3. Прилипко А. А., Гриднев В. Н. Разработка датчиков контроля прохождения осей подвижных единиц /Сб. науч. тр.- Харьков: ХИИТ, 1989. Вып. 10. - С. 37 - 40.
4. Бухгольц В.П., Красовский Г.А., Штанке А.Э. Путевые датчики контроля подвижного состава на рельсовом транспорте. - М.: Транспорт, 1976. - 96 с.
5. Счетчики осей в системах железнодорожной автоматики и телемеханики: учеб. Пособие / А.Г. Кириленко, А.В. Груша. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2003. 75с.: ил.
6. Карпов Е.А., Марунчак Л.В., Рядинских А.С. Синтез нелинейных преобразователей.- М.:Энергоатомиздат, 1986. -136 с.
7. Осипов Л. А. Обработка сигналов на цифровых процессорах: линейно-аппроксимирующий метод. - М.: Горячая линия - телеком, 2001. -76 с.
УДК 656.25:656.256
Радковский С.А., к.т.н., доц. (ДонИЖТ) Семикова Т.И., доц. (ДонИЖТ)
ТЕХНИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СТРЕЛКОЙ
Введение, анализ исследований и постановка задачи. В процессе эксплуатации при нормальных условиях роботы технические средства схемы управления выполняют заданное назначение, осуществляя возложенные на них функции по контролю положения стрелки и переводу остряков из одного крайнего положения в другое. В таких случаях работа технических средств характеризуется как надежное функционирование, которое позволяет обеспечивать безопасность движения поездов.
Однако при появлении отказа в работе технических средств, схема управления не способна выполнять указанные функции. В таких случаях возможны: снижение уровня безопасности движения поездов, их задержки, возникновение аварийных ситуаций.
Как известно [2, 3, 6] схема управления стрелкой состоит из постовой аппаратуры и напольной, в которую входит и элементы стрелочного привода. Доля отказов, приходящаяся на постовую аппаратуру невелика и соизмерима с отказами постовой аппаратуры электрической централизации (ЭЦ). На стрелочные электроприводы приходится в среднем пятая часть отказов в системах ЭЦ. Диапазон изменения
параметра потока отказов в зависимости от их типа и условий эксплуатации колеблется от 6,7-10-6 ч-1 до 40-10-6 ч-1 [1].
Для исключения появления отказов работники по техническому обслуживанию выполняют ряд мероприятий по улучшению эксплуатационных показателей технических средств. Выполнение данных мероприятий обязывает работников по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки иметь знание и умение выполнять анализ работы схемы управления централизованной стрелкой с целью уменьшения времени на поиск и устранение, как самих отказов, так и причин их появления.
Таким образом, целью данной работы является формализация описания работы схемы управления стрелкой с целью определения качества функционирования ее технических средств и выдачи рекомендаций обслуживающему персоналу.
Основной материал. В условиях эксплуатации схема управления может находиться в двух режимах работы, контроля и перевода. Каждый режим работы имеет определенные технические состояния схемы управления стрелкой.
Исходное (нормальное) состояние схема управления имеет в контрольном режиме при осуществлении функции контроля крайних положений остряков стрелки, которая выполняется согласно алгоритму работы контрольной цепи, рисунок 1. Данное техническое состояние характеризуется как рабочее состояние схемы в контрольном режиме - БКР.
Из состояния БКР схема управления может перейти в другие состояния, один из переходов может произойти в контрольном режиме при потере контроля положения, а техническое состояние, в которое перешла схема управления, характеризуется как нерабочее и называется потеря контроля положения стрелки - БКН. Данный переход характеризуется либо отказами, произошедшими в самой контрольной цепи (обрыв, потеря контакта и т.д.) либо взрезом или разрегулировкой механических частей электропривода.
В рабочем режиме могут произойти три перехода: переход в рабочее состояние, в предельное состояние и в нерабочее состояние. Переход в рабочее состояние происходит при выполнении перевода с дальнейшим получением контроля положения остряков стрелки, который выполняется согласно алгоритмам работы пусковой и рабочей цепей и характеризуется как состояние Бпр. Из этого состояния схема управления может выполнить обратный переход в нормальное состояние контрольного режима БКР.
Алгоритм работы контрольной цепи - йкр
Нормальное состояние выполнение контроля крайнего положения стрелки (контрольный режим) -
Выполнение переводя стрелки (режим переводя) - Кд
Рабочее состояние -
&ПР
Стрелка переводится и имеет контроль
_х_
Алгоритм р я боты пусковой и рабочей цепей - йпр
Предельное состояние -
Нерабочее состояние
Стрелка Перевод
переводится, стрелки
по окончании выполняется,
перевода но не
контроль не заканчивается
появляется
Невозможно выполнить перевод стрелки
Стрелка теряет контроль крайнего положения
&КН
Рисунок 1 - Технические состояния схемы управления централизованной стрелкой
в условиях эксплуатации
Переход в предельное и нерабочее состояние происходит при наличии отказов в работе технических средств. Основными причинами перехода в предельное состояние БПГ могут быть: разрегулировка контрольных тяг, наличие посторонних предметов, нарушение электрического контакта, индевение или обледенение контактов в автопереключателе и другие. Основными причинами перехода в нерабочее состояние БПН могут быть: занятость стрелки подвижным составом, стрелка замкнута в маршруте, перегорание индивидуального или группового предохранителей рабочих цепей стрелки, повреждения в релейной аппаратуре, обрыв в электрических цепях, повреждения электродвигателя и другие.
Для возобновления исходного (нормального) функционирования необходимо организовать обратные переходы из состояний БКН, БПГ, БПН в состояние БКН. Данные переходы могут быть обеспечены только техническим обслуживающим персоналом с помощью выполнения мероприятий по восстановлению работоспособности технических средств схемы управления.
Восстановление работоспособности заключается в:
- определения места возникновения отказа;
- выявления технического изделия, в котором произошел отказ;
- выполнения мероприятий по устранению отказа.
Решение поставленных задач упрощается при знании особенностей и условий работы схемы управления, при которых произошел отказ и его признаки. На рисунке 2 приведен граф технических состояний схемы управления централизованной стрелки и возможные переходы из одного состояния в другое.
Переход из исходного состояния Б1, в рабочее состояние режима перевода Б2 определяется интенсивностью переводов стрелки пП. Обратный переход Б2 в интенсивностью получения контроля положения остряков при выполняемых переводах пО.
Переход из исходного состояния Б1, в нерабочее состояние контрольного режима определяется интенсивностью отказов ХКН. Обратный переход Бз в интенсивностью восстановления цКН.
Переход из исходного состояния Б1, в предельное состояние режима перевода Б4 определяется интенсивностью отказов ХПГ. Обратный переход из Б4 в - интенсивностью восстановления цПГ.
Переход из исходного состояния Б1, в нерабочее состояние режима перевода определяется интенсивностью отказов ХПН. Обратный переход в интенсивностью восстановления [хПН.
Рисунок 2 - Граф технических состояний схемы управления централизованной стрелкой
С помощью дифференциальных уравнений можно описать вероятности нахождения схемы управления стрелкой в одном из технических состояний.
Вероятность нахождения схемы управления стрелкой в состояниях
S2, Sз, S4, Б5:
ар 1(1)/ Л = По Р2(1) + [КН Рз(1) + [ПГ Р4(1) + [ПН Р5(1) - (Пп + Хкн + Хпг + Хпн)
Р^);
ёР^)/ а = Пп Р1(1) - По Р2(1); ёР'з(1)/ а = Хкн Р1(1) - [КН Рз(1);
ёР^)/ = Хпг Р1(1) - [ПГ Р4(1);
ёР^)/ = Хпн)Р1(1) - [ПН Р5(1).
Решение системы дифференциальных уравнений позволит определить качество функционирования технических средств схемы управления стрелкой через величины, характеризующие входящий поток отказов и интенсивность перевода стрелок.
Выводы и практические рекомендации. Таким образом, в работе произведена формализация описания функционирования схемы управления стрелкой, описаны ее возможные технические состояния и переходы между ними. Намечены пути повышения технического состояния схемы управления стрелкой.
Полученные результаты могут быть использованы при построении системы контроля либо диагностики технического состояния элементов и устройств электрической централизации.
Список литературы
1. Сапожников В.В., Сапожников Вл.В., Шаманов В.И. Надежность систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи - М.: Маршрут, 2003.
2. Дмитренко И.Е. Устинский А. А., Цыганков В.И. Измерения в устройствах автоматики, телемеханики, и связи на железнодорожном транспорте. - М.: Транспорт, 1975.
3. Техническая эксплуатация устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики. Вл.В.Сапожников. - М.: Маршрут, 2003.
4. 1нструкщя з техшчного обслуговування пристро:в сигналiзацii, централiзацii та блокування (СЦБ). - Кшв. 1998.
5. Устройства СЦБ. Технология обслуживания. - М.: Транспорт. 1999.
6. Автоматика i комп'ютерш системи на станщях. Частина 2. Датчики та виконавчi пристро:. О.Ф.Демченко i шшь - Харюв, «Регюн - ш форм». 1999.
УДК 656.254.16
Саенко А. С., инженер (Дон. жд)
АНАЛИЗ "СЛУЧАЙНОГО" МЕТОДА ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ПОПУЛЯЦИИ, ДЛЯ ГЕНЕТИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА В ЗАДАЧЕ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ БАЗОВЫХ СТАНЦИЙ СЕТИ СТАНДАРТА С8М-Я
Введение. С позиций внедрения новых систем технологической железнодорожной радиосвязи рассматривается переход на современный цифровой стандарт ОБМ-Я. При проектировании сетей этого стандарта возникает ряд новых задач, одна из которых - оптимальное размещение