Научная статья на тему 'Технологическая синхронизация гражданского воспитания и детско-юношеского туризма (в контексте глубинной технологии обучения и воспитания)'

Технологическая синхронизация гражданского воспитания и детско-юношеского туризма (в контексте глубинной технологии обучения и воспитания) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское воспитание / глубинная технология обучения и воспитания / квадроквест / гуманитарный квадривиум / естественный квадривиум / civic education / deep technology of learning and education / quadroquest / humanitarian quadrivium / natural quadrivium

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ковалев Валерий Валерьевич

Рассматривается проблема развития детско-юношеского туризма как одного из факторов, повышающих эффективность гражданского воспитания. Данный туризм позволяет создавать ситуацию, при которой процесс гражданского воспитания сопряжен с развитием созерцательного и деятельностного начал, что синхронизировано с приобретением новых знаний, умений и навыков на основе личностных переживаний, делая его личностно значимым. В качестве одного из средств решения этой проблемы на технологическом уровне рассматривается рассматривается глубинная технология обучения и воспитания В.В. Шогана. С учетом регионального компонента эта технология предлагает использование ресурсов квадроквеста как учебного путешествия и интерактивной игры для обучающихся. Рассматривается один из примеров реализации данной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological Synchronization of Civic Education and Youth Tourism (In the Context of Deep Technology of Learning and Education)

The article deals with the problem of the development of youth tourism as one of the factors that Increases the effectiveness of civic education. Such tourism creates a situation In which the process of civic education Is associated with the development of contemplative and activity principles, which Is synchronized with the acquisition of new knowledge and skills based on personal experiences, making It personally significant. The deep technology of learning and education by V.V. Shogan Is considered as one of the means of solving this problem at a technological level. Taking Into account the regional aspect, this technology offers the use of quadquest resources as a learning journey and an Interactive game for students. One of the examples of the Implementation of this technology Is discussed.

Текст научной работы на тему «Технологическая синхронизация гражданского воспитания и детско-юношеского туризма (в контексте глубинной технологии обучения и воспитания)»

Технологическая синхронизация гражданского воспитания и детско-юношеского туризма (в контексте глубинной технологии обучения и воспитания)

Ковалев

Валерий Валерьевич,

аспирант Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону e-mail:

mr.val.kovalev@yandex.ru Valerii

Kovalev,

Postgraduate Student of the Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University, Rostov-on-Don

Technological Synchronization of Civic Education and Youth Tourism (In the Context of Deep Technology of Learning and Education)

Аннотация. Рассматривается проблема развития детско-юношеского туризма как одного из факторов, повышающих эффективность гражданского воспитания. Данный туризм позволяет создавать ситуацию, при которой процесс гражданского воспитания сопряжен с развитием созерцательного и деятельностно-го начал, что синхронизировано с приобретением новых знаний, умений и навыков на основе личностных переживаний, делая его личностно значимым. В качестве одного из средств решения этой проблемы на технологическом уровне рассматривается рассматривается глубинная технология обучения и воспитания В. В. Шогана. С учетом регионального компонента эта технология предлагает использование ресурсов квадроквеста как учебного путешествия и интерактивной игры для обучающихся. Рассматривается один из примеров реализации данной технологии.

Ключевые слова: гражданское воспитание, глубинная технология обучения и воспитания, квадроквест, гуманитарный квадри-виум, естественный квадривиум

Abstract. The article deals with the problem of the development of youth tourism as one of the factors that Increases the effectiveness of civic education. Such tourism creates a situation In which the process of civic education Is associated with the development of contemplative and activity principles, which Is synchronized with the acquisition of new knowledge and skills based on personal experiences, making It personally significant. The deep technology of learning and education by V. V. Shogan Is considered as one of the means of solving this problem at a technological level. Taking Into account the regional aspect, this technology offers the use of quadquest resources as a learning journey and an Interactive game

for students. One of the examples of the Implementation of this technology Is discussed.

Keywords: civic education, deep technology of learning and education, quadroquest, humanitarian quadrivium, natural quadrivium

Нынешний постпозитивистский этап развития педагогики предполагает целый ряд рисков в процессе воспитания и обучения, связанных с цифровизацией. Для преодоления данных рисков в современной педагогике необходимо переосмыслить ментальный уровень субъекта образовательного и воспитательного процесса, уделив должное внимание чувствам обучающихся. Такой подход позволит рассмотреть гражданское воспитание как процесс формирования гражданской идентичности и основ гражданского общества, детерминированный психоэмоциональными переживаниями обучающихся. Ситуация, при которой этот процесс сопряжен с приобретением новых знаний, умений и навыков на основе личностных переживаний, что делает его личностно значимым.

Одним из способов технологической синхронизации гражданского воспитания и детско-юношеского туризма, позволяющей осуществлять гражданское воспитание в учебно-игровом формате, является глубинная технология обучения и воспитания, созданная В. В. Шоганом. По его мнению, человеческие представления, мышление, смысловые переживания, самостоятельные действия и рефлексии выступают следствием глубинных человеческих чувств, имеющих ментальную и трансцендентную направленность [Шоган, 2019, с. 15]. В контексте данной технологии открытие каждого сезона обучения (четверти) следует синхронизировать с созерцательным путешествием («С») в соответствии с возрастными особенностями школьников. Задача данного путешествия состоит в пробуждении глубинных чувств ментального и трансцендентного свойства. Далее обучение и воспитание переходят в процесс проживания («П»), где в работе клубов и учебных предметов осуществляется процесс проживания основных смысловых состояний человеческой жизни. Этот этап переходит в этап адаптации («А»), имеющий информационную, коммуникативную и социальную стадии. И, наконец, последняя буква аббревиатуры — «С» — социализация, выражающаяся в творческом волонтерстве школьников. Таким образом, организационно-деятельностный блок глубинной технологии обучения и воспитания сводится к практической реализации системы СПАС: Созерцание — Проживание — Адаптация — Социализация [Шоган, Сторожакова, 2019, с. 18].

Квадроквест является основой второй, социально-адаптивной, ступени обучения. Он направлен на закрепление знаний по изучаемому разделу в рамках «квадривиума» (комплекса из четырех гуманитарных или естественных предметов).

Гуманитарный квадривиум включает в себя историю, обще-ствознание, литературу и МХК. Естественный — биологию, химию, физику и математику. Квадроквест предусматривает выездное мероприятие, целью которого является поэтапное преодоление препятствий командами обучающихся, символизирующее прохождение той или иной локации по аналогии с компьютерной игрой. С учетом регионального компонента мы предлагаем проводить гуманитарный квадроквест в ключевых историко-культурных локациях субъекта РФ, развивая тем самым туристско-краеведческий потенциал гражданского воспитания.

По существу, в квадроквесте открывается глубина человеческих отношений, идеальных человеческих устремлений, что дает возможность студенту — участнику созерцательного путешествия — открыть в себе оптимизм для проживания глубинных смыслов бытия [Шоган, Сторожакова, 2020]. Технологические аспекты научно-методического обеспечения детско-юношеского туризма, применяемые в квадроквесте в соответствии с технологией СПАС В. В. Шогана, представлены нами в разработке ква-дроквеста «Путешествие в Таганрог первой половины ХК века».

Квадроквест «Путешествие в Таганрог первой половины Х!Х века»

Первый — подготовительный этап (этап предчувствия)

Данный этап происходит в учебном кабинете, который за время первой четверти стал историческим залом по изучению России первой половины ХГХ века. На этом этапе происходит краткая проверка знаний обучающихся по заранее выданной карте Таганрога и обозначенным там ключевым локациям. Этот этап также предусматривает проведение инструктажа, регламентирующего поведение обучающихся во время выездного квадроквеста в Таганроге. Завершается этап тем, что каждый из обучающихся смотрится в «зерцало истины», пытаясь тем самым заглянуть в свое будущее и увидеть, что произойдет с ним во время поездки. В поездке обучающих, помимо преподавателя истории, сопровождает преподаватель одного из предметов квадривиума.

Второй этап — дорога к квадроквесту (этап путешествия к неизвестному)

Данный этап начинается в автобусе после рассадки обучающихся по посадочным местам. Преподаватель просит их закрыть глаза и открыть в тот момент, когда они услышат голос человека, знакомого им по пройденным занятиям. Это создает интригу. Когда глаза обучающихся закрыты, звучит увертюра

Ковалев Валерий Валерьевич

А. Шнитке к фильму «Мертвые души». По окончании музыки раздается голос Н. В. Гоголя. В этот момент обучающиеся открывают глаза и понимают, что великий классик станет их попутчиком. В это время автобус отправляется в Таганрог на малой скорости.

Оговариваем заранее, что Н. В. Гоголя, а также других исторических личностей играют обучающиеся 11-х классов. Голос Гоголя произносит лирическое отступление «О дороге» из поэмы «Мертвые души».

Далее происходит обращение Гоголя к обучающимся: «Здравствуйте, юные путники! Рад видеть всех вас в этот замечательный день! Сегодня вам предстоит дорога в Таганрог. Этот город мне особенно дорог, потому как в нем проживает мой друг по Нежинской гимназии. Его творчество вы изучали на одном из занятий. Того, кто сможет назвать его фамилию, ждет от меня гостинец». Правильный ответ — Н. В. Кукольник, гостинцем является небольшая мягкая игрушка. Далее следуют вопросы:

«А какое знаменитое произведение моего друга вы могли бы сейчас назвать?»

Правильный ответ — стихотворение.

Дым столбом - кипит,, дымится Пароход...

Пестрота, разгул, волненье, Ожиданье, нетерпенье... Православный веселится Наш народ. И быстрее, шибче воли Поезд мчится в чистом поле.

«Какому историческому событию оно было посвящено?» (открытию железной дороги между Петербургом и Царским Селом в 1840 году).

Н. В. Гоголь: «Знаю, что вы знакомы с моим сочинительством. Сейчас мы проверим ваши знания». Следует блок вопросов мини-викторины о его произведениях:

1. Какая русская пословица стала эпиграфом к комедии «Ревизор»?

(«На зеркало неча пенять, коли рожа крива»)

2. Кто из моих героев был описан следующим образом: «... не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод»?

(Чичиков)

3. Сюжеты каких произведений достались мне от Пушкина? (Сюжеты «Мертвых душ» и «Ревизора»)

4. Кто из моих героев воображал себя королем Испании?

(Поприщин из «Записок сумасшедшего»)

5. Кто из моих героев брал взятки борзыми щенками?

(Судья Ляпкин-Тяпкин)

6. Кто является вымышленным автором написанных мною

«Вечеров на хуторе близ Динканьки»?

(Пасечник Рудый Панько, в имени которого была скрытая отсылка к реальному автору: Панько — фамилия деда Гоголя, а Рудый намекало на рыжеватый цвет волос Николая Васильевича)

Н. В. Гоголь: «Вижу, дорогие отроки, что вы хорошо знакомы с моим сочинительством. И это, не скрою, радует мое сердце. Теперь каждый из вас может задать мне по одному вопросу, а после мне хотелось бы отдохнуть в пути». Обучающиеся задают вопросы великому классику. По окончании вопросов Гоголь садится и засыпает.

Преподаватель обращается к обучающимся, говоря о том, что им предстоит посмотреть небольшой документальный фильм о Таганроге — городе, где в ближайшее время им предстоит побывать. Автобус с этого момента набирает полный ход, идет просмотр фильма, затем вопросы от преподавателя, ответы на которые, равно как и вопросы от Гоголя, оцениваются подарками. Автобус пребывает в Таганрог. Начинается сам этап квадроквеста.

Третий этап квадроквеста

3.1. Локация № 1 — Гоголевский переулок, 114

Гоголь обращается к обучающимся: «Юные путники, вот мы и приехали в город, с которым всем нам предстоит познакомиться. Сам я в Таганроге ни разу не был и сегодня буду гостить у своего друга. Для вас я подготовил один важный подарок, но достанется он только тем, кто проявит себя в хорошей работе. Извозчик!» В этот момент появляется экипаж, запряженный тройкой лошадей, символизирующий гоголевскую птицу-тройку. Из экипажа выходит извозчик.

Извозчик: «Доброго дня, отроки! Сегодня каждый из вас сможет прокатиться на птице-тройке. Той самой, которую воспел наш великий литератор. После каждого задания будет определена команда-победитель. Ей на троечке с бубенцами и кататься да пряники печатные кушать».

Гоголь: «Прежде чем покинуть вас, хочу увидеть тех, кто прокатится первым». Вопросы от Н. В. Гоголя по первой локации:

1. Сейчас мы с вами находимся в переулке, носящим мою фамилию. А как он назывался раньше? С чем это было связано? (Ярмарочный переулок, т. к. это было место ежегодных городских ярмарок)

2. Когда и почему этот переулок сменил название?

(В 1909 году в честь 100-летия со дня рождения Н. В. Гоголя)

Ковалев Валерий Валерьевич

3. С жизнью какого русского литератора связано место, которое вы можете увидеть на Гоголевском переулке? Что представляло собой это место в начале прошлого столетия? (Лавка П. Е. Чехова — отца Антона Чехова. В настоящее время в этом доме располагается государственный музей «Лавка Чеховых»)

4. Каким героям этого писателя посвящена скульптурная композиция, расположенная на Гоголевском переулке? (Толстый и Тонкий)

5. Что представлял собой раньше дом, напротив которого мы с вами сейчас стоим? Кем и он был создан? С какой целью?

(Дом трудолюбия — был создан банкиром Яковом Поляковым в 1898 году, чтобы помочь нуждающимся, обеспечивая их работой и бесплатным жильем) Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла. Ответы суммируются, определяется команда-победитель, направляющаяся на тройке до следующей локации. Для того, чтобы прокатиться на тройке, необходимо заплатить извозчику по 2 копейки образца первой половины XIX века от каждого члена победившей команды. Монеты выдаются преподавателем после победы в каждом этапе. Второй команде предстоит идти к следующему этапу пешком. Это будет воспроизводиться и на последующие локации.

3.2. Локация № 2 — Депальдовская лестница (ул. Греческая, 58)

Данная локация представляет собой путь с препятствиями: 188 ступеней, 7 микроэтапов. Первые четыре ступени команды проходят без препятствий. Далее начинается реализация микроэтапов. Прохождение каждого микроэтапа позволяет команде подняться на двадцать три ступени.

Напротив Депальдовской лестницы команды встречает адмирал П. С. Нахимов со следующими словами: «Здравия желаю, дорогие гости Таганрога! Вы находитесь в городе, воевавшем в той войне, где и мне довелось поучаствовать. Что это за война? (Крымская война). Сейчас я попрошу вас подняться на четыре ступени. Чтобы пройти на верх лестницы вслед за мной, вам предстоит решить восемь заданий». После Нахимов поднимается по лестнице, ожидая ожидая других участников. 1-й микроэтап (блок обществознания).

Задание для первой группы: Какая форма правления существовала в России первой половины XIX века? Дайте ей определение. Каковы основные черты данной формы правления? (5 баллов)

Задание для второй группы: Какая форма государственного устройства существовала в России первой половины XIX века? Каковы ее основные черты? В чем состояли особенности

ТАГАНКИТ- 1МЧ11 ил -'м- ж ufc.ii

данной формы государственного устройства в России первой половины XIX века? (5 баллов)

2-й микроэтап (блок обществознания).

Задание для первой группы: Как назывался высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи в первой половине XIX века? При каком императоре этот орган был создан? Каковы были полномочия этого государственного органа? (5 баллов)

Ответ: Правительствующий сенат. Был создан Петром I в 1711 г. Представлял собой орган надзора за законностью. Имел полномочия в ведении дел исполнительного характера. Данными делами являлись:

• публикация законов;

• ежегодная публикация отчетных данных о состоянии государственной казны;

• дела казенного управления: утверждение торгов, споры между министерствами о казенном имуществе;

• утверждение в должности мировых судей, уездных кадиев;

• удостоверение прав перехода из одного сословия в другое;

• удостоверение полномочий императора путем присяги, а также официальное подтверждение его отречения в чью-либо пользу.

Задание для второй группы: Как называлось высшее законосовещательное учреждение Российской империи в первой половине XIX века? При каком императоре это учреждение было создано? Каковы были его полномочия? (5 баллов)

Ответ: Государственный совет Российской империи. Был создан Александром I в 1810 г. Полномочия Государственного совета прежде всего касались дел законосовещательного характера и предусматривали рассмотрение:

• новых законов или законодательных предположений, равно как и изменений в уже принятых законах;

• вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов;

• вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах.

3-й микроэтап (блок МХК).

Задание для первой группы: Обучающимся дается картинка Дома градоначальника в Таганроге, а также набор слогов, из которых необходимо будет составить словосочетание, указывающее архитектурный стиль, в котором был сооружен этот Дом. Также нужно будет определить само архитектурное сооружение, изображенное на картинке. (5 баллов) Ответ: русский классицизм.

Задание для второй группы: Обучающимся дается картинка Дворца коммерсанта Н. Д. Алфераки, а также набор слогов, из которых необходимо будет составить слово, указывающее

Ковалев Валерий Валерьевич

архитектурный стиль, в котором был сооружен этот Дворец. Также нужно будет определить само архитектурное сооружение, изображенное на картинке. (5 баллов) Ответ: необарокко.

4-й микроэтап (блок МХК).

Задание для первой группы: Назовите примеры архитектурных построек первой половины XIX века, сделанных в этом же стиле? Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом (не более 5).

Ответ: Аничков дворец, Пашков дом, Музей-заповедник Царское Село, Софийский собор (Пушкин), Адмиралтейство, Таврический дворец, Казанский собор (Санкт-Петербург), Здание Главного штаба (Санкт-Петербург), Здание Сената и Синода.

Задание для второй группы: Назовите фамилии русских архитекторов первой половины XIX века, творивших в этом же стиле? Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом (не более 5).

Ответ: К. И. Росси (Здания Сената и Синода в Санкт-Петербурге), А. Н. Воронихин (Казанский собор в Санкт-Петербурге.), А. Д. Захаров (Адмиралтейство в Санкт-Петербурге), О. И. Бове (Большой театр в Москве), В. П. Стасов (Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге).

5-й микроэтап (блок литературы).

Задание для первой группы: Назовите русских писателей первой половины XIX века? Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом (не более 5).

Задание для второй группы: Назовите главных героев произведений русской литературы первой половины XIX века? Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом (не более 5).

Ответ: Чичиков, Кустков, Онегин, Печорин, Башмачкин.

6-й микроэтап (блок литературы).

Задание для первой группы: Укажите основные черты романтизма как направления развития русской литературы первой половины XIX века, а также не менее трех произведений, созданных в рамках даннго направления того времени? (5 баллов: 3 за указание основных черт, 2 — произведений) Ответ: Основные черты:

• двоемирие — это одна из главных особенностей романтического мировосприятия —суть концепции в том, что существует два мира: реальный и идеальный;

• мистицизм — в их произведениях нередки гадания, предсказания, герой может совершать странные поступки, как будто какая-то сила ведет его по определенному пути;

• фатализм — писатели-романтики считали, что судьба человека предопределена;

• историзм — обращение к прошлому тоже характерно для многих романтических произведений русской и европейской литературы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• фольклор — обращение к народному творчеству — еще одна черта романтизма, в том числе и в русской литературе начала XIX века.

• психологическое восприятие природы — особое внимание к пейзажным зарисовкам.

Произведения: А. С. Пушкин «Цыганы», Н. В. Гоголь «Миргород», М. Ю. Лермонтов «Мцыри».

Задание для второй группы: Укажите основные черты реализма как направления развития русской литературы первой половины XIX века, а также не менее трех произведений, созданных в рамках данного направления того времени? (5 баллов: 3 за указание основных черт, 2 — произведений) Ответ: Основные черты:

• стремление найти правду и справедливость, изменить мир в лучшую сторону;

• повышенное внимание к общественно-политической жизни России;

• углубленный анализ внутренних переживаний героев, внутренний мир становится богаче и шире нежели у романтических героев, сами персонажи становятся все более живыми и близкими к реальности.

Произведения: А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Борис годунов», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь «Мертвые души».

7-й микроэтап (блок истории).

Задание для первой группы: Нужно угадать, что находится в конверте. Каждой команде дается листок, содержащий следующие обозначения: шлюп «Восток», шлюп «Мирный», Ф. Ф. Беллинсгаузен.

Ответ: карта Антарктиды. (3 балла)

Вопросы: Во времена правления какого русского императора был открыт этот континент? В каком году он был открыт? Оцениваются в 1 балл каждый. Итого — 5 баллов.

Задание для второй группы: Нужно угадать, что находится в конверте. Каждой команде дается листок, содержащий следующие обозначения: Ново-Архангельск, Берингов пролив, А. А. Баранов. Ответ: карта Аляски. (3 балла)

Вопросы: Во времена правления какого русского императора была учреждена Российско-американская компания? Кто был назначен первым губернатором русской Аляски? Оцениваются в 1 балл каждый. Итого — 5 баллов.

3.3. Локация № 3 — городской яхт-клуб (ул. Портовая, 1), смотровая площадка с видом на Азовское море

Команды поднимаются на вершину Депальдовской лестницы и проходят к смотровой площадке. Там их вновь встречает адмирал П. С. Нахимов. Преподаватель передает ему обрывок паруса корабля «Великий князь Константин» из мини-музея класса. Адмирал берет музейный экспонат в руки, а после этого обращается к обучающимся со следующими словами: «Рад вновь видеть вас, дорогие гости славного города Таганрога. Город этот мне особенно дорог. В порту этого города мне приходилось бывать по долгу службы и видеть это море с палубы линейного корабля «Великий князь Константин». Этот корабль стал немым свидетелем моих побед и поражений. Он слышал победные пушечные залпы после Синопской победы. Я плакал, когда был вынужден затопить его под Севастополем, чтобы преградить путь вражескому флоту. Впрочем, не будем о грустном. Ведь мы с вами находимся в городе, героически сражавшемся в Крымской войне. Этому и будет посвящено мое задание. Я попрошу вас рассказать об участии Таганрога в Крымской войне. И пусть победит сильнейший».

Задание для первой и второй групп состоит в подготовке монологического ответа об участии Таганрога в Крымской войне. Время на подготовку — 8 минут. Этот ответ оценивается в 10 баллов.

После подведения итогов команды следуют к локации № 4.

3.4. Локация № 4 — памятник Александру I (суперзадание)

Члены команд подходят к памятнику Александру I, где их встречает сам император. Преподаватель передает ему ключ от Парижа. Император берет этот музейный экспонат в руки, а после обращается к обучающимся со следующими словами: «Здравствуйте, дорогие моему сердцу отроки! Мое правление сулило России много надежд, большинство из которых не сбылись. Было время, когда мне казалось, что не только этот ключ от Парижа, но и вся Европа у меня в руках. Но император, освободивший мир от Наполеона, не смог сделать свободным свой собственный народ...

Сегодня благодаря вам я снова оказался в городе, где когда-то гулял со своей прелестной женой Лисхен. Не помню, чтобы когда-либо я был так счастлив, как в те дни 1825 года. В этом городе и оборвалось мое царствование, но и сегодня я каждый день смотрю на Таганрог. Смотрю его глазами (жест к памятнику). Сейчас я попрошу вас выполнить несколько заданий. Они будут связаны с письмами, которые писали люди, повлиявшие на ход истории моего столетия».

На подготовку каждого из заданий, оцениваемых в 15 баллов, командам дается 10 минут.

Задание № 1

Работа с историческими документами. Для первой группы:

Письмо № 1

«Государь, с той самой минуты, как злополучный отец ваш вступил на престол, решился я пожертвовать собою, если нужно будет для блага России, которая со времени Петра I сделалась игрушкой временщиков и, наконец, жертвой безумца. Отечество наше находится под властью самодержавной; участь миллионов зависит от великости ума или сердца одного... Бог правды знает, что руки наши обагрились кровью царя не из корысти: да будет же небесполезна жертва!

Поймите, государь, призвание ваше, будьте на престоле человек и гражданин. Знайте, что для отчаяния есть всегда средства, и не доводите отечество до гибели. Человек, который жертвует жизнью, вправе вам это сказать. Я теперь более велик, чем вы, потому что ничего не желаю, и, если бы нужно было для вашей славы, которая для меня так дорога только потому, что она — слава России, я готов был бы умереть на плахе. Но это не нужно, вся вина падает на нас — вы же чисты; и не такие преступления покрывает царская порфира. ... Царь царствующих простит или покарает меня в мой смертный час; молю его, дабы жертва моя была небесполезна. Прощайте, государь. Перед государем я — спаситель отечества; перед сыном — отцеубийца.

Прощайте. Да будет благословение Всевышнего на Россию и на вас, ее земного кумира, — да не постыдится она его вовеки».

Вопросы: Кто автор данного письма? Какому историческому событию посвящена главная тема письма? Какое отношение к этому событию имеет автор письма?

Ответ: Автор — князь В. М. Яшвиль, главная тема письма — государственный переворот и убийство Павла I 24 марта 1801 г. Автор письма лично участвовал в цареубийстве.

Для второй группы:

Письмо № 2

«Ваше императорское величество, всемилостивейший государь! Несколько лет уже я страдаю болию в груди; общее несчастие — горестная кончина государя императора Александра Павловича, отца и благодетеля моего, довершило расстройство моего здоровья, и довело наконец до такого состояния, что я ни днем ни ночью не имею покоя. ... Всемилостивейший государь! Я служу уже 4-му Российскому государю; офицером с 1787 г. и во все сии 39 лет, в первый раз прошу моего императора об отпуске меня за границу.

Я испрашиваю сего отпуска, единственно для поправления моего здоровья. Ежели Всевышний благоволит ниспослать мне облегчение от болезни, то я могу продолжать мое служение вам, всемилостивейший государь, с тем же чистым и прямым усердием, которое руководило меня при жизни покойного государя, отца и благодетеля моего, ежели только служба моя угодна будет вашему императорскому величеству.

Новое государственное учреждение военных поселений, в моем управлении состоящее, с Божиею помощью, и особым всемилостивейшим в Бозе почивающего государя императора отца и благодетеля моего Александра Павловича попечением, получило уже твердое основание во всех частях его устройства, так что теперь оно не требует более ничего кроме охранения заведенного везде порядка. Что касается до денежных способов военных поселений, то для них я оставляю наличных денег более 32 миллионов рублей. ... Остаюсь на век с глубочайшим и истинным душевным высокопочитанием и преданностию...»

Ковалев Валерий Валерьевич

Вопросы: Кто автор данного письма? Какому историческому событию эпохи Александра I посвящено письмо? Какое отношение к этому событию имеет автор письма?

Ответ: Автор — граф А. А. Аракчеев, историческое событие — создание военных поселений с 1810 года. Автор письма являлся главным инициатором этого исторического события, т. к. лично разрабатывал его проект и реализовывал его.

Задание № 2

Для первой группы: За десять минут подготовить ответ на тему: «Александр I не заслуживает памятника, потому что.» Ответ предполагает выявление трех негативных причинно-следственных связей политики Александра I с последующими событиями в России, а также упоминание не менее двух событий и исторических личностей той эпохи.

Ответ: Игнорирование проекта Д. А. Гурьева и сохранение крепостного права, тормозившего социально-экономическое развитие России; отказ от либерально-демократических реформ М. М. Сперанского, что ослабило демократические начала Александровской эпохи; негативные аспекты практики аракчеевщины, что привело к восстаниям в военных поселениях 1819 г.

Для второй группы: За десять минут подготовить ответ на тему: «Александр I заслуживает памятника, потому что.» Ответ предполагает выявление трех позитивных причинно-следственных связей политики Александра I с последующими событиями в России.

Ответ: Победа России в Отечественной войне и укрепление международного авторитета России, полководческие победы М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, М. А. Милорадовича; победа России в Русско-шведской войне 1808-1809 гг. и присоединение Финляндии, победы под командованием М. Б. Барклая де Толли и П. И. Багратиона; развитие образования в России по проекту П. В. Завадовского, создание 6 новых университетов и системы лицеев.

Задание № 3

Для первой группы: Подготовить рассказ об истории памятника XIX века (создание, автор, место установки и т. д.).

Для второй группы: Подготовить рассказ об истории памятника XX века.

По окончании прохождения локации № 4 обучающиеся направляются к финальной точке, где будет происходить этап театрализации. Выигравшая суперзадание команда направляется туда на тройке, проигравшая — на троллейбусе ввиду дальнего расстояния.

Локация № 5 — Дом градоначальника (ул. Греческая, 40)

Преподаватель задает вопрос: «Что за здание мы сейчас видим?», далее следует мини-блок вопросов.

Первый уровень (по 1 баллу):

1.

2.

5.

1.

Как сегодня называется должность, именуемая в начале XIX века не иначе, как градоначальник? Назовите литературное произведение первой половины XIX века, одним из главных героев которого был градоначальник. Укажите его автора.

Как в первой половине XIX века называлась нижняя единица административно-территориального деления России, существовавшая на селе?

Как назывался документ, создавший основы для развития местного самоуправления в России?

Согласно положениям жалованной грамоты, как назывались люди, у которых была реальная собственность в городах: недвижимость или земля?

Какой документ гарантирует местное самоуправление в России? Входят ли органы местного самоуправления в систему органов государственной власти РФ? Второй уровень (от 1 до 3 баллов): Что такое местное самоуправление? (Организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории)

2. Какие элементы сегодня составляют структуру органов местного самоуправления в современной России? (Представительный орган муниципального образования — городская дума, глава муниципального образования — мэр/сити-менеджер, местная администрация)

3. Какие элементы составляли структуру органов местного самоуправления в России первой половины XIX века? (Городской голова, шестигласная дума, городской

магистрат)

Четвертый этап — театрализация

Этап театрализации предполагает постановку театральной миниатюры под открытым небом. Актерами будут выступать сами обучающиеся из обеих задействованных в квадроквесте команд. Данный этап предполагает подготовку обучающимися мини-пьесы и предварительную режиссерскую работу со стороны преподавателя. Делать это необходимо так, чтобы для членов команд, незадействованных в театрализации, миниатюра воспринималась как нечто новое и увиденное впервые.

Действующие лица:

император Александр I, император Николай I, А. С. Пушкин, экстрасенс. К дому градоначальника подходит экстрасенс.

Экстрасенс (обращаясь к обучающимся). Здравствуйте, дорогие зрители! Если бы вы только знали, как много немых для всех свидетелей мне приходится видеть каждый день.

Ковалев Валерий Валерьевич

Какие интересные истории они рассказывают мне. Сегодня мне хотелось бы, чтобы каждый услышал то, что могу слышать я, и посмотрел бы на мир моими глазами. (Прикасается рукой к стене дома, говорит от его лица, как медиум)

Я был построен в 1806 году по заказу чиновницы Сивере и мало чем отличался от купеческих и мещанских построек Таганрога того времени. В 1816 году произошло мое второе рождение. Меня перестроили по проекту архитектора Ф. Молла в стиле русского классицизма, а затем продали городу под квартиру градоначальника. С тех пор жизнь моя была связана с местной властью Таганрога. В моих стенах гостили выдающиеся представители Х!Х столетия. Здесь бывали императоры Александр I, Александр II и Александр III, поэты Василий Жуковский и Александр Пушкин, художник Иван Айвазовский и многие люди, имена которых золотыми буквами вписаны в этот век. После революции 1917 года решался вопрос о том, сохранять мне жизнь или нет, но все же я выжил, как объект исторического наследия. Сегодня в моих стенах расположился детский санаторий «Березка». Я уже привык к их веселому смеху, но постоянно возвращаюсь мыслями к веку своего рождения. Сейчас я на некоторое время смогу явить вам тех, чья жизнь оказалась связанной со стенами этого дома.

К дому подходят Александр I, Николай I и А. С. Пушкин.

Пушкин. Сей дом я посетил в июне 1820 года, когда был отправлен в южную ссылку, задев императора Александра Павловича своими «возмутительными и вольнодумными стихами». В дороге меня сопровождал генерал Николай Раевский, ставший одним из кумиров в нашем Царскосельском лицее после героических событий 1812 года. Таганрог тогда предстал передо мной, как небогатый южный город. Его строения были бедны и представлены в основном невысокими домами, покрытыми соломенной крышей. Этот город показался мне ребенком Эллады. Я на всю жизнь запомнил это море, природу Таганрога. Именно здесь я увидел то самое Лукоморье из «Руслана и Людмилы». А вот и императоры, которых мне доводилось видеть. (Кланяется императорам) Здравствуйте, ваше императорское величество!

Александр I. Здравствуйте, господин сочинитель! Вижу вашу обиду за мое отношение к вам. Я ведь и сам понимал тогда, что не был прав.

Пушкин. Так почему же вы действовали со мной, как с государственным преступником? Зачем отдалили меня от моих друзей, отправляли в ссылку?

Александр I. Будет странно звучать, но я всегда вам завидовал. Не я, а вы были властителем дум в России. Ваши строки переписывали тысячи людей, мои — горстка столоначальников. В конце концов, о начале моего царствования нынешнее поколение говорит, цитируя именно ваши строки: «Дней Александровых прекрасное начало». Да и вы не были добры даже к моей персоне. Напомните, как кратко, но в то же время ядовито вы описали мою жизнь.

Пушкин. Всю жизнь свою провел в дороге. Простыл и умер в Таганроге.

Александр I. Я ведь желал даровать России свободу, даровать Конституцию. Хотел сделать так, чтобы слово каждого соотечественника было свободным. А в результате даже я сам свободным и счастливым не был. И именно в ваших строках, любезный Александр Сергеевич, я видел то, чего не смог сделать, но всегда об этом мечтал. Даже этот город стал разным для каждого из нас. Для вас это был один из городов на пути к славе. Для меня — путем к могиле. А дом этот стал местом, где вас посещала муза, а мое правление оборвалось раз и навсегда.

Николай I. Трагический конец вашего царствования, дорогой брат, в корне изменил мою жизнь. Безо всякого на то стремления я стал императором, хотя желал посвятить всего себя военному делу. Зародившиеся под вашим началом ростки свободы едва не погубили мою семью и всю Россию. Первые дни моего царствования мне пришлось

начать с виселиц и арестов. Меня могли бы знать как выдающегося полководца своей эпохи, а знают как Николая Палкина — жандарма на троне. В ответ на благие дела повсюду я видел одну лишь неблагодарность.

Пушкин. Ваше Императорское величество Николай Павлович, вы всегда были одним из умнейших людей, с которыми мне доводилось общаться. Поэтому, зная и понимая вас, я писал:

В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

Николай I. И тем не менее, даже вы, господин сочинитель, не стали исключением. Помнится, что мое назначение вас на государственную должность вы описали следующим образом: «упек меня в камер-пажи под старость лет». А ведь я, как мог, пытался уберечь вас от всего мрака нашего высшего света. Такой вот каламбур... Зная ваш горячий нрав, я полагал, что должность при дворе станет для вас охранной грамотой от всех дуэлей. Зная вашу любовь к картам, я дал вам гарантированный заработок. Но защитить вас не сумели ни я, ни мои жандармы. Смерть ваша, как и восстание декабристов, легла кровавым пятном на все годы моего правления.

Ваш коллега по лире посвятил этому строки:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Пушкин. Этого корнета я видел за год до своей кончины. И не предал той встрече особого значения. Тогда невозможно было и предположить, насколько сильно будут связаны наши планиды.

Николай I. Знал бы он, каким тяжким бременем для меня стала ваша кончина, любезный Александр Сергеевич! Город, где мне сейчас доводится быть, стал роковым для моей судьбы дважды. Именно вести из Таганрога заложили начало моего правления. Именно вести о готовящейся осаде Таганрога в Крымской войне, наряду с Севастопольской катастрофой, стали последними в моей жизни.

Пушкин. Я пытался призвать вас к милосердию, к снисхождению по отношению к моим друзьям, преступившим закон, но сделать этого не сумел. Обстоятельства оказались выше вас.

Экстрасенс. Жаль, господа, что приходится обрывать ваш разговор, но силы покидают меня.

Пушкин. Ну что же, благодарю вас, господин медиум, за возможность еще раз оказаться в Таганроге и побеседовать с интереснейшими людьми своей эпохи.

Александр I. Мое почтение, господин медиум.

Николай I. И моя сердечная благодарность.

Все вместе. Прощайте, дорогие путники!

Уходят.

После этапа театрализации к конкурсантам выходит Н. В. Гоголь. Он объявляет итоги квадроквеста. Победившая команда получает от него главный приз — перо, подаренное ему А. С. Пушкиным. Команды награждаются грамотами и сувенирами с символикой Таганрога. По окончании церемонии награждения Н. В. Гоголь говорит: «Любезные путники! Я благодарен вам, что сегодня с вашей помощью смог посетить сей славный уголок России, побеседовать со своим товарищем по гимназии, вдохнуть целебного морского воздуха. Прощайте и будьте счастливы!» После этих слов Гоголь садится в тройку и уезжает.

Ковалев Валерий Валерьевич Пятый этап — обратная дорога

Команды садятся в автобус. Преподаватель предлагает им еще раз вспомнить о том, как каждый из них прожил первую половину XIX столетия. Для этого им на телеэкране во время обратного пути демонстрируется фильм с их участием, состоящий из фрагментов уроков, репетиций. Это позволит в ретроспективной форме заново пережить моменты блока «Осень» на этапе возвращения в исходную точку пути.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шестой этап — рефлексия

Данный этап происходит по возвращении домой, в школе, когда класс снова приходит в кабинет, ставший историческим залом первой половины XIX века. Каждая из команд получает от преподавателя альбом с фотографиями, сделанными во время квадроквеста, что работает как первый рефлексивный компонент этапа. Вторым же рефлексивным компонентом является классное чаепитие, стилизованное под званый вечер той эпохи, предполагающее знание правил этикета и ведения светской беседы. В таком формате каждый из участников ква-дроквеста делится своими впечатлениями и переживаниями. Преподаватель является модератором данной беседы.

Седьмой этап — финал

Финальный этап, который завершает процесс квадрокве-ста за счет использования символического принципа открытой и закрытой двери. После окончания званого вечера класс в последний раз осматривает исторический зал, созданный в кабинете, затем все его покидают. Далее преподаватель обращается к обучающимся со словами: «Дорогие ученики! Мы с вами за это время сумели не только изучить, но и прожить первую половину XIX столетия. Все мы будем хранить воспоминания об этом в наших сердцах. Еще совсем недавно эта дверь открыла нам путь в ту эпоху, но все рано или поздно подходит к концу. Сейчас я навсегда закрою для вас дверь в то время, чтобы открыть ее вам уже для других эпох». На этих словах дверь в кабинет закрывается, что символизирует окончание квадроквеста. ил

Литература:

Шоган, 2019 — Шоган В. В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2019. 475 с.

Шоган, Сторожакова, 2019 — Шоган В. В., Сторожакова Е. В. Методика преподавания истории в школе. — М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 433 с.

Шоган, Сторожакова, 2020 — Шоган В. В., Сторожакова Е. В. От школы до аспирантуры. Новая технология непрерывного исторического образования. — Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2020. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.