Научная статья на тему 'Технологическая компетентность будущего инженера-педагога швейного производства и ее структура'

Технологическая компетентность будущего инженера-педагога швейного производства и ее структура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЙ ИНЖЕНЕР-ПЕДАГОГ / ШВЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / КОМПОНЕНТЫ / TECHNOLOGICAL COMPETENCE / FUTURE ENGINEER-TEACHER / SEWING PRODUCTION / COMPONENTS / DECORATION AND PRACTICAL ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дяченко А. В.

В статье актуализируется проблема формирования технологической компетентности будущего инженера-педагога швейного производства. Доказана важность использования такого средства ее формирования, как декоративно-прикладное искусство. Определены структурные компоненты технологической компетентности (мотивационно-ценностный, познавательный, операционный, рефлексивный) и представлено их содержательную характеристику с точки зрения специфики профессиональной деятельности будущего инженера-педагога швейного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дяченко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of future engineer-teacher's technological competence forming of sewing production. The importance of the usage of such mean of its formation, as a decoration and practical art is proved. Structural components of technological competence (motivational and valued, cognitive, operation, reflection) is certain and their semantic description from point of specific signs of future engineer-teacher's of sewing production professional activity are given.

Текст научной работы на тему «Технологическая компетентность будущего инженера-педагога швейного производства и ее структура»

А.В. Дяченко

аспирант кафедры общей педагогики, педагогики высшей

школы и управления, Уманский государственный педагогический университет

A. V. Diachenko post-graduate student of pedagogics Pavlo Tychina Uman state pedagogical university (Boichenko.v@gmail.com, 0503916076)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА-ПЕДАГОГА ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА И

ЕЕ СТРУКТУРА

Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования технологической компетентности будущего инженера-педагога швейного производства. Доказана важность использования такого средства ее формирования, как декоративно-прикладное искусство. Определены структурные компоненты технологической компетентности (мотивационно-ценностный, познавательный, операционный, рефлексивный) и представлено их содержательную характеристику с точки зрения специфики профессиональной деятельности будущего инженера-педагога швейного производства.

Annotation. The article is devoted to the problem of future engineer-teacher's technological competence forming of sewing production. The importance of the usage of such mean of its formation, as a decoration and practical art is proved. Structural components of technological competence (motivational and valued, cognitive, operation, reflection) is certain and their semantic description from point of specific signs of future engineer-teacher's of sewing production professional activity are given.

Ключевые слова: технологическая компетентность, будущий инженер-педагог, швейное производство, декоративно-прикладное искусство, компоненты.

Key words: technological competence, future engineer-teacher, sewing production, decoration and practical art, components.

Динамика, трудности и неоднозначность трансформаций, имеющих место в современном украинском обществе, выдвигают на повестку дня важность ценностного определения, пересмотра базовых компетенций и направлений развития в различных сферах экономики, культуры, образования. Одно из таких направлений касается кадрового обеспечения легкой промышленности, где наблюдается заметное сокращение количества крупных и увеличение численности малых предприятий, меняются требования к содержанию профессиональной деятельности специалистов швейного производства. Как следствие, актуализируется необходимость подготовки таких специалистов инженерно-педагогического профиля, которые обладали бы не только педагогической, но и инженерно-технологической компетентностью, то есть были бы способными к эффективной реализации как педагогической, так и инженерной деятельности.

Подтверждение этой мысли находим в исследованиях С. Артюха, А. Беляевой, А. Маленко, Н. Нычкало, В. Мосолова, А. Щербак, которые рассматривают основные аспекты подготовки и деятельности инженера-педагога.

Теоретико-прикладные вопросы подготовки будущих инженеров-

педагогов изучаются В. Безруковой, О. Коваленко (педагогическое и дидактическое проектирование в процессе подготовки будущих инженеров-педагогов); С. Бочаровой (психологическая подготовка студентов инженерно-педагогического учебного заведения); И. Васильевой (структура профессионально-педагогической компетентности инженера-педагога); Т. Девьятьяровой (индивидуализация обучения будущих инженеров-педагогов); А. Кириченко (методика формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля) и др.

Несмотря на довольно основательное освещение содержания и основных направлений подготовки будущих инженеров-педагогов, недостаточно разработанной остается проблема определения и внедрения средств, обеспечивающих оптимизацию этого процесса в достижении желаемого результата. Большой ресурс в себе содержит украинское декоративно-прикладное искусство.

Украинский народ издавна славился своими талантами, богатством народного творчества, искусства, древними народными традициями. По своей сути декоративно-прикладное искусство - это вид художественной деятельности, продукты которой несут в себе и эстетический (декоративное означает -украшать), и практический (прикладное свидетельствует о том, что вещи пригодны для практического использования, а не только служат элементами эстетического наслаждения) потенциал.

Теоретические и методологические основы возрождения национальных традиций, культурных приоритетов, в частности, декоративно-прикладного искусства, получили отражение в трудах М. Билан, С. Васиной, Г. Горынь, О. Данченко, Г. Захарчук-Чугай, Л. Корницкой, К. Матейко, Г. Стельмащук, которые утверждают, что недооценка национальной составляющей профессионального образования снижает его качество и "негативно сказывается на уровне подготовленности будущих инженеров-педагогов к осуществлению педагогической деятельности в профессиональных учебных заведениях швейного профиля" [2].

В этом контексте актуализируется важность исследования проблемы формирования технологической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного производства средствами декоративно-прикладного искусства, прежде всего в плане определения структуры этой компетентности.

Цель статьи заключается в определении и обосновании структурных компонентов технологической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного производства.

Анализ научных источников, в частности трудов В. Беспалько, Л. Гребен-киной, Н. Манько, О. Никифоровой, Л. Тишковой и других, позволило определить сущность технологической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного производства как интегративного личностного образования, что охватывает общепедагогические знания и знания о производственных технологиях; представления о декоративно-прикладном искусстве; методы, приемы, формы его использования в швейном производстве; совокупность умений, обеспечивающих практическую реализацию имеющихся знаний на основе ценностно-рефлексивного позиционирования, что касается самой профессиональной деятельности, так и ее результатов.

Исходя из предложенного нами определения, выделили в структуре технологической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного производства четыре взаимосвязанные компонента: мотивационно-ценностный, по-

знавательный, технологический, рефлексивный.

Развитие и формирование технологической компетентности в значительной степени зависят от мотивации на соответствующую инженерно-педагогическую деятельность.

Мотивационно-ценностный компонент характеризует направленность будущего инженера-педагога на овладение технологической компетентностью. Стойкая направленность обеспечивает преодоление возможных препятствий и трудностей на пути овладения необходимыми знаниями и умениями по реализации технологической компетентности, изобретению способов повышения ее эффективности. Указанная направленность проявляется во всей его профессиональной деятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения. Развитию этой направленности способствует сдвиг мотивации инженера-педагога с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к соответствующей деятельности. Важнейшими ее признаками являются: интерес к инженерно-педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей и характера как соответствующих содержанию профессиональной деятельности [5].

В научной литературе известны различные взгляды на сущность мотивации. Одни исследователи трактуют мотивацию как "совокупность устойчивых мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения" [1, с.81]. Другие считают мотивацией процесс действия мотивов, совокупность устойчивых мотивов при наличии доминирующего, который выражает направленность личности, ценностные ориентации, определяет ее деятельность и формируется при условии целенаправленного образовательного процесса [11, с.71].

В контексте деятельностного подхода И.Кулагина выделяет два уровня мотивации - уровень деятельности и надситуативный уровень. Мотивация надситуативного уровня или доминирующая мотивация приобретает олицетворение в мотивационных тенденциях, которые определяют основные линии поведения в различных ситуациях и при привлечении к различным видам деятельности; они соответствуют отношению личности к миру (людей и дела) и самого себя; на онтогенетическом этапе личностной стабилизации обусловливают направленность личности. Актуализация мотивов надситуативного уровня происходит на фоне реализации в различных видах деятельности различных мотивов и не исключает "зонального" характера структурного выстраивания и механизмов мотивации. На надситуативном уровне особое значение приобретают ду-ховно-нрав-ственные, эгоцентрические и гедонистические мотивы [4].

Учебная мотивация (как предпосылка формирования технологической компетентности будущего инженера-педагога швейного производства к профессиональной деятельности) содержит мотив учения, осознание смысла обучения, отношение к процессу обучения и его результату, интерес, потребность в овладении знаниями.

Мотивация обучения зависит от общего развития личности и от образовательной среды, организации учебно-познавательного процесса. Успешность обучения будет более высокой, если мотивация ориентирована на процесс и результат, а не на оценку преподавания или избегания неудач. То есть на первое место должны выступать мотивы интеллектуально-познавательного характера. Ведь, как отмечает Ю. Орлов, "наибольшее влияние на академические успехи

оказывает познавательная потребность в сочетании с высокой потребностью достижения" [9, с.21]. Иными словами наличие достаточного исходного уровня развития личности выступает условием для повышения мотивации к обучению.

Мотивационно-ценностный компонент технологической компетентности проявляется как во всей профессиональной жизнедеятельности инженера-педагога, так и в отдельных педагогических ситуациях определяет его восприятие внешних событий и логику поведения, пробуждает личностно значимое отношение объекта и предмета профессиональной деятельности. Он способствует стремлению к активному решению нестандартных педагогических ситуаций, выработке интереса к планированию и навыкам освоения инноваций в сфере применения декоративно-прикладного искусства как средства повышения эффективности учебного процесса; настраивает на формирование навыков анализа и постоянной ориентации на соответствующую деятельность.

Мотивационно-ценностный предполагает овладение целостным содержанием соответствующей деятельности путем формирования перспективных, внутренне мотивированных линий, действий, социальных установок, интересов, потребностей, мотивов, побуждающих будущего инженера-педагога к реализации конкретной профессиональной деятельности. То есть мотив выступает побудительной причиной, поводом к действию.

Важной составляющей этого компонента являются ценностные ориентации будущего инженера-педагога на овладение общими педагогическими знаниями и знаниями о производственных технологиях, представлениями о декоративно-прикладном искусстве, методами, приемами, формами его использования в швейном производстве.

В психолого-педагогических исследованиях педагогические ценности определяются как нормы, которые регламентируют профессионально-педагогическую деятельность. Педагогические ценности, по мнению А.Кузьминой, выступают как наставления педагога (готовность, компетентность) на осуществление определенной профессиональной деятельности. Готовность к деятельности, как известно, является психическим состоянием, предполагает наличие у субъекта образа определенного действия и постоянной направленности на ее выполнение [3]. Отсюда технологическая компетентность будущего инженера-педагога возникает многофункциональным образованием, ядром которого выступает мировоззренческая позиция личности, т.е. ее ценности.

Профессиональные ценности приобретают воплощение в профессиональных ценностных ориентациях - индивидуальных (личностных) образованиях, наличие которых обеспечивает качественное выполнение специалистом профессиональных действий. Различные сферы профессиональной деятельности современного человека выдвигают требования не только к наличию специальных профессиональных знаний, умений и навыков, личностных качеств, но и к ценностной направленности личности профессионала, его ценностных отношений, позиций, убеждений. Становление профессиональных ценностных ориентаций происходит во взаимодействии двух полярностей в едином поле - личности и профессии, которые обусловлены развитием друг друга. Возникающее благодаря этому единство, воплощается в профессиональных ценностных ориентациях, согласованность которых предупреждает дихотомию между требованиями профессии и личностными потребностями, определяет становление профессиональной аксиосферы специалиста. В каждой сфере профессиональной деятельности

профессиональные ценностные ориентации наполняются, согласно ее целей, содержания, принципов и т.д. Основные требования к профессиональным ценностным ориентациям будущего инженера-педагога основываются на ценностях современного образования, которые воплощаются в целях, гуманистической парадигме, концептуальных подходах и принципах. Поэтому не можем не согласиться с утверждением А.Мартынюка, который рассматривает профессиональные ценностные ориентации педагога как систему интегрированных смысловых установок, что определяет его отношение к сущностным сторонам педагогической деятельности и к ее субъектам [6, с.185].

Уровень мотивации непосредственно связан с познавательной (когнитивной) составляющей профессиональной деятельности будущего инженера-педагога, которая вместе с мотивацией входит в механизм управления деятельностью. В узком смысле "когнитивная сфера" в концепции когнитивного развития Ж.Пиаже рассматривается как некоторое интеллектуальное пространство личности, содержит различные формы индивидуальных когнитивных адаптаций [10].

Профессионально-педагогические и технологические знания будущего инженера-педагога швейного производства, ориентированного на использование декоративно-прикладного искусства, можно представить как информацию, представление об общих закономерностях его реализации.

Необходимость выделения в структуре технологической компетентности будущего инженера-педагога швейного производства познавательного компонента обусловлена тем, что именно познавательные его интересы с высоким уровнем мотивации, концентрируются вокруг:

- потребности в научном понимании многочисленных аспектов личностной ориентации образования;

- потребности в осмыслении собственного опыта, степени эффективности инженерно-педагогической деятельности, формировании собственной позиции по использованию декоративно-прикладного искусства в швейном производстве;

- необходимости использовать имеющиеся знания в собственной инженерно-педагогической деятельности.

Уровень осведомленности в области декоративно-прикладного искусства и способов его использования в швейном производстве характеризуется объемом соответствующих знаний. Знания обогащают собственное видение будущим инженером-педагогом содержания своей педагогической деятельности, являются необходимым условием выдвижения и решения профессиональных проблем в соответствии с личными потребностями и интересами. Знания рассматриваются как основа для ориентации в многообразии средств декоративно-прикладного искусства и их использования в швейном производстве.

Операционный компонент - это готовность к действию, к профессиональной инженерно-педагогической деятельности в области швейного производства и применения различных видов декоративно-прикладного искусства.

В рамках этого компонента выделяем технологическую и педагогическую составляющие.

Технологическая составляющая содержит технологические умения:

- проектировочные (создание технических систем, объектов и предметов деятельности);

- конструкторские (выполнение эскизов, чертежей, необходимых для из-

готовления изделий, соблюдение элементов технологического процесса в соответствии с техническими условиями);

- гностические (чтение эскизов, чертежей, технологических карт, определение технических характеристик оборудования и принципа его действия) [12, с.7].

Понятие "профессионально-педагогические умения" (педагогическая составляющая) может быть определено как владение гибкой системой осознанных, целенаправленных, взаимосвязанных умственных и практических действий, которые дают инженеру-педагогу возможность успешно выполнять учебно-познавательные функции на общих педагогическом и предметно-методическом уровнях, используя традиционные и инновационные технологии.

Указанные действия можно разделить на следующие группы:

1) гностические - умения, связанные с анализом информации и конкретной инженерно-педагогической деятельностью;

2) проективные - умения, связанные с выдвижением общих педагогических стратегических задач и планированием деятельности;

3) конструкторские - умения, связанные с формулировкой тактических задач и планированием педагогической деятельности в конкретных условиях;

4) организаторские - умения, связанные с организацией информации и педагогической деятельности;

5) коммуникативные - умения, связанные с установлением отношений и осуществлением педагогического общения с субъектами швейного производства.

Успешное профессиональное становление личности зависит от ее способности оценивать себя и свою профессиональную деятельность, то есть от того, на сколько специалист способен к рефлексии всех значимых аспектов своей профессионализации.

Рефлексия - это психический механизм, который обеспечивает существование человеческой деятельности. Он не ограничивается мышлением, сознанием, волей или другими психическими механизмами. Рефлексия интегрирует все психические функции для достижения одной цели: обеспечение существования деятельности как источника существования самого человека [7, с.5].

Рефлексия в образовательной деятельности может быть определена как осознание субъектом деятельности ее различных элементов: способов деятельности, возникающих проблем и способов их решения, эмоциональных изменений, форм коммуникации, методов самоанализа и т.п. В этом плане рефлексия возникает средством фиксации достигнутых результатов и обязательным атрибутом, сопровождает индивидуальную образовательную траекторию педагога. Необходимость рефлексивного отношения инженера-педагога к своей деятельности определяется многими факторами, по которым - полифункциональность рефлексии, направленной на осознание и оценку всех аспектов профессиональной деятельности и своей личности с позиций их эффективности и определения возможностей дальнейшего профессионального развития.

Итак, рефлексивный компонент технологической компетентности будущего инженера-педагога характеризует познание и анализ им собственного сознания и деятельности (взгляд на собственные мысли и действия со стороны) [8, с. 112]. Он предполагает наличие рефлексивных знаний, умений вводить рефлексию в свою деятельность и работу с субъектами швейного производства, прово-

дить рефлексию своей педагогической деятельности по использованию педагогических технологий. Кроме того, развитие рефлексии призвано, с одной стороны, способствовать пониманию будущими инженерами-педагогами внутреннего состояния других субъектов - участников учебной и производственной швейной деятельности, помочь стать на их позицию, прогнозировать поведение, влиять и наблюдать за изменениями, что происходят в их поведении и производственной деятельности, а с другой - обеспечить адекватный анализ собственной деятельности, критическое оценивание своих действий, их корректировка, осуществление самодиагностики.

Итак, технологическая компетентность будущих инженеров-педагогов швейного производства - это интегративное личностное образование, которое охватывает общепедагогические знания и знания о производственных технологиях; представление о декоративно-прикладном искусстве: методы, приемы, формы его использования в швейном производстве; совокупность умений, которые обеспечивают практическую реализацию имеющихся знаний на основе ценностно-рефлексивного позиционирования как по самой профессиональной деятельности, так и по ее результатам.

Структуру этой компетентности составляют четыре взаимосвязанных компонента (мотивационно-ценностный, познавательный, операционный, рефлексивный), каждый из которых олицетворяет определенные характеристики, свойства, ориентации, действия, а их совокупность обеспечивает надлежащий уровень сформированности исследуемого личностного образования.

Перспективы дальнейшего исследования заключаются в определении критериев и показателей сформированности технологической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного производства, в частности, средствами декоративно-прикладного искусства.

Источники:

1. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога / Н.И. Конюхов. - М. : НПО „МОДЕК", 1996. - 222 с.

2. Корницкая Л.А. Педагогические основы использования этнодизайна в профессиональной подготовке инженеров-педагогов швейного профиля: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 - "Теория и методика профессионального образования" - Институт педагогического образования и образования взрослых НАПН Украины, Киев, 2010.

3. Кузьмина Э.М. К вопросу о ценностях педагогической деятельности / Э.М. Кузьмина // Материалы Всерос. науч.-практ. конференции «Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи». - [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://www.uni-altai.ru/ Joumal/vestшk/ARШIW/N2_2000 /М/М170.Ыт1.

4. Кулагина И.Ю. Мотивационные тенденции при разных типах характера в подростковом возрасте / И.Ю. Кулагина, Е.А. Полякова // Системная психология и социология. - 2011. -№ 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://systempsychology.ru//joumal/2011_3/55-kulagina-iyu-polyakov-ea-motivaciounnye-

tenden

5. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. -

308 с.

6. Мартинюк О.Б. Дослщження професшних цшнюних орieнтацiй вчителя як цшсно! системи / О.Б. Мартинюк // Ценностные приоритеты образования в XXI веке: Материалы Меж-дунар. науч.-практич. конф. — Луганськ, 2003. - С. 183-191.

7. Морозова Т.А. Формирование педагогической рефлекси как основы профессионального становлення будущего учителя: дис. ... кандидата психол. наук / 19.00.07 / Морозова Татьяна Анатольевна. - Тула, 2003. - 177 с.

8. Никандров Н.Д. Понятийный аппарат педагогики и образования: перспективы иссле-

дования / Н.Д.Никандров // Педагогика. - 1995. - №3. - С. 112-114.

9. Орлов Ю.М. Стимулирование побуждения к учению / Орлов Ю.М., Творогов Н.Д., Шкурки В.И. - М.: Педагогика, 1988. - 75 с.

10. Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное / Жан Пиаже. - М., 2001. - 258 с.

11.Платонов К.К. Кратний словарь системы психологических понятий / К.К.Платонов. -М.: Вища школа, 1984. - 174 с.

12. Шевель Б.О. Формування фахових компетенцш майбутшх iнженерiв-педагогiв засо-бами шформацшно-комушкативних технологш: автореф. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец.: 13.00.04 „Теорiя i методика професшно! освгги / Б.О.Шевель. - К., 2011. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.