A.Н. Кривонос
ООО «ЭКЦ«Дедал», заместитель директора -
технический директор
AN. Kryvonos
"EKC" Daeda\us", Deputy Director - Technica\ Director
И.В. Бурданов ООО «ЭКЦ«Дедал», инженер-эксперт
IV. Burdanov "EKC" Daeda\us", Engineer Expert
Д.В. Попов
ООО «ЭКЦ«Дедал», инженер-эксперт
DV.Popov
"EKC" Daeda\us", Engineer Expert
B.П. Самусько
ООО «ЭКЦ«Дедал», руководитель группы (ведущий инженер-эксперт)
V.P.Samusko
"EKC" Daeda\us", team \eader (a \eading engineering expert)
В.Е. Жданов
ООО «ЭКЦ«Дедал», руководитель группы (ведущий инженер-эксперт) V .E. Zhdanov
"EKC" Daeda\us", team \eader (a \eading engineering expert)
ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ
Аннотация. В статье приведен подробный анализ Федеральных требований, которые предъявляются к техническому состоянию подъемных сооружений.
Annotation. The paper presents a detailed analysis of federal requirements that apply to the technical condition of lifting equipment. Ключевые слова: подъемные сооружения, промышленная безопасность, техническое освидетельствование.
Key words: lifting construction, industrial safety, technical inspection.
Все подъемные сооружения, на которые распространяется действие Федеральных норм и правил, должны подвергаться техническому освидетельствованию. Объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяется руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС. При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС указаний по проведению технического освидетельствования, техническое освидетельствование ПС проводится согласно Федеральным правилам и нормам, которые устанавливают следующую периодичность и виды освидетельствований:
- частичное освидетельствование - не реже одного раза в 12 месяцев;
- полное освидетельствование - не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых ПС;
- внеочередное полное техническое освидетельствование [2].
Внеочередное полное техническое освидетельствование ПС должно проводиться после:
- монтажа, вызванного установкой ПС на новом месте;
- реконструкции ПС;
- ремонта расчетных элементов металлоконструкций ПС с заменой элементов или с применением сварки;
- установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;
- капитального ремонта или замены грузовой или стреловой лебедки;
- замены грузозахватного органа;
- замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа [2].
Согласно пункту 171 ФНП техническое освидетельствование ПС
должно проводиться специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС при участии специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии [2].
Результатом технического освидетельствования является установка ПС на месте эксплуатации, отвечающем требованиям безопасности, а также состояние ПС, соответствующее его безопасной работе.
При полном техническом освидетельствовании ПС должны подвергаться:
- осмотру;
- статическим испытаниям;
- динамическим испытаниям;
- испытаниям на устойчивость для ПС, имеющих в паспорте характеристики устойчивости [2].
При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания ПС не проводятся. При техническом освидетельствовании ПС должны быть осмотрены и проверены в работе его механизмы, тормоза, гидро- и электрооборудование, указатели, ограничители и регистраторы, а также проверке подвергаются:
- состояние металлоконструкций крана и его сварных (клепаных, болтовых) соединений;
- состояние крюка, блоков;
- состояние изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления;
- соответствие чертежу и данным паспорта крана фактически установленной массы противовеса и балласта;
- состояние крепления осей и пальцев;
- соответствие состояния канатов и их крепления требованиям руководства;
- состояние освещения и сигнализации [2].
Статические испытания проводят с целью проверки конструктивной пригодности ПС и его сборочных единиц. До проведения испытаний тормоза всех механизмов ПС должны быть отрегулированы согласно руководству по эксплуатации на тормозной момент, указанный в паспорте ПС, а ограничитель грузоподъемности отключен. Статические испытания должны проводиться со следующими нагрузками (по отношению к номинальной паспортной грузоподъемности): 125 процентов - для ПС всех типов (кроме подъемников) [2].
В соответствии с пунктом 183 ФНП динамические испытания ПС проводятся грузом, масса которого на 10 процентов превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют целью проверку действия ее механизмов и тормозов [2]. При динамических испытаниях ПС производятся многократные (не менее трех раз) подъем и опускание груза, а также проверка действия всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС.
Для проведения статических и динамических испытаний эксплуатирующая организация должна обеспечить наличие комплекта поверенных испытательных (контрольных) грузов с указанием их фактической массы. Порядок поверки грузов устанавливает эксплуатирующая организация [2].
Результаты технического освидетельствования ПС записываются в его паспорт специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования.
Проведение технического освидетельствования ПС разрешается осуществлять экспертным организациям, а также специализированным организациям, занимающимся деятельностью по ремонту, реконструкции ПС [2].
В разделе «Требования к процессу эксплуатации, браковке и замене стальных канатов и цепей» ФНП указано, что стальные канаты, устанавливаемые на ПС при замене ранее установленных, должны соответствовать по марке, диаметру и разрывному усилию указанным в паспорте ПС, иметь сертификат предприятия - изготовителя каната. Стальные канаты, не имеющие указанных документов, к использованию не допускаются [2]. В качестве нормативных данных при браковке канатов используют Приложения к Федеральным правилам и нормам.
Рельсовый путь для опорных и подвесных ПС на рельсовом ходу (исключая железнодорожные краны) должен соответствовать требованиям, приведенным изготовителем в руководстве (инструкции) по эксплуатации и паспорте ПС [2].
Согласно пункту 219 ФНП требования промышленной безопасности при эксплуатации грузозахватных приспособлений, в том числе, к проведению технического обслуживания, ремонта, реконструкции должны быть не ниже требований промышленной безопасности при эксплуатации ПС, совместно с которым они используются по назначению.
Персонал, который назначается для выполнения работ по зацепке, навешиванию на крюк ПС, строповке и обвязке грузов, перемещаемых ПС с применением грузозахватных приспособлений, должен иметь уровень квалификации, соответствующий профессии «стропальщик» [2].
Безопасное использование грузозахватных приспособлений включает в себя выполнение эксплуатирующей организацией следующих функций:
- разработку ППР, включающую в себя схемы строповки;
- обеспечение персонала, связанного со строповкой, подъемом и перемещением грузов ППР;
- ознакомление (под роспись) с ППР и ТК специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением ПС, а также стропальщиков и крановщиков;
- обеспечение стропальщиков отличительными знаками, испытанными и маркированными съемными грузозахватными приспособлениями, соответствующими массе и характеру перегружаемых грузов;
- размещение в зоне производства работ ПС списка основных перемещаемых им грузов, с указанием их массы;
- расчет стропов из стальных канатов перед применением в эксплуатации должен выполняться с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали [2].
Стропальщики и крановщики (операторы) должны проводить осмотр грузозахватных приспособлений перед их применением, при этом следует использовать браковочные показатели, приведенные в их руководстве (инструкции) по эксплуатации. В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары эксплуатирующая организация, в лице назначенного приказом специалиста, должна периодически производить их осмотр не реже, чем:
- стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;
- траверс, клещей, захватов и тары - каждый месяц;
- редко используемых съемных грузозахватных приспособлений -перед началом работ [2].
Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносят в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.
Подъем и транспортировка людей с применением ПС должны производиться в люльке (кабине), предназначенной только для этих целей. Люльки (кабины), находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке, техническому обслуживанию и ремонту (последнее, при необходимости) [2].
Проверка состояния люльки (кабины) включает: ежесменный осмотр, плановую проверку состояния и грузовые испытания.
Ежесменный осмотр люльки (кабины) осуществляется специалистом, ответственным за безопасное производство работ с применением ПС. В случае обнаружения неисправностей в данной ситуации необходимо ставить в известность специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
Плановая проверка состояния люльки (кабины) проводится не реже одного раза в месяц и выполняется под руководством специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
Грузовые испытания люльки (кабины) проводятся под руководством специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС не реже одного раза в шесть месяцев.
Результаты грузовых испытаний заносятся в паспорт люльки (кабины), а результаты плановых проверок - в журнал осмотра [2].
В соответствии с пунктом 252 ФНП эксплуатирующая организация должна установить порядок обмена сигналами между стропальщиками и крановщиками. Знаковая сигнализация и система обмена сигналами при радиопереговорной связи должны быть внесены в производственные инструкции для крановщиков и стропальщиков. Знаковая сигнализация для крановщиков и стропальщиков приведена в Приложении Федеральных норм и правил.
В разделе «Нарушения требований промышленной безопасности, при которых эксплуатации ПС должна быть запрещена» приведен их перечень, к ним относятся:
- обслуживание ПС ведется неаттестованным персоналом;
- эксплуатирующей организацией не назначены специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии; специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС;
- истек срок технического освидетельствования ПС;
- на ПС выявлены технические неисправности - трещины или остаточные деформации металлоконструкций, ослабление креплений в соединениях металлоконструкций, неработоспособно заземление гидро- или электрооборудования, указателей, ограничителей и регистраторов, системы управления, недопустимый износ крюков, канатов, цепей, элементов механизмов и тормозов, рельсового пути;
- отсутствуют соответствующие массе и виду перемещаемых грузов съемные грузозахватные приспособления и тара;
- работы ведутся без ППР, ТК, нарядов-допусков;
- не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ;
- отсутствуют, либо утеряны паспорт ПС или сведения о его постановке на учет в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- работы с применением ПС ведутся с нарушениями ФНП, ППР, ТК и инструкций [2].
На каждом опасном производственном объекте, эксплуатирующем ПС, должны быть разработаны и доведены под роспись до каждого работника инструкции, определяющие действия работников в аварийных ситуациях, которые должны включать в себя следующее:
- порядок оперативных действий по предотвращению и локализации аварий;
- способы и методы ликвидации аварий;
- схемы эвакуации;
- порядок использования системы пожаротушения в случае локальных возгораний оборудования ОПО;
- порядок приведения ПС в безопасное положение;
- порядок эвакуации крановщика (оператора), покидающего кабину управления ПС;
- места, отведенные в ОПО, для нахождения ПС в нерабочем состоянии;
- места отключения вводов электропитания ПС;
- места расположения медицинских аптечек первой помощи;
- методы оказания первой помощи работникам;
- порядок оповещения работников ОПО о возникновении аварий и инцидентов [2].
Ответственность за наличие указанных инструкций лежит на руководстве опасного производственного объекта, эксплуатирующем ПС, а их исполнение в аварийных ситуациях - на каждом работнике ОПО.
Утилизация (ликвидация) ПС должна выполняться с учетом требований, изложенных в соответствующем разделе Технического регламента ТР ТС 010/2011, а также требований, изложенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС. ПС, подлежащие утилизации (ликвидации), должны быть демонтированы и сняты с учета (пункты 258 и 259 ФНП).
В седьмой главе ФНП рассматривается вопрос организации оценки соответствия ПС, применяемых на ОПО, требованиям безопасности и экспертиза их промышленной безопасности. Обязательные требования к ПС, применяемым на ОПО, формы оценки их соответствия указанным требованиям устанавливаются в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ. Экспертиза промышленной безопасности проводится только для ПС, которые подлежат учету. Объем, состав и характер работ по экспертизе промышленной безопасности зависят от типа ПС, его фактического состояния и технологии, в которой ПС применяется на ОПО [2].
Соблюдение требований, предъявляемых к техническому состоянию подъемных сооружений, Федеральными нормами и правилами, способствует обеспечению безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, на котором эксплуатируются мобильные подъемные сооружения.
Список источников:
1. Постановление Госгортехнадзора РФ от 18.10.2002 № 61-А «Об утверждении
общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов».
2. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору от 12.11. 2013 № 533 «Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности. Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».
3. Тесленко И.И., Паламарчук Е.В., Кошевой В. А. Основные направления обеспе-
чения безопасности жизнедеятельности в растениеводстве // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность - Краснодар: КСЭИ, 2012. - № 1-2. - с. 141-145.
4. Тесленко И.И. Методика организации мониторинга за процессом обеспечения
безопасности жизнедеятельности на предприятии // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность - Краснодар: КСЭИ, 2014. - № 2. - с. 46-57.
5. Федеральный Закон от 27.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
6. Федеральный Закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».