Научная статья на тему 'Техническая оснащенность в строительстве: проблемы и пути совершенствования'

Техническая оснащенность в строительстве: проблемы и пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1701
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ / TECHNICAL EQUIPMENT / ПАРК СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН / FLEET OF CONSTRUCTION MACHINERY / ПАРАМЕТРЫ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ / CONSTRUCTION EQUIPMENT PARAMETERS / РСО-АЛАНИЯ / REPUBLIC OF NORTH OSSETIA-ALANIA

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Тускаева Залина Руслановна

Строительная техника один из наиболее значимых факторов, способствующих снижению себестоимости работ, повышению рентабельности отрасли в целом. В процессе реформирования российской экономики в целом и строительного комплекса в частности резко снизилась как в количественном, так и качественном отношении техническая оснащенность строительного производства. Дан подробный анализ состояния парка строительной техники. Обозначены основные проблемы и предложены подходы, способствующие повышению технической оснащенности строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Тускаева Залина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical eguipment in the construction: problems and ways to improve

Construction equipment is one of the most significant factors contributing to the decrease in the cost of the work, increase of the profitability of the industry as a whole. In the process of reforming of the Russian economy in general and the construction complex in particular, technical equipment of building production has fallen sharply both in quantitative and qualitative sense. Vehicles with expired service life have a sharp drop in performance. Burden on many kinds of construction machinery have increased. There is a growing need for repair and renovation of the construction equipment fleet. There is a relatively high proportion of the massive equipment where the need for it is low. This is accompanied by higher costs for small-scale works. Serious problems were also detected in the sphere of construction equipment repair. This market is divided into two categories: very expensive services with spare parts, and relatively inexpensive, but not enough qualified services with a corresponding guarantee of reliability. In the context of the difficult financial situation of building units it is becoming a significant problem. Major concerns arise on how to optimize the technical and economic indicators of operation of the machines due to the increase in the cost of purchased equipment and operating costs for its maintenance. The analysis of the use of construction machinery shows that a solution to the problems existing in this specific part of the construction activities is required. The time has come when it is necessary to develop and implement the strategy development and effective use of technical equipment in the construction. The paper outlines the key issues and suggests the approaches to improve the technical equipment in the construction.

Текст научной работы на тему «Техническая оснащенность в строительстве: проблемы и пути совершенствования»

ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. МЕХАНИЗМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

УДК 693 З.Р. Тускаева

ФГБОУВО «СКГМИ (ГТУ)», НИУМГСУ

ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Строительная техника — один из наиболее значимых факторов, способствующих снижению себестоимости работ, повышению рентабельности отрасли в целом. В процессе реформирования российской экономики в целом и строительного комплекса в частности резко снизилась как в количественном, так и качественном отношении техническая оснащенность строительного производства. Дан подробный анализ состояния парка строительной техники. Обозначены основные проблемы и предложены подходы, способствующие повышению технической оснащенности строительства.

Ключевые слова: техническая оснащенность, парк строительных машин, параметры строительной техники, РСО-Алания

Для строительства характерна большая номенклатура и численность используемых средств механизации. Поэтому именно строительная техника и оборудование один из ключевых факторов, способствующих снижению себестоимости работ, повышению производительности труда, а значит повышению рентабельности отрасли в целом [1—7].

В процессе реформирования российской экономики в целом и строительного комплекса в частности резко снизилась как в количественном, так и качественном отношении техническая оснащенность строительного производства.

Имеющаяся в наличии техника в организациях, занимающихся строительной деятельностью, имеет в своем составе большой удельный вес машин с истекшим сроком службы (табл.) [8, 9].

У техники с истекшим сроком службы наблюдается резкое падение производительности. Статистика в этом случае неумолима — выработка одноковшового экскаватора на десятом году службы на 40...50 % меньше, чем у новой машины, выработка башенного крана за такой же период снижается на 25...35 %. Только за счет этого фактора фактическая производственная мощность строительных организаций снижается на 20...30 % [10].

Резко возросли нагрузки на многие виды строительной техники. Растет потребность в ремонте и обновлении парка [11]. К примеру, в региональном строительном комплексе по РСО-Алании за 1990—2014 гг. коэффициент ввода активной части основных фондов, к которой относится строительная техника, снизился почти в 5,3 раза.

Сведения о наличии основных строительных машин, относящиеся к виду деятельности «Строительство» по РСО-Алании

Показатели 1991 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Экскаваторы одноковшовые

Всего, шт. 299 205 196 186 157 157 155 143

Удельный вес машин со сроком службы, превышающим срок амортизации в общем числе машин 11 61 65,3 70,4 63,1 63,1 59,4 54,5

Скреперы

Всего, шт. 46 7 7 6 6 6 6 6

Удельный вес машин со сроком службы, превышающим срок амортизации в общем числе машин 6,5 71,4 71,4 83,3 83,3 83,3 83,3 100

Краны башенные

Всего, шт. 95 63 55 53 24 24 24 18

Удельный вес машин со сроком службы, превышающим срок амортизации в общем числе машин 35,8 82,5 89,1 83 54,2 54,2 54,2 55,6

Краны на автомобильном ходу

Всего, шт. 235 100 88 68 68 68 67 60

Удельный вес машин со сроком службы, превышающим срок амортизации в общем числе машин 8,5 58 60,2 54,4 54,4 54,4 52,2 55,0

Краны на гусеничном ходу

Всего, шт. 52 14 13 13 3 3 3 3

Удельный вес машин со сроком службы, превышающим срок амортизации в общем числе машин 13,5 71,4 76,9 76,9 66,7 66,7 66,7 66,7

В качестве основной причины можно назвать резкое повышение стоимости машин и оборудования. Это обстоятельство не позволяет многим строительным организациям приобретать необходимую технику и развивать свою производственную базу. Второй не менее значимой причиной можно назвать значительное увеличение числа мелких строительных организаций в процентном отношении к числу крупных. Эти причины не позволяют поддерживать необходимый уровень технической оснащенности в строительстве [12].

Необходимо отметить, что состояние технической оснащенности в целом незначительно отличается по регионам России. Погрешности относительно невелики, а тенденции схожи.

В качестве существенного недостатка нельзя не отметить и сложившуюся неоптимальную структуру парка строительной техники. Слишком высок в процентом отношении удельный вес мощной техники там, где потребность

в ней невысока. Это сопровождается повышенными затратами на мелкомасштабных работах, так как стоимость одной машино-смены такой техники в среднем в 1,4...1,9 раза превышает аналогичный показатель для техники малой мощности. По экспертным данным мобильная техника малой мощности должна в среднем составлять не менее 60...65 %. На сегодняшний день она составляет не более 35...40 %. Кроме того, существенным недостатком мощной техники при работе в условиях городской плотной застройки является разрушение благоустроенных территорий, способствующих ухудшению состояния прилегающих районов и возникновению дополнительных затрат [13].

Серьезные проблемы обнаружены и в сфере ремонта строительной техники. Этот рынок разделен на две категории: с дорогими услугами и запасными частями и относительно недорогими, но с недостаточно квалифицированными услугами, не обеспечивающими должный уровень качества. В условиях сложного финансового положения строительных формирований это обстоятельство, безусловно, становится одной из существенных проблем. Подавляющая часть строительных формирований обращается к сервисным центрам только в крайних случаях.

Вопросы оптимизации технико-экономических показателей эксплуатации машин встают значительно острее в связи с увеличением стоимости приобретаемой техники и эксплуатационными расходами на ее содержание. А ведь эффективное ее использование — возможность значительного роста объемов строительно-монтажных работ (за счет резкого увеличения производительности), а также уменьшения стоимости строительства. В создавшихся условиях руководствоваться принципом «выгодно — невыгодно» на интуитивном уровне уже непозволительно. Строительным формированиям и базам механизации необходимо изыскивать оптимальные пути организации эксплуатации техники. К сожалению, используемые и предлагаемые на сегодняшний день механизмы управления не обеспечивают нужный результат в области механизации строительных работ, так необходимый строительной отрасли [14].

Фактор жесткой конкуренции и зачастую недопустимо слабой оснащенности техникой обязывает принимать обоснованные, тщательно просчитанные и прогнозируемые решения.

Решения по улучшению технической оснащенности должны приниматься с учетом необходимости приведения ее в строгое соответствие с условиями строительного производства: специализацией и размерами организаций, другими факторами. Улучшение технической оснащенности должно касаться как структуры парка, так и конструктивных особенностей, технико-эксплуатационных, эргономических и, безусловно, экологических характеристик используемых строительных машин [15—19].

Подробный анализ деятельности строительных формирований и самостоятельных баз механизации позволил обозначить вышеперечисленные проблемы.

Всем вышесказанным обусловлена высокая значимость проблемы восстановления и дальнейшего улучшения технической оснащенности строительного производства.

Однако необходимо отметить, что на техническую оснащенность существенное влияние оказывают не только внутренние факторы производства, но и внешние условия. К внешним условиям можно отнести очень значимый фактор — состояние строительного машиностроения. Анализ показал, что основными проблемами развития строительного машиностроения на сегодняшний день являются:

технологическая отсталость;

низкая производительность труда и высокая себестоимость производимой продукции;

устаревшее оборудование и соответственно низкое качество продукции; относительно невысокая конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках;

дефицит квалифицированных кадров и др.

Это нацеливает государство предусмотреть ряд мер, реализация которых привела бы к выводу из достаточно не простого положения строительное машиностроение. Обеспечила дальнейший рост и создала хорошие предпосылки для улучшения технической оснащенности строительного производства. К мерам такого характера можно отнести:

реструктуризация продукции строительного машиностроения; технологическое преобразование ее производства;

формирование совместных эффективных производств с зарубежными фирмами;

упорядочение ценообразования на изделия.

Требует решения и такая важная проблема, как стандартизация и унификация техники. Механизмы стандартизации и лицензирования должны обеспечить к выходу на рынок только конструктивно доработанные, с высоким техническим уровнем и эксплуатационной надежностью образцы техники.

В качестве основного пути насыщения внутреннего рынка отечественной техникой предлагается восстановить и развивать ее производство на функционирующих предприятиях отрасли.

Комплексные меры стабилизации и роста производства отечественной техники должны быть осуществлены в несколько этапов. Они должны охватывать все направления развития отраслей строительного машиностроения: реформирование производственного потенциала;

осуществление государственной политики рационального протекционизма по отношению к отечественному машиностроению;

организацию эффективного международного сотрудничества; организацию прогрессивной сети сбыта и технического сервиса строительной техники;

стандартизацию и сертификацию продукции, входящих в систему управления качеством.

Правительством предприняты меры по стабилизации национальной экономики. Утверждены антикризисная программа и план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Одним из ключевых направлений отмечена политика импорто-замещения. Документ объявляет налоговые льготы для значимых отраслей, и

в первую очередь для машиностроения. Эта мера крайне необходима и даст возможность наращивания мощностей для такого важного сектора народного хозяйства, как строительство.

Предлагается решить проблему вертикальной интеграции предприятий строительного машиностроения путем создания корпоративной структуры, способной противостоять натиску мощных международных компаний, обеспечить рациональное регулирование и взаимодействие предприятий в проведении единой ценовой политики и в обеспечении паритетных взаимоотношений со смежными отраслями [20].

В сфере строительного производства действует целый ряд факторов и тенденций, определяющих сегодняшний низкий уровень и достаточно низкую эффективность использования технической оснащенности [21]. Их необходимо учесть при разработке стратегических решений. К числу наиболее существенных факторов можно отнести:

институциональную структуру современных строительных организаций (преобладание мелких организаций) и возможные ее изменения в связи с интенсификацией интеграционных процессов;

несовершенство типоразмерной и возрастной структуры парка строительных машин, тенденции к ее дальнейшему ухудшению;

плохое экономическое положение основной массы строительных организаций и ограниченные возможности решить проблему повышения технической оснащенности;

слабое развитие прогрессивных организационных форм концентрации и централизованного использования техники.

Причины и тенденции, обозначенные выше, обусловили критическое состояние технической оснащенности строительного производства и определяют стратегические направления его развития и использования.

Рассмотрение условий, сложившихся в сфере строительного производства, подводит к выводу, что обновление парка строительных машин, введение в действие прогрессивных организационных форм и технологий его ремонта должно быть включено в число стратегических задач совершенствования технической оснащенности строительного производства (рис. 1).

Проведенный анализ в сфере использования строительной техники требует решения проблем, сложившихся в этой специфической части строительной деятельности. Сегодня с уверенностью можно констатировать, что на подавляющем большинстве предприятий и организаций, занимающихся строительной деятельностью, отсутствует система должного планирования. И как результат все вышеперечисленные проблемы.

Настал момент, когда необходима разработка и реализация стратегии развития и эффективного использования технической оснащенности в строительстве.

Техническую оснащенность строительного производства можно рассматривать как объект управления, а в долговременной перспективе — как объект стратегического управления. Решения по развитию и использованию технической оснащенности должны приниматься с учетом обозначенных ниже обстоятельств.

Стратегические направления совершенствования технической оснащенности строительного производства

Реализуемые на федеральном уровне

1. Разработка и реализация федеральных целевых программ

/ Л

2. Усиление роли министерства строительства в формировании и регулировании рынка строительной техники

3. Совершенствование нормативно-правового обеспечения

4. Совершенствование научно-методического обеспечения

Г Л

5. Экономическая поддержка производителей строительной продукции в области технического перевооружения

V__У

6. Привлечение финансовых ресурсов негосударственных инвесторов

7. Углубление интеграции предприятий материально-технического обеспечения и ре-монтно-технического обслуживания с производителями строительной продукции

8. Совершенствование нормативно-правового обеспечения

Реализуемые на региональном

уровне

1. Разработка и реализация региональных целевых программ производства для строительства

V_У

2. Разработка и реализация целевых программ формирования региональных рынков строительных машин и ремонтно-технических услуг

3. Усиление роли региональных органов государственного управления строительством и регулирования рынка строительной техники и ре-монтно-технических услуг

4. Привлечение финансовых ресурсов негосударственных инвесторов

5. Разработка и реализация организационных форм концентрации и централизованного использования техники

V_У

/ Л

6. Экономическая поддержка мелких и

средних строительных организаций в

области технического перевооружения

7. Совершенствование научно-методического обеспечения

Рис. 1

Нельзя не обратить внимание на тот факт, что качество отдельных видов производимой техники в России оставляет желать лучшего. Поэтому задача приведения структуры парка, параметров и характеристик строительных машин в соответствие с потребностями производства становится ключевой для ее производителей и поставщиков. Безусловно, типаж машин должен быть достаточным, обеспечивающим возможность выбора такого типоразмера, и такой марки, которая по своим характеристикам и иным параметрам в полной мере соответствовала бы условиям эксплуатации [19].

11/2015

Реализация потенциальных возможностей строительной техники зависит и от квалификации обслуживающих ее работников. При высокой квалификации эти возможности будут реализованы полностью, а при низкой, пожалуй, лишь частично.

Нельзя не учитывать взаимодействие и взаимовлияние технической оснащенности строительного производства и внешней среды, производственно-экономической и организационно-управленческой инфраструктуры. В случае положительной динамики макро-, мезо- и микроэкономических процессов раскрутится спираль взаимного экономического развития.

Прямые и обратные связи в системе внешняя среда — техническая оснащенность строительного производства можно отобразить в виде схемы (рис. 2).

Рис. 2

- прямые связи; ------обратные связи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эта схема наглядно иллюстрирует, что стратегические решения должны быть направлены на совершенствование структуры, количественных и качественных характеристик. Только при таком подходе будет получен максимальный эффект так необходимый современной строительной отрасли России.

Все, выше обозначенное в статье, следует рассматривать как предлагаемые пути совершенствования технической оснащенности строительного производства, так как проблема эта в отрасли стоит достаточно остро. Не учитывать ее нельзя. Это объясняется тем, что, во-первых, эффективное использование основных средств — резерв роста объемов строительно-монтажных работ, а, во-вторых, рациональное использование строительной техники и оборудования создает возможность значительного уменьшения стоимости строительства.

Остается очевидным то, что этой сфере строительной деятельности остро необходима система долгосрочного и среднесрочного планирования на всех уровнях управления строительным комплексом.

Библиографический список

1. Асаул В.В. Анализ конкурентного рынка строительных работ и услуг // Экономика строительства. 2005. № 7. С. 14—25.

2. Асаул А.Н., Старовойтов М.К., Фалтинский Р.А. Управление затратами в строительстве. СПб. : ИПЭВ, 2009. 392 с.

3. Бабаева Д.Г. Анализ состояния основных производственных фондов в промышленности // Вестник ДГИНХ : сб. науч. тр. Махачкала. 2006. Вып. X. С. 76—81.

4. Панкратов Е.П., Панкратов О.Е. Проблемы повышения производственного потенциала предприятий строительного комплекса // Экономика строительства. 2015. № 3 (33). С. 4—17.

5. Буттаева С.М. Состояние и основные направления обеспечения воспроизводства основных фондов // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2007. № 2 (54). С. 119—130.

6. Двизов Д.А., Скиданов Н.В. Различные методы повышения эффективности использования машинного парка предприятий и организаций // X Межвуз. науч.-практ. конф. мол. уч. и студ. г. Волжского. Волжский, 2004. С. 4—5.

7. Иванов В.Н., Салихов Р. Ф. Повышение эффективности производственной и технической эксплуатации парка дорожно-строительных машин // Омский научный вестник. 2004. № 1. С. 92—94.

8. Базров В.С. Промышленно-строительный форум «Гостеприимная Осетия». Режим доступа: http://kavkaz-expo.ru/docs/doc_121026094044.pdf.

9. Итоги работы строительного комплекса Республики Северная Осетия-Алания за 1 полугодие 2012 года. Режим доступа: http://prokatuaz.ru/index. php?view=article&catid=15:2011-03-01-09-26-55&id=142:-1-2012&tmpl=component&pri nt=1&page=&option=com_content.

10. Волков Д.П., Николаев С.Н. Надежность строительных машин и оборудования. М. : Высш. шк., 1979. 400 с.

11. Панкратов Е.П., Панкратов О.Е. Основные фонды строительства: воспроизводство и обновление. М. : Экономика, 2014. 351 с.

12. Репин С.В., Савельев А.В. Механизация строительных работ и проблемы, связанные с использованием строительной техники // Stroit.RU. 28.11.2006. Режим доступа: http://library.stroit.ru/articles/mehanizm/index.html.

13. Тускаева З.Р. Инновационные механизмы эффективного управления технической оснащенностью в строительстве. Новосибирск : ЦРНС, 2015. 108 с.

14. Тускаева З.Р. Стратегическое планирование эффективного использования строительной техники // European Social Science Journal. 2015. № 2 (53). С. 51—55.

15. Каменецкий М.И., Костецкий М.Ф. Инвентаризация и переоценка производственных фондов — основа модернизации реального сектора российской экономики // Экономика строительства. 2010. № 4. С. 17—22.

16. Канторер С.Е. Строительные машины и экономика их применения (детали, конструкции и экономика применения машин). М. : Высш. шк., 1973. 528 с.

17. Рикошинский А. Коммерческий транспорт и дорожно-строительная техника в современных условиях // Основные средства. 2009. № 1. С. 38—39.

18. Гордонов М. Переоценка основных фондов // Российский оценщик : интернет-журнал. 1999. № 1—2 (44). Режим доступа: http://proocenka.ru/doc.2007/ocenchik/1999/ bul_01-0299.pdf.

19. Тускаев Т.Р. Стратегия управления техническим потенциалом // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. № 3. С. 49—52.

20. Тускаева З.Р. Стратегическое планирование как ключевой фактор повышения оснащенности строительной техникой // Глобальный научный потенциал. 2015. № 4 (49). С. 101—104.

21. Колегаев Р.Н. Экономическая оценка качества и оптимизации системы ремонта машин. М. : Машиностроение, 1980. 239 с.

Поступила в редакцию в сентябре 2015 г.

Об авторе: Тускаева Залина Руслановна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой строительного производства, Северо-Кавказский горнометаллургический институт (ФГБОУ ВО «СКГМИ (ГТУ)»), 362021, г. Владикавказ, ул. Николаева, д. 44, 8 (867) 2 40-74-12; докторант кафедры организации строительства и управления недвижимостью, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, [email protected].

Для цитирования: Тускаева З.Р. Техническая оснащенность в строительстве: проблемы и пути совершенствования // Вестник МГСУ 2015. № 11. С. 90—100.

Z.R. Tuskaeva

TECHNICAL EGUIPMENT IN THE CONSTRUCTION: PROBLEMS AND WAYS TO IMPROVE

Construction equipment is one of the most significant factors contributing to the decrease in the cost of the work, increase of the profitability of the industry as a whole. In the process of reforming of the Russian economy in general and the construction complex in particular, technical equipment of building production has fallen sharply both in quantitative and qualitative sense.

Vehicles with expired service life have a sharp drop in performance. Burden on many kinds of construction machinery have increased. There is a growing need for repair and renovation of the construction equipment fleet. There is a relatively high proportion of the massive equipment where the need for it is low. This is accompanied by higher costs for small-scale works. Serious problems were also detected in the sphere of construction equipment repair. This market is divided into two categories: very expensive services with spare parts, and relatively inexpensive, but not enough qualified services with a corresponding guarantee of reliability. In the context of the difficult financial situation of building units it is becoming a significant problem. Major concerns arise on how to optimize the technical and economic indicators of operation of the machines due to the increase in the cost of purchased equipment and operating costs for its maintenance.

The analysis of the use of construction machinery shows that a solution to the problems existing in this specific part of the construction activities is required.

The time has come when it is necessary to develop and implement the strategy development and effective use of technical equipment in the construction. The paper outlines the key issues and suggests the approaches to improve the technical equipment in the construction.

Key words: technical equipment, fleet of construction machinery, construction equipment parameters, the Republic of North Ossetia-Alania

References

1. Asaul V.V. Analiz konkurentnogo rynka stroitel'nykh rabot i uslug [Analysis of the Competitive Market of Construction Works and Services]. Ekonomika stroitel'stva [Construction Economy]. 2005, no. 7, pp. 14—25. (In Russian)

2. Asaul A.N., Starovoytov M.K., Faltinskiy R.A. Upravlenie zatratami v stroitel'stve [Cost Management in Construction]. Saint Petersburg, IPEV Publ., 2009, 392 p. (In Russian)

3. Babaeva D.G. Analiz sostoyaniya osnovnykh proizvodstvennykh fondov v promyshlen-nosti [Analysis of the State of Mechanical Facilities in the Industry]. Vestnik DGINKh: sbotnik nauchnykh trudov [Proceedings of Dagestan State Institute of National Economy: Collection of Scientific Papers]. Makhachkala, 2006, issue X, pp. 76—81. (In Russian)

4. Pankratov E.P., Pankratov O.E. Problemy povysheniya proizvodstvennogo potentsiala predpriyatiy stroitel'nogo kompleksa [Problems of Upgrading Production Capacity of Building Complex Companies]. Ekonomika stroitel'stva [Construction Economy]. 2015, no. 3 (33), pp. 4—17. (In Russian)

5. Buttaeva S.M. Sostoyanie i osnovnye napravleniya obespecheniya vosproizvodstva osnovnykh fondov [State and Trends to Ensure the Reproduction of Fixed Assets]. Uchenye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta [Scientific Notes of Russian State Social University]. 2007, no. 2 (54), pp. 119—130. (In Russian)

6. Dvizov D.A., Skidanov N.V. Razlichnye metody povysheniya effektivnosti ispol'zovaniya mashinnogo parka predpriyatiy i organizatsiy [Various Methods of Increasing the Efficiency of the Use of Machinery Fleet of Enterprises and Organizations]. X Mezhvuzovskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya molodykh uchenykh i studentov g. Volzhskogo [10th Interuni-versity Scientific and Practical Conference of Young Scientists and Students of the Volzhski City]. Volzhski, 2004, pp. 4—5. (In Russian)

7. Ivanov V.N., Salikhov R.F. Povyshenie effektivnosti proizvodstvennoy i tekhnicheskoy ekspluatatsii parka dorozhno-stroitel'nykh mashin [Improving the Efficiency of the Production and Technical Operation of Road-Building Machines Fleet]. Omskiy nauchnyy vestnik [Scientific Herald of Omsk]. 2004, no. 1, pp. 92—94. (In Russian)

8. Bazrov V.S. Promyshlenno-stroitel'nyy forum «Gostepriimnaya Osetiya» [Industry and Construction Forum "Hospitable Ossetia"]. Available at: http://kavkaz-expo.ru/docs/ doc_121026094044.pdf. (In Russian)

9. Itogi raboty stroitel'nogo kompleksa Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya za 1 polugodie 2012 goda [The Working Results of the Building Complex of the Republic of North Ossetia-Alania for the 1st half of 2012]. Available at: http://prokatuaz.ru/index. php?view=article&catid=15:2011-03-01-09-26-55&id=142:-1-2012&tmpl=component&print=1 &page=&option=com_content. (In Russian)

10. Volkov D.P., Nikolaev S.N. Nadezhnost' stroitel'nykh mashin i oborudovaniya [Reliability of Construction Machinery and Equipment]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1979, 400 p. (In Russian)

11. Pankratov E.P., Pankratov O.E. Osnovnye fondy stroitel'stva: vosproizvodstvo i ob-novlenie [Main Funds of the Construction: Reproduction and Renovation]. Moscow, Ekonomi-ka Publ., 2014, 351 p. (In Russian)

12. Repin S.V., Savel'ev A.V. Mekhanizatsiya stroitel'nykh rabot i problemy, svyazannye s ispol'zovaniem stroitel'noy tekhniki [Mechanization of Construction Works and the Problems Associated with the Use of Construction Equipment]. Stroit.RU. 28.11.2006. Available at: http://library.stroit.ru/articles/mehanizm/index.html. (In Russian)

13. Tuskaeva Z.R. Innovatsionnye mekhanizmy effektivnogo upravleniya tekhnicheskoy osnashchennost'yu v stroitel'stve [Innovative Mechanisms for Effective Management of Technical Equipment in the Construction]. Novosibirsk, TsRNS Publ., 2015, 108 p. (In Russian)

14. Tuskaeva Z.R. Strategicheskoe planirovanie effektivnogo ispol'zovaniya stroitel'noy tekhniki [Strategic Planning of the Efficient Use of Construction Equipment]. European Social Science Journal. 2015, no. 2 (53), pp. 51—55. (In Russian)

15. Kamenetskiy M.I., Kostetskiy M.F. Inventarizatsiya i pereotsenka proizvodstven-nykh fondov — osnova modernizatsii real'nogo sektora rossiyskoy ekonomiki [Inventory and Revaluation of Production Facilities as the Basis for Real Sector of the Russian Economy Modernization]. Ekonomika stroitel'stva [Construction Economy]. 2010, no. 4, pp. 17—22. (In Russian)

16. Kantorer S.E. Stroitel'nye mashiny i ekonomika ikh primeneniya (detali, konstruktsii i ekonomika primeneniya mashin) [Construction Machinery and the Economy of Their Application (Details, Design and Economics of the Use of Machinery)]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1973, 528 p. (In Russian)

17. Rikoshinskiy A. Kommercheskiy transport i dorozhno-stroitel'naya tekhnika v sovre-mennykh usloviyakh [Commercial Transport and Road-Construction Techniques in Modern Conditions]. Osnovnye sredstva [Fixed Assets]. 2009, no. 1, pp. 38—39. (In Russian)

18. Gordonov M. Pereotsenka osnovnykh fondov [Revaluation of Fixed Assets]. Rossi-yskiy otsenshchik: internet-zhurnal [Russian Appraiser: Internet Journal]. 1999, no. 1—2 (44). Available at: http://proocenka.ru/doc.2007/ocenchik/1999/bul_01-0299.pdf. (In Russian)

19. Tuskaev T.R. Strategiya upravleniya tekhnicheskim potentsialom [Management Strategy of Technical Potential]. Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvay-ushchikh predpriyatiy [Economics of Agricultural and Processing Enterprises]. 2002, no. 3, pp. 49—52. (In Russian)

20. Tuskaeva Z.R. Strategicheskoe planirovanie kak klyuchevoy faktor povysheniya os-nashchennosti stroitel'noy tekhnikoy [Strategic Planning as a Key Factor in Increasing the Construction Equipment]. Global'nyy nauchnyy potentsial [Global Scientific Potential]. 2015, no. 4 (49), pp. 101—104. (In Russian)

21. Kolegaev R.N. Ekonomicheskaya otsenka kachestva i optimizatsii sistemy remonta mashin [Economic Evaluation of the Quality and Optimization of the Machinery Repair System]. Moscow, Mashinostroenie Publ., 1980, 239 p. (In Russian)

About the author: Tuskaeva Zalina Ruslanovna — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, chair, Department of Construction Production, North Caucasus Mining and Smelting Institute (SKGMI (GTU)), 44 Nikolaeva str., Vladikavkaz, 362021, Russian Federation; +7 (867) 240-74-12; Doctoral student, Department of Construction Organization and Real Estate Management, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow,129337, Russian Federation; [email protected].

For citation: Tuskaeva Z.R. Tekhnicheskaya osnashchennost' v stroitel'stve: problemy i puti sovershenstvovaniya [Technical Eguipment in the Construction: Problems and Ways to Improve]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2015, no. 11, pp. 90—100. (In Russian)

СТРОИТЕЛЬНОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

УДК 691.3

А.Д. Толстой, В.С. Лесовик, Л.Х. Загороднюк, И.А. Ковалева

БГТУ им. В.Г. Шухова

ПОРОШКОВЫЕ БЕТОНЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОГЕННОГО СЫРЬЯ

В настоящее время внимание ученых и инженеров привлекает широкое применение высокопрочного бетона, отличающегося от обычного повышенным содержанием цементного камня, меньшей крупностью зерен, многокомпонентностью состава и повышенной удельной поверхностью заполнителя. Теоретически обосновано и экспериментально подтверждено, что эксплуатационные свойства этого бетона в большей степени зависят от свойств заполнителя, наполнителя и водо-содержания. Использование техногенного сырья значительно повышает технико-экономический эффект при производстве высокопрочных бетонов.

Ключевые слова: высокопрочные бетоны, порошковые бетоны, техногенные материалы, мелкозернистый бетон

Начиная с 1970-х гг. многие специалисты посвятили свои работы исследованию возможности использования для модификации бетона неорганических материалов, содержащих аморфный кремнезем. В этом отношении исследовали эффективность применения измельченных шлаков, зол-уноса и других порошковых и пылевидных агрегатов, имеющих высокое содержание аморфного кремнезема [1—3].

Практически любое промышленное изделие «начинается» с сырья, добываемого из недр планеты или образующегося на ее поверхности. Поэтому проблема селективного отбора и утилизации промышленных отходов носит глобальный характер, что и обусловливает ее важность. На пути к промышленной продукции сырье что-то теряет, часть его превращается в отходы. Подсчитано, что на современном уровне развития технологии до 10 % исходного сырья в конечном итоге уходит в отходы. Например, при добыче угля ежегодно на поверхность земли из недр поднимают около 1 млрд м3 пустой породы и складируют в бесполезные пирамиды — терриконы. При этом впустую растрачиваются не только тысячи гектаров зачастую плодородных земель. Загрязняется атмосфера, терриконы «горят», ветер поднимает с их бесплодных склонов тучи пыли [4].

Высокопрочные модифицированные бетоны — это новый технический уровень стройиндустрии, иногда достигавшийся и у нас, но теперь настоятельно требующий широкого рассмотрения. В зарубежной технической литературе широко освещается применение таких бетонов в современном строительстве: покрытия дорог, автострад, строительство мостов, тоннелей, высотных зданий, морских нефтяных платформ и др. [5—8].

Основная область применения — ответственные конструкции жилого и промышленного назначения, предполагает решение целого комплекса про-

блем, связанных с производством заполнителей, вяжущих веществ, химических добавок. Развитие науки показывает, что в ближайшем будущем будет происходить постепенное замещение обычных бетонов многокомпонентными высокопрочными бетонами.

Порошковые бетоны содержат природный кварцевый песок как заполнитель, в то время как вяжущее состоит из цемента, тонкомолотых каменных материалов, тонких фракций песка из отсевов, микрокремнезема и обязательно органических добавок: суперпластификаторов и гиперпластификаторов. Все шире практикуется применение фибро- и тканеармирования, включая объемные тканые каркасы из стальных или полимерных нитей диаметром 10...30 мкм. В то же время в обычные щебеночные бетоны общего назначения вводят каменную муку из вскрышных и попутно извлекаемых горных пород. Поэтому карьеры в перспективе могут оснащаться мощностями для производства каменной муки [9—12].

В данной работе предпринята попытка обосновать необходимость утилизации и переработки отходов производства не только с позиции охраны окружающей среды, но и с точки зрения экономической выгоды, когда отходы являются дешевым сырьем.

Для выбора оптимального научного решения по утилизации отходов необходимо иметь сведения о характеристике объекта как сырьевого ресурса (происхождении, составе, наличии), предполагаемые направления использования, технические решения по принятому направлению.

Исследования высокопрочных бетонов показали высокую реакционно-химическую способность тонкомолотых известняков и дегидратированной глины, которые смешивали в количествах, определенных расчетом при изготовлении высокопрочных порошковых бетонов. Полученные искусственные каменные материалы рекомендованы к использованию, в т.ч. и в декоративных целях [12—15].

В качестве компонента формовочной бетонной смеси использовали заполнитель — гранитный щебень фракции 0,315...1,25 мм. В обычных бетонах прочность щебня должна превосходить прочность бетона не менее чем в 2 раза, в высокопрочных же она должна быть, по крайней мере, не ниже прочности бетона [15—17]. Прочность используемого щебня при дробимости в цилиндре составила 100 МПа. Песок применяли обычный кварцевый с Мк = 1,83. Кроме того, применялся микрокремнезем как компонент композиционного вяжущего, а также высокоалюминатный глиноземиствый цемент и тонкоизмель-ченные отходы горнорудного производства. В качестве суперпластификатора применяли органическую добавку МеШих 2651 (рис. 1).

Установлено, что образцы полученного мелкозернистого бетона имеют плотную структуру цементного камня. Эксплуатационные характеристики бетона (при расходе цемента 650...700 кг/м3) показали прочность при сжатии 69...71 МПа при плотности 2430...2500 кг/м3. Оптимальный состав мелкозернистого бетона получен на заполнителе с высокоплотной упаковкой при расходе цемента 700 кг/м3. Предел прочности при сжатии увеличился на 71,9 % по сравнению с обычным мелкозернистым бетоном.

Портландцемент, 700 кг

Рис. 1. Состав вяжущего высокопрочного бетона

Это объясняется микроструктурой мелкозернистого бетона (рис. 2). Его микроструктура отличается меньшим количеством защемленного воздуха за счет высокоплотной упаковки частиц заполнителя [18]. Заполнитель представлен частицами разных фракций, формы и происхождения, что обеспечивает эффект заполнения порового пространства более крупных частиц более мелкими с большим процентом твердого вещества.

Рис. 2. Микроструктура мелкозернистого бетона, РЭМ

На микрофотографии видно, что зерна компонентов диаметром 0,05...0,06 мм расположились на расстоянии 0,04...0,05 мм, а пространство между ними заполнено цементным гелем. Данное расстояние между частицами компонен-

11/2015

тов говорит об оптимальном содержании цементного камня между зернами заполнителя. Можно отметить интенсивное заполнение пространства частицами наполнителя размерами 0,013...0,015 мм, расположенными вокруг зерна большего размера — структурообразующей частицы размером 0,05...0,06 мм, и небольшим числом пор диаметром, не превышающим 0,015...0,017 мм.

Испытания проводили на опытных образцах размером 40*40*40 мм, полученных уплотнением формовочной бетонной смеси осадкой конуса 14 см на лабораторной виброплощадке. Образцы выдерживали 28 сут в нормальных условиях ^ = 18+2 °С, Р = 760 мм рт. ст., Ж = 100 %). Испытания прочностных характеристик проводили на гидравлическом прессе, развивающем максимальную нагрузку 10 т.

Максимальные реологические и водоредуцирующие эффекты, обусловленные адсорбцией суперпластификатора на поверхности твердой фазы, генетически свойственные тонкодисперсным системам с высокой поверхностью раздела.

Результаты испытания бетонной смеси и высокопрочного бетона приведены в табл. 1.

Табл. 1. Состав и свойства мелкозернистого бетона

Цемент, кг Комплексная добавка из техногенных продуктов, кг Гранитный заполнитель, кг Кварцевый песок, кг МеШих 2651, кг Вода, л В/Ц Предел прочности при сжатии Я , МПа сж' Призменная прочность Я , МПа, пр' Предел прочности при изгибе Я , МПа из'

700 — 1850 340 — 322 0,46 41,4 26,4 12,1

6,25 252 0,36 66,2 54,1 15,6

6,25 66,5 54,3 15,7

86 1840 340 — 329 0,47 40,6 25,2 11,9

80 1400 330 — 315 0,45 44,1 22,5 10,8

82 1380 320 6,00 266 0,38 49,2 28,5 12,2

84 1340 310 6,52 252 0,36 53,6 42,2 13,4

85 1280 300 6,64 238 0,34 65,0 51,4 14,1

86 1240 295 6,40 224 0,32 71,2 57,2 16,0

Установлено, что образцы порошкового бетона за счет плотной упаковки входящих в него частиц и полноте протекающих реакций имеет предел прочности при сжатии выше 70 МПа. Применение композиционной добавки к вяжущему из техногенных продуктов позволило не только сократить расход клинкера, но и улучшить эксплуатационные характеристики бетона. Так, при расходе цемента 700 кг/м3 (экономия цемента 100 кг/м3) получена прочность при сжатии 71,2 МПа, т.е. на 7,5 % выше, чем при использовании цемента без добавки и на 44,8 % выше, чем без добавки и суперпластификатора. Оптималь-

ный состав мелкозернистого бетона получен на заполнителе с высокоплотной упаковкой при расходе вяжущего 700 кг/м3, комплексной добавки — 86 кг/м3. Точный расход материалов на 1 м3 высокопрочного состава является предметом ноу-хау.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данном эксперименте прочность бетона в возрасте 14 сут составила 85 % от прочности в возрасте 28 сут, т.е. скорость набора прочности образцами была значительно выше, чем обычного бетона в нормальных условиях. Характер разрушения бетона позволяет сделать вывод о том, что прочность цементной матрицы примерно такая же, как и прочность гранитного щебня: трещины проходят и по контактной зоне, и по зернам щебня.

Результаты испытания свойств бетонной смеси и бетона приведены в табл. 2 и 3.

Табл. 2. Состав бетонной смеси высокопрочного бетона

Состав бетонной смеси, кг/м3 Подвижность ОК, см Средняя

Цемент Суперпластификатор Песок Щебень Отход производства Вода В/Ц плотность р, кг/м3

6,3 700 1000 84,0 182,0 18 0,26 2451

650 6,5 720 1050 86,4 194,4 19 0,27 2467

6,6 730 1070 87,6 200,8 19,5 0,275 2473

Табл. 3. Физико-технические свойства порошкового бетона

Таким образом, в исследованиях была расширена группа дисперсных наполнителей многокомпонентного вяжущего техногенного происхождения и предложено использовать отходы керамического производства [19, 20]. Указанные отходы в результате предшествующего процесса обжига содержат в своем составе муллитоподобные алюмосиликаты кальция или их смесь с дисперсным кварцем, представляющие собой готовые центры кристаллизации при твердении цемента. Высокопрочный состав получали модифицированием комплексной органоминераль-ной добавкой, состоящей из суперпластификатора и тонкомолотого минерального компонента.

В результате проведенных работ получены новые данные по изучению и разработке составов и технологии применения высокопрочных композиций. Главной задачей, которая решалась в этом направлении, является нахождение способов снижения расхода исходных материалов и стоимости проведения технологических работ.

Наименование свойств Показатели

1. Плотность, кг/м3 2450

2. Пористость, % 4,5

3. Прочность при сжатии, МПа 75,3

4. Прочность при изгибе, МПа 15

5. Модуль упругости, МПа 46

6. Коэффициент Пуассона 0,25

7. Усадка, мм/м 0,27

8. Водопоглощение, % 1,9

9. Морозостойкость F 300

Также изучалась на пробных составах возможность введения летучей золы, базальтовой, известняковой и кварцевой муки и других компонентов. Полученная высокая прочность обеспечивается в этом случае наличием не только микрокремнезема или дегидратированной глины, но и реакционно-активного порошка из молотой горной породы.

Таким образом, можно констатировать, что получение высокопрочных порошковых бетонов на техногенном сырье вполне возможно со значительным технико-экономическом эффектом. Возможности порошковых бетонов далеко не исчерпаны, учитывая эффективность гидротермальной обработки и влияние составных частей состава на увеличение водовыделяющей (водореду-цирующей) способности формовочных смесей.

Библиографический список

1. Баженов Ю.М., Демьянова В.С., Калашников В.И. Mодифицированные высокопрочные бетоны. M. : Изд-во АСВ, 2007. 368 с.

2. Каприелов С.С., Шейнфельд А.В., Кардумян Г.С. Новые модифицированные бетоны. M. : Типография Парадиз, 2010. 258 с.

3. Bornemann R., Fenling E. Ultrahochfester Beton-Entwicklung und Verhalten // Leipziger Massivbauseminar. 2000. Bd. 10. S. Pp. 1—15.

4. SchmidtM., Bornemann R. Möglichkeiten und Crensen von Hochfester Beton // Proc. 14, Jbausil. 2000. Bd. 1. S. 1083—1091.

5. Батраков В.Г. Mодифицированные бетоны. M. : Стройиздат, 1990. 400 с.

6. Richard P., Cheurezy M. Composition of reactive powder concrete. Scientific Division Bougies // Cement and Concrete Research. 1995. Vol. 25. No. 7. Pp. 1501—1511.

7. Schmidt M., Bomeman R. Moglichkeiten und crenzen von Hoch- und UltraHochfestem Beton // Proc. 124IBAUSJL. 2000. Bd. 1. Pp. 1083—1091.

8. Grübe P., Lemmer C., Rühl M. Vom Gussbeton zum Selbstverdichtenden // Beton. Pp. 243—249.

9. Толстой А.Д. Штампованные высокопрочные порошковые декоративные бетоны // Наукоемкие технологии и инновации (XXI научные чтения) : сб. докл. Юбилейной Mеждунар. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию БГТУ им. В.Г. Шухова (г. Белгород, 9—10 октября 2014 г.). Белгород, 2014. Т. 3. Эффективные композиты для «зеленого» строительства. С. 364—368.

10. Tolstoi A.D., Lesovik VS., Kovaleva I.A. High-strengh decorative complexes with organo-mineral additives // Research Journal of Pharmaceutical. Biological and Chemical Sciences. September-October 2014. RJPBCS 5(5). Pp. 1607—1618.

11. Толстой А.Д., Лесовик В.С., Ковалева И.А., Якимович И.В., Лукутцова Н.П. Высокопрочные материалы для декоративных целей // Промышленное и гражданское строительство. 2014. № 8. С. 51—53.

12. Толстой А.Д., Лесовик В.С., Ковалева И.А. Органоминеральные высокопрочные декоративные композиции // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 5. С. 67—69.

13. Толстой А.Д., Ковалева И.А., Присяжнюк А.П., Воронов В.В., Баженова О.Г., Якимович И.В., Саридис Я.В. Эффективные порошковые композиции на техногенном сырье // Современные строительные материалы, технологии и конструкции : материалы Mеждунар. науч.-практ. конф., посвящ. 95-летию ФГБОУ ВПО «ГГНТУ им. акад. M^. Mиллионщикова» (24—26 марта 2015 г., г. Грозный). В 2-х т. Грозный. : ФГУП «ИПК "Грозненский"», 2015. Т. 1. С. 406—411.

14. De Larrard Francois. Ultrafine particles for the making of very high strength concretes // Cem., Concr., and Aggreg. 1990. Vol. 12. No. 2. Pp. 61—69.

15. Казлитин С.А., Лесовик Р.В. К проблеме проектирования бетонов для устройства промышленных полов // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2012. № 2. С. 39—41.

16. Lesovik V.S., Ageeva M.S., ShakarnaM.I.H. Efficient binding using composite tuffs of the middle east // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 24. No. 10. Pp. 1286—1290.

17. Долгополое Н.Н., Фендер Л.А., СухановМ.А. Некоторые вопросы развития технологии строительных материалов // Строительные материалы. 1994. № 1. С. 5—6.

18. Каприелов С.С., Кардумян Г.С. Новые модифицированные бетоны в современных сооружениях // Бетон и железобетон. Оборудование. Материалы. Технологии). 2011. Вып. 1. С. 78—82.

19. Строительство и архитектура : Обзор. информ. о мировом уровне развития, строительной науке и технике. М. : ВНИИНТМИ Госстроя СССР, 1990. Вып. 5. Конструкции зданий и сооружений из высокопрочного бетона. C. 75—77. (Строительные конструкции)

20. Лесовик Р.В., Ворсина М.С. Высокопрочный бетон для покрытий автомобильных дорог на основе техногенного сырья // Строительные материалы. 2005. № 5. С. 46—48.

Поступила в редакцию в октябре 2015 г.

Об авторах: Толстой Александр Дмитриевич — кандидат технических наук, профессор кафедры строительного материаловедения, изделий и конструкций, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (БГТУ им. В.Г. Шухова), 308012, г. Белгород, ул. Костюкова, д. 46, [email protected];

Лесовик Валерий Станиславович — доктор технических наук, профессор кафедры строительного материаловедения, изделий и конструкций, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (БГТУ им. В.Г. Шухова), 308012, г. Белгород, ул. Костюкова, д. 46, 8 (4722)55-82-01, [email protected];

Загороднюк Лилия Хасановна — доктор технических наук, профессор кафедры строительного материаловедения, изделий и конструкций, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (БГТУ им. В.Г. Шухова), 308012, г. Белгород, ул. Костюкова д. 46, 8 (4722) 30-99-48, [email protected];

Ковалева Ирина Александровна — аспирант кафедры строительного материаловедения, изделий и конструкций, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (БГТУ им. В.Г. Шухова), 308012, г. Белгород, ул. Костюкова, д. 46, [email protected].

Для цитирования: Толстой А.Д., Лесовик В.С., Загороднюк Л.Х., Ковалева И.А. Порошковые бетоны с применением техногенных материалов // Вестник МГСУ 2015. № 11. С. 101—109.

A.D. Tolstoy, V.S. Lesovik, L.Kh. Zagorodnyuk, I.A. Kovaleva

POWDER CONCRETES WITH TECHNOGENIC MATERIALS

Beginning with the 1970s many specialists have been dedicating their works to investigation of the possibility to use concrete modifications of non-organic materials containing amorphous silica. Almost any industrial product is beginning with raw materials obtained from the planetary interior or formed on its surface. That's why the problem of selective choice and utilization of industrial waste is of a global character, so it is of great importance.

Currently, the attention of scientists and engineers is attracted by the widespread use of high-strength concrete, different from the usual one by high content of cement stone, lesser grain size, multi-component, increased specific surface area of the filler. The performance properties of concrete to a large extent depend on the properties of aggregate and water content. It is known that empirical way to search for improving the strength of concrete has always been a laborious and time-consuming. In this regard, the

actual conditions for forming a preliminary study of high-strength concrete structure have been investigated, as well as the role of processing methods in the process and nature of the impact on the quality of a concrete structure.

Key words: high-strength concrete, powder concrete, technogenic materials, fine grain concrete

References

1. Bazhenov Yu.M., Dem'yanova V.S., Kalashnikov V.I. Modifitsirovannye vysokoproch-nye betony [Modified High Strength Concretes]. Moscow, ASV Publ., 2007, 368 p. (In Russian)

2. Kaprielov S.S., Sheynfel'd A.V., Kardumyan G.S. Novye modifitsirovannye betony [New Modified Concretes]. Moscow, Tipografía Paradiz Publ., 2010, 258 p. (In Russian)

3. Bornemann R., Fenling E. Ultrahochfester Beton-Entwicklung und Verhalten. Leipziger Massivbauseminar. 2000, Bd. 10, S. 1—15.

4. Schmidt M., Bornemann R. Möglichkeiten und Crensen von Hochfester Beton. Proc. 14, Jbausil. 2000, Bd. 1, S. 1083—1091.

5. Batrakov V.G. Modifitsirovannye betony [Modified Concrete]. Moscow, Stroyizdat Publ., 1990, 400 p. (In Russian)

6. Richard P., Cheurezy M. Composition of reactive powder concrete. Scientific Division Bougies. Cement and Concrete Research. 1995, vol. 25, no. 7, pp. 1501—1511.

7. Schmidt M., Bomeman R. Moeglichkeiten und Crenzen von Hoch- und Ultra-Hochfestem Beton. Proc. 124IBAUSJL. 2000, Bd. 1, pp. 1083—1091.

8. Grübe P., Lemmer C., Rühl M. Vom Gussbeton zum Selbstverdichtenden. Beton. Pp. 243—249.

9. Tolstoy A.D. Shtampovannye vysokoprochnye poroshkovye dekorativnye betony [Pressed Powder High-Strength Decorative Concretes]. Naukoemkie tekhnologii i innovat-sii (XXI nauchnye chteniya): sbornik dokladov Yubileynoy Mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 60-letiyu BGTU im. V.G. Shukhova (g. Belgorod, 9—10 oktyabrya 2014 g.) [High Technology and Innovation. The Collection of the Reports of the Jubilee International Scientific and Practical Conference, Dedicated to the 60th Anniversary of the BSTU. named after V.G Shukhov. Belgorod, October 9—10, 2014]. Belgorod,

2014, vol. 3. Effektivnye kompozity dlya «zelenogo» stroitel'stva [Efficient Composites for Green Construction]. Pp. 364—368. (In Russian)

10. Tolstoi A.D., Lesovik V.S., Kovaleva I.A. High-Strength Decorative Complexes with Organo-Mineral Additives. Research Journal of Pharmaceutical. Biological and Chemical Sciences. September-October 2014, RJPBCS 5 (5), pp. 1607—1618.

11. Tolstoy A.D., Lesovik V.S., Kovaleva I.A., Yakimovich I.V., Lukuttsova N.P. Vysokoprochnye materialy dlya dekorativnykh tseley [High-strength Materials for Decorative Purposes]. Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo [Industrial and Civil Engineering]. 2014, no. 8, pp. 51—53. (In Russian)

12. Tolstoy A.D., Lesovik V.S., Kovaleva I.A. Organomineral'nye vysokoprochnye dekora-tivnye kompozitsii [Organogenic High-Strength Decorative Compositions]. Vestnik Belgorod-skogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta im. V.G. Shukhova [Bulletin of the Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov]. 2014, no. 5, pp. 67—69. (In Russian)

13. Tolstoy A.D., Kovaleva I.A., Prisyazhnyuk A.P., Voronov V.V., Bazhenova O.G., Yakimovich I.V., Saridis Ya.V. Effektivnye poroshkovye kompozitsii na tekhnogennom syr'e [Effective Powder Compositions on Man-Made Raw Materials]. Sovremennye stroitel'nye materialy, tekhnologii i konstruktsii : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 95-letiyu FGBOU VPO «GGNTU imeni akademika M.D. Millionshchikova» (24—26 marta 2015 g., g. Groznyy) [Modern Building Materials, Technologies and Structures : Materials of the Intern. Scient. Conf., Dedicated to the 95th Anniversary of GGNTU Named after Acad. M.D. Millionschikohv]. In two volumes. Groznyy, FGUP «IPK "Groznenskiy"» Publ.,

2015, vol. 1, pp. 406—411. (In Russian)

14. De Larrard Francois. Ultrafine Particles for the Making of Very High Strength Concretes. Cem., Concr., and Aggreg. 1990, vol. 12, no. 2, pp. 61—69.

15. Kazlitin S.A., Lesovik R.V. K probleme proektirovaniya betonov dlya ustroystva pro-myshlennykh polov [To the Problem of Designing Concretes for Industrial Flooring]. Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo tekhnologiche-skogo universiteta im. V.G. Shukhova [Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov]. 2012, no. 2, pp. 39—41. (In Russian)

16. Lesovik V.S., Ageeva M.S., Shakarna M.I.H. Efficient Binding Using Composite Tuffs of the Middle East. World Applied Sciences Journal. 2013, vol. 24, no. 10, pp. 1286—1290. DOI: https://www.doi.org/10.5829/idosi.wasj.2013.24.10.7002.

17. Dolgopolov N.N., Fender L.A., Sukhanov M.A. Nekotorye voprosy razvitiya tekhnolo-gii stroitel'nykh materialov [Some Issues of Developing the Building Materials Technology]. Stroitel'nye materialy [Construction Materials]. 1994, no. 1, pp. 5—6. (In Russian)

18. Kaprielov S.S., Kardumyan G.S. Novye modifitsirovannye betony v sovremennykh sooruzheniyakh [New Modified Concretes in Modern Buildings]. Beton i zhelezobeton. Oboru-dovanie. Materialy. Tekhnologii [Concrete and Reinforced concrete — Equipment, Materials and Technologies]. 2011, no. 1, pp. 78—82. (In Russian)

19. Stroitel'stvo i arkhitektura : Obzornaya informatsiya o mirovom urovne razvitiya, stroitel'noy nauke i tekhnike [Construction and Architecture : Survey Information on the World Level of the Development, Construction Science and Technology]. Moscow, VNIINTPI Gos-stroya SSSR Publ., 1990, no. 5. Konstruktsii zdaniy i sooruzheniy iz vysokoprochnogo be-tona [Constructions of Buildings and Structures of High-Strength Concrete]. Pp. 75—77. (Stroitel'nye konstruktsii) [Building Structures] (In Russian)

20. Lesovik R.V., Vorsina M.S. Vysokoprochnyy beton dlya pokrytiy avtomobil'nykh dorog na osnove tekhnogennogo syr'ya [High-Strength Concrete for the Upper Layer Coating of Roads Based on Man-Made Materials]. Stroitel'nye materialy [Construction Materials]. 2005, no. 5, pp. 46—48. (In Russian)

About the authors: Tolstoy Aleksandr Dmitrievich — Candidate of Technical Sciences, Professor, Department of Construction Materials Science, Products and Constructions, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov (BSTU named after V. G. Shukhov), 46 Kostyukova str., Belgorod, 308012, Russian Federation; [email protected];

Lesovik Valeriy Stanislavovich — Doctor of Technical Sciences, Professor, Department of Construction Materials Science, Products and Constructions, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov (BSTU named after V.G. Shukhov), 46 Kostyukova str., Belgorod, 308012, Russian Federation; +7 (4722)55-82-01; [email protected];

Zagorodnyuk Liliya Khasanovna — Doctor of Technical Sciences, Professor, Department of Construction Materials Science, Products and Constructions, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov (BSTU named after V. G. Shukhov), 46 Kostyukova str., Belgorod, 308012, Russian Federation; +7 (4722) 30-99-48; [email protected];

Kovaleva Irina Aleksandrovna — postgraduate student, Department of Construction Materials Science, Products and Constructions, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov (BSTU named after V. G. Shukhov), 46 Kostyukova str., Belgorod, 308012, Russian Federation; [email protected].

For citation: Tolstoy A.D., Lesovik V.S., Zagorodnyuk L.Kh., Kovaleva I.A. Poroshkovye betony s primeneniem tekhnogennykh materialov [Powder Concretes With Technogenic Materials]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2015, no. 11, pp. 101—109. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.