Научная статья на тему 'Технический сервис АПК нуждается в укреплении информационно-маркетинговых центров'

Технический сервис АПК нуждается в укреплении информационно-маркетинговых центров Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
104
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ СЛУЖБЫ / INFORMATION AND ADVISORY SERVICES / АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИНФОРМАЦИОННО-МАРКЕТИНГОВЫЕ ЦЕНТРЫ / INFORMATION AND MARKETING CENTER

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Воронов Е.В., Гладцын А.Ю.

По мере развития рыночных отношений у работников агропромышленного комплекса возникает потребность в получении, новой информации, в том числе технической: об инновационных разработках новой техники, технологиях, передовом производственном опыте, о том, как пользоваться новой техникой и т.п. При организации и постоянном функционировании информационно-консультационных служб и информационно-маркетинговых центров сельхозпроизводители всегда знали бы, куда обращаться с важными для них вопросами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Воронов Е.В., Гладцын А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

With the progress of market relations the workers of the agroindustrial complex begin to feel the need for new information, including technical: innovative development of the techniques, technologies, good manufacturing practices, on how to use new techniques, etc. With the organization and the continuing operation of information and advisory services, information and marketing centers farmers would always know where to address they requests about the issues important to them.

Текст научной работы на тему «Технический сервис АПК нуждается в укреплении информационно-маркетинговых центров»

информационно-консультационные службы

для апк?

технический сервис апк нуждается в укреплении

информационно-маркетинговых центров

_Аннотация

По мере развития рыночных отношений у работников агропромышленного комплекса возникает потребность в получении новой информации, в том числе технической: об инновационных разработках новой техники, технологиях, передовом производственном опыте, о том, как пользоваться новой техникой и т.п. При организации и постоянном функционировании информационно-консультационных служб и информационно-маркетинговых центров сельхозпроизводители всегда знали бы, куда обращаться с важными для них вопросами.

При постоянно возрастающих информационных потоках сельскохозяйственные товаропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора и практического использования действительно необходимой им информации об инновациях. Главные задачи информационно-консультационной службы (ИКС) по техническому сервису заключаются в следующем:

- повышение эффективности технического сервиса на основе достижений научно-технического прогресса, передового производственного опыта и оказание консультационных услуг по техническим, технологическим и организационно- экономическим вопросам;

- оказание содействия сельхозпроизводителем в освоении инновационных разработок новой техники и технологий, передового опыта в техническом сервисе;

- сбор, обработка и доведение до сельхозпроизводителей необходимой им технической информации;

аграрно-промышленный ком:

Воронов Е.В.

канд. экон. наук,

доцент,

заведующий

кафедрой

«Организация

и технология

ремонта машин»

Гладцын А.Ю.

доцент glachin@mail.ru

Нижегородский

государственный

инженерно-

экономический

институт

в агро-

формирование

технической ИКС

_промышленном

комплексе должно _осуществляться

на основе ее полного

_государственного

_финансирования...

- повышение уровня инженерных знании и практических навыков сельхозпроизводителей и сельского населения по новой сельскохозяйственной техники и технологиям;

- обеспечение органов государственного регулирования технического сервиса первичной информацией.

Бесплатные

консультационные службы для сельхозпроизводителей

На основе анализа мирового опыта организаций консультативных служб по вопросам технического сервиса, можно сделать вывод в том, что необходимо иметь две группы консуль-нтов:

онсультанты общего профиля, непосред-твенно контактирующие с сельск роизводителями; 2) консультанты, специализирующиеся по различным направлениям системы технического сервиса сельскохозяйственной техники. Консультанты первой группы детально изучают реальное финансово-экономическое состояние и производственную деятельность хозяйства, вырабатывают для него рекомендации, для рассмотрения и возможного их применения сельхозпроизводителем. Выполнение своих обязанностей консультантами требует от них владения комплексными знаниями проблем агропромышленного производства, всестороннего учета складывающейся и прогнозируемой ситуации конкретного хозяйства в условиях сложившейся рыночной коньюктуры.

Консультанты второй группы специализируются на отдельных вопросах организации сельскохозяйственного производства, в том числе на развитии системы технического сервиса, а именно услуг по техническому обслуживанию, ремонту и устранению отказов машин; эффективной эксплуатации сельскохозяйственной техники. Такая специализация дает более полное знание конкретной проблематики, обеспечивает высокую квалификацию в определенной области, а, следователь-

ра 1

ссийскае предпринимательства, 2009, № 4 (2) 10=

но, позволяет оказать компетентную помощь сельским товаропроизводителям. Таким образом, создание в действующих консультационных службах структур специального направления, занимающихся техническими консультациями, позволит решить проблему интеллектуальной технической поддержки сельских товаропроизводителей, руководителей и специалистов различных предприятий и организаций системы технического сервиса сельскохозяйственной техники, поднять их профессиональный уровень без отрыва от производства и на этой основе повысить эффективность использования сельскохозяйственных машин.

Формирование технической ИКС в агропромышленном комплексе должно осуществляться на основе ее полного государственного финансирования, а услуги сельским товаропроизводителям должны оказываться бесплатно, что подтверждает и опыт создания подобных служб в развитых странах, в которых с момента создания и до типового оформление все они находятся под опекой государства. В нашей стране этот подход оптимален еще и потому, что в настоящий момент большинство отечественных сельхозпроизводителем не способны оплатить услуги ИКС.

Маркетинг в АПК

Наряду с созданием ИКС в системе технического сервиса сельскохозяйственной техники должны образовываться и эффективно функционировать маркетинговые службы, учредителями которых будут заводы - изготовители сельскохозяйственной техники, дилерские предприятия, частные предприятия и т.д. Агромаркетинг отличается от других видов маркетинга. Это связано с такими особенностями сельского хозяйства, как зависимость его результативности от природных условий, роль и значимость товара, разнообразие форм собственности, несовпадение рабочего периода и периода производства, сезонность производства и получения продуктов и т.д. Природные и экономические процессы

природные и экономические процессы в деятельности, связанной с агробизнесом, интегрируются и образуют особые условия для производства и организации маркетинга

аграрна-прамышленный комплекс

! щ^ЪИ

Литература

1. Ипп СЛ. Обоснование генеральной схемы консультационной службы АПК РФ // Аграрная наука. - 1994. - № 6. - С. 19- 21.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельско-хозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: утверждённая пос-тановлениемПравительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446.

3. Варнаков В.В., Стрельцов В.В., Попов В.Н., Карпенко В.Ф. Технический сервис машин сельскохозяйственного назначения: учебник. - М.: Колос С, 2004. - 253 с.

4. Поштаев А. В., Москалев М.В., Селикова Е.И. и др. Маркетинг: учебник. - М.: Колос С, 2005 - 361 с.

ро

в деятельности, связанной с агробизнесом, интегрируются и образуют особые условия для производства и организации маркетинга. В сфере АПК существует два вида маркетинга:

- маркетинг средств производства и услуг, основными участниками которого являются заводы-изготовители, фирмы-посредники, дилерские центры, технические сервисы и предприятия - потребители машин, оборудования, ГСМ и т.д.,

- маркетинг сельскохозяйственной продукции, в котором участвуют сельские товаропроизводители, заготовительные, перерабатывающие и торговые предприятия, а также потребители сельхозпродукции. В условиях перехода и адаптации к рыночной экономике предприятия технического сервиса крайне нуждаются в компетентном и оперативном управлении на основе маркетинга. Особенностью производственной деятельности современных сервисных предприятий является постоянная и оперативная востребованность их услуг в период выполнения срочных посевных, уборочных и других полевых работ. Это обусловлено тем, что в агропромышленном производстве создается и перерабатывается жизненно важная для общества продукция, имеющая стабильный и гарантированный сбыт на внутреннем и внешнем рынках. Такое экономическое положение позволяет в процессе маркетинговых исследований прогнозировать спрос на производственные услуги, как в краткосрочном периоде, так и на долгосрочную перспективу.

Услуги технического сервиса -спрос и предложение

Анализ отечественного агропромышленного комплекса показывает, что в вопросах ориентации маркетинга, можно уверенно сказать, что он направлен на изучение спроса сельского товаропроизводителя. Однако даже такую оценку следует считать условной, так как маркетинговая деятельность, направленная на познание потребителя, пока еще только начинается. В то же время именно эта часть иссле-

ссийское предпринимательство, 2009, № 4 (2)

> 12

дования наиболее важна и трудоемка, так как включает сбор сведений для решения четырех основополагающих задач:

- определение спроса на технику с учетом ее вида, количества, технико-экономических показателей;

- оценка качества ремонтно-технического обслуживания;

- изучение платежеспособности потребителей. Для повышения оперативности выполняемых сервисных работ и эффективности деятельности обслуживающих предприятий могут быть реализованы следующие маркетинговые подходы по управлению спросом на производственные услуги:

а) сезонное изменение профиля и поля деятельности отдельных подразделений сервисного предприятия;

б) применение дифференцированных и гибких цен на услуги технического сервиса, что позволяет сместить определенную часть растущего спроса на них с середины периода полевых работ на его начало или конец;

в) совмещение профессий и функций производственно-технического персонала и ИТР предприятия для выполнения наибольшего объема услуг в периоды максимального спроса на них;

г) активное проведение мероприятий, направленных на повышение спроса на производственные услуги;

д) формирование нормальной конкурентной среды.

Информационно-маркетинговые центры

Таким образом, повышение эффективности технического сервиса сельскохозяйственной техники невозможно без развития информационно-маркетинговых центров. По нашему мнению, существующие информационно-маркетинговые службы в большинстве своем имеют слабую техническую направленность или полное отсутствие специалистов занимающихся вопросами технического сервиса машин в агропромышленном комплексе. Поэтому развитие технического направления

Ключевые слова

информационно-

консультационные

службы;

аграрно-

промышленный

комплекс;

инновации;

информационно-

маркетинговые

центры

Keywords:

information and advisory services; agro-industrial complex;

innovation; information and marketing center

аграрно-промышленный комплекс

à—J

в этих службах агропромышленного комплекса пойдет по двум путям: первый - это создание специальных технических служб в уже имеющихся информационно-маркетинговых структурах или создание новых специализированных центров по вопросам технического сервиса в агропромышленном комплексе. Их основной целью должно стать дальнейшее совершенствование маркетинговых исследований рынка продаваемой техники и предоставляемых технических услуг, подробное изучение платежеспособного спроса покупателей и его повышение за счет правильного ценообразования, организация рекламы и ее продвижение на рынок, предоставление сельскому товаропроизводителю информации широкого спектра при использовании различных ее источников. Все это можно решить только при разработке специальной государственной программы, но допустимо также привлечение малого и среднего бизнеса.

Gladtsyn A.Yu. associate Professor Voronov E.V. Cand. of Econ. Sci., assistant professor, head of «The organization and technology of machine repair» Department Nizhny Novgorod State Engineering-Economic Institute Information and advisory services in the agroindustrial complex Technical Service in the agroindustrial complex needs to strengthen information-marketing centers Annotation

ith the progress of market relations the workers of the agroindustrial complex begin to feel the need for new information, including technical: innovative development of the techniques, technologies, good manufacturing practices, on how to use new techniques, etc. With the organization and the continuing operation of information and advisory services, information and marketing centers farmers would always know where to address they requests about the issues important to them.

ссийское предпринимательство, 2009, № 4 (2)

_особенностью

производственной

_деятельности

_современных

_сервисных

_предприятий

_является

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_постоянная

_и оперативная

_востребованность

_их услуг в период

_выполнения

срочных посевных, уборочных и других _полевых работ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.