Научная статья на тему 'ТЕХНИКИ АРТ-КОУЧИНГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИИ И САМОРАЗВИТИИ'

ТЕХНИКИ АРТ-КОУЧИНГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИИ И САМОРАЗВИТИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
719
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-КОУЧИНГ / КОУЧИНГ / АРТ-ТЕРАПИЯ / МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурсинова О.В.

В данной статье представлен анализ понятия «арт-коучинг», рассматриваются его основные преимущества и этапы, перечисляются запросы, с которыми можно работать в рамках арт-коучинга. Кроме того, дан подробный анализ наиболее эффективных техник и методов арт-коучинга, направленных на ресурсирование и целеполагание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART COACHING TECHNIQUES IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND SELF-DEVELOPMENT

This article presents an analysis of the concept of "art coaching," discusses its main advantages and stages, lists the requests with which you can work as part of art coaching. In addition, a detailed analysis of the most effective techniques and methods of art coaching aimed at resource and targeting is given.

Текст научной работы на тему «ТЕХНИКИ АРТ-КОУЧИНГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИИ И САМОРАЗВИТИИ»

ТЕХНИКИ АРТ-КОУЧИНГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИИ И

САМОРАЗВИТИИ

О.В. Чурсинова, канд. психол. наук, доцент

Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (Россия, г. Ставрополь)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-10-2-120-122

Аннотация. В данной статье представлен анализ понятия «арт-коучинг», рассматриваются его основные преимущества и этапы, перечисляются запросы, с которыми можно работать в рамках арт-коучинга. Кроме того, дан подробный анализ наиболее эффективных техник и методов арт-коучинга, направленных на ресурсирование и целе-полагание.

Ключевые слова: арт-коучинг, коучинг, арт-терапия, метафорические ассоциативные карты, профессиональное становление, саморазвитие.

В последнее время профессиональному становлению и саморазвитию личности уделяется большое внимание, так как практическая деятельность в современных условиях предъявляет специфические требования к профессионалу. От него требуется не только воспроизведение полученных знаний, но и творческий подход к решению профессиональных задач, способность к постоянному самообразованию, личностному и профессиональному самосовершенствованию [1].

Немаловажную роль в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального становления и саморазвития играет такое направление как арт-коучинг.

Направление и термин арт-коучинг появился благодаря интеграции технологий классического коучинга и различных направлений арт-терапии.

Арт-коучинг позволяет исследовать себя при помощи арт-объектов, созданных в творческом процессе. При этом прописывать конкретные шаги, опираясь на созданный материал, при помощи коучинго-вых технологий.

Отличие арт-коучинга - масштабное использование метафор, образов и инструментов искусства. Когда мы начинаем использовать элементы метафорического языка, подсознание поддается работе гораздо легче.

Техники, которые используют в арт-коучинге, понятны и доступны вне зависимости от навыков и образования.

Рассмотрим основные преимущества арт-коучинга:

- гибкость/вариативность подходов (не работает одна методика, меняем, добавляем другую);

- обучение через анализ и повышение осознанности;

- интеграция с другими направлениями (образование, бизнес и т.д.);

- нацеленность на будущее и т.д.

На основе арт-коучинга можно прорабатывать такие запросы как:

- лень и самомотивация;

- прокрастинация;

- баланс между 2 и более сферами жизни;

- необходимость достижения цели;

- осознание актуального состояния сейчас;

- формирование плана самоподдержки;

- проработка ограничивающих убеждений.

Работа в направлении арт-коучинга включает в себя следующие этапы:

- постановка цели;

- проверка реальности;

- выстраивание путей достижения;

- формирование плана самоподдержки;

- действия достижения [2].

На каждом этапе мы можем применять такой инструмент как метафорические ассоциативные карты (МАК). Применение

метафорических ассоциативных карт, в дополнение к техникам коучинга («Колесо жизненного баланса», «Шкалирование», «Модель GROW», «SMART» и др.), дает возможность заниматься не только эффективным планированием или целеполагани-ем будущего и настоящего, но и позволяет прояснить препятствия, вторичные выгоды, психологические защиты и копинг-стратегии, опираться на актуализированный опыт прошлого клиента.

Остановимся подробнее на первом этапе арт-коучинга - постановки цели. Очень важно правильно формулировать цель. В технологии SMART она должна соответствовать 5 основным критериям:

- конкретика в формулировке желаемого. При формулировке желательно избегать пространственных описаний, лучше больше используйте глаголов. Основными вопросами для конкретизации при постановке цели могут стать следующие: какого результата я стремлюсь достичь, и для чего мне нужен именно этот результат;

- измеримость в определенных единицах;

- согласованность с реальным положением вещей;

- достижимость в существующих обстоятельствах;

- ограниченность во времени.

Согласно технологии «КОНЭЦ» цель

должна быть:

- К - конкретной, измеримой, с конкретными сроками, критериями и параметрами достижения («что ты хочешь, что получаешь в результате, по каким критериям ты поймешь, что цель достигнута»);

- О - осязаемой («Представьте, что цель достигнута, что будете чувствовать, ощущать?»);

- Н - независимой. Достижение цели должно зависеть только от нас, а не от внешних условий («Каким образом вы будете влиять на различные обстоятельства, встречающиеся на пути достижения цели?», «Если кто-то откажет мне в поддержке, что я буду делать?»);

- Э - экологичной («Как изменения затронут те сферы жизни, которые связаны с достижением цели?», «Что произойдет в отношениях с близкими людьми?», «Какие ценности выйдут на первый план?»);

- Ц - ценной («Чего по-настоящему ценного вы добьетесь?»)

В арт-коучинге есть такое понятие: если человек ставит цель, то у него уже есть 50% ресурсов для ее достижения, а остальные 50 включатся в момент пути».

В арт-коучинге есть 5 основных вопросов, которые мы можем задавать себе, прежде чем ставить цель:

- кто-то еще хочет, чтобы я достиг этой цели?

- было бы мне стыдно, если бы я не достиг этой цели?

- я действительно считаю, что это важная цель?

- будет ли эта цель приносить мне удовольствие?

- отражает ли эта цель меня и то, что я больше всего ценю в этой жизни?

Еще один хороший метод проверки цели - это метод «5 почему». Суть его заключается в следующем: формулируем цель и отвечаем себе на вопрос, почему она важна для меня, затем в чем причина ее причины и так 5 раз. Последовательно отвечая себе на эти вопросы, можно понять действительно ли я хочу добиться именно этой цели, истинна ли она.

Рассмотрим примеры нескольких арт-коучинговых техник, направленных на ресурсирование клиента, нацеленного на профессиональное саморазвитие.

1. Арт-коучинговая техника на основе применения МАК и сказкотерапии «Дерево ресурсов» (автор В. Бутова). Представьте сильное, мощное, наполненное силами и ресурсами дерево. Разместите на дереве столько карт, сколько захочется. Представьте, что это дерево на самом деле ваш жизненный путь, напишите сказку о путешествии по этому пути, как с каждым шагом происходит наполнение новыми силами и ресурсами.

2. Техника «Семь дверей - семь возможностей». Представьте, что вы находитесь в комнате с семью дверями. Все двери разные. И все они пока закрыты. За ними -новые способы и возможности достижения вашей цели. Колода МАК - это огромная связка ключей. Выберите вслепую или в открытую (по желанию) семь карт-ключей от этих дверей. Опишите, какие возможности скрываются за каждой из дверей? От-

кройте её картой-ключом и получите эти новые возможности в вечное пользование [3].

3. Техника «Колесо ролей» (Е. Тарари-на). Рисуем круг с 10 секторами и буквой «Я» в центре на листе бумаги. Указать в каждом секторе роли, которые исполняются в жизни. Один сектор соответствует одной роли. Ролей может быть больше или меньше чем 10. Затем создаем образ каждой роли на отдельной карточке. После этого схематически или метафорически рисуем каждую роль на отдельном стике-ре. Получаются персональные метафорические карты, которые могут совмещаться с любыми техниками как вспомогательный материал: поиск ресурса, проверка на эко-логичность, построении стратегии [2].

Арт-коучинг очень хорошо сочетается с кинотерапией. В сюжетах мультфильмов и кинофильмов очень часто, когда герой сталкивается с выбором, не может принять решение, ищет себя, на его пути встречается наставник - человек, задумывающий-

проекты, который может поделиться мудростью с тем, кто только подходит к своему настоящему пути, предназначению. Такие пары встречаются во многих мультфильмах: так общаются увалень По и мастер Угвей в Кунг-фу панде, юный певец Мигель и непризнанный композитор Гектор в Тайне Коко, слоненок Мина и коала Бастер в ленте «Пой». На основе этих сюжетов клиент может осознать, как ставить стратегические цели и искать свое призвание.

Мультфильм «Душа» также представляет собой кладезь для проработки целей и ожиданий, поиска своего призвания и т.д.

Таким образом, потенциал арт-

коучинга в работе с клиентами, нацеленными на профессиональное саморазвитие и становление достаточно велик. Арт-коучинг позволяет обеспечить конструктивное перераспределение напряжений внутри человеческой психики, развитие его потенциала, целеустремленности, ре-сурсирование.

ся о будущем, создающий свои миры, свои

Библиографический список

1. Эстерли А.Е. Современные представления о содержании понятия «Профессиональное саморазвитие личности» // Самарский научный вестник. - 2014. - №4 (9). - С. 147-148.

2. Тарарина Е. Арт-коучинг. Техника простых решений. - М.: ООО «Вариант», 2018. -120 с.

3. Елисеева Е. МАКоучинг. 55 техник работы с метафорическими ассоциативными картами. - М.: Издательские решения, 2020. - 130 с.

4. Гуляева И. Арт-коучинг на практике. Как EMDR, танец и рисование могут легко изменить жизнь женщины за 21 день. - М.: ИГ «Весь», 2015. - 150 с.

ART COACHING TECHNIQUES IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT

AND SELF-DEVELOPMENT

O.V. Chursinova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Stavropol Regional Institute for the Development of Education, Advanced Training and Retraining of Educators (Russia, Stavropol)

Abstract. This article presents an analysis of the concept of "art coaching," discusses its main advantages and stages, lists the requests with which you can work as part of art coaching. In addition, a detailed analysis of the most effective techniques and methods of art coaching aimed at resource and targeting is given.

Keywords: art coaching, coaching, art therapy, metaphorical associative cards, professional formation, self-development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.