Научная статья на тему 'Технологические аспекты информационной предметно-деятельностной среды педагогической интернатуры'

Технологические аспекты информационной предметно-деятельностной среды педагогической интернатуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая интернатура / информационная предметно-деятельностная среда / система управления организацией обучения / инновационная модель подготовки педагогических кадров / pedagogical internship / information subject and activity environment / teaching management system / innovative model of teacher-training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П. С. Ломаско, А. Л. Симонова

Излагаются основные положения концепции информационной предметно-деятельностной среды как системообразующего фактора виртуального компонента практической подготовки будущих учителей, обучающихся в условиях педагогической интернатуы. Описываются основные идеи реализации такой среды с позиций технологического подхода. Приводятся ключевые составляющие модели деятельности интернов, их руководителей и наставников в русле стандартизации и унификации требований к образовательным результатам и общего процесса управления таким видом подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — П. С. Ломаско, А. Л. Симонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL ASPECTS OF THE INFORMATION ACTIVITY-BASED ENVIRONMENT OF PEDAGOGICAL INTERNSHIP

In article basic provisions of the concept of the information subject and activity environment as backbone factor of virtual practical training of future teachers who are training in the conditions of pedagogical internship are stated. The main ideas of realization of such environment from positions of technological approach are described. Key components of model of activity of interns, their heads and mentors in line with standardization and standardization of requirements to educational results and the general management of such type of preparation are given.

Текст научной работы на тему «Технологические аспекты информационной предметно-деятельностной среды педагогической интернатуры»

УДК 378.048.2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРЕДМЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРНАТУРЫ

П. С. Ломаско, А. Л. Симонова

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049 г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 Е-mail: pavel@lomasko.com, simonova75@ya.ru

Излагаются основные положения концепции информационной предметно-деятельностной среды как системообразующего фактора виртуального компонента практической подготовки будущих учителей, обучающихся в условиях педагогической интернатуы. Описываются основные идеи реализации такой среды с позиций технологического подхода. Приводятся ключевые составляющие модели деятельности интернов, их руководителей и наставников в русле стандартизации и унификации требований к образовательным результатам и общего процесса управления таким видом подготовки.

Ключевые слова: педагогическая интернатура, информационная предметно-деятельностная среда, система управления организацией обучения, инновационная модель подготовки педагогических кадров.

TECHNOLOGICAL ASPECTS OF THE INFORMATION ACTIVITY-BASED ENVIRONMENT OF PEDAGOGICAL INTERNSHIP

P. S. Lomasko, A. L. Simonova

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. Р. Astafiev 89, Ada Lebedevа str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation Е-mail: pavel@lomasko.com, simonova75@ya.ru

In article basic provisions of the concept of the information subject and activity environment as backbone factor of virtual practical training of future teachers who are training in the conditions of pedagogical internship are stated. The main ideas of realization of such environment from positions of technological approach are described. Key components of model of activity of interns, their heads and mentors in line with standardization and standardization of requirements to educational results and the general management of such type ofpreparation are given.

Keywords: pedagogical internship, information subject and activity environment, teaching management system, innovative model of teacher-training.

Работа выполнена в рамках Программы стратегического развития КГПУ имени В. П. Астафьева 2011-ПР-217, поддерживаемой Министерством образования и науки РФ. Проект «Развитие профессионально-личностных компетенций студентов в инновационной среде педагогической практики» № 08/12.

На сегодняшний день проблема повышения качества педагогического образования является одной из наиболее актуальных и своевременных как для педагогической науки, так и в сфере административно -управленческой деятельности. Это обусловлено общими изменениями социальной организации под влиянием процесса информатизации - переход в стадию «смарт-общества» и конкретными политическими решениями на уровне Российской Федерации -принятием в 2012 году нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в 2013 г. - профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования - воспитатель, учитель)», активной деятельности в 2014 г. по разработке новой линейки федеральных государственных образовательных стандартов три плюс (так называемых ФГОС3+).

В публикациях [2; 3] авторами настоящей статьи были вполне подробно указаны методологические основания для реализации новой модели педагогической интернатуры и описана концепция информационной предметно-деятельностной среды (ИПДС) как неотъемлемого системообразующего элемента виртуальной деятельности руководителей, преподавателей и школьных наставников интернов. В [4; 5] были изложены основные особенности ИДПС как специализированного способа организации информационной образовательной среды (ИОС) в условиях педагогического вуза.

Сегодня под информационной предметно-деятельностной средой педагогической интернатуры мы понимаем новую проективную (в обозначении согласно [6]) модель и технико-технологический комплекс средств реализации практической подготовки интернов, таких, которые были бы: а) адекватны современной образовательной парадигме системно-деятельностного подхода, отраженного в линейке ФГОС3 и ФГОС3+; б) адекватны уровню развития современных образовательных технологий электронного и мобильного обучения (е-1еагт^, т-1еагт^); в) адекватны уровню развития информационных тех-

нологий - современным представлениям о юзабилити (useability), применения средств «смарт-образования», облачных технологий, web 2.0.

При этом, как предполагается авторами проекта, разработка, внедрение и системное применение ИПДС педагогической интернатуры в практике подготовки будущих учителей позволит достичь следующих эффектов:

1) обеспечить возможность реализации практической подготовки с применением системно-деятельност-ного подхода и технологий информационного менеджмента: четкое структурирование планируемых образовательных результатов в терминах компетенций согласно основным образовательными программам (ООП), вариативно-инвариантную модель виртуальной и реальной учебной деятельности для их достижения; виртуальные условия для демонстрации компетенций с возможностью их диагностики и контроля;

2) реализацию идей открытого образования и модульной архитектуры построения виртуальных образовательных маршрутов для развития интернов как будущих профессиональных преподавателей;

3) эффективное внедрение технологий электронного и мобильного обучения (e-learning, m-learning), дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в русле изменения основной цели высшего педагоги-

ческого образования: от суммы профессиональных знаний, умений и навыков - к системному развитию личности (аксиологических, когнитивных, деятельно-стных и рефлексивных аспектов) в виртуальной социальной среде и сфере практической деятельности.

Под моделью деятельности с технологической точки зрения мы понимаем специально сконструированный и реализованный виртуальными средствами норматив качеств интерна, проявляемых в организованном процессе действий и отдельных операций в среде. При этом данный норматив определятся исходя из планируемых результатов обучения согласно ООП, формулируемых в терминах компетенций, которые, в свою очередь, определяются в виде матрицы показателей их проявления в процессе виртуальной активности. Весь процесс профессиональной подготовки строится согласно модели деятельности, ориентированной на решение информационно-коммуникационных и дидактических (учебных, рефлексивных, социально-конструктировочных) профессиональных задач (рис. 1). С общепедагогической точки зрения под каждой отдельно взятой компетенцией понимается комплексная характеристика, которая может проявляться в четырех аспектах развития личности: аксиологическом, когнитивном, деятельностном и рефлексивном (рис. 2).

Профессиональная деятельность

Al А2

31 ■ 32 ■ 33

Аспекты (виды)

Задачи

Рис. 1. Технологические принципы построения модели деятельности

Рис. 2. Технологическое представление о компетенции в ИПДС

Деятельностная модель включает в себя следующие виды деятельности и операции в среде:

1. Информационная - поиск, запрос, получение и редактирование (корректировка) информации об актуальном состоянии образовательного маршрута, академического статуса. Ознакомление с нормативными и административными документами (распоряжениями и приказами).

2. Рефлексивная - заполнение и редактирование профессионального Портфолио, самооценка уровня профессионального развития в Центре компетенций.

3. Социально-конструктировочная - внесение предложений и идей по структуре и содержанию ИПДС - комментирование отдельных заданий, обучающих модулей; формирование (добавление, удаление, редактирование) собственных ресурсов, предоставление к ним доступа руководителям, наставникам и другим интернам, участие в опросах.

4. Учебная - выполнение назначенных заданий в различных форматах: диагностических тестов, тренировочных упражнений, заполнение анкет, отправка профессионально-ориентированных заданий с обратной связью, участие в вебинарах и виртуальных семинарах.

5. Коммуникативная - создание персонального справочника профессиональных контактов в среде, в том числе с наличием интернов и руководителей из других направлений подготовки и образовательных программ с возможностью взаимодействия через внутреннюю, интегрированную в среду электронную почту. Участие в тематических сообществах, в том числе межпредметных с помощью интегрированных средств, аналогичных социальным сетям (группы, страницы, форумы, чаты, вебинары).

6. Квазипрофессиональной - конструировании собственных виртуальных элементов образовательного маршрута для организации учебной, коммуникационной и рефлексивной деятельности других участников ИПДС (преимущественно, интернов младших поколений).

С точки зрения классификации предлагаемой модели информационной предметно-деятельностной среды педагогической интернатуры ее следует отнести к системам управления организации обучения, так называемым TMS - teaching management systems (согласно терминологии [2]), подчиняющиеся идеи цикла эффективного обучения (рис. 3).

Рис. 3. Основные особенности TMS. Понятие цикла эффективного обучения

'^r'jy Информационная предметно-деятельностная среда интернатуры КГПУ им. В.П. Астафьева

Мое рабочее место »

Каталог ресурсов » Администрирование »

root user & Вы>со^

о.

Обзор

Образовательный маршрут Закладки

Заметки и комментарии

Ре-су рсы Портфолио Компетенции Прогресс обучения

Почта

Адресная книга

Персональные данные Настройки

Настройки Участники Прогресс обучения Метаданные Экспортировать вать вид участников crop текста и мультимедиа

Основное рабочее место интерна

пение задач школы

Действия 1 Действия '

Действия ч Действия '

Дидактический блок Действия ч

Основные педагогические технологии _ Действия'

Статус: Не в сети Тип! Обучающий модуль ИПДС текущая деятельность

Прогресс обучения:

Коммуникативный Блок Действия

Консультация и обсуждение заданий интернатуры Active users: 0 Availability: Сегодня, 10:0В- 09. Ноя 2014,- 10:08 Действия

¿J3 Обсуждение педагогических технологий Статьи (Непрочитанных]i 0 (0] Новые статьи: 0 Действия w

Г^^толннял "ыгкя: http://«]L-зтл rt.n./irte г/gotc. pf-p^ rcf=t=cr3_9iJBi£liert_K] = irte г ДсЬэаить а зшщрн ^ц 1

Информационнная предметно-деятельностная среда | Связаться с Администрацией

[ИПДС) Красноярский государственный педагогический университет им. Е,П.

Астафьева

, , Адрес: Б60049 г, Краен од рскг ул. Ады Лебедевой, 39;

^ ^ ' ^ Телефон-факс: (391) 217-17-17: е-таИ: kspu@kspu.ru;

Официальный сайт: http://kspu.ru

Рис. 4. Основные элементы интерфейса ИПДС

Сформулируем отличительные особенности данного класса информационных образовательных систем:

1. Четкая ориентированность на стандартизацию и унификацию образовательных результатов.

2. Открытая модульная архитектура модели деятельности обучаемых, возможность конструирования.

3. Ориентированность на роль виртуального преподавателя не как на информационного носителя знаний, а как на эффективного менеджера, управляющего процессом обучения путем временного и содержа-

тельного планирования и системного контроля выполнения учебных задач.

4. Ориентированность систем на непрерывное профессиональное развитие виртуальных преподавателей путем взаимодействия в среде с другими пользователями, изучения опыта работы других преподавателей.

5. Регламентированность требований к образовательным результатам для обучаемых, при этом каждая процедура их оценивания должна быть референтна и релевантна данным требованиям.

На данный момент исследование по реализации ИПДС педагогической интернатуры КГПУ имени В. П. Астафьева находится на стадии формирующего эксперимента, разработаны и реализованы базовые части и функциональные возможности среды (рис. 4).

Резюмируя выше изложенное, укажем основные выводы, полученные на данном этапе исследовательской работы.

Во-первых, следует отметить, что система педагогического образования претерпевает значительные изменения под влиянием общих изменений в социальной сфере, процессов информатизации и идей смарт-общества и смарт-образования, находящих отражение в смене образовательной парадигмы и распространением системно-деятельностного подхода.

Во-вторых, данные изменения актуализируют множество научных и научно-педагогических проблем, касающихся как вопросов эффективной организации образовательного процесса в условиях новых образовательных и профессиональных стандартов, так и вопросов оценки и контроля достижения новых образовательных результатов и в целом оценки способности и готовности выпускников педагогических вузов к осуществлению профессиональной деятельности.

Наконец, современные средства организации информационной образовательной среды процесса обучения претерпевают значительные изменения. Наряду с существующими и уже вполне сложившимися системами управления обучением - LMS (learning management systems) появляются системы управления организацией обучения - TMS (teaching management systems), предполагающие активное участие преподавателей в стандартизации и унификации образовательных результатов и технологическом определении модели деятельности обучаемых.

Библиографические ссылки

1. Curtis R. Achievement first: developing a teacher performance management system that recognizes excellence [Электронный ресурс] // Teacher Training & Classroom Practice. 2011. № 3. URL http://tntp.org/ publications/scroll/teacher-training-and-classroom-practice (дата обращения: 22.08.2014).

2. Lomasko P., Simonova A. Virtual innovative environment of practices at Russian teacher-training university as a factor of improving the quality of education // ARSA-2012. Proceedings in Advanced Research in Scientific Areas The 1st Virtual International Conference. Zilina, Slovak Republic, p. 907-911.

3. Ломаско П. С., Потупчик Е. Г., Симонова А. Л. Концептуально-методологические аспекты проектирования виртуальной инновационной среды практики в условиях реализации педагогической интернатуры // Вестник Краснояр. гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2014. № 1. С. 35-41.

4. Ломаско П. С. Методическая система подготовки учителя информатики в области информационной безопасности : дисс. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2009. 189 с.

5. Ломаско П. С. Особенности разработки средств электронного обучения: к проблеме проектирования интерфейсов // Вестник Череповец. гос. ун-та. 2013. № 4(52). Т. 2. С. 117-121.

6. Пак Н. И. Проективный подход в обучении как информационный процесс : монография ; Красноярск : РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2008. 225 с.

References

1. Curtis R. Achievement first: developing a teacher performance management system that recognizes excellence [Электронный ресурс] // Teacher Training & Classroom Practice. 2011. № 3. URL http://tntp.org/ publications/scroll/teacher-training-and-classroom-practice (дата обращения: 22.08.2014).

2. Lomasko P., Simonova A. Virtual innovative environment of practices at Russian teacher-training university as a factor of improving the quality of education // ARSA-2012. Proceedings in Advanced Research in Scientific Areas The 1st Virtual International Conference. Zilina, Slovak Republic, p. 907-911.

3. Conceptual and methodological aspects of design of the virtual innovative environment of practice in the conditions of realization pedagogical the internship / P. S. Lomasko, E. G. Potupchik, A. L. Simonova // the Bulletin of Krasnoyarsk state pedagogical university of V. P. Astafyev. 2014. No. 1. P. 35-41.

4. Lomasko P. S. Methodical system of training of the teacher of informatics in the field of information security : diss. . edging. ped. sciences. Krasnoyarsk, 2009. 189 p.

5. Lomasko P. S. Features of development of means of electronic training: to a problem of design of interfaces // Messenger of Cherepovets state university. 2013. No. 4(52). T. 2. P. 117-121.

6. Pak N. I. Projective approach in training as information process : monograph ; Krasnoyarsk : RIO KGPU of V. P. Astafyev, 2008. 225 p.

© Ломаско П. С., Симонова А. Л., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.