УДК 622.647.2
Е.Н. Ушаков, А.П. Кострыкин, К.В. Шайдулин (научные сотрудники ОАО «Научный центр ВостНИИ по безопасности работ в горной промышленности»)
П.Е. Мерзляков (младший научный сотрудник ОАО «Научный центр ВостНИИ по безопасности работ в горной промышленности»)
Технические средства для безопасной эксплуатации ленточных конвейеров на углах наклона выработки от +180 до +250
Описывается устройство технических средств для безопасной эксплуатации ленточных конвейеров на углах наклона выработки от +18 до +250.
Ключевые слова: СБАЛАНСИРОВАННАЯ ПЕРЕГОРОДКА, ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР, БОКОВЫЕ ОГРАЖДЕНИЯ, УГОЛ НАКЛОНА КОНВЕЙЕРА
К особенностям эксплуатации шахтного транспорта относятся: большая протяженность и разветвленность транспортных коммуникаций, сложность профиля транспортных путей, периодичность перемещения пунктов погрузки и разгрузки, стесненное рабочее пространство, большая глубина разработки, повышенная влажность, пожаро- и взрывобезопасность.
Транспортные средства должны соответствовать указанным условиям и к тому же обеспечивать высокие экономические показатели, обладать сравнительной простотой и удобством монтажа-демонтажа и технического обслуживания, иметь высокую степень автоматизации, обеспечивать вывоз горной массы от высокопроизводительного забойного оборудования. Большую роль играет унификация оборудования с исключением применения разных видов транспорта в одной транспортной цепочке от забоя до поверхности.
Всем этим условиям удовлетворяет ленточный конвейерный транспорт. Задачи конвейеризации горных предприятий потеряли свою актуальность в связи с тем, что предложения превышают спрос и предприятия имеют возможность формировать свои транспортные коммуникации современным высокопроизводительным оборудованием непрерывного действия без разрывов грузопотока.
Но серийно выпускаемые ленточные конвейеры имеют существенные недостатки: невозможность работы на криволинейных в плане трассах, ограниченный угол наклона. Эти недостатки можно компенсировать применением специальных типов конвейеров или специальных типов лент, конструкции которых разработаны и технологии производства имеются. Сегодня можно сказать, что эти проблемы технически в значительном диапазоне решены, но с точки зрения экономики и унификации имеются проблемы.
Конструкции специальных типов конвейеров основаны на увеличении давления груза на ленту за счет применения второй ленты в качестве прижимного контура, специальных роликоопор повышенной желобчатости, обжимных катков и т.д.
Конструкции специальных типов лент основаны на увеличении трения между грузом и лентой за счет применения рифленых лент, гофрированных бортов, поперечных резиновых перегородок и т.д.
Общими недостатками указанных конструкций являются их повышенная стоимость, трудность очистки от налипшего груза и необходимость дополнительного оборудования.
Актуальным является вопрос транспортирования насыпных грузов ленточными конвейерами по уклонам с углом наклона трассы от +180 до +250. В этом диапазоне в зависимости от характеристики насыпного груза (угол внутреннего трения и, соответственно, угол естественного откоса, крупность кусков и т.д.) допускается транспортирование серийно выпускаемыми ленточными конвейерами, однако существует возможность скатывания отдельных кусков, что засоряет трассу, может повредить оборудование и травмировать проходящий персонал.
На основе анализа опыта эксплуатации ленточных конвейеров, экспертизы проектов и изучения литературных источников [1, 2, 3, 4, 5] разработаны мероприятия по безопасной эксплуатации уклонных ленточных конвейеров с углами от +180 до +250.
Угол наклона до +250 обусловлен тем, что он не может превысить угол внутреннего трения транспортируемого насыпного груза и угол естественного откоса.
Мероприятия по безопасной эксплуатации включают в себя технические и организационные решения.
К техническим решениям относится применение специальных ограждений (боковых и поперечных), которые не дают скатывающимся кускам горной массы выходить за габариты конвейерной ленты и исключают возможность их разгона.
Для предупреждения скатывания кусков предлагаются поперечные сбалансированные перегородки вогнутого типа, которые не повреждают ленту, улавливают скатывающиеся куски и не оказывают сопротивления движущейся вверх горной массе. Конструкция их показана на рисунке 1. Сбалансированность перегородки относительно оси дает возможность уменьшить зазор между горной массой и перегородкой, потому что она не оказывает сопротивления движению груза вверх при местной перегрузке ленты или появлению крупногабаритных кусков, а ее желобчатость обеспечивает полное улавливание скатывающихся кусков.
Для удержания скатывающихся кусков в габаритах поперечного сечения ленты предлагаются боковые ограждения, которые исключают «вылет» кусков за пределы конвейера или их попадание в зазоры. Высота этих ограждений над лентой должны быть не менее 500 мм со стороны пешеходного прохода и не менее 250 мм с противоположной стороны.
1- рама; 2 - сбалансированная перегородка; 3 - отрезок конвейерной ленты; 4 - горная масса;
5 - верхняя роликоопора конвейера; 6 - балансирный груз; 7- отбойник; 8 - боковые ограждения
Рисунок 1 - Общий вид поперечной сбалансированной перегородки
Расположение ограждений, частота их установки, силовые характеристики принимаются согласно расчету и зависят от характеристик транспортируемого материала, скорости движения конвейерной ленты, угла наклона трассы или отдельных ее частей.
Для исключения доступа в выработку людей следует установить освещенные табло, сблокированные с приводом, запрещающие вход в выработку при работающем конвейере.
При необходимости установить роликоопоры с углом наклона боковых роликов более 300 .
Внедрение данных мероприятий позволит в значительной степени расширить диапазон применения конвейеров обычной конструкции с высокой степенью безопасности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 ПБ 05-618-03. Правила безопасности в угольных шахтах.
2 РД 05-325-99. Нормы безопасности на основное горнотранспортное оборудование для угольных шахт.
3 ГОСТ 12.2.022-80 ССБТ. Конвейеры. Общие требования безопасности.
4 ГОСТ Р 51984-02. Конвейеры ленточные. Общие технические условия.
5 ГОСТ Р 51042-97. Конвейеры шахтные ленточные. Методы испытаний.
TECHNICAL MEANS FOR SAFE OPERATION OF BELT CONVEYERS IN MINE GALLERIES WITH INCLINATION ANGLE FROM +180 TO +250
Ye.N. Ushakov, A.P. Kostrykin, K.V. Shaidulin, P.Ye. Merzliakov
Construction of technical means for safe operation of belt conveyers at gallery inclination angles from +18° to +25.
Key words: BALANCED DIVIDING
WALL, BELT CONVEYER, SIDE FENCES, CONVEYER INCLINATION ANGLE
Ушаков Егор Николаевич
тел. 8-913-301-6874
Кострыкин Антон Павлович
тел. 8-913-438-9660
Шайдулин Константин Владимирович
тел. 8-923-499-2255
Мерзляков Павел Евгеньевич
тел. 8-913-301-6870