Современные педагогические технологии
127
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. - 2005. - № 9.
4. Новикова Т Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Нар. образование. - 2000. - № 7.
5. Половинкина Е.А. Развитие познавательной компетенции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающем процессе // Молодой ученый - 2012. - № 7. - С. 306-310.
6. Похомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала «Методист» / Сост. Пахомова; Науч. ред. Э.М. Никишин. - М.: АМК и ПРО, 2004.
7. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Немова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взролслыми и сверстниками. - СПб., 1998. - С. 67-73.
8. http://abc.vvsu.ru/Books/up_spec_psihologija/page0017.asp.
9. http://mykonspekts.ru/1-67471.html.
ТЕХНИКИ ДЛЯ СНЯТИЯ ВНУТРЕННИХ ЗАЖИМОВ КАК МЕТОД БОРЬБЫ СО СТРЕССОРАМИ
© Плетнева В.Г.*, Агадилова Г.В.*
Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск
Статья посвящена актуальной проблеме - «Работа над внутренними зажимами как способ побороть стрессовую ситуацию».
Автор раскрывает понятия «стресс», описывает мнения отечественных и зарубежных психологов, затрагивает историю внедрения методик и различных техник по снятию мышечных зажимов. В данной работе рассмотрены мнения и оценки значимых личностей - психотерапевтов, педагогов, психофизиологов, занимающихся проблемами исследования процесса снятия внутренних зажимов.
Ключевые слова стресс, стрессор, дисстрессор, эустрессор, публичное выступление, внутренние зажимы, мышечные зажимы, техники, преодоление стресса, визуализация, «крик в пространство».
Каждый, кто хоть раз пробовал себя в роли выступающего перед публикой, испытывал мурашки по коже, повышенную возбудимость, тревожность, боязнь оценочного отношения и т.д. Возникновение подобных эмоций и чувств - есть проявление стресса. Наш организм, таким образом, пытается защитить себя от непривычных внешних факторов воздействия.
Впервые понятие «стресс» было введено в науку в середине ХХ столетия американским психофизиологом Уолтером Кенноном. Этот термин имел
* Магистрант.
* Доцент кафедры Музыкального отделения, кандидат педагогических наук.
128
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
непосредственное отношение к высшей психической деятельности, и лишь только в 1946 году знаменитый исследователь стресса, канадский физиолог Ганс Селье, начал систематически использовать термин «стресс» для обозначения общего адаптационного напряжения. С этого момента, под понятием «стресс» стала подразумеваться психо-невро-физиологическая реакция на постороннее воздействие (стрессоры), нарушающее состояние динамического равновесия организма. Близким по смыслу является и определение П.Д. Горизонтова, который рассматривал стресс, как «общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся на угрозу нарушения гомеостаза».
Человек произвольно попадает в условия, которые вызывают у него напряжение, и организм реагирует на них стрессом. Чаще всего мы сами находим подобные ситуации, сами создаём стрессоры или избегаем их. Таким поведением и эмоциями, а точнее, нашими убеждениями, мы предопределяем, с какими стрессорами нам придётся сталкиваться в будущем. Следовательно, напрашивается следующее умозаключение: успешное преодоление стресса предполагает опору на личность. Человек должен самостоятельно решать, какой способ поведения выбрать, когда у него стресс.
Если человек очень часто находится под влиянием стрессоров и испытывает состояние тревожности, естественно, это чревато наличием негативных последствий. В связи с мышечным напряжением создается дискомфорт в теле и усугубляется влияние внешних раздражителей. В результате происходит упадок работы функциональных систем, что поспособствует к блокировке энергетического потенциала организма.
Разрушительный характер внешнего воздействия называют дистрессором [Г. Селье]. Но научив свой организм приспосабливаться к сложившимся условиям, вы сделаете его выносливее и сильнее, что поспособствует положительному исходу стрессового воздействия - эустрессору [Г. Селье]. То есть, это поможет в мобилизации внутренних резервов организма и активации ваших способностей. Вот почему через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье пишет книгу «Стресс без дистресса» как раз о том, как поддерживать правильный уровень стресса.
На наш взгляд, любое публичное выступление перед большой или минимальной аудиторией вызывает у человека напряжение и стресс организма, вне зависимости от предшествующего опыта. Упражнения для раскрепощения и снятия телесных зажимов должны быть неотъемлемой частью каждого занятия. Освобождение от мышечных (телесных зажимов) согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии, являются одним из косвенных путей к освобождению от психологических зажимов. Подобные упражнения по нашему мнению являются разогревающими и должны даваться в начале каждого занятия.
Многие психотерапевты, педагоги посвятили немало времени исследованию процесса снятия зажимов. Одним из таковых является Владимир Львович Леви. Советский и российский писатель, врач-психотерапевт и психо-
Современные педагогические технологии
129
лог, автор книг по различным аспектам популярной психологии. Кандидат медицинских наук. В его книге «Приручение страха» есть очень ценная глава «Как сбросить зажимы и ощутить свободу», которая выручает до сих пор многих педагогов, музыкантов-исполнителей и всех, кто пытается побороть те или иные страхи.
Сандомирский Марк Евгеньевич - практикующий психотерапевт, тренер Института групповой и семейной психологии и психотерапии, член комитета по модальностям ОППЛ рассматривает данную проблему в своей книге «Защита от стресса». В книге описаны простые и доступные способы защиты от стресса с помощью психологической саморегуляции. Упражнения для мышечной релаксации, дыхательные техники, способы работы с телесными ощущениями для нейтрализации отрицательных эмоций и т.д. тщательно отобраны и проверены практикой. Их можно делать самостоятельно. Причем эффект от этих упражнений не ограничивается только снятием стресса. Их выполнение поможет лучше узнать самого себя, научит концентрироваться и даже развивать свои творческие способности. Автор проводит интересные параллели между разными методами решения психологических проблем, доказывая, что в их основе лежат одни и те же физиологические механизмы. И ведущее место в этом принадлежит так называемым измененным состояниям сознания, основанным на физиологической возрастной регрессии.
Психофизиолог, психолог, врач, специалист в области психофизиологии, медицинских наук В.А. Бодров аналогично изучал проблему возникновения психологического состояния как стресс и его преодоления. В своих работах профессор излагал концептуальный подход, проводил анализ путей, методов и средств к изучению данной проблемы, рассматривал психологическое содержание процессов преодоления стресса.
Многие отечественные психологи считают одним из действенных способов преодоления стресса метод визуализации (Бендлер и Гриндер). При длительном эмоциональном напряжении нужно взять лист бумаги, изложить на нём суть личной проблемы (или изобразить в виде рисунка) и сжечь, визуализируя, что вместе с дымом уходит внутреннее напряжение. Эта, на первый взгляд, простая техника позволяет с помощью визуализации вытеснить накопившийся негатив. При визуализации можно представлять приятные образы, вспоминать весёлые события, главное, чтобы мысли имели положительную окраску.
Что касается зарубежных психологов, то здесь является популярным и действенным методом, который помогает людям избавиться от накопившегося стресса - «крик в пространство». Суть метода в том, что выплеснув весь негатив с помощью крика, можно быстро избавиться от эмоционального напряжения и успокоиться. Крик может сопровождаться физическими манипуляциями, такими, как, битьё посуды или удары в боксёрскую грушу, так в полной мере выплескивается накопившийся негатив.
130
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Безусловно, упорная работа, репетиции оказывают большое влияние на качество выступления, но стоит уделить внимание подготовке своего психологического состояния. Т.е. работать нужно не только с внешними факторами, но и внутренними. Работа над своим телом, над состоянием души.
На наш взгляд, педагогу необходимо знакомить учащихся с механизмами воздействия на стресс и основными способами борьбы со стрессовыми состояниями, а именно с различными техниками, избавляющими от внутренних блоков. Таким образом, при публичном состоянии учащийся не впадет в панику, не будет удивлен состоянию своего организма, ведь при публичном выступлении, даже если изначально подготовить свое психологическое состояние, непредсказуемость поведения будет присутствовать все равно. Подобные техники и методы помогут учащемуся наиболее сконцентрироваться и постараться контролировать процесс. В заключение, хочется процитировать физиолога Ганса Селье: «Имеет значение не то, что с Вами случается, а то, как Вы это воспринимаете».
Список литературы:
1. Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. - СПб., 2002.
2. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. - М., 1992.
3. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М., 1960.
4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 213 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
5. Хохрякова Г. Возможно ли обучение без мучения? Методическое пособие. - Новосибирск, 1998. - 54 с.
ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ФОРМА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
© Хангельдиева И.Г.*
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
г. Москва
Статья посвящена осмыслению тенденции расширения эстетического в образовательном процессе, феномену эдьютейнмента и креативным технологиям.
Ключевые слова эстетическое, образование, эдьютейнмент, креативность, креативные технологии, занимательность, эмоциональное, игра.
* Профессор кафедры Истории и философии образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; заведующий кафедрой Прикладной культурологии и социокультурного менеджмента, декан факультета «Предпринимательство в культуре» Международного университета в Москве, доктор философских наук.