Научная статья на тему 'Технические и административные ошибки кадастрового учета земельных участков'

Технические и административные ошибки кадастрового учета земельных участков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
483
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ОШИБКА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОШИБКА / FEDERAL LAW / THE STATE CADASTER OF PROPERTY / PLOT OF LAND / CADASTRAL REGISTRATION / TECHNICAL ERROR / AN ADMINISTRATIVE ERROR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суховольская Н.Б.

В статье рассматриваются пробелы в Федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости». Отмечается, что имевшиеся в нем положения о технических и кадастровых ошибках не отражали в полном объеме всего спектра проблем, возникающих в процессе кадастрового учета земельных участков. Приводится конкретный пример типичных ошибок, допускаемых органом исполнительной власти, и их последствий. Доказывается отсутствие механизмов выявления и устранения влияния «человеческого фактора» при постановке земельных участков на учет. В настоящее время решение даже несущественных проблем по поводу кадастрового учета предлагается устранять в судебном порядке, что является весьма обременительной процедурой в материальном и в моральном плане для большинства граждан. С целью совершенствования деятельности органа кадастрового учета, повышения мотивации и одновременно ответственности специалистов при выполнении своих должностных обязанностей вносится предложение о целесообразности введения понятия административной ошибки в новый, введенный в действие с 1 января 2017 г., Федеральный закон N 218 «О государственной регистрации недвижимости». Обосновывается важность разработки методики устранения последствий технических и административных ошибок непосредственно специалистами Росреестра, в том числе и для улучшения имиджа органа кадастрового учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The gaps in the Federal lawThe state cadaster of property” are considered in article. It is noted that the available regulations on technical and cadastral errors, don't reflect in full all range of the problems arising in the course of the cadastral registration of a plot of land. The specific example of the typical errors made by executive authority, and their consequences. The absence of mechanisms to identify and eliminate the influence of the "human factor" in the formulation of land registration proved. It is noting that at present the decision even of minor problems on the cadastral registration is proposing to eliminate the courts, which is a very cumbersome procedure in material and moral terms for the majority of citizens. For the purpose of improvement of activity of body of the cadastral registration, increase in motivation and at the same time responsibility of experts when performing the functions. The offer on expediency of introduction of a concept of an administrative mistake to the new put into operation since January 1, 2017, Federal law N 218 "About the state registration of the real estate" is madding. The importance of developing methods of eliminating the consequences of the technical and administrative errors directly cadastral chamber experts, including improving the image of the organ of cadastral registration is justified.

Текст научной работы на тему «Технические и административные ошибки кадастрового учета земельных участков»

2. Osipov A.G., Garmanov V.V., Gengut I.B. Geoinformacionnoe obespechenie ehkologo-meliorativnogo monitoringa zemel' sel'skohozyajstvennogo naznacheniya // Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel'.- 2016 - №1- S. 44-49.

3. Sulin M. A., Shishov D. A. Osnovy zemel'nyh otnoshenij i zemleustrojstva. - SPb.: Prospekt Nauki, 2015.-320 s.

4. Badenko V.L., Garmanov V.V., Bogdanov V.L., Terleev V.V. Sovremennye tekhnologii monitoringa narushennyh zemel' v politekhnicheskom obrazovanii po specializacii «Markshejderskoe delo» // Sovremennye tekhnologii i razvitie politekhnicheskogo obrazovaniya. (Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya, g. Vladivostok, 14-18 sentyabrya 2015 g.) / Dal'nevost. fed. un-t, 2015-S. 146-15o"

5. Kovyazin V.F., Bogdanov V.L., Garmanov V.V., Osipov A.G. Monitoring zelenyh nasazhdenij s primeneniem bespilotnyh letatel'nyh apparatov // Agrarnyj nauchnyj zhurnal. - Vladivistok . - 2016 - №4,-S. 14-19.

УДК 332.3, 349.418

Канд. экон. наук Н.Б. СУХОВОЛЬСКАЯ (СПбГАУ, nbsohovolska@gmail.com)

ТЕХНИЧЕСКИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОШИБКИ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

В настоящее время в нашей стране создана законодательная база, формирующая гражданское общество и охватывающая все сферы народного хозяйства. Но особенность законотворческой деятельности заключается в том, что поставить точку в этом процессе нельзя. Выполнение законодательных актов на практике часто вскрывает аспекты, которые не учтены вообще или недостаточно проработаны на теоретическом уровне. К таким законам можно отнести Федеральный закон N 221 «О государственном кадастре недвижимости» (далее ФЗ «О ГКН»), действующий с июля 2007 года [1]. Дополнения и уточнения в него вносятся регулярно. За 10 лет в закон «О ГКН» поправки были внесены 29 раз, только в 2015 г. - 6 раз. Весьма существенные изменения были введены в действие с января 2017 года принятием новых федеральных законов: № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и № 2Э7-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Это является убедительным доказательством того, что проблем, связанных с кадастровым учетом объектов недвижимости, очень много, и существующее на данный момент законодательство их полностью не разрешает [2].

Вопросы кадастрового учета земельных участков и других объектов недвижимости актуальны и потому, что они напрямую влияют на формирование института собственности, системы налогообложения, развитие цивилизованного земельного рынка в нашей стране, а также затрагивают интересы практически всех граждан Российской Федерации.

Цель исследования. В настоящее время проводится достаточно большая работа по формированию порядка исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, уточняются компетенции органа кадастрового учета. Тем не менее процедура исправления реестровых (кадастровых) и технических ошибок, носящих массовый характер, остается достаточно длительной и трудоемкой. Поэтому целью данного исследования является поиск способов, которые могут ускорить и упростить устранение подобных ошибок.

Материалы, методы и объекты исследования. В данной работе проводится анализ ситуации, сложившейся по отношению к большому числу земельных участков, поставленных на учет до 2011 г. Для простоты и наглядности восприятия материала пробелы в работе органа кадастрового учета будут рассмотрены на примере конкретного земельного участка, расположенного в Ленинградской области. По этическим причинам точный адрес

данного объекта не указывается, поэтому условно он обозначен как земельный участок №11. Обстоятельства дела описываются достаточно подробно. Это важно для понимания того, насколько система кадастрового учета многогранна и неоднозначна, а ее элементы взаимозависимы, и любые даже несущественные, на первый взгляд, ошибки могут привести к значимым отрицательным последствиям.

Знакомясь с примером, приведенном в статье, может показаться, что описан единичный случай, который должен рассматриваться в частном порядке. Но огромное количество подобных жалоб - заявлений, направляемых в Росреестр, а также дел, поступающих в суд, свидетельствуют о массовости этой проблемы.

Земельный участок №11 был поставлен на кадастровый учет в 2004 г. в соответствии со всеми требованиями. Это подтверждал выданный в 2004 г. «Кадастровый план земельного участка», где в п. 16. «Особые отметки» указывалось, что «площадь земельного участка соответствует материалам межевания». В том же году на него было оформлено право долгосрочной аренды с государственной регистрацией в полном соответствии с законодательством.

В 2011 г., решив приобрести право собственности на земельный участок №11, арендатор обратился в Межрайонный отдел федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» (ФГУ ЗКП) по Ленинградской области для получения кадастрового паспорта. В этом документе в п. 16 было отмечено: «граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».

Пользователь участка был вынужден обращаться в различные инстанции по поводу оснований изменения записи в п. 16. На его обращение к начальнику Кадастровой палаты в 2011 г. за разъяснением об изменении статуса участка был дан ответ: «на момент внесения сведений об участке №11 в государственный кадастр недвижимости (ГКН), электронная карта не велась, вследствие чего, данный участок не был внесен в графическую базу... Сведения о другом земельном участке №17 вносились в ГКН в 2010 г. с нанесением на электронную карту... было выявлено, что земельные участки №11 и №17 учтены в ГКН с пересечением границ». Следует отметить, что земельные участки 11 и 17 находятся в одном населенном пункте на разных улицах и общих границ на местности не имеют.

Получив Протокол выявления кадастровой ошибки, арендатор участка №11 провел повторное межевание своего объекта, подтвердившее, что сведения соответствуют измерениям, проведенным в 2004 г., и информация, представленная по данному участку в Кадастровую палату, ошибок не содержит.

Если констатировать этот факт без юридических тонкостей, то специалисты Кадастровой палаты получили сведения о земельном участке №11, сдали их в архив и забыли про них. И это коснулось практически всех участков, поставленных на учет до момента введения электронной карты. В силу большой загруженности и ряда других причин сотрудники Кадастровых палат не актуализировали сведения из своих архивов.

После многократных письменных обращений ФГБУ Кадастровая палата в ноябре 2015 г. признала техническую ошибку в отношении участка №11. Специалисты Кадастровой палаты подтвердили, что информация, представленная по участку №11 в 2004 г., имелась в их распоряжении и соответствовала всем нормам законодательства, что ранее они пытались отрицать. Но признание и исправление технической ошибки не сняло в полном объеме проблемы, так как осталось пересечение границ с участком №17.

Учитывая, что данная ситуация сложилась исключительно по вине ФГБУ, арендатор участка №11 неоднократно обращался в различные инстанции с заявлением об исполнении п.5 и п.7 ст. 28 ФЗ «О ГКН» «Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки ... Орган кадастрового учета вправе внести изменения... без согласия его правообладателя». Но везде ему было рекомендовано решать проблему самостоятельно в суде. Положительное решение суда предполагает, что арендатор участка №11 за свой счет сможет по судебному

решению выполнить (оплатить) кадастровую съемку участка №17 (10 - 15 тысяч рублей) с целью установления его координат и представить эти сведения в орган кадастрового учета. При этом собственник земельного участка №17 имеет полное право в суд не приходить и участия в процессе не принимать.

Складывается парадоксальная ситуация, участники кадастрового учета должны обращаться в суд, чтобы обязать государственное учреждение выполнить действующий ФЗ. В связи с этим возникает еще один очень важный вопрос: «Где гарантия, что, заплатив за межевание чужого участка, арендатор №11 не столкнется с очередными ошибками сотрудников ФГБУ?»

Как уже отмечалось, орган кадастрового учета признал техническую ошибку. Но в действительности, можно ли подобные случаи рассматривать как техническую ошибку? Данная ситуация, на наш взгляд, соответствует административному правонарушению. Действия специалистов ФКП попадают под ст. 14.35 п. 1. Кодекса об административных правонарушениях [3] в связи со следующим:

несвоевременное внесение сведений о земельном участке №11 в электронную базу - одно правонарушение;

незаконное внесение сведений об участке №17 с пересечением границ с участком №11, который на тот момент уже стоял на кадастровом учете, - второе, следствие первого;

ошибочные сведения, содержащиеся в ГКН о координатах земельного участка №17, - третье, следствие двух предыдущих.

Но административное правонарушение должно быть доказано опять-таки в суде, таким образом, получается ситуация, в которой все дороги ведут в суд. И на этом моменте хочется сделать особый акцент.

В настоящее время рекомендации обращаться в суд с любым вопросом даются удивительно легко разными инстанциями как рядовое событие, которое не требует от истца никаких затрат и усилий. Но ведь это не так. Обращение в суд - это обязательные материальные издержки, уплата пошлины, транспортных расходов, временные затраты. Но главное, что иск должен быть грамотно юридически оформлен, иначе суд не примет его к рассмотрению или в случаи с нечеткими требованиями не сможет вынести адекватное решение. Поэтому сформулировать и подать иск можно, либо детально изучив законодательство самому, если позволит уровень образования, либо оплатив услуги юриста.

Кроме того, большинством граждан нашей страны судебное разбирательство рассматривается не как простой гражданско-правовой процесс, а как из ряда вон выходящее событие. Получая повестку о необходимости участия в судебном процессе по поводу кадастровой (реестровой) ошибки, некоторые граждане, не обладающие достаточной правовой грамотностью, воспринимают это как прямое посягательство на свое имущество, свои права и личное оскорбление от истца. Поэтому рекомендации кадастровой палаты о досудебном и судебном разрешении подобных споров упираются в отсутствие правовых знаний у большей части населения и делает их весьма обременительными.

Как уже отмечалось, подобные жалобы орган кадастрового учета получает в огромных количествах, поэтому вынужден постоянно совершенствовать и уточнять положения законодательства, так в 2015 г. Федеральной кадастровой палатой было разработано Письмо [4] с указанием, что «устранение кадастровой ошибки в сведениях должно приниматься только в случае однозначного понимания органом кадастрового учета в каких именно сведениях ГКН содержится ошибка». Понятно, что такая формулировка не может стать объективным обоснованием принятия каких-либо решений, так как ее смысл сводится к необъективным категориям «понимаю - не понимаю», а критерии этого «понимания» в очередной раз отсутствуют. На сегодняшний день четких инструкций и нормативных положений по разрешению проблемных ситуаций с участками со статусом «ранее учтенные» нет.

Результаты исследования. Пробелы в кадастровом учете носят массовый характер. Часть их связана с ошибочными действиями или, наоборот, бездействием специалистов, часть с периодической реструктуризацией органа кадастрового учета, изменением системы учета, с ошибками кадастровых инженеров и др. Поэтому обязательно необходимо четко конкретизировать закон в части возможностей и обязанностей сотрудников Росреестра вносить изменения в сведения о ранее учтенных объектах недвижимости.

Действующий Закон содержит описание технической ошибки, но указанный случай, хоть и был признан технической ошибкой, не соответствует формулировке ранее ст.28 п.1 ФЗ N221 «О ГКН», в настоящее время ст. 61 ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости»: «техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений» [5].

Считаем, что подобные ошибки следует относить именно к административным. «Административная ошибка - это негативный результат, обусловленный заблуждением так называемых властных субъектов административного права относительно совершаемых ими юридически значимых действий (бездействия), принимаемых нормативных правовых актов и административных актов (решений), препятствующий достижению поставленных перед ними целей, искажающий и нарушающий порядок исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг» [6]. Действительно, есть очевидные различия между административной и технической ошибкой. Проанализируем приведенный выше пример в этом аспекте. Земельная кадастровая палата нарушила целый ряд статей ФЗ №221 «О ГКН» в формулировке, действовавшей до 1 января 2017 года:

1. Ст.4 п. 5 «Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган документов».

Поэтому правильность и своевременность внесения сведений о земельных участках является прямой обязанностью сотрудников Кадастровой палаты.

2. Ст.4 п.1 принципы ведения государственного кадастра недвижимости: «обеспечение непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений...».

Материалы, предоставленные на бумажных носителях, о границах земельного участка 11 должны были быть внесены в электронную базу данных в момент ее внедрения в документооборот сотрудниками учреждения.

3. Ст. 26 п.2 «Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ГКН».

Тем не менее ФГБУ поставило на кадастровый учет участок №17 в 2010 г. с пересечением границ с участком №11, сведения о котором содержались в ГКН с 2004 г. на бумажных носителях и про которые просто забыли.

Очевидно, что эти факты определению технической ошибки не соответствуют. Поэтому предлагаем ввести в ФЗ от 13.07.2015 N218 «О государственной регистрации недвижимости» понятие об административной ошибке. Это позволит устранить негативное влияние «человеческого фактора» и повысить ответственность персонала, работающего в сфере кадастрового учета, за неправомерно совершенные действия (бездействия) и таким образом решить хотя бы часть проблем кадастрового учета.

Выводы. Есть хорошая пословица: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Мы прекрасно понимаем, что недочеты возможны в любом деле. Не всегда они связаны с халатным исполнением обязанностей или небрежностью сотрудников, которые к тому же на момент выявления этого упущения могут и не работать. Поэтому введение понятия административной ошибки в закон №218 «О ГРН» позволит не искать виновных, привлекать

их к суду или налагать штрафы, а разработать механизмы ее устранения без дополнительных временных и судебных издержек. На наш взгляд, разработка методики устранения последствий технических и административных ошибок Росреестром, позволит улучшить имидж органа исполнительной власти, что важно в условиях ухудшения экономической и геополитической ситуации, перехода к системе налогообложения по кадастровой стоимости.

Литература

1. Федеральный закон N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 // ИПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_70088/ (дата обращения 10.07.2016).

2. Алакоза В.В. Доклад о проблемах Кадастра недвижимости и их преодолению. URL: www.gisa.ru/file/file2959.doc (дата обращения 16.10.2016).

3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» N195-03 от 30.12.2001. // ИПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 14.09.2016).

4. Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.10.2015 N 10-3768-КЛ "О направлении разъяснений" № 10-3768-КЛ. URL: http://regnews.org/doc/nq/rh.htm (дата обращения 12.07.2016).

5. Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N218-03 (последняя редакция). // ИПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_l82661/ (дата обращения 16.03.2017).

6. Бочарникова Н.А. Административная ошибка: правовое содержание, значение и основные направления преодоления. - Воронеж: «Научная книга», 2013. - С.17.

Literatura

1. Federal Law N 221-FZ "On State cadaster of property" of 24.07.2007 // IPS Consultant. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_70088/ (reference date 10.07.2016).

2. Alakoza V.V. Report problems the Real Estate Cadastre and overcome them. URL: www.gisa.ru/file/file2959.doc (reference date 10.16.2016).

3. "The Russian Federation Code of Administrative Offences" N 195-FZ from 30.12.2001 // IPS Consultant. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34661/ (reference date 14.09.2016).

4. Letter FGBU "FKP Rosreestra" from 27.10.2015 N 10-3768-KL "On the direction of clarification" № 10-3768-CR // IPS Consultant. URL: http://regnews.org/doc/nq/rh.htm (reference date 12.07.2016).

5. Federal Law N 218-FZ "About state registration of real estate" of 13.07.2015 // IPS Consultant. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_l82661 / (reference date 16.03.2017).

6. Bocharnikova N.A. Administrative error: legal content, significance and basic directions to overcome. - Voronezh: "Science Book", 2013. - P.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.