Научная статья на тему 'Технологические аспекты формирования учебно-профессиональной компетентности в условиях модернизации образования'

Технологические аспекты формирования учебно-профессиональной компетентности в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / МАРКЕТИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / COMPETENCE / COMPETENCY / COMMUNICATION / MARKETING / EDUCATIONAL PROCESS / MODERNIZATION OF EDUCATION AND EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлев Владимир Васильевич, Журавлева Анна Аркадьевна

Рассматривается концепция формирования учебно-профессиональной компетентности выпускников высшей школы. Представлены основные понятия компетентностного подхода. Рассмотрены условия формирования и развития универсальных компетенций коммуникационной, маркетинговой направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлев Владимир Васильевич, Журавлева Анна Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological Aspects of Forming Training and Professional Competence in the Conditions of Modernization of Education

This article deals with the problems of the educational process Bachelor of Economics and Management for the future professional activity. The concept of the formation of educational and professional competence of graduates. Based on the analysis of scientific literature presents basic concepts of competency approach, competencies. The technological aspects of training students, providing for the formation and development of key professional and universal jurisdiction on the basis of the communication, the marketing component. Particular attention is paid to the system of marketing communications, the development of students’ skills in advertising, marketing, PR activities, branding, reputation management. Presents the components of the model of formation and development in the bachelor of economics and management training and professional competence on the basis of the system, the activity, the competence-context approach. Criteria for assessing the level of educational and professional competencies.

Текст научной работы на тему «Технологические аспекты формирования учебно-профессиональной компетентности в условиях модернизации образования»

Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2016. № 7 (389). Филологическиенауки. Вып. 101. С. 54-59.

УДК 37.01

ББК 74.58

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В. В. Журавлев,А. А. Журавлева

Южно-Уралъскийгосударственныйуниверситет, Челябинск, Россия

Рассматривается концепция формирования учебно-профессиональной компетентности выпускников высшей школы. Представлены основные понятия компетентностного подхода. Рассмотрены условия формирования и развития универсальных компетенций коммуникационной, маркетинговой направленности.

Ключевые слова: компетентностъ, компетенция, коммуникация, маркетинг, образова-телъный процесс, модернизация образования, эффективностъ.

В условиях неопределенности экономического развития, ряда трудностей, связанных с международными санкциями, падением цен на нефть и газ, нестабильностью финансовой системы, остро встает вопрос эффективности деятельности организаций, сохранения конкурентных позиций. Эффективность и результативность хозяйствующих субъектов во многом зависит от качества человеческих ресурсов, их подготовки и соответствия современным требованиям. Профессионализм трудовых кадров, безусловно, определяется развитостью, гибкостью системы национального образования, которое должно предложить учащимся самые современные образовательные модели, точно определить векторы и уровень развития знаний, умений, навыков выпускников вуза.

Модернизация образования в Российской Федерации базируется на концепции личност-но-развивающегося обучения, что предполагает подготовку профессионально компетентных специалистов разного уровня, профиля, их способность реализовывать собственные возможности качественно, грамотно с минимальными потерями ресурсов и максимальной отдачей.

На наш взгляд, помочь в достижении данных целевых ориентиров может применение соответствующих технологий подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Практика российского образования, исследования многих авторов: А. А. Вербицкого, Л. В. Львова, А. М. Новикова, Т. Н. Третьяковой, Н. Н. Тулькибаевой - показывают недоста-

точное использование эффективных педагогических технологий, позволяющих в полной мере развивать личность выпускника высшей школы. В рамках данной статьи мы обратились к проблемам профессиональной подготовки студентов вузов в сфере экономики, менеджмента, предпринимательства и, прежде всего, к коммуникативной составляющей их будущей деятельности, связанной с рекламой и РЯ.

Отечественные предприниматели, менеджеры, специалисты до сих пор, к сожалению, уделяют недостаточное внимание маркетинговым коммуникациям, связям с общественностью, рекламе, брендингу, имиджелогии, что снижает эффективность работы многих российских предприятий, повышает затраты на продвижение продукции, мешает выйти нашим фирмам на зарубежные рынки.

Поэтому тема развития и повышения уровня коммуникативной компетентности выпускников высшей школы, менеджмента организации, отечественных бизнес-структур будет еще долго оставаться актуальной и привлекать внимание исследователей.

Объектом нашего внимания в представленной статье является процесс профессиональной подготовки студентов экономических и управленческих специальностей в высшей школе. Основным предметом исследования являются технологические аспекты формирования профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику быть конкурентоспособным, мобильным, успешным, способным повышать привлекательность, эффективность деятель-

ности хозяйствующих субъектов Российской Федерации.

Анализ научной литературы позволяет утверждать приоритетность компетентностного подхода при определении различных направлений модернизации образования высшей школы России.

Рассмотрим теоретические аспекты подготовки бакалавров сферы экономики и менеджмента в рамках компетентностного подхода. В высшей школе в последнее время значительное внимание уделяют ценностным аспектам профессиональной подготовки будущих специалистов управ-ленческо-экономического направления.

Непредсказуемое развитие экономики предъявляет все новые требования к выпускникам вузов, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, рефлексирующих, самоорганизующихся, моральных начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах.

Анализ психолого-педагогических исследований, проведенный Л. В. Львовым, позволяет констатировать, что именно компетентностный подход является доминирующим при определении возможных направлений модернизации профессионального образования [5]. Наиболее полно, последовательно методологические основы модернизации представлены в трудах таких ученых, как В. И. Байденко, В. А. Болотов, А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, А. М. Новиков, Е. В. Яковлев и Н. О. Яковлева [1; 2; 6].

По мнению авторов, исследовавших проблемы профессиональной компетентности, в основе профессионального развития лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет реального, практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности -ее творческой самореализации [2].

Нам импонируют следующие аспекты компетентностного подхода, выделенные в работах Л. В. Львова:

- содержание образования предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнение ключевых (то есть относящихся ко многим сферам) функций, компетенций (В. А. Болотов, В. В. Сериков) [5];

- построение цели и отражение субъективных компонентов человеческих культуры в

содержании образования на концепции компетенций как основе формирования у обучающихся способностей решать практические задачи воспитания личности в целом [4];

- раскрытие желаемого результата образования через совокупность различного вида компетенций (Ю. Г. Татур);

- стимуляции перехода на новую систему оценки качества образования, исключение авторитаризма в отношениях между обучающимися и педагогами, отведение ведущего места их партнерству в учебной деятельности (Т. И. Шамова);

- приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности [5].

Компетентностно-контекстный подход - это приоритетная ориентация на цели образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности путем создания условий для овладения сквозной, разноуровневой системой учебных, учебно-профессиональных и профессиональных компетенций в процессе последовательного осуществления соответствующих видов деятельности, обеспечивающей способность и готовность выпускника к профессиональной успешности, конкурентоспособности и социально-профессиональной мобильности [1].

Результаты анализа психолого-педагогических исследований позволяют считать профессиональными компетенциями компетенции, необходимые для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности специалиста, жестко привязанные к определенному виду профессиональной деятельности. Это система профессиональных знаний, умений, способов практических действий, позволяющих выполнять стандартные требования и решать типовые проблемные ситуации в конкретной деятельности и в соответствии с полномочиями.

Помимо профессиональных компетенций выделяют ключевые универсальные компетенции, которые соответствуют наиболее широкому спектру специфики деятельности, составляют инвариантную часть базовых профессиональных компетенций выпускника и опираются на систему ключевых адекватных профессиональных знаний, навыков, умений, способов действий [6].

В представленной работе мы уделили главное внимание ключевым универсальным компетенциям, представляющим коммуникатив-

ную сферу деятельности менеджера, предпринимателя. Данные компетенции, опираясь на специальные профессиональные компетенции, позволяют значительно повысить результативность деятельности специалиста, всей фирмы и соответствующих бизнес-процессов.

Под учебно-профессиональными компетенциями многие авторы педагогических исследований понимают систему учебных, а также профессиональных знаний, навыков, умений, способов и приемов действий, необходимых для выполнения учебной деятельности, решения задач, соответствующих требованиям будущей профессиональной деятельности.

Практика российских предприятий показывает, насколько важно, необходимо развивать экономисту, менеджеру навыки, связанные с реализацией маркетинговых коммуникаций. Так, специалисты в области стратегического управления, экономики, бизнеса Г. Минц-берг, Г. Хэмел, У Чан Ким, В. В. Виханский, И. Б. Гурков, А. А. Петров считают, что в современной динамичной экономике именно маркетинговые коммуникации являются важнейшим инструментом повышения эффективности, конкурентоспособности организаций.

Владение маркетинговыми коммуникациями требует от бизнеса непрестанных усилий, упорного труда, обращения к зарубежному опыту, терпения и очень глубоких знаний. Можно привести в качестве показательных примеров успешных маркетинговых действий проект знаменитого отечественного бизнесмена 90-х гг. Владимира Довганя по формированию культуры рыночной деятельности по производству и реализации качественной алкогольной продукции в России, создание алюминиевой империи Олега Дерипаски, вхождение Южно-Уральского государственного университета в ТОП-500 лучших вузов мира и т. п.

Реализация названных выше проектов стала возможной не только благодаря интуиции руководства, самоотверженному труду персонала, но и их мощной поддержке известными компетентными мировыми маркетинговыми агентствами, бизнес-структурами, которые обеспечили эффективные коммуникации, связи с общественностью.

Отметим, что современный руководитель в фирме тратит более трех четвертей своего рабочего времени на участие в различных коммуникационных процессах. Это и межличностные коммуникации, и внутрикорпоративные, и связи во внешней среде, с общественностью.

Для успешного функционирования и развития любой организации необходимо привлекать внимание потребителей, вызывать доверие к организации в целом и к ее отдельным сотрудникам, формировать репутационный капитал компании.

Г. Минцберг, Г. Хэмел, И. Гурков, Ф. Шар-ков указывают на системообразующий характер нематериального капитала какого-либо субъекта (личности, организации). Данный капитал является дополнительной ценностью, которую приобретают в процессе выстраивания отношений с внешней средой и которая проявляется в виде отношения к субъекту целевой аудитории. Как правило, в качестве нематериальных, но очень ценных активов могут рассматривать харизму, ореол, личные связи, эксклюзивные маркетинговые приемы, бренд, имидж, паблисити, образ, реноме, репутацию, которые нередко становятся ключевыми факторами успеха, обеспечивают дополнительные возможности личности и организации. На наш взгляд, подготовка учащихся в сфере экономики и управления должна предусматривать овладение студентами названными ценностями.

Отметим, что современный образовательный процесс подготовки бакалавров экономики и менеджмента далек от совершенства. Можно критиковать его по разным направлениям, с разных позиций. Так, ряд дисциплин, по мнению преподавателей, специалистов, структурно расположен неверно, нарушена их логическая последовательность; многие предметы неоправданно расширены, а другие, наоборот, слишком сокращены, часто отсутствует баланс между теоретической и практической подготовкой и так далее.

В данной работе мы не будем подробно останавливаться на всех недостатках образовательного процесса, хотя они, безусловно, влияют на качество подготовки выпускников, а обратимся, прежде всего, к проблемам формирования и развития компетенций коммуникативного характера, без которых деятельность руководителя, предпринимателя будет неполноценной.

Передовые вузы города Челябинска внедряют разнообразные инновационные формы, технологии, методы, приемы образовательной деятельности в сфере экономики и менеджмента: стратегическое партнерство с иностранными учебными заведениями, зарубежные практики, проектное обучение, базовые управленческие комплексы, элективные курсы, лекции-презен-

тации, лекции-конференции, интерактивные практические занятия, насыщают учебный процесс современной техникой. Все делается для того, чтобы студент реально, практически овладевал нужными для его будущей деятельности компетенциями. К сожалению, при этом не уделяется в образовательном процессе подготовки бакалавров экономики и менеджмента действительно глубокого, серьезного внимания развитию комплекса компетенций коммуникативного характера, отсутствует системный подход.

Стандарты профессионального образования бакалавров экономики и менеджмента предусматривают изучение двух предметов, связанных с формированием компетенций коммуникативной направленности: «деловое общение» и «маркетинг». Этого, на наш взгляд, сегодня явно недостаточно. В рамках образовательного процесса высшей школы необходимо, во-первых, ввести в обязательном порядке еще два-три предмета «по выбору», связанных с маркетинговыми коммуникациями, РЯ, структурно расположенными последовательно на каждом курсе обучения, а во-вторых, постараться внедрить обучающие технологии, позволяющие интегрировать возможности формирования и развития одновременно и специальных, и универсальных (коммуникативных) компетенций.

Кратко представим концепцию подготовки бакалавров экономики и менеджмента, реализуемую в настоящее время в ЮУрГУ на базе кафедры экономики и менеджмента сервиса.

Основная идея заключается в создании возможностей для применения педагогических технологий формирования и развития профессиональной компетентности, которые предоставили бы студентам высшей школы условия для повышения уровня личностного и профессионального развития в процессе образовательной и профессиональной деятельности с учетом современной специфики управленческой и предпринимательской деятельности.

Теоретико-методологическая база данного исследования процесса профессиональной подготовки основана на системе методологических подходов: на философском уровне - теория познания, философия бизнеса; на общенаучном уровне - системный, компетентностью, интегративный, а также личностно-деятельностный подходы; на технологическом уровне - ситуационно-проблемный, референтно-личностный.

В основе концепции находится профессионально-развивающая модель системы ком-

петентностного профессионального образования, которая базируется на одновременном использовании профессионально-развивающего, когнитивно-ориентированного и личностно-деятельностного обучения.

Модель обучения состоит из целевого блока, содержательного, процессуально-деятель-ностного блока и диагностико-оценочного блока. Содержательный и процессуально-дея-тельностный блоки предполагают формирование и развитие комплекса базовых, специальных, корпоративных и универсальных компетенций, построенных на модульной основе и находящихся в соответствующей взаимосвязи.

Э. Ф. Зеер, П. Н. Новиков указывают на то, что компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации, поэтому формирование компетенций менеджера должно опираться на принципы интегративности, системности, ситуационности, обоснованности [2].

Представим некоторые аспекты подготовки бакалавров экономики и менеджмента на кафедре экономики и менеджмента сервиса ЮУрГУ на базе интегративной модели формирования и развития компетентности будущих управленцев и предпринимателей сферы сервиса и туризма [3].

1. Кафедрой разработаны и успешно применяются так называемые базовые управленческие комплексы, пионерами использования которых в новом столетии в Челябинске являются представители РБИУ. Только в отличие от коллег из Русско-Британского института управления на кафедре ЭМС ЮУрГУ данные комплексы основаны на формировании компетенций, связанных с маркетинговыми коммуникациями и расчетом их экономической эффективности. Таким образом, нам удается формировать в единой связке и специальные, и универсальные профессиональные компетенции.

2. Студенты 1 и 2 курсов активно участвуют в конференциях других вузов, принимают участие в различных форумах, олимпиадах, деловых играх. Часть данных мероприятий носит популяризаторский, игровой характер, так как у первокурсников нет необходимых экономических, маркетинговых, управленческих знаний и навыков, позволяющих им создавать реальные проекты в сфере туристской деятельности. По мере вовлечения студентов в научную деятельность, возникновения подлинного интереса они начинают с помощью студентов старших курсов создавать реальные

проекты, обсчитывать бизнес-процессы, работая в одной команде. При этом студенты берут за основу дипломные проекты выпускников и продолжают развивать темы этих работ, исправлять ошибки, вносить что-то новое, соответствующее реалиям быстро меняющегося в России рынка.

3. Кафедра несколько раз в учебном году организует встречи со стратегическими партнерами («Пегас-тур», ГРК «Солнечная Долина», курорт-отель «Золотой Пляж», Гранд-Отель «Видгоф» и др.), на которых представители этих фирм рассказывают студентам о проблемах турбизнеса, сервиса и предлагают темы реальных проектов, нужных данным компаниям. Каждый проект предполагает в обязательном порядке маркетинговую, рекламную, коммуникационную составляющие и их экономическое обоснование.

4. Все заинтересованные в практической деятельности студенты получают практику на предприятиях-партнерах или приглашение на работу. Практика после второго курса предусматривает, в первую очередь, закрепление навыков, связанных с маркетинговыми коммуникациями, умение обсчитывать варианты их реализации.

5. Курсовые работы по основным дисциплинам, без которых не может состояться настоящий экономист или менеджер, носят сквозной интегративный характер. Определенный раздел предыдущей курсовой работы входит составной частью в последующую курсовую. Итоговой работой, обычно, является бизнес-план. В каждой курсовой работе в обязательном порядке предусмотрена глава, обязательно связанная с маркетинговыми коммуникациями. Студенты, которые проходят по-

добное обучение, как правило, не испытывают затем значительных проблем при подготовке дипломного проекта.

6. Студенты кафедры выполняют дипломные работы по заказу стратегических партнеров кафедры, проводят реальные обсчеты проектов, предполагающие маркетинговое обоснование.

На первый взгляд, подобное образование не отличается большим разнообразием, но оно имеет системный характер, используется определенный комплекс форм и методов обучения, сама подготовка носит ярко выраженную практическую направленность, позволяющую формировать нужные экономистам и менеджерам сферы туризма компетенции.

Представленная система позволила повысить качество подготовки студентов, выпускников кафедры. Основными критериями оценки качества образования являются реальное, практическое внедрение выпускных квалификационных работ на предприятиях; победы и призовые места на олимпиадах, конкурсах, конференциях; публикация научных статей в изданиях, входящих в базу РИНЦ; практическая значимость курсовых работ; результативное участие студентов в мероприятиях вузовского и межвузовского уровней и т. п. В итоге в последние 2-3 года кафедра традиционно демонстрирует самые высокие показатели в учебной деятельности, внеучебной работе, научной работе со студентами, трудоустройстве выпускников.

Таким образом, системный, инновационный подход к формированию и развитию учебно-профессиональной компетентности бакалавров экономики и менеджмента позволяет повысить эффективность, результативность, качество образовательного процесса.

Список литературы

1. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологи-ческого анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. - 2005. -№ 4.- С. 199-271.

2. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. - М., 2005. - 216 с.

3. Журавлев, В. В. Практическая направленность подготовки бакалавров сферы туризма в контексте ценностно-компетентностного подхода / В. В. Журавлев // Соврем. высш. шк.: инно-вац. аспект. - 2013.-№ 3. - С. 96-100.

4. Львов, Л. В. Концептуальные основы проектирования системы формирования конкуренто-устойчивости менеджеров / Л. В. Львов, О. В. Перевозова // Соврем. высш. шк.: инновац. аспект. -2013. -№ 3.- С. 29-32.

5. Львов, Л. В. Проектирование системы профессиональной подготовки на полипарадигмаль-ной основе : монография / Л. В. Львов. - М., 2013. - 512 с.

6. Новиков, А. М. Методология образования / А. М. Новиков. - М., 2006. - 488 с.

Сведения об авторах

Журавлев Владимир Васильевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента сервиса, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет). Челябинск. Россия. [email protected]

Журавлева Анна Аркадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]

Bulletin of ChelyabinskState University. 2016. No. 7 (389). Philology Sciences. Issue 101. Pp. 54-59.

TECHNOLOGICAL ASPECTS OF FORMING TRAINING AND PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF EDUCATION

V. V. Zhuravlev

South UralState University (NationalResearch University). Chelyabinsk, Russia. [email protected]

A. A. Zhuravleva

ChelyabinskState University. Chelyabinsk, Russia. [email protected]

This article deals with the problems of the educational process Bachelor of Economics and Management for the fUture professional activity. The concept of the formation of educational and professional competence of graduates. Based on the analysis of scientific literature presents basic concepts of competency approach, competencies. The technological aspects of training students, providing for the formation and development of key professional and universaljurisdiction on the basis of the communication, the marketing component. Particular attention is paid to the system of marketing communications, the development of students' skills in advertising, marketing, PR activities, branding, reputation management. Presents the components of the model of formation and development in the bachelor of economics and management training and professional competence on the basis of the system, the activity, the competence-context approach. Criteria for assessing the level of educational and professional competencies.

Keywords: competence, competency, communication, marketing, educational process, modernization of education and efficiency.

References

1. Andreev A.L. Kompetentnostnaya paradigma v obrazovanii: opyt filosofsko-metodologicheskogo analiza [Competence paradigm in education: experience of philosophical and methodological analysis]. Pedagogika [Pedagogy], 2005, no. 4, pp. 199-271. (In Russ.).

2. Zeer E.F. Modernizatsiya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyy podkhod [The modernization of vocational education]. Moscow, 2005. 216 p. (In Russ.).

3. Zhuravlev V.V. Prakticheskaya napravlennost' podgotovki bakalavrov sfery turizma v kontekste lichnostno-kompetentnostnogo podkhoda [Practical orientation bachelor of tourism sphere in the context of value-competence approach]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspekt [Contemporary Higher Education: Innovative Aspects], 2013, no. 3, pp. 96-100. (In Russ.).

4. Lvov L.V., Perevozova O.V. Kontseptual'nyye osnovy proyektirovaniya sistemy formirovaniya konkurentnoy ustoychivosti menedzherov [Conceptual bases of designing of system of formation of competitive sustainability of managers]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspekt [Contemporary Higher Education: innovative aspect], 2013, no. 3, pp. 29-32. (In Russ.).

5. Lvov L.V. Proyektirovaniye sistemy professional'noy podgotovki na poliparadigmal'noy osnove [Designing the vocational training system based on multiparadigmality]. Moscow, 2013. 512 p. (In Russ.).

6. Novikov A.M. Metodologiya obrazovaniya [The methodology of education]. Moscow, 2006. 488 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.