Научная статья на тему 'Театральное творчество в формировании коммуникативной культуры личности'

Театральное творчество в формировании коммуникативной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕЧЬ В ТЕАТРАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ / РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ПОЛИСТИЛИЗМ РЕЧЕВОГО ДЕЙСТВИЯ / COMMUNICATION / SPEECH COMPETENCE / SPEECH IN THEATRICAL CREATIVE WORK / SPEECH TRAINING / ROLE GAMES / POLYSTYLISM OF SPEECH ACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бериева О. Л.

В данном материале рассмотрены современные проблемы общения и коммуникативной компетенции будущих работников культуры. Описано влияние театрального творчества на формирование «чувства речи», развитие логики, свободного ориентирования в спонтанной речи в различных предлагаемых обстоятельствах. Разработаны условия формирования коммуникативной культуры средствами театрального творчества. Отражена современная проблема демократизации культуры речи на основе утверждения объективных процессов субкультурной дифференциации, ассимиляции и взаимопроникновения стилевого многообразия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATRICAL CREATIVE WORK IN FORMATION OF COMMUNICATIVE PERSONAL CULTURE

In this work we analyzed the modern problems of communication and communicative competence of the future cultural professionals. We described the influence of theatrical creative work to the formation of the sense of speech, logic development and free speech fluent orientation in various implied circumstances. We also worked out the conditions of communicative culture formation by means of theatrical creative work and studied the modern problem of speech culture democratization based on the establishment of the objective processes of subcultural differentiation, assimilation and style variety interpenetration.

Текст научной работы на тему «Театральное творчество в формировании коммуникативной культуры личности»

УДК 18.45.07

О.Л.Бериева

ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ

КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

В данном материале рассмотрены современные проблемы общения и коммуникативной компетенции будущих работников культуры. Описано влияние театрального творчества на формирование «чувства речи», развитие логики, свободного ориентирования в спонтанной речи в различных предлагаемых обстоятельствах. Разработаны условия формирования коммуникативной культуры средствами театрального творчества. Отражена современная проблема демократизации культуры речи на основе утверждения объективных процессов субкультурной дифференциации, ассимиляции и взаимопроникновения стилевого многообразия.

Ключевые слова: коммуникация, речевая компетенция, речь в театральном творчестве, речевой тренинг, ролевые игры, полистилизм речевого действия.

Olga Leonidovna Berieva theatrical creative work in formation of communicative personal culture In this work we analyzed the modern problems of communication and communicative competence of the future cultural professionals. We described the influence of theatrical creative work to the formation of the “sense ofspeech ”, logic development andfree speech fluent orientation in various implied circumstances. We also worked out the conditions of communicative culture formation by means of theatrical creative work and studied the modern problem of speech culture democratization based on the establishment ofthe objective processes of subcultural differentiation, assimilation and style variety interpenetration.

Key words: communication, speech competence, speech in theatrical creative work, speech training, role games, polystylism of speech action.

Высшая профессиональная школа на современном этапе развития общества претерпевает кардинальные преобразования. Эти изменения направлены на преодоление противоречий между содержанием подготовки и требованиями к личности будущего специалиста, традиционной организацией образовательного процесса ВУЗа и закономерностями межличностного и

межкультурного взаимодействия. Сегодня невозможно решать задачи научного осмысления и построения педагогического процесса без включения в него содержания,

предусматривающего обучение будущего специалиста речевому действию и общению с учетом специфики профессиональной

деятельности. Современному обществу нужен не просто специалист, а "человек культуры", профессионал, интегрирующий культуру знаний, чувств, общения, творческого действия. Недостатки же речевого развития препятствуют профессиональному и личностному росту специалиста. От него требуется постоянное стремление к самоактуализации в речевом действии, а это, безусловно, подразумевает не только знание теоретических основ общения, формирование умений устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, речевую грамотность, но и способность воспроизводить эти компоненты современной культуры в речевой коммуникации и профессиональном общении. Культура языка, речи отражает культуру мышления, культуру поведения, рисует духовный и нравственный портрет личности, обозначает ее профессиональную компетентность.

Термин «коммуникация» - заимствование из

латинского языка (сошшитсо - «делаю общим, связываю, общаюсь»), наиболее близким которому является русское слово «общение». Согласно словарному определению, коммуникация в интересу-ющем нас значении - «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц» [2, 240]. Таким образом, главным и единственным субъектом коммуникации является человек, который для обеспечения своей жизнедеятельности вступает во взаимосвязь с другими людьми. Система человеческих взаимоотношений опосредуется культурой, которая определяет характер и эффективность человеческого общения. В зависимости от многих причин различные формы общения приобретают соответствующее назначение в жизнедеятельности людей.

Коммуникативная культура может быть формой деятельности людей - выражать саму суть культуры и интегрировать все остальные ее характеристики. Она является сущностной характеристикой человека, связанной с чисто человеческой способностью целенаправленного преобразования окружающего мира, в ходе которой создается искусственный мир вещей, символов, а также связей и отношений между людьми [1, 142].

Эпоха общественных перемен не только сняла «железный занавес», но и «отпустила язык на свободу». Речевое поведение говорящего становится функциональным, сжатым, раскованным, непринужденным. Человек освобождается от старых догм, от стереотипов мышления и речи, на смену бесцветному публичному стандарту приходит

речь с яркими красками лексическими, стилистическими, словесной игре, шутки.

Сегодня стало очевидным, что коммуникативная компетентность способствует успешной самопрезентации специалиста, повышению его де-ловой активности, эффективности решения профессиональных задач в различных сферах. В какой бы области не работал специалист с высшим образованием, он должен уметь свободно ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве, ситуации и партнерстве. Особенно важно это умение в сфере людей, работающих в культуре. Именно поэтому, сегодня как никогда важно приобщение молодого поколения к формированию речевой компетенции, под которой подразумевается умение организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения. Для этого необходимо иметь представление о том, какие преобразования происходят сейчас в сфере речевой культуры, владеть неизбежным обновлением набора выразительных средств современного русского языка. Как показывает изучение предшествующих этапов развития русского языка, процесс обновления всегда происходил динамично, а порой и очень трудно, в борьбе старого и нового в языке. Но всегда для этого процесса был характерен тщательный отбор новшеств, «взвешивание» их свойств с точки зрения пригодности для коммуникативных нужд культурного общества. И сегодня необходимо формировать личность, которая могла бы ориентироваться в подобной речевой ситуации, могла видеть разницу между наиболее удачными, коммуникативно-целесообразными средствами речевого действия и социально ограниченными, вульгарными.

В решении этой непростой задачи нам как ничто другое может помочь театральное творчество. В любой театральной системе речь является одним из самых важных средств отражения среды, реальности, в которой живет и действует личность. Речь на сцене всегда занимала и занимает особое место в характеристике тех или иных стилей взаимодействия персонажей и актерского исполнения. На сцене актер не говорит лишь для того, чтобы говорить, слово должно быть действенным, волевым, актер должен рассматривать слово, как средство борьбы за достижение целей. Действенное слово всегда содержательно и многогранно. Различными своими гранями оно воздействует на различные стороны человеческой психики: на интеллект, на

воображение, на чувство. Актер, даже если он не является профессионалом, произнося слова своей роли, должен хорошо знать, на какую именно сторону сознания своего партнера он преимущественно в данном случае хочет подействовать: обращается ли он главным образом к уму партнера, или к его воображению, к его чувству. Если актер хочет подействовать преимущественно на ум партнера, он должен добиваться того, чтобы его речь была неотразимой по своей логике и убедительности. Если же актеру необходимо воздействовать на воображение партнера, то и речь его превратится из рассудочной и холодной в эмоциональную и страстную, возбуждая в партнере зрительные видения.

Если художественно-творческая деятельность в целом помогает раскрыть познавательные, коммуникативные, творческие и другие потенциалы участников художественной

самодеятельности, то творческая работа над литературным текстом развивает образное мышление и речь, обогащает внутренний мир, прививает эстетический вкус. Также в процессе театрального творчества, по мере накопления культурного багажа, через соприкосновение с произведениями мировой литературы формируется чувство речи, вырабатывается навык правильного произношения, развивается логика речи и накапливается огромный арсенал технических приемов, позволяющих сделать речь «орудием художественной выразительности».

В качестве действенного средства театрального творчества по формированию коммуникативной культуры может быть использован речевой тренинг. Целями и задачами тренинговых занятий по формированию коммуникативной культуры является: умение составлять монологическую речь, умение вести диалог, свободное ориентирование в спонтанной речи в различных предлагаемых обстоятельствах. Для этих целей могут быть использованы так называемые «ролевые игры». Ролевые игры широко применяются в разных областях знаний: не только в театроведении, но и в экономике, социологии, и т.д. Они используются для подготовки специалистов к практической деятельности, т.к. наиболее полно отвечают задаче выработки профессионально-ориентированных или речевых умений в процессе действия, в результате решения самим субъектом самых различных проблемных задач. В процессе подготовки специалистов игра является своеобразной формой имитационного

моделирования взаимодействия партнеров по общению в условиях будущей профессиональной

деятельности, в ходе реализации которой участники игры развивают и совершенствуют профессиона-льно-ориентированные умения.

В процессе проведения ролевых игр должно происходить тесное и активное соединение умений обучающихся с социокультурной реальностью. Построенная по этому принципу ролевая игра стимулирует речевую деятельность, способствует фор-мированию прочных умений и навыков. Ситуация ролевого общения может лишь в том случае явиться стимулом к развитию спонтанной творческой речи, если она будет динамичной, связанной с решением определённых проблем и коммуникативных задач. Участники игры должны быть поставлены в такие условия, при которых необходимо раскрыть социальные, эмоциональные и познавательные стороны межличностных отношений. В ролевой игре большое место занимает импровизация.

Ролевые игры не только вызывают большой интерес у учащихся на разных этапах обучения, они видят в них большую практическую пользу. Ролевые игры дают возможность овладения устными формами общения в различных ситуациях, наглядно демонстрируя пути и возможности практического применения

полученных знаний. Успешность проведения ролевой игры во многом зависит от регулярности проведения такого вида работы. Чем раньше начинается социальное общение, тем выше готовность к нему учащихся. Ролевая игра предполагает самостоятельное языковое

поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. При этом развитие ситуации происходит благодаря коммуникативной деятельности участников игры.

Подобного рода упражнения способствуют возникновению в коллективе атмосферы творческого соучастия, характеризующейся доверительностью, открытостью, свободой в творческом процессе, эффективным взаимодействием руководителя и участников театрального коллектива. А это, в свою очередь, является одним из важнейших условий творческого развития личности в театральном коллективе.

Также, ролевые игры, как ни что другое, могут помочь в знакомстве с различными речевыми стилями, сложившимися в последние десятилетия.

Современные социальные культурные процессы, вызвавшие к жизни достаточно очевидную субкультурную дифференциацию, ярче всего получили проявление в многообразии стилевых характеристик современной речи. Как

свидетельствуют исследования, субкультурная идентификация различных социальных групп осуществляется сегодня не столько по признакам внешнего вида, сколько по особенностям речи. В современной ситуации мы являемся свидетелями достаточно сформировавшейся закономерности демократизации культуры речи, которая выразилась в потребности и готовности речевого развития на основе принципа реального полистилизма речевого действия. Знакомство и овладение различными речевыми стилями легче и эффективнее всего проводить в игровой форме. Поэтому, еще одним условием для более эффективного творческого развития участника самодеятельного театрального коллектива, будет полистилистическая направленность

формирования речевых коммуникаций.

Кроме того, самодеятельный театр несет пропагандистскую функцию. Она выражается в том, что зрители, вовлеченные в эмоционально насыщенную деятельность и коммуникацию, воспринимают участников театрального коллектива, как своих товарищей по учебе, и, видя их умение владеть любой речевой ситуацией, подбирать наиболее выразительные речевые средства способные влиять на собеседников, убеждая их в своей позиции, захотят последовать их примеру.

Несмотря на то, что сегодня необыкновенно развита система различного рода коммуникаций, проблема общения - одна из острейших проблем современного общества. Полностью находясь во власти средств массовой информации и коммуникации, которые навязывают огромное количество унифицированных сообщений и ценностных установок, человек чувствует неудовлетворенную потребность в передаче другому человеку своих сокровенных мыслей и переживаний, а не просто «обменяться информацией». Именно в эпоху информационных технологий возрастает потребность в искусстве, которое может помочь в преодолении этой непростой задачи.

Литература

1. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранному языку. - М.: “Высшая школа”, 1988.

2. Столяренко, Л.Д Основы психологии / Л.Д Столяренко. Ростов н/Д 2000 г.

3. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1988 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.