Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ДИЛЕРСКИХ ЦЕНТРОВ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ДИЛЕРСКИХ ЦЕНТРОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
91
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЛЕРСКИЙ ЦЕНТР / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЬ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ЗОНА ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Караваев Михаил Александрович

В статье рассмотрено обоснование технологической схемы построения дилерских центров. Построение дилерской сети окажет существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них на конечную стоимость сельскохозяйственной техники. Решение по размещению и развитию дилерских предприятий целесообразно принимать на основе учёта всех технологических и экономических факторов, влияющих на процесс выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL SCHEME OF CONSTRUCTION OF DEALERSHIPS

The article considers the justification of the technological scheme for building dealerships. Building a dealer network will have a significant impact on the costs that arise in the process of bringing goods to consumers, and through them on the final cost of agricultural machinery. It is advisable to make a decision on the placement and development of dealer enterprises on the basis of taking into account all technological and economic factors that affect the selection process.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ДИЛЕРСКИХ ЦЕНТРОВ»

УДК 631.173

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ДИЛЕРСКИХ ЦЕНТРОВ

Караваев Михаил Александрович, магистрант, Научный руководитель: Катаев Юрий Владимирович, кандидат технических наук,

доцент;

ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация

Аннотация: В статье рассмотрено обоснование технологической схемы построения дилерских центров. Построение дилерской сети окажет существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них на конечную стоимость сельскохозяйственной техники. Решение по размещению и развитию дилерских предприятий целесообразно принимать на основе учёта всех технологических и экономических факторов, влияющих на процесс выбора. Ключевые слова: дилерский центр; сельскохозяйственная техника; распределительная сеть; техническое обслуживание; зона обслуживания.

TECHNOLOGICAL SCHEME OF CONSTRUCTION OF DEALERSHIPS

Karavaev Mihail Aleksandrovich, Master's student, Scientific supervisor: Kataev Yurij Vladimirovich, Candidate of Technical Sciences,

Associate Professor; Timiryazev Russian State Agrarian University, Moscow, Russia

Abstract: The article considers the justification of the technological scheme for building dealerships. Building a dealer network will have a significant impact on the costs that arise in the process of bringing goods to consumers, and through them on the final cost of agricultural machinery. It is advisable to make a decision on the placement and development of dealer enterprises on the basis of taking into account all technological and economic factors that affect the selection process.

Keywords: dealership; agricultural machinery; distribution network; maintenance; service area.

Для цитирования: Караваев, М. А. Технологическая схема построения дилерских центров / М. А. Караваев. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. - № 7 (59). - С. 32-37. - URL: https://nauka-bez-granic. ru/№-7-59-2021/7-59-2021/

For citation: Karavaev M.A. Technological scheme of construction of dealerships // Scince without borders, 2021, no. 7 (59), pp. 32-37.

Выбор стратегии развития технического сервиса сельскохозяйственных машин должен, в основном, определяться принципами и задачами системы фирменного обслуживания. Переход отечественных изготовителей сельскохозяйственных машин к системе фирменного обслуживания может быть осуществлён только при непо-

средственном участии технически оснащённых дилерских центров, оказывающих услуги в области технического сервиса.

Сокращение объёмов приобретения сельхозпроизводителями материальных ресурсов, в особенности сельскохозяйственной техники, привело, в свою очередь, к резкому снижению объёмов

их производства. К настоящему моменту производство техники для АПК на заводах-изготовителях сохраняется на низком уровне - 10-15 % от их производственных мощностей. Такое положение поставило предприятия тракторного и сельскохозяйственного машиностроения перед необходимостью формирования эффективных распределительных сбытовых систем дилерского типа, актуальность создания которых подтверждается как зарубежным, так и отечественным опытом [1, 2].

Кроме снижения объёмов производства, недостаток базовых средств механизации и высокая степень физического износа используемой техники приводят к нарушению рекомендуемых агротехнических сроков выполнения основных механизированных работ в полеводстве, снижению их качества. Так, дефицит уборочной техники является причиной значительных недоборов урожая вследствие его осыпания, дефицит в тракторах общего назначения не позволяет в полном объёме выполнять вспашку зяби и т.д. По результатам анализа состояния АПК можно сделать вывод, что для перехода отрасли на современные ресурсосберегающие механизированные технологии необходимо ежегодно обновлять 15-20 % наличной техники, а с учётом высокой степени физического износа - значительно больше. Основа разработки современной стратегии обновления технической базы АПК должна базироваться на определении оптимальной потребности сельских товаропроизводителей в базовых средствах механизации.

В целом же по стране рост производства сельскохозяйственной техники очень незначителен и, в основном, является результатом централизованных

усилий государства и региональных властей в финансировании лизинговых поставок, льготном кредитовании и налогообложении участников товарного рынка.

Дилер - это юридическое или физическое лицо, выполняющее посредническую деятельность между изготовителем продукции и её потребителем по закупкам машин для последующей продажи, а также обеспечивающее эффективное использование их в течение всего срока эксплуатации на территории административного района.

Услугами дилеров изготовители машиностроительной продукции пользуются с целью расширения рынков сбыта товаров и снижения издержек за счёт уменьшения производственных запасов и освобождения от необходимости иметь у себя персонал для выполнения услуг по техническому обслуживанию и устранению неисправностей машин в гарантийный период их эксплуатации.

Потребители машиностроительной продукции также заинтересованы в услугах оптовых посреднических предприятий. В результате закупки дилером продукции в больших объёмах покупатель может надеяться на скидку в цене товара. Одновременно потребитель экономит на транспортных расходах.

Отечественные производители сельскохозяйственной техники и других материально-технических ресурсов для АПК в большинстве случаев, как показывают исследования, не имеют в регионах своих собственных сбытовых каналов. Создание производителями собственных распределительных сетей, учитывая деятельность зарубежных фирм в данной сфере, сопряжено со значительными материально-тех-

ническими и финансовыми затратами. Вместе с тем действующая региональная система снабжения потребителей АПК во многом отвечает цели производителей: у неё есть необходимая материально-техническая база, и она уже выполняет функции независимых дилеров [3, 4, 5].

В сложившихся условиях для производителей сельскохозяйственной техники актуальным становится создание на договорной основе совместно с региональными торговыми посредниками дилерских предприятий.

Дилерская сеть является значительным элементом в агрологистике. Построение её окажет существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них - на конечную стоимость сельскохозяйственной техники. Однако начавшийся переход на дилерскую форму обслуживания, к сожалению, пока не решает для производителей и потребителей проблем логистизации товародвижения и минимизации совокупных затрат дилерской сети, которыми в большей части и будет определяться рост региональных цен на продукцию завода. Поэтому всякое целенаправленное формирование заводом своего регионального сбытового рынка должно предваряться экономико-математическими расчётами, дающими ответы на ряд вопросов, главными из которых должны стать:

- сколько дилерских предприятий должен иметь завод в проектируемом регионе;

- на производственной базе каких сбытовых посредников их нужно разместить;

- какими экономически целесообразными должны быть их зоны об-

служивания.

Решение по размещению и развитию дилерских предприятий целесообразно принимать на основе учёта всех технологических и экономических факторов, влияющих на процесс выбора. В каждом проектируемом регионе (области, экономическом районе) имеется множество допустимых вариантов размещения дилерских служб. Для определения оптимального варианта размещения следует использовать метод направленного перебора вариантов. Технологическая схема выбора наименее затратного варианта размещения центральных дилерских центров представлена на рисунке. В модели используется комплексный критерий оптимальности, складывающийся из суммарных по всей сети транспортных издержек по завозу и доставке техники, их затрат на хранение и техническое обслуживание и капиталовложений, приведённый к текущим издержкам сроком их окупаемости [6, 7, 8].

На подготовительном этапе модели формируется максимально возможный базисный состав региональных посредников, заинтересованных в организации на своих территориях дилерских предприятий, по которым производится сбор исходных данных. Затем по схемам, заложенным в модели, осуществляется расчёт следующих показателей по каждому центральному дилерскому центру базисного состава претендентов [9, 10]:

• зона обслуживания;

• объём реализации и товарных запасов;

• потребность в складских и производственных площадях;

• потребность в подъёмно-транспортном и технологическом оборудо-

Рисунок - Технологическая схема выбора наименее затратного варианта размещения центрального дилерского центра

вании;

• потребность в участках технического сервиса;

• потребность в производственном и управленческом персонале;

• транспортные затраты по завозу и доставке;

• складские расходы;

• потребность в капиталовложениях. В дальнейшем определяются общие

приведённые затраты по варианту размещения центрального дилерского предприятия, принятого за базовый,

с которыми сравниваются показатели общих приведённых затрат других вариантов.

Для реализации принимается тот вариант системы размещения дилерского центра, который обеспечивает минимальное значение приведённых «годовых» затрат.

Предлагаемая модель позволит перейти от стихийного процесса образования дилерских центров к экономически обоснованному процессу построения дилерских сетей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Катаев, Ю. В. Анализ направлений повышения эффективности дилерской деятельности на предприятиях / Ю. В. Катаев, Е. Ф. Малыха. - Текст : непосредственный // Наука без границ. - 2018. - № 6 (23). - С. 62-67.

2. Малыха, Е. Ф. Актуальные проблемы технического сервиса зарубежной техники / Е. Ф. Малыха. - Текст : непосредственный // Известия Международной академии аграрного образования. - 2015. - № 25-1. - С. 120-122.

3. Катаев, Ю. В. Повышение эффективности дилерских предприятий на основе управления качеством услуг / Ю. В. Катаев, Е. Ф. Малыха. - Текст : непосредственный // Наука без границ. - 2018. - №5 (22). - С. 73-78.

4. Дорохов, А. С. Роль качества в инженерно-техническом обеспечении АПК / А. С. Дорохов. - Текст : непосредственный // Труды ГОСНИТИ. - 2016. - Т. 125. -С. 62-69.

5. Малыха, Е. Ф. Оценка технической оснащенности аграрного производства / Е. Ф. Малыха, Ю. В. Катаев. - Текст : непосредственный // Экономика сельского хозяйства. - 2019. - № 6. - С. 62-68.

6. Дорохов, А. С. Совершенствование входного контроля качества сельскохозяйственной техники и обоснование методов оценки его эффективности : специальность 05.20.03 «Технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве» : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Дорохов Алексей Семенович. - Москва, 2007. - 228 с. - Текст : непосредственный.

7. Дорохов, А. С. Система входного контроля качества запасных частей / А. С. Дорохов. - Текст : непосредственный // Ремонт. Восстановление. Модернизация. - 2011. - № 8. - С. 27-29.

8. Выполнение чертежей с использованием системы «Компас-3D» / А. С. Дорохов, Е. Л. Чепурина, К. А. Краснящих [и др.]. - Москва : Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2016. - 76 с. - Текст : непосредственный.

9. Корнеев, В. М. Система обеспечения работоспособности техники в агропромышленном комплексе / В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев. - Текст : непосредственный // Аграрная наука в условиях модернизации и инновационного развития АПК России. Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 100-летию академика Д.К. Беляева. - 2017. - С. 86-91.

10. Кравченко, И. Н. Методика обоснования структурных элементов обслуживания мобильного парка сельскохозяйственных машин / И. Н. Кравченко, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, М. С. Овчинникова. - Текст : непосредственный // Труды ГОСНИТИ. -2017. - Т. 127. - С. 41-46.

REFERENCES

1. Kataev, Yu.V., Malyha E.F. Analiz napravlenij povysheniya effektivnosti dilerskoj deyatel'nosti na predpriyatiyah [Analysis of ways to improve the efficiency of dealer activity at enterprises]. Nauka bez granic, 2018, no. 6 (23), pp. 62-67.

2. Malyha E.F. Aktual'nye problemy tekhnicheskogo servisa zarubezhnoj tekhniki [Actual problems of technical service of foreign equipment]. Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obrazovaniya, 2015, no. 25-1, pp. 120-122.

3. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Povyshenie effektivnosti dilerskih predpriyatij na osnove upravleniya kachestvom uslug [Improving the efficiency of dealer enterprises based on service quality management]. Nauka bez granic, 2018, no. 5 (22), pp. 73-78.

4. Dorohov A.S. Rol' kachestva v inzhenerno-tekhnicheskom obespechenii APK [The role of

quality in the engineering and technical support of the agro-industrial complex]. Trudy GOSNITI, 2016, vol. 125, pp. 62-69.

5. Malyha E.F., Kataev Yu.V. Ocenka tekhnicheskoj osnashchennosti agrarnogo proizvodstva [Assessment of the technical equipment of agricultural production]. Ekonomika sel'skogo hozyajstva, 2019, no. 6, pp. 62-68.

6. Dorohov A.S. Sovershenstvovanie vhodnogo kontrolya kachestva sel'skohozyajstvennoj tekhniki i obosnovanie metodov ocenki ego effektivnosti [Improvement of input quality control of agricultural machinery and justification of methods for evaluating its effectiveness]. Moscow, 2007, 228 p.

7. Dorohov A.S. Sistema vhodnogo kontrolya kachestva zapasnyh chastej [Input quality control system for spare parts]. Remont. Vosstanovlenie. Modernizaciya, 2011, no. 8, pp. 27-29.

8. Dorohov A.S., Chepurina E.L., Krasnyashchih K.A. and others Vypolnenie chertezhej s ispol'zovaniem sistemy "Kompas-3D" [Execution of drawings using the Compass-3D system]. Moscow, Rossijskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet - MSKHA im. K.A. Timiryazeva, 2016, 76 p.

9. Korneev V.M., Kataev Yu.V. Sistema obespecheniya rabotosposobnosti tekhniki v agropromyshlennom komplekse [The system of ensuring the operability of equipment in the agro-industrial complex]. Agrarnaya nauka v usloviyah modernizacii i innovacionnogo razvitiya APK Rossii. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoj 100-letiyu akademika D.K. Belyaeva, 2017, pp. 86-91.

10. Kravchenko I.N., Korneev V.M., Kataev Yu.V., Ovchinnikova M.S. Metodika obosnovaniya strukturnyh elementov obsluzhivaniya mobil'nogo parka sel'skohozyajstvennyh mashin [Methodology of substantiation of structural elements of maintenance of a mobile fleet of agricultural machines]. Trudy GOSNITI, 2017, vol. 127, pp. 41-46.

Материал поступил в редакцию 20.07.2021

© Караваев М.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.