УДК 532.133:622.69:534-8
МУЛЛАКАЕВ М.С., МУЛЛАКАЕВ Р.М., ВОЛКОВА Г.И. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОНОХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ВЫСОКОВЯЗКИХ НЕФТЕЙ
Ключевые слова: высоковязкая нефть, транспортировка нефти, методы транспортировка нефти, ультразвук, химические реагенты, сонохимическая технология, технико-экономическое обоснование технологии.
Работа посвящена одной из актуальных проблем нефтегазового комплекса - проблеме транспортировки высоковязкой нефти. Рассмотрены различные способы и методы транспортировки, показаны их преимущества и недостатки. Показана перспективность сонохимической технологии транспортировки высоковязкой нефти, подтверждаемая ее опытно-промышленным испытаниям. В заключение работы приводится технико-экономическое обоснование транспортировки высоковязкой с использованием данной технологии.
MULLAKAEV, M.S., MULLAKAEV, R.M., VOLKOVA, G.I.
TECHNICAL AND ECONOMIC SUBSTANTIATION OF SONOCHEMICAL TECHNOLOGY OF TRANSPORTATION OF HIGH-VELOCITY OILS
Keywords: high viscosity oil, oil transportation, oil transportation methods, ultrasound, chemical reagents, sonochemical technology, feasibility study of the technology.
The work is devoted to one of the urgent problems of the oil and gas complex - transportation of high-viscosity oil. Various methods and methods of transportation are considered, their advantages and disadvantages are shown. The prospects of sonochemical technology of transportation of high-viscosity oil and its pilot tests are shown. In conclusion, the work provides a feasibility study of transportation of high viscosity using this technology.
1. Состояние проблемы.
Оценивая перспективы добычи нефти в мире, можно констатировать - эпоха дешёвой и легко добываемой нефти закончилась. В то же время мировые ресурсы тяжёлых и вязких нефтей оцениваются в 700 млрд. тонн, что сопоставимо с мировыми запасами обычной нефти. В России запасы таких нефтей составляют 7,2 млрд. тонн или 28,6 % от балансовых запасов, которые сосредоточены на 267 месторождениях. Поскольку тяжёлые и вязкие нефти будут основным сырьём на ближайшие 50-70 лет, в настоящее время уделяется большое внимание освоению и вводу в промышленную разработку месторождений высоковязких нефтей [1, 2]. В этой связи, возникает необходимость постоянного увеличения пропускной способности трубопроводного транспорта, поскольку при транспортировке тяжелых нефтей возникает много серьезных проблем, обусловленных высокой вязкостью нефтяных флюидов, образованием асфальтосмолопарафинистых отложений (АСПО).
Среди технологий, уменьшающих вязкость нефти, всё более значимое место приобретают физические методы воздействия на нефтяные дисперсные системы (НДС), характерной особенностью которых является то, что все они в качестве «рабочего агента» используют не вещество (тепло, горячую воду, пар, газ, химические реагенты, присадки и т.д.), а физические поля разной природы. Одним из наиболее эффективных оказалось воздействие ультразвуковым полем. Как известно, образование надмолекулярной структуры НДС, является причиной повышения вязкости и температуры застывания, а также появления значительного количества АСПО высоковязких нефтей. В результате акустического воздействия разрушаются надмолекулярные связи и значительно улучшаются реологические свойства НДС. Высокомолекулярные н-алканы (парафины), находящиеся в нефти и нефтепродуктах в дисперсном состоянии, при сонохимическом воздействии диспергируют, что снижает скорость их седиментации на стенках трубопровода, и, соответственно, повышает эффективность перекачивания сырья [3-5]. Однако после снятия акустической нагрузки буквально в течение нескольких часов наблюдается релаксация вязкостно-температурных параметров. Соответственно, стабилизация структурно-механических характеристик в обработанной НДС может быть достигнута только при введении в нефть в процессе обработки депрессорных присадок [6], что требует дополнительных расходов.
222
2. Актуальные проблемы транспортировки нефти.
Нефть в трубопроводах движется со скоростью до 3 м/сек под воздействием давления, создаваемого насосными станциями. Их устанавливают с интервалом в 70-150 километров, в зависимости от рельефа трассы. На расстоянии в 10-30 километров в трубопроводах размещают задвижки, позволяющие перекрыть отдельные участки при аварии. Внутренний диаметр труб, как правило, составляет от 100 до 1400 миллиметров [6].
2.1. Способы транспортировки нефти.
Цена транспортировки нефти определяется, прежде всего, направлением и дальностью маршрута доставки, а также ценой компании-«перевозчика». На сегодняшний день существуют несколько основных способов транспортировки нефти и нефтепродуктов [7].
Прежде всего, с учетом максимальной дешевизны транспортировки и объемов доставляемой нефти нужно выделить трубопроводный способ. В числе его преимуществ:
- низкая себестоимость (стоимость транспортировки составляет от 10 % конечной цены), причем в РФ по трубопроводам проходит более 90% добываемой нефти;
- быстрая окупаемость затрат при строительстве трубопроводов;
- бесперебойная поставка в течение года (кроме районов Крайнего Севера);
- высокая производительность труда;
- незначительные потери при перекачке;
- сравнительно короткие сроки строительства;
- возможность перекачки нескольких сортов нефти и нефтепродуктов по одному трубопроводу;
- возможность нарастить пропускную способность трубопровода за счет увеличения количества насосных и компрессорных станций, лупинга и др.;
- экологически безопасный способ транспортировки.
Вместе с тем здесь есть и свои недостатки, а именно:
- крупные единовременные капитальные вложения в строительство (необходимо проложить весь трубопровод);
- крупные материальные затраты (надо заполнить нефтью весь трубопровод);
- большая металлоемкость;
- необходимость устойчивого грузопотока на длительное время,
- небольшая скорость движения продукта (1-3 м/с).
Далее по применимости и преимуществам в стоимости транспортировки выделим железнодорожный транспорт, к преимуществам которого отнесем:
- разветвленность железнодорожной сети, создающую важное преимущество, связанное с тем, что продукт можно доставить максимально близко к НПЗ [6];
- относительно низкую стоимость перевозки (от 30% конечной цены);
- универсальность (перевозка всех видов нефти и нефтепродуктов);
- равномерность доставки грузов в течение всего года с более высокой скоростью.
К недостаткам железнодорожного способа транспортировки нефти следует отнести:
- высокие эксплуатационные затраты;
- большие капитальные затраты при строительстве новых и обслуживании существующих линий;
- низкую эффективность использования подвижного состава;
- значительные потери нефти и нефтепродуктов;
- необходимость строительства специальной инфраструктуры (например, для сливно-наливных операций и др.).
Важное значение для транспортировки нефти имеет использование водного транспорта (морского и речного). Среди его безусловных преимуществ:
- практически неограниченная пропускная способность водных путей;
- отсутствие необходимости в создании дорогостоящих линейных сооружений;
- возможность доставки груза во многие плохо доступные в транспортном отношении регионы;
- значительно более низкая себестоимость транспортировки в сравнении с автомобильным транспортом;
В числе недостатков отметим:
- невозможность транспортировки там, где месторождения и НПЗ расположены в глубине континента, вдали от морей и речной сети;
- невозможность транспортировки из-за климатических особенностей (навигация по многим маршрутам доступна лишь в летний период);
- провозная способность флота ограничивается грузоподъемностью судов, производительностью причальной инфраструктуры.
Наконец, исключительное значение для транспортировки нефти и, особенно, нефтепродуктов имеет автомобильный транспорт.
Главным его преимуществом является то, что автомобильные дороги охватывают все регионы любой страны. Наряду с этим, автомобильные перевозки:
- применяются лишь для перевозки на короткие расстояния (в основном нефтепродукты) и отличаются высокой скоростью;
- характеризуются большой маневренностью и высокой проходимостью;
- отличаются высокой оперативностью.
Главный недостаток данного способа транспортировки состоит в том, что из-за ограниченности грузоподъемности автомобилей транспортировка этим способом имеет очень высокую себестоимость (в 10-20 раз выше, чем по железной дороге). Отметим также:
- неполную загрузку подвижных средств из-за большого плеча холостого пробега автотранспорта;
- зависимость от наличия и технического состояния дорог.
2.2. Способы трубопроводной перекачки высоковязких нефти, их преимущества и недостатки.
В настоящее время существуют несколько способов трубопроводной перекачки высоковязких нефтей:
а) тепловая (перекачка предварительно подогретой нефти, перекачка термообработанных нефтей);
б) перекачка с разбавителями;
в) перекачка нефтей с присадками;
г) гидротранспорт высоковязких нефтей;
д) кавитационный.
а) Тепловой способ.
Наиболее распространенным методом транспортировки высоковязких нефтей была и остается «горячая» перекачка.
Преимущества: простота; отработанная технология; в качестве топлива при подогреве используется сама же транспортируемая жидкость (нефть, мазут).
Недостатки: высокая энергоемкость; значительные тепловые потери энергии; невозможность использования в районах Крайнего Севера, где в связи с наличием многолетнемерзлых грунтов происходит практически полная потеря текучести.
б) Перекачка с разбавителями.
Часто в качестве углеводородных разбавителей используют газовый конденсат и маловязкие нефти, которые снижают вязкость и температуру застывания нефти, вследствие снижения концентрации парафина в нефти.
Преимущества: значительное снижение вязкости и температуры застывания нефти.
Недостатки: разбавители имеют высокую стоимость, что отражается на стоимости транспортировки, а также имеют определенные ограничения применения в отношении парафинистой нефти.
в) Перекачка нефтей с присадками.
Перекачку нефти с использованием присадок используют трубопроводные магистрали республики Коми, нефтепровод Уса-Ухта-Ярославль (Россия), Кумколь-Каракоин-Шымкент
224
(Казахстан), где высокопарафинистые нефти обрабатываются депрессорными присадками, что позволяет значительно улучшить их реологические свойства.
Преимущества: значительно снижаются вязкость и температура застывания парафинистых нефтей.
Недостатки: невозможность использования для месторождений Крайнего Севера, что обусловлено высоким содержанием смолисто-асфальтеновых компонентов (САК), а не парафинов, применение к которым депрессаторов не улучшает их реологические свойства [8], а также высокая стоимость присадок.
г) Гидротранспорт высоковязких нефтей.
На сегодняшний день существуют несколько способов гидротранспорта высоковязких нефтей: 1) перекачка нефти внутри водяного кольца; 2) перекачка водонефтяной смеси в виде прямой эмульсии типа «нефть в воде», когда нефтяные капли окружены водяной пленкой и не имеют контакта со стенкой трубы; 3) послойная перекачка нефти и воды, когда нефть контактирует не с неподвижной стенкой, а с движущимся потоком воды. Но ни один из этих способов не получил широкого распространения.
Преимущества: уменьшение гидравлического сопротивления трубопровода.
Недостатки 1) сложно изготовить винтовые нарезки; нарезки засоряются отложениями парафина и водяное кольцо у стенки не формируется;
2) при изменении скорости или температуры перекачки происходит инверсия фаз, т. е. превращение прямой эмульсии «нефть в воде» в обратную эмульсию «вода в нефти».
д) Кавитационный способ.
В трубопроводе размещают полый гидродинамический кавитатор (цилиндрическая трубка переменного сечения) и при движении жидкости через нее, образуются кавитационные пузырьки, за счет которых происходит снижение вязкости нефти. Экспериментально доказано, что вязкость нефти таким образом может быть снижена на 20-40 %.
Преимущества: вся жидкость, поступающая в потоке и являющаяся одновременно источником звука и объектом обработки, проходит через кавитационную область; гидродинамические кавитаторы просты в изготовлении и эксплуатации, обладают высокой надежностью и низкой стоимостью акустической энергии.
Согласно [9], в результате использования УЗ кавитационной технологии при транспортировке нефти достигаются следующие эффекты:
- существенно снижается вязкость нефти;
- снижается коэффициент трения потока нефти о стенки трубопровода;
- активируются депрессорные присадки и удлиняется срок их жизни;
- уменьшается статическая энергия сдвига;
- парафины эмульгируют в нефть, что уменьшает их выпадение в трубе;
- предотвращается налипание парафинов на стенки трубопроводов;
- снижается влияние сульфатвосстанавливающих бактерий на коррозию металла.
Недостатки: интенсивный кавитационный износ рабочих поверхностей,
невозможность регулирования интенсивности кавитации (размеры пузырьков).
Специалистами НПЦ «ИНТЕХ» [10] решена проблема отложения парафинистых соединений на шероховатостях внутренней стенки трубопроводов с помощью ультразвуковой кавитационной установки мощностью 2,2 кВт. Испытания установки показали, что после ультразвуковой обработки (УЗО) на протяжение 2 км от места ее установки отложение парафина не наблюдалось. Разработана принципиально новая технология переработки нефтесодержащего сырья. Кроме того, показано, что вязкость нефти Голубевского месторождения (Самарская обл.) после 5 мин УЗО снизилась в 3 раза. Авторы считают, необратимое снижение вязкости нефти имеет место при интенсивности УЗО более 10 Вт/см2. С целью повышения эффективности транспортировки высоковязкой нефти, в работе [11] предлагается подогрев пристеночного слоя нефти в трубе.
3. Разработка сонохимической технологии транспортировки высоковязкой нефти и ее опытно-промышленные испытания.
3.1. Результаты исследований влияния ультразвукового поля на реологические свойства нефтей.
В период 2010-2018 г. нами исследовано влияние УЗО на вязкостно-температурные свойства 11 нефтей различного группового состава. Эффективность УЗО зависит от группового состава нефти и времени обработки. УЗО малопарафинистых нефтей с высоким содержанием смол и асфальтенов приводит к существенному снижению вязкости и температуры застывания; эффективность воздействия растёт с увеличением времени обработки. Для нефтей с высоким содержанием н-алканов УЗО неэффективна, что обусловлено интенсификацией кристаллизации высокомолекулярных н-алканов. Результаты экспериментов с использованием реагентов показали эффективность сонохимической технологии обработки нефтей, причём прослеживается явный синергизм в их действии:
- для нефти Боровского месторождения комбинированная обработка ультразвуком в течение 2 мин и разбавление 3 % мас. реагента Р-12 приводит к снижению вязкости в 2 раза, а температуры застывания - на 25 °С.
- комбинированное воздействие ультразвука и толуола (1 % мас.) позволила снизить вязкость нефти Русского месторождения в 2 раза. Снижение вязкости этой нефти при использовании раствора №ОИ в изобутиловом спирте и ультразвука составляет 1,75 раза.
- для нефти Лузановского месторождения снижение вязкости в 2,5 раза получено при совместном использовании растворителя Р-12 (2 % мас.) и УЗО в течение 2 мин.
Механизм ультразвукового воздействия на НДС заключается в том, за счёт нелинейных акустических эффектов (акустические течения, кавитация и др.) разрушаются как первичные (слоисто-пачечные ассоциаты), так и вторичные надмолекулярные образования (мицеллы). Ультразвуковое воздействие заключается в том, что за счёт акустических течений реагенты эффективно доставляются в области разрушения ассоциатов и мицелл и образуют такое распределение последних, что они не дают возможности обратного построения надмолекулярных образований [3-5].
3.2. Сонохимическая (гидродинамическая) технология транспортировки высоковязкой нефти
Сонохимическая технология изменения вязкостно-температурных характеристик нефтей в промышленных масштабах предусматривает ультразвуковую активацию сырья в гидродинамическом режиме [3-5]. Применение сонохимической технологии и установки ГКМ на нефти Лузановского месторождения в ОАО «ВНИИ НП (г. Москва) показали:
- снижение динамической вязкости нефти при использовании 3 % мас. реагента: гексана на 47 % и растворителя Р-12 на 50 %;
- снижение температуры застывания нефти при использовании 3 % мас. реагента: газоконденсата на 6 °С, растворителя Р-12 - на 7 °С и гексана - на 8 °С;
- реологические свойства нефти сохраняются более 4 суток.
Достоинства технологии:
- способна обеспечивать необычайно высокую производительность при небольших затратах энергии, малой материалоёмкости и габаритных размерах;
- аппараты легко встраиваются в существующие технологические линии, устанавливаться на объекте без специальных фундаментов;
- экономический эффект при внедрении данной разработки будет обусловлен возможностью транспорта при пониженных температурах нефтей с высокой температурой застывания и снижением при этом энергетических затрат;
- сонохимическую технологию и установку ГКМ целесообразно использовать при транспортировке тяжёлой нефти по локальным трубопроводам от узлов добычи нефти до магистральных нефтепроводов.
Недостатки технологии:
- невозможность регулирования ультразвуковых характеристик, в частности интенсивности кавитации;
- интенсивный кавитационный износ рабочих поверхностей.
3.3. Сонохимическая (электроакустическая) технология транспортировки высоковязкой нефти
На первом этапе в лабораторном масштабе были изучены реологические свойства, кинетика релаксационных процессов в НДС после акустического воздействия, кинетическая и агрегативная устойчивость НДС, измерены температура застывания, температуры начальной и спонтанной кристаллизации, скорость осадкообразования, и рассчитаны энергетические параметры вязкого течения. В результате проведенных исследований выявлены рациональные условия обработки нефтей различного группового состава, приводящей к снижению вязкости, температуры застывания и скорости образования АСПО, подобраны химические реагенты, улучшающие вязкостно-температурные характеристики нефтей, проведена комплексная обработка исследуемых нефтей, включающая высокочастотную акустическую и химическую обработку, показан синергизм комплексного воздействия [3-5].
Для осуществления сонохимического воздействия на НДС сконструирован ряд высокоэффективных проточных промышленных реакторов.
4. Технико-экономическое обоснование разработки оборудования и сонохимической технологии.
Работы по созданию сонохимической технологии подготовки высоковязких и парафинистых нефтей к транспортировке нами ведутся в течение 10 лет. Для осуществления комплексного сонохимического воздействия на жидкую дисперсную среду сконструирован ряд высокоэффективных проточных промышленных реакторов. Все созданные прототипы обеспечивают возможность введения присадок непосредственно в процессе обработки.
В результате выполнения проекта планируется внедрить в производство сонохимическую технологию и оборудование для обработки нефтей (парафинистой, смолистой и смолисто-парафинистой), приводящие к снижению вязкости, температуры застывания и скорости образования асфальтосмолопарафиновых (АСПО) отложений. Синергетика комплексного воздействия даст возможность предложить химические реагенты и режимы акустического воздействия, обеспечивающие значительное улучшение вязкостно-температурных характеристик нефтей.
Реализация данной технологии предполагает проведение 3-ех этапов работ:
- НИР - научно-исследовательские работы;
- НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- ОПИ - опытно-промышленные испытания;
Срок реализации каждого этапа и объем финансирования представлен в ниже приведённой таблице 1.
Таблица 1 - Сроки реализации ^ объем финансирования проекта
№ п/п Наименование Срок Объем
работ выполнения работ, финансирования,
месяцы руб.
1 НИР 8 26 561 000
2 НИОКР 12 42 764 000
3 ОПИ 12 25 000 000
Итого 32 94 325 000
1 этап. - Научно-исследовательские работы.
На этом этапе будет изучена кинетика релаксационных процессов в нефтяной дисперсной системе (НДС) после акустического воздействия, реологические свойства транспортируемых нефтей: температура застывания, температура начальной и спонтанной кристаллизации, скорость осадкообразования, энергетические параметры вязкого течения и др. Все исследования будут проведены по методикам ГОСТ.
Будут проведены предварительные полевые испытания созданных прототипов проточных реакторов на высоковязкой нефти в ПАО НК «Транснефть» и оценены их режимные и технологические параметры сонохимической обработки транспортируемых
нефтей, с добавлением различных химических присадок. По результатам испытаний будет проведён выбор рациональной конструкции оборудования.
НИР по данной технологии потребует осуществления следующих видов затрат:
1. Капитальные вложение, связанные с приобретением оборудования.
2. Текущие затраты, в том числе:
2.1. Материальные затраты (сырье и материалы, комплектующие, энергия на производственные цели, канцелярские товары, расходные материалы).
2.2. Затраты на оплату труда (заработная плата работников лаборатории).
2.3. Отчисления на социальные нужды (страховые взносы с заработной платы работников лаборатории).
2.4. Амортизация (амортизационные отчисления со стоимости основных производственных фондов).
2.5. Прочие затраты (услуги сторонних организаций, арендная плата, налоги, сборы, госпошлины, прочие затраты).
Сумма затрат на проведение НИР по данной технологии приведена в табл. 2.
Таблица 2. Сумма затрат на проведение НИР
№ п/п Наименование Сумма, руб.
1 Капитальные вложения 13000000
2 Текущие затраты, в т.ч.: 13561000
2.1 Материальные затраты 4500000
2.2 Затраты на оплату труда 5832000
2.3 Отчисления на социальные нужды 1762000
2.4 Амортизация 300000
2.5 Накладные и общехозяйственные расходы 1167000
Итого 26561000
Капитальные вложения - затраты на приобретение оборудования для проведения исследований составляют 13000000 руб.
Материальные затраты составляют 4 500 000 руб. и связаны с использованием реактивов и расходных материалов для проведения экспериментальных исследований и приобретением комплектующих для пилотной проточной установки.
Расходы по оплате труда работников, в объёме 5832000 тыс. руб. связаны с выплатой заработной платы непосредственным исполнителям в количестве 15 человек. Трудоемкость исследовательских и производственных работ в количестве 162 час/мес. и 1296 часов за весь срок НИР, рассчитана исходя из объёма ставящихся задач.
Отчисления на социальные нужды рассчитаны по действующим ставкам согласно Федеральному закону от 23 июля 2013 года №237-Ф3.
Амортизационные отчисления рассчитаны исходя из планируемой первоначальной стоимости основных средств лаборатории.
Накладные и общехозяйственные расходы в размере 1167000 руб. установлены методом прямого калькулирования расходов, непосредственно не связанных с реализацией планируемых НИР, и составляют 20 % от расходов на оплату труда.
2 этап. НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
Результатом НИОКР будет являться комплект оборудования для подготовки к транспортировке высокопарафинистых и смолистых нефтей и технология его применения.
Будет спроектирована и разработана оборудование, позволяющее в промышленном масштабе осуществлять комбинированное акустическое (электроакустическое и гидродинамическое) и химическое воздействие на нефть. После окончания НИОКР будут проведены приёмочные испытания оборудования согласно ГОСТ.
Сонохимическая технология подготовки высоковязких и тяжелых нефтей к транспортировке при производительности до 3500 тонн/сутки позволит:
- снизить гидравлическое сопротивление трубопровода;
- понизить температуру застывания не менее, чем на 10-150С;
- снизить расход реагента в 1,5-2 раза (в зависимости от реагента);
- сократить количество тепловых станций;
- снизить мощность промежуточных насосных станций магистральных трубопроводов;
- позволит повысить безопасность эксплуатации нефтепроводов;
- экономический эффект при внедрении данной разработки будет обусловлен снижением при этом энергетических затрат.
Стоимость НИОКР, как отмечалась выше, составляет 42764000 руб. Это включает производство 3-ех комплектов оборудования для подготовки к транспортировке высоковязких нефтей.
Сумма затрат на НИОКР по данной технологии представлена в табл. 4.
Таблица 3. Сумма затрат на НИОКР
№ п/п Наименование Сумма, руб.
1 Капитальные вложения 21000000
2 Текущие затраты, в т.ч.: 21764000
2.1 Материальные затраты 9000000
2.2 Затраты на оплату труда 8165000
2.3 Отчисления на социальные нужды 2466000
2.4 Амортизация 500000
2.5 Накладные и общехозяйственные расходы 1633000
ИТОГО затраты 42764000
Капитальные вложения - затраты на приобретение оборудования для полевых испытаний (машины и оборудование) составляют 21 000 000 руб.
Материальные затраты составляют 9 000 000 руб. и включают затраты на сырье и материалы, комплектующие и т.д., с использованием реактивов и расходных материалов для проведения экспериментальных исследований и приобретением комплектующих для непрерывно действующей пилотной проточной установки для проведения экспериментов
Расходы по оплате труда работников, в объёме 8165000 тыс. руб. связаны с выплатой заработной платы непосредственным исполнителям в количестве 15 человек. Трудоемкость исследовательских и производственных работ в количестве 162 час/мес. и 1944 часов за весь срок НИОКР, рассчитана исходя из объёма ставящихся задач.
Отчисления на социальные нужды рассчитаны по действующим ставкам согласно Федеральному закону от 23 июля 2013 года №237-Ф3.
Амортизационные отчисления рассчитаны исходя из планируемой первоначальной стоимости основных средств.
Накладные и общехозяйственные расходы в размере 1633000 руб. установлены методом прямого калькулирования расходов, непосредственно не связанных с реализацией планируемых НИОКР, и составляют 20 % от расходов на оплату труда
В результате НИР и НИОКР будет создана эффективная и экологически безопасная технология снижения себестоимости транспортировки нефти.
3 этап - ОПИ - опытно-промышленные испытания
ОПИ данной технологии планируется провести в течение 1 года после окончания НИОКР. В рамках программы ОПИ общая сумма затрат составит ориентировочно 25 000 000 руб.
Подводя итоги, приходим к следующим выводам:
1. Учитывая, что в структуре мировых запасов нефти доля тяжёлых и вязких нефтей сопоставима с мировыми запасами обычной нефти, актуальность проблемы транспортировки высоковязких нефтей является одной из ключевых проблем нефтегазового комплекса. Для этого необходимо разработка новых ресурсо- и энергосберегающих технологий перекачки высоковязкой нефти с использованием трубопроводного транспорта, как способа с наиболее низкой себестоимостью транспортировки. Перспективно использование физических полей различной природы, среди которых наиболее эффективным оказалось воздействие ультразвуковым полем.
2. С точки зрения экономической эффективности существующие способы транспортировки нефтей можно расположить в порядке убывания:
а) наиболее низкая себестоимость транспортировки трубопроводным способом, стоимость транспортировки составляет от 10 % конечной цены;
б) стоимость перевозки по железной дороге составляет от 30% конечной цены.
в) стоимость транспортировка по воде составляет 40-50 % конечной цены;
г) автомобильный транспорт имеет очень высокую себестоимость, в 10- 20 раз выше стоимости по железной дороге;
3. В работе показан имеющийся у авторов задел в сфере разработки сонохимической технологии транспортировки высоковязкой нефти и ее опытно-промышленных испытаний.
4. Приведенное технико-экономическое обоснование разработки оборудования и сонохимической технологии, которое планируется провести в 3 этапа, показывают, что сроки реализации проекта составят 3 года и потребуют объемов финансирования в 92 миллиона рублей.
Литература и источники
1. МуллакаевМ.С. Современное состояние проблемы извлечения нефти// Современная научная мысль. - 2013. - № 4. - С.185-191.
2. Муллакаев М.С. Современные методы увеличения нефтедобычи: проблемы и практика применения // Современная научная мысль. - 2015. - № 5. - С. 98-111.
3. Муллакаев М.С. Ультразвуковая интенсификация технологических процессов добычи и переработки нефти, очистки нефтезагрязненных вод и грунтов. Дис. докт. техн. наук. - М., 2011. - 391 с.
4. Муллакаев М.С. Ультразвуковая интенсификация добычи и переработки нефти. - М.: ОАО "ВНИИОЭНГ", 2014. - 168 с.
5. Mullakaev M.S. Ultrasonic intensification of the processes of enhanced oil recovery, processing of crude oil and oil sludge, purification of oil-contaminated water. - М.: HELRI, 2018. - 376 p.
6. https://dprom.online/2017/09/transportirovka-nefti-v-rossii-i-postavki-za-rubezh/
7. Вержбицкий В.В., Собчук М.В. Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ: учебное пособие. -Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. - 149 с.
8. ТрясцинР.А. Повышение эффективности трубопроводного транспорта высоковязких нефтей в смеси с газоконденсатом при пониженных температурах. Дис. ... канд. техн. наук. - Тюмень, 2006. - 148 с.
9. Волкова Г.И., Лоскутова Ю.В., Прозорова И.В., Березина Е.М. Подготовка и транспорт проблемных нефтей (научно-практические аспекты). - Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. - 136 с.
10. Плисс А.А., Золотов В.П., Якимов А.В. Влияние ультразвука на физико-химические свойства нефти // Интервал. - 2007. -№ 3. - С. 36-40.
11. Вишняков И.А. Обоснование рациональных режимов перекачки высоковязкой нефти по трубопроводу с эффектом подогрева пристеночного слоя потока. Дисс. ... канд. техн. наук. - СПб., 2013. - 150 с.
References and Sources
1. Mullakaev M.S. Sovremennoe sostoyanie problemy izvlecheniya nefti // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2013. - №2 4. - S. 185 - 191.
2. Mullakaev M.S. Sovremennye metody uvelicheniya neftedobychi: problemy i praktika primeneniya // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2015. - №2 5. - S. 98-111.
3. Mullakaev M.S. Ul'trazvukovaya intensifikaciya tekhnologicheskih processov dobychi i pererabotki nefti, ochistki neftezagryaznennyh vod i gruntov. Dis. dokt. tekhn. nauk. - M., 2011. - 391 s.
4. Mullakaev M.S. Ul'trazvukovaya intensifikaciya dobychi i pererabotki nefti. - M.: OAO "VNIIOENG", 2014. - 168 s.
5. Mullakaev M.S. Ultrasonic intensification of the processes of enhanced oil recovery, processing of crude oil and oil sludge, purification of oil-contaminated water. - M.: HELRI, 2018. - 376 p.
6. https://dprom.online/2017/09/transportirovka-nefti-v-rossii-i-postavki-za-rubezh/
7. Verzhbickij V.V., Sobchuk M.V. Sooruzhenie i ekspluataciya gazonefteprovodov i gazoneftekhranilishch: uchebnoe posobie. - Stavropol': Izd-vo SKFU, 2014. - 149 s.
8. Tryascin R.A. Povyshenie effektivnosti truboprovodnogo transporta vysokovyazkih neftej v smesi s gazokondensatom pri ponizhennyh temperaturah. Dis. ... kand. tekhn. nauk. - Tyumen', 2006. - 148 s.
9. Volkova G.I., Loskutova YU.V., Prozorova I.V., Berezina E.M. Podgotovka i transport problemnyh neftej (nauchno-prakticheskie aspekty). - Tomsk: Izdatel'skij Dom TGU, 2015. - 136 s.
10. Pliss A.A., Zolotov V.P., YAkimov A.V. Vliyanie ul'trazvuka na fiziko-himicheskie svojstva nefti // Interval. - 2007. - №2 3. - S. 36-40.
11. Vishnyakov I.A. Obosnovanie racional'nyh rezhimov perekachki vysokovyazkoj nefti po truboprovodu s effektom podogreva pristenochnogo sloya potoka. Diss. ... kand. tekhn. nauk. - SPb., 2013. - 150 s.
МУЛЛАКАЕВ МАРАТ САЛАВАТОВИЧ - доктор технических наук, ведущий научный сотрудник Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН, вице-президент НИИ истории, экономики и права ([email protected]) МУЛЛАКАЕВ РОБЕРТ МАРАТОВИЧ - магистрант факультета химической технологии и экологии Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина ([email protected]).
ВОЛКОВА ГАЛИНА ИВАНОВНА - кандидат химических наук, старший научный сотрудник Института химии нефти СО РАН [email protected]).
MULLAKAEV, MARAT S. - Doctor of Technical Sciences, Leading Researcher of the Institute of General and Inorganic Chemistry named after N.S. Kurnakova RAS, Vice-President History, Economics and Law Research Institute (HELRI) ([email protected]). MULLAKAEV, ROBERT M. - undergraduate of the Faculty of Chemical Technology and Ecology of the Russian State University of Oil and Gas named after I.M. Gubkin ([email protected]).
VOLKOVA, GALINA I. - Ph.D. of Chemistry, Senior Researcher, Institute of Petroleum Chemistry, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).
УДК 330.332
ТИМИРГАЛЕЕВА Р.Р., ГРИШИН И.Ю. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА
Ключевые слова: цифровая инфраструктура, инвестиционный процесс, имитационное моделирование, моделирование, процесс инвестирования.
В статье исследуется проблема моделирования процесса принятия решений об инвестировании в развитие региональной цифровой инфраструктуры, предложена методика определения потребности в инвестициях на ее развитие. Определены основные принципы построения цифровой инфраструктуры региона. Обоснована необходимость использования технологии инвестиционного проектирования для повышения эффективности управления процессом инвестирования в развитие цифровой инфраструктуры. Для моделирования процесса принятия решений об инвестировании в развитие региональной цифровой инфраструктуры предложена имитационная модель. Практическое использование модели инвестиций в развитие цифровой инфраструктуры региона позволит моделировать процедуры по формированию инвестиционного плана, отражающего конкретные способы решения задачи распределения имеющихся средств и ресурсов.
TIMIRGALEEVA, R.R., GRISHIN, I.Yu.
DEVELOPING OF MODEL OF INVESTMENT PROCESS IN THE DEVELOPMENT OF A DIGITAL
INFRASTRUCTURE OF THE REGION
Keywords: digital infrastructure, investment process, simulate modeling, investment process.
In the article researched the problems of modeling the decision-making process on investment in the development of regional digital infrastructure, and suggests a method for determining the need for investment in its development. It determined the basic principles of building a digital infrastructure in the region. It substantiated the necessity of using of investment design technology to improve the management of the process of investing in the development of digital infrastructure. To modeling the decision-making process on investment in the development of regional digital infrastructure it proposed a simulation model. Practical usage of the model of investments in the development of the region's digital infrastructure will allow modeling procedures for the formation of an investment plan that reflects a specific ways to solve the problem of allocating available funds and resources.
Одним из факторов, влияющих на развитие региональной цифровой инфраструктуры, является инвестиционная активность конкретного региона. При этом следует отметить, что лицам, принимающим решения, необходимо не только создать привлекательный инвестиционный климат, разработать инвестиционную стратегию региона, но и сбалансированно распределить средства между имеющимися инвестиционными проектами. Активизация инвестиционного процесса на региональном уровне является одной из основных составляющих экономических требований, которые определяют реальные сдвиги в структуре экономики страны, позволяют ускорить ее переход на качественно новый уровень развития.
Необходимость в новых подходах к инвестиционным процессам также актуальна по той причине, что рыночная организация экономической деятельности представляет собой свободное распределение инвестиций со свойственными ей межрегиональными и межотраслевыми переливами капитала. При этом следует учесть, что в инвестиционной сфере расширилось число участников. К государству, предприятиям и банкам присоединились