Научная статья на тему 'Техника перелета «Ткачев ноги врозь» в условиях опоры на перекладине'

Техника перелета «Ткачев ноги врозь» в условиях опоры на перекладине Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
899
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Загревский В. И., Шерин В. С.

В.И. Загревский, В.С. Шерин. Техника перелета «Ткачев ноги врозь» в условиях опоры на перекладине Статья позволяет сделать некоторые обобщения по технике выполнения исследуемого упражнения «Перелет Ткачева ноги врозь». Проведенный биомеханический анализ опорной части упражнения дает возможность определить моменты мышечных сил в суставах и сопоставить их на всей траектории биосистемы.V.I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Загревский В. И., Шерин В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zagrevskiy, V.S. Sherin. The Techniques of Overshot «Tkachev Legs Separately» in the Conditions of Bearing on the Horizontal Bar The article allows to make up some conclusions about the techniques of performance of the analyzed exercise «Tkachev's overshot with legs separately ». Conducted biomechanical analysis of the bearing part of the exercise gives the opportunity to determine the moments of muscular power in joints and to compare them in all biomechanical way.

Текст научной работы на тему «Техника перелета «Ткачев ноги врозь» в условиях опоры на перекладине»

Таблица 3

Эффективность барьерного бега после занятий с перераспределением нагрузки на толчковую ногу (М±т), * - р<0.05

№ Параметр ЭГ (n=12) ТН (-), n=12

1 Время разбега (И), с 1.81±0.06 1.78±0.08

2 Время бега по дистанции с преодолением барьеров (12), с 2.98±0.07* 3.23±0.06

3 Эффективность барьерного бега (Кэфф), усл. ед. 60.73±0.05* 55.72±1.10

(Кэфф), которое было выше у ЭГ, занимавшейся по экспериментальной методике с изменением соотношения нагрузки на толчковую и маховую ногу с целью выравнивания силовой асимметрии ног.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что при использовании методических приемов, направленных на сглаживание силовой асимметрии ног, качество обучения, оцениваемое по значению относительной эффектив-

ности барьерного бега, было выше у ЭГ, чем у группы со «слабой» толчковой ногой - ТН (—), занимавшейся годом раньше без учета моторных асимметрий. Это дает основание заключить, что предлагаемые методические приемы в обучении технике барьерного бега студентов с выраженной силовой асимметрией ног способствуют более высокому качеству обучения.

Поступила в редакцию 20.12.2006

Литература

1. Иванова Г.П. и др. О роли двигательной асимметрии нижних конечностей в динамике спортивных действий // Теор. и практ. физ. к-ры. 2005. № 2.

2. Фомина, Е.В. Сенсомоторные асимметрии спортсменов. Омск, 2003.

3. Чермит К.Д. Симметрия-асимметрия в спорте. М., 1992.

4. Колесникова Л.А. Методика физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток с учетом моторной асимметрии: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2004.

5. Дмитриев А.В. Подготовка боксеров с учетом факторов функциональной асимметрии: Учеб. пос. Минск, 2000.

6. Фролова Л.Б. Развитие системы движений занимающихся художественной гимнастикой на основе знаний о феномене двигательной асимметрии-симметрии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1987.

7. Огуренков В.И. Методика обучения технико-тактическим действиям боксеров-левшей с учетом факторов двигательной асимметрии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1972.

8. Оцупок А.П. Методика обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте с учетом феномена функциональной асимметрии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1984.

УДК 796.01:61; 796.01:57

В.И. Загревский*, В.С. Шерин**

ТЕХНИКА ПЕРЕЛЕТА «ТКАЧЕВ - НОГИ ВРОЗЬ» В УСЛОВИЯХ ОПОРЫ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ

* Могилёвский государственный университет, г. Могилёв, Республика Беларусь ** Томский государственный педагогический университет

Введение. Среди многих проблем повышения эффективности процесса обучения спортивным упражнениям одно из центральных мест занимает поиск наиболее совершенных вариантов техники двигательных действий. Эта необходимость возникает в связи с тем, что техника гимнастических упражнений является предметом соревновательной оценки, а также имеет тенденцию к постоянному обновлению, становясь более эффективной и рациональной.

Совершенствование методики обучения сложным гимнастическим упражнениям в современных

условиях может осуществляться на основе биомеханического анализа их техники. Анализ упражнений средствами биомеханики — чрезвычайно эффективное методическое оружие. Овладей же основная масса тренеров и квалифицированных гимнастов теорией и навыками биомеханического анализа (хотя бы качественным методом) — произойдет настоящий качественный скачок в методике обучения и тренировки.

Определение биомеханических характеристик и параметров движения изучаемого гимнастического

упражнения дает возможность сократить сроки обучения, а также повысить качество исполнения его, что особенно актуально в гонке за мировое лидерство на международной арене.

В настоящее время известно, что основными двигательными действиями, которые осуществляют перемещение тела гимнаста во время выполнения перелетовых упражнений на перекладине, являются его сгибательно-разгибательные движения в плечевых и тазобедренных суставах. От величины прилагаемых мышечных усилий гимнаста в суставах во время выполнения сгибательно-разгибательных движений зависит высота и угловая скорость вращения спортсмена в полетной части упражнения, что в итоге определяет конечный результат переле-тового упражнения в целом. Это обусловливает необходимость определения величины управляющих моментов мышечных сил в суставах гимнаста на всей траектории биомеханической системы, что позволит конкретизировать и более целенаправленно воздействовать на подготовку и техническое совершенствование спортсменов.

Методы исследования.

1. Видеосъемка упражнений.

2. Компьютерная обработка материалов видеосъемки.

3. Биомеханические.

Результаты исследования.

Кинематический анализ упражнения. На рис. 1

показана кинетограмма опорной части упражнения «перелет Ткачев — ноги врозь». Цифры и числа обозначают номер кинокадра. Упражнение выполняет мастер спорта международного класса РФ А. Голоцуцков.

Кинематический анализ упражнения. Из исходного положения стойки на руках гимнаст выполняет вращательное движение, двигаясь к гори-

Рис. 1. Кинетограмма опорной части упражнения

зонтали. Все звенья вращаются в одну сторону — против хода движения часовой стрелки. В исходном положении гимнаст стремится расположить звенья тела на одной прямой (рис. 1, кадр 0): угол между ногами и туловищем равен 175°, а угол между руками и туловищем 179° (рис. 2, кадр 0). Продолжая вращаться в заданном направлении, гимнаст сохраняет динамическую осанку (рис. 2, кадры 0—4). В течение 0.32 с гимнаст постепенно уменьшает угол между руками и туловищем до 153° с одновременным уменьшением угла между ногами и туловищем до 140° (рис. 2, кадры 4—12).

По истечении 0.48 с после сгибания ног в тазобедренных суставах начинается одновременное разгибательное движение рук в плечевых и ног в тазобедренных суставах (рис. 2, кадр 12). Активное

Рис. 3. Циклограмма опорной части упражнения

разгибание в суставах длится 0.4 с. За это время угол между руками и туловищем увеличивается от 153 до 200°, а угол между ногами и туловищем изменяется от 140 до 240° (рис. 2, кадры 12-23). Следовательно, амплитуда сгибания ног в тазобедренных суставах (100°) в 2 раза превышает амплитуду сгибания рук в плечевых суставах (47°).

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что когда плечевые и тазобедренные суставы одновременно пересекают горизонтальную плоскость снаряда сзади, гимнаст находится в прогнутом положении, что создает необходимые условия для последующего ускоренного броскового движения.

Продолжая дальнейшее движение книзу (рис. 2, кадр 23), гимнаст начинает сгибательное движение рук в плечевых и ног в тазобедренных суставах. Следует отметить, что сгибательные движения в суставах начинаются также одновременно. Однако, несмотря на то, что гимнаст во вращательном движении продолжает постоянно сгибаться в суставах, в вертикальном положение под опорой он находится еще в прогнутом положении (рис. 2, кадр 26). В это время угол в плечевых суставах составляет 180°, а в тазобедренных - 210°.

Продолжая движение вверх-вперед, после прохождения вертикального положения под опорой, гимнаст в течение 0.28 с выполняет интенсивное бросковое движение ногами (рис. 4, кадры 24-31), которое заканчивается на 1.24 с после начала выполнения упражнения (рис. 4, кадр 31). Угол в плечевых суставах в это время равен 126°, а в тазобедренных - 128°.

Вследствие броскового движения ногами изменяется угловая скорость звеньев тела в сторону их увеличения (рис. 4, кадры 26-28).

Далее гимнаст начинает выполнять одновременное разгибательное движение рук в плечевых и ног в тазобедренных суставах, что необходимо перед вылетом в безопорное состояние (рис. 3, кадры 31-40).

Разгибательное движение ног в тазобедренных суставах и рук в плечевых суставах в завершающей опорной части упражнения создает контрвращательное действие, что соответствует рациональной технике выполнения данного элемента в этой фазе упражнения. Контрвращательное движение длится в течение 0.2 с. Угол между руками и туловищем перед отпусканием кистями рук грифа перекладины равен 186°, а угол между ногами и туловищем -205° (рис. 2, кадр 36).

Рис. 4. Угловая скорость рук (------), туловища (------]

Вращение гимнаста вокруг перекладины и изменение ускорения звеньев тела происходит за счет сгибательно-разгибательных движений рук в плечевых и ног в тазобедренных суставах (рис. 5).

Последовательность сгибательно-разгибатель-ных движений определяет технику выполнения перелетового элемента на перекладине. Она может осуществляться за счет преимущественно сгибательно-разгибательных движений в плечевых либо в тазобедренных суставах. Но современная техника выполнения перелетовых упражнений на перекладине связана с работой как в плечевых, так и в тазобедренных суставах. И необходимость в этом очевидна, так как для достижения большей амплитуды движения, более высокого вылета над перекладиной необходимо увеличивать скорость вращения гимнаста посредством выполнения мощных хлестообразных движений, которые реализуются сгибательно-разгибатель-

ными движениями рук в плечевых и ног в тазобедренных суставах.

Для определения последовательности изменения угла в плечевых и тазобедренных суставах рассмотрим хронограмму, отражающую закономерность этого изменения для каждого из вышеуказанных суставов (рис. 6).

Из исходного положения стойки на руках в течение 0.48 с гимнаст выполняет сгибание рук в плечевых суставах (рис. 6, кадры 0-12), сохраняя динамическую осанку на сходе. Затем гимнаст выполняет разгибание рук в плечевых суставах, которое длится 0.4 с (рис. 6, кадры 12-22). Начиная с 0.88 с гимнаст вновь выполняет сгибание рук в плечевых суставах, задавая скорость вращения и движение вверх-вперед перед вылетом в безопорную фазу. Сгибание длится 0.36 с (рис. 6, кадры 22-31). Непосредственно перед вылетом спортсмена в безо-порное положение гимнаст выполняет разгибатель-

ушттмшш'

I ПОЛЕТНАЯ ЧАСТЬ ~|

12

22

31

36

Na КАДРА

I ПОЛЕТНАЯ ЧАСТЬ |

12

22

31

36

Na КАДРА

Рис. 6. Хронограмма сгибательно-разгибательных движений в плечевых (А) и в тазобедренных (В) суставах, где КУУУУХУ! - продолжительность сгибательного движения, I п - продолжительность разгибательного движения

ное движение рук в плечевых суставах, которое длится 0.2 с (рис. 6, кадры 31-36), создавая контрвращательное движение.

Закономерность изменения угла в тазобедренных суставах показана на рис. 6. Сгибание ног в тазобедренных суставах начинается с 0 кадра и длится 0.56 с (рис. 6, кадры 0-14). После завершения сгибательного движения гимнаст выполняет разгибание, которое длится 0.36 с (рис. 6, кадры 14-23). По истечении 0.92 с после начала всего упражнения выполняется сгибание ног в тазобедренных суставах, содействуя тем самым мощному броску ногами вверх-вперед. Это движение позволяет вывести ОЦМ тела в наивысшую точку вылета. Сгибание ног в тазобедренных суставах продолжается 0.32 с (рис. 6, кадры 23-31). После завершения броска ногами гимнаст выполняет разгибатель-ное движение в тазобедренных суставах аналогично разгибательному действию в плечевых суставах, создавая контрвращательное движение и завершая опорную часть упражнения. Разгибание длится 0.2 с (рис. 6, кадры 31-36), после чего следует безо-порная фаза упражнения.

Динамический анализ упражнения. Из исходного положения стойки на руках гимнаст выполняет вращательное движение, двигаясь к вертикальному положению под опорой. Вращаясь в заданном

направлении, гимнаст находится в слегка согнутом положении. В течение 0.08 с от момента начала схода мышечный момент в плечевом суставе положителен, но имеет тенденцию уменьшения от 350 до 100 Н/м (рис. 7, кадры 0-2). Момент мышечных сил в тазобедренных суставах также положителен и уменьшается в течение 0.08 с до 0 Н/м (рис. 7, кадры 0-2).

Далее, в процессе удержания рабочего положения в течение 0.2 с изменения в плечевых суставах незначительны, а управляющий момент мышечных сил стабилизируется и имеет положительное значение в пределах 80-100 Н/м (рис. 7, кадры 0-8). Момент мышечных сил в тазобедренных суставах в течение последующих 0.24 с также стабилизируется и сохраняется на уровне 0 Н/м (рис. 7, кадры 2-8).

По истечении 0.32 с от начала выполнения упражнения момент мышечных сил в плечевых суставах уменьшается до 0 Н/м (рис. 7, кадры 7-8). Сохранение углов в плечевых и тазобедренных суставах во время выполнения схода до прохождения горизонтального положения (рис. 7, кадры 8-14) осуществляется реализацией отрицательного момента мышечных сил в плечевых суставах в течение 0.24 с. На рассматриваемом участке траектории движения максимальной величины отрицательный момент мышечных сил в плечевых суставах дости-

А

В

гает -170 Н/м (рис. 7, кадр 12). Момент мышечных сил в тазобедренных суставах на этом участке движения также отрицателен и имеет свой максимум равный -170 Н/м (рис. 7, кадр 12).

Кинематические характеристики движения свидетельствуют о том, что гимнаст, продолжая движение к горизонтальному положению, выполняет разгибание в плечевых суставах. В то же время для противодействия инерционным силам движения туловища и ног, увеличивающим угол в плечевых суставах, гимнаст до прохождения горизонтальной плоскости снаряда сзади нажимает руками на гриф перекладины в направлении противоположном движению ОЦМ тела, что предотвращает провали-вание в плечевых суставах. Именно поэтому отмечается положительный момент мышечных сил в плечевых суставах гимнаста (рис. 7, кадры 14-19). В тазобедренных суставах момент мышечных сил также положителен, но имеет значительно меньший показатель. Длительность действия положительного значения момента мышечных сил в плечевых суставах составляет 0.2 с, а в тазобедренных суставах -0.16 с, после чего наблюдается уменьшение управляющего момента в суставах до 0 Н/м (рис. 7, кадры 14-19). Максимальное положительное значение мышечных усилий в плечевых суставах на рассматриваемом участке траектории гимнаста равно 190 Н/м (рис. 7, кадр 17), а в тазобедренных суставах -90 Н/м (рис. 7, кадр 17).

Горизонтальную плоскость снаряда сзади гимнаст пересекает прогнутым в плечевых и тазобедренных суставах. Момент мышечных сил в плечевых суставах уже отрицательный и продолжает уменьшаться до максимально отрицательной отметки (-320 Н/м). Управляющий момент мышечных сил в тазобедренных суставах также отрицательный и имеет свой максимум на уровне -130 Н/м. Продолжительность действия отрицательного момента мышечных сил в суставах на рассматриваемом участке траектории движения составляет 0.2 с. Затем вновь отмечается увеличение моментов мышечных сил в суставах до 0 Н/м (рис. 7, кадры 19-23).

Разгибательное движение в плечевых и тазобедренных суставах, описываемое выше, было выполнено для реализации последующего мощного брос-кового движения ногами, выражающегося в сгибательном движении, как в плечевых, так и в тазобедренных суставах. Это действие осуществляется положительным моментом мышечных сил в плечевых суставах, но отрицательным моментом мышечных сил в тазобедренных суставах. В это время гимнаст нажимает кистями рук на гриф перекладины и фиксирует прогнутое положение тела в тазобедренных суставах, тем самым усиливая эффект последующего броскового движения ногами. В течение 0.12 с момент мышечных сил в плечевых сус-

тавах увеличивается до 530 Н/м (рис. 7, кадры 2326). Затем в течение 0.12 с происходит уменьшение управляющего момента мышечных сил в плечевых суставах до величины 210 Н/м (рис. 7, кадры 2629), после чего за 0.12 с он снова увеличивается до уровня 750 Н/м (рис. 7, кадры 29-32). В течение

0.36 с управляющие моменты мышечных сил в плечевых суставах имеют положительное значение (рис. 7, кадры 24-32). Так как в это время гимнаст продолжает выполнять разгибательное движение в тазобедренных суставах, то моменты мышечных сил принимают отрицательное значение (-70 Н/м), которое сохраняется в течение 0.16 с, с последующим увеличением до 500 Н/м (рис. 7, кадры 23-26).

Выполняя бросковое движение ногами, гимнаст уменьшает угол между ногами и туловищем. Реализация этого движения осуществляется увеличивающимися до 210 Н/м (рис. 7, кадр 28) значениями момента мышечных сил в тазобедренных суставах. Далее, гимнаст продолжает выполнять сгибание ног в тазобедренных суставах по ходу движения тела вверх, момент сил в тазобедренных суставах незначительно уменьшается до отметки 100 Н/м и сразу же увеличивается вновь до отметки 210 Н/м (рис. 7, кадры 28-32).

Начало разгибательного движения как ног в тазобедренных суставах, так и рук в плечевых суставах обусловлено уменьшающимися моментами мышечных сил в этих суставах. Так, за 0.04 с моменты мышечных сил в плечевых суставах уменьшаются с 750 до 0 Н/м, а в тазобедренных - с 200 до 0 Н/м (рис. 7, кадры 32-33). Следовательно, на рассматриваемом участке траектории движения биомеханической системы разгибательное движение в суставах гимнаста выполняется не столько за счет действия управляющих моментов мышечных сил в суставах, а в основном за счет действия реактивных сил и момента силы тяжести.

Сразу же после акцентированного сгибательного движения ног в тазобедренных суставах и менее ярко выраженного сгибательного движения рук в плечевых суставах гимнаст начинает выполнять контрвращательное движение, характеризующееся разгибанием рук в плечевых и разгибанием ног в тазобедренных суставах, выполняемое противоположно ходу вращения звеньев тела спортсмена. Уп -равляющие моменты мышечных сил в плечевых суставах принимают отрицательное значение и быстро уменьшаются. Задача выполнения «отталкивания» перекладины руками назад за голову, для создания эффекта контрвращательного движения, требует сверхбыстрого развития отрицательного момента мышечных сил в плечевых суставах. Это действие руками от опоры является специфической особенностью техники выполнения перелета Ткачева. За 0.09 с момент мышечных сил в плечевых

Рис. 8. Управляющие моменты мышечных сил, реализующие сгибательное движение

и в тазобедренных (В) суставах; I ~~| разгибательное движение

j в плечевых (А)

Рис. 9. Сгибательное движение рук в плечевых суставах: А - кинематическое, В - динамическое

Рис. 10. Сгибательное движение ног в тазобедренных суставах: А - кинематическое, В - динамическое

суставах уменьшается до -4 200 Н/м (рис. 7, кадры 33-36), после чего заканчивается опорная часть упражнения и следует отход в безопорную фазу.

В опорной части упражнения сгибательно-раз-гибательные движения гимнаста в суставах являлись следствием действия управляющих моментов мышечных сил, момента силы тяжести, реактивных сил. Для того чтобы выделить эффект управляющего воздействия мышечных сил, выполним сравнительный анализ. На рис. 8 показаны временные интервалы управляющих моментов мышечных сил, реализующих сгибательные и разгибательные движения. Затушеванная часть хронограммы - мышечные силы, направленные на выполнение сгибательного движения в суставах, незатушеванная - на выполнение разгибательного движения.

Мышечные силы, направленные на выполнение сгибательных движений, несколько запаздывают в тазобедренных суставах, по сравнению с приложением мышечных сил в плечевых суставах. И в то же время реализация разгибательных движений выполняется с приложения мышечных усилий в тазобедренных суставах. Эта закономерность отмечается на всей траектории биомеханической системы в условиях опоры.

Сопоставляя направление действия мышечных сил в суставах гимнаста с разгибательно-сгибатель-ными движениями в этих же суставах, следует отметить (рис. 9, кадры 0-36), что не всегда направление действия силы тяги мышц совпадает с направлением раскрытия угла в соответствующих суставах (рис. 9, 10).

Таким образом, сопоставляя направление действия мышечных сил в суставах гимнаста с разгиба-тельно-сгибательными движениями в этих же суставах, можно сделать вывод о том, что не всегда наблюдаемые кинематические параметры движения соответствуют направленности мышечных сил.

Выводы. Проведенный биомеханический анализ упражнения «Перелет Ткачева - ноги врозь» позволяет сделать некоторые обобщения по технике выполнения исследуемого упражнения.

1. Во время выполнения «схода» гимнаст сгибается как в плечевых, так и в тазобедренных суставах, удерживая рабочее положение тела, затем, удаляя ОЦМ тела от опоры, выполняет разгибательное движение. Эти действия не предъявляют гимнасту существенных требований по приложению больших мышечных усилий в суставах, так как движения выполняются по ходу оборота и являются подготовительными для последующих основных движений. В плечевых и тазобедренных суставах наблюдается как отрицательный, так и положительный моменты мышечных сил, но он не выходит за пределы 350 Н/м.

2. К моменту приближения к вертикальному положению под опорой гимнаст принимает более прогнутое положение тела, происходит раскрытие углов в суставах, момент мышечных сил увеличивается до 530 Н/м. В это время гимнаст подготавливается к мощному бросковому движению ногами. Во время выполнения сгибательных движений в суставах, в вертикальном положении под опорой, момент мышечных сил в плечевых суставах больше, чем в тазобедренных. За период броскового дви-

Т. В. Карбышева. Изучение ценностного отношения к занятиям физическими.

жения ногами, осуществляемого в течение 0.24 с, момент мышечных сил в плечевых суставах достигает значения 750 Н/м, а в тазобедренных суставах - 210 Н/м.

3. Мышечные силы, направленные на выполнение сгибательных движений, несколько запаздывают в тазобедренных суставах по сравнению с при-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ложением мышечных сил в плечевых суставах. И в то же время реализация разгибательных движений выполняется с приложения мышечных усилий в тазобедренных суставах. Эта закономерность отмечается на всей траектории биомеханической системы в условиях опоры.

Поступила в редакцию 26.12.2006

УДК. 373. 1. 013

Т.В. Карбышева

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Томский государственный педагогический университет

Проблемами современной общеобразовательной школы остаются трудности в обучении и воспитании учащихся. Данная проблематика не нова для нашего государства, что находит отражение в историческом развитии советской педагогики начиная с борьбы с беспризорничеством на начальном этапе становления советского государства до этапа глобального переустройства общества на современном этапе развития, связанного с провозглашением личностно ориентированного подхода образования в эпоху перестройки общественно-экономической формации государства.

Несмотря на значительные усилия специалистов в области педагогики, психологии, социологии, направленные на изучение современного состояния проблем общеобразовательной школы, определение теоретико-методологических основ обучения в современных условиях, внедрение новых технологий педагогического взаимодействия с учащимися, проблема воспитания подрастающего поколения по-прежнему остается актуальной как в теоретикометодологической плоскости, так и в практической сфере ее реализации [1, с. 15-17].

Особое звучание в настоящих условиях приобретает вопрос образования и воспитания педагогически запущенных учащихся, созвучный в практике школьного образовательного процесса с проблемой трудновоспитуемости [2, с. 26-30].

В период либерально-демократических реформ феноменология трудновоспитуемости и педагогической запущенности видоизменяется, приобретая новые особенности проявления, выражающиеся в появлении все новых фактов, не укладывающихся в сложившееся традиционное содержание воспитательных парадигм педагогической запущенности. К числу таких «приобретений» относится смещение демонстрации семейно-педагогической запу-

щенности с подросткового возраста на раннюю юность. Активное непослушание, неприятие помощи взрослых, агрессивность и демонстративность в поступках, сопровождающиеся инфантильной аргументацией, характеризуют все большее число учащихся, входящих в совершеннолетие.

Другой особенностью становится смещение не только в возрастном признаке, но и в половом [3, с. 113-114]. Педагогическая запущенность становятся характерным признаком девочек и девушек. В поведении и реакции на воспитательные воздействия девушки проявляют не меньшее упорство и сопротивление, чем юношеская аудитория, что не остается в стороне внимания специалистов.

Обращает внимание массовый характер отклонений в поведении, отторжении учебной деятельности, смещении в системе нравственных ценностей старших подростков, в том числе связанных с ценностным отношением к физкультурно-спортивной деятельности.

Парадигма трудновоспитуемости и педагогической запущенности традиционно слагалась из следующих компонентов: отсутствия или погрешности в семейном воспитании; нежелания обучаться вследствие нарушения учебной мотивации и наличия умственных или физических недостатков. Такая структура педагогической запущенности указывает на наличие индивидуальных различий в личностном развитии, основанных на смещении ориентиров в осознанности роли и значении различных общекультурных приоритетов [4, с. 22].

Ретроспективный анализ содержания педагогической запущенности привлекает внимание к социальному аспекту, который в конечном счете обусловливает психологический климат в отношениях молодежи, общества и государства, а также педагогические методы и приемы в обеспечении эффек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.