Научная статья на тему 'ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ'

ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
129
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДЪЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / LIFTING CONSTRUCTION / ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INDUSTRIAL SAFETY / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / TECHNICAL INSPECTION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кривонос А.Н., Бурданов И.В., Попов Д.В., Самусько В.П., Жданов В.Е.

В статье приведен подробный анализ Федеральных требований, которые предъявляются к техническому состоянию подъемных сооружений.The paper presents a detailed analysis of federal requirements that apply to the technical condition of lifting equipment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кривонос А.Н., Бурданов И.В., Попов Д.В., Самусько В.П., Жданов В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ»

A.Н. Кривонос

ООО «ЭКЦ«Дедал», заместитель директора -

технический директор

AN. Kryvonos

"EKC" Daeda\us", Deputy Director - Technica\ Director

И.В. Бурданов ООО «ЭКЦ«Дедал», инженер-эксперт

IV. Burdanov "EKC" Daeda\us", Engineer Expert

Д.В. Попов

ООО «ЭКЦ«Дедал», инженер-эксперт

DV.Popov

"EKC" Daeda\us", Engineer Expert

B.П. Самусько

ООО «ЭКЦ«Дедал», руководитель группы (ведущий инженер-эксперт)

V.P.Samusko

"EKC" Daeda\us", team \eader (a \eading engineering expert)

В.Е. Жданов

ООО «ЭКЦ«Дедал», руководитель группы (ведущий инженер-эксперт) V .E. Zhdanov

"EKC" Daeda\us", team \eader (a \eading engineering expert)

ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ

Аннотация. В статье приведен подробный анализ Федеральных требований, которые предъявляются к техническому состоянию подъемных сооружений.

Annotation. The paper presents a detailed analysis of federal requirements that apply to the technical condition of lifting equipment. Ключевые слова: подъемные сооружения, промышленная безопасность, техническое освидетельствование.

Key words: lifting construction, industrial safety, technical inspection.

Все подъемные сооружения, на которые распространяется действие Федеральных норм и правил, должны подвергаться техническому освидетельствованию. Объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяется руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС. При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС указаний по проведению технического освидетельствования, техническое освидетельствование ПС проводится согласно Федеральным правилам и нормам, которые устанавливают следующую периодичность и виды освидетельствований:

- частичное освидетельствование - не реже одного раза в 12 месяцев;

- полное освидетельствование - не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых ПС;

- внеочередное полное техническое освидетельствование [2].

Внеочередное полное техническое освидетельствование ПС должно проводиться после:

- монтажа, вызванного установкой ПС на новом месте;

- реконструкции ПС;

- ремонта расчетных элементов металлоконструкций ПС с заменой элементов или с применением сварки;

- установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;

- капитального ремонта или замены грузовой или стреловой лебедки;

- замены грузозахватного органа;

- замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа [2].

Согласно пункту 171 ФНП техническое освидетельствование ПС

должно проводиться специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС при участии специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии [2].

Результатом технического освидетельствования является установка ПС на месте эксплуатации, отвечающем требованиям безопасности, а также состояние ПС, соответствующее его безопасной работе.

При полном техническом освидетельствовании ПС должны подвергаться:

- осмотру;

- статическим испытаниям;

- динамическим испытаниям;

- испытаниям на устойчивость для ПС, имеющих в паспорте характеристики устойчивости [2].

При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания ПС не проводятся. При техническом освидетельствовании ПС должны быть осмотрены и проверены в работе его механизмы, тормоза, гидро- и электрооборудование, указатели, ограничители и регистраторы, а также проверке подвергаются:

- состояние металлоконструкций крана и его сварных (клепаных, болтовых) соединений;

- состояние крюка, блоков;

- состояние изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления;

- соответствие чертежу и данным паспорта крана фактически установленной массы противовеса и балласта;

- состояние крепления осей и пальцев;

- соответствие состояния канатов и их крепления требованиям руководства;

- состояние освещения и сигнализации [2].

Статические испытания проводят с целью проверки конструктивной пригодности ПС и его сборочных единиц. До проведения испытаний тормоза всех механизмов ПС должны быть отрегулированы согласно руководству по эксплуатации на тормозной момент, указанный в паспорте ПС, а ограничитель грузоподъемности отключен. Статические испытания должны проводиться со следующими нагрузками (по отношению к номинальной паспортной грузоподъемности): 125 процентов - для ПС всех типов (кроме подъемников) [2].

В соответствии с пунктом 183 ФНП динамические испытания ПС проводятся грузом, масса которого на 10 процентов превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют целью проверку действия ее механизмов и тормозов [2]. При динамических испытаниях ПС производятся многократные (не менее трех раз) подъем и опускание груза, а также проверка действия всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС.

Для проведения статических и динамических испытаний эксплуатирующая организация должна обеспечить наличие комплекта поверенных испытательных (контрольных) грузов с указанием их фактической массы. Порядок поверки грузов устанавливает эксплуатирующая организация [2].

Результаты технического освидетельствования ПС записываются в его паспорт специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования.

Проведение технического освидетельствования ПС разрешается осуществлять экспертным организациям, а также специализированным организациям, занимающимся деятельностью по ремонту, реконструкции ПС [2].

В разделе «Требования к процессу эксплуатации, браковке и замене стальных канатов и цепей» ФНП указано, что стальные канаты, устанавливаемые на ПС при замене ранее установленных, должны соответствовать по марке, диаметру и разрывному усилию указанным в паспорте ПС, иметь сертификат предприятия - изготовителя каната. Стальные канаты, не имеющие указанных документов, к использованию не допускаются [2]. В качестве нормативных данных при браковке канатов используют Приложения к Федеральным правилам и нормам.

Рельсовый путь для опорных и подвесных ПС на рельсовом ходу (исключая железнодорожные краны) должен соответствовать требованиям, приведенным изготовителем в руководстве (инструкции) по эксплуатации и паспорте ПС [2].

Согласно пункту 219 ФНП требования промышленной безопасности при эксплуатации грузозахватных приспособлений, в том числе, к проведению технического обслуживания, ремонта, реконструкции должны быть не ниже требований промышленной безопасности при эксплуатации ПС, совместно с которым они используются по назначению.

Персонал, который назначается для выполнения работ по зацепке, навешиванию на крюк ПС, строповке и обвязке грузов, перемещаемых ПС с применением грузозахватных приспособлений, должен иметь уровень квалификации, соответствующий профессии «стропальщик» [2].

Безопасное использование грузозахватных приспособлений включает в себя выполнение эксплуатирующей организацией следующих функций:

- разработку ППР, включающую в себя схемы строповки;

- обеспечение персонала, связанного со строповкой, подъемом и перемещением грузов ППР;

- ознакомление (под роспись) с ППР и ТК специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением ПС, а также стропальщиков и крановщиков;

- обеспечение стропальщиков отличительными знаками, испытанными и маркированными съемными грузозахватными приспособлениями, соответствующими массе и характеру перегружаемых грузов;

- размещение в зоне производства работ ПС списка основных перемещаемых им грузов, с указанием их массы;

- расчет стропов из стальных канатов перед применением в эксплуатации должен выполняться с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали [2].

Стропальщики и крановщики (операторы) должны проводить осмотр грузозахватных приспособлений перед их применением, при этом следует использовать браковочные показатели, приведенные в их руководстве (инструкции) по эксплуатации. В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары эксплуатирующая организация, в лице назначенного приказом специалиста, должна периодически производить их осмотр не реже, чем:

- стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;

- траверс, клещей, захватов и тары - каждый месяц;

- редко используемых съемных грузозахватных приспособлений -перед началом работ [2].

Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносят в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.

Подъем и транспортировка людей с применением ПС должны производиться в люльке (кабине), предназначенной только для этих целей. Люльки (кабины), находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке, техническому обслуживанию и ремонту (последнее, при необходимости) [2].

Проверка состояния люльки (кабины) включает: ежесменный осмотр, плановую проверку состояния и грузовые испытания.

Ежесменный осмотр люльки (кабины) осуществляется специалистом, ответственным за безопасное производство работ с применением ПС. В случае обнаружения неисправностей в данной ситуации необходимо ставить в известность специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

Плановая проверка состояния люльки (кабины) проводится не реже одного раза в месяц и выполняется под руководством специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

Грузовые испытания люльки (кабины) проводятся под руководством специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС не реже одного раза в шесть месяцев.

Результаты грузовых испытаний заносятся в паспорт люльки (кабины), а результаты плановых проверок - в журнал осмотра [2].

В соответствии с пунктом 252 ФНП эксплуатирующая организация должна установить порядок обмена сигналами между стропальщиками и крановщиками. Знаковая сигнализация и система обмена сигналами при радиопереговорной связи должны быть внесены в производственные инструкции для крановщиков и стропальщиков. Знаковая сигнализация для крановщиков и стропальщиков приведена в Приложении Федеральных норм и правил.

В разделе «Нарушения требований промышленной безопасности, при которых эксплуатации ПС должна быть запрещена» приведен их перечень, к ним относятся:

- обслуживание ПС ведется неаттестованным персоналом;

- эксплуатирующей организацией не назначены специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии; специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС;

- истек срок технического освидетельствования ПС;

- на ПС выявлены технические неисправности - трещины или остаточные деформации металлоконструкций, ослабление креплений в соединениях металлоконструкций, неработоспособно заземление гидро- или электрооборудования, указателей, ограничителей и регистраторов, системы управления, недопустимый износ крюков, канатов, цепей, элементов механизмов и тормозов, рельсового пути;

- отсутствуют соответствующие массе и виду перемещаемых грузов съемные грузозахватные приспособления и тара;

- работы ведутся без ППР, ТК, нарядов-допусков;

- не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ;

- отсутствуют, либо утеряны паспорт ПС или сведения о его постановке на учет в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- работы с применением ПС ведутся с нарушениями ФНП, ППР, ТК и инструкций [2].

На каждом опасном производственном объекте, эксплуатирующем ПС, должны быть разработаны и доведены под роспись до каждого работника инструкции, определяющие действия работников в аварийных ситуациях, которые должны включать в себя следующее:

- порядок оперативных действий по предотвращению и локализации аварий;

- способы и методы ликвидации аварий;

- схемы эвакуации;

- порядок использования системы пожаротушения в случае локальных возгораний оборудования ОПО;

- порядок приведения ПС в безопасное положение;

- порядок эвакуации крановщика (оператора), покидающего кабину управления ПС;

- места, отведенные в ОПО, для нахождения ПС в нерабочем состоянии;

- места отключения вводов электропитания ПС;

- места расположения медицинских аптечек первой помощи;

- методы оказания первой помощи работникам;

- порядок оповещения работников ОПО о возникновении аварий и инцидентов [2].

Ответственность за наличие указанных инструкций лежит на руководстве опасного производственного объекта, эксплуатирующем ПС, а их исполнение в аварийных ситуациях - на каждом работнике ОПО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Утилизация (ликвидация) ПС должна выполняться с учетом требований, изложенных в соответствующем разделе Технического регламента ТР ТС 010/2011, а также требований, изложенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС. ПС, подлежащие утилизации (ликвидации), должны быть демонтированы и сняты с учета (пункты 258 и 259 ФНП).

В седьмой главе ФНП рассматривается вопрос организации оценки соответствия ПС, применяемых на ОПО, требованиям безопасности и экспертиза их промышленной безопасности. Обязательные требования к ПС, применяемым на ОПО, формы оценки их соответствия указанным требованиям устанавливаются в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ. Экспертиза промышленной безопасности проводится только для ПС, которые подлежат учету. Объем, состав и характер работ по экспертизе промышленной безопасности зависят от типа ПС, его фактического состояния и технологии, в которой ПС применяется на ОПО [2].

Соблюдение требований, предъявляемых к техническому состоянию подъемных сооружений, Федеральными нормами и правилами, способствует обеспечению безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, на котором эксплуатируются мобильные подъемные сооружения.

Список источников:

1. Постановление Госгортехнадзора РФ от 18.10.2002 № 61-А «Об утверждении

общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов».

2. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомно-

му надзору от 12.11. 2013 № 533 «Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности. Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

3. Тесленко И.И., Паламарчук Е.В., Кошевой В. А. Основные направления обеспе-

чения безопасности жизнедеятельности в растениеводстве // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность - Краснодар: КСЭИ, 2012. - № 1-2. - с. 141-145.

4. Тесленко И.И. Методика организации мониторинга за процессом обеспечения

безопасности жизнедеятельности на предприятии // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность - Краснодар: КСЭИ, 2014. - № 2. - с. 46-57.

5. Федеральный Закон от 27.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

6. Федеральный Закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.