Научная статья на тему 'Технические средства для безопасной эксплуатации ленточных конвейеров на углах наклона выработки от +180 до +250'

Технические средства для безопасной эксплуатации ленточных конвейеров на углах наклона выработки от +180 до +250 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
645
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБАЛАНСИРОВАННАЯ ПЕРЕГОРОДКА / ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР / БОКОВЫЕ ОГРАЖДЕНИЯ / УГОЛ НАКЛОНА КОНВЕЙЕРА / BALANCED DIVIDING WALL / BELT CONVEYER / SIDE FENCES / CONVEYER INCLINATION ANGLE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ушаков Егор Николаевич, Кострыкин Антон Павлович, Шайдулин Константин Владимирович, Мерзляков Павел Евгеньевич

Описывается устройство технических средств для безопасной эксплуатации ленточных конвейеров на углах наклона выработки от +180 до +250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical means for safe operation of belt conveyers in mine galleries with inclination angle from +180 to +2501OAO "Scientific center VostNII safety mining industry"

Construction of technical means for safe operation of belt conveyers at gallery inclination angles from +180 to +250.

Текст научной работы на тему «Технические средства для безопасной эксплуатации ленточных конвейеров на углах наклона выработки от +180 до +250»

УДК 622.647.2

Е.Н. Ушаков, А.П. Кострыкин, К.В. Шайдулин (научные сотрудники ОАО «Научный центр ВостНИИ по безопасности работ в горной промышленности»)

П.Е. Мерзляков (младший научный сотрудник ОАО «Научный центр ВостНИИ по безопасности работ в горной промышленности»)

Технические средства для безопасной эксплуатации ленточных конвейеров на углах наклона выработки от +180 до +250

Описывается устройство технических средств для безопасной эксплуатации ленточных конвейеров на углах наклона выработки от +18 до +250.

Ключевые слова: СБАЛАНСИРОВАННАЯ ПЕРЕГОРОДКА, ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР, БОКОВЫЕ ОГРАЖДЕНИЯ, УГОЛ НАКЛОНА КОНВЕЙЕРА

К особенностям эксплуатации шахтного транспорта относятся: большая протяженность и разветвленность транспортных коммуникаций, сложность профиля транспортных путей, периодичность перемещения пунктов погрузки и разгрузки, стесненное рабочее пространство, большая глубина разработки, повышенная влажность, пожаро- и взрывобезопасность.

Транспортные средства должны соответствовать указанным условиям и к тому же обеспечивать высокие экономические показатели, обладать сравнительной простотой и удобством монтажа-демонтажа и технического обслуживания, иметь высокую степень автоматизации, обеспечивать вывоз горной массы от высокопроизводительного забойного оборудования. Большую роль играет унификация оборудования с исключением применения разных видов транспорта в одной транспортной цепочке от забоя до поверхности.

Всем этим условиям удовлетворяет ленточный конвейерный транспорт. Задачи конвейеризации горных предприятий потеряли свою актуальность в связи с тем, что предложения превышают спрос и предприятия имеют возможность формировать свои транспортные коммуникации современным высокопроизводительным оборудованием непрерывного действия без разрывов грузопотока.

Но серийно выпускаемые ленточные конвейеры имеют существенные недостатки: невозможность работы на криволинейных в плане трассах, ограниченный угол наклона. Эти недостатки можно компенсировать применением специальных типов конвейеров или специальных типов лент, конструкции которых разработаны и технологии производства имеются. Сегодня можно сказать, что эти проблемы технически в значительном диапазоне решены, но с точки зрения экономики и унификации имеются проблемы.

Конструкции специальных типов конвейеров основаны на увеличении давления груза на ленту за счет применения второй ленты в качестве прижимного контура, специальных роликоопор повышенной желобчатости, обжимных катков и т.д.

Конструкции специальных типов лент основаны на увеличении трения между грузом и лентой за счет применения рифленых лент, гофрированных бортов, поперечных резиновых перегородок и т.д.

Общими недостатками указанных конструкций являются их повышенная стоимость, трудность очистки от налипшего груза и необходимость дополнительного оборудования.

Актуальным является вопрос транспортирования насыпных грузов ленточными конвейерами по уклонам с углом наклона трассы от +180 до +250. В этом диапазоне в зависимости от характеристики насыпного груза (угол внутреннего трения и, соответственно, угол естественного откоса, крупность кусков и т.д.) допускается транспортирование серийно выпускаемыми ленточными конвейерами, однако существует возможность скатывания отдельных кусков, что засоряет трассу, может повредить оборудование и травмировать проходящий персонал.

На основе анализа опыта эксплуатации ленточных конвейеров, экспертизы проектов и изучения литературных источников [1, 2, 3, 4, 5] разработаны мероприятия по безопасной эксплуатации уклонных ленточных конвейеров с углами от +180 до +250.

Угол наклона до +250 обусловлен тем, что он не может превысить угол внутреннего трения транспортируемого насыпного груза и угол естественного откоса.

Мероприятия по безопасной эксплуатации включают в себя технические и организационные решения.

К техническим решениям относится применение специальных ограждений (боковых и поперечных), которые не дают скатывающимся кускам горной массы выходить за габариты конвейерной ленты и исключают возможность их разгона.

Для предупреждения скатывания кусков предлагаются поперечные сбалансированные перегородки вогнутого типа, которые не повреждают ленту, улавливают скатывающиеся куски и не оказывают сопротивления движущейся вверх горной массе. Конструкция их показана на рисунке 1. Сбалансированность перегородки относительно оси дает возможность уменьшить зазор между горной массой и перегородкой, потому что она не оказывает сопротивления движению груза вверх при местной перегрузке ленты или появлению крупногабаритных кусков, а ее желобчатость обеспечивает полное улавливание скатывающихся кусков.

Для удержания скатывающихся кусков в габаритах поперечного сечения ленты предлагаются боковые ограждения, которые исключают «вылет» кусков за пределы конвейера или их попадание в зазоры. Высота этих ограждений над лентой должны быть не менее 500 мм со стороны пешеходного прохода и не менее 250 мм с противоположной стороны.

1- рама; 2 - сбалансированная перегородка; 3 - отрезок конвейерной ленты; 4 - горная масса;

5 - верхняя роликоопора конвейера; 6 - балансирный груз; 7- отбойник; 8 - боковые ограждения

Рисунок 1 - Общий вид поперечной сбалансированной перегородки

Расположение ограждений, частота их установки, силовые характеристики принимаются согласно расчету и зависят от характеристик транспортируемого материала, скорости движения конвейерной ленты, угла наклона трассы или отдельных ее частей.

Для исключения доступа в выработку людей следует установить освещенные табло, сблокированные с приводом, запрещающие вход в выработку при работающем конвейере.

При необходимости установить роликоопоры с углом наклона боковых роликов более 300 .

Внедрение данных мероприятий позволит в значительной степени расширить диапазон применения конвейеров обычной конструкции с высокой степенью безопасности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 ПБ 05-618-03. Правила безопасности в угольных шахтах.

2 РД 05-325-99. Нормы безопасности на основное горнотранспортное оборудование для угольных шахт.

3 ГОСТ 12.2.022-80 ССБТ. Конвейеры. Общие требования безопасности.

4 ГОСТ Р 51984-02. Конвейеры ленточные. Общие технические условия.

5 ГОСТ Р 51042-97. Конвейеры шахтные ленточные. Методы испытаний.

TECHNICAL MEANS FOR SAFE OPERATION OF BELT CONVEYERS IN MINE GALLERIES WITH INCLINATION ANGLE FROM +180 TO +250

Ye.N. Ushakov, A.P. Kostrykin, K.V. Shaidulin, P.Ye. Merzliakov

Construction of technical means for safe operation of belt conveyers at gallery inclination angles from +18° to +25.

Key words: BALANCED DIVIDING

WALL, BELT CONVEYER, SIDE FENCES, CONVEYER INCLINATION ANGLE

Ушаков Егор Николаевич

тел. 8-913-301-6874

Кострыкин Антон Павлович

тел. 8-913-438-9660

Шайдулин Константин Владимирович

тел. 8-923-499-2255

Мерзляков Павел Евгеньевич

тел. 8-913-301-6870

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.