УДК 656.1
М. Ю. ОБШИВАЛКИН, В. А. МИГАЧЕВ
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Представлен подход к оценке эффективности эксплуатации грузовых автомобилей. . Ключевые слова: автомобиль, эффективность, удельные затраты.
Технико-эксплуатационные показатели автомобилей определяются совершенством их конструкции и реализуются при эксплуатации [1]. Однако насколько полно реализуются технико-эксплуатационные показатели в различных условиях разных автомобилей спрогнозировать сложно. Принимая во внимание современное состояние автомобильного транспорта в России, можно сказать, что собственников автотранспортных средств (АТС) интересует в первую очередь их экономическая эффективность, которая определяется разницей эксплуатационных затрат:
Э = АС- ЕПК, (1)
где АС - разница затрат при эксплуатации сравниваемых АТС; ЕИ - отраслевой нормативный коэффициент эффективности; К - капитальные вложения. Затраты на эксплуатацию:
С = МЗ + 30М + Нр + 30СП + , (2)
где МЗ - материальные затраты; За„ - амортиза-ция основных производственных фондов; 30Ш -
и ГЛ Г Г ТТЛ ТТТ1Т то ПО-^Л'Г^
- асил^кДА^Ь»»-/
ды; 5осп - затраты на отчисления на социальные нужды; 3„р - прочие затраты.
В свою очередь, материальные затраты прежде всего зависят от условий эксплуатации и складываются из следующих затрат:
М3 = 3тсм+3э+3хч+3д+3т+3лш9 (3)
где Зтсм - топливо и смазочные материалы; Зэ - электрооборудование; Зхч - ходовая часть; Зд - -двигатель; Зт - трансмиссия; 3АШ - автомобильные шины.
Цель проведённых исследований - определение затрат на эксплуатационные материалы и запасные части при эксплуатации автомобилей в различных сезонных условиях. При этом можно косвенно оценить:
- эффективность тех или иных автомобилей;
затраты ка оплату труда; НР
- надёжность отдельных агрегатов и узлов;
- наметить пути повышения эффективности использования автомобилей за счёт оперативного управления производственной базой обслуживания и ремонта.
Проанализирована работа грузовых автомобилей одного из автопредприятий г. Ульяновска. Автомобили были разделены на три группы по модификации, годовым пробегам, объёмам транспортной работы, коэффициентам использования пробега и использования грузоподъёмности, длине груженой ездки (рис. 1).
«
<L> t: X vo о
о _
t-* QJ
S t:
С
О >N
ff) Си 6-о
QJ
m
►-M
es о
M
60-50-40-
30
m
2a
10-o-
ф
©
(3)
PtïA 1 Г|М/П п ТУЛЛГГЛгтуЛиАГЛ ГТОТЛГ'О О ПТЛХ4ЛЛН псых4 X rlK/ш I. х иу 1111131 riwwiw^v vivivji w iici|yi\ci uuivmvv/iiyivii.
1 - КамАЗ 6520; 2 - КамАЗ 5511 ; 3 - КамАЗ 5320
Обшивалкин M. Ю., Мигачев В. А., 2010
Автомобили, входящие в исследуемые группы, имеют следующие характеристики.
1) КамАЗ 6520 - самосвал грузоподъёмностью 20 т, средний возраст автомобилей - 3 года. Тип перевозимых грузов - насыпные (песок, щебень, гравий и др.) и навалочные (асфальт, снег и др.). Среднегодовые пробеги - 35 тыс. км, средняя протяжённость ездки с грузом -150 км, коэффициенты использования пробега и использования грузоподъёмности - 0,6 и 0,9 соответственно.
2) КамАЗ 5511 - самосвал грузоподъёмностью 15 т, средний возраст автомобилей - 19 лет. Тип перевозимых грузов - аналогичен предыдущему. Среднегодовые пробеги - 30 тыс. км, средняя протяжённость ездки с грузом - 100 км,
коэффициенты использования пробега и использования грузоподъёмности - 0,55 и 0,8 соответственно.
3) КамАЗ 5320 - бортовой автомобиль-тягач грузоподъёмностью 10 т, средний возраст автомобилей - 19 лет. Тип перевозимых грузов -пакетированные (кирпич, контейнеры и т. п.). Среднегодовые пробеги - 30 тыс. км, средняя протяжённость ездки с грузом - 800 км, коэффициенты использования пробега и использования грузоподъёмности - 0,5 и 0,9 соответственно.
Параметры, определяющие условия эксплуатации и различные по группам исследуемых автомобилей, были установлены путём анализа литературных источников [2, 3] и анкетирования работников исследуемого предприятия, определены затраты на запасные части и материалы (рис. 2).
25
%
20
15
10
0
22,1
14,9
15,7
ф
17,8
12,4
@
5,4
©
12,1
®
Рис. 2. Распределение средних материальных затрат повеем автомобилям: 1 - электрооборудование; 2 - ходовая часть; 3 - двигатель; 4 - трансмиссия; 5 - автомобильные шины; 6 - топливо и смазочные
материалы; 7 - прочие
исновные расходы (рис. 2) приходятся на двигатель (22,1%), который является наиболее сложным агрегатом автомобиля, а следовательно, наименее надёжным. Его обслуживание и ремонт требуют высокой квалификации рабочих и выполнения сложных диагностических операций. Состояние двигателя существенно влияет на производительность и экономичность автомобиля, а значит и на эффективность его использования в целом. Усиление контроля за техническим состоянием двигателя на всех этапах эксплуатации позволит значительно увеличить эффективность автомобиля. Например, поскольку затраты на топливо напрямую связаны с техническим состоянием двигателя, при его улучшении затраты на «топливо и смазочные материалы» (17,8% от МЗ) также будут снижаться.
Удельные затраты по запасным частям и материалам в различных условиях эксплуатации автомобиля представлены в табл. 1.
Таблица 1 Средние значения удельных затрат по запасным частям и материалам
Группа 1 Группа2 Группа3
Показатель КамАЗ КамАЗ КамАЗ
6520 5511 5320
С р е д н и е удел ь ны е •
затраты на электро-
оборудование,
руб./км:
зима 0,092 0,299 0,795
весна 0,041 0,083 0,432
лето 0,029 0,054 0,384
осень 0,061 0,079 0,663
Средние удельные
затраты на ходовую
часть, руб./км:
зима 0,382 0,915 2,545
весна 0,249 0,751 1,163
лето 0,182 0,390 0,748
осень 0,443 0,695 1,749
Средние удельные
затраты на двигатель,
руб./км:
зима 0,945 2,007 1,752
весна 0,342 1,655 0,793
лето 0,220 1,294 0,524
осень 0,451 1,805 0,945
Средние удельные
затраты на транс-
миссию, руб./км:
зима 0,627 1,602 1,490
весна 0,396 0,638 0,596
лето 0,202 0,506 0,429
осень 0,297 0,589 0,945
Средние удельные
затраты на автоши-
^ ны, руб./км: •
зима 3,853 2,888 2,746
весна 2,649 1,946 1,495
лето 1,852 0,916 0,827
осень 2,171 2,096 1,354
Анализ показывает, что удельные затраты на все запасные части летом примерно в 2,5-3,5 раза ниже, чем зимой. Например, удельные затраты на двигатели автомобилей первой группы в летний период составляют 0,22 руб./км, а в зимний - 0,95 руб./км. Это связано с воздействием низких температур на агрегаты, особенно трансмиссию и ходовую часть, а также с ухудшением дорожных условий - наличием снежных заносов, дорожной распутицы, гололёда и т. д. В меньшей степени изменяются посезонно затраты на автомобильные шины, которые примерно в два раза больше зимой, чем летом,
Таблица 2
Законы распределения (в процентах) удельных затрат на запасные части и материалы
по автомобилям первой группы
Запасные части Зима Весна Лето Осень
Электро-оборудовние - 2,90-1п(х) + 4,73 - 4,68-1п(х) + 5,79 - 6,46-1п(х) + 6,86 - 2,44-1п(х) + 4,46.
Ходовая часть - 1,77-1п(х) + 4,06 - 3,55-1п(х) + 5,13 - 5,34-1п(х) + 6,12 - 2,90-1п(х) + 4,73
Двигатель - 1,78-1п(х) + 4,06 - 2,25-1п(х) + 4,34 - 3,56-1п(х) + 5,13 - 2,9(Мп(х) + 4,73
Трансмиссия 1,78-1п(х) + 1,94 - 1,12-1п(х) + 3,67 - 4,22-1п(х) + 5,52 - 1,78-1п(х) + 4,06
Автомобильные шины 2,90-1п(х) + 1,27 - 1,78-1п(х) + 4,06 - 4,22-1п(х) + 5,52 - 2,44-1п(х) + 4,46
причём замену шин предпочитают производить в зимний период.
Наиболее эффективна первая группа автомобилей (КамАЗ 6520), в которую входят автомобили, срок эксплуатации которых не превышает трёх лет. Для автомобилей второй и третьей групп (КамАЗ 5511 и КамАЗ 5320 соответственно) со средним возрастом 19-20 лет затраты схожи по всем категориям запасных частей и примерно в 2-3 раза превышают затраты на автомобили первой группы. Например, средние удельные затраты на двигатель автомобиля первой группы в зимний период составляют 0,95 руб./км, на автомобили второй и третьей групп -2,01 и 1,75 руб./км.
В качестве примера в табл. 2 представлены законы распределения удельных затрат на запас-
4) планировать материально-техническое обеспечение транспортных предприятий запасными частями и материалами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Великанов, Д. П. Эффективность автомобильных транспортных средств и транспортной энергетики / Д. П. Великанов. - М. : Наука, 1989.-536 с.
2. Техническая эксплуатация автомобилей : учебник для вузов / Е. С. Кузнецов, В. П. Воронов, А. П. Болдин и др.; под ред. Е. С. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1991.-413 с.
3. Резник, Л. Г. Эффективность использования автомобилей в различных условиях эксплуатации / П. Г. Резник. - М. : Транспорт,
ные части и материалы по автомобилям первой 1989. - 135 с. группы.
Полученные математические выражения за- ® «»•#*# о конов распределения удельных затрат на запасные части и материалы позволяют:
1) прогнозировать удельные затраты на запасные части и материалы в различных сезонных условиях эксплуатации;
2) осуществлять выбор грузовиков для определённых условий эксплуатации по критерию минимальных эксплуатационных затрат;
3) оценивать надёжность агрегатов и узлов автомобилей;
Обшивалкин Михаил Юрьевичу кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Автомобили» УлГТУ" Имеет статьи и доклады по вопросам эффективности эксплуатации грузовых коммерческих автомобилей. Мигачев Виктор Анатольевичу ассистент кафедры «Автомобили» УлГТУ. Имеет публикации по вопросам эксплуатации автомобильного транспорта.