Научная статья на тему 'Технологическая карта урока русского языка «Диалектизмы»'

Технологическая карта урока русского языка «Диалектизмы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
815
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА / ДИАЛЕКТИЗМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябинина С. А.

Технологическая карта предоставляет возможность отразить взаимодействие учителя и ученика, осознанно осуществлять формирование результатов обучения с учетом необходимости реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов. Благодаря планированию конечных результатов можно выбрать наиболее эффективные технологии, формы и средства обучения, содержание материала, что дает возможность управлять формированием знаний и умений и приводит к запланированному результату.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябинина С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологическая карта урока русского языка «Диалектизмы»»

понятие обозначается разными терминами, что приводит к непониманию и разногласиям со стороны читателей. Данные актуальные проблемы по - прежнему требуют решения.

Список литературы:

1. Википедия, свободная энциклопедия. [Электрон.ресурс]. http: wikipedia. org / wiki / Main_Page.

2. Воверне О. Библиометрия - структурная часть методологии информатики / О. Воверне. // НТИ. Сер. 1. - 1985. - № 7. - С. 1-5.

3. Галявиева М.С. Библиометрия - новое направление работы библиотек университетов Европы // Библиосфера.- 2012.- Спецвып.- С. 71-78.

4. Галявиева М.С. Обучение информетрии информационно-библиотечных специалистов: постановка проблемы // Современные проблемы науки и образования.- 2013.- №3.

5. Лазарев В.С. Библиометрия / Лазарев В.С. // Вопросы библиографоведения и библиотековедения: Межвед. сб. - Минск, 1991. - Вып. 12. - С. 3 - 18.

6. Мирский Э.М. Наукометрия // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. Обществ.-науч. Фонд; Предс. Научно-ред. совета В.С.Степин.- 2-е изд., испр. и допол.- М.: Мысль, 2010.

7. Павловска Е.Ю. Информационные методы оценки тенденций развития научных направлений / Павловска Е.Ю. - М.: ВИНИТИ, 1990. - Т. 17. - С. 3 :120. - (Итоги науки и техники. Сер. Информатика; Т. 17).

8. Пенькова О.В., Тютюнник В.М. Науковедение, наукометрия и их производные: Методы колич. оценки науч. деятельности: Монография.- Тамбов: Изд-во МИНЦ, 2002.- 176с.

9. Соколов А.В. Незыблемость фундамента и модернизация фасада // Науч. и техн. б-ки.- 2009.-№4.- С. 64-75.

10. Субботин М.М. О логико:смысловом моделировании содержания управленческих решений / Субботин М.М. // Научной управление обществом. - 1980. - Вып. 13. - С. 203 - 224.

11. Фокеев В.А. Библиографическая наука и практика: терминологический словарь.- СПб., 2008.272 с.

12. Хайтун С.Д. Наукометрия: состояние и перспективы / Хайтун С.Д. - М.: Наука, 1983.: 344 с.

13. Almind Т., ingwersen P. Informetric analyses on the World Wide Web: Methodological approaches to "webometrics" // Journal of documentation.- 1997.- T.53.- № 4.- C. 404-426.

14. Egghe L. Expansion of the field of informetrics: origins and consequences // Information process & Management.- 2005.- Vol.41.- P.1311-1316.

15. ingwersen Р. Webometrics - ten years of expansion.- 2006.- P.2.

16. Garfield E. Citation indexes for science. A new dimension in documentation through association of ideas // Science.- 1955.- Vol. 122.- № 3159.- P.108-111.

17. Kessler M.M. Bibliographical coupling between scientific papers / Kessler M.M. // Amer. Doc. - 1963. - Vol. 14, N 1. - P. 10-25.

18. Nacke O. informetrie: ein neuer Name fur ein neue Disziplin // Nach. Document.- 1979.- B.30, H.6.-S.219-226.

19. Prichard A. Bibliometrics: A-Bibliography and Index. 1: 1874-1959 / Prichard A., Witting G. -Watford: Allm Books, 1981. - 160 p.

20. Schmidmaier D. Application of bibliometries in technical university libraries / Schmidmaier D. // Developing library effectiveness for next decade: Proceedings of the 7th Meeting IATUL, Leuven, 1977, 16-21 May. - Joeteburg, 1978. - P. 129-135.

УДК 372.881.161.1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА «ДИАЛЕКТИЗМЫ»

Рябинина С.А., 2017 МАОУ «СОШ№ 48», учитель русского языка и литературы, г. Новоуральск

Аннотация: технологическая карта предоставляет возможность отразить взаимодействие учителя и ученика, осознанно осуществлять формирование результатов обучения с учетом необходимости реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов. Благодаря планированию конечных результатов можно выбрать наиболее эффективные технологии, формы и средства обучения, содержание материала, что дает возможность управлять формированием знаний и умений и приводит к запланированному результату.

Ключевые слова: технологическая карта, урок русского языка, диалектизмы.

Данный урок - четвертый в разделе «Лексика» (после повторения сведений из курса начальной школы и 5 класса о слове и его лексическом значении, а также знакомства с общеупотребительными и необщеупотребительными словами - профессионализмами) из двенадцати уроков, отведенных на изучение этого раздела. В предложенном варианте урока можно увидеть использование проблемно-диалогического обучения, технологий продуктивного чтения и оценивания учебных достижений учащихся.

Класс: 6. Количество часов в неделю 6; в год 204.

Используемый УМК: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Планируемые результаты обучения:

1. Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

2. Предметные: расширять активный и потенциальный словарный запас на основе усвоения значений диалектизмов; опознавать диалектизмы, объяснять их значение, правильно и уместно употреблять в речи.

3. Метапредметные:

- познавательные УУД: извлекать информацию из словарей (толкового словаря, словаря диалектных слов), перерабатывать и преобразовывать информацию (кластер), воспринимать и вычленять нужную информацию на слух, анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения;

- регулятивные УУД: коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; саморегуляция;

- коммуникативные УУД: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий, умение слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Основные понятия: лексика, лексика общеупотребительная, лексика, ограниченная в употреблении, диалектизмы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный и иллюстративный материал, аудиоаппаратура для физкультминутки, учебник, электронное приложение к учебнику, толковые словари.

Этап урока, цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД

Этап 1 МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выработка на Приветствует Приветствуют Личностные:

личностно обучающихся, проверяет учителя, проверяют сформированность

значимом уровне их готовность к уроку свою готовность к позитивной моральной

внутренней (отсутствующие, наличие уроку самооценки и

готовности письменных Находят лишние моральных чувств.

выполнения принадлежностей). слова, поочередно Коммуникативные:

нормативных Применяет приём объясняют выбор, умение слушать и

требований «Четвертый лишний» отвечают на вопрос понимать речь других,

учебной На экране: 1) земля, бежать, учителя (1 - вокализ, выражать свои мысли в

деятельности. вокализ, синий; потому что соответствии с

2) тубус, учитель, штифт, необщеупотребитель условиями

кариес. ное; 2 - учитель, коммуникации.

- Какое слово лишнее? потому что все Познавательные:

Почему? остальные умение анализировать

- Сверьте ответы с профессионализмы) объекты с целью

правильными вариантами. Оценивают свои выделения признаков,

На экране: 1) земля, бежать, ответы в оценочном строить речевое

вокализ, синий; листе. высказывание.

2) тубус, учитель, штифт, Находят лишние Регулятивные:

кариес. слова, поочередно предвосхищение

- Оцените свои ответы объясняют выбор, результата и уровня

- Предлагаю продолжить отвечают на вопросы усвоения знаний,

работу по выбору учителя. Делают осуществление

четвертого лишнего. вывод о самоконтроля.

На экране: 1) солнце, небо, необходимости

вода, панёва дальнейшего

2) тральщик, бурак, зум, изучения

эстамп необщеупотребитель

- Какое слово лишнее? ных слов.

Почему? Все ли понятно?

Смогли ли дать одинаковое

объяснение? Почему?

Сверьте с правильным

выбором (появляется запись

с подчеркнутыми словами

«панёва» и «бурак»). Какой

вопрос возникает?

Этап 2 АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Подготовка Применяет прием «Перевод Переводят на Личностные:

мышления с русского на русский» «русский», сформированность

учащихся, (Раздается звук объясняют перевод, потребности в

организация пришедшего смс). отвечают на вопросы самовыражении и

осознания ими - Прошу прощения, нужно учителя. Делают самореализации.

внутренней срочно прочитать, это от вывод о Коммуникативн ые:

потребности к моей бабушки, она очень необходимости дать формулирование

построению взрослая, живет далеко, иное наименование собственного мнения.

учебных вдруг ей нужна моя необщеупотребитель Познавательные: поиск

действий и помощь. (Читает про себя). ным словам. и выделение

фиксирование Ничего не понимаю. Может информации, умение

каждым из них быть, вы разберетесь в строить речевое

индивидуального этом? (Читает вслух, запись высказывание, анализ

затруднения в появляется на экране). объектов с целью

пробном Внученька, бросай уроки, выделения признаков,

действии. поспешай домой: дед был выдвижение гипотез; их

на усынках, принес обоснование.

баского чекамаса. По пути Регулятивные:

захвати поташки - щарбы планирование своих

наварим. И не забудь действий.

парцменки, а то ноги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зябнут.

- Что наблюдаете? Все ли

понятно? Текст для всех

прозвучал одинаково? А

перевели как?

- Почему расшифровали по-

разному? К какой группе

относятся выделенные

слова? Это

профессионализмы? Знаете

ли, как называются

непонятные слова? Какой

вопрос возникает?

Этап 3 ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Организация Применяет прием Дети работают в Коммуникативные:

анализа «Подводящий диалог» парах, составляют построение понятных

учащимися - А теперь проанализируйте кластеры на для партнёров

возникшей материал на доске (от специально высказываний.

ситуации и на греческого слова dialektos - заготовленных Познавательные:

этой основе местное наречие, областной бланках, потом один использование знаково-

выявление места язык) и предположите, как у доски представляет символических средств

и причины называются эти слова с свою работу. для решения задач,

затруднения, точки зрения употребления. Анализируют структурирование

осознание того, в - Попытайтесь толкование знаний, построение

чем именно сформулировать, что такое иноязычного слова, рассуждения в форме

состоит диалектные слова. высказывают связи простых

недостаточность - Проверьте, правы ли вы, предположения о суждений об объекте.

их знаний, сверив свои предположения названии

умений или с материалом учебника на необщеупотребитель

способностей. стр.63-64? Совпали ваши ных слов. Сверяют с

формулировки? учебником.

Использует приём Записывают тему

«Кластер» «Диалектизмы».

- Составьте кластер «Виды

слов по сфере

употребления».

- Запишите тему урока.

Этап 4 ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Постановка Применяет прием «Перевод Отвечают на Личностные:

целей учебной с русского на русский» вопросы учителя формирование границ

деятельности и - А у меня из головы не (обратиться к собственного знания и

на этой основе - выходит смс. О чем же в толковому словарю). "незнания".

выбор способа и ней шла речь? Что нужно Формулируют цель - Коммуникативные:

средств их сделать, чтобы понять её узнать, каков состав учёт разных мнений.

реализации. значение? Какую цель лексики русского Регулятивные:

поставите перед собой? (На языка с т.зр. принятие и сохранение

доске сбоку делается употребления, что учебной задачи,

краткая запись: Что такое? такое диалектизмы, планирование своих

Для чего? Где для чего нужны, как действий в

используются?) найти в словаре) соответствии с

(Раздается звук Соединяют поставленной задачей.

пришедшего смс). диалектизмы и их Познавательные:

- Это опять бабушка. Она ЛЗ, «переводят на выделение

прислала ЛЗ диалектных русский»: дед был на существенной

слов, да только сослепу все реке, принес информации,

перепутала. хорошего окуня; самостоятель-ное

- Прочитайте значение слов захвати помидоры - создание способов

в правой колонке сварим ухи; чтобы решения проблемы.

(помидоры, узкое место в ноги не мерзли -

реке, окунь, уха, тапочки, возьми тапочки.

хороший) и, соединив их с

диалектизмами из левой

колонки, догадайтесь, о чем

же просила меня бабушка.

- Я вам очень благодарна,

т.к. поняла, что урок

бросать не нужно, можно

доработать и после пойти

есть уху.

Этап 5 РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Построение Физкультминутка. Звучит Выполняют Личностные:

учащимися песня В. Мясникова «Про движения под формирование

нового способа бабушку» музыку, вслушиваясь ценностных ориентиров

действий и - Попробуйте под музыку в слова. и смыслов учебной.

формирование выполнять наклоны вперед, Записывают на Коммуникативные:

умений его в стороны, отмечая, какие карточки стремление к

применять как диалектные слова запомнившиеся координации различных

при решении использует член сборной диалектизмы (голик, позиций в

задачи, «Уральские пельмени». ремки, вошкаться, сотрудничестве,

вызвавшей После окончания разболакаться и т.д.), Регулятивные:

затруднение, так физкультминутки выполняют планирование своих

и при решении проверим, кто запомнил их схематичные действий в

задач такого больше. рисунки, сверяются с соответствии с

класса или типа Применяет прием «Создай контекстом, поставленной задачей и

вообще. коллекцию» называют по условиями её

- Запишите на карточках цепочке. реализации,

запомнившиеся Познавательные:

диалектизмы. Попробуйте выделение

рядом изобразить существенной

толкование. Сверьте с информации,

текстом песни и выпиской самостоятельное

из толкового словаря. создание способов

Правы ли вы в своих решения проблемы.

предположениях? Назовите

диалектизмы.

Этап 6 ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Усвоение Задает вопросы: Отвечают на Личностные:

учащимися - Как вы думаете, зачем вопросы (чтобы было формирование границ

нового способа поэты и писатели интересно; понять, «знания» и «незнания».

действия при используют в своих откуда герой; Коммуникативные:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

решении произведениях передать стремление к

типовых задач. диалектизмы, если особенности его координации различных

современный читатель с речи; помнить позиций в

таким трудом их понимает? историю) сотрудничестве, умение

- Прочитайте выразительно Выразительно договариваться,

стихотворения А. Яшина читают приходить к общему

"Родные слова" (упр.118). стихотворение, решению.

- О чем грустит поэт? отвечая на вопросы, Регулятивные: учёт

- Можете ли вы, не убеждаются в правила в

пользуясь материалом для правильности планировании и

справок, объяснить сказанного ранее (без контроле способа

значение непонятных вам прошлого нет решения.

слов? будущего). Познавательные:

- Почему поэт вводит построение речевого

данные слова в высказывания в устной

стихотворение? и письменной форме.

- Как он относится к

непонятным для вас

словам?

- Зачем нужно сохранять

"милые с детства слова"?

Дает задание:

- Да, вы правы: без

прошлого нет будущего.

Вот и мы вместе с русским

поэтом С. Есениным

предлагаем вам побывать в

прошлом - в конце Х1Х -

начале ХХ века - в хате

рязанской деревни.

- Прочитайте стихотворение

«В хате» С.Есенина. Читают текст,

Обратите внимание на находят диалектные

выделенные слова. Все ли слова, соотносят их

понятно? Почему? со значениями из

- Посмотрите на значения, справок,

которые подготовили для рассказывают об

вас «архивариусы», интерьере и

соотнесите их с экстерьере хаты.

диалектизмами.

- Расскажите теперь, как

выглядит русская хата и

подворье.

Этап 7 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Интериоризация Применяет прием «Блиц- Выполнение «Блиц- Личностные:

(переход извне тест» теста» с формирование

внутрь) нового - А теперь, ребята, последующей адекватной самооценки

способа действия покажите, насколько проверкой в и границ собственного

и хорошо вы поняли тему: интерактивном «знания» и «незнания».

исполнительская выполните тестовые режиме. Регулятивные: внесение

рефлексия задания из темы «Лексика» Распределяют слова необходимых корректив

(коллективная и электронного приложения к по столбикам, сверят в действие после его

индивидуальная) учебнику, позволяющего с образцом, завершения на основе

достижения цели сразу же оценить работу оценивают, листы его оценки и характера

пробного - Самостоятельно сдают. сделанных ошибок.

учебного распределите синонимы

действия, (верба-ива, макуха-жмых,

применение нехай - пусть, завязка -

нового знания в поворозка, ощипывать -

типовых скубать, цедылок - дуршлаг,

заданиях. чи - или, чердак - горище, лестница - дробына) в 2 столбика: общеупотребительные и диалектные. Сверьте с образцом. Выполните самооценку.

Этап 8 ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Повторение и Применяет прием Находят диалектные Регулятивные:

закрепление «Реклама» (по группам) слова в словаре, принятие и сохранение

ранее изученного - Используя толковый выбирают учебной задачи, оценка

и подготовка к словарь, прорекламируйте представляющее правильности

изучению какой-либо предмет, интерес для выполнения действия

следующих название которого рекламирования, на уровне адекватной

разделов курса, относится к диалектным. выделяют ретроспективной

выявление Выиграет та группа, чей характерные черты - оценки, выполнение

границы товар понравится большему рекламируют. учебных действий в

применимости количеству. Остальные материализованной

нового знания и Дает домашнее задание: «выкупают» товар. громкоречевой и

использование - Сочинение-миниатюра с Выигрывает та умственной форме.

его в системе использованием группа, чей товар Познавательные:

изученных ранее диалектных слов, или упр. понравился построение

знаний. 120, или выписать из сказов большему рассуждения в форме

П.Бажова не менее 10 количеству связи простых

диалектизмов с их «купцов». суждений об объекте,

объяснением. Записывают д/з его свойствах, доказательство.

Этап 9 РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самооценка Приём «Телеграмма» Кратко пишут самое Личностные:

учащимися - Что узнали на уроке? важное, что уяснили формирование

результатов - Чему учились? с пожеланиями самоидентификации,

своей учебной - Достигли ли целей, соседу по парте и адекватной позитивной

деятельности, записанных в начале урока? отправили самооценки.

осознание - Сформулируйте ключевые (обменялись). Регулятивные:

метода слова урока восприятие оценки

построения и учителя, адекватная

границ самооценка.

применения Познавательные:

нового способа построение речевого

действия. высказывания в устной и письменной форме.

Список литературы:

1. А. И. Акимова. Русская диалектология: методические рекомендации.- Бийск, 2005.- 33 с.

2. И.А. Букринская, О.Е. Кармакова. Литературный русский язык и говоры // Русский язык. - 2006. -№ 21.- с.15-20

3. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. - М.: Просвещение, 2014

4. Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru

5. Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru

УДК 51 (510.2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКЕ В 6 КЛАССЕ «СЛОЖЕНИЕ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»

Попкова Е.А., 2017

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Игнатовская основная общеобразовательная школа», учитель математики

Класс, в котором проведён урок : 6 класс

УМК и автор: Учебник: Математика 6. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Издательство «Мнемозина», 2010.

Тема урока: «Сложение отрицательных чисел»

Название тематического блока (модуля) уроков: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»

Тип урока: открытие «нового» знания

Цель урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование умения складывать отрицательные числа

Задачи:

Личностные:

воспитывать трудолюбие, коммуникабельность, активную жизненную позицию.

Предметные:

- Формировать умения: применять правило сложения отрицательных чисел на практике; выполнять сложение отрицательных чисел; устно и письменно работать с математическим текстом; точно и грамотно выражать свои мысли в устной речи, применяя математическую терминологию.

- Совершенствовать навыки устных и письменных вычислений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.