Научная статья на тему 'Техники восковой живописи в иконописании'

Техники восковой живописи в иконописании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иконопись / энкаустика / технология восковой живописи / восковые краски. / icon writing / encaustic / technology of wax painting / wax paints.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жаров Андрей Павлович

В статье рассматриваются основные виды техник восковой живописи, применявшихся для создания икон в эпоху раннего христианства и актуализированных в современной практике иконописания. Важным аспектом является взаимосвязь технико-технологических особенностей восковой живописи и богословского содержания иконного образа. Описаны преимущества применения пчелиного воска в качестве связующего красок и защитного покрытия живописи. Приведены конкретные примеры применения метода энкаустики в создании интерьеров современных православных храмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wax Techniques in Icon Painting

In the article the main types of wax painting techniques, which were used in the era of early Christianity and actualized in the modern practice of icons writing, are considered. An important aspect is the interconnection of the technological and the theological features of the Orthodox icon created in wax techniques. Advantages of the wax as binding and protective coatings of painting are described. The examples of the wax painting techniques in the creation of the modern church interiors are given in the article.

Текст научной работы на тему «Техники восковой живописи в иконописании»

удк 7.046.3

А. П. Жаров

Техники восковой живописи в иконописании

в статье рассматриваются основные виды техник восковой живописи, применявшихся для создания икон в эпоху раннего христианства и актуализированных в современной практике иконописания. важным аспектом является взаимосвязь технико-технологических особенностей восковой живописи и богословского содержания иконного образа. описаны преимущества применения пчелиного воска в качестве связующего красок и защитного покрытия живописи. Приведены конкретные примеры применения метода энкаустики в создании интерьеров современных православных храмов.

Ключевые слова: иконопись; энкаустика; технология восковой живописи; восковые краски.

Andrey Zharov Wax Techniques in Icon Painting

In the article the main types of wax painting techniques, which were used in the era of early Christianity and actualized in the modern practice of icons writing, are considered. An important aspect is the interconnection of the technological and the theological features of the Orthodox icon created in wax techniques. Advantages of the wax as binding and protective coatings of painting are described. The examples of the wax painting techniques in the creation of the modern church interiors are given in the article. Keywords: icon writing; encaustic; technology of wax painting; wax paints.

Между иконой и технологией ее создания существует глубокая связь, касающаяся не только сохранности, но, что особенно

важно, - глубины содержания образа, его выразительности. В настоящее время развивается и крепнет тенденция скрупулезного исследования богословской и литургической древней христианской традиции. При этом вполне логично, что процесс идет параллельно с изучением памятников церковного искусства, ведь сохранившиеся раннехристианские иконы, мозаики, фрески поражают нас высоким уровнем богословской мысли, особенной силой и глубиной образности. Эти изображения, созданные более полутора тысяч лет назад, оказались близки и понятны современным христианам, поскольку ярко свидетельствуют о Евангелии, о Боговоплощении. Для этого Церковь, приняв самые лучшие художественные достижения древнего мира, наделила их новым евангельским смыслом -подобно адаптации философской терминологии для богословия, иконописцы в раннехристианскую эпоху использовали технологию восковой живописи, существовавшую еще в античности, для передачи зримого образа Богочеловека.

восковая живопись - техника живописи, в которой связующим компонентом для сухих пигментов является пчелиный воск. Известно, что воск как материал живописи обладает уникальными свойствами, которые не встречаются в других техниках. Как химически инертное вещество он остается неизменным в течение столетий.

Пчелиный воск сообщает особую прозрачность красочному слою, это уникальное свойство материала позволяет создавать многослойную живопись, оптические свойства которой не претерпевают изменений со временем. При этом, обволакивая частицы пигмента, воск максимально, по сравнению с любыми другими техниками, выявляет цвет красочного слоя, препятствуя любым химическим реакциям в нем. данная особенность позволяет сочетать разнообразные пигменты, в том числе те, которые принято считать нестойкими в других видах живописи. восковые составы применялись не только в иконописи, но также в стенописи, портативной мозаике, вощении нитей в церковном шитье.

В качестве связующего натуральных пигментов воск использовался для создания икон вплоть до X в. Позже иконописцы начинают

применять темперы: яичные и клеевые. Перемена технологии была обусловлена не только относительной простотой применения темперы, но и иной художественной выразительностью создаваемых образов, отображавшей богословские искания эпохи Средневековья. В более позднее время воск также зачастую употреблялся в виде небольшой добавки в состав красок либо для покрытия готовых произведений. Но постепенно рецептура восковых красок была утрачена, и только в XIX в., в связи с обнаружением в Египте фаюмских погребальных портретов, выполненных в технике энкаустики в 1-1У вв., возродился интерес к восстановлению этой забытой техники.

В России в конце XIX и первой половине ХХ в. разрабатывается несколько технологий по использованию пчелиного воска в качестве добавки к масляным краскам.

Один из таких методов состоял в растворении воска в пинене и в таком виде добавлении его к масляным краскам. Такие масляно-восковые краски использовали палехские мастера в настенных росписях Ново-Афонского монастыря на Кавказе, а также монахи-иконописцы, выполнявшие росписи храмов на острове Валаам в XIX в. [6, с. 53]. Схожий рецепт, т. н. «глютень», отличался тем, что воск омыляли в воде щелочью и полученное восковое мыло примешивали к масляным краскам; подобный состав применяли М. Нестеров и В. Васнецов в настенных росписях. Воск добавлялся в краски также при росписи храма Христа Спасителя в Москве в 1875-1883 гг. [6, с. 52]. Важно отметить, что эти технологии являлись фактически техникой масляной живописи, поскольку в такие составы возможно вводить только незначительное количество воска, который в данном случае играет роль добавки, сообщающей матовую поверхность живописи, а также положительно влияющей на сохранность красочного слоя.

В 1940-1960-х гг. интерес к энкаустике проявляет ряд советских художников и исследователей технологии живописи: И. Грабарь, В. Хвостенко, Е. Кудрявцев, которые в целом следовали теории немецкого художника Ганса Шмида, работавшего с расплавленными восковыми красками [10].

В первом десятилетии XXI в. освоение технологии для написания икон в технике энкаустики осуществляют архимандрит

Зинон (Владимир Михайлович Теодор), священник Андрей Давыдов, а также иконописная мастерская Жаровых в Минске (Республика Беларусь). интерес к данной технике в настоящее время проявляют многие другие иконописцы и художники.

Прекрасная сохранность, прозрачность и глубокий эмалепо-добный тон красок, разнообразие фактуры живописи, широкий выбор приемов письма, которые невозможно имитировать другими техниками живописи - все перечисленные достоинства восковой живописи раскрывают новые возможности для развития современной иконописи в русле древней традиции.

Нужно отметить, что в целом этот интерес к применению восковых связующих для создания икон и церковных росписей в настоящее время связан с изучением ранней христианской традиции церковного искусства. Поскольку традиция использования восковых материалов в иконописи давно утеряна, потребовалась исследовательская и практическая работа с восковыми связующими, которая преимущественно проводится в мастерских отдельных художников и иконописцев. Важной основой современных поисков и реконструкций древних методов являются публикации, посвященные реставрационным исследованиям античных образцов энкаустики [12].

кратко характеризуя основные варианты использования восковых составов в качестве связующего красок, можно выделить несколько основных методов восковой живописи:

Первый - энкаустика, техника, в которой основным связующим компонентом пигментов является пчелиный воск в смеси с очень небольшим количеством добавок в виде смол и масел. Среди древнейших икон яркими примерами данной техники являются иконы VI в., сохранившиеся в монастыре Святой Екатерины на Синае. Важной характеристикой этого метода живописи является легкое оплавление красочного слоя. Нужно отметить, что к данному виду техники можно отнести все варианты работы с восковыми красками, которые могут обрабатываться обжигом как в процессе, так и на окончательном этапе создания иконы.

Наиболее известным видом энкаустики является работа горячими восковыми красками, когда они разогреваются на палитре

и наносятся кистью либо металлическим инструментом - каутери-ем. Существуют различные мнения относительно того, применялся ли такой сложный метод работы в античности, хотя он стал особенно популярен в первую очередь в начале ХХ в. в связи с работами в Европе Г. Шмида, а в России - В. В. Хвостенко [9].

Нужно отметить, что на сохранившихся древних энкаустических иконах метод работы горячими восковыми красками скорее всего не использовался [10].

Вторым видом энкаустики является работа холодными восковыми красками. Здесь возможны различные варианты приготовления воскового связующего. Одним из наиболее известных является метод растворения воска в эфирном масле. Эта рецептура подробно описана Д. И. Кипликом [4] и Т. В. Хвостенко [9]. С некоторыми изменениями данный метод энкаустики применяется и сегодня при написании икон в России и на Кипре.

Третьим вариантом приготовления энкаустических красок является метод диспергирования воска в воде. Х. Балтояни, занимавшийся реставрацией синайских энкаустических икон, разработал вариант рецептуры подобных красок. На основе данных исследований эта рецептура была усовершенствована кипрским монахом Каллиником и использована в практике иконописания [13]. Другой рецепт диспергированных в воде восковых красок был разработан и применяется в иконописной мастерской Жаровых (Республика Беларусь).

Как показал опыт работы, водоразбавляемые восковые составы дают результат, очень близкий к технике исполнения энкаустических икон VI в.: таких, как икона Христа Пантократора и икона апостола Петра, сохранившиеся на Синае. Эти иконы отличает особый высокий уровень исполнения, они являют совершенную глубину образности благодаря использованию античной традиции живописи. Уникальные возможности восковых красок прекрасно подходят для передачи прозрачных теней в сочетании с пастозными светами. Применение этого классического приема в живописи известно со времен античности и помогает в создании световоздушной среды. Но важно отметить, что в энкаустических

иконах данный прием не подчеркивает материальную структуру изображения, подобно приемам масляной живописи, выявляющим натурализм изображения, а наоборот - наполняет особым светом и глубиной фактуру восковых красок, оптические свойства которых отличны от эффектов масляной живописи и помогают в создании реализма иконных обобщений.

В иконописном изображении апостола Петра (VI в.) этот прием виртуозно использовался при написании лика и одежд апостола, а также прозрачных падающих теней от его фигуры на архитектурном фоне иконы.

Подробно исследуя фактуру живописи энкаустических икон, можно сделать вывод о том, что восковые краски нанесены кистью тонко и многослойно. такой прием работы возможен только при использовании холодной восковой эмульсии, которая позволяет регулировать консистенцию краски и создавать различные фактуры: от пастозных мазков - до прозрачных лессировок. Современные эксперименты с применением восковых эмульсий подтверждают, что в качестве связующего красок применимы растворы воска в виде водных суспензий, а также в эфирных маслах.

Можно предполагать, что изначальное наименование данной техники как «вжигание» (древнегреч. еукаиоик^ - выжигаю) - относится не к процессу работы горячей краской, а именно к оплавлению живописи, выполняемой холодной восковой краской кистью, а также процессу обработки красочного слоя горячим каутерием, следы которого хорошо видны на многих фаюмских портретах. Нужно отметить, что данный прием живописи каутерием не использовался на сохранившихся древних иконах, но в современной практике иконописания вполне употребим, поскольку существенно помогает в создании иконного образа. из примеров современных икон, где использован данный прием, можно назвать иконы «Спас оплечный» и «Евхаристия», где работа горячим каутерием применялась в написании ликов, при этом живопись выполнена кистью водоразбавляемой восковой краской. Важно отметить, что такой прием возможен только в энкаустике и больше ни в какой другой технике живописи.

Иным методом использования воска в живописи является восковая темпера. Описание такой технологии мы встречаем в главе 36 сборника наставлений и указаний по иконописи «Ерминия», составленного в начале XVIII в. афонским монахом Дионисием Фурно-аграфиотом [3]. Суть этого метода заключается в омылении обычного воска в воде при помощи щелочи и соединении полученного воскового мыла с клеем. Живопись, выполненная этим способом, отличается сложными оптическими построениями живописного слоя через использование тонких лессировок. Здесь исключена работа пастозными мазками краски, а также оплавление красочного слоя. Краски восковой темперы разбавляются водой и позволяют работать как над миниатюрой, так и над иконами больших размеров, расписывать стены по известковой штукатурке, поскольку омыленный воск образует с известью очень прочное гидрофобное соединение. Научные исследования помпейских росписей подтверждают использование воска в росписи стен.

Большим преимуществом работы в технике восковыми красками является завершающее покрытие. Икона, выполненная в технике энкаустики, не требует покрытия олифой или лаком, которые, как известно, спустя 30-50 лет значительно темнеют. Иконы, написанные в технике восковой живописи, покрываются восково-масляным составом - т. н. ганозисом. Рецептура приготовления и способ нанесения этого покрытия были описаны Витрувием еще в I в. до н. э. Научные исследования показали, что ганозис не только не разрушается и не темнеет со временем, но создает особую защитную пленку для ультрафиолетовых лучей, столетиями сохраняя живопись, выполненную даже нестойкими пигментами.

Также воск препятствует поражению красочного слоя микроорганизмами, что весьма ценно для сохранности икон в неотапливаемых помещениях с нарушением температурно-влажностного режима хранения [10].

Важным аспектом в технологии восковой живописи является обработка пчелиного воска. В древности существовало несколько вариантов обработки воска для использования его в живописных целях, что подтверждают реставрационные исследования. В некоторых

энкаустических иконах, таких как «Богоматерь с Младенцем» (VI в.), а также «Мученик и мученица» (VII в.), было обнаружено применение обычного очищенного пчелиного воска. Способ очистки воска от посторонних примесей состоял в многократном перетапливании воска в горячей воде и дальнейшем отбеливании его на солнце. Но в ряде фаюмских портретов, а также некоторых энкаустических иконах, например, таких как «Пантократор» (VI в.), «Сергий и Вакх» (VII в.) -обнаружено применение специально обработанного (модифицированного) воска, обладающего иными свойствами, чем обычный пчелиный воск [7, с. 150-154].

Плиний Старший описывает данный способ обработки пчелиного воска и называет его пуническим [8, с. 158]. Нужно отметить, что именно модифицированный пчелиный воск, благодаря своим особым свойствам, чаще всего использовался в живописи, а также в качестве защитного покрытия мрамора и дерева. Данный процесс состоял в обработке пчелиного воска путем его варки в морской воде с добавлением щелочи, после чего воск приобретал большую плотность и, что особенно важно, повышалась его точка плавления. Пробы по получению данного воска производились художниками начиная с XIX в., в частности профессором Санкт-Петербургской академии художеств Д. И. Кипликом, а позже - художником В. В. Хвостенко. Поиск различных способов получения пунического воска продолжается и сегодня [5].

В настоящее время методики работы с восковыми красками применяются, в первую очередь, при создании произведений церковного искусства в россии и Беларуси.

В 2000-2002 гг. метод работы с горячими восковыми красками использовал архимандрит Зинон (Теодор) при написании икон Христа Пантократора и Богоматери римской для храма в поселке Гверстонь Псковской области; а также несколько икон созданы в соответствии с рецептурами В. В. Хвостенко - «холодным способом», когда восковые краски растворяются в эфирных маслах. С 2010 г. архимандрит Зинон (Теодор) использует метод различных восковых темпер как для написания икон, так и для росписи стен. В этой технике им исполнены: основная часть икон, Голгофа

и настенная роспись дьяконника в нижнем храме Феодоровского собора в Санкт-Петербурге. Также в технике восковой темперы отцом Зиноном создана роспись восточной стены в храме Иоанна Предтечи в поселке Семхоз Московской области (2015).

Священником Андреем Давыдовым также опробован ряд различных техник восковой живописи. Результатом поисков является одновременная работа «горячим» методом и восковыми красками, растворенными в эфирных маслах. Для подготовительного рисунка чаще используются краски, растворенные на омыленном воске [2, с. 358]. Данная техника применяется им для написания икон. С применением восковых составов отцом Андреем выполнены настенные росписи в храме Иоанна Предтечи XII в. в Пскове (2008) и наружные росписи фасада храма Святителя Николая в Суздале (2012).

Весьма интересные эксперименты с восковыми красками осуществляются на кафедре технологии живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, где разработаны методики работы как с горячими, так и с холодными видами восковой живописи. Практические пробы выполняют студенты Академии при написании копий фаюмских портретов и икон [5].

В Республике Беларусь в различных техниках восковой живописи работает иконописная мастерская Жаровых. Здесь используется технология восковой темперы, а также технология водораз-бавляемых энкаустических красок на основе пунического воска с добавлением смол. В технике восковой темперы мастерской написан иконостас молельни в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре, иконостас нижнего храма в честь Спаса Нерукотворного в поселке Привольный (Минская область), а также запрестольный образ «Воскресение Христово», Голгофа и ряд икон верхнего храма Феодоровского собора в Санкт-Петербурге. В технике водоразбав-ляемой энкаустики на пуническом воске выполнен алтарный образ Евхаристии в Евфросиниевской церкви Полоцкого монастыря, а также ряд отдельных икон.

Опыт создания иконы с помощью различных техник восковой живописи сегодня особенно интересен и актуален, поскольку раннехристианская традиция иконописи представляет неисчерпаемый

творческий материал для современного иконописца. В первую очередь это энкаустика, которая колоссально расширяет привычный диапазон художественных и технических приемов, помогает преодолеть дробность в трактовке форм, достичь цельности и особой художественной выразительности образа. Через это открываются новые пути дальнейшего развития современного изобразительного искусства.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Витрувий. Десять книг об архитектуре : 3-е изд. М., 2005.

2. Давыдов А. Техники и технологии в сакральном искусстве. М.,

2012.

3. Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом. 1701-1733 годы // Труды Киевской Духовной академии. Киев, 1868. Гл. 36.

4. КипликД. И. Техника живописи. М., 2003.

5. Кукс Ю. М., Лукьянова Т. А. Технология живописи восковыми красками // Перспективы науки и образования. 2015. № 2. С. 173-186; № 3. С. 178-193.

6. Наумова М. М., Бирштейн В. Я. Сравнение характера красочных слов и материалов живописи трех энкаустических икон из Киевского музея восточного и западного искусства // Художественное наследие: хранение, исследование, реставрация: Сб. статей: [Вып.] 8 (38). М., 1981. С. 150-153.

7. Никитин А. М. Художественные краски и материалы. М., 2016.

8. Плиний Старший. Естествознание : Об искусстве / Пер. Г. А. Та-роняна. М., 1994. (Сер. «Античная классика»).

9. Хвостенко Т. В. Энкаустика. Искусство, пережившее тысячелетия. М., 1985.

10. Шмид Г. Техника античной фрески и энкаустики. М. : Гос. изд-во изобр. искусств, 1934.

11. Этингоф О. Е. Византийские иконы VI - первой половины XIII века в России. М., 2005.

12. Stacey R. J. et al. Ancient encaustic: An experimental exploration of technology, ageing behaviour and approaches to analytical investigation // Microchemical Journal. Vol. 138. 2018. May. P. 472-487.

13. KoXkiviKoqo ZmvpoPouviminq. TexviK^xn^ Ауюура^ад. ЛеикюЫа, 1996. (Каллиник Ставровуниот, иером. Техника агиографии. Никосия, 1996).

1. Икона «Спас оплечный». Мастерская Жаровых Энкаустика, кисть, каутерий. Фрагмент

2. Иконостас молельни в Спасо-Евфросиниевом монастыре. Мастерская Жаровых. Восковая темпера. Полоцк

3. Икона «Преподобная Евфросиния Полоцкая» Мастерская Жаровых. Восковая темпера. Фрагмент

4. Запрестольный образ «Воскресение Христово» Мастерская Жаровых. Восковая темпера Феодоровский собор, Санкт-Петербург

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.