Научная статья на тему 'Технические средства обучения, их использование в образовательном процессе и влияние на здоровье обучающихся'

Технические средства обучения, их использование в образовательном процессе и влияние на здоровье обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
661
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / САМОКОНТРОЛЬ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ / СТРУКТУРА УРОКА / STUDYING / EDUCATIONAL PROCESS / TECHNICAL TRAINING / SELF-CONTROL / HEALTH STATUS / PREVENTION OF IMPAIRMENT / PREVENTION OF VIOLATIONS OF POSTURE / THE STRUCTURE OF THE LESSON

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кожевникова О.А.

Проанализировано влияние технических средств обучения, применяемых в процессе обучения, в частности, использование персональных компьютеров, на здоровье обучающихся. Участникам эксперимента было предложено вести дневник самоконтроля, где они отмечали наблюдения за состоянием здоровья и давали ему оценку по предложенной рекомендации. Итогом работы стала разработка специальных упражнений и изменения структуры урока с применением физкультпауз для профилактики нарушения зрения и осанки у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING AIDS, THEIR USE IN THE EDUCATIONAL PROCESS AND THE IMPACT ON HEALTH OF STUDENTS

Analyzed the impact of technical training used in the learning process, in particular, the use of personal computers on health of students. The experiment participants were requested to keep a diary of self-control, where they noted observations of the condition and gave it a rating on the proposed recommendations. The result was the development of special exercises and changes in the structure of the lesson with the use of fistulas for the prevention of visual impairment and deportment in the students.

Текст научной работы на тему «Технические средства обучения, их использование в образовательном процессе и влияние на здоровье обучающихся»

ные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы сборник трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин). Отв. ред. К.А. Вольхин. Новосибирск, 2015. С. 200-205.

2. Щелина Т.Т., Беганцова И.С, Маркеева М.В. Готовность преподавателей к воспитанию студентов в условиях модернизации высшего образования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 1 (45). С. 167-175.

Б01: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-123-130

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Кожевникова О.А.

ОЯСГО: 0000-0002-3061-8069, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

Проанализировано влияние технических средств обучения, применяемых в процессе обучения, в частности, использование персональных компьютеров, на здоровье обучающихся. Участникам эксперимента было предложено вести дневник самоконтроля, где они отмечали наблюдения за состоянием здоровья и давали ему оценку по предложенной рекомендации. Итогом работы стала разработка специальных упражнений и изменения структуры урока с применением физкультпауз для профилактики нарушения зрения и осанки у обучающихся.

Ключевые слова: обучающиеся; образовательный процесс; технические средства обучения; самоконтроль; состояние здоровья;

профилактика нарушения зрения; профилактика нарушения осанки; структура урока.

TEACHING AIDS, THEIR USE IN THE EDUCATIONAL PROCESS AND THE IMPACT ON HEALTH OF STUDENTS

Kozhevnikova O.A.

ORCID: 0000-0002-3061-8069, The Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russian Federation

Analyzed the impact of technical training used in the learning process, in particular, the use of personal computers on health of students. The experiment participants were requested to keep a diary of self-control, where they noted observations of the condition and gave it a rating on the proposed recommendations. The result was the development of special exercises and changes in the structure ofthe lesson with the use of fistulas for the prevention of visual impairment and deportment in the students.

Keywords: studying; educational process; technical training; self-control; health status; prevention of impairment; prevention of violations ofposture; the structure of the lesson.

Использование технических средств в учебном процессе нарушает монотонность урока, придаёт занятиям эмоциональность. Однако применение технических средств повышает нагрузку на центральную нервную систему, а особенно на зрительный и опорно-двигательный анализатор. Одновременно возникает необходимость к частой переадаптации обучающихся к меняющимся условиям внешней среды [2, с. 6].

При систематических образовательных занятиях в школах и при насыщенных видео и телепередачах, зрительный и опорно-двигательный анализатор детей практически не получает крайне необходимого для него целенаправленного оздоровительного воздействия. В связи с этим возникает необходимость вводить в содержание

учебных занятий профилактические мероприятия по сохранению и укреплению зрения и опорно-двигательного аппарата [3, с. 18].

Статистические данные показали, что близорукость у детей растет с каждым переходом в новое звено школы (1 класс - 7%; 5 класс - 16%; 9 класс - 18%; 11 класс - 20%, выпускники школ -24%) [1, с. 151].

С целью определения влияния использования технических средств обучения в образовательном процессе на здоровье обучающихся нами было проведено исследование на базе МОУ СОШ № 25 города Нижний Тагил среди обучающихся 8 класса.

В исследовательскую группу вошло 25 школьников 14-летнего возраста, из них мальчиков 11 человек, девочек 14 человек.

Оказалось, что у всех детей исследовательской группы есть личные компьютеры, кроме того они работают с компьютерами на уроках информатики в течении двух часов в неделю.

Надо заметить, что дети большое время проводят за компьютером, играя в игры, путешествуя по Интернету в поисках той информации, которая их интересует.

По нашим данным исследования близорукостью страдают 16% детей 8 класса, что в 2 раза превышает средние показатели.

Это вызвано в большей степени тем, что дети сидят за компьютерами дома часами. По нашим данным в 8 классе, дома за компьютером каждый ребёнок в среднем находится 4—5 часов, это говорит о том, что работа в домашних условиях не регламентируется. Всем учащимся данной исследовательской группы было предложено вести дневник самоконтроля, где они отмечали наблюдения за состоянием здоровья и давали ему оценку по предложенной рекомендации.

При регулярных занятиях на компьютере очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение специального дневника. Показатели самоконтроля мы условно разделили на две группы - субъективные и объективные. К субъективным показателям мы отнесли самочувствие, сон, аппетит, умственная работоспособность, положительные и отрицательные эмоции.

К объективным показателям мы отнесли болевые ощущения, желание заниматься, переносимость учебной нагрузки. В дневнике самоконтроля фиксируются:

Самочувствие и настроение. Отражает состояние и деятельность всего организма, и главным образом состояние центральной нервной системы. При правильно проводимом уроке самочувствие, как правило, хорошее. Если занимающийся перегружается во время занятий или строятся занятия без учета отдыха (физкультпауз), то у него отмечается плохое самочувствие, утомление. Отсутствие желания заниматься, пониженная работоспособность. Самочувствие фиксируется в дневнике самоконтроля как: хорошее, удовлетворительное, усталость, плохое, недомогание. Настроение отражает психическое состояние занимающегося. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен и жизнерадостен; удовлетворительным—при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек растерян, подавлен.

Аппетит. Усиленный расход энергии, вызываемый занятиями, увеличивает потребность организма в пище. Улучшение аппетита свидетельствует об усилении процессов обмена веществ. При самоконтроле следует учитывать состояние аппетита утром. Если утром через 30-40 мин после пробуждения ощущается потребность в приеме пищи, то это вполне нормальное явление. Если утром (в течение 2-3 часов и более) отсутствует желание принимать пищу, то это указывает на нарушение нормальной функции организма. В дневнике самоконтроля даются следующие оценки аппетита: повышенный, нормальный, пониженный, есть не хотел, отсутствие аппетита.

Сон. Если сон наступает быстро и дает утром чувство бодрости и отдыха, то он считается хорошим. Плохой сон характеризуется длительным засыпанием, пробуждением среди ночи, отсутствием ощущения бодрости, отдыха после сна. В дневнике самоконтроля отмечают качество сна, нарушения (бессонница, прерывистый и беспокойный сон и т.д.).

Работоспособность. Это один из показателей, характеризующих те изменения в организме, которые произошли под влиянием за— 126 —

нятий. В дневнике самоконтроля дается следующая оценка работоспособности: высокая, хорошая, удовлетворительная, низкая, очень низкая.

Желание заниматься. Желание заниматься отмечают в дневнике следующими словами: большое, с удовольствием, есть желание, безразличное, нет желания. Если нет желания заниматься, а иногда ощущается и отвращение к занятиям, то это является признаком явного переутомления.

Болевые ощущения. Боли в мышцах спины, кистей рук, таза, глаз, возникают довольно часто после длительных занятий на компьютера. Они вызывают чувство дискомфорта, поэтому для профилактики болевых ощущений самым оптимальным способом являются физкультпаузы. В дневнике отмечаются болевые ощущения, возникшие после занятий на компьютерах, это может быть фиксировано в дневнике следующим образом: нет болевых ощущений, намного болят глаза, небольшое чувство боли в позвоночнике, головная боль, резь глаз, головокружение, боль кистей рук.

Переносимость учебной нагрузки. Дети после занятий на компьютерах отмечают, как они переносят нагрузку, которую даёт им учитель, и отмечают в дневнике следующим образом: хорошая, удовлетворительная, плохая, вялость, апатия, очень плохая, неохота заниматься, не выдерживаю учебной нагрузки, отвращение к занятиям.

Дневник самоконтроля служит для учёта показателей состояния организма обучающихся, регистрации в нём таких показателей, как самочувствие, настроение, аппетит, сон, работоспособность, болевые ощущения, желание заниматься, переносимость учебной нагрузки.

Самоконтроль дети проводили в течение 3 недель.

Затем нами было предложено изменение структуры урока информатики с введением физкультпауз, представленные в приложении 3,4 и предложено проводить данные занятия также дома. Эксперимент проводился в течении 3 недель. Во время проведения эксперимента нами было предложено детям вновь провести самоконтроль за состояние своего здоровья с записью в дневнике, где они отражали свои

показатели состояния здоровья после каждого урока проводимого с использование физкультминуток.

По окончании был проведен сравнительный анализ по каждому и общим показателям состояния здоровья учащихся.

Оказалось, что до проведения физкулыпауз отличные показатели самочувствия и настроения были у 10 учащихся, хорошие - у 13, удовлетворительно - у 2 человек, а после проведения физкультпауз, отличное самочувствие и настроение было у 19 человек, хорошее 6 человек, удовлетворительного и плохого не было ни у кого.

Отличных показателей аппетита до проведения физкультпауз ни у кого не оказалось, хорошие были у 16 человек, удовлетворительно -у 9 человек, а после проведения физкультпауз, удовлетворительный был у 1 человека.

Показатели сна оказались следующими, до проведения физкультпауз отличный сон был у 1 человека, хороший - у 14, удовлетворительно - у 10 человек, а после проведения физкультпауз, сон удовлетворительный снизился до 2 человек, что составило 4%.

Работоспособности отличной до проведения физкультпауз ни у кого не было, хорошо было у 12 человек, удовлетворительно - у 12, а после проведения физкультпауз, отлично было у 3 человек, удовлетворительно снизилось до 1 человека.

У занимающихся до проведения физкультпауз болевых ощущений было больше, чем после проведения, если до проведения физкультпауз отличного состояния не было ни у кого, то после проведения физкультпауз, отлично было у 6 человек, что составило 24%.

До проведения физкультминуток отличного желание заниматься не было ни у кого, хорошо было у 4 человек, удовлетворительно - у 16, неудовлетворительно - 5 .

После проведения физкультминуток отлично было 1 человека, хорошо у 15человек, удовлетворительно 9 и плохой не было.

У занимающихся до проведения физкультминуток анализ общих показателей переносимости учебной нагрузки было, отлично у 3 человек, хорошо 21, удовлетворительного у одного человека.

После проведения физкультминуток стало отлично 21 человек и хорошо 4 человек, удовлетворительного и плохого не было.

Затем мы проанализировали общие показатели. Они оказались следующими: до проведения физкультпауз отлично себя не чувствовал никто, хорошее состояние было у 16 человек, удовлетворительное - у 9 человек, а после проведения физкультпауз общее состояние заметно улучшилось, отличное было уже у 11 человек, а хорошее - у 14 человек, удовлетворительных и плохих показателей состояния не было вообще.

Самочувствие после занятий на компьютерах должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, резь глаз, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует проводить физкультпаузы и физкультминутки.

Как правило, при систематических занятиях с использование на уроках специально подобранных физических комплексов общее состояние детей должно улучшиться, усталость уменьшиться, сон будет хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна.

Применяемые нагрузки комплексов физических упражнений должны соответствовать физической подготовленности и возрасту учащихся.

В общих чертах можно сделать вывод, что с использованием физкультпауз и физкультминуток состояние здоровья занимающихся значительно улучшается, меньше возникает болевых ощущений, улучшается сон, аппетит, работоспособность, самочувствие, повышается настроение, не возникает переутомления, переносить учебную нагрузку становится легче.

Таким образом, использование специальных упражнений, а также изменение структуры урока с применением физкультминуток являются профилактикой нарушения зрения и осанки у обучающихся.

Список литературы

1. Кожевникова O.A. Заболеваемость студентов в рамках концепции «адаптивной нормы» // Научное творчество XXI века. Сборник трудов (по итогам VII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых). Красноярск: Изд. Научно-инновационный центр. 2013. 452 с. (С. 151-156).

2. Сулимова Т.Г. Особенности тестирования и оценки физической работоспособности у детей и подростков: Автореф. дисс. канд. биол. Наук [Текст] / Т.Г. Сулимова. Краснодар, 2007. 28 с.

3. Целебная сила движений: физкультминутки и подвижные игры в школе / [Сост. Н.Б. Мирская]. Москва: Чистые пруды. 2006.

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-130-133

ОСОБЕННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ

Крутых Е.В.

ORCID: 0000-0001-9342-0351, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Российская Федерация

Данная статья посвящена проблеме критического мышления студентов. В ней даны характеристики критического мышления. Представлены результаты исследования критического мышления студентов-бакалавров.

Ключевые слова: студент; бакалавр; критическое мышление; учебная деятельность; уровневая система обучения.

FEATURES OF CRITICAL THINKING OF STUDENTS-BACHELORS

Krutykh E. V.

ORCID: 0000-0001-9342-0351, Kuban State Technological University, Krasnodar, Russian Federation

This article is devoted the problem of critical thinking of students. It gives the characteristics of critical thinking. The article introduces the results of experimental work of critical thinking of students-bachelors.

Keywords: student; bachelor; critical thinking; learning activity; tiered education system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.