Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ МОРФЕМИКЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

ТЕХНОЛОГИЧЕКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ МОРФЕМИКЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / МОРФЕМИКА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трунова В.В.

В статье анализируется значимость технических средств во время презентации наглядного материала на уроках русского языка в начальных классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL POSSIBILITIES OF PRESENTATION OF VISUAL MATERIAL WHEN TEACHING MORPHEMICS IN RUSSIAN LESSONS IN INITIAL CLASSES

The article analyzes the importance of technical means during the presentation of visual and verbal material in the lessons of the Russian language in primary grades.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ МОРФЕМИКЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

8. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы национальный стандарт российской федерации. Дата введения 2011-01-01 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200082196 (дата обращения: 29.05.2020). - Текст: электронный.

9. Зараменских, Е. П. Управление жизненным циклом информационных систем : монография / Е. П. Зараменских. - Новосибирск : ЦРНС, 2014. - 270 с.

10. Грибанова-Подкина, М. Ю. Моделирование объектов и взаимосвязей: технологии и подходы / М. Ю. Грибанова-Подкина // Образование в современном мире: сборник научных статей ; под редакцией Ю. Г. Голуба. - Саратов, 2019. - С. 10-16.

УДК 378.02

ТЕХНОЛОГИЧЕКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ МОРФЕМИКЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ TECHNOLOGICAL POSSIBILITIES OF PRESENTATION OF VISUAL MATERIAL WHEN TEACHING MORPHEMICS IN RUSSIAN LESSONS IN INITIAL CLASSES

Трунова В. В., магистрант Научный руководитель: Козлова М. М., ст. преподаватель ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова», Россия, Республика Хакасия, г. Абакан lera.97-97@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется значимость технических средств во время презентации наглядного материала на уроках русского языка в начальных классах.

Ключевые слова: технические средства, младший школьник, морфемика, компьютерные программы.

Abstract. The article analyzes the importance of technical means during the presentation of visual and verbal material in the lessons of the Russian language in primary grades.

Key words: тechnical means, primary school student, morphemic, computer programs.

В современной образовательной среде технические средства обучения помогают педагогу обеспечивать обучающихся не только новой информацией, но и контролировать процессы запоминания и применения знаний. Также к техническим средствам обучения относятся средства наглядности, под которыми принято понимать аппаратуру или такой материал, воспроизведение которого для нее предназначено.

Вектор развития средств обучения в современной образовательной среде определяется непосредственно общим развитием учебной техники. Появление в образовательных учреждениях персональных компьютеров, интерактивных досок и сети Интернет изменило требования к применению средств обучения. Одной из задач современной дидактики является использование всего потенциала современных технических средств обучения.

Говоря о многогранных возможностях использования компьютерных технологий на уроках, важно отметить, что наиболее эффективное воздействие на младших школьников оказывают мультимедийные и аудиовизуальные средства. Компьютер используется учителем не только как средство наглядности или как интерактивное учебное пособие, но и как партнёр для учащихся при изучении языкового материала.

М. Вебер считал, что компьютерные (информационные) технологии заключают в себе совокупность некоторых технических средств и способов обработки информации [1]. Касаясь практической стороныобучения, компьютерными технологиями называют все технологии, использующие специальные технические информационный средства (ПК, кино, видео или аудио) [2, с. 23]. Проблема использования компьютерных технологий в обучении русскому языку является актуальной, но пока недостаточно решенной как в теоретическом, так и в практическом аспекте [2, с. 54]. Такие ученые как Е. В. Кувакина, И. Б. Сенновский, Т. И. Шамова занимались данной проблемой и разрабатывали собственные теории и классификации. Е. С. Полат акцентировал свое внимание на разработке вопроса об информационных технологиях в обучении русскому языку, а Н. Н. Алгазина разрабатывала вопрос использования информационных технологий на основе алгоритмов.

Выведению урока морфемики на новый уровень относительно качества преподнесения теоретического материала способствует внедрение компьютерных технологий. Используя на уроках технические средства обучения, педагог повышает свое профессиональное положение и развитие. Также технические средства способствуют расширению иллюстративного материала на уроках, использованию разнообразных форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока, увеличению объема коммуникативных упражнений за счет сокращения времени на различные виды

переписывания, решению задач, которые связаны с разнообразием видов деятельности учащихся в процессе обучения.

Представление учебного материала и способов изучения определяет то разнообразие возможностей использования наглядных средств при обучении морфемике младших школьников, которое позволяет выполнять традиционные задания по преподаванию языка быстрее и эффективнее. Примером таких заданий могут служить упражнения с множественными вариантами ответов, задание на установление соответствий или графические диктанты. Также вводит новые формы презентации материала, тренировки и контроля изучаемого материала. Данную работу сложно представить без использования технических средств.

Выделяются преимущественно три типа компьютерных программ: 1. Обучающие; 2. Тренировочные; 3. Контролирующие [2, с. 60]. Каждая из программ несет определенную функцию в обучении.

При использовании обучающих программ педагог раскрывает теоретическую сторону морфемики как науки о составе (строении) слова. Данные программы позволяют представить алгоритм самого способа действия, активизируя самостоятельную работу учащихся.

Закреплению морфемных умений и навыков способствуют тренировочные программы. Учитывается, что теоретические знания были получены ранее младшими школьниками на этапе работы с обучающими программами. Применение учителем на уроке тренировочной компьютерной программы позволяет осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов интеллектуальной деятельности обучающихся, дает возможность повысить продуктивность и темп урока, увеличить эффективность в педагогическом плане.

Применение в данных условиях педагогом на уроках морфемики контролирующих программ способствует решению множества программ: организация индивидуальной работы для учащихся, определение уровня морфемных знаний и умений учеников, своевременный контроль за усвоением материала в рамках темы «Слово и его состав».

Опираясь на данную классификацию компьютерных программ, В. Ю. Тимонина выделяет учебно-методический комплекс компьютерных упражнений, различающихся по типу материала: собственно языковые (работа над словосочетанием, предложением, текстом); иллюстративно-языковые, которые включают в себя как упражнения с использованием схем и таблиц, так и упражнения с использованием рисунков; комбинированные (содержащие не только языковой материал, но и схемы, таблицы, рисунки) [3, с. 14].

На данный момент для педагогов разработано значительно число заданий, которые выполняются на компьютере. Многие из них являются традиционными при обучении морфемике, но представлены в электронном виде.

Использование компьютерных технологий на уроках морфемики в начальных классах позволяет через работу с различными форматами предъявления информации (анимация, текст, графика, аудио- и видеоряда) реализовать принципы адаптивного обучения. Умение преобразовывать информацию в иную форму, более наглядную, способствует эффективному пониманию и усвоению знаний. По мнению психологов, преобразование информации учеником, перевод ее в другую форму, более наглядную, способствует развитию предметных и метапредметных компетенций обучающихся.

Педагогу стоит помнить, что применение технических средств целесообразно когда это соответствует здоровьесберегающим технологиям и выступает лишь одним из компонентов учебного процесса. Также учебный процесс с внедрением различных компьютерных технологий должен быть продуман с методической стороны. Тогда компьютерные технологии будут способствовать реализации поставленных целей в начале урока.

Библиографический список:

1. Вебер. Н. П. Информационные технологии на уроках русского языка как средство формирования компетенций обучающихся / Н.П. Вебер // Информационные технологии в образовании. - 2010. - URL: http: // www.rusedu.info / Article1106.html (дата обращения: 30.05.2020). - Текст: электронный.

2. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. Москва : Школа-Пресс. - 1994. - 133 с.

3. Тимонина, В. Ю. Диалог о роли компьютера в преподавании русского языка / В. Ю. Тимонина // Русский язык в школе. - 2006. - № 4. - С.14-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.