Научная статья на тему 'Технический анализ вариантов конструктивных схем ЖРД посадочной платформы космического аппарата «Экзомарс»'

Технический анализ вариантов конструктивных схем ЖРД посадочной платформы космического аппарата «Экзомарс» Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
226
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРМОЗНОЙ ДВИГАТЕЛЬ / ГИДРАЗИН / ДЕСАНТНЫЙ МОДУЛЬ / «ЭКЗОМАРС-2020» / BRAKING ENGINE / HYDRAZINE / LANDING MODULE / «EXOMARS-2020»

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Баленков Д.С., Ледков Я.Ю.

Даётся описание двигательной установки посадочной платформы космического аппарата «Экзомарс-2020», четырёхкамерного ЖРД разработки «КБХиммаш», рассматривается процесс каталитического разложения гидразина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL ANALYSIS OF THE VARIANTS OF THE CONSTRUCTIVE SCHEMES OF LIQUID MISSILE ENGINES OF THE PLATFORM OF THE SPACE «MODEL EXOMARS»

The description of the propulsion system of the landing platform of the spacecraft «Exomars-2020», the four-chamber rocket engine of the development of «KBHimmsah».Is given the process of catalytic decomposition of hydrazine.

Текст научной работы на тему «Технический анализ вариантов конструктивных схем ЖРД посадочной платформы космического аппарата «Экзомарс»»

УДК 629.7.036.54-63

ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ КОНСТРУКТИВНЫХ СХЕМ ЖРД

ПОСАДОЧНОЙ ПЛАТФОРМЫ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА «ЭКЗОМАРС»

Д. С. Баленков, Я. Ю. Ледков Научный руководитель - В. П. Назаров

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Kubik24rus@mail.ru

Даётся описание двигательной установки посадочной платформы космического аппарата «Экзомарс-2020», четырёхкамерного ЖРД разработки «КБХиммаш», рассматривается процесс каталитического разложения гидразина.

Ключевые слова: тормозной двигатель, гидразин, десантный модуль, «Экзомарс-2020»

TECHNICAL ANALYSIS OF THE VARIANTS OF THE CONSTRUCTIVE SCHEMES OF LIQUID MISSILE ENGINES OF THE PLATFORM OF THE SPACE

«MODEL EXOMARS»

D. S. Balenkov, Ya. Yu. Ledkov Scientific Supervisor - V. P. Nazarov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Kubik24rus@mail.ru

The description of the propulsion system of the landing platform of the spacecraft «Exomars-2020», the four-chamber rocket engine of the development of «KBHimmsah».Is given the process of catalytic decomposition of hydrazine.

Keywords: braking engine, hydrazine, landing module, «Exomars-2020»

Космический аппарат «Экзомарс» создаётся в процессе реализации совместной программы Европейского космического агентства и Российского космического агентства по исследованию Марса. «Экзомарс-2020» состоит из перелётного блока, десантного модуля (ДМ), который обеспечивает мягкую посадку на Марс поверхностной платформы марсохода и адаптера с системой отделения спускаемого аппарата от перелётного блока. Российская сторона занимается разработкой десантного модуля. В основу проекта положено выполнение требований общей концепции организации космического перелёта и посадки платформы десантного модуля космического аппарата «Экзомарс», в частности:

- успокоение ДМ после отделения парашютной системы;

- выполнение манёвра увода ДМ из-под парашютной системы;

- интенсивное торможение ДМ с выполнением алгоритма изменения тяги двигателя ДМ, обеспечивающего сближение посадочной ступени с поверхностью Марса с постоянной скоростью;

- обеспечение при посадке условия минимального размывания грунтовой поверхности Марса газовыми струями от работающего тормозного двигателя [1].

Согласно одной из концепций организации космического перелёта и посадки платформы десантного модуля является обеспечение работы доплеровского радара на этапе посадки путём создания радиопрозрачной среды вокруг него. В связи с этим условием возникли обстоятельства

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 1

для выбора вида топлива двигательной установки (ДУ), которое должно обеспечивать радиопрозрачность среды, окружающей ДМ при посадке на поверхность Марса.

На рассмотрение было представлено два вида топлив: однокомпонентное (гидразин) и двухкомпонентное (АТ и НДМГ). Если провести «поверхностное» сравнение реактивных систем на однокомпонентном и двухкомпонентном топливах, то можно выявить следующие соотношения: двигатели на двухкомпонентном топливе имеют более высокий удельный импульс и большую тягу, по сравнению с двигателями на однокомпонентном топливе. Но с другой стороны, двигатели на однокомпонентном топливе имеют ряд преимуществ, а именно: для работы таких двигателей требуется один бак с одним питающим устройством и, соответственно, требуется меньшее число устройств автоматики, и, следовательно, конструкция таких двигателей будет проще; также температура продуктов сгорания однокомпонентного топлива относительно низкая (<1200 °С); также, получение радиопрозрачных продуктов разложения топлива, не содержащих углерода, позволяет обеспечить более надёжную радиосвязь. После анализа, проведённого специалистами предприятия-разработчика тормозного двигателя ДМ, было выявлено, что использование двухкомпонентного топлива не позволяет обеспечить радиопрозрачность окружающей среды, из-за высокой температуры продуктов сгорания топлива (>3 000 °С), что может привести к ионизации газов окружающей среды и, как следствие, создание помех в работе доплеровского радара.

Использование гидразина позволяет обеспечить радиопрозрачность среды, окружающей ДМ при посадке, так как температура продуктов сгорания гидразина более низкая [2].

В качестве двигателей стабилизации и ориентации были выбраны ЖРД малой тяги разработки «КБХиммаш» имени А. М. Исаева». Эти двигатели работают на принципе каталитического разложения гидразина и имеют тягу в диапазоне 10-50 ньютон.

В присутствии катализатора гидразин разлагается с выделением тепла и образованием азота, водорода и аммиака. Термическое разложение гидразина происходит при 250-310 °С в соответствии с уравнением реакции:

3К2И4 = 4ВД + N + 335,5 кДж. (1)

В результате разложения аммиака, при температуре выше 400° С, образуется небольшое количество водорода:

= 2^ + 6Н2 - 184,2 кДж. (2)

Химическая реакция (1) более быстрая, чем химическая реакция (2). Время пребывания в реакторе составляет несколько миллисекунд, поэтому следует ожидать, что часть КН3 разложится по уравнению (2). Если реакция (1) протекает полностью, а реакция (2) не полностью, то общей реакцией разложения гидразина будет являться реакция (3):

= 4(1 - х)КНэ + (1 + 2х)^ + 6х^ + (335,5 - 184,2х) кДж [3]. (3)

При разложении гидразина на аммиак и азот по реакции (1) температура и молекулярный вес продуктов разложения, принимают максимальные значения. Расчётные данные показывают, что в диапазоне 0 < х < 0,5 удельный импульс давления остаётся практически постоянным при уменьшении температуры разложения. Удельный импульс давления максимален при х ~ 0,3 [4].

С учётом этих требований был выбран четырёхкамерный ЖРД предприятия «КБХиммаш». Тормозной двигатель относится к двигателям термокаталитического типа. Двигатель выполнен в виде моноблока.

В состав двигателя входят 4 камеры разложения с пакетами катализатора для разложения гидразина и соплами Лаваля на выходе. Камеры создают тягу вдоль оси посадочной платформы и моменты сил для её стабилизации, регулируемые системой управления ДМ с помощью трёх регуляторов в виде дросселей с электроприводами:

- регулятора общей тяги тормозного двигателя (ТД), изменяющего тягу двигателя в 7 раз от максимальной до минимальной;

- двух регуляторов разнотяговости камер, расположенных диаметрально противоположно в плоскостях тангажа и рыскания; при этом разнотяговость регулируется в пределах ±10 % от суммарной тяги этих камер.

Кроме того, в состав тормозного двигателя входят пневмоуправляемые пуско-отсечные клапаны и электроклапаны, осуществляющие подачу и сброс газа управления пневмоклапанами и газа продувки полостей двигателя после останова, а также средства обеспечения теплового режима камер.

Библиографические ссылки

1. Двигательная установка посадочной платформы десантного модуля / Л. Г. Александров,

B. И. Морозов, С. С. Степанов и др. // Вестник ФГУП НПО им. С. А. Лавочкина. 2014. № 2.

C. 116-119.

2. Агеенко Ю. И. Двигатель стабилизации, ориентации и обеспечения запуска маршевого двигателя МКБ «Фрегат» // Вестник ФГУП НПО им. С. А. Лавочкина. 2014. № 1. С. 44-46.

3. Сарнер С. Химия ракетных топлив : пер. с англ. М. : Мир, 1969. 489 с.

4. Беляев Н. М., Уваров Е. И. Расчёт и проектирование реактивных систем управления космических летательных аппаратов. М. : Машиностроение, 1974. 200 с.

© Баленков Д. С., Ледков Я. Ю., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.