Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Технические науки
УДК 629.784
Д. А. Савчин, Е. А. Злобина, М. А. Репкин Научный руководитель - В. П. Назаров Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ ЛЕГКОГО КЛАССА «СОЮЗ-2.1В», АНАЛИЗ ДВИГАТЕЛЯ-33
Представлен технический анализ РН «Союз-2.1В» с двигателем НК-33.
В современном мире, когда экономическая целесообразность того или иного космического проекта выходит на первый план, работа по созданию мощных и недорогих двигателей требует особого внимания. В качестве примера такой работы 28.12.2013 состоялся запуск РН «Союз-2.1В» с космодрома Плесецк. В результате пуска ракета успешно вывела на орбиту студенческий спутник «Аист».
«Союз-2.1В» - двухступенчатая РН легкого класса, предназначенная для запуска со стартовых площадок РН «Союз-2». Разработана на базе РН «Союз-2», но имеет ряд технических отличий: отсутствие боковых блоков, двигатель НК-33 устанавливается на центральном блоке, в качестве второй ступени используется блок третей ступени РН «Союз-2» [2]. Можно сделать вывод, что конструкция «Союз-2.1В» позволяет существенно снизить расходы на эксплуатацию РН, так как не требует внесения существенных изменений в конструкцию базовой ракеты, а также в конструкцию стартового комплекса.
НК-33 - жидкостный ракетный двигатель замкнутого цикла, работающий по схеме «газ + жидкость». В качестве топлива используется керосин + жидкий кислород. Для того, чтобы выявить эффективность данного двигателя, необходимо провести сравнительный анализ РД-107А и НК-33. Выбор РД-107А для сравнения обусловлен его использованием на первой ступени РН «Союз-2». В таблице показано сравнение технических характеристик двигателя НК-33 и РД-107А [1-2].
РД-107А НК-33
Схема открытая закрытая
Тяга, тс 79 154
1у, с 263,3 297,23
Масса, кг 1156 1393
В результате анализа характеристик было выявлено значительное превосходство НК-33 над РД-107А. При практически равных показателях массы, одинаковых компонентах топлива НК-33 энергетически эффективнее. Так же стоит отметить высокие показатели надежности, полученные в результате стендовых испытаний.
На основе вышесказанного делается вывод, что создание РН «Союз-2.1В» является перспективным направлением, так как при сравнительно малых затратах ракета способна обеспечить вывод 2600-3000 кг полезной нагрузки.
Библиографические ссылки
1. Федеральное космическое агентство [Электронный ресурс]. URL: http://www.federalspace.ru/ 2115/.
2. ЦСКБ - Прогресс [Электронный ресурс]. URL: http://samspace.ru/products/launch_vehicles/rn_soyuz_2_ 1v/.
© Савчин Д. А., Злобина Е. А., Репкин М. А., 2014
УДК 629.19
К. Г. Синицин Научный руководитель - К. Ф. Голиковская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СХЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ И ИХ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТИ КА
Рассматриваются влияния параметров систем терморегулирования на энерговооруженность КА.
Совершенствование ракетно-космических систем и расширение круга задач, решаемых КА, предопределяет значительное увеличение диапазона их режимных параметров. Основные направления по их совершенствованию связаны с развитием космических программ, повышением ресурса, работоспособности, энерговооруженности и надежности при снижении их стоимости.
Энерговооруженность - один из важнейших параметров любого объекта, а тем более автоматического КА или пилотируемого комплекса.
Многие виды космических полезных нагрузок рассчитаны на применение высокоресурсных космических систем. Система терморегулирования (СТР) таких аппаратов, предназначенная для поддержания в заданном диапазоне температуры газа внутри при-