учили доброте, порядочности и справедливости, забыты. Им на смену пришли игры компьютерные.

Опыт учреждений культуры в сохранении обширного и разнообразного по своему содержанию игрового репертуара показывает, что они до сих пор могут быть интересны детям. Сейчас пришло время их вспомнить и поиграть всей семьей. Лаконичные и выразительные народные игры способны активизировать познавательный и творческий процесс у детей, знакомить с окружающим миром, традициями и нормами поведения. Недаром ученые и практики признают игру ведущей деятельностью ребёнка.

Нельзя не отметить следующие положительные качества виртуальных мероприятий: отсутствие больших финансовых затрат, поездок или путешествий; доступность для всех желающих; возможность записи мероприятия и просмотра в удобное время и др.

В какой мере в дальнейшем онлайн-формат станет заменой офлайну или исчезнет вместе с пандемией - покажет время. Но виртуальные события, так или иначе, вошли в систему праздников.

Литература

1. Глевкая Н. В. Праздник как коммуникативное событие (на примере празднования Нового года и Рождества) // Научные ведомости БелГУ Сер. «Гуманитарные науки». - 2015. - № 12(209), вып. 26. - С. 84-92.

2. Каверина Е. А. Праздник как эстетический и социальный феномен // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2009. -№ 324 (июль). - С. 119-122.

3. Карпова Г. Г. Праздник в контексте социальных изменений: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. - Саратов, 2001. - 157 с.

4. Курбатов В. П. Социокультурная коммуникация в массовом празднике как способ преодоления ограниченности культурного бытия на примере сибирской ярмарки // Вестн. Кузбас. гос. техн. ун-та. - 2011. - № 1. -С. 159-164.

5. Костюк Н. В. Формирование готовности будущих менеджеров в сфере культуры к реализации инновационных моделей управления социально-культурной деятельностью в условиях изменяющегося рынка труда // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 22, ч. 1 - С. 178-180.

6. Слюсаренко М. А. Праздник в культуре и культура праздника в контексте современности // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Сер. «Гуманитарные науки» (спецвыпуск). - 2000. - Вып. 3 (19). - С. 25-30.

7. Юдина А. И. Алгоритм социально-культурного прогнозирования деятельности организаций сферы культуры // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. - № 38. - С. 166-175.

8. Юдина А. И., Мухамедиева С. А. Определение потребности отрасли культуры в квалифицированных кадрах в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 22, ч. I. - С. 166-175.

References

1. Glevkaya N.V. Prazdnik kak kommunikativnoe sobytie (na primere prazdnovaniya Novogo goda i Rozhdestva) [Holiday as a communicative event (by the example of New Year and Christmas celebrations)]. Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya "Gumanitarnye nauki" [Scientific Bulletin of BelSU. Series. Humanitarian sciences], 2015, no. 12(209), iss. 26, pp. 84-92.

2. Kaverina E.A. Prazdnik kak esteticheskiy i sotsial'nyy fenomen [Holiday as an aesthetic and social phenomenon]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University], 2009, no. 324 (July), pp. 119-122.

3. Karpova G.G. Prazdnik v kontekste sotsial'nykh izmeneniy: dis. ... kand. sotsiol. nauk: 22.00.06 [Holiday in the context of social change. Diss. PhD in Sociology: 22.00.06]. Saratov, 2001. 157 p.

4. Kurbatov V.P. Sotsiokul'turnaya kommunikatsiya v massovom prazdnike kak sposob preodoleniya ogranichennosti kul'turnogo bytiya na primere sibirskoy yarmarki [Socio-cultural communication in a mass celebration as a way to overcome the limitations of cultural life on the example of the Siberian fair]. Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Kuzbass State Technical University], 2011, no. 1, pp. 159-164.

5. Kostyuk N.V. Formirovanie gotovnosti budushchikh menedzherov v sfere kul'tury k realizatsii innovatsionnykh mod-eley upravleniya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nost'yu v usloviyakh izmenyayushchegosya rynka truda [Formation of the readiness of future managers in the field of culture to implement innovative models of management of social and cultural activities in the changing labor market]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University ofCulture and Arts], 2013, no. 22, ch. 1, pp. 178-180.

6. Slyusarenko M.A. Prazdnik v kul'ture i kul'tura prazdnika v kontekste sovremennosti [Holiday in culture and holiday culture in the context of modernity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya "Gumanitarnye nauki (spetsvypusk)" [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. Series "Humanities (special issue)"], 2000, iss. 3 (19), pp. 25-30.

7. Yudina A.I. Algoritm sotsial'no-kul'turnogo prognozirovaniya deyatel'nosti organizatsiy sfery kul'tury [Algorithm of socio-cultural forecasting of the activities of organizations in the sphere of culture]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2017, no. 38, pp. 166-175.

8. Yudina A.I., Mukhamedieva S.A. Opredelenie potrebnosti otrasli kul'tury v kvalifitsirovannykh kadrakh v oblas-ti bibliotechnogo dela i sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Determination of the needs of the cultural industry in qualified personnel in the field of librarianship and social and cultural activities]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2013, no. 22, ch. I, pp. 166-175.

УДК 379.82

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Баландина Галина Александровна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурных технологий и туризма, Пермский государственный институт культуры (г. Пермь, РФ). E-mail: balandina-galina@rambler.ru

Актуальность темы обоснована необходимостью активного включения молодежи в творческую деятельность, которая может осуществляться в культурно-досуговых учреждениях, где созданы усло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.