УДК: 656.135
ББК: 39.3
Козлов А.В.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА РЕКОНСТРУКЦИИ ЗОНЫ ДИАГНОСТИКИ И РЕМОНТА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
МАШИН
Kozlov A.V.
TECHNICAL AND ECONOMIC INDICATORS CHARACTERIZING THE ECONOMIC EFFICIENCY OF THE PROJECT OF RECONSTRUCTION
OF AREAS OF DIAGNOSTICS AND REPAIR OF ELECTRICAL EQUIPMENT
AND PRODUCTION MACHINERY
Ключевые слова: технико-экономические показатели, технологическое оборудование, диагностика и ремонт электрооборудования, техническое обслуживание и ремонт, реконструкция.
Keywords: technical and economic indicators, technological equipment, diagnostics and repair of electrical equipment, maintenance and repair, reconstruction.
Аннотация , статья посвящена одной из актуальных тем - реконструкции зоны диагностики и ремонта электрооборудования технологических машин. В ходе проведенного исследования рассчитаны технико-экономические показатели, характеризующие экономическую эффективность проекта реконструкции зоны диагностики и ремонта электрооборудования технологических машин. Произведен подбор недостающего оборудования, обновление старого оборудования на более современное с целью повышения качества работы зоны диагностики и ремонта электрооборудования. Согласно технологическому вычислению был произведен расчет годовой производственной программы, производственных рабочих, подбор технологического оборудования, а также обоснование эффективности данного оборудования.
В условиях децентрализации управления техническими системами на транспорте актуальность проблемы обеспечения качества и надежности автомобилей в процессе их эксплуатации с учётом климатической зоны и сезонности в районах Арктической зоны на современном этапе возрастает. В ходе проведенного исследования рассмотрены: рациональные формы поддержания и восстановления работоспособности транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования; степень использования в практической деятельности данных оценки технического состояния транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования, полученных с применением диагностической аппаратуры по косвенным признакам; инструментальный и визуальный контроль за качеством топливо-смазочных и других расходных материалов, корректировки режимов их использования в Арктической зоне.
Abstract: the article is devoted to one of the topical issues - reconstruction of the zone of diagnostics and repair of electrical equipment of technological machines. In the course of the study, the technical and economic indicators characterizing the economic efficiency of the project of reconstruction of the diagnostic zone and repair of electrical equipment of technological machines are calculated. Selection is made of the missing equipment, upgrading old equipment to more modern with the aim of improving the quality of the area of the diagnosis and repair of electrical equipment. According to the technological calculation was made calculation of the annual production program, production workers, selection of technological equipment, as well as justification of the effectiveness of this equipment.
In the conditions of decentralization of management of technical systems in transport, the relevance of the problem of ensuring the quality and reliability of cars in the process of their operation, taking into account the climatic zone and seasonality in the Arctic zone at the present stage increases. In the course of the study considered: rational forms of maintenance and restoration of efficiency of transport and transport-technological machines and equipment; the degree of use in
practice of data assessment of the technical condition of transport and transport-technological machines and equipment obtained with the use of diagnostic equipment on indirect grounds; instrumental and visual control over the quality of fuel,lubricants and other consumables, adjusting the modes of their use in the Arctic zone.
Актуальность проблемы исследования многоуровневой транспортной стратегии по ресурсосбережению автотранспортных средств (в том числе спецтехники нефтегазодобывающей отрасли и гражданско-промышленного строительства) предприятий Арктической зоны РФ обусловлена переходом на рыночные отношения, являющиеся своеобразными катализаторами процессов децентрализации управления техническими системами на транспорте1. В условиях децентрализации роль качества и надежности автомобилей в процессе их эксплуатации возросла, в частности, путем реконструкции зоны диагностики и ремонта электрооборудования технологических машин2.
В ходе проведенного исследования рассчитаны технико-экономические показатели, характеризующие экономическую эффективность проекта реконструкции зоны диагностики и ремонта электрооборудования технологических машин. Произведен подбор недостающего оборудования, обновление старого
оборудования на более современное с целью повышения качества работы зоны диагностики и ремонта электрооборудования.
Согласно технологическому вычислению был произведен расчет годовой производственной программы, производственных рабочих, подбор технологического оборудования, а также обоснование эффективности данного оборудования, дающего возможность проводить более качественную диагностику и ремонт электрооборудования, что позволит снизить время на их ремонт, а также предотвратить затраты на покупку новых агрегатов снятых с транспортных средств.
Подбор технологического оборудования и инструмента
Произведем подбор недостающего оборудования и обновим старое на более современное с целью повысить качество работы зоны диагностики и ремонта электрооборудования. Новое оборудование представлено в таблице 1.
Наименование оборудования Тип, модель Количество Габариты, мм Стоимость, Теxническое состояние
Оборудование для проверки и чистки свечей Э-203 1 370x300 182x288 40 Новый
Прибор для диагностики ЭСУД МТ10КМ НТС 1 - 135 Новый
Заточный станок DS200 STALEX 1 650x340 12 Новый
Гидравлическая платформенная тележка AE&T TJ-75 1 1000x510 40 Новый
Ванна для мойки деталей GE-PW150 1 900x550 22 Новый
Электропаяльник 937D ELEMENT 1 150x100 1 Новый
Итого - 6 - 250 -
Таблица 1 - Подбор технологического оборудования и инструмента
1 Александровская, А.Н. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования: учебник / А.Н. Александровская. - М.: Academia, 2018. - 928 c.
2 Александровская, А.Н. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования: учебник / А.Н. Александровская. - М.: Академия, 2014. - 112 c.
Устройство для диагностики ЭСУД НТС МТ10КМ - ориентировано для контроля технического состояния и нахождения повреждений в дизельных и бензиновых ДВС при осуществлении ТО и ТР транспортных средств на АТП1.
Устройство для диагностики ЭСУД осуществляет функционал мотор-тестера на дизельных и бензиновых ДВС, а также компьютерный сканер для дизельных и бензиновых транспортных средств с библиотекой большинства баз данных.
Устройство для проверки ЭСУД МТ10КМ осуществляет работу по программному обеспечению МТ10 и может проводить исследование в режиме сканера транспортных средств.
Комплект поставки позволяет его осуществлять как в стационарной, так и в мобильной вариации, при использовании в мобильном вариации питание устройства можно подключить от АКБ тестируемого транспортного средства2.
Первостепенные функции:
1. Диагностика первичных и вторичных цепей зажигания ТС.
2. Динамическая компрессия (контроль работы газораспределительного механизма).
3. Замер относительной компрессии.
1 Синельников, А.Ф. Диагностическое и технологическое оборудование по техническому обслуживанию и ремонту подъемно -транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования: учебник / А.Ф. Синельников. - М.: Академия, 2015. - 304 с.
2 Синельников, А.Ф. Основы технологии производства и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования: учебник / А.Ф. Синельников. - М.: Academia, 2016. - 144 с.
4. Компрессограф.
5. Диагностика аккумуляторной батареи и других электрических узлов.
6. Настройка углового параметра прерывателя-распределителя (УЗСК).
Станок STALEX DS200 - рассчитан на шлифовку и заточку основных типов режущих инструментов абразивными, алмазными и другими кругами. Гидравлическая тележка с поднимающейся платформой АЕ&Т Т-75 - модель профессионального класса для перемещения грузов массой до 750 кг. Устройство имеет прочную и надежную конструкцию, которой легко и просто управлять при помощи ножного рычага. Маневренность устройства обеспечивается благодаря поворотным колесам со стопорным механизмом3.
Металлическая ванна GE-PW150 - объемом 150 л предназначена для промывки узлов и деталей.
Для осуществления отлаженной работы электротехнического участка устройству Э203-0 для чистки свечей зажигания требуется подвести сжатый воздух, а для металлической ванны GE-PW150 подвести техническую
воду4.
Исходные данные для расчета экономической части реконструкции зоны диагностики и ремонта электрооборудования приведены в таблице 2.
3 Сибикин, Ю.Д. Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных предприятий и установок / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. -Вологда: Инфра-Инженерия, 2013. - 464 с.
4 Сибикин, Ю.Д. Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных предприятий и установок / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. -М.: Высшая школа, 2008. - 462 с.
Таблица 2 - Исходные данные для расчета экономической части реконструкции зоны диагностики и ремонта электрооборудования
№п/п Наименования показателей показатель Единицы измерения
1 Трудоем. участков 2067 чел. ч
2 Численность персонала 2 чел.
3 Тарифная ставка 116 руб.
4 Количество автотранспорта 335 ед.
5 Пробег автомобилей 2153151 км
6 Режим работы 248 дни
ЗП производственных рабочих
Фонд оплаты труда состоит из основной и дополнительной зарплаты. Фонд основной зарплаты включает в себя виды оплаты труда за фактически отработанное время: оплату по тарифным ставкам, премиям и различным доплатам1.
Среднечасовая ставка специалистов составляет:
Годовой фонд оплаты труда: ЗПа = 232 X 2067 X 1,4 X 2,5 = 1678404 руб
Фонд дополнительной зарплаты:
ЗПЛ = 1678404 X 0,2 = 335681 руб.
Общая зарплата: ЗПоып = 1678404 + 335681 = 2014085 руб.
Социальные выплаты находятся по формуле
Расчет затрат на запчасти и материалы2 Цена материалов и запчастей рассчитывается на основании норм по затратам материалов и запчастей для транспортных средств по формуле
Смнз = Нмнз X 1000, руб., где Нмнз - норма на материалы и запчасти для каждой марки автомобиля и каждого отдельного;
ЬТ - годовой пробег транспортного средства соответствующей марки, км.
Все данные приводятся в таблице 3
Таблица 3 - Нормы по затратам на запасные части и материалы
Марка автомобиля Норма затрат, руб./1000км Пробег Ьоб, км Сумма, руб.
Легковые и специальные автомобили 90 6498325 584848
Грузовые автомобили, дорожно-строительная техника и автобусы 200 4829342 965868
Итого 290 11327667 1550716
Таблица 4 - Размер себестоимости технического ремонта
Наименование затрат Сумма, руб.
Зарплата рабочих 427936
Социальные выплаты 128379
Запасные части и материалы 1550716
Накладные расходы 213967
Всего затрат 2320998
Цена нового оборудования приведена в таблице 5.
1 Тамер О.С. Использование нечётких множеств при оценке риска банкротства предприятия ООО «Веста» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2016. Т. 2. № 1. С. 84-91.
2 Тамер О.С., Воробьева Т.И. многокритериальная оценка грузоперевозок в ООО "СЕВЕРСТРОЙ" // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2016. Т. 2. № 3. С. 170-175.
Таблица 5 - Стоимость нового оборудования
Наименование оборудования Тип, модель Количество Габариты, мм Стоимость, т. рублей
Оборудование для проверки и чистки свечей Э-203 1 370х300 182х288 40
Прибор для диагностики ЭСУД МТ10КМ НТС 1 - 135
Заточный станок DS200 STALEX 1 650x340 12
Гидравлическая платформенная тележка AE&T TJ-75 1 1000x510 40
Ванна для мойки деталей GE-PW150 1 900x550 22
Электропаяльник 937D ELEMENT 1 150x100 1
Итого - 6 - 250
Затраты, связанные с перевозкой, монтажом и инструментами рассчитываются по
формуле1'2
Слм = 0,2 X 240000 = 48000 руб. Сумма капитальных вложений: К = 250000 + 48000 = 298000 руб.
Показатели экономической эффективности:
Окупаемость капитальных вложений: Ток = 298000 - 2276298 = 0,13 г.
Таблица 6 - Итоговая таблица
№п/п
1. ЗП производственных рабочих Среднечасовая ставка специалистов 232 руб.
Годовой фонд оплаты труда 1678404 руб.
Фонд дополнительной зарплаты 335681 руб.
Общая зарплата 2014085 руб.
Социальные выплаты 604226 руб.
2. Затраты связанные с перевозкой, монтажом и инструментами 48000 руб.
3. Сумма капитальных вложений 298000 руб.
4. Показатели экономической эффективности 2276298 руб.
5. Окупаемость капитальных вложений 0,13 г.
1 Синельников, А.Ф. Основы технологии производства и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования: Учебник / А.Ф. Синельников. - М.: Академия, 2015. - 240 с.
2 Ящура, А.И. Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования: справочник / А.И. Ящура. - М.: Энас, 2013. - 504 с.
Рассчитанные технико-экономические показатели, на основе которых исследована экономическая эффективность проекта реконструкции зоны диагностики и ремонта электрооборудования технологических машин, показывают, что экономическая эффективность данного проекта положитель-1,2 на .
Таким образом, в условиях децентрализации управления техническими системами на транспорте актуальность проблемы обеспечение качества и надежности автомобилей в процессе их эксплуатации с учётом климатической зоны и сезонности в районах Арктической зоны на современном этапе возрастает.
В ходе проведенного исследования рассмотрены:
- рациональные формы поддержания и восстановления работоспособности транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования;
- степень использования в практической деятельности данных оценки технического состояния транспортных и транспорт-но-технологических машин и оборудования, полученных с применением диагностической аппаратуры по косвенным признакам;
- инструментальный и визуальный контроль за качеством топливо-смазочных и
других расходных материалов, корректировки режимов их использования в Арктической зоне.
Согласно технологическому вычислению был произведен расчет годовой производственной программы, производственных рабочих, подбор технологического оборудования, а также дано обоснование эффективности нового оборудования по реконструкции зоны диагностики и ремонта электрооборудования технологических машин, дающего возможность проводить более качественную диагностику и ремонт электрооборудования, что позволило снизить время на их ремонт, а также предотвратить затраты на покупку новых агрегатов снятых с транспортных средств.
Проведение технико-экономических мероприятий по реконструкции зоны диагностики и ремонта электрооборудования технологических машин направлены на совершенствование организационно-управленческой структуры предприятий по эксплуатации, хранению, техническому обслуживанию, ремонту и сервису транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования с учетом климатических условий Арктической зоны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Александровская, А.Н. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования: учебник / А.Н. Александровская. -М.: Academia, 2018. - 928 с.
2. Александровская, А.Н. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования: учебник / А.Н. Александровская. -М.: Академия, 2014. - 112 с.
3. Синельников, А.Ф. Диагностическое и технологическое оборудование по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования: учебник / А.Ф. Синельников. - М.: Академия, 2015. - 304 с.
4. Синельников, А.Ф. Основы технологии производства и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования: учебник / А.Ф. Синельников. - М.: Лсаёеш1а, 2016. - 144 с.
5. Сибикин, Ю.Д. Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных предприятий и установок / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2013. -464 с.
1 Чернецова, Н.С. Экономическая теория: Учебное пособие [Текст] / Н.С. Чернецова, В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская. - М.: КноРус, 2013. - 264 с.
2 Бычков, В. Экономика автотранспортного предприятия: Учебник / В. Бычков. - М.: Инфра-М, 2013. -384 с.
6. Сибикин, Ю.Д. Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных предприятий и установок / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. - М.: Высшая школа, 2008. -462 с.
7. Тамер, О.С. Использование нечётких множеств при оценке риска банкротства предприятия ООО «Веста» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2016. -Т. 2. № 1. - С. 84-91.
8. Тамер, О.С., Воробьева, Т.И. Многокритериальная оценка грузоперевозок в ООО "СЕВЕРСТРОЙ" // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2016. - Т. 2. № 3. -С. 170-175.
9. Синельников, А.Ф. Основы технологии производства и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования: учебник / А.Ф. Синельников. - М.: Академия, 2015. - 240 с.
10. Ящура, А.И. Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования: справочник / А.И. Ящура. - М.: Энас, 2013. - 504 с.
11. Чернецова, Н.С. Экономическая теория: учебное пособие [Текст] / Н.С. Чернецова, В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская. - М.: КноРус, 2013. - 264 с.
12. Бычков, В. Экономика автотранспортного предприятия: учебник / В. Бычков. - М.: Инфра-М, 2013. - 384 с.