понятие обозначается разными терминами, что приводит к непониманию и разногласиям со стороны читателей. Данные актуальные проблемы по - прежнему требуют решения.
Список литературы:
1. Википедия, свободная энциклопедия. [Электрон.ресурс]. http: wikipedia. org / wiki / Main_Page.
2. Воверне О. Библиометрия - структурная часть методологии информатики / О. Воверне. // НТИ. Сер. 1. - 1985. - № 7. - С. 1-5.
3. Галявиева М.С. Библиометрия - новое направление работы библиотек университетов Европы // Библиосфера.- 2012.- Спецвып.- С. 71-78.
4. Галявиева М.С. Обучение информетрии информационно-библиотечных специалистов: постановка проблемы // Современные проблемы науки и образования.- 2013.- №3.
5. Лазарев В.С. Библиометрия / Лазарев В.С. // Вопросы библиографоведения и библиотековедения: Межвед. сб. - Минск, 1991. - Вып. 12. - С. 3 - 18.
6. Мирский Э.М. Наукометрия // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. Обществ.-науч. Фонд; Предс. Научно-ред. совета В.С.Степин.- 2-е изд., испр. и допол.- М.: Мысль, 2010.
7. Павловска Е.Ю. Информационные методы оценки тенденций развития научных направлений / Павловска Е.Ю. - М.: ВИНИТИ, 1990. - Т. 17. - С. 3 :120. - (Итоги науки и техники. Сер. Информатика; Т. 17).
8. Пенькова О.В., Тютюнник В.М. Науковедение, наукометрия и их производные: Методы колич. оценки науч. деятельности: Монография.- Тамбов: Изд-во МИНЦ, 2002.- 176с.
9. Соколов А.В. Незыблемость фундамента и модернизация фасада // Науч. и техн. б-ки.- 2009.-№4.- С. 64-75.
10. Субботин М.М. О логико:смысловом моделировании содержания управленческих решений / Субботин М.М. // Научной управление обществом. - 1980. - Вып. 13. - С. 203 - 224.
11. Фокеев В.А. Библиографическая наука и практика: терминологический словарь.- СПб., 2008.272 с.
12. Хайтун С.Д. Наукометрия: состояние и перспективы / Хайтун С.Д. - М.: Наука, 1983.: 344 с.
13. Almind Т., ingwersen P. Informetric analyses on the World Wide Web: Methodological approaches to "webometrics" // Journal of documentation.- 1997.- T.53.- № 4.- C. 404-426.
14. Egghe L. Expansion of the field of informetrics: origins and consequences // Information process & Management.- 2005.- Vol.41.- P.1311-1316.
15. ingwersen Р. Webometrics - ten years of expansion.- 2006.- P.2.
16. Garfield E. Citation indexes for science. A new dimension in documentation through association of ideas // Science.- 1955.- Vol. 122.- № 3159.- P.108-111.
17. Kessler M.M. Bibliographical coupling between scientific papers / Kessler M.M. // Amer. Doc. - 1963. - Vol. 14, N 1. - P. 10-25.
18. Nacke O. informetrie: ein neuer Name fur ein neue Disziplin // Nach. Document.- 1979.- B.30, H.6.-S.219-226.
19. Prichard A. Bibliometrics: A-Bibliography and Index. 1: 1874-1959 / Prichard A., Witting G. -Watford: Allm Books, 1981. - 160 p.
20. Schmidmaier D. Application of bibliometries in technical university libraries / Schmidmaier D. // Developing library effectiveness for next decade: Proceedings of the 7th Meeting IATUL, Leuven, 1977, 16-21 May. - Joeteburg, 1978. - P. 129-135.
УДК 372.881.161.1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА «ДИАЛЕКТИЗМЫ»
Рябинина С.А., 2017 МАОУ «СОШ№ 48», учитель русского языка и литературы, г. Новоуральск
Аннотация: технологическая карта предоставляет возможность отразить взаимодействие учителя и ученика, осознанно осуществлять формирование результатов обучения с учетом необходимости реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов. Благодаря планированию конечных результатов можно выбрать наиболее эффективные технологии, формы и средства обучения, содержание материала, что дает возможность управлять формированием знаний и умений и приводит к запланированному результату.
Ключевые слова: технологическая карта, урок русского языка, диалектизмы.
Данный урок - четвертый в разделе «Лексика» (после повторения сведений из курса начальной школы и 5 класса о слове и его лексическом значении, а также знакомства с общеупотребительными и необщеупотребительными словами - профессионализмами) из двенадцати уроков, отведенных на изучение этого раздела. В предложенном варианте урока можно увидеть использование проблемно-диалогического обучения, технологий продуктивного чтения и оценивания учебных достижений учащихся.
Класс: 6. Количество часов в неделю 6; в год 204.
Используемый УМК: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Планируемые результаты обучения:
1. Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.
2. Предметные: расширять активный и потенциальный словарный запас на основе усвоения значений диалектизмов; опознавать диалектизмы, объяснять их значение, правильно и уместно употреблять в речи.
3. Метапредметные:
- познавательные УУД: извлекать информацию из словарей (толкового словаря, словаря диалектных слов), перерабатывать и преобразовывать информацию (кластер), воспринимать и вычленять нужную информацию на слух, анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения;
- регулятивные УУД: коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; саморегуляция;
- коммуникативные УУД: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий, умение слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Основные понятия: лексика, лексика общеупотребительная, лексика, ограниченная в употреблении, диалектизмы.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный и иллюстративный материал, аудиоаппаратура для физкультминутки, учебник, электронное приложение к учебнику, толковые словари.
Этап урока, цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Этап 1 МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выработка на Приветствует Приветствуют Личностные:
личностно обучающихся, проверяет учителя, проверяют сформированность
значимом уровне их готовность к уроку свою готовность к позитивной моральной
внутренней (отсутствующие, наличие уроку самооценки и
готовности письменных Находят лишние моральных чувств.
выполнения принадлежностей). слова, поочередно Коммуникативные:
нормативных Применяет приём объясняют выбор, умение слушать и
требований «Четвертый лишний» отвечают на вопрос понимать речь других,
учебной На экране: 1) земля, бежать, учителя (1 - вокализ, выражать свои мысли в
деятельности. вокализ, синий; потому что соответствии с
2) тубус, учитель, штифт, необщеупотребитель условиями
кариес. ное; 2 - учитель, коммуникации.
- Какое слово лишнее? потому что все Познавательные:
Почему? остальные умение анализировать
- Сверьте ответы с профессионализмы) объекты с целью
правильными вариантами. Оценивают свои выделения признаков,
На экране: 1) земля, бежать, ответы в оценочном строить речевое
вокализ, синий; листе. высказывание.
2) тубус, учитель, штифт, Находят лишние Регулятивные:
кариес. слова, поочередно предвосхищение
- Оцените свои ответы объясняют выбор, результата и уровня
- Предлагаю продолжить отвечают на вопросы усвоения знаний,
работу по выбору учителя. Делают осуществление
четвертого лишнего. вывод о самоконтроля.
На экране: 1) солнце, небо, необходимости
вода, панёва дальнейшего
2) тральщик, бурак, зум, изучения
эстамп необщеупотребитель
- Какое слово лишнее? ных слов.
Почему? Все ли понятно?
Смогли ли дать одинаковое
объяснение? Почему?
Сверьте с правильным
выбором (появляется запись
с подчеркнутыми словами
«панёва» и «бурак»). Какой
вопрос возникает?
Этап 2 АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ
Подготовка Применяет прием «Перевод Переводят на Личностные:
мышления с русского на русский» «русский», сформированность
учащихся, (Раздается звук объясняют перевод, потребности в
организация пришедшего смс). отвечают на вопросы самовыражении и
осознания ими - Прошу прощения, нужно учителя. Делают самореализации.
внутренней срочно прочитать, это от вывод о Коммуникативн ые:
потребности к моей бабушки, она очень необходимости дать формулирование
построению взрослая, живет далеко, иное наименование собственного мнения.
учебных вдруг ей нужна моя необщеупотребитель Познавательные: поиск
действий и помощь. (Читает про себя). ным словам. и выделение
фиксирование Ничего не понимаю. Может информации, умение
каждым из них быть, вы разберетесь в строить речевое
индивидуального этом? (Читает вслух, запись высказывание, анализ
затруднения в появляется на экране). объектов с целью
пробном Внученька, бросай уроки, выделения признаков,
действии. поспешай домой: дед был выдвижение гипотез; их
на усынках, принес обоснование.
баского чекамаса. По пути Регулятивные:
захвати поташки - щарбы планирование своих
наварим. И не забудь действий.
парцменки, а то ноги
зябнут.
- Что наблюдаете? Все ли
понятно? Текст для всех
прозвучал одинаково? А
перевели как?
- Почему расшифровали по-
разному? К какой группе
относятся выделенные
слова? Это
профессионализмы? Знаете
ли, как называются
непонятные слова? Какой
вопрос возникает?
Этап 3 ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ
Организация Применяет прием Дети работают в Коммуникативные:
анализа «Подводящий диалог» парах, составляют построение понятных
учащимися - А теперь проанализируйте кластеры на для партнёров
возникшей материал на доске (от специально высказываний.
ситуации и на греческого слова dialektos - заготовленных Познавательные:
этой основе местное наречие, областной бланках, потом один использование знаково-
выявление места язык) и предположите, как у доски представляет символических средств
и причины называются эти слова с свою работу. для решения задач,
затруднения, точки зрения употребления. Анализируют структурирование
осознание того, в - Попытайтесь толкование знаний, построение
чем именно сформулировать, что такое иноязычного слова, рассуждения в форме
состоит диалектные слова. высказывают связи простых
недостаточность - Проверьте, правы ли вы, предположения о суждений об объекте.
их знаний, сверив свои предположения названии
умений или с материалом учебника на необщеупотребитель
способностей. стр.63-64? Совпали ваши ных слов. Сверяют с
формулировки? учебником.
Использует приём Записывают тему
«Кластер» «Диалектизмы».
- Составьте кластер «Виды
слов по сфере
употребления».
- Запишите тему урока.
Этап 4 ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
Постановка Применяет прием «Перевод Отвечают на Личностные:
целей учебной с русского на русский» вопросы учителя формирование границ
деятельности и - А у меня из головы не (обратиться к собственного знания и
на этой основе - выходит смс. О чем же в толковому словарю). "незнания".
выбор способа и ней шла речь? Что нужно Формулируют цель - Коммуникативные:
средств их сделать, чтобы понять её узнать, каков состав учёт разных мнений.
реализации. значение? Какую цель лексики русского Регулятивные:
поставите перед собой? (На языка с т.зр. принятие и сохранение
доске сбоку делается употребления, что учебной задачи,
краткая запись: Что такое? такое диалектизмы, планирование своих
Для чего? Где для чего нужны, как действий в
используются?) найти в словаре) соответствии с
(Раздается звук Соединяют поставленной задачей.
пришедшего смс). диалектизмы и их Познавательные:
- Это опять бабушка. Она ЛЗ, «переводят на выделение
прислала ЛЗ диалектных русский»: дед был на существенной
слов, да только сослепу все реке, принес информации,
перепутала. хорошего окуня; самостоятель-ное
- Прочитайте значение слов захвати помидоры - создание способов
в правой колонке сварим ухи; чтобы решения проблемы.
(помидоры, узкое место в ноги не мерзли -
реке, окунь, уха, тапочки, возьми тапочки.
хороший) и, соединив их с
диалектизмами из левой
колонки, догадайтесь, о чем
же просила меня бабушка.
- Я вам очень благодарна,
т.к. поняла, что урок
бросать не нужно, можно
доработать и после пойти
есть уху.
Этап 5 РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
Построение Физкультминутка. Звучит Выполняют Личностные:
учащимися песня В. Мясникова «Про движения под формирование
нового способа бабушку» музыку, вслушиваясь ценностных ориентиров
действий и - Попробуйте под музыку в слова. и смыслов учебной.
формирование выполнять наклоны вперед, Записывают на Коммуникативные:
умений его в стороны, отмечая, какие карточки стремление к
применять как диалектные слова запомнившиеся координации различных
при решении использует член сборной диалектизмы (голик, позиций в
задачи, «Уральские пельмени». ремки, вошкаться, сотрудничестве,
вызвавшей После окончания разболакаться и т.д.), Регулятивные:
затруднение, так физкультминутки выполняют планирование своих
и при решении проверим, кто запомнил их схематичные действий в
задач такого больше. рисунки, сверяются с соответствии с
класса или типа Применяет прием «Создай контекстом, поставленной задачей и
вообще. коллекцию» называют по условиями её
- Запишите на карточках цепочке. реализации,
запомнившиеся Познавательные:
диалектизмы. Попробуйте выделение
рядом изобразить существенной
толкование. Сверьте с информации,
текстом песни и выпиской самостоятельное
из толкового словаря. создание способов
Правы ли вы в своих решения проблемы.
предположениях? Назовите
диалектизмы.
Этап 6 ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
Усвоение Задает вопросы: Отвечают на Личностные:
учащимися - Как вы думаете, зачем вопросы (чтобы было формирование границ
нового способа поэты и писатели интересно; понять, «знания» и «незнания».
действия при используют в своих откуда герой; Коммуникативные:
решении произведениях передать стремление к
типовых задач. диалектизмы, если особенности его координации различных
современный читатель с речи; помнить позиций в
таким трудом их понимает? историю) сотрудничестве, умение
- Прочитайте выразительно Выразительно договариваться,
стихотворения А. Яшина читают приходить к общему
"Родные слова" (упр.118). стихотворение, решению.
- О чем грустит поэт? отвечая на вопросы, Регулятивные: учёт
- Можете ли вы, не убеждаются в правила в
пользуясь материалом для правильности планировании и
справок, объяснить сказанного ранее (без контроле способа
значение непонятных вам прошлого нет решения.
слов? будущего). Познавательные:
- Почему поэт вводит построение речевого
данные слова в высказывания в устной
стихотворение? и письменной форме.
- Как он относится к
непонятным для вас
словам?
- Зачем нужно сохранять
"милые с детства слова"?
Дает задание:
- Да, вы правы: без
прошлого нет будущего.
Вот и мы вместе с русским
поэтом С. Есениным
предлагаем вам побывать в
прошлом - в конце Х1Х -
начале ХХ века - в хате
рязанской деревни.
- Прочитайте стихотворение
«В хате» С.Есенина. Читают текст,
Обратите внимание на находят диалектные
выделенные слова. Все ли слова, соотносят их
понятно? Почему? со значениями из
- Посмотрите на значения, справок,
которые подготовили для рассказывают об
вас «архивариусы», интерьере и
соотнесите их с экстерьере хаты.
диалектизмами.
- Расскажите теперь, как
выглядит русская хата и
подворье.
Этап 7 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
Интериоризация Применяет прием «Блиц- Выполнение «Блиц- Личностные:
(переход извне тест» теста» с формирование
внутрь) нового - А теперь, ребята, последующей адекватной самооценки
способа действия покажите, насколько проверкой в и границ собственного
и хорошо вы поняли тему: интерактивном «знания» и «незнания».
исполнительская выполните тестовые режиме. Регулятивные: внесение
рефлексия задания из темы «Лексика» Распределяют слова необходимых корректив
(коллективная и электронного приложения к по столбикам, сверят в действие после его
индивидуальная) учебнику, позволяющего с образцом, завершения на основе
достижения цели сразу же оценить работу оценивают, листы его оценки и характера
пробного - Самостоятельно сдают. сделанных ошибок.
учебного распределите синонимы
действия, (верба-ива, макуха-жмых,
применение нехай - пусть, завязка -
нового знания в поворозка, ощипывать -
типовых скубать, цедылок - дуршлаг,
заданиях. чи - или, чердак - горище, лестница - дробына) в 2 столбика: общеупотребительные и диалектные. Сверьте с образцом. Выполните самооценку.
Этап 8 ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ
Повторение и Применяет прием Находят диалектные Регулятивные:
закрепление «Реклама» (по группам) слова в словаре, принятие и сохранение
ранее изученного - Используя толковый выбирают учебной задачи, оценка
и подготовка к словарь, прорекламируйте представляющее правильности
изучению какой-либо предмет, интерес для выполнения действия
следующих название которого рекламирования, на уровне адекватной
разделов курса, относится к диалектным. выделяют ретроспективной
выявление Выиграет та группа, чей характерные черты - оценки, выполнение
границы товар понравится большему рекламируют. учебных действий в
применимости количеству. Остальные материализованной
нового знания и Дает домашнее задание: «выкупают» товар. громкоречевой и
использование - Сочинение-миниатюра с Выигрывает та умственной форме.
его в системе использованием группа, чей товар Познавательные:
изученных ранее диалектных слов, или упр. понравился построение
знаний. 120, или выписать из сказов большему рассуждения в форме
П.Бажова не менее 10 количеству связи простых
диалектизмов с их «купцов». суждений об объекте,
объяснением. Записывают д/з его свойствах, доказательство.
Этап 9 РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Самооценка Приём «Телеграмма» Кратко пишут самое Личностные:
учащимися - Что узнали на уроке? важное, что уяснили формирование
результатов - Чему учились? с пожеланиями самоидентификации,
своей учебной - Достигли ли целей, соседу по парте и адекватной позитивной
деятельности, записанных в начале урока? отправили самооценки.
осознание - Сформулируйте ключевые (обменялись). Регулятивные:
метода слова урока восприятие оценки
построения и учителя, адекватная
границ самооценка.
применения Познавательные:
нового способа построение речевого
действия. высказывания в устной и письменной форме.
Список литературы:
1. А. И. Акимова. Русская диалектология: методические рекомендации.- Бийск, 2005.- 33 с.
2. И.А. Букринская, О.Е. Кармакова. Литературный русский язык и говоры // Русский язык. - 2006. -№ 21.- с.15-20
3. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. - М.: Просвещение, 2014
4. Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru
5. Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru
УДК 51 (510.2)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКЕ В 6 КЛАССЕ «СЛОЖЕНИЕ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»
Попкова Е.А., 2017
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Игнатовская основная общеобразовательная школа», учитель математики
Класс, в котором проведён урок : 6 класс
УМК и автор: Учебник: Математика 6. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Издательство «Мнемозина», 2010.
Тема урока: «Сложение отрицательных чисел»
Название тематического блока (модуля) уроков: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
Тип урока: открытие «нового» знания
Цель урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование умения складывать отрицательные числа
Задачи:
Личностные:
воспитывать трудолюбие, коммуникабельность, активную жизненную позицию.
Предметные:
- Формировать умения: применять правило сложения отрицательных чисел на практике; выполнять сложение отрицательных чисел; устно и письменно работать с математическим текстом; точно и грамотно выражать свои мысли в устной речи, применяя математическую терминологию.
- Совершенствовать навыки устных и письменных вычислений.