УДК 629.114.2.004
Технические решения по созданию нагрузочных устройств для тяговых испытаний машин при трогании с места под нагрузкой
С.В. Хабардин, канд. техн. наук ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ
Тяговые испытания машин в режиме трогания с места под нагрузкой предполагают наличие надёжного и устойчивого к силовым воздействиям устройства, позволяющего определять тягово-динамические характеристики испытываемых машин, в частности силу тяги. Статья посвящена поиску новых технических решений по созданию нагрузочных устройств с учётом мобильности и компактности. Технические решения, приведённые в статье, подтверждены патентами на изобретения. Они содержат общие конструктивные элементы для их эксплуатации в стационарных и при мобильном применении в полевых условиях. В ходе обзора и анализа технических решений выявлено, что балочные устройства с z-образным фундаментом отличаются по возможностям присоединения испытываемых машин. Установлено, что механическое тягово-тормозное устройство для технического диагностирования транспортных средств, совмещённое в общем основании с пружинным средством измерения силы тяги, силовым звеном и беговой дорожкой, обеспечивает плавное трогание машины с выбегом до загрузки. Кроме того, в статье представлено описание рамных нагрузочных устройств - нагрузочной платформы и опоры, где также установлено, что рамные конструкции могут быть сложными и массивными. На завершающем этапе исследования дано описание трёхточечной нагрузочной опоры с раздельными конструктивными элементами, что позволяет считать эту конструкцию наиболее компактной и мобильной. При этом проведена классификация технических решений и определено, что стационарное применение балочных устройств обусловлено наличием фундаментной основы. Мобильные устройства с рамными опорами размещаются при установке без фундамента и могут применяться в полевых условиях. Мобильное устройство с точечным размещением опор цельной конструкции не имеет, и поэтому оно более компактно в процессе транспортирования.
Ключевые слова: трактор, сила тяги, тяговые испытания, нагрузочное устройство, платформа, опора.
В общем понимании тяговые испытания машин (тракторов, тягачей, автомобилей и других транспортных средств) - это процесс определения тягово-динамических и экономических характеристик машин при движении в заданных условиях и в функции тяговой нагрузки, приложенной к тягово-сцепному устройству [1 - 4]. Тяговые испытания машин при трогании с места под нагрузкой - это тот же процесс, но его осуществляют в режиме трогания машины с места, причём без движения [5 - 9].
Материал и методы исследования. Цель исследования - совершенствование технических решений по созданию нагрузочных устройств для тяговых испытаний машин при трогании с места под нагрузкой.
Объект исследования - процесс тяговых испытаний машин при их трогании с места под нагрузкой, реализуемый с применением нагрузочных устройств различных конструкций.
В основу методики исследования положен метод сравнения нагрузочных устройств различных конструкций для тяговых испытаний машин.
Результаты исследования. Проведение тяговых испытаний машин при трогании с места под нагрузкой возможно при наличии нагрузочных устройств - технических сооружений [10] в совокупности конструктивных элементов.
К тягово-динамическим характеристикам испытываемых машин, в частности, относится сила тяги, определяемая в режиме трогания машины с места, при наибольшем сопротивлении нагру-
зочного устройства [5 - 9]. Поэтому основными средствами тяговых испытаний являются нагрузочные устройства. Их может быть множество, мы же приведём в дальнейшем только те, которые выполнены автором настоящей статьи на уровне новых технических решений, причём как изобретения [11 - 13].
Известно устройство для испытания автотранспортных средств в режиме трогания с места под нагрузкой (рис. 1) [12], состоящее из основания 1, фундамента с полочками в виде 2-образного столба 2 и шипов 5, соединяющих фундамент с грунтом. По центру фундамент 2 дополнен стержнем 7 с отверстием в верхней части для присоединения к нему посредством шкворня промежуточного звена с динамометром, взаимодействующих с испытываемой машиной (не показано). Для предания прочности фундаменту 2 к стержню 7 присоединены крестовины: верхняя 4 и нижняя 6. В верхней части фундамента 2 выполнено углубление конической формы, которое закрыто крышкой 3.
Устройство готовят к испытанию. Для этого открывают крышку 3, машину, например трактор, присоединяют к стержню 7 через промежуточное звено с динамометром посредством шкворня, установленного в отверстие стержня 7. После этого обеспечивают трогание трактора с места в направлении, показанном стрелкой. При силовом воздействии на стержень 7 фундамент 2, взаимодействуя с поверхностями нижней и верхней полочек, создаёт дополнительное сопротивление
его опрокидыванию в продольной плоскости. При этом поверхности шипов 5 также обеспечивают дополнительное сопротивление фундамента 2 в указанном направлении. В завершение тяговых испытаний динамометр фиксирует силу тяги трактора.
Таким образом, 2-образная конструкция с шипами 5 обеспечивает высокую продольную устойчивость устройства в грунте. Конструкция может быть малогабаритной и способной выдерживать высокие силовые нагрузки, создаваемые испытываемым транспортным средством при трогании с места.
Недостатком устройства является то, что оно мало приспособлено для нагружения машин с различным расстоянием по вертикали от основания до прицепного устройства и не позволяет проводить испытания машин без догрузки ведущих колёс.
Устройство тормозное для тяговых испытаний машин (рис. 2) [13] также имеет 2-образную опору 7 с шипами 2 в форме пустотелой балки, установленную в фундамент 3 и выступающую над основанием 1. В выступающей части балки на различном расстоянии от основания 1 выполнены парные соосные отверстия, осевые линии которых находятся в одной вертикальной плоскости и совпадают с линией продольной симметрии прицепного устройства 12 испытываемой машины 17. В отверстия установлен винт 6, который выполнен с образованием рукоятки 4 и буртика 5, имеющего возможность взаимодействия с опорой 7. Винт 6 оснащён гайкой 8, обеспечивающей возможность шарнирного присоединения к ней динамометра 9. Кроме того, в состав устройства дополнительно
входит присоединительная муфта 10, которая также выполнена с возможностью шарнирного соединения машины 17 с динамометром 9. Для обеспечения шарнирного соединения в гайке 8 винта 6 и в присоединительной муфте 10 выполнены продольные прорези соответственно под переднее 14 и заднее 15 присоединительные кольца динамометра 9, а также отверстия под передний 13 и задний 16 шкворни.
Принцип работы устройства следующий. Устройство перед испытаниями подготавливают, для этого в отверстия опоры 7 устанавливают винт 6, навинчивают гайку 8 до упора в боковую поверхность опоры 7 и присоединяют к ней динамометр 9. Для этого в прорезь гайки 8 вводят переднее присоединительное кольцо
14 динамометра 9 и фиксируют его передним шкворнем 13. К прицепному устройству 12 машины 17 присоединяют муфту 10 и фиксируют ее шкворнем 11. Затем свободное заднее кольцо
15 динамометра 9 устанавливают в прорезь присоединительной муфты 10 и также фиксируют его задним шкворнем 16. При необходимости для испытания машины 17 с низшим расстоянием по вертикали от основания 1 до прицепного устройства 12, или для повышения сцепного веса машины, винт 6 с гайкой 8 переставляют (устанавливают) на низшее отверстие в опоре 7, что показано на рисунке 2 штриховыми линиями. После подготовки устройства к испытаниям обеспечивают трогание машины 17 с места в направлении стрелки (рис. 2) при её взаимодействии через звенья цепи на общей оси симметрии 12, 10, 15, 9, 14, 8, 6 с опорой 7. В завершение процесса испытаний сила тяги машины 17 фиксируется динамометром 9.
А
Б
Рис. 1 - Устройство для нагружения автотранспортного средства при его испытании в тяговом режиме трогания с места [12]:
А - вид в продольном разрезе; Б - вид сверху
Рис. 2 - Устройство тормозное для тяговых испытаний машин [13]
Таким образом, наличие выступающей над основанием 1 части балочной опоры 7 с рядом установочных отверстий позволяет нагружать машины с различным по высоте размещением прицепных устройств и повышать их сцепной вес.
На рисунке 3 представлено механическое тягово-тормозное устройство для технического диагностирования транспортных средств [11], конструктивно совмещённое в общем основании 1 со средством измерения, а также с силовым звеном и беговой дорожкой. Средство измерения - пружинный динамометр, фиксирующий силу тяги испытываемой машины, размещён в цилиндре 14. Оно включает в себя шток 2 с тарелкой 15 и упором 16, пружину 13, измерительный стержень 18 с фиксирующей муфтой 17 и направляющую втулку 12. В состав силового звена - силопередающей цепи от испытываемой машины до динамометра входит блок 3, трос 4, втулка 5, направляющая стойка 6, ограничитель хода 7 и фиксатор троса 11. Беговая дорожка с
1 2 3 4 5 6 7 8
Рис. 3 - Механическое тягово-тормозное устройство для технического диагностирования транспортных средств [11]
выступами-зацепами предназначена для достаточного сцепления ходового аппарата испытываемой машины 8 с основанием 1 и в основе содержит опорно-тормозную плиту 10, закреплённую в установочных гнёздах 9.
Устройство работает в следующем порядке. Испытываемую машину 8, например гусеничный трактор, задним ходом устанавливают на опорно-тормозную плиту 10. Соединяют с трактором свободный конец троса 4 и, двигаясь вперед, натягивают трос 4 до тех пор, пока не будут выбраны свободные зазоры в присоединительных элементах, а также в тягово-тормозном устройстве. Ограничитель хода троса 7 перемещают по тросу 4 до соприкосновения с вертикальной плоскостью направляющей стойки 6 и фиксируют с тросом 4, а муфту 17 перемещают по измерительному стержню 18 до касания с упором 16. После подготовки устройства к работе машина 8 с полной подачей топлива, трогаясь с места, движется без буксования вперёд по опорно-тормозной плите 10 и вытягивает тросом 4 за блок 3 шток 2. При этом трос 4 проходит через втулку 5 стойки 6 и удерживает блок 3 в исходном положении. Шток 2 воздействует посредством тарелки 15 на пружину 13 и сжимает - измерительный стержень 18 перемещается со штоком 2. Муфта 17, упираясь в упор 16, скользит по стержню 18. Пружина 13, сжимаясь, создает возрастающее сопротивление движению испытываемой машины 8. При наступлении начала неустойчивой работы двигателя трактор останавливают и фиксируют максимальное значение силы тяги машины посредством втулки 17 на измерительном стержне 18.
Представленное устройство (рис. 3) оснащено пружинным средством измерения, которое при испытании работает как амортизатор и обеспечивает плавное трогание машины с выбегом до загрузки. Трогание машины с места в этой конструкции проходит с постепенным нагруже-нием, а значит, в более щадящих условиях для её муфты сцепления и трансмиссии в целом.
Нагрузочная платформа для тяговых испытаний машин (рис. 4) представлена рамной опорой 3, установленной на основание 12 и содержащей регулируемую беговую дорожку, составленную из размещённых параллельно двух лонжеронов 11 под правое и двух таких же лонжеронов 11 под левое ведущее колесо 8 испытываемой машины 9, выполненных из швеллера. Лонжероны 11 установлены на задние 1 и передние балки 10 с их фиксированием болтом 13 в прорезях 14 балок 1, 10.
Устройство работает следующим образом. Подготавливают платформу к испытанию машины. Для этого в соответствии с шириной ведущих колёс 8 и колеёй испытываемой машины 9 устанавливают со скольжением по балкам 1,
10 лонжероны 11 и фиксируют их в прорезях 14 болтами 13.
Машину 9 задним ходом устанавливают на лонжероны 11 и присоединяют её прицепное устройство 7 через муфту 5, динамометр 4 к опоре 3, с фиксированием указанных соединительных элементов шкворнем 6. После присоединения машина 9 трогается с места в направлении по стрелке на рисунке 4. В завершение процесса испытаний максимальное значение силы тяги машины фиксируется динамометром 4.
В представленном устройстве нет фундамента, и, следовательно, данная платформа транспортабельна. Её можно размещать в полевых условиях, например при проведении плановых операций технического обслуживания машин. Однако данная платформа мало приспособлена для нагружения машин с различным по высоте размещением прицепных устройств, так как её опора имеет одно присоединительное отверстие и не позволяет проводить испытания машин без
догрузки ведущих колёс. Кроме того, платформа в совокупности с регулируемой беговой дорожкой для обеспечения прочности конструкции выполнена из швеллера, а значит, она может быть массивной.
Нагрузочная опора для тяговых испытаний машин (рис. 5) состоит из основания 1, рамной опоры 3 и беговой дорожки 5. Основание выполнено в виде углубления с уступом в донной части, с образованием передней, задней и боковых вертикальных стенок, а также двух донных горизонтальных поверхностей, нижней и верхней. Рамная опора 3 с передней 2 и задней стойкой 4 размещена в основании 1 таким образом, что передняя стойка 2 установлена со стороны передней стенки основания, а задняя стойка 4 установлена на уступе со стороны задней стенки основания 1. Присоединительная часть рамной опоры 3 с образованием проушины выступает за верхнюю горизонтальную линию основания 1.
1
2
3 10 13
14
11
ТО
1 12
А
Рис. 4 - Нагрузочная платформа для тяговых испытаний машин:
А - платформа в рабочем положении; Б - платформа - вид сверху
1 / 7~.—:—:—:—:—:—:—гп—гт—:—
1 ч ' Х- ! 1
т -Ь / ±
1 + ¥
\ .. |_ \ :—:—:—:—:—:—:—:—т—^-
1 1 1 Г1 1 \
1 2
А -А 3
1
2
У7Г
А
А
Рис. 5 - Нагрузочная опора для тяговых испытаний машин:
А - вид в продольном разрезе; Б - вид сверху
Б
3
4
5
4
5
Б
известия оренбургского государственного аграрного университета
2020 ■ № 5 (85)
Испытание машины, например трактора, при трогании с места под нагрузкой заключается в следующем. Машину (не показана) задним ходом устанавливают на беговую дорожку 5 и присоединяют её прицепное устройство через муфту и динамометр (не показаны) к выступающей присоединительной части опоры 3. После присоединения машина трогается с места с фиксированием максимального значения силы тяги динамометром.
Рамная опора с выступающими стойками устойчива к опрокидыванию в ступенчатом основании, она компактна и может иметь небольшую массу, а значит, она наиболее транспортабельна. Однако рамная опора имеет сложную конструкцию, для её использования необходима подготовка ступенчатого основания, и она также малопригодна для испытания машин с различным размещением прицепных устройств.
Рассмотрим нагрузочную трёхточечную опору для тяговых испытаний машин (рис. 6), состоящую из основания 1 с беговой дорожкой 11, винтовых опор - передней опоры 3 и задних опор 13 с упорами 12, находящимися во взаимодействии с балкой 5.
А-А
Рис. 6 - Нагрузочная трёхточечная опора для
А - в рабочем положении; Б - вид сверху
Устройство работает в следующем порядке. Машину 10 задним ходом устанавливают на беговую дорожку 11 и присоединяют её прицепное устройство 9 через муфту 7, динамометр 6, гайку 4 с винтом 2 к передней опоре 3 при установке в отверстия соединительных элементов шкворней 8. После чего машина 10 трогается с места в направлении по стрелке на рисунке 4 с фиксированием максимальной силы тяги динамометром 6.
Данное конструктивное решение получено с применением стандартных фундаментных элементов - винтовых свай, погруженных осевым вращением в основание 1, что значительно упрощает монтаж этой конструкции в полевых условиях. Это устройство адаптировано для тяговых испытаний машин с различным размещением прицепных устройств, а его раздельные элементы при компактной укладке занимают наименьший грузовой объём. Это значит, что оно более мобильно в процессе транспортирования.
На завершающем этапе исследования классифицируем представленные нагрузочные устройства (рис. 7) и определим возможность их применения в полевых условиях.
5 11
испытаний машин:
Нагрузочные устройства
Стационарные
Мобильные
Балочные
Комбинированные
Рамные
Точечные
Рис. 7 - Виды нагрузочных устройств
технические науки
Все представленные нагрузочные устройства могут быть подразделены на стационарные и мобильные. В свою очередь стационарные делятся на балочные и комбинированные, а мобильные - на рамные и точечные. Стационарное применение балочных устройств на рисунках 1, 2, а также комбинированного со средством измерения устройства на рисунке 3 обусловлено наличием фундаментной основы. Устройства с рамными опорами на рисунках 4, 5 размещаются при установке без фундамента, а значит, они мобильны и могут применяться в полевых условиях. Мобильное устройство на рисунке 6 с точечным размещением опор цельной конструкции не имеет, и оно более компактно в процессе транспортирования, а следовательно, наиболее подходит для полевых условий. Таким образом, мобильность нагрузочных устройств расширяет возможность их применения, а компактность является определяющим критерием их дальнейшего совершенствования. Выводы
1. Проведён обзор устройств для тяговых испытаний машин при трогании с места под нагрузкой и дан анализ их конструктивных особенностей.
2. Обоснована возможность применения мобильных нагрузочных устройств в полевых условиях и найден определяющий критерий их дальнейшего совершенствования - их компактность.
3. Полученные результаты исследования могут быть положены в основу экспериментального исследования процесса тяговых испытаний машин.
Литература
1. ГОСТ 7057 - 2001. Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний. Взамен ГОСТ 7057 - 81; введ. 2003.01.01. М.: Изд-во стандартов, 2002. 11 с.
2. ГОСТ 23734 - 98. Тракторы промышленные. Методы испытаний. Взамен ГОСТ 23734 - 79; введ. 01.07.2000. М.: Изд-во стандартов, 1999. 18 с.
3. ГОСТ 30745 - 2001. Тракторы сельскохозяйственные. Определение тяговых показателей. Межгосударственный стандарт; введ. 01.01.2003. М.: Изд-во стандартов, 2002. 11 с.
4. Скотников В.А., Мащенский А.А., Солонский А.С. Основы теории и расчёта трактора и автомобиля / под ред. В.А. Скот-никова. М.: Агропромиздат, 1986. 383 с.
5. Пат. 2430339 Рос. Федерация, МПК G 01 L 5/13 (2006.01). Способ определения тяговой мощности транспортного средства при его испытании в тяговом режиме трогания с места / Хабардин В.Н., Хабардин С.В.; заявит. и патентообладатель ФГОУ ВПО «Иркут. гос. с.-х. акад.». № 2009134577/28; заявл. 15.09.2009; опубл. 27.09.2011. Бюл. № 27. 9 с.
6. Пат. 2430340 Рос. Федерация, МПК G 01 L 5/13 (2006.01). Способ определения эффективной мощности двигателя транспортной машины при её испытании в тяговом режиме трогания с места / Хабардин В.Н., Хабардин С.В.; заявит. и патентообладатель ФГОУ ВПО «Иркут. гос. с.-х. акад.». № 2009134575/28; заявл. 15.09.2009; опубл. 27.09.2011. Бюл. № 27. 7 с.
7. Пат. 2438105 Рос. Федерация, МПК G 01 L 5/13 (2006.01). Способ определения номинальной тяговой мощности транспортной машины / Хабардин С.В.; заявит. и патентообладатель ФГОУ ВПО «Иркут. гос. с.-х. акад.». № 2010113029/28; заявл. 05.04.2010; опубл. 27.12.2011. Бюл. № 36. 5 с.
8. Хабардин В.Н., Хабардин С.В. Определение эффективной мощности двигателя при испытании трактора в тяговом режиме движения с места // Вестник КрасГАУ. 2009. № 12. С. 176 - 179.
9. Хабардин С.В. Варианты тяговых испытаний тракторов и их выбор // Вестник ИрГСХА. 2012. № 52. С. 87 - 92.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов. 21-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1989. 924 с.
11. Пат. 2144659 Рос. Федерация, МПК7 G0m 17/00. Механическое тягово-тормозное устройство для технического диагностирования транспортных средств / Хабардин В.Н., Хабардин С.В, Сарапулов П.Н; заявит. и патентообладатель Иркутская государственная сельскохозяйственная академия. № 97100704/28; заявл. 10.01.97; опубл. 20.01.00. Бюл. № 2. 5 с.
12. Пат. 2411485 Рос. Федерация, G0m 17/007 (2006.01). Устройство для нагружения автотранспортного средства при его испытании в тяговом режиме трогания с места / Хабардин С.В., Бородин С.Г.; заявит. и патентообладатель ФГБОУ ВО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия». № 2009134572/11; заявл. 28.12.09; опубл. 10.02.11. Бюл. № 4. 10 с.
13. Пат. 2644485 Рос. Федерация, В60Т 17/22 (2006.01), G01L 5/28 (2006.01), G01M 17/007 (2006.01). Устройство тормозное для тяговых испытаний машин / Хабардин С.В., Такаландзе Г.О., Бураев М.К., Беломестных В.А, Болоев П.А., Хабардин В.Н., Михайлов Н.А., Хлыстов Д.И.; заявит. и патентообладатель ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского». № 2015121990; заявл. 08.06.15; опубл. 12.02.2018. Бюл. № 5.
Хабардин Сергей Васильевич, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского» Россия, 664038, Иркутская область, Иркутский р-н, пос. Молодёжный, 1 E-mail: fair.irk@mail.ru
Technical solutions on creation of loading devices for traction testing of loaded vehicles starting to move
Khabardin Sergey Vasilievich, Candidate of Technical Sciences, Leading Researcher Irkutsk State Agrarian University named after A.A. Ezhevsky 1, Set. Molodezhny, Irkutsk distrikt, Irkutsk region, 664038? Russia E-mail: fair.irk@mail.ru
Traction tests of machines in the mode of pulling away under load suggesting the presence of a reliable and sustainable to force the device to determine the traction-dynamic characteristics of the test machines, in particular traction. This article is devoted to the search for new technical solutions for creating load devices, taking into account mobility and compactness. The technical solutions given in the article are confirmed by patents for inventions. They contain common structural elements for use in stationary and mobile applications in the field. During the review and analysis of technical solutions, it was revealed that beam devices with a z-shaped Founda-
tion differ in the possibilities of connecting the tested machines. It is established that a mechanical traction and braking device for technical diagnostics of vehicles, combined in a common base with a spring-loaded means of measuring the traction force, a power link and a treadmill, provides smooth starting of the car with a run-out before loading. In addition, the article provides a description of frame loading devices - loading platform and support, where it is also established that frame structures can be complex and massive. At the final stage of the study, a description of a three-point load bearing with separate structural elements is given, which allows us to consider this structure the most compact and mobile. At the same time, the classification of technical solutions was carried out and it was determined that the stationary use of beam devices is due to the presence of a Foundation. Mobile devices with frame supports are placed when installed without a Foundation and can be used in the field. A mobile device with a point placement of supports does not have a solid structure and therefore it is more compact in the process of transportation.
Key words: tractor, traction force, traction tests, loading device, platform, support.
DOI 10.37670/2073-0853-2020-85-5-130-136
-♦-
УДК 629.3.07
Беспилотный электроагрегат для обработки сельскохозяйственных культур холодным туманом
А.В. Линенко, д-р техн. наук, профессор; Т.И. Камалов, канд. техн. наук;
А.И. Азнагулов, ассистент; В.В. Лукьянов, аспирант
ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ
В настоящее время для большинства сельскохозяйственных предприятий повышение эффективности опрыскивания достигается за счёт применения систем точного земледелия, которые подразумевают использование курсоуказателей, подруливающих устройств, гидравлических автопилотов и другого оборудования, предусмотренного для конкретной операции в сельском хозяйстве. Недостатком таковых устройств является то, что они служат прицепными к машинно-тракторному агрегату, что связано с большими эксплуатационными затратами, из которых самыми значительными являются расходы на ГСМ и на обслуживание техники. С учётом выявленных недостатков для решения данной проблемы предлагается применение беспилотного агрегата на электротяге, способного выполнять поставленные задачи посредством аппаратно-программного комплекса с микропроцессорной системой управления. Одним из наиболее распространённых способов внесения жидких препаратов сегодня является полнообъёмное опрыскивание. Основной его недостаток - высокие эксплуатационные затраты и загрязнение почвы препаратами, которые стекают с растений в результате излишнего смачивания. Для эффективной обработки предлагается вносить жидкие удобрения и ядохимикаты электрически заряженным холодным туманом посредством беспилотного электроагрегата с автоматической системой управления движением по сигналам GPS/ГЛОНАСС навигации. Всё это в совокупности позволит повысить энергетические и экологические показатели опрыскивания сельскохозяйственных культур.
Ключевые слова: опрыскивание, беспилотный электроагрегат, навигационные системы, холодный туман.
Своевременное опрыскивание сельскохозяйственных культур является одним из основных показателей урожайности. Должная защита обуславливает необходимость в оборудовании, способном эффективно реализовать данный технологический процесс с наименьшими энергетическими затратами [1].
Опыт ведущих сельскохозяйственных производителей, а также научные работы специалистов в данной области показывают, что автономные агрегаты за счёт интеллектуальных систем позволяют обеспечить более эффективные полевые работы со снижением себестоимости производства [2 - 3]. Использование именно электроагрегатов позволяет исключить расходы на ГСМ и уменьшить затраты, связанные с обслуживанием техники. Аккумулятор в качестве источника питания не имеет риска разлива масла, а его перезарядка может быть осуществлена посредством существующих технологий возобновляемых
источников энергии, к примеру питание через солнечные панели.
Цель исследования заключается в повышении эффективности опрыскивания сельскохозяйственных культур путём обработки растений холодным туманом посредством беспилотного электроагрегата.
Материал и методы исследования. В научно-исследовательской лаборатории «Автопилотируемая сельскохозяйственная техника» Башкирского государственного аграрного университета был разработан беспилотный электроагрегат (БПЭА), позволяющий дифференцированно и автономно обрабатывать сельскохозяйственные культуры холодным туманом по спутниковым навигационным системам (рис. 1).
Способность выполнять поставленные задачи БПЭА с аппаратно-программным комплексом и микропроцессорной системой управления полностью исключает применение машинно-