Научная статья на тему 'Техники для снятия внутренних зажимов как метод борьбы со стрессорами'

Техники для снятия внутренних зажимов как метод борьбы со стрессорами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3067
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕССОР / ДИССТРЕССОР / ЭУСТРЕССОР / ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / ВНУТРЕННИЕ ЗАЖИМЫ / МЫШЕЧНЫЕ ЗАЖИМЫ / ТЕХНИКИ / ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / «КРИК В ПРОСТРАНСТВО»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плетнева В.Г., Агадилова Г.В.

Статья посвящена актуальной проблеме «Работа над внутренними зажимами как способ побороть стрессовую ситуацию». Автор раскрывает понятия «стресс», описывает мнения отечественных и зарубежных психологов, затрагивает историю внедрения методик и различных техник по снятию мышечных зажимов. В данной работе рассмотрены мнения и оценки значимых личностей психотерапевтов, педагогов, психофизиологов, занимающихся проблемами исследования процесса снятия внутренних зажимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Техники для снятия внутренних зажимов как метод борьбы со стрессорами»

Современные педагогические технологии

127

3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. - 2005. - № 9.

4. Новикова Т Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Нар. образование. - 2000. - № 7.

5. Половинкина Е.А. Развитие познавательной компетенции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающем процессе // Молодой ученый - 2012. - № 7. - С. 306-310.

6. Похомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала «Методист» / Сост. Пахомова; Науч. ред. Э.М. Никишин. - М.: АМК и ПРО, 2004.

7. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Немова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взролслыми и сверстниками. - СПб., 1998. - С. 67-73.

8. http://abc.vvsu.ru/Books/up_spec_psihologija/page0017.asp.

9. http://mykonspekts.ru/1-67471.html.

ТЕХНИКИ ДЛЯ СНЯТИЯ ВНУТРЕННИХ ЗАЖИМОВ КАК МЕТОД БОРЬБЫ СО СТРЕССОРАМИ

© Плетнева В.Г.*, Агадилова Г.В.*

Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Статья посвящена актуальной проблеме - «Работа над внутренними зажимами как способ побороть стрессовую ситуацию».

Автор раскрывает понятия «стресс», описывает мнения отечественных и зарубежных психологов, затрагивает историю внедрения методик и различных техник по снятию мышечных зажимов. В данной работе рассмотрены мнения и оценки значимых личностей - психотерапевтов, педагогов, психофизиологов, занимающихся проблемами исследования процесса снятия внутренних зажимов.

Ключевые слова стресс, стрессор, дисстрессор, эустрессор, публичное выступление, внутренние зажимы, мышечные зажимы, техники, преодоление стресса, визуализация, «крик в пространство».

Каждый, кто хоть раз пробовал себя в роли выступающего перед публикой, испытывал мурашки по коже, повышенную возбудимость, тревожность, боязнь оценочного отношения и т.д. Возникновение подобных эмоций и чувств - есть проявление стресса. Наш организм, таким образом, пытается защитить себя от непривычных внешних факторов воздействия.

Впервые понятие «стресс» было введено в науку в середине ХХ столетия американским психофизиологом Уолтером Кенноном. Этот термин имел

* Магистрант.

* Доцент кафедры Музыкального отделения, кандидат педагогических наук.

128

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

непосредственное отношение к высшей психической деятельности, и лишь только в 1946 году знаменитый исследователь стресса, канадский физиолог Ганс Селье, начал систематически использовать термин «стресс» для обозначения общего адаптационного напряжения. С этого момента, под понятием «стресс» стала подразумеваться психо-невро-физиологическая реакция на постороннее воздействие (стрессоры), нарушающее состояние динамического равновесия организма. Близким по смыслу является и определение П.Д. Горизонтова, который рассматривал стресс, как «общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся на угрозу нарушения гомеостаза».

Человек произвольно попадает в условия, которые вызывают у него напряжение, и организм реагирует на них стрессом. Чаще всего мы сами находим подобные ситуации, сами создаём стрессоры или избегаем их. Таким поведением и эмоциями, а точнее, нашими убеждениями, мы предопределяем, с какими стрессорами нам придётся сталкиваться в будущем. Следовательно, напрашивается следующее умозаключение: успешное преодоление стресса предполагает опору на личность. Человек должен самостоятельно решать, какой способ поведения выбрать, когда у него стресс.

Если человек очень часто находится под влиянием стрессоров и испытывает состояние тревожности, естественно, это чревато наличием негативных последствий. В связи с мышечным напряжением создается дискомфорт в теле и усугубляется влияние внешних раздражителей. В результате происходит упадок работы функциональных систем, что поспособствует к блокировке энергетического потенциала организма.

Разрушительный характер внешнего воздействия называют дистрессором [Г. Селье]. Но научив свой организм приспосабливаться к сложившимся условиям, вы сделаете его выносливее и сильнее, что поспособствует положительному исходу стрессового воздействия - эустрессору [Г. Селье]. То есть, это поможет в мобилизации внутренних резервов организма и активации ваших способностей. Вот почему через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье пишет книгу «Стресс без дистресса» как раз о том, как поддерживать правильный уровень стресса.

На наш взгляд, любое публичное выступление перед большой или минимальной аудиторией вызывает у человека напряжение и стресс организма, вне зависимости от предшествующего опыта. Упражнения для раскрепощения и снятия телесных зажимов должны быть неотъемлемой частью каждого занятия. Освобождение от мышечных (телесных зажимов) согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии, являются одним из косвенных путей к освобождению от психологических зажимов. Подобные упражнения по нашему мнению являются разогревающими и должны даваться в начале каждого занятия.

Многие психотерапевты, педагоги посвятили немало времени исследованию процесса снятия зажимов. Одним из таковых является Владимир Львович Леви. Советский и российский писатель, врач-психотерапевт и психо-

Современные педагогические технологии

129

лог, автор книг по различным аспектам популярной психологии. Кандидат медицинских наук. В его книге «Приручение страха» есть очень ценная глава «Как сбросить зажимы и ощутить свободу», которая выручает до сих пор многих педагогов, музыкантов-исполнителей и всех, кто пытается побороть те или иные страхи.

Сандомирский Марк Евгеньевич - практикующий психотерапевт, тренер Института групповой и семейной психологии и психотерапии, член комитета по модальностям ОППЛ рассматривает данную проблему в своей книге «Защита от стресса». В книге описаны простые и доступные способы защиты от стресса с помощью психологической саморегуляции. Упражнения для мышечной релаксации, дыхательные техники, способы работы с телесными ощущениями для нейтрализации отрицательных эмоций и т.д. тщательно отобраны и проверены практикой. Их можно делать самостоятельно. Причем эффект от этих упражнений не ограничивается только снятием стресса. Их выполнение поможет лучше узнать самого себя, научит концентрироваться и даже развивать свои творческие способности. Автор проводит интересные параллели между разными методами решения психологических проблем, доказывая, что в их основе лежат одни и те же физиологические механизмы. И ведущее место в этом принадлежит так называемым измененным состояниям сознания, основанным на физиологической возрастной регрессии.

Психофизиолог, психолог, врач, специалист в области психофизиологии, медицинских наук В.А. Бодров аналогично изучал проблему возникновения психологического состояния как стресс и его преодоления. В своих работах профессор излагал концептуальный подход, проводил анализ путей, методов и средств к изучению данной проблемы, рассматривал психологическое содержание процессов преодоления стресса.

Многие отечественные психологи считают одним из действенных способов преодоления стресса метод визуализации (Бендлер и Гриндер). При длительном эмоциональном напряжении нужно взять лист бумаги, изложить на нём суть личной проблемы (или изобразить в виде рисунка) и сжечь, визуализируя, что вместе с дымом уходит внутреннее напряжение. Эта, на первый взгляд, простая техника позволяет с помощью визуализации вытеснить накопившийся негатив. При визуализации можно представлять приятные образы, вспоминать весёлые события, главное, чтобы мысли имели положительную окраску.

Что касается зарубежных психологов, то здесь является популярным и действенным методом, который помогает людям избавиться от накопившегося стресса - «крик в пространство». Суть метода в том, что выплеснув весь негатив с помощью крика, можно быстро избавиться от эмоционального напряжения и успокоиться. Крик может сопровождаться физическими манипуляциями, такими, как, битьё посуды или удары в боксёрскую грушу, так в полной мере выплескивается накопившийся негатив.

130

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Безусловно, упорная работа, репетиции оказывают большое влияние на качество выступления, но стоит уделить внимание подготовке своего психологического состояния. Т.е. работать нужно не только с внешними факторами, но и внутренними. Работа над своим телом, над состоянием души.

На наш взгляд, педагогу необходимо знакомить учащихся с механизмами воздействия на стресс и основными способами борьбы со стрессовыми состояниями, а именно с различными техниками, избавляющими от внутренних блоков. Таким образом, при публичном состоянии учащийся не впадет в панику, не будет удивлен состоянию своего организма, ведь при публичном выступлении, даже если изначально подготовить свое психологическое состояние, непредсказуемость поведения будет присутствовать все равно. Подобные техники и методы помогут учащемуся наиболее сконцентрироваться и постараться контролировать процесс. В заключение, хочется процитировать физиолога Ганса Селье: «Имеет значение не то, что с Вами случается, а то, как Вы это воспринимаете».

Список литературы:

1. Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. - СПб., 2002.

2. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. - М., 1992.

3. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М., 1960.

4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 213 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

5. Хохрякова Г. Возможно ли обучение без мучения? Методическое пособие. - Новосибирск, 1998. - 54 с.

ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ФОРМА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

© Хангельдиева И.Г.*

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

г. Москва

Статья посвящена осмыслению тенденции расширения эстетического в образовательном процессе, феномену эдьютейнмента и креативным технологиям.

Ключевые слова эстетическое, образование, эдьютейнмент, креативность, креативные технологии, занимательность, эмоциональное, игра.

* Профессор кафедры Истории и философии образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; заведующий кафедрой Прикладной культурологии и социокультурного менеджмента, декан факультета «Предпринимательство в культуре» Международного университета в Москве, доктор философских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.