УДК 536.2
Э. Р. Кутузова, Ф. Х. Тазюков
ТЕЧЕНИЕ ВЯЗКОУПРУГОЙ ЖИДКОСТИ МОДЕЛИ FENE-P В НЕСИММЕТРИЧНОМ КАНАЛЕ С СУЖЕНИЕМ 8:1, 16:1
Ключевые слова: несимметричный канал, реологическое конститутивное соотношение FENE-P, сужение 8:1.
В настоящей статье рассматривается поведение вязкоупругой жидкости в несимметричном канале для сужения 8:1 и 16:1. Результаты моделирования сравниваются с результатами, полученными для течения ньютоновской жидкости в таких же каналах. В качестве реологического конститутивного соотношения выбрана модель FENE-P.
Keywords: asymmetrical channel, FENE-P rheological constitutive relation, 8:1 contraction.
At the present paper the behavior of viscoelastic liquid flow through asymmetric channel with 8:1 and 16:1 contraction is considered. Modeling results are compared with the results for Newtonian liquid flow at the same channels. As a rheological constitutive relation the FENE-P is chosen.
Введение
Изучение поведения течений вязкоупругих жидкостей в каналах различной конфигурации представляет особый практический интерес для производства полимеров. Ранее было рассмотрено течение жидкости модели FENE-P в несимметричном плоском 4:1 канале. Выбранный коэффициент сужения не случаен - уже много лет подряд задачи с такой формой канала являются эталонными [1].
Представляет определенный интерес смоделировать течение вязкоупругой жидкости для канала с другими коэффициентами сужения.
В данной статье рассматривается течение неньютоновской жидкости модели FENE-P в несимметричном канале с двумя вариантами смещения выходной части: смещение относительно оси на половину ширины канала и смещение относительно оси на половину канала.
Математическая постановка задачи
В безразмерном виде уравнения движения запишутся в следующем виде:
ди ди ди\ дР дтрХ дтР
1 dt dx dy dx dx dy M
(dv
Re I^T +u ^-vx" ) ^ir + ^F + ^+P
\dt dx dy/ dx dx dy
du dv — + — =0 dx dy
dv
'dy
dP dT?y
dTyPy
d2u d2u
dx2 dy2 d2v d2v dx2 dy2
Re= ^ We=—, p=
П L Щ+П2
Уравнения эволюции тензора конфигурации и
напряжений:
^5Axx dAxx dAx\ du xx =2We—A + dx
1
We I —-+u——+v- „ dt dx dy
du xy +2We—Axy--dy
1 [Axx+Ayy] 1-J_
1 3L2 L2
/dAyy dAyy dAyy\ dv xx We I —- +u —— +v——) =2We—Axx+ dt dx dy J dx
du xy +2We —Axy-dy
Ax
1
1 [Axx+Ayy ] 1-J2
3L2 '
L
dv
(dAxy dAxy dAxy\ .. xx We [—-+u—— +v——) =2We—A + \ dt dx dy J dx
du yy A +2We—Ayy-dy
1 [Axx+Ayy]
1- 3L2
= M
Txx - We
=
Tyy - We
\
1 [Axx+Ayy] 1-1 I- 2 I 2
/
3L2
\
A
УУ
1 [Axx+Ayy] 1-J_
1--I 2
/
3L2
TYY -
M
We
\
L7
1 [Axx+Ayy]
1- 3L2
В уравнения в безразмерном виде входят числа Рейнольдса, Вайссенберга и коэффициент ретардации[3]:
ре=РУЪ, we=
П ^ щ+П2
Для расчетов используется неравномерная сетка со сгущением в области сужения канала.
Расчеты проводились для значений Яе<<1, We=0.0H350, р=1/9 с помощью метода контрольных объемов на неравномерной сетке со сгущением вблизи острой кромки канала 300:1 в программном комплексе ОреиРоаш.
Граничные и начальные условия
На входе в канал задаются следующие условия:
и=и0=сот% у=¥0=0.
1
1
+
Длина широкой части канала принимается равной 15Н1, где Н1- высота входной части канала, для обеспечения формирования профиля скорости П0.
На выходе из канала:
- = 0.
дх
Длина узкой части канала принимается равной 10Н1 - для обеспечения установления течения.
На твердых стенках канала задается условие прилипания:
и = 0, V = 0.
В качестве начальных условий принимается равенство нулю скоростей во всей области за исключением входного течения.
Результаты
На рис. 1-4 представлены результаты моделирования для сужения 8:1.
Рис. 1 - Контуры линий тока для модели ньютоновской жидкости для смещения на ширину узкой части канала
Результаты моделирования, для симметричного и несимметричного каналов с различными вариантами сужениями (4:1, 8:1, 16:1) показали, что для ньютоновской жидкости существует образование только углового циркуляционного течения.
We=2
Рис. 2 - Контуры линий тока для модели неньютоновской жидкости для смещения на ширину узкой части канала
Смещение канала на половину ширины выходной части показывает, что в обеих угловых зонах проявляется эффект образования, развития lip vortex и его объединение с угловым течением, хотя, и несимметрично. В нижней части канала весь процесс происходит при меньших значениях числа We. Такое поведение справедливо для обоих видов смещения.
We=4
Рис. 3 - Контуры линий тока для модели неньютоновской жидкости для смещения на ширину узкой части канала
Случай We=100 соответствует моменту совместного вращения углового течения и lip vortex как для верхней, так и для нижней частей канала. Такая картина характерная для широкого диапазона значений числа We от 3 до 250.
We=150
Рис. 4 - Контуры линий тока для модели неньютоновской жидкости для смещения на ширину узкой части канала
Увеличение значений упругости приводит к тому, что в верхней и нижней части канала увеличение угловых зон в размерах.
Результаты моделирования течения для сужения 8:1 показали следующее:
• Для смещения на половину ширины канала наблюдается симметричное возникновение и развитие течения lip vortex для верхней и нижней частей канала.
• Для смещения на ширину канала -симметрия в возникновении и развитии lip vortex отсутствует.
Для канала с сужением 16:1 результаты моделирования имеют существенные отличия от каналов с другими коэффициентами сужениями, к примеру, 4:1 и 8:1. Для канала со смещением на половину ширины узкой части канала развитие как углового течения, так и течения lip vortex происходит симметрично для верхней и нижней части канала. При таком сужении смещение всего лишь на половину ширины канала можно считать незначительным.
Сужение на половину ширины канала дает результаты, схожие с сужением 8:1, развитие lip vortex и углового течения, а так же их объединение происходит несимметрично для верхней и узкой части канала.
Результаты
В данной статье рассмотрены результаты численного моделирования для модели вязкоупругой жидкости FENE-P. Графически было
продемонстрировано влияние коэффициента сужения на поведение жидкости. Приведены результаты моделирования для каналов с сужениями 8:1 и 16:1.
Литература
1. Ф.Х. Тазюков, Э.Р. Кутузова, Б.А. Снегирев, Вестник Казанского технологического университета, 17, 18, 120123 (2014).
2. Ф.Х. Тазюков, Ф.А. Гарифуллин, Э.Р. Кутузова, Вестник Казанского технологического университета,17, 16, 97-10 2(2014).
3. Э.Р. Кутузова, H.A. Halaf, С.А. Кутузов, IX Школа-семинар молодых ученых и специалистов академика РАН В.Е. Алемасова, Проблемы тепломассообмена и гидродинамики в энергомашиностроении (Казань, Россия, Сентябрь 10-12, 2014), Академэнерго, Казань, 2014, С. 117-119.
© Э. Р. Кутузова - ассистент каф. АССОИ КНИТУ, [email protected]; Ф. Х. Тазюков - д.т.н., профессор каф. ТМиСМ КНИТУ, [email protected].
© E. R. Kutuzova - assistant of the Automated Data Acquisition and Processing Systems department, KNRTU, [email protected]; F. Kh. Tazuykov - Ph.D, Professor of the Theoretical Mechanics and Strength Materials department, KNRTU, [email protected].