Научная статья на тему 'Технико-технологические основания генезиса культурного феномена анимации'

Технико-технологические основания генезиса культурного феномена анимации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
296
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технико-технологические основания генезиса культурного феномена анимации»

Если говорить о тематике подросткового возраста, то данная тема является весьма разработанной как за рубежом, так и в отечественной психологии развития, возрастной психологии, психологии творчества подростков1 и т. д.

Таким образом, в данной статье мы предприняли попытку рассмотреть проблему развития композиционного мышления посредством искусства фотографии. Тема имеет перспективу развития, в связи с чем автор не ставит точки в данном исследовании.

Н.С. Андреева

Технико-технологические основания генезиса культурного феномена анимации

Мультипликация прочно укоренилась в современной культуре, человек зачастую не замечает её присутствие. Именно искусство анимации «оживляет» таблицы, диаграммы и карты, заставляет «говорить и танцевать» предметы в рекламных роликах, привносит элемент «реальной» фантастичности в сферу развлечения2. Располагая неисчерпаемым источником изобразительных средств, ис-

1 См., напр., об этом: Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996; Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б, Скин П. Развитие ребенка и его отношение с окружающими. М., 1993; Бернс Р. Я-концепция в юности; Пиаже Ж.; Дольто Ф. На стороне подростка. СПб.-М., 1997; Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994; Фрейд З.; Фрейд А. Отрочество / В кн.: Психоаналиче-ское исследование ребенка. Нью-Йорк: Интернейшнл Юниверсити Пресс; Блос, Кребер, Заан; Левин К.; Колман; Элдер; Хофштеттер; Кэмпбел Р. Как любить своего подростка. СПб., 1998; Толстых А.В. Взрослые и дети. М., 1988; Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. 97 с.; Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1929. 172; М.-Л., 1931. 504 с.; Кант И. Педагогика; Моисеев Н.Н.; Мудрик А.В.; Экман П. Почему дети лгут? М., 1993; Джеймс Ч. Добсон. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы; Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991; Жинот Х. Родители и подросток. Ростов н/Д., 1997; Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш бейспокойный подросток. М., 1991; Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед.: в 3-х кн. 2-е изд. М.: Просвещение; Владос, 1995; Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Мн.: Беларусь, 1988. 207 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.vuzlib.org/book_z390_page_2.html (дата обращения: 6.02.2013); Стауне Г.Д. Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Улан-Уде, 2007; Фролова О.В. Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста // Вестн. Казан. гос. энергет. ун-та. 2009. № 1(1). С. 59-68.

2 Мультфильмы // Древо познания: журн. М.: МС ИСТ ЛИМИТЕД, 2002. № 2(10) С. 260.

102

пользуемых в экранизации любой художественной идеи (трансформация, гиперболизация, метафоризация и др.), искусство анимации получает свободу в трактовке преобразованного и вымышленного пространства и времени. Особая структура условности, подчёркнутая метафоричность языка мультфильма, делающие его наиболее выразительным в передаче сюжетом гротесково-пародийного, ярко комического или возвышенно-поэтического плана, создаёт неповторимое своеобразие искусство анимации.

Природа анимационного искусства определяет и широкий жанровый диапазон создаваемого художественного образа - от наивной детской сказки до героического былинного эпоса; от карикатуры, шаржа, шутки и юморески до бытовой и политической сатиры и т. д. Каждый анимационный жанр находит свои выразительные средства и драматургическую форму, направленные к единой цели - созданию глубокого по содержанию художественного произведения. Мультипликационные образы отражают разнообразную тематику: преданность Родине, любовь к труду, чувство долга и взаимопомощи, бытовую и политическую сатиру, популяризацию различных знаний. Чем сложнее тема, тем глубже и тщательнее должен быть разработан сюжет, чтобы донести идею до сознания зрителей. В силу такого многообразия и для более реалистичного восприятия образов тщательно прорабатываются и развиваются технические приемы, создаются специальные программы и оборудование.

Проблемное поле настоящей статьи составляет искусство анимации, его генезис. Цель автора заключается в рассмотрении влияния технико-технологической эволюции (проекционная техника и анимационные технологии) на становление и развитие искусства мультипликации.

Движения рисунка на экране - это иллюзия, оптический обман, основанный на особых свойствах сетчатки человеческого глаза, которая способна определённое время задерживать полученное изображение и накладывать на него следующее. Таким образом, в нашем сознании фиксируются последовательно отдельные фазы движения и возникает иллюзия оживления персонажа. Неслучайно на языках многих народов мира мультипликацию называют «анимация» - одушевление1. Мультипликация - искусство, в основе которого лежит последовательный ряд специально созданных покадровой съемкой и «оживающих» на экране рисованных, живописных или кукольных образов2.

1

С. 9.

2

С. 44.

Сивоконь Е.Я. Если вы любите мультипликацию. Киев: Мистецтво, 1985. Мультипликация // Азбука кино / сост. И. И. Чанышев. М.: Киноцентр, 1990.

103

По видам съемки анимация классифицируется на объёмную (куклы-персонажи в декорациях), плоскостную (рисунки или плоские марионетки, лежащие на горизонтальной плоскости) и рельефную (объёмные или полуобъёмные предметы, находящиеся на горизонтальной плоскости, например пластичные фигуры или сыпучие материалы)1.

Мультипликационное искусство занимает особое место в кинематографе. Возникнув значительно раньше него, развиваться и осознавать себя как искусство анимация начала сравнительно недавно. Этому во многом способствовало совершенствование технических средств, способных создавать на экране иллюзию движения графического или объёмного персонажа.

Ещё с незапамятных времен наши предки стремились изобразить действие, движение в его развитии. Об этом говорят и первобытные наскальные рисунки, изображающие оленей с шестью или десятью ногами, что позволяло передать иллюзию бега; и последовательные рассказы в серии рисунков, выполненные на египетских пирамидах, и лубочные картинки многих народов мира. Пройдя путь от китайского театра теней, кинеографов (небольших блокнотиков) с покадровым изображением движения человека или животного и прототипов современных проекторов - «волшебных фонарей», где покадровые движения отображались на стене с помощью потока света, мультипликация не смогла проявить всех своих возможностей2.

Попытки найти способы оживления рисунков посредством специальных аппаратов задолго предшествуют появлению кинематографа. И впервые принцип инертности зрительного восприятия, лежащий в основе анимации, был продемонстрирован в 1828 г. французом Паулем Рогетом. Его изобретение представляло собой диск, на одной стороне которого находилось изображение птицы, а на другой - клетки. Во время вращения диска у зрителей создавалась иллюзия птицы в клетке. В 1832 г. молодой бельгийский профессор Жозеф Плато изобрёл фенакистископ (два картонных диска: первый с прорезями, второй с фигурками в разных фазах движения), учитывающий особенности человеческого зрения. При быстром вращении фигурки казались движущимися. Тот же принцип был положен венским профессором Симоном фон Штампефером в основу стробоскопа - картонного барабана, насаженного на ось. На внутренней стороне барабана находилась серия рисунков, иллюстрирующих последовательные фазы движения. При взгляде сквозь щели, расположенные между фигурками, последние оживали.

1

1 Велинскии Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в технике перекладки: метод. пособие. Новосибирск: Дет. киностудия «Поиск», 2011. С. 5.

2 Иванов-Вано И. Рисованный фильм. М.: Госкиноиздат, 1950. С. 3.

104

Несколькими десятилетиями позже, в 1892 г. французский художник-самоучка Эмиль Рейно сконструировал праксиноскоп - оптическое устройство, состоящее из вращающегося барабана-стробоскопа с зеркальной системой и фонаря. С помощью этого устройства он мог демонстрировать зрителям законченные короткие сюжеты. Первый сеанс «движущихся картинок» состоялся в оптическом театре Эмиля Рейно 28 октября 1892 г., это событие принято считать датой рождения мультипликации. Обычно его программа включала несколько комических сюжетов и длилась 15-20 минут1.

В 1895 г. братья Люмьер предприняли первую публичную проекцию фильма, что на некоторое время предало забвению зародившееся искусство мультипликации. Со временем было доказано, что мультфильмы могут успешно конкурировать с игровыми фильмами, оставалось лишь объединить оба жанра. В 1964 г. У. Дисней снял фильм «Мэри Поппинс», где в рисованных декорациях рядом с рисованными персонажами действовали живые актёры. К 1988 г., когда актёр Боб Хоскинс по сути сыграл вместе с рисованным партнером в фильме «Кто подставил кролика Роджера?», технология съемок актёров с «двигающимися картинками» достигла совершенства.

В 70-е гг. ХХ в. появляется двухмерная компьютерная мультипликация, воспроизводящая фазы движения мультобразов с помощью электроники и кибернетических машин, затем и трехмерная анимация, с помощью специально созданных компьютерных программ, моделирующая визуальный объемный образ любого персонажа и окружающую его среду2.

Мультипликация - выдуманный мир одного или нескольких людей, преподносящийся с их позиции видения этого мира. При помощи заранее подготовленных изображений и используя покадровые съемки, делящиеся на объёмную, плоскостную и рельефную, авторы «оживляют» картинки, помещая их в разнообразные ситуации, тем самым ставя перед зрителями важные проблемы, которые требуют ответа, и этих ответов может быть множество.

Люди стремились отобразить «движение» в рисунках ещё в древности, о чем свидетельствуют наскальные рисунки, изображения на архитектурных строениях и т. д., но для становления анимации как искусства необходимо было пройти путь от примитивного театра теней, кинеографов и «волшебных фонарей», до более совершенных технологических средств, таких как фенакистископ, стробоскоп, праксиноскоп и др., которые во многом помогли становлению и развитию кинематографа.

1 Сивоконь Е.Я. Если вы любите мультипликацию. Киев: Мистецтво, 1985. С. 10.

2 Велинскии Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в технике перекладки: метод. пособие. Новосибирск: Дет. киностудия «Поиск», 2011. С. 6.

105

Появление компьютерных технологий и возможность использования их в мультипликационном искусстве усилили восприятия мультобразов зрителями, они стали более реальными и захватывающими, с выразительными идеями и глубокими чувствами. Телевидение, повышая значение неполнометражных лент, создаёт, в частности, технические условия для повышения общественного статуса мультипликационных фильмов. Но каким бы разным анимационное искусство ни было, оно пытается ставить задачи, решать их и отвечать на сложные, а порой извечные вопросы путем красочной движущейся картинки, которой могут наслаждаться люди разного возраста и социального положения, осмысливать, делать выводы и принимать решения.

М.В. Асалханова

Развитие трафаретной печати: от техники к искусству

Трафаретная печать - один из древнейших видов деятельности человека, тесно связанный с особенностями традиционной культуры различных народов. Но лишь в ХХ в. - начале ХХ1 в. данная техника становится искусством с новациями в области пластической формы и технологии творчества. Современная трафаретная печать несёт в себе мощный потенциал возможностей для творческой активности как самого художника - автора (обогащая его технику работы), так и зрителя, приобретающего визуальный опыт.

Современную авторскую трафаретную печать невозможно оценить в достаточной мере, игнорируя ее историческое развитие, благодаря которому техника становится искусством. Советский энциклопедический словарь предлагает следующее определение: «трафарет («от итальянского traforetto, буквально - продырявленное) - тонкий лист из картона, металла, пластмассы и т. д. с отверстиями, форма которых повторяет несложные орнаменты, буквы, цифры, топографические знаки, условные графические обозначения ... Применяют при чертежно-графических, малярных и других

работах для получения повторяющихся рисунков и сложных фил

гур»1. Трафаретная печать - «воспроизведение текста и графических изображений путём продавливания краски через отверстия печатной формы.»2.

1 Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1359.

2

2 Там же.

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.