ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
УДК 347.73
A.C. ПАНОВА, кандидат юридических наук, доцент
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ -ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются актуальные вопросы технического регулирования предпринимательских отношений. Исследуется институт технического регулирования, показывается соотношение категорий "правовое регулирование " и "техническое регулирование", отмечается, что техническое регулирование - это правовая форма государственного регулирования предпринимательских отношений.
Внимание уделяется целям, принципам, особенностям технического регулирования. Особому рассмотрению подвергается механизм технического регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности.
Техническое регулирование как правовое явление прочно входит в нашу жизнь. Обусловлено это множеством факторов: необходимостью создания конкурентоспособной рыночной экономики и эффективной системы допуска продукции на рынок, обеспечением баланса между предпринимательской активностью, связанной с созданием материальных благ, и необходимым состоянием безопасности выпускаемой продукции для жизни и здоровья граждан, окружающей природной среды. Актуальность института технического регулирования в современных условиях предопределена созданием принципиально иного, по сравнению с прежним, порядка разработки, применения и исполнения обязательных и добровольных требований к продукции, процессам, работам, услугам.
Вопросам безопасности и качества продукции, работ, услуг в правовой науке всегда уделялось пристальное внимание. Речь идет о ра-
ботах B.C. Белых, М.Б. Емельяновой, A.M. Запорожца, М.Ф. Казанцева, O.A. Красавчикова, Я.А. Куника, П.Г. Лахно, В.К. Мамутова, В.И. Новоселова, В.М. Огрызкова, Я.Е. Парция, Б.И. Путинского, М.Н. Семякина и многих других ученых. В основном исследованию подвергались проблемы правового обеспечения качества продукции, работ, услуг с точки зрения различных отраслей права, эффективность частноправовых и публично-правовых средств в обеспечении качества продукции, работ, услуг, особое внимание уделялось проблемам стандартизации, правовой природе стандарта, правовому понятию качества, соотношению стандарта и договора поставки. В советский период подробно исследовались также существовавшая система нормативно-технической документации, сущность гарантийного срока, рассматривались вопросы об ответственности предприятий за поставку продукции, не соответствующей требованиям стандартов.
Смена командно-административной системы на рыночную модель хозяйствования предопределила существенные изменения в правовом регулировании отношений, связанных с качеством продукции. И если цели, связанные с необходимостью производства и реализации качественной для потребителей продукции, остались прежними, то принципы достижения указанных целей, нормативная основа и в целом механизм правового регулирования данной сферы подверглись существенным изменениям. В современных научных исследованиях проблемы обеспечения качества продукции, работ, услуг следует рассматривать под иным углом зрения, прежде всего, с точки зрения существования и функционирования особого механизма технического регулирования предпринимательских отношений.
В рассматриваемом контексте следует выделить две базовые категории: правовое регулирование и техническое регулирование. Объединяющим началом выступает категория "регулирование", которая в большинстве случаев трактуется как воздействие на что-либо с целью организации, упорядочивания. При этом регулировать значит не только защищать и стимулировать, но и ограничивать и даже запрещать. Согласно Толковому словарю русского языка, регулировать значит упорядочить (упорядочивать), направить (направлять) что-нибудь, воздействовать на что-нибудь с целью внести порядок, правильность, систему в движение, деятельность или развитие какого-нибудь явления [1].
Одной из наиболее разработанных в правовой науке является категория "правовое регулирование". Оно понимается как целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств [2]. Это общепринятое понимание. По мнению С.С. Алексеева, особенностью правового регулирования является то, что оно осуществляется при помощи общеобязательных норм, в конечном счете всегда исходящих от государства; правовое регулирование опирается на возможность использования принудительной силы государства; оно связано с действием опреде-
ленного механизма, охватывающего всю совокупность юридических средств [3].
Понятие "правовое регулирование" отражает динамику правовых средств. Правовые средства - юридические нормы, субъективные права, связанные с ними обязанности и т.д. - в каждом конкретном случае образуют довольно сложный механизм, который называется механизмом правового регулирования" [4].
Если в понимании "правового регулирования" наблюдается относительное единство во взглядах ученых, то вопрос о понятии и классификации правовых средств является дискуссионным.
В самом общем виде, правовые средства -это правовые явления (действия, инструменты), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, действующих с дозволенной степенью усмотрения, обеспечивается решение поставленных задач и достижение намеченных целей (юридические нормы, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей, юридические факты, договоры и т.д.). Средства отвечают на вопрос "Чем регулируется поведение людей?". Важнейшей функцией средств правового регулирования является достижение ими целей и задач правового регулирования.
Термин "техническое регулирование" является новым для российского законодательства и впервые закреплен в ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" (далее - ФЗ "О техническом регулировании") [5].
Техническое регулирование связано с государственным регулированием экономики и предпринимательства. В последние годы существенный вклад в разработку понятия "государственное регулирование" применительно к рыночной экономике и предпринимательству внесли представители науки предпринимательского права. Е.П. Губин обоснованно указывает, что суть государственного регулирования состоит именно в деятельности государства в лице его органов, направленной на упорядочение отношений в рыночной экономике. Защита публичных интересов - важная задача
и решается в процессе государственного регулирования, но в то же время не менее важной задачей государственного регулирования являются защита частных интересов, сочетание частных и публичных интересов для достижения целей государственного регулирования [6, с. 32-33]. Поддерживая данную точку зрения, B.C. Белых обращает внимание на управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений [7, с. 318]. И.В. Ершова обосновывает необходимость государственного регулирования тем, что в процессе предпринимательской деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не входить в конфликт друг с другом. Отмечается необходимость разработки совершенного механизма правового взаимодействия предпринимателей и общества [8]. Техническое регулирование - это одна из правовых форм государственного регулирования предпринимательских отношений. "Техническое регулирование" обозначает сложное правовое явление, связанное с государственным регулированием безопасности и качества продукции (работ, услуг). "Появление в российском законодательстве термина "техническое регулирование", - пишет B.C. Белых, - можно объяснить по крайней мере двумя обстоятельствами. Во-первых, данный термин широко используется в международном техническом законодательстве. Во-вторых, название "техническое регулирование" берет свое начало из определения понятия "технико-юридические нормы" [7, с. 376].
Целями технического регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности являются:
- защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от некачественных и опасных продукций (работ, услуг);
- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов.
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
- применения единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
- единой системы и правил аккредитации;
- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
- недопустимости осуществления полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
- недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
- недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Перечисленные принципы технического регулирования в концентрированном виде отражают наиболее важные аспекты технического регулирования и являются правовыми в связи с тем, что закреплены в ст. 3 ФЗ "О техническом регулировании". Данные принципы нельзя отнести к отраслевым правовым принципам, так как они не отражают специфику отношений в той или иной отрасли, а подчеркивают общность и специфику однородных отношений, складывающихся в сфере технического регулирования. Поэтому данные принципы являются специальными правовыми принципами, используемыми только в контексте ФЗ "О техническом регулировании".
Техническое регулирование осуществляется посредством действия особого механизма, представляющего собой систему средств правового регулирования, при помощи которых осуществляется эффективное правовое воздействие на определенный круг общественных отношений, связанных с организацией производства и реализацией продукции (работ, услуг), достижением общественно полезных целей и решением социально значимых задач.
В рамках технического регулирования осуществляется правовое воздействие на отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также отношения в области установления и применения требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг на добровольной основе. К сфере технического регулирования относится и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия, под которой понимается прямое или косвенное определение соблюдения требований (обязательных, либо добровольных), предъявляемых к объекту (продукции, работам, услугам). Оцен-
ка соответствия осуществляется в формах: государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого завершено, и в иных формах.
Таким образом, урегулированию подвергаются отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции (процессам, работам, услугам), и отношения, связанные с установлением и применением добровольных требований. С общетеоретических позиций, применение и исполнение обязательных (добровольных) требований являются формами реализации права. При этом применение требований к продукции, содержащихся в технических регламентах, национальных стандартах представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций (в частности, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)), которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, касающихся конкретных ситуаций.
Исполнение права как одна из форм его реализации в сфере технического регулирования предпринимательских отношений связано с активным выполнением субъектами (изготовителями, исполнителями, продавцами) возложенных на них обязанностей по выполнению требований технических регламентов, связанных с выпуском конкретной продукции. В ходе исполнения реализуются обязывающие нормы технических регламентов.
Нужно подчеркнуть, что сфера применения ФЗ "О техническом регулировании", обозначенная в ст. 1 данного закона, и предмет технического регулирования, определенный в ст. 2 того же закона, не совпадают. В сферу применения ФЗ, согласно ст. 1, входит разработка, принятие, применение и исполнение обязательных требований; разработка, принятие, применение и исполнение на добровольной основе требований, а также оценка соответствия. В статье 2 ФЗ указывается, что техни-
ческое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований, а также регулирование отношений в области установления и применения на добровольной основе требований и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Таким образом, такая форма реализации права как исполнение требований на добровольной основе в первом случае (при определении сферы применения ФЗ "О техническом регулировании") присутствует, а при указании на предмет технического регулирования в ст. 2 - нет. На взгляд автора, не совсем удачно указание на исполнение требований на добровольной основе (имеется в виду добровольное исполнение положений национальных стандартов, стандартов организаций). Более точно сфере добровольного исполнения требований соответствует термин "использование". Использование в области технического регулирования заключается в добровольном и последовательном осуществлении хозяйствующими субъектами положений национальных стандартов (которые должны носить прогрессивный, опережающий характер и основываться на требованиях технических регламентов либо содержать повышенные требования к качеству продукции, работ, услуг) при проведении добровольного подтверждения соответствия (добровольной сертификации), либо без такого проведения. Использование добровольных требований происходит по желанию изготовителей, исполнителей, продавцов и основывается на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности. Здесь реализуются управомочивающие нормы стандартов.
Разработка и принятие обязательных и добровольных требований к продукции (работам, услугам) не относятся к реализации права, а связаны с установлением системы технических нормативов, что проявляется в разработке, принятии, утверждении особых, различных по юридической силе, технико-юридических норм.
Таким образом, сфера применения ФЗ "О техническом регулировании" (ст. 1 данного
закона), а также предмет технического регулирования (ст. 2 данного закона) должны быть приведены в соответствие и определены как установление (разработка, принятие), применение и исполнение обязательных требований к продукции (процессам), а также установление (разработка, принятие), применение и использование на добровольной основе требований к продукции (процессам, работам, услугам).
В общей системе государственного регулирования экономики, в том числе в сфере технического регулирования, правовые средства занимают особое место. С одной стороны, правовые средства (например норма права, договор, юридическая ответственность, юридическое лицо и т.д.) - инструменты государственного регулирования, наряду с экономическими и иными средствами, с другой стороны, - правовые средства находятся как бы над иными -прямыми, косвенными, организационными, административными, экономическими и другими средствами, поскольку без них последние не могут эффективно использоваться.
Особая роль правовых средств заключается в том, что правовое регулирование, в том числе отношений по государственному воздействию на экономику и предпринимательство, осуществляется посредством правовых средств. Сами правовые средства, представленные в виде системы, воплощаются в механизме правового регулирования, составляя его элементы [6, с. 157].
Средствами правового регулирования, образующими механизм технического регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности, являются специфические юридические факты, правоотношения, складывающиеся по поводу установления, применения, исполнения (использования) требований к продукции (процессам, товарам, работам, услугам), отличающиеся своеобразием субъектного состава, объектов, содержания, специфическое законодательство, в котором существенное значение имеют технико-юридические нормы - правовые нормы с техническим содержанием, акты реализации норм права - договоры, различного рода соглашения, правопри-
менительные акты государственных контролирующих органов, содержащие индивидуально-властные решения по итогам проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Средствами выступают и различного рода санкции за нарушение юридических и технико-юридических норм, договорных обязательств, связанных с исполнением условий гражданско-правовых договоров о качестве передаваемого товара, выполненной работы, оказанной услуги, внедоговорные обязательства - обязательства из причинения вреда жизни и здоровью, либо из причинения вреда имуществу, связанные с нарушением установленных требований к безопасности и качеству продукции (работ, услуг).
Наряду с перечисленными средствами в рассматриваемом механизме особое значение имеют так называемые экономико-правовые средства: стандартизация, подтверждение соответствия (сертификация, декларирование соответствия), единство измерений. Все указанные средства объединяет то обстоятельство, что они по своей сущности являются прежде всего технико-экономическими. В частности, существо технического аспекта стандартизации заключается в системе технических (инженерных) идей, концепций, методов, расчетов и иных моментов, находящих свое выражение во взвешенном виде в определенном техническом (инженерном) решении. Экономический аспект стандартизации заключает в себе экономическое обоснование соответствующего технического решения, определяя рамки экономической возможности и необходимости, а следовательно, тем самым, - уровень эффективности и социальной оптимальности проведения стандартизации в определенной сфере общественной жизни (на том или другом участке производства, обращения, эксплуатации продукции и т.д.) [9]. Подтверждение соответствия как особый вид технико-экономической, управленческой деятельности представляет собой совокупность взаимосвязанных, целенаправленных действий, операций, связанных с установлением соответствия объекта (продук-
ции, работ, услуг) проверяемым требованиям. Единство измерений связано с такой областью знаний и видом деятельности, как метрология - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Метрологию подразделяют на теоретическую, прикладную и законодательную [10, с. 159]. Значение измерений в народном хозяйстве выражается посредством выполнения таких функций, как учет продукции народного хозяйства, исчисляющейся по массе, длине, объему, расходу, мощности, энергии; измерения, проводимые для контроля и регулирования технологических процессов и для обеспечения нормального функционирования транспорта и связи; измерения физических величин, технических параметров, состава и свойств веществ, проводимые при научных исследованиях, испытаниях и контроле продукции в различных отраслях народного хозяйства [10, с. 157].
Использование стандартизации, подтверждения соответствия, единства измерений может только тогда быть эффективным, когда данные технико-экономические средства закреплены в праве, нормативно-правовых актах, когда предусматривается их использование в конкретных правовых формах.
В системе правовых средств, образующих механизм технического регулирования, особое значение имеют технические регламенты и национальные стандарты, так как они выступают в качестве единых и стабильных показателей безопасности и качества объектов технического регулирования (продукции, процессов, работ, услуг) и указывают потребителям, каким требованиям должны соответствовать продукция, работы, услуги.
Из легального определения технического регламента, содержащегося в ст. 2 ФЗ "О техническом регулировании", следует, что технический регламент является документом особого рода, так как принимается по специальной процедуре, включает исчерпывающий перечень объектов технического регулирования, в отношении которых устанавливает минимально необходимые технико-юридические требо-
вания, обеспечивающие безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобе-зопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность и иные виды безопасности, указанные в п. 1 ст. 7 ФЗ "О техническом регулировании". По своей правовой природе технический регламент - это нормативно-правовой акт технического (технико-юридического) характера. Технический регламент принимается в ранге международного договора РФ, межправительственного соглашения, Федерального закона, указа Президента РФ, постановления Правительства РФ и тем самым содержит классические юридические нормы в их привычном понимании. Вместе с тем, в его содержание входит значительное количество технических норм, что выражается в наличии графиков, таблиц, схем, показателей физических, химических и иных величин и т.п. К тому же данные технические нормы имеют императивный характер и за их нарушение устанавливаются различные виды ответственности.
Национальные стандарты являются результатом деятельности по стандартизации. Их правовую природу следует определять исходя из легального определения стандарта, содержащегося в ст. 2 ФЗ "О техническом регулировании". Стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Данное определение стандарта не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.
Специфика стандарта состоит прежде всего в том, что он регулирует отношения по поводу объектов стандартизации - продукции, работы, процесса, услуги, подлежащих или подвергшихся стандартизации [11, с. 87].
Национальный стандарт - это нормативный документ с техническим содержанием. Он имеет федеральное значение, так как утверждается национальным органом РФ по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. Функции национального органа РФ по стандартизации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии [12].
Национальный стандарт содержит рекомендательные (добровольные) нормы. Однако добровольность стандартов связана только с выбором решения о применении (или неприменении) стандарта или его разделов. Положительное решение о применении независимо от формы (договор, ссылка в техническом документе) обязывает субъект хозяйственной деятельности выполнять требования в принятом объеме (целиком стандарт или его отдельные разделы) [10, с. 53].
Технические нормы не раз становились объектом исследования юридической науки. С общетеоретических позиций все нормы подразделяются на технические и социальные. Технические нормы понимаются как правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. Их особенности: предмет регулирования не сугубо социальный; "субъектный состав" связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой. Социальные нормы - это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. Юридические нормы являются разновидностью социальных. Особенности социальных норм: предмет регулирования сугубо социальный - общественные отношения; субъектный состав связан только с людьми.
Правильно утверждение о том, что социальные и технические нормы не являются антиподами. Напротив, в механизме социально-
го регулирования общественных отношений они взаимодействуют, дополняют и оказывают влияние друг на друга [11, с. 88]. Важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становясь технико-юридическими правилами поведения. В силу этого они выступают не только целесообразными, но и общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия [13]. Технико-юридические нормы имеют публичный характер (обращены к неопределенному кругу лиц). Следует согласиться с позицией Ю.А. Тихомирова о том, что технико-юридические нормы - это один из источников права. Типичными чертами технико-юридических норм являются подчиненность нормам закона в качестве средства их специализированного юридического обеспечения; формирование массива норм по предметно-отраслевому признаку и главным образом в рамках административного и других отраслей права [14].
Эффективность предпринимательской деятельности в современных условиях будет зависеть от того, насколько согласованной является воля изготовителей (исполнителей, продавцов) и государства, контролирующего соблюдение обязательных требований, предъявляемых к объектам технического регулирования, выраженная в технических регламентах.
В заключение укажем, что институт технического регулирования предназначен для организации и упорядочивания, главным образом, предпринимательских отношений. При этом на отношения, не предусматривающие передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг на возмездной, систематической основе (на товары, работы, услуги "не поступающие в обращение"), действие института технического регулирования не распространяется.
Техническое регулирование отношений в сфере предпринимательской деятельности возможно в рамках функционирования особого механизма, представляющего собой систему правовых средств, используемых с учетом особенностей, целей и принципов технического регулирования.
Техническое регулирование и правовое регулирование соотносятся как содержание и форма. Техническое регулирование возможно только в рамках правового регулирования (ст. 2 ФЗ "О техническом регулировании" устанавливает, что техническое регулирование - это правовое регулирование отношений).
Техническое регулирование - это правовая форма государственного регулирования предпринимательских отношений, так как представляет собой управленческую деятельность государства, направленную на упорядочение отношений в сфере производства и обращения продукции (работ, услуг).
В целом, несмотря на то, что в последнее время в сфере технического регулирования присутствует тенденция к расширению дозволительных начал (увеличение добровольной сферы, предусматривающей использование частноправовых средств), по своей природе оно продолжает оставаться разрешительным.
Список литературы
1. Толковый словарь русского языка. Т. III / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: ООО "Издательство Астель", ООО "Издательство АСТ", 2000. - C. 658.
2. Теория государства и права: учебник / отв. ред.
B.Д. Перевалов. - М.: Норма, 2008. - С. 145.
3. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М., 1966. - С. 8-9.
4. Алексеев С.С. Государство и право. - М., 1993. -
C. 71.
5. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. (с изменениями от 1 мая 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2002. - № 52. - часть 1. - Ст. 5140; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 19. -Ст. 2293.
6. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. - М.: Юристъ, 2006.
7. Предпринимательское право России: учебник / отв. ред. В.С. Белых. - М.: Проспект, 2009.
8. Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник. - М.: ИД "Юриспруденция", 2009. - С. 52.
9. Красавчиков О.А. Управление качеством продукции и стандартизация (правовой аспект) // Правовые проблемы управления качеством продукции на базе стандартизации и метрологического обеспечения: мат-лы Всесоюз. науч.-практ. конф. (18-19 октября 1978 г., Свердловск). - Свердловск, 1979. - С. 73-74.
10. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2006.
11. Белых B.C. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг: сб. науч. тр. / отв. ред., сост. канд. юрид. наук O.A. Герасимов. - Екатеринбург: Бизнес, менеджмент и право, 2007.
12. П. 5.4.11 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 (с
изменениями от 5 сентября 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 25. - Ст. 2575; 2006. - № 37. -Ст. 3881.
13. Кулапов В.Л., Малько A.B. Теория государства и права: учебник. - М.: Норма, 2008. - С. 192.
14. Тихомиров Ю.А. Технико-юридические нормы в системе права // Право и экономика. - 2004. № 10. - С. 7.
В редакцию материал поступил 06.04.09.
Ключевые слова: техническое регулирование, правовое регулирование, безопасность (качество) продукции, работ, услуг, предпринимательская деятельность, механизм технического регулирования, технический регламент, национальный стандарт.