Научная статья на тему 'Техническое перевооружение стержневого производства литейного цеха № 2 РУП «МТЗ»'

Техническое перевооружение стержневого производства литейного цеха № 2 РУП «МТЗ» Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
242
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ / СТЕРЖНЕВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЛИТЕЙНЫЙ ЦЕХ №2 / РУП "МТЗ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Техническое перевооружение стержневого производства литейного цеха № 2 РУП «МТЗ»»

/хгтгг; г глгтгггг/ттгггг? / со

-1 (50), 2009/ 11«

РЙСКУБЛЯИМИЙ

СЕШНАР

рун «ттз»

A. П. МЕЛЬНИКОВ, директор ОАО «БелНИИлит», канд. техн. наук, Г. И. ПАСЮК, канд. техн. наук, ОАО «БелНИИлит»,

И. В. ЕМЕЛЬЯНОВИЧ, техн. директор РУП «МТЗ» - зам. ген. директора ПО «МТЗ» по развитию,

B. П. ПЕТРОВСКИЙ, пом. гл. металлурга РУП «МТЗ», Г. С. КОРЕНЮК, нач. ЛЦ № 2 РУП «МТЗ»

ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ СТЕРЖНЕВОГО ПРОИЗВОДСТВА ЛИТЕЙНОГО ЦЕХА № 2 РУП «МТЗ»

Чугунолитейный цех № 2 РУП «МТЗ» специализирован на выпуске крупных корпусных отливок для серийных тракторов базовых моделей МТЗ-80 и МТЗ-100, в том числе корпусов муфты сцепления, заднего моста, коробки передач, гидроагрегатов, блоков цилиндров (4- и 6-цилиндровых) . Цех запущен в эксплуатацию в 1965-1967 гг.

Начиная с 1965 г. в соответствии с проектными решениями на стержневом производстве цеха применялась тепловая сушка стержней с изготовлением их на семи специализированных линиях, оснащенных пескодувными машинами мод . 28Б9 и 28Б7, кантователями, механизированными рольганговыми системами и вертикальными конвейерными сушилами с газовым обогревом

Все стержни изготавливали по половинкам с помощью вытряхных стержневых ящиков, после выхода из сушки их подвергали окраске пульверизаторами в полуоткрытых окрасочных камерах,

отделке и обработке на «Мильвоках», после чего собирали в комплекты и подавали на формовку (рис. 1-3) .

Для приготовления стержневых смесей использовали смесители каткового типа мод . 1А12 (емкость замеса до 1200 кг) производства Вол-ковысского завода литейного оборудования При этом подачу стержневой смеси в бункеры стержневых машин осуществляли кюбельными тележками В качестве связующих материалов для приготовления стержневой смеси использовали лигно-сульфонаты технические (сульфитная барда) - отход бумагоделательного производства и крепитель УСК После завершения пусконаладочных работ и проведения комплекса инженерно-технических доработок на каждой из семи запроектированных линий тепловой сушки была достигнута производительность до 100 съем/ч . Однако в процессе производства стержней по тепловой сушке с каж-

Рис . 1 . Половинки стержней отливки «корпус муфты сцепления», изготавливаемые по технологии тепловой сушки

Рис . 2 . Комплект стержней отливки «корпус заднего моста», изготовленных по технологии тепловой сушки

М/ЛГТТгГ^ г: ГЛГТ(Т/7/7гггГГГГТ

/ 1 (50), 2009-

Рис . 3 . Комплект цилиндрокартерных стержней отливки «корпус 6-ицилиндрового блока цилиндров», изготовленный по технологии тепловой сушки

дым годом проявлялись ее существенные недостатки:

• нарушение геометрических размеров стержней и отливок из-за «расплытия» неотвержденных сырых стержней на плитах и поддонах (типичный недостаток тепловой сушки, который невозможно устранить в действующем производстве), в результате несоответствие отливок техническим требованиям по точности;

• высокий брак стержней, достигающий 2030%;

• высокая энергоемкость (часовой расход природного газа каждого из сушил составляет 200 м3/ч), расход природного газа на 1 т годных стержней достигает 80 м3, расход электроэнергии - 100 кВт-ч;

• высокая газонасыщенность производства токсичными газовыделениями (особенно акролеином), превышение ПДК по отдельным веществам в несколько раз;

• недолговечность оснастки, высокие затраты на ее воспроизводство

С целью устранения указанных выше недостатков в конце 70-х годов изготовление всех мелких стержней было переведено с процесса тепловой сушки на процесс отверждения в нагреваемой оснастке . Одна из линий тепловой сушки, в том числе и вертикально-конвейерное сушило, была демонтирована и на ее месте установлены три двухпозиционные стержневые машины мод .4728 конструкции НИИЛИТАвтопром, на которых изготавливали всю программу центровых цилиндро-картерных стержней 4-цилиндрового блока цилиндров . Стержни при этом изготавливали не по половинкам, а целиковыми, со сквозными на всю длину опустошениями, т е был достигнут более высокий уровень качества отливок и их размерной точности

В результате анализа работы созданного производства крупных стержней блока цилиндров в нагреваемой оснастке было установлено:

• точность стержней повысилась, однако в силу крупногабаритности оснастки и сильного коробления ее при нагреве геометрия стержней нарушалась и отливки не соответствовали требованиям по точности;

• низкая производительность процесса на производстве крупных стержней - 5-6 мин на 1 съем;

• высокие энергозатраты и высокая газонасыщенность рабочей зоны фенолом и формальдегидом

К этому времени в мировой практике наметился интенсивный переход стержневых производств на новые технологические процессы - изготовление стержней из холоднотвердеющих смесей (ХТС) с продувкой газообразными отвердителями, которые полностью устраняют все указанные выше недостатки технологических процессов тепловой сушки и нагреваемой оснастки К середине 90-х годов была закончена программа работ по исследованию и разработке различных вариантов современных продувочных технологий и приступили к разработке специализированного оборудования для этих технологий Специалисты завода РУП «МТЗ» и Института «БелНИИлит» при обсуждении проблемы недостатков действующих технологий пришли к выводу о необходимости перевода производства крупных стержней на новый технологический процесс изготовления их из ХТС с продувкой газообразными отвердителями . Были разработаны концепция и программа работ по разработке и созданию технологического комплекса для производства крупных стержней номенклатуры литейного цеха № 2 РУП «МТЗ» по продувочным технологиям

В основу концепции положена возможность одновременного использования в производстве двух продувочных технологий: изготовление стержней из ХТС с продувкой метилформиатом (метил-формиат-процесс или «Бетасет-процесс» по международной терминологии); изготовление стержней из ХТС с продувкой катализаторами аминной группы (Амин-процесс или «Ашланд-процесс» по международной терминологии)

Необходимость такого подхода была продиктована целым рядом соображений, вытекающих из сопоставительного анализа двух вариантов продувочных технологий по следующим критериям: технологические и токсикологические свойства, экологическая целесообразность, диапазон применимости и соответствия предъявляемых ко всем стержням требований, экономическая обоснован-

ность, наличие технологических материалов, инженерная разработка мер по охране труда и взры-во-пожаро- безопасности, финансовые возможности, преодоление «психологического барьера» на стадии освоения и др

Например, метилформиат-процесс, не требует нейтрализации газовыделений, поэтому его легче осваивать в производстве Однако главный недостаток этого процесса - невысокая прочность стержней (не более 12 кг/см2) резко ограничивает возможность его применения и, согласно предварительной оценке, только наиболее простые без наличия опасных сечений стержни отливок корпуса гидроагрегата, блоков цилиндров и некоторые другие предполагалось перевести на ме-тилформиат-процесс . Остальную номенклатуру стержней, согласно предварительному решению, предполагалось изготавливать Амин-процессом, который с технологической точки зрения является универсальным, так как прочность стержней, изготавливаемых по этому процессу, составляет не менее 20 кг/см2 и при необходимости может быть доведена до 30 кг/см2 С другой стороны, Амин-процесс требует соблюдения жестких условий по локализации и нейтрализации аминных соединений и применения специальных установок нейтрализации аминов и специальных решений по вентиляции не только стержневых машин, но и рабочих зон первичного складирования стержней

В связи с этим было принято решение начинать освоение продувочных технологий с метилфор-миат-процесса, обеспечив соответствующий подбор номенклатуры стержней и возможность последующего перехода на том же оборудовании на более современный и более универсальный Амин-процесс, гарантированно устраняющий фактор риска из-за недостаточной общей и манипулятор-ной прочности стержней, изготавливаемых метил-формиат-процессом

Были выработаны также другие принципы технического переоснащения Для этого было решено: минимизировать количество типоразмеров стержневых машин с целью создания оптимальных условий для эксплуатации, для чего выполнить тщательный анализ номенклатуры стержней и раскладку их по машинам; обеспечить поставку по импорту наиболее сложных и трудновоспроиз-водимых устройств для реализации продувочных технологий на стержневых машинах, в частности газогенераторов; применить современную технологию нейтрализации аминных соединений химическим способом с применением раствора серной кислоты и закупить по импорту установки нейтра-

глгтт:Г: г: кт г /лтгггт / се

-1(50), 2009/ 1111

лизации; при проектировании и изготовлении оснастки обеспечить ее герметичность с целью соблюдения ПДК токсичных газовыделений в рабочей зоне; на начальной стадии освоения продувочных технологий провести испытания связующих материалов и отвердителей как российских фирм (ОАО «Уралхимпласт», г Нижний Тагил, ТОО «По-лион», г. Москва, НПФ «Карбохим», г. Дзержинск, Нижегородская обл ), так и западно-европейских фирм («Фуртенбах», Австрия, «Хюттенес-Альбер-тус», Германия); для приготовления и подачи стержневой смеси к машинам применить действующую в цехе систему с использованием катковых смесителей периодического действия с емкостью замеса до 1 м3 и кюбельных тележек; на замашин-ных операциях (окраска и подсушка окрашенных стержней) применить современный способ окраски - «облив» и горизонтальные проходные сушила с сохранением принципа поточной механизации производства на выполнение указанных операций; создать специальное стержневое оборудование для изготовления стержней по продувочным технологиям; закупить по импорту хотя бы один технологический комплекс для изготовления стержней по продувочным технологиям для сопоставления по техническому уровню с отечественными разработками; объединять половинки стержней в целико-вые стержни и производить их пустотелыми, используя вставки-опустошители

В конце 1997 г. были начаты совместные работы по реализации изложенной концепции и намеченной программы работ по переоснащению производства крупных стержней в литейном цехе № 2 Программа была рассчитана на полный перевод производства крупных стержней на продувочные технологии

Была разработана техническая документация на две специальные стержневые машины для изготовления стержней из ХТС с продувкой газообразными отвердителями: мод 4747Б2К1 - для стержней массой до 80 кг и мод . 4760Б2К1 - для стержней массой до 150 кг. Технические характеристики стержневых машин серий 4747 и 4760 приведены в табл 1, 2 Обе машины по своим техническим возможностям охватывают всю номенклатуру стержней литейного цеха № 2

В основу конструкторских решений положены выполненные Институтом «БелНИИлит» в 80-х годах разработки базовых узлов, примененные в стержневых машинах для изготовления стержней в нагреваемой оснастке и хорошо себя зарекомендовавшие в процессе длительной эксплуатации на многих заводах России и Беларуси, в том числе на Минском и Могилевском автозаводах . В кон-

66

шиИ г: гл^ггтллтгггггт

1 (50), 2009-

Т а б л и ц а 1

Параметры Техническая характеристика

Максимальная масса стержня, кг 80

Цикловая производительность (в зависимости от конфигурации стержня), съем/ч 30-35

Разъем стержневого ящика Горизонтальный

Размеры стержневого ящика, мм 920x850x365

Тип привода Пневматический

Расход воздуха, м3/ч 35

Установленная мощность, кВт 19

Масса машины, кг 17500

Габариты машины, мм 5720x5900x3925

Т а б л и ц а 2

Параметры Техническая характеристика

Максимальная масса стержня, кг 150

Цикловая производительность (в зависимости от конфигурации стержня), съем/ч 20-30

Разъем стержневого ящика Горизонтальный

Размеры стержневого ящика, мм 1600x1180x570

Тип привода Пневматический

Расход воздуха, м3/ч 45

Установленная мощность, кВт 19

Масса машины, кг 22000

Габариты машины, мм 8180x5900x5230

струкцию машин введены дополнительные узлы и механизмы, потребность в которых вызвана принципиально новыми особенностями продувочных технологий, в том числе узел продувки, устройство для дозирования, испарения и подачи газообразного отвердителя - газогенератор, укрытие специальной конструкции, узел обслуживания пескодувного резервуара, узел запирания продувочной коробки и др

В системе управления машинами применены программируемые контроллеры японской фирмы «Хитачи», электроаппараты японской фирмы «Омрон» и пневмоаппаратура Полтавского автоагрегатного завода, выпускаемая по лицензии австрийской фирмы «Феста» .

Было принято решение закупать установки нейтрализации аминов кислотного типа у немецких фирм BGT и VSS, производительность каждой -30 000 м3/ч

Специалистами РУП «МТЗ» были разработаны конструкции устройств для окраски стержней, в том числе краскомешалки, опрыскивателей, баков, кантователей, захватных приспособлений; конструкции специальных проходных горизонтальных сушил для подсушки окрашенных стержней

Были разработаны конструкции комплектов оснастки к стержневым машинам В основу конструкций в отличие от западных фирм положен принцип максимальной герметизации оснастки с целью минимизации выбросов в рабочую зону токсичных газовыделений и снижения токсикологической и психологической нагрузки на обслуживающий персонал Правомерность этого принципа подтвердила дальнейшая эксплуатация машин

В состав комплектующих каждой из машин включен газогенератор швейцарской фирмы «Лю-бер» мод . LW-CBS/FDA-1640.

Основное стержневое оборудование - стержневые машины серий 4747 и 4760 изготавливали и поставляли на завод УП «Институт БелНИИлит» Все вспомогательное оборудование замашинных операций со стержнями изготавливали на РУП «МТЗ» .

За период с 1999 по 2008 г. техническое переоснащение производства крупных стержней корпусных отливок на Амин-процесс в основном завершено При этом произведен демонтаж четырех линий тепловой сушки и соответственно четырех вертикально-конвейерных сушил . Введены в эксплуатацию четыре стержневые машины серии 4747 и две стержневые машины серии 4760, на которых производятся по Амин-процессу крупные стержни всех крупных отливок серийных тракторов, в том числе корпуса маслобака, корпусов муфты сцепления, четырех- и шестицилиндрового блока цилиндров, корпуса коробки переменных передач и заднего моста Комплекты стержней, изготовленных по Амин-процессу, показаны на рис 4-9

Созданы поточные линии по изготовлению стержней и выполнению комплекса подготовительных операций для простановки стержней в формы

Рис . 4 . Комплект стержней отливки «корпус заднего моста», изготовленных по Амин-процессу с объединением двух стержней в единый и опустошением

Рис. 5 . Целиковый стержень отливки «корпус муфты сце- Рис. 6 . Целиковый стержень отливки «корпус муфты сцепления 80-1601015», изготовленный по Амин-процессу пления 70-1601015», изготовленный по Амин-процессу

изготовленный по Амин-процессу Рис . 8 . Стержень корпуса гидросистемы

Рис. 9. Пустотелые цилиндрокартерные стержни отливки Рис. 10 . Потери от брака за период с 2001 по 2008 г. , % по

«блок цилиндров» 240-1002015, изготовленные по Амин-процессу

ЛЦ-2

И/АГТге г: ГЛГТ(Т/7/7гггГГГГТ

/ 1 (50), 2009-

Кроме того, осуществлен перевод изготовления ленточных стержней рубашек водяного охлаждения четырехцилиндрового блока 240-1002015 с процесса «нагреваемая оснастка» на Амин-процесс, для этого запущен в производство десяти-гнездный стержневой ящик на машине серии 4747.

Уровень брака после внедрения СоЫ-Ьох-про-цесса показан на рис 10

Новая технология и оборудование дали возможность изготавливать крупные стержни пустотелыми, что позволило на объем 62 тыс . т отливок снизить расход песков на 31 тыс . т, это более 500 вагонов . Снижение объемов покупаемых песков дало возможность освободить имеющиеся складские емкости и заготавливать пески под программу производства в теплое время года, отказаться от разогрева замерзших песков острым паром в зимний период и снизить его потребление в 3,5 раза Но основное преимущество внедренной технологии Амин-процесса - это экономия природного газа. Во-первых, отпала необходимость закупки и сушки песков, во-вторых, благодаря замене сушки стержней природным газом продувкой амином отпала необходимость использования природного газа для отверждения стержней В результате за счет внедрения Амин-процесса, утвержденная норма расхода природного газа на изготовление 1 т отливок снизилась со 166,5 до 95,3 нм3 . Экономический эффект от внедрения стержневых машин по Амин-процессу с 2005 по 2008 г. приведен в табл . 3 .

Т а б л и ц а 3

Показатель экономического эффекта Экономия 2008 г

Экономия электрической энергии, тыс . кВт 632,3

Экономия природного газа для сушки стержней, тыс . м3 9340

Снижение уровня брака стержней, % 18

Экономия свежего песка, т вагонов, шт 36250 605

Экономия природного газа для сушки свежего песка, тыс м3 256,6

Экономия электрической энергии для транспортировки песка, тыс кВт 960,3

Снижение трудоемкости, нормо/ч 142600

Высвобождение работающих во вредных условиях труда, чел 41

Суммарный экономический эффект, млн . руб . 5632,9

На данный период литейный цех № 2 РУП «МТЗ» по объемам производства стержней Амин-процессом (150 т стержней в сутки или 3000 т в месяц) и технико-экономическим показателям занимает первое место среди стержневых производств литейных цехов в СНГ.

В настоящее время начаты работы по демонтажу шестой линии изготовления стержней по тепловой сушке, что позволит смонтировать на ее площадях две стержневые машины серии 4747 и в 2009 г. завершить полный цикл работ по техническому переоснащению стержневого производства цеха

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.