ТЕХНИКА АЛЕЯ МЕЖДУ ПОРЯДКОМ И ХАОСОМ В МУЗЫКЕ
Нурбек Эркинович Рахматов
Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,
Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять технику исполнения и гармонии, повысить свой теоретический и технический уровень. Цель статьи - расширить представления читателей о техники исполнения и методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания использование фортепиано и теории.
Ключевые слова: педагогика/ музыка/ организация деятельности/ коллектив/ школьник/ техника исполнения/ теория/ фортепиано.
ALEY'S TECHNIQUE BETWEEN ORDER AND CHAOS IN MUSIC
Nurbek Erkinovich Rakhmatov
Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State
University
ABSTRACT
The article is intended for a wide range of readers: music teachers, theory teachers, those who seek to understand the technique of performance and harmony, to improve their theoretical and technical level. The purpose of the article is to expand the readers' understanding of the performance technique and methods of theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching the use of piano and theory.
Keywords: pedagogy / music / organization of activity / team / student / performance technique / theory / piano.
Под музыкальной техникой могут подразумеваться как приёмы владения инструментом, так и степень виртуозности исполнителя, достигаемая путём упражнений (техничность). Механистичность музыкальной техники, как правило, противопоставляется духовному пониманию музыки.
Любой музыкант, который хочет профессионально заниматься музыкой мечтает иметь идеальную технику. Очень часто под идеальной техникой подразумевают способность играть очень быстро, однако большинство думающих
музыкантов без труда определяют владение инструментом (а, следовательно и техникой), как возможность сыграть все что хочешь качественно, в нужном темпе, необходимым тембром и хорошим звуком. Отсюда следует другой вывод, что уровень техники индивидуален в зависимости от запросов музыканта и стиля, в котором он работает. Музыкант, играющий на музыкальном инструменте, не только человек уровнем музыкального мышления, но и знающий подходом к технике. Идеальная техника - это некий, образ- идеал, существующий в голове музыканта. Для конкретизации самого понятия техника нужно разбить его на более простые элементы. Такими элементами будет навыки. Разные навыки, объединяясь в одно целое составляют фундамент техники. Навык же формируется тогда, когда память действия переходит в мышцы. В данном случае мы видим взаимодействие работы разума и мышц. Это очень важный момент, поскольку очень часто встречал музыкантов, которые думали, что, бездумно гоняя пассажи перед телевизором можно развить хорошую технику. Такие занятия имеют минимальный коэффициент полезного действия и вредны для мышц. При выполнении какого-либо упражнения отдельные части движения сливаются в одно более сложное. Здесь образуются как бы несколько подуровней - несколько простых движений объединяются в одно, затем эти движения объединяются в еще более сложное. На этапе изучения гамм сначала мышление переходит от одной ноты к двум затем к четырем и т.д. В очень быстрых темпах движение может включать 16 и более простых приемов).
Устраняются лишние движения.
Это один из важнейших аспектов развития техники, которому уделяют, как правило, наименьшее внимание.
1.Появляется необходимая координация рук (и ног). Движения упрощаются, становятся непрерывными и ускоряются.
2.Зрительный контроль сменяется мускульным. Недаром многие учителя советуют заниматься в темноте.
3.Вырабатываются более сложные психологические навыки. Например, начинающий музыкант должен постоянно контролировать соответствие штрихов музыкальному образу, а более опытный музыкант использует образ в качестве отправной точки при исполнении и, не задумываясь, использует необходимые приемы.
4.Внимание освобождается от контроля за телом и переносится на получаемы результаты.
5.Подготовка последующего действия происходит в момент исполнения предыдущего. В психологии такой процесс называется антиципацией.
В процессе занятий правильные движения отбираются, а ненужные отсеиваются. Собственно этот процесс и называется упражнением.
На развитие техники музыканта действуют так называемые кривые научения. Кривые научения складываются на основе количества повторений и точности выполняемого действия. Эти кривые очень хорошо иллюстрируют проблему, которая возникает у более опытных музыкантов, которая проявляется в том, что при большом количестве занятий наблюдается очень небольшой эффект (так называемый период плато).
Самоорганизация - процессы, при которых происходит переход от неупорядоченного (бесструктурного) состояния к упорядоченному (структурированному) состоянию, то есть от хаоса к порядку. Синергетика (совместный, согласованно действующий, приставка со значением совместности и деятельность) - междисциплинарная наука, выявляющая общие закономерности в процессах образования, устойчивости и разрушения упорядоченных структур в неравновесных системах различной природы. Обратимся к выявлению различий в законах движения на уровне микромира и макромира. Нам уже известны основные структуры материи, из которых состоит наш мир. Их можно представить как совокупность элементарных частиц вещества и частиц - переносчиков взаимодействий. Процесс нарушения порядка ведет к разрушению упорядоченности и, в конечном итоге, приводит к бесструктурной, неупорядоченной форме существования материи с максимальной энтропией системы, т.е. к хаосу. Однако элементы материального мира, сколь бы хаотичными они ни казались, всегда составляют некоторую структуру. И тогда хаос может выступать как сверхсложная упорядоченность. Хаос и порядок дополняют друг друга и рост энтропии в системах не хаотичен. Понимание этого факта повлекло изменения в восприятии Вселенной. Согласно современным концепциям, Вселенная расширяется хаотично, однако внутри этого хаоса существует определенный порядок. Ученые все больше задаются вопросами о предсказуемости хаотического поведения элементов системы, а также прогнозированием того, как небольшие изменения отдельных элементов (или их поведения) влияют на возникновение огромных последствий для всей системы в будущем. Напрягая определенные мышцы и выдувая воздух, мы создаем звуковую волну, упорядоченную во времени. В музыкальных инструментах (как струнных, так и духовых) происходят аналогичные процессы. Рассмотренные примеры иллюстрируют процессы генерация звуковых волн или автоколебания.
Звук музыкальный в специальном значении — звук определённой высоты, использующийся как материал для создания музыкальных сочинений, в широком смысле — «используемые в музыкальной практике звуки». Абсолютные значения для высоты музыкальных звуков зависят от камертона в ту или иную историческую эпоху, в той или иной региональной традиции. Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов. Для того чтобы
изобразить как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты: Трещотки, барабаны, тарелки, ложки. Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть. Звуки-шумы. На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы. Хаотичные звучание («плохой» +
- «звук») — сочетания звуков, воспринимаемые как хаотическое и бессмысленное их нагромождение.
REFERENCES
1.Холиков К.Б., Рахматов Н.Э. Объективное решение музыкально -педагогического и психологического образования Психология XXI столетия, 1820 марта 2020 г.
2.Рахматов Н.Э. Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду. Наука, техника и образование 2021. № 2 (77). часть 1, С. 84-87
3. Рахматов Н.Э. "Problems Of Creative Approach In The Pedagogical Activity Of Future Music Teachers " The american journal of social science and education innovations Volume 02 Issue 09/30/2020
4. Нурбек Эркинович Рахматов. Талабаларни халк; кушиклари воситасида эстетик тарбиялаш. Pedagogik Mahurat Ilmiy-nazariy va metodik jurnal 2-son (2020-yil, aprel)
- 211-215
5. Нурбек Эркинович Рахматов Problems Of Creative Approach In Th Pedagogical Activity Of Future Music Teachers. the american journal of social science and education innovations Volume 2 Issue 9, 2020
6. НЭ Рахматов Значение музыкального воспитания в развитии зрелости личности
- Scientific progress, 2021
7.Холиков К.Б. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 697-704)
8.Холиков К.Б. Область применения двойные фуги. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 686-689)
9.Холиков К.Б. Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллельно-двигающегося голоса. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 690-696)
10.Холиков К.Б. Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 681-685)
11.Холиков К.Б. Членораздельность формы. Цезура, ее признаки. Главные элементы музыки, их формообразующее действие. Мелодия. Тема. (pp. 720-728)
12.Холиков К.Б. Важнейшие общие основы музыкальной формы. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 568-571)
13.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 426-432)
14.Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 280-284)
15.Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1094-1100)
16.Холиков К.Б. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1087-1093)
17.Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1080-1086)
18.Холиков К.Б. Краткая характеристика месторождения хора (pp. 1074-1079)
19.Холиков К.Б. Структура физических упражнений на уроках музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)
20.Холиков К.Б. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)
21.Холиков К.Б. Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)
22.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1038-1043)
23.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)
24.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)
25. Холиков К. Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)
26.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)
27.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.
28.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021
ISSN: 2181-1601
29.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443
30.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.