Научная статья на тему 'Технические и планировочные приемы успокоения движения'

Технические и планировочные приемы успокоения движения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
556
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
СРЕДСТВА УСПОКОЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ / TRAFFIC CALMING FACILITIES / ИСКУССТВЕННЫЕ НЕРОВНОСТИ / "ЛЕЖАЧИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ" / КОЛЬЦЕВЫЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ / ПЕРЕКРЫТИЕ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ / ROADWAY BLOCKING / HUMPS / SPEED BUMP ("SLEEPING POLICEMAN") / ROUNDABOUT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бутузова (куприянова) Александра Борисовна, Лыткина Алла Александровна

Рассматриваются современные методы создания зон успокоения движения. Сегодня это один из важнейших аспектов контроля скорости и интенсивности движения на местной улично-дорожной сети. На конкретных примерах, применяемых в индустриально развитых европейских странах и США, подробно анализируются приемы успокоения движения, необходимые для использования на перегруженных автомагистралях российских больших городов и в частности Иркутска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Бутузова (куприянова) Александра Борисовна, Лыткина Алла Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL AND PLANNING METHODS OF TRAFFIC CALMING

Modern methods of creating traffic calming zones are considered. Today it is one of the most important aspects of controlling the speed and intensity of the local road network. Using the specific examples applied in industrially developed European countries and the USA, the article gives a thorough analysis of traffic calming techniques that are to be used on congested roads of Russian big cities, and in particular, in Irkutsk.

Текст научной работы на тему «Технические и планировочные приемы успокоения движения»

УДК 629.113.001

ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ПРИЕМЫ УСПОКОЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ

1 9

© А.Б. Бутузова1, А.А. Лыткина2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются современные методы создания зон успокоения движения. Сегодня это один из важнейших аспектов контроля скорости и интенсивности движения на местной улично-дорожной сети. На конкретных примерах, применяемых в индустриально развитых европейских странах и США, подробно анализируются приемы успокоения движения, необходимые для использования на перегруженных автомагистралях российских больших городов и в частности Иркутска. Ил. 10. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: средства успокоения движения; искусственные неровности; «лежачий полицейский»; кольц е-вые пересечения; перекрытие проезжей части.

TECHNICAL AND PLANNING METHODS OF TRAFFIC CALMING A.B. Butuzova, A.A. Lytkina

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Modern methods of creating traffic calming zones are considered. Today it is one of the most important aspects of controlling the speed and intensity of the local road network. Using the specific examples applied in industrially developed European countries and the USA, the article gives a thorough analysis of traffic calming techniques that are to be used on congested roads of Russian big cities, and in particular, in Irkutsk. 10 figures. 5 sources.

Key words: traffic calming facilities; humps; speed bump ("sleeping policeman"); roundabout; roadway blocking.

Транспорт

Успокоение движения как средство контроля скорости и интенсивности движения получило очень широкое распространение. Этот вид мероприятий очень редко рассматривался в российской градостроительной литературе и фактически не применялся в нашей стране.

Спектр технических приемов и средств успокоения движения чрезвычайно широк:

• канализирование, разделение полос (channelization);

• применение крутых поворотов-чикэнс (chicanes);

• ограничение доступа (gateway treatments);

• отклонение траектории на перекрестке (intersection diverters);

• организация парковочных зон (on-street parking);

• применение кольцевых пересечений (roundabouts);

• использование «лежачих полицейских» (speed humps);

• использование возвышений дорожного полот-

на с изменением текстуры (speed tables);

• применение тупиковых улиц (street closures);

• перепланировка улиц (street design alterations);

• сужение улиц (street narrowing);

• применение элементов управления движением (traffic controls);

• применение ограничений на размеры транспортных средств (vehicle size restrictions).

Искусственные неровности («лежачий полицейский») [1; 2]

Использование искусственных неровностей («лежачих полицейских») широко распространено во всем мире, чаще всего они размещаются там, где необходимо снижение скорости движения транспортных средств. Хотя искусственные неровности («лежачие полицейские») - эффективная мера для снижения скорости транспортных средств, их использование в некоторых случаях (слишком высокие, слишком резкий угол наклона) приводит к повреждению транспортного средства. Также искусственные неровности могут представлять опасность для мотоциклистов и велосипедистов.

1Бутузова (Куприянова) Александра Борисовна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89501116232, e-mail: [email protected]

Butuzova (Kupriyanova) Aleksandra, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Management and Transport Logistics, tel.: 89501116232, e-mail: alexa.kupriyanova @ gmail.com

2Лыткина Алла Александровна, старший преподаватель кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89041540595, e-mail: [email protected]

Lytkina Alla, Senior Lecturer of the Department of Management and Transport Logistics, tel.: 89041540595, e-mail: [email protected]

Speed Bump

Speed Hump

Рис. 1. Классификация искусственных неровностей

Искусственные неровности («лежачие полицейские») - особенность проектирования дороги для снижения скорости движения транспортных средств. Высота данных искусственных неровностей колеблется от 3 и 4 дюймов (7,6 и 10 см), длина - от 10 до 14 футов (от 3,0 до 4,3 м):

- Speed bump (в Великобритании - road hump or sleeping policeman; в Новой Зеландии - judder bar) ;

- Speed hump (road Humps, undulations).

Искусственные неровности в Великобритании:

• road hump - наиболее распространенный вид искусственных неровностей, как правило, с овальной поверхностью;

• speed table - один из видов искусственных неровностей с центральным плато, может быть размещен на пешеходном переходе с нанесением разметки «зебра»;

• speed cushion - приподнятая часть дороги с плоской поверхностью лишь над частью расширения проезжей части;

• Rumble strips - вид искусственной неровности, в настоящее время используется только в сельской местности и торговых комплексах.

Достоинства:

• Являются недорогими средствами успокоения движения.

• Очень эффективны как средство снижения скорости.

Недостатки:

* Приводят к повреждению некоторых транспортных средств.

* Увеличение ущерба для окружающей среды (выбросы вредных веществ, шум и т.д.), особенно при движении грузовых автомобилей.

* Вызывают дискомфорт водителей и пассажиров.

По причине жалоб и протестов от жителей г. Дерби (Великобритания) было ликвидировано 146 «лежачих полицейских» с улиц на сумму £ 460,000. Сообщается также о случаях гибели велосипедистов в ДТП при попытке избежать искусственные неровности.

Эффективность:

Рекомендуемая скорость движения транспортных средств в результате размещения искусственных неровностей - 15-30 км/ч (10-20 миль/ч).

■ Снижение интенсивности транзитных потоков в среднем на 18% [2].

■ Снижение скорости движения транспортных средств в среднем на 22% или с 56 км/ч (35 миль/ч) до 43 км/ч (27 миль/ч) (выборка 149 участков).

Снижение количества ДТП в среднем на 41% в год - с 4,4 до 2,6 случаев в год (выборка 50 участков).

Стоимость мероприятия:

■ $ 2000 - $ 2500 (Портленд, штат Орегона).

■ $ 2000 (Сарасота, штат Флорида).

■ $ 2000 (Сиетл, штат Вашингтон).

Рис. 2. Пример искусственных неровностей Speed hump (каучук, резина)

Перекрытие половины проезжей части [2]

Перекрытие половины проезжей части (в англоязычной литературе термины: half closure, partial closure, one-way closure) осуществляется посредством установки барьеров или иных препятствий на коротком участке на одной из полос движения двухполосной проезжей части улицы (рис. 3, 4).

Достоинства:

Очень эффективно как средство снижения интенсивности движения.

Недостатки:

• Вызывает затруднения движение автомобилей пожарных и аварийно-спасательных служб, скорой помощи.

• Доставляет неудобства для движения местных жителей.

• Затрудняет доступ к коммерческим объектам.

• В случаях неудачного проектного решения водители могут преодолевать такие препятствия.

Эффективность:

По результатам 53 случаев применения среднее наблюдаемое снижение интенсивности движения -42%, или 1600 авт./сутки.

Стоимость мероприятия:

• 30 000 $ (Сиэтл, штат Вашингтон).

• 40 000 $ (Портленд, штат Орегон).

Данные меры по успокоению дорожного движения рекомендуются к применению на участках с высокой интенсивностью дорожного движения, где иные ограничительные меры оказались неэффективными.

Перекрытие всей проезжей части [3]

Перекрытие всей проезжей части (в англоязычной литературе термины: cul-de-sacs, dead ends) осуществляется посредством установки барьеров или иных препятствий, запрещающих сквозное движение, по ширине всей проезжей части, открытыми остаются только тротуары (рис. 5).

Рекомендуется к применению на участках с высокой интенсивностью движения, где иные ограничительные меры оказались неэффективными.

Достоинства:

■ Сохраняются пешеходные тротуары и дорожки для велосипедистов.

■ Эффективно для снижения интенсивности движения транспортных средств.

Недостатки:

• Вызывает затруднения движение автомобилей пожарных и аварийно-спасательных служб, скорой помощи.

• Доставляет неудобства для движения местных жителей.

• Затрудняет доступ к коммерческим объектам.

Рис. 3. Пример перекрытия половины проезжей части с помощью островка с установленным знаком «Проезд запрещен». Проезд велосипедистам разрешен между островком и правой обочиной (г. Сан-Хосе, США, штат Калифор

Рис. 4. Пример перекрытия половины проезжей части.

Островок сочетается с барьером, разделяющим дорожку для велосипедистов и парковку (Сакраменто, США, штат Калифорния)

Рис.5. Пример перекрытия всей проезжей части с использованием выдвижных столбов для предотвращения несанкционированного движения автотранспортных средств при сохранении возможности передвижения велосипедистов через узкий проезд в центре (г. Беркли, США, штат Калифорния)

Транспорт

Эффективность:

По результатам 20 случаев применения среднее наблюдаемое снижение интенсивности движения -44%, или 671 авт./сутки.

Стоимость мероприятия:

$ 120000 (г.Сиэтл, США, штат Вашингтон).

Кольцевые пересечения [4]

Кольцевые пересечения (в англоязычной литературе термины: traffic circles, rotaries, intersection islands) представляют собой островки малого диаметра (возможно, с элементами озеленения и ландшафтного дизайна), расположенные на перекрестках, вокруг которых осуществляется движение транспортных средств (рис. 6, 7).

Рекомендуются к применению на участках с невысокой интенсивностью, где возникают проблемы высоких скоростей и высока вероятность ДТП.

Достоинства:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Эффективны в плане снижения скорости дви-

жения транспортных средств, а также повышения безопасности движения.

• Визуально привлекательны.

• Могут быть применимы на перекрестках с двухсторонним движением.

Недостатки:

• Возникают сложности маневрирования крупногабаритных транспортных средств (например, пожарных машин).

• Организация кольцевых пересечений может потребовать ликвидации уличной парковки.

Эффективность:

По результатам 45 случаев применения наблюдается снижение скорости движения на 11% или с 55 до 48 км/ч.

По результатам 130 случаев применения наблюдается снижение количества ДТП на 73% или с 2,2 до 0,6 случаев в год.

Рис. 6. Пример применения кольцевых пересечений в сочетании с текстурированным пешеходным переходом и ландшафтным дизайном островка (г. Болдер, США, штат Колорадо)

Рис. 7. Пример применения кольцевых пересечений,

расположенных на Т-образном перекрестке, где крупногабаритному транспорту разрешен поворот налево (г. Сиэтл, США, штат Вашингтон)

Рис. 8. Пример знака кольцевого

пересечения в Германии правостороннее движение) [6]

Рис. 9. Пример знака кольцевого

пересечения в США (правостороннее движение) [6]

Рис. 10. Пример знака кольцевого пересечения в Австралии (левостороннее движение) [6]

Стоимость мероприятия меняется в зависимости от использованных материалов и площадей покрытия.

Современные кольцевые пересечения [4]

Современные кольцевые пересечения представляют собой перекресток с круговым движением (в англоязычной литературе термины: roundabouts, rotaries) типа «кольцевое пересечение», в котором основной поток транспортных средств должен двигаться в одном направлении вокруг центрального островка. Скорость движения транспортных средств, входящих в основной поток, снижается, преимущество движения -у транспортных средств основного потока [1]. Технически такие перекрестки называют современными кольцевыми пересечениями, для того чтобы подчеркнуть их отличие от иных кольцевых пересечений типа traffic circles, которые имеют различные конструктивные характеристики и правила эксплуатации. Современные кольцевые пересечения имеют большой диаметр и скорость движения на них значительно выше, чем на кольцевых пересечениях типа traffic circles.

В странах с правосторонним движением основной поток движется против часовой стрелки. В странах, где левостороннее движение, основной поток движется по часовой стрелке (рис. 8-10).

Современные кольцевые пересечения особенно распространены в Великобритании, Ирландии, Марокко, Австралии, Объединенных Арабских Эмиратах, Катара и Франции. Половина перекрестков с кольцевым движением - во Франции (более 30000 по состоянию на 2008 г.) [2]. Первое современное кольцевое пересечение в Соединенных Штатах было организовано в г. Саммерлин, штат Невада, в 1990 г. [3], и перекрестки с круговым движением с тех пор получили большое распространение в Северной Америке.

Рекомендуются к применению на участках с:

* большим количеством ДТП;

* с высокой вероятностью возникновения заторов на подходе к перекрестку.

Основным преимуществом успокоения движения является возможность одновременного сочетания контроля скорости и ограничения транзитного движения через территорию с обеспечением доступа автомобильного транспорта для обслуживания данной территории. Успокоение движения в сочетании с элементами УДС, имеющими большую разрешаемую скорость движения, позволит получить желаемое перераспределение транспортных потоков по территории города.

Статья поступила 8.04.2014 г.

Библиографический список

1. Куприянова А.Б. Методы успокоения движения. М., 2009. 26 с. Деп. в ВИНИТИ 24.12.09; № 821.

2. Half Closures [Электронный ресурс] // Traffic Calming Measures. Institute of Transportation Engineers. [сайт]. [2011]. URL: http://trafficcalming.org/volume-control/half-closures. (дата обращения: 4.03.2014).

3. Speed Humps [Электронный ресурс] // Traffic Calming Measures. Institute of Transportation Engineers. [сайт]. [2011]. URL: http://trafficcalming.org/measures/speed-humps. (дата

обращения: 5.03.2014).

4. Full Closures [Электронный ресурс] // Traffic Calming Measures. Institute of Transportation Engineers. [сайт]. [2011]. URL: http://trafficcalming.org/volume-control/full-closures. (дата обращения: 5.03.2014).

5. Traffic Circles [Электронный ресурс] // Traffic Calming Measures. Institute of Transportation Engineers. [сайт]. [2011]. URL: http://trafficcalming.org/measures/traffic-circles. (дата обращения: 3.03.2014).

УДК 656.13/73.31.41.

ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

1 9

© В.Н. Карнаухов1, И.В. Карнаухова2

Тюменский государственный нефтегазовый университет, 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, 48.

Приведены результаты исследований топливной экономичности двигателей внутреннего сгорания в зависимости от температуры, давления и влажности окружающего воздуха. В результате: разработана математическая модель влияния параметров окружающей среды на экономичность двигателя; установлены интервалы температур при различных давлениях и относительной влажности, обеспечивающих минимальный расход топлива; определены параметры чувствительности расхода топлива от температуры воздуха и поправочные коэффициенты, учитывающие влажность воздуха. Ил. 2. Табл. 3. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания; температура воздуха; атмосферное давление; влажность воздуха; расход топлива.

1 Карнаухов Владимир Николаевич, доктор технических наук, профессор кафедры эксплуатации автомобильного транспорта, тел.: 89044995959, e-mail: [email protected]

Karnaukhov Vladimir, Doctor of technical sciences, Associate Professor of the Department of Automobile Transport Operation, tel.: 89044995959, e-mail: [email protected]

2Карнаухова Инна Владимировна, аспирант кафедры эксплуатации автомобильного транспорта, тел.: 89044903525, e-mail: [email protected]

Karnaukhova Inna, Postgraduate of the Department of Motor Transport Operation, tel.: 89044903525, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.