Научная статья на тему 'Технико-экономические аспекты создания установки пожаротушения подкапотного пространства автомобиля'

Технико-экономические аспекты создания установки пожаротушения подкапотного пространства автомобиля Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
возгорание автомобиля / устройство пожаротушения автомобиля / технико-экономические аспекты / car fire / car fire extinguishing device / technical and economic aspects

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — А В. Морев, Н Е. Курносов

В статье рассматривается технико-экономические аспекты при создании установки пожаротушения подкапотного пространства автомобиля, делается краткий анализ причин возникновения пожара автомобиля, приводится статистика возгораний транспортных средств, рассматриваются существующие решения для тушения огня в подкапотном пространстве транспортного средства, а также выявляются их недостатки и рассматривается технико-экономическая составляющая при использовании системы пожаротушения автомобиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — А В. Морев, Н Е. Курносов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL AND ECONOMIC ASPECTS OF CREATING A FIRE EXTINGUISHING INSTALLATION FOR THE CAR'S ENGINE COMPARTMENT

The article discusses the technical and economic aspects of creating a fire extinguishing system for the engine compartment of a car, a brief analysis of the causes of a car fire is made, statistics of vehicle fires are given, existing solutions for extinguishing a fire in the engine compartment of a vehicle are considered, as well as their shortcomings are identified and technical – economic component when using a car fire extinguishing system.

Текст научной работы на тему «Технико-экономические аспекты создания установки пожаротушения подкапотного пространства автомобиля»

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ УСТАНОВКИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ ПОДКАПОТНОГО ПРОСТРАНСТВА АВТОМОБИЛЯ

А.В. Морев, магистрант Н.Е. Курносов, д-р техн. наук, профессор Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11041

Аннотация. В статье рассматривается технико-экономические аспекты при создании установки пожаротушения подкапотного пространства автомобиля, делается краткий анализ причин возникновения пожара автомобиля, приводится статистика возгораний транспортных средств, рассматриваются существующие решения для тушения огня в подкапотном пространстве транспортного средства, а также выявляются их недостатки и рассматривается технико-экономическая составляющая при использовании системы пожаротушения автомобиля.

Ключевые слова: возгорание автомобиля, устройство пожаротушения автомобиля, технико-экономические аспекты.

На сегодняшний день очень актуальна проблема возгорания транспортного средства. Очагом пожара автомобиля в основном служит подкапотное пространство.

Известно [1], что возгорание автомобилей возникает от внутренних и внешних источников зажигания. К внутренним источникам зажигания относятся: искры как результат неисправности электрической системы, или фрикционные искры вследствие ДТП; поверхности выпускной, тормозной систем и сцепления, нагретые выше температуры воспламенения паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих материалов, открытый огонь [2].

К внешним источникам зажигания автомобилей относятся: высокоинтенсивные потоки излучения, открытый огонь при сварочных работах и другие. Вероятность загорания автомобилей от внешнего источника мала и составляет всего 0,12.. .0,16% [2].

Согласно [3] за 2019 год произошло 19299 возгораний транспортных средств, что больше на 10,15% по сравнению с 2018 годом, в котором произошло 17521 пожара.

По данным главного управления МЧС России по Пензенской области за 10 месяцев 2018 года в результате самовозгорания транспортных средств произошло 96 по-

жаров что на 5% больше чем в 2017 году. При этом неоднократно отмечалась и гибель людей.

Следует подчеркнуть, что возгорание происходит не только на легковых транспортных средствах личного пользования, но и на общественном транспорте.

Существующие на данный момент конструкции огнетушителей зачастую не позволяют быстро и эффективно локализовать очаг возгорания из-за ряда весомых факторов. Технология применения и использования огнетушителя предусматривает: выход водителя из машины, открытие капота и только потом тушение. В результате затраченное время на все вышесказанные действия приводит к активизации очага возгорания, к тому же при открывании капота происходит резкий приток кислорода, что в большей степени интенсифицирует процесс горения.

Имеются достаточно много технических решений для автоматического пожаротушения, использующих различные способы, например капсулы с нанопорош-ком [3], использование инертных газов (бромхладона [4]), установку пенных, порошковых или углекислотных огнетушителей [5], использования пневматических распылителей, где в качестве огнетушащей среды используется охлаждающая жидкость из двигателя, а газ для работы рас-

пылителя хранится в баллонах, установленных в автомобиле [6].

Существующие устройства имеют главные существенные недостатки - стоимость и требования к установке дополнительных массивных элементов в моторном отсеке автомобиля.

Оптимальным решением для решения данной проблемы является устройство пожаротушения автомобиля [7]. Выбранное устройство было раннее разработано в Пензенском государственном университете.

Оно содержит пневматический распылитель, пирозарядную капсулу, связанную

с распылителем жидкости для обеспечения работы распылителя, в качестве огнету-шащего вещества выступает смесь охлаждающей жидкости, антипиренов и пенообразователя, при этом подачу охлаждающей жидкости, антипиренов и пенообразователя в распылитель открывает электромагнитный клапан. Устройство оснащено датчиками дыма и пламени, срабатывание которых и дает начало работы всей системы, а также имеется автономный извещатель, который оповещает звуковым сигналом водителя и пассажиров о возникшей проблеме [8].

Рисунок 1. Схема устройства пожаротушения автомобиля: 1 - распыляющее устройство; 2 - пирозарядная капсула; 3 - электромагнитный клапан; 4

- емкость, связанная с объемом охлаждающей жидкости автомобиля; 5 - емкость для хранения химических веществ антипиренов; 6 - емкость для хранения пенообразователя; 7 - автоматический предохранитель; 8 - автономный извещатель; 9 - датчики дыма и пламени; 10 - электрическая и гидравлическая цепь системы

Огнетушащую смесь составляет охлаждающая жидкость автомобиля, химические вещества антипирены, пенообразователь.

При создании данного устройства возник вопрос выбора оптимальных технических средств для реализации проекта. Данной вопрос будет решаться в зависимости от класса автомобиля, объема его двигателя и технического назначения транспортного средства.

При этом необходимо учитывать и экономические аспекты, связанные со стои-

мостью готового устройства. Этот вопрос также будет зависеть от класса от тех критериев, которые применяются и к вопросу выбора конкретных технических средств.

Был выполнен расчет устройства для автомобиля класса В - LADA PRIORA. Стоимость составила 12483 руб. Все комплектующие являются общедоступными и дорогостоящими. В качестве пиропатрона был выбран ADV - K25, стоимостью 2490 руб.

Библиографический список

1. Исхаков Х.И., Пахомов А.В., Каминский Я.Н. Пожарная безопасность автомобиля. -М.: Транспорт, 1987. - С. 6.

2. Активная и пассивная безопасность автомобиля. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://autoportal.pro/tekhnichka/aktiv naya-i-passivnaya-bezopasnost-avtomobilya (дата обращения 08.07.2020).

3. Статистические данные о пожарах в Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://wikifire.org. (дата обращения 10.07.2020).

4. Патент RU 2633955 A62C 3/00. Устройство автоматической локальной пожарной защиты и способ разрушения оболочки капсулы с нанопорошком. Патентообладатель ФГБУ ВНИИПО МЧС России. Заявка: 2016124892, 21.06.2016 Опубликовано: 19.10.2017.

5. Патент SU 1544446 A62C 3/07, 35/00. Устройство для пожарной защиты моторного отсека автомобиля. Патентообладатель Севриков В.В., Александров В.Е., Касьянов Н.А., Стратилатов В.В., Куценко В.И., Фастов А.Д. Заявка: 4240987, 05.05.1987. Опубликовано: 23.02.1990.

6. Патент RU 167997 A62C 3/07. Устройство пожаротушения моторного отсека транспортного средства. Патентообладатель Степанов В.С. Заявка: 2016109684, 17.03.2016. Опубликовано: 16.01.2017.

7. Пат. 189180 Российская Федерация МПК A62C 3/07. Устройство пожаротушения автомобиля / Курносов Н.Е., Морев А.В., Лебединский К.В., Киреев С.Ю., Тарнополь-ский А.В.; заявл. 2018142750, 04.12.2018; опубл. 15.05.2019

8. Курносов Н.Е., Лебединский К.В., Салмин В.В., Морев А.В. Устройство для пожаротушения подкапотного пространства автомобиля // Грузовик. - 2019. - № 3. - С. 65-72.

TECHNICAL AND ECONOMIC ASPECTS OF CREATING A FIRE EXTINGUISHING INSTALLATION FOR THE CAR'S ENGINE COMPARTMENT

A.V. Morey, Graduate Student

N.E. Kurnosov, Doctor of Technical Sciences, Professor Penza State University (Russia, Penza)

Abstract. The article discusses the technical and economic aspects of creating a fire extinguishing system for the engine compartment of a car, a brief analysis of the causes of a car fire is made, statistics of vehicle fires are given, existing solutions for extinguishing a fire in the engine compartment of a vehicle are considered, as well as their shortcomings are identified and technical - economic component when using a car fire extinguishing system.

Keywords: car fire, car fire extinguishing device, technical and economic aspects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.