Научная статья на тему 'Течение Католической Модерны в контексте словацкой поэзии 30-40-х годов ХХ века'

Течение Католической Модерны в контексте словацкой поэзии 30-40-х годов ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
150
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСКИЕ ТРАДИЦИИ / CHRISTIAN TRADITION / ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / LITERARY CONTEXT / ЗАРУБЕЖНЫЕ ВЛИЯНИЯ / FOREIGN INFLUENCE / ВЫСОКИЙ СТИЛЬ / HIGH STYLE / РЕЛИГИОЗНЫЙ МИСТИЦИЗМ / RELIGIOUS MYSTICISM / ЭВОЛЮЦИЯ / EVOLUTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курсакова Екатерина Игоревна

В статье рассматривается литературное течение Католической Модерны в контексте словацкой поэзии 1930-1940-х годов. На примере творчества Р. Дилонга и Я. Силана показаны истоки данного движения, его философская основа, а также вскрыт процесс возрождения в поэзии христианских традиций (темы, мотивы, символика духовной поэзии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Slovak Literary Movement ‘Catholic Modernity’ in theContext of the 1930s-1940s Slovak Poetry

The article considers the Slovak literary movement ‘Catholic Modernity’ in the context of the 1930s 1940s Slovak poetry. The examples of the work of R. Dilong and J. Silan are used to show the origins of this movement, its philosophical basis and to prove the revival of the ancient Christian traditions (themes, motifs, symbols of spiritual poetry).

Текст научной работы на тему «Течение Католической Модерны в контексте словацкой поэзии 30-40-х годов ХХ века»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2014. № 6

Е.И. Курсакова

ТЕЧЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ МОДЕРНЫ В КОНТЕКСТЕ СЛОВАЦКОЙ ПОЭЗИИ 30-40-х годов ХХ века

В статье рассматривается литературное течение Католической Модерны в контексте словацкой поэзии 1930-1940-х годов. На примере творчества Р. Ди-лонга и Я. Силана показаны истоки данного движения, его философская основа, а также вскрыт процесс возрождения в поэзии христианских традиций (темы, мотивы, символика духовной поэзии).

Ключевые слова: христианские традиции, литературный контекст, зарубежные влияния, высокий стиль, религиозный мистицизм, эволюция.

The article considers the Slovak literary movement 'Catholic Modernity' in the context of the 1930s - 1940s Slovak poetry. The examples of the work of R. Dilong and J. Silan are used to show the origins of this movement, its philosophical basis and to prove the revival of the ancient Christian traditions (themes, motifs, symbols of spiritual poetry).

Key words: Christian tradition, literary context, foreign influence, high style, religious mysticism, evolution.

1930-1940-е годы - это, пожалуй, один из самых сложных и самых ярких периодов в истории словацкой литературы, развитие которой было предопределено сложившейся в стране и в мире социально-политической ситуацией. Происходящие драматические события (активизировавшийся фашизм, образование Словацкой Республики, ориентированной на Германию (1939-1945), Вторая мировая война) вызывали в писателях ощущение надвигающейся национальной катастрофы, что в свою очередь явилось мобилизующим фактором для подъема их творческой активности. Наряду с представителями старшей генерации поэтов, которые опирались на традиции реализма XIX - начала ХХ века (Янко Есенский) и Словацкой Модерны1, значительно возрастает активность молодых авторов, принадлежащих к разным литературным течениям и школам: к неосимволизму (Эмиль Болеслав Лукач), витализму (Ян Смрек), социальной (Ладислав Новомеский) и пролетарской поэзии (Ян

1 Литературное течение 1900-1918-х годов, объединившее традиции европейского символизма и импрессионизма, ключевые фигуры: Иван Краско, Иван Галл, Владимир Рой (примеч. - К. Е. ).

Поничан), сюрреализму (Рудольф Фабри, Стефан Жари, Владимир Райсел). На рубеже 1930-1940-х годов преобладающими становятся авангардистские течения, из пестрого многообразия которых доминируют надреализм и «религиозно-мистический спиритуализм» (группа поэтов Католической Модерны).

Таким образом, плюрализм становится определяющей чертой литературного процесса тех лет. В эпоху «открытых в Европу окон» (Л. Новомеский) в словацкую поэзию проникают инородные веяния, главным образом - это импульсы экспериментальной литературы (поэтизм, футуризм, конструктивизм, сюрреализм и даже дадаизм). Внешне полярные поэтические группировки и течения на самом деле имеют много общего. Так, например, сюррреалистические (надреалистические) и символистские приемы используют как поэты социальной направленности, так и религиозной, однако цели воздействия на читателя они преследуют совершенно разные. В отличие, например, от надреалистов интерес католиков к символизму имел аффирмативный характер. Объединяющим фактором было лишь то, что оба литературных течения обращались к приемам французского сюрреализма (интерес к подсознательному, реализованный через введение в текст снов, всякого рода фантазий) и чешского поэтизма (восприятие стихотворения как «игры воображения», возросшая роль образности, метафорики). Однако «иррационализм надреализма восходит к подсознательному, в то время как иррационализм Католической Модерны имеет трансцендентные корни»2. Иными словами, он обращен к такому знанию, которое «переступает за границы человеческого разума и является недоступным теоретическому познанию» (по Канту - «априорному знанию», «Критика чистого разума»3), становясь исключительно предметом веры: всё то, что выходит за пределы возможного опыта, например, Бог, бессмертие души.

Именно во время возросшего интереса к эксперименту появляется группа поэтов-католиков, впоследствии получившая название словацкая Католическая Модерна (термин заимствован словацкими исследователями по аналогии с течением чешской Католической Модерны). Как литературное течение Католическая Модерна в Словакии сформировалось в самом начале 30-х годов ХХ в. Дебют поэтов состоялся в «Альманахе 3 литературного поколения» ("Almanach 3 literarnej generacie", 1930). Но сами авторы своим первым серьез-

2 Hamada M. Poezia slovenskej katolickej moderny. Kniznica slovenskej literatury. Bratislava, 2008.

3 От лат. transcendens - переступающий, превосходящий, выходящий за пределы. Трансцендентное и трансцендентальное. Онлайн словарь философских терминов. URL: http://www.philosophi-terms.ru/word/Трансцендентное%20и%20 трансцендентальное

ным появлением в литературе считают выход «Антологии молодой словацкой поэзии» ("Antología mladej slovenskej poézie", 1933). С 1932 г. поэты-католики начали активную издательскую деятельность (журналы «Поступ», 1934-1935, «Прамень», 1936-1937), однако движение осталось локальным литературным явлением, связанным с традиционными центрами католицизма в Словакии (Трнава, Спишска Капитула, Братислава, Ружомберок, Банска Быстрица).

К представителям словацкой Католической Модерны исследователи словацкой литературы относят Рудольфа Дилонга, Павла Гашпаровича Глбину, Яна Гаранту, Янко Силана, Карла Стрменя, Святослава Вайгла, Горазда Звоницкого и др. Условно поэтическое творчество Католической Модерны можно разделить на два периода: до 1945 (развитие поэзии на национальной почве, в словацком литературном контексте) и после 1945 г., когда многие представители этого движения эмигрировали за пределы страны по политическим мотивам.

Само название «Католическая Модерна» несет в себе двойной смысл: с одной стороны, оно указывает на религиозную ориентацию авторов, а с другой - на литературные традиции модернизма начала ХХ в. (ср.: Словацкая Модерна). Словацкий литературовед П. Земано-ва4 выделяет три литературных источника, оказавших прямое влияние на формирование творчества поэтов Католической Модерны. Прежде всего - это литературные традиции ближайших соседей - чешских поэтов-католиков, писавших в рамках чешской Католической Модерны 1920-1930-х годов (Йозеф Флориан, Ярослав Дурих, Станислав Заградничек, Якуб Демл). Вместе с тем образцом для подражания послужила французская католически ориентированная литература (Вер-лен, Клодель, Бремон, Маритен). Национальным источником вдохновения явилась поэзия символистов предшествующей генерации, и в первую очередь - их поэтическое наследие религиозного содержания. Сюда относятся стихи главного представителя Словацкой Модерны Ивана Краско («рыдания нагой души»5) и неосимволистское опыты священнослужителя Э.Б. Лукача.

Условно движение Католической Модерны подразделяют на две «волны». Первую «волну» представляют католические духовные лица (Р. Дилонг, П.Г. Глбина, Я. Гаранта). Ко второй «волне» помимо священников (Я. Силан, С. Вайгл) относят и светских авторов (Я. Окаль, Э. Веснин). Поэты, представлявшие это течение, заявили о себе в конце 1920-х - начале 1930-х годов. В целом большинству

4 Zemanová P. Formovanie slovenskej katolíckej modemy ako problém. In Slovenská literatura. 1992. 39. 3. S 229-240.

5 Krasko I. Nox et solitudo. Verse. Bratislava, 1985.

авторов-католиков было присуще чувство национальной самобытности, более того - предвидение особого пути словацкого народа. По этой причине многие из них выступали против революционных призывов.

Католических авторов вдохновляли темы, напрямую связанные с церковными традициями (важные вехи из церковного календаря, образ Девы Марии, отношения человека с Богом-Отцом, страсти Иисуса Христа), но нередко они открывали читателю свои интимные переживания (поиск путей к спасению души, страх смерти, жажда духовной любви). К темам из повседневной жизни они обращались намного реже. Основной целью своего творчества поэты-католики провозгласили восстановление утраченной в ХХ столетии связи человека с Богом, воплощение в жизнь принципов христианского гуманизма. В творчестве большинства представителей этого течения можно вычленить две полярные тенденции: первая - сродни ранним средневековым представлениям (мир как юдоль греха и страдания), вторая тенденция - прославление мира Божьего как чуда Творения в духе св. Франциска Ассизского. Вместе с тем поэзия Католической Модерны не ограничивается осмыслением отношения человека к Богу. В поисках утраченных нравственных ценностей особенно актуально в ней звучит тема исторической борьбы народа за независимость, национальной и социальной свободы, что связано с историческими условиями того времени.

«Природа словацкой Католической Модерны, - как отмечает словацкий исследователь течения Дагмар Мария Аноца, - это вечная конфронтация спиритуального6 с сенсориальным7»8. Философские истоки течения корнями восходят к французской католической «чистой поэзии» (la poésie pure) поэзии. В словацкую культуру эти идеи проникли через перевод Глбиной книги французского аббата Анри Бремона «Молитва и поэзия» (1926), который утверждает в ней ключевую для католической поэзии мыль: «... молитва есть чистая поэзия, и поэтому чистая поэзия должна быть молитвой»9. Таким образом, поэзии отводится особое место в общении с Творцом: «через внешнюю гармонию стиха наша душа познает святой дух»10.

6 От лат. spiritualis - духовный, spiritus - душа, дух, спиритуализм - религиозпо-философское течение, в основе которого - вера в реальность посмертной жизни и возможпость общения с духами умерших (примеч. - К. Е. ).

7 От лат. чувствительный, ощущающий (примеч. - К. Е ).

8 Dagmar Mária Anoca. Katolícka moderna, Rudolf Dilong a recepcia jeho versov v Rumunsku. Rovnobezné zrkadlá. 2006. XI/1.

9 ЯковлевЕ.Г. Эстетически-эмоциональная антитеза. URL: http://www.studzona. com/referats/view/37444

10 Там же.

Одним из первых словацких поэтов-католиков заявил о себе Рудольф Дилонг (1905-1986), опубликовавший поэтический сборник «Будущие люди» /«Budfoi l'udia» (1931), за которым сразу последовали книги «Торжество на лугах» / «Slavne na holiach» (1932), «Дышите, горные поселки!»/ «Dychajte, lazy!», «Годы под солнцем» /«Roky pod slnkom» (обе вышли в 1933 г.). Дилонга по праву считают одним из самых талантливых представителей первой волны. В своих ранних поэтических сборниках он как преемник традиций национально ориентированной поэзии обратился к актуальным проблемам жизни народа, власти, связи поколений, поиска корней. Отличительной особенностью творческого метода Дилонга является органичное сочетание элементов разных поэтических течений: рурализма, надреализма, чешского поэтизма и даже неосимволизма.

Так, например, в дебютных книгах поэт с руралистским воодушевлением воспевает красоту словацких земель, такие достоинства словацкого народа, как трудолюбие и религиозность. В стиле святого Франциска Ассизского Дилонг делится с читателем своим по-детски радостным отношением к миру: «Здесь я родился... Поэтому, свою землю, деревню, горы, леса, отечество люблю я» («Я мальчик из-под Татр») //«Tu som sazrodil... Apreto svoju zem, dedinu, horu, lucinu, otcinu milujem» («Chlapec som spod Tatier»n). С особой любовью он пишет о родной земле: «Мы словаки сердцем, сыновья этой земли, / на Родине нам жить и умирать (Наш дом)» («Sme slovenskych srdc, deti tejto zeme, v tej rodnej zemi zijeme i mriemen, «Nas domov»).

Однако 1934-й становится переломным для поэта: меняется сам эмоциональный настрой его лирики. Из светлого деревенского мальчика («францисканский тип» католической поэзии) лирический герой Дилонга превращается в человека серьезного, одинокого, неприкаянного в подлунном мире. Сам поэт в своей автобиографии признается: «Тогда я возлюбил одиночество, которое давало мне совершенно особенное напряжение и всегда будоражило меня. Я убегал в мир одиночества, потому что не любил мир людей...»13

Настоящим событием в словацкой литературе становится выход в свет двух поэтических сборников Дилонга «Звезды и печаль» («Hviezdy a smtaok», 1934) и «Елена носит лилию» («Helena nosi l'aliu», 1935). В обеих книгах наблюдается прием смешивания реального с вображаемым, действительности со сном, автор смело соеди-

11 Pasteka J. Pravda a legenda o Rudolfe Dilongovi // Dilong Rudolf: Hviezdy a smutok. Literarne dielo I. Bratislava, 2002. S. 9.

12 Ibid. S. 8.

13 Ibid. S. 7.

няет контрастные образы; лирическая композиция многих стихотворений не подчиняется общепринятым законам причины-следствия. Неудивительно, что эти сборники вызвали резонанс в кругу критиков, поскольку такой поэзии в Словакии еще не было. Словацкий исследователь Й. Паштека указывает на особенную интимную ноту, звучавшую в книгах, настроение внутренней грусти, местами - религиозный мистицизм14. В сборниках этого периода ведущими становятся темы поиска истинного пути, странничества, внутреннего беспокойства. Так, например, в стихотворении «Драма в самом начале» мы читаем: «На земле нет места/печаль свою излить, /может, моя дорога пьяная/приведет меня на небеса?» («Na zemi neni miesta / svoj smútok vyplakat', /opilá moja cesta /do neba vedie snád?», «Dráma napociatku»15).Во многих произведениях нередко отсутствуют временные координаты (маркеры линейного времени), благодаря чему они напоминают медитативную песню: «О душа, ты лицезришь/всё открытое пространство, /так поднимись же по ступеням Млечного Пути, /берущего в тебе начало», стих. «Я служу Богу» («Ó dusa, cely priestor nahy/typresahujes ocima, idpo stupajach mliecnej dráhy, /ktorá sa v tebepocína», «Bohu slúzim»16). Довольно часто Дилонг обращается к высокому стилю. Для поэта-творца стихотворение - это средство с помощью которого можно абстрагироваться от реального мира, убежав в воображаемую «страну Красоты»: «Ах, последуем дальше, все равно, куда: дорогой-пасекой/...В рай, в рай... / сердце безумно и наполнено бунтарским духом», стих. «П.Г. Глбине» («Ach, podme d'alej, jedno: cestou-pasekou, /... Do raja, do raja, /srdce je sialené aplné vzburou», «P.G. Hlbinovi»)1

После 1945 г. Дилонг покидает родную страну из политических соображений. Однако за рубежом поэт продолжает много работать, за всю свою жизнь он издает более 100 книг, причем помимо стихотворных сборников поэт пишет драмы и романы. Во многом именно благодаря Дилонгу течение Католической Модерны продолжает развиваться за границей, в то время как в самой Словакии после прихода в 1948 г. к власти коммунистов, все творческие попытки поэтов-католиков пресекаются.

Одной из самых ярких страниц в истории всей второй волны, а, по мнению некоторых исследователей, и всей Католической Модерны,

14 Ibid. S. 12.

15 DilongR. Hviezdy a smútok. Zlaty fond denníka SME 1986 [cit. 16. 10. 2014]. URL: http://zlatyfond.sme.sk/dielo/278/Dilong_Hviezdy-a-smutok

16 Dilong R. Ja sväty Frantisek. Zlaty fond denníka SME 2007 [cit. 16. 10. 2014]. URL: http://zlatyfond.sme.sk/dielo/268/Dilong_Ja-svaty-Frantisek

17 Dilong R. Hviezdy a smútok. Zlaty fond denníka SME 1986 [cit. 16. 10. 2014]. URL: http://zlatyfond.sme.sk/dielo/278/Dilong_Hviezdy-a-smutok

было творчество Янко Силана (1914-1984). Свои первые поэтические опыты Силан опубликовал во второй половине 1930-х годов, но по-настоящему заявил о себе как о «поэте духовно-религиозной направленности»18 лишь в 40-е годы. Лирический герой дебютного сборника «Сычи» («Kuvici», 1936) - тонко чувствующая натура ранимого романтика. В своих стихах, вошедших в этот сборник, поэт опирается на традиции Словацкой Модерны и на опыт зарубежного модернизма (особенно его вдохновляло творчество Р. Рильке). В отличие от своего предшественника Р. Дилонга Силан в 1930-е годы представляет «клоделевский тип» лирики (мир как средоточие тоски и страдания, мотив безысходности, вера в спасение через искупление грехов). Но вскоре поэт отходит от сумеречных переживаний в сторону «францисканских откровений» (мир как Божье чудо). В последующих книгах лирика Силана все больше напоминает личный дневник богослова. Автор со смирением принимает страдание, в котором видит путь к спасению. Многие исследователи отмечают сенсуалистичность его лирики (сб. «Лестница в небо» / «Rebrík do neba», 1939). А в системе лирических образов, мотивов и даже в эвфонии стиха часто угадывается стилизация под духовную песню (сб. «Пока не буду дома» / «Kym nebudem doma», 1943): «Ты поле необъятное, а я пшеница ...пусть сначала меня Твои ангелы свяжут в снопы и сложат в форме креста», «Страх» («Tys'pole nedozierne, ja sompsenica...prv nez ma Tvoji anjeli raz zviazu v snopy aposkladajú v kríz», «Bázeñ»)

Движущей силой поэзии Силана, восприятия и осмысления им мира была любовь, но речь идет не только о любви человека к Богу, но и ко всему Божьему творению: «Иэта земля? Ах, она всегда такая спокойная, горы терпеливые. Словно она кого-то ждет, кого-то ждет со страстью», стих. «Ожидание» («A táto zem? Ach, vzdy je taká pokojná, hory trpezlivé. Isteze takto este caká, kohosi caká náruzi-ve», «Cakanie») По мнению словацкого литературоведа Я. Замбора, в творчестве поэта функционально соединились элементы земного и небесного, а в центре его интересов оказалось не что иное, как душа человеческая. В 1981 г. поэт Карол Стрмень назвал Силана «святым словацкой поэзии». Его также нередко называют самым католическим поэтом Словакии. Это не случайно. Безмолвие монаха, тихое смирение, покорность суровой судьбе и одновременно всеобъемлющая любовь и духовная чистота - вот основополагающие принципы поэта-католика. Даже грусть в его стихах приобретает особый смысл:

18 Dejiny slovenskej literatúry II. Imrich Sedlák a kol.. Matica Slovenská. Martin, 2009. S. 155.

эта светлая печаль с надеждой на Божью милость: «Милость Божья снизошла на нас свыше /и еще снизойдет /мы ребята из волшебной страны /ждем своего спасения»,стих. «Зимнее воскресенье» («Milos-t'ou Boh nâs ovial z vyse / a este znova oveje, / sme chlapci z pohâdkovej rise, / cakâme svoje spasenie», «Zimnâ nedel'a»).

Излюбленной строфической формой поэта был сонет, встречающийся наиболее часто в сборниках до 1948 («Песни из Яворины» / "Piesne z Jvoriny", 1943; «Песни из Ждиара» / «Piesne z Zdiaru», 1947). Лирику Силана можно охарактеризовать емким авторским оксюмороном - «голос тишины». Тихая мелодия самой природы, кроткая молитва слепого монаха19, голос мечущейся между светом и тьмой души - такая поэзия лучше всего отражает христианский принцип превращения страдания во внутреннее свечение. В сборниках 40-х годов мотив внутреннего сияния души становится ведущим («Песни из Яворины»). Поэт актуализирует тему борьбы души с тьмой внутри себя, возвращаясь тем самым к настроениям из дебютной книги «Сычи». В военный период (1939-1945) поэт-священник выполняет свою главную миссию - распространять свет в сердцах людей, ожесточенных извращенными ценностями войны: «Я свечу, ибо я священник, // и я для мира чудовище, //я здесь мешаю, таково время, // так пусть меня отодвинут в угол, // но я буду испускать свет вновь, // но я грозно освещу вас»20.

После 1948 г. Силан, как и большинство католиков, не публиковался, возобновив творческую деятельность только в середине 60-х годов.

Остальные поэты, примыкавшие к Католической Модерне, дебютировали в разное время в период с 1932 по 1948 г. (Павол Гашпаро-вич Глбина, 1908-1977, Ян Гаранта, 1909-1983). Некоторые из них, едва успев издать первый сборник, исчезали с поэтической арены, другие отказывались от религиозной лирики в пользу надреализма или авангардной поэзии. После окончания войны в подавляющем большинстве представители Католической Модерны покинули страну (Г. Звоницкий, 1913-1995, К. Стрмень, 1921-1994 и др.). Само же течение трансформировалось окончательно: его представители обратились к более «реальным», жизненным вопросам (пацифизм, разоблачение фашизма, воспевание движения сопротивления, прославление подвигов Красной Армии и др.). Всё это сблизило поэтов-католиков с поэзией левого толка.

19 Мотив слепоты проходит через все творчество Силана (сказывается личная мотивация): поэт от природы обладал слабым зрением.

20 ЗамборЯ. Литература 1920-1950. Поэзия. Янко Силан (пер. Н. Шведовой) // Словацкая литература. 20 век. М., 2003. С. 285.

Список литературы

Бердяев H. Католический модернизм и кризис современного сознания // Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии 1907-1909 гг. СПб., 1910. Мень А. Модернизм католический и библеистика // Библиологический словарь. Словарь оп. в трех томах фондом Меня. Dagmar MáriaAnoca. Katolícka moderna, Rudolf Dilong a recepcia jeho versov

v Rumunsku. Rovnobezné zrkadlá. 200б. XI/1. Dejiny slovenskej literatúry II. Imrich Sedlák a kol. Matica Slovenská. Martin, 2009.

DilongR. Hviezdy a smútok. Zlaty fond denníka SME 198б [cit. 1б. 10. 2014].

URL: http://zlatyfond.sme.sk/dielo/278/Dilong_Hviezdy-a-smutok Hamada M. Poézia slovenskej Katolickej Moderny. Kniznica slovenskej liter-

atúry. Bratislava, 2008. Pasteka J. Pravda a legenda o Rudolfe Dilongovi // Dilong Rudolf: Hviezdy a

smútok. Literárne dielo I. Bratislava, 2002. Príhodová E. Kontexty a inspirácie katolíckej moderny. Ruzomberok, 2011. PutnaM.C. Ceská katolická literatúra v evropskom kontextu 1948-1918. Torst, 1998.

Zemanová P. Formovanie slovenskej katolíckej moderny ako problem // Slovenská literatúra. 1992. 39. 3.

Сведения об авторе: Курсакова Екатерина Игоревна, аспирант кафедры славянской филологии филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: sorciere21@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.