Научная статья на тему 'Техническое решение по повышению операционной эффективности на примере разреза Назаровский'

Техническое решение по повышению операционной эффективности на примере разреза Назаровский Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
85
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OPEN PIT MINE / УГОЛЬ / COAL / RAIL VEHICLE STRIPPING / MOTOR VEHICLE DUMPING / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY / ПОДВИГАНИЕ ФРОНТА / MINING FRONT ADVANCE / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ECONOMIC EFFECT / РАЗРЕЗ / ВСКРЫША ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ / ТРАНСПОРТНО-ОТВАЛЬНАЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Дорошенко Алексей Анатольевич, Константинов Александр Васильевич

Приведено решение по повышению операционной эффективности производства на примере перераспределения объёмов с железнодорожной на транспортно-отвальную вскрышу на разрезе «Назаровский», что позволило сократить фронт железнодорожной вскрыши с увеличением подвигания передового и транспортно-отвального уступов для увеличения объёма подготовленных запасов, а так же получить экономический эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Дорошенко Алексей Анатольевич, Константинов Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGINEERING SOLUTION FOR IMPROVED OPERATING EFFICIENCY IN TERMS OF NAZAROVSKY OPEN PIT MINE

The authors present an engineering solution aimed to improve operating efficiency of Nazarovsky Open Pit Mine by switching some amount of stripping with rail vehicles to stripping with motor vehicles, which has reduced the railroad stripping amount and increased the advance of the motor vehicle dumping, with the accelerated preparation of mineral reserves for extraction and, as a consequence, higher economic effect.

Текст научной работы на тему «Техническое решение по повышению операционной эффективности на примере разреза Назаровский»

© А.А. Дорошенко, Д.В. Константинов, 2013

А.А. Дорошенко, А.В. Константинов

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ ОПЕРАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РАЗРЕЗА НАЗАРОВСКИЙ

Приведено решение по повышению операционной эффективности производства на примере перераспределения объёмов с железнодорожной на транспортно-отвальную вскрышу на разрезе «Назаровский», что позволило сократить фронт железнодорожной вскрыши с увеличением подвигания передового и транспортно-отвального уступов для увеличения объёма подготовленных запасов, а так же получить экономический эффект.

Ключевые слова: разрез, уголь, вскрыша железнодорожная, транспортно-отвальная, стратегия развития, подвигание фронта, экономический эффект.

Разрез Назаровский является одним из старейших горнодобывающих предприятий в Красноярском крае и специализируется на добыче бурых энергетических углей марки 2Б. Строительство разреза началось в 1947 году. В первый год объём добычи составил 662, 2 тыс. т. Максимальная добыча была достигнута в 1982 году — 15 млн т. В 2013 году с начала работы разреза будет добыто 450 млн т угля, объём вскрышных работ составит более 850 млн м3. Основным потребителем угля является Назаровская ГРЭС.

Поле разреза представлено двумя эксплуатационными участками Ачинский и Чулымский. Участок Чулымский в настоящее время законсервирован. Разработка поля производится одним участком Ачинский. Основным отрабатываемым угольным пластом, является пласт Мощный. Пласт по площади поля, за исключением района выхода его под наносы, выдержан по мощности. Средняя мощность пласта — 14,6 м. Преобладающий угол падения пласта — 0—2°. Рабочая влажность угля составляет до 39 %, зольность до

14 %. Средняя теплота сгорания до 3275 ккад/ кг. Мощность вскрыши изменяется в пределах от 21,5 до 69,8 м.

На горных работах заняты 16 экскаваторов разной модификации. Участок «Ачинский» работает по двухбл очной схеме с двумя выездными траншеями. Отработка двух передовых вскрышных уступов производится двумя экскаваторами ЭКГ — 10, ЭКГ- 8и с погрузкой породы в ж/д транспорт и вывозом вскрышных пород на внутренние отвалы. Отработка основного вскрышного уступа осуществляется транспортно-отвальным комплексом в составе роторного экскаватора 5Нз(К)-4000, перегружателя РИ-132 и отвалообразователя ДНэ(К)-8800/195. Нижний вскрышной уступ отрабатывается по усложнённой бестранспортной схеме двумя экскаваторами ЭШ 20/90 и ЭШ 15/90. Этими же экскаваторами в зимний период года осуществляется переэкскавация вскрышных пород. Выемка угля производится роторными экскаваторами ЭР-1250 и ЕНэ(К)-800, в западениях почвы пласта недобор убирается мехлопатами ЭКГ-4У.

С 2002 по 2010 г. производительность труда увеличилась в 2 раза при увеличении объемов вскрыши, снижении объемов добычи и оптимизации численности ППП. В 2011—2012 гг. снижены объемы добычи и вскрыши, что связано с сокращением потребности в угле из-за реконструкции седьмого блока На-заровской ГРЭС (табл. 1).

Таблица 1

Основные технические показатели в 2002—2012 гг.

Показатели Год

2002 2003 2004 2005 2006 2007

Добыча, тыс.т. 5276,2 4890,5 3831,9 4971,3 3739,3 4296,8

Вскрыша, тыс. м1 10614 7350,5 7404 9650 10796 10669

Общая числен- 2271 1743 1154 1163 1245 1213

ность, чел.

Численность 2182 1708 1138 1147 1229 1201

ППП, чел.

Производитель- 2323,3 2805,8 3320,5 4274,6 3003,5 3542,3

ность, т/чел.

Производитель- 2418,1 2863,3 3367,2 4334,2 3042,6 3577,7

ность ППП,

т/чел.

Окончание табл. 1

Показатели

Год

2008 2009 2010 2011 2012

4868,7 12417 1132 3468,6 9551 964 4426,6 13102 926 3989,3 12737,5 898 3828,6 12270 922

1132 964 926 898 922

4300,9 3598,1 4780,3 4442,4 4091,7

4300,9 3598,1 4780,3 4442,4 4091,7

Добыча, тыс.т. Вскрыша, тыс. м1 Общая численность, чел.

Численность ППП, чел.

Производительность, т/чел. Производительность ППП, т/чел.

Для повышения эффективности производства в 2011 г. была начата разработка программ развития производственных участков [1, 2] с целью вовлечения персонала в процесс непрерывного совершенствования производства при обеспечении требуемого уровня безопасности. Одним из реализованных мероприятий является техническое решение представленное ниже.

Стратегия развития на ближайшие пять лет заключаются в увеличении добычи угля с 4 до 4,5 млн т, что приведёт к уменьшению себестоимости угля и, как следствие, к увеличению инвестиционной привлекательности предприятия. Основные показатели стратегии развития 2013—2017 гг. представлены в табл. 2.

Таблица 2

Основные показатели стратегии развития 2013—2017 гг.

Показатели Год

2013 2014 2015 2016 2017

Добыча, тыс. т. Вскрыша, тыс. м1 Численность ППП, чел. Производительность ППП, т/чел. Грузооборот, тыс. км. 4000 13560 933 4500 13620 929 4500 14500 957 4500 14500 984 4500 14500 984

4287,2 98173 4843,9 121097 4702,2 152475 4573,2 151731 4573,2 151951

Таблица 3

Перераспределение объемов с железнодорожной вскрыши на транспортно-отвальную

Год Объем горной породы, тыс. м3

2012 85

2013 840

2014 595

2015 580

Итого 2100

При рассмотрении программы развития горных работ на 2013 год предусматривается рост объемов добычи с 3700 тыс. т до 4000 тыс. т. Анализ ситуации показал, что при реализации программы развития в тех же направлениях как в 2012 году, плановые показатели объема добычи 2013 года могут оказаться недостижимыми.

При анализе работы вскрышного комплекса разреза «На-заровский», состоящего: железнодорожной вскрыши — 2 уступа, транспортно-отвальной вскрыши — 1 уступ, бестранспортной вскрыши — 1 уступ. Предлагается: два вскрышных железнодорожных тупика перенести восточнее от фронта горных работ на 150—300 м, перераспределить объемы с железнодорожной вскрыши на транспортно-отвальную. Объемы перераспределения по годам приведены в табл. 3.

Для этого в 2012 г. на железнодорожной вскрыше пройдена выездная траншея для обводного пути. Объем работ составил 174 тыс. м3, длина траншеи 830 погонных метров.

Подвигание фронта вскрышных работ для выполнения объема добычи 4000 тыс. т в 2013 г. составит 70 м.

Ниже представлены расчеты получаемых результатов.

В годовой программе развития горных работ длина фронта железнодорожной вскрыши принята:

Первого уступа Ьф1уступа = 3700 м, второго уступа Ьф2уступа=2220 м, средняя длина фронта Ьф.ср=2960 м.

Объем железнодорожной вскрыши по годовой программе в 2013 году составляет 3660 тыс. м3.

Подвигание фронта горных работ по железнодорожной вскрыше

Аподв=3660000/(2960*20)=62 м.

о ш

■е-■е-

сг"

В

■<

и

го 0) й к 01 0) я я

N3 К ^ ГО

со Е го я: к а

я

о

я го ■с го ■с 0) о

я ■с

го

й го й го я я 5 о о\ ен го £ О И

*

го й го 01 Я

о

в

■с

о *

я о я<

я 0)

^

0) го

Я Я

I 2

п Я

5 о

3 о

0 "С

9 о

1 а

I в

сг"

я 0) а

с^ со

N3 4^ О 4^

+ 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

00 СО О о

О 00

N3 N3

С^ СП

I-1 4^

СО С^

СО СЛ

4^ О

-С 40

1—1 СЛ СТ* 00 СО СЛ

I-1 со О 4^

О

о Ц Й

№ п Ю § ^

00 с^

03

03 о я чз с

Объем горных работ в 2012

г., тыс.м'

Перераспределение объемов в 2013 г., тыс. м3

Себестоимость, тыс. руб.

Условно-постоянные расходы, тыс. руб.

Условно-переменные затраты, тыс. руб.

Себестоимость, руб./ м3

Условно-постоянные расходы, руб./ м3

Условно-переменные затраты, руб./ м3

Затраты на перераспределённые объёмы, тыс. руб.

Ш

О

й й. я о\

Б Я

3 я

■е-

»

4 а

К)

о №

Сокращается подвигание фронта на 8 м (с 70 до 62 м). Необходимый объем железнодорожной вскрыши, при средней мощности 20 м. и подвигании фронта горных работ 70 м.

Ужд=2960*20*70=4140 тыс. м3.

Соответственно уменьшается объем подготовленных запасов на 394 тыс. т.

Озап=8*14*2960*1,25*0,95=394 тыс. т.

Это может привести к снижению объема добычи. 0доб=4000—394=3606 тыс. т.

При вводе в работу обводного пути сокращается фронт работы железнодорожной вскрыши с увеличением подвигания передового уступа и транспортно-отвальной вскрыши.

Ьф=3660000/(70*20)=2360 м;

Уменьшение длины фронта горных работ АЬф=2960—2360=600 м.

Переходящий объем с железнодорожной вскрыши на транспортно-отвальную составляет: У=600*20*70=840 тыс. м3

Подготовка запасов соответствует плану отгрузки угля и объему добычи 2013 года 4000 тыс. т.

Результаты расчета экономического эффекта в 2013 г. от реализации предлагаемого решения представлены в табл. 4.

Таким образом, перераспределение объемов с железнодорожной на транспортно-отвальную вскрышу в 2013 г. позволит:

1. Сократить фронт работы железнодорожной вскрыши с увеличением подвигания передового и транспортно-отвального уступов для увеличения объема подготовленных запасов и обеспечением добычных работ согласно программы развития 2013 г. — 4000 тыс. т.

2. Получить экономический эффект при замене более затратной железнодорожной вскрыши на транспортно-отвальную при объемах 840 тыс. м3 — 10 668 тыс. руб.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федоров A.B. и др. Разработка и начало освоения программ совершенствования производства в подразделениях угледобывающего предприятия. Отдельная статья Горного информационно-аналитического бюллетеня (Сер. «Б-ка горного инженера-руководителя». Вып. 15) / A.B. Федоров, A.B. Великосельский, B.A. Маврин, A.A. Дорошенко, А.И. Буйницкий, Е.М. Евтушенко, A.B. Константинов, Ü.A. Килин. — М.: Изд-во «Горная книга», 2011. — 40 с.

2. Федоров A.B. и др. Результаты реализации программ совершенствования производства в подразделениях угледобывающего предприятия: Отдельная статья Горного информационно-аналитического бюллетеня (Сер. «Б-ка горного инженера-руководителя». Вып. 20) / A.B. Федоров, A.B. Bеликосельский, B.A. Маврин, A.A. Дорошенко, A.^ Буйницкий, Е.М. Евтушенко, A.B. Константинов, Ü.A. Килин. — М.: Изд-во «Горная книга», 2012. — 33 с. ЕШ

Дорошенко Алексей Анатольевич — управляющий филиалом ОАО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Назаровский», KarzhonovaEI@suek.ru, Константинов Александр Васильевич — заместитель управляющего, руководитель службы производственного контроля, охраны труда и экологии филиала ОАО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Назаровский», KonstantinovAV@suek.ru

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.