Научная статья на тему 'Технико-эксплуатационные показатели грузовых автомобилей в различных условиях эксплуатации'

Технико-эксплуатационные показатели грузовых автомобилей в различных условиях эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
1970
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УДЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Обшивалкин Михаил Юрьевич, Мигачев Виктор Анатольевич

Представлен подход к оценке эффективности эксплуатации грузовых автомобилей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технико-эксплуатационные показатели грузовых автомобилей в различных условиях эксплуатации»

УДК 656.1

М. Ю. ОБШИВАЛКИН, В. А. МИГАЧЕВ

ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Представлен подход к оценке эффективности эксплуатации грузовых автомобилей. . Ключевые слова: автомобиль, эффективность, удельные затраты.

Технико-эксплуатационные показатели автомобилей определяются совершенством их конструкции и реализуются при эксплуатации [1]. Однако насколько полно реализуются технико-эксплуатационные показатели в различных условиях разных автомобилей спрогнозировать сложно. Принимая во внимание современное состояние автомобильного транспорта в России, можно сказать, что собственников автотранспортных средств (АТС) интересует в первую очередь их экономическая эффективность, которая определяется разницей эксплуатационных затрат:

Э = АС- ЕПК, (1)

где АС - разница затрат при эксплуатации сравниваемых АТС; ЕИ - отраслевой нормативный коэффициент эффективности; К - капитальные вложения. Затраты на эксплуатацию:

С = МЗ + 30М + Нр + 30СП + , (2)

где МЗ - материальные затраты; За„ - амортиза-ция основных производственных фондов; 30Ш -

и ГЛ Г Г ТТЛ ТТТ1Т то ПО-^Л'Г^

- асил^кДА^Ь»»-/

ды; 5осп - затраты на отчисления на социальные нужды; 3„р - прочие затраты.

В свою очередь, материальные затраты прежде всего зависят от условий эксплуатации и складываются из следующих затрат:

М3 = 3тсм+3э+3хч+3д+3т+3лш9 (3)

где Зтсм - топливо и смазочные материалы; Зэ - электрооборудование; Зхч - ходовая часть; Зд - -двигатель; Зт - трансмиссия; 3АШ - автомобильные шины.

Цель проведённых исследований - определение затрат на эксплуатационные материалы и запасные части при эксплуатации автомобилей в различных сезонных условиях. При этом можно косвенно оценить:

- эффективность тех или иных автомобилей;

затраты ка оплату труда; НР

- надёжность отдельных агрегатов и узлов;

- наметить пути повышения эффективности использования автомобилей за счёт оперативного управления производственной базой обслуживания и ремонта.

Проанализирована работа грузовых автомобилей одного из автопредприятий г. Ульяновска. Автомобили были разделены на три группы по модификации, годовым пробегам, объёмам транспортной работы, коэффициентам использования пробега и использования грузоподъёмности, длине груженой ездки (рис. 1).

«

<L> t: X vo о

о _

t-* QJ

S t:

С

О >N

ff) Си 6-о

QJ

m

►-M

es о

M

60-50-40-

30

m

2a

10-o-

ф

©

(3)

PtïA 1 Г|М/П п ТУЛЛГГЛгтуЛиАГЛ ГТОТЛГ'О О ПТЛХ4ЛЛН псых4 X rlK/ш I. х иу 1111131 riwwiw^v vivivji w iici|yi\ci uuivmvv/iiyivii.

1 - КамАЗ 6520; 2 - КамАЗ 5511 ; 3 - КамАЗ 5320

Обшивалкин M. Ю., Мигачев В. А., 2010

Автомобили, входящие в исследуемые группы, имеют следующие характеристики.

1) КамАЗ 6520 - самосвал грузоподъёмностью 20 т, средний возраст автомобилей - 3 года. Тип перевозимых грузов - насыпные (песок, щебень, гравий и др.) и навалочные (асфальт, снег и др.). Среднегодовые пробеги - 35 тыс. км, средняя протяжённость ездки с грузом -150 км, коэффициенты использования пробега и использования грузоподъёмности - 0,6 и 0,9 соответственно.

2) КамАЗ 5511 - самосвал грузоподъёмностью 15 т, средний возраст автомобилей - 19 лет. Тип перевозимых грузов - аналогичен предыдущему. Среднегодовые пробеги - 30 тыс. км, средняя протяжённость ездки с грузом - 100 км,

коэффициенты использования пробега и использования грузоподъёмности - 0,55 и 0,8 соответственно.

3) КамАЗ 5320 - бортовой автомобиль-тягач грузоподъёмностью 10 т, средний возраст автомобилей - 19 лет. Тип перевозимых грузов -пакетированные (кирпич, контейнеры и т. п.). Среднегодовые пробеги - 30 тыс. км, средняя протяжённость ездки с грузом - 800 км, коэффициенты использования пробега и использования грузоподъёмности - 0,5 и 0,9 соответственно.

Параметры, определяющие условия эксплуатации и различные по группам исследуемых автомобилей, были установлены путём анализа литературных источников [2, 3] и анкетирования работников исследуемого предприятия, определены затраты на запасные части и материалы (рис. 2).

25

%

20

15

10

0

22,1

14,9

15,7

ф

17,8

12,4

@

5,4

©

12,1

®

Рис. 2. Распределение средних материальных затрат повеем автомобилям: 1 - электрооборудование; 2 - ходовая часть; 3 - двигатель; 4 - трансмиссия; 5 - автомобильные шины; 6 - топливо и смазочные

материалы; 7 - прочие

исновные расходы (рис. 2) приходятся на двигатель (22,1%), который является наиболее сложным агрегатом автомобиля, а следовательно, наименее надёжным. Его обслуживание и ремонт требуют высокой квалификации рабочих и выполнения сложных диагностических операций. Состояние двигателя существенно влияет на производительность и экономичность автомобиля, а значит и на эффективность его использования в целом. Усиление контроля за техническим состоянием двигателя на всех этапах эксплуатации позволит значительно увеличить эффективность автомобиля. Например, поскольку затраты на топливо напрямую связаны с техническим состоянием двигателя, при его улучшении затраты на «топливо и смазочные материалы» (17,8% от МЗ) также будут снижаться.

Удельные затраты по запасным частям и материалам в различных условиях эксплуатации автомобиля представлены в табл. 1.

Таблица 1 Средние значения удельных затрат по запасным частям и материалам

Группа 1 Группа2 Группа3

Показатель КамАЗ КамАЗ КамАЗ

6520 5511 5320

С р е д н и е удел ь ны е •

затраты на электро-

оборудование,

руб./км:

зима 0,092 0,299 0,795

весна 0,041 0,083 0,432

лето 0,029 0,054 0,384

осень 0,061 0,079 0,663

Средние удельные

затраты на ходовую

часть, руб./км:

зима 0,382 0,915 2,545

весна 0,249 0,751 1,163

лето 0,182 0,390 0,748

осень 0,443 0,695 1,749

Средние удельные

затраты на двигатель,

руб./км:

зима 0,945 2,007 1,752

весна 0,342 1,655 0,793

лето 0,220 1,294 0,524

осень 0,451 1,805 0,945

Средние удельные

затраты на транс-

миссию, руб./км:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зима 0,627 1,602 1,490

весна 0,396 0,638 0,596

лето 0,202 0,506 0,429

осень 0,297 0,589 0,945

Средние удельные

затраты на автоши-

^ ны, руб./км: •

зима 3,853 2,888 2,746

весна 2,649 1,946 1,495

лето 1,852 0,916 0,827

осень 2,171 2,096 1,354

Анализ показывает, что удельные затраты на все запасные части летом примерно в 2,5-3,5 раза ниже, чем зимой. Например, удельные затраты на двигатели автомобилей первой группы в летний период составляют 0,22 руб./км, а в зимний - 0,95 руб./км. Это связано с воздействием низких температур на агрегаты, особенно трансмиссию и ходовую часть, а также с ухудшением дорожных условий - наличием снежных заносов, дорожной распутицы, гололёда и т. д. В меньшей степени изменяются посезонно затраты на автомобильные шины, которые примерно в два раза больше зимой, чем летом,

Таблица 2

Законы распределения (в процентах) удельных затрат на запасные части и материалы

по автомобилям первой группы

Запасные части Зима Весна Лето Осень

Электро-оборудовние - 2,90-1п(х) + 4,73 - 4,68-1п(х) + 5,79 - 6,46-1п(х) + 6,86 - 2,44-1п(х) + 4,46.

Ходовая часть - 1,77-1п(х) + 4,06 - 3,55-1п(х) + 5,13 - 5,34-1п(х) + 6,12 - 2,90-1п(х) + 4,73

Двигатель - 1,78-1п(х) + 4,06 - 2,25-1п(х) + 4,34 - 3,56-1п(х) + 5,13 - 2,9(Мп(х) + 4,73

Трансмиссия 1,78-1п(х) + 1,94 - 1,12-1п(х) + 3,67 - 4,22-1п(х) + 5,52 - 1,78-1п(х) + 4,06

Автомобильные шины 2,90-1п(х) + 1,27 - 1,78-1п(х) + 4,06 - 4,22-1п(х) + 5,52 - 2,44-1п(х) + 4,46

причём замену шин предпочитают производить в зимний период.

Наиболее эффективна первая группа автомобилей (КамАЗ 6520), в которую входят автомобили, срок эксплуатации которых не превышает трёх лет. Для автомобилей второй и третьей групп (КамАЗ 5511 и КамАЗ 5320 соответственно) со средним возрастом 19-20 лет затраты схожи по всем категориям запасных частей и примерно в 2-3 раза превышают затраты на автомобили первой группы. Например, средние удельные затраты на двигатель автомобиля первой группы в зимний период составляют 0,95 руб./км, на автомобили второй и третьей групп -2,01 и 1,75 руб./км.

В качестве примера в табл. 2 представлены законы распределения удельных затрат на запас-

4) планировать материально-техническое обеспечение транспортных предприятий запасными частями и материалами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Великанов, Д. П. Эффективность автомобильных транспортных средств и транспортной энергетики / Д. П. Великанов. - М. : Наука, 1989.-536 с.

2. Техническая эксплуатация автомобилей : учебник для вузов / Е. С. Кузнецов, В. П. Воронов, А. П. Болдин и др.; под ред. Е. С. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1991.-413 с.

3. Резник, Л. Г. Эффективность использования автомобилей в различных условиях эксплуатации / П. Г. Резник. - М. : Транспорт,

ные части и материалы по автомобилям первой 1989. - 135 с. группы.

Полученные математические выражения за- ® «»•#*# о конов распределения удельных затрат на запасные части и материалы позволяют:

1) прогнозировать удельные затраты на запасные части и материалы в различных сезонных условиях эксплуатации;

2) осуществлять выбор грузовиков для определённых условий эксплуатации по критерию минимальных эксплуатационных затрат;

3) оценивать надёжность агрегатов и узлов автомобилей;

Обшивалкин Михаил Юрьевичу кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Автомобили» УлГТУ" Имеет статьи и доклады по вопросам эффективности эксплуатации грузовых коммерческих автомобилей. Мигачев Виктор Анатольевичу ассистент кафедры «Автомобили» УлГТУ. Имеет публикации по вопросам эксплуатации автомобильного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.