Научная статья на тему 'Театральное искусство в Крыму ХIХ - начала ХХ вв'

Театральное искусство в Крыму ХIХ - начала ХХ вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
436
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ГАСТРОЛИ / РЕПЕРТУАР / ЖАНР / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шендрикова Снежана Павловна, Козлов Михаил Николаевич

Предметом данного исследования стала эволюция театрального искусства в Крыму ХIХ начала XX вв. Авторы одни из первых в истории отечественной культуры поставили своей целью провести историко-культурный анализ становления театральной жизни в Крыму, регионе с многовековыми культурными и многонациональными историческими традициями. При написании публикации были использованы описательный и проблемно-хронологический методы научного исследования. Используя архивные документы и сведения из периодической печати, авторы смогли дать краткий экскурс истории становления театрального искусства в России на протяжении XVII-XVIII вв., а также провести анализ театральной жизни в Крыму вплоть до начала ХХ вв. В исследовании подчеркивается, что ряд буржуазно-демократических реформ, проведенных в России в 60-е гг. ХIХ в. положительно повлиял на развитие театрального искусства в Крыму, превратив его из элитарного искусства в любимую форму досуга большей части населения тогдашнего Крыма. Проведенный в исследовании историко-культурный анализ позволил прийти к выводу о том, что на протяжении ХIХ начала ХХ вв. в Крыму происходило активное развитие театрального искусства. Оно стало неотъемлемой частью культурной жизни народов, проживавших на территории полуострова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATER ARTS IN CRIMEA OF THE 19TH - BEGINNING OF THE 20TH C

The study focuses on the evolution of theatrical arts in Crimea of the 19th early 20th centuries. The authors are among the first in the history of national culture to conduct a historical and cultural analysis of the formation of theatrical life in the Crimea, a region with centuries-old cultural and multinational historical traditions. While working on the publication, authors relied on descriptive, problematical and chronological methods of scientific research. Using archival documents and information from periodicals, the authors managed to provide a brief overview of the formation of theatrical arts in Russia during the 17-18 centuries, as well as to analyze the theatrical life in Crimea up to the beginning of the twentieth century. The study emphasizes that a number of bourgeois-democratic reforms carried out in Russia during the 60-s. of the 19th c. proved to be a positive influence on the development of theatrical art in the Crimea, turning it out of the elite art into the favorite form of leisure for most of the population of the then Crimea. The historical and cultural analysis conducted in terms of the study allowed to come to the conclusion that during the 19 early 20 centuries Crimea witnessed an active development of theatrical art. As a result it became an integral part of the cultural life of peoples living on the Peninsula.

Текст научной работы на тему «Театральное искусство в Крыму ХIХ - начала ХХ вв»

DOI: 10.37816/2073-9567-2020-55-64-72 УДК 008+792.03 ББК 71.1+85.33 (4)

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2020 г. С. П. Шендрикова

г. Ялта, Россия

© 2020 г. М. Н. Козлов

г. Севастополь, Россия

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В КРЫМУ XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ.

Аннотация: Предметом данного исследования стала эволюция театрального искусства в Крыму XIX - начала XX вв. Авторы одни из первых в истории отечественной культуры поставили своей целью провести историко-культурный анализ становления театральной жизни в Крыму, регионе с многовековыми культурными и многонациональными историческими традициями. При написании публикации были использованы описательный и проблемно-хронологический методы научного исследования. Используя архивные документы и сведения из периодической печати, авторы смогли дать краткий экскурс истории становления театрального искусства в России на протяжении XVII-XVIII вв., а также провести анализ театральной жизни в Крыму вплоть до начала XX вв. В исследовании подчеркивается, что ряд буржуазно-демократических реформ, проведенных в России в 60-е гг. XIX в. положительно повлиял на развитие театрального искусства в Крыму, превратив его из элитарного искусства в любимую форму досуга большей части населения тогдашнего Крыма. Проведенный в исследовании историко-культурный анализ позволил прийти к выводу о том, что на протяжении XIX - начала XX вв. в Крыму происходило активное развитие театрального искусства. Оно стало неотъемлемой частью культурной жизни народов, проживавших на территории полуострова.

Ключевые слова: театральное искусство, культурное развитие, гастроли, репертуар, жанр, искусство. Информация об авторах:

Снежана Павловна Шендрикова — доктор исторических наук, Институт филологии, истории и искусств Гуманитарно-педагогическая академия, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, ул. Севастопольская, д. 2 А, 298635 г. Ялта, Россия. E-mail: snezhanashendrikova@rambler.ru

Михаил Николаевич Козлов — доктор исторических наук, Институт общественных наук и международных отношений, Севастопольский государственный университет, ул. Университетская, д. 33, 299053 г. Севастополь, Россия. E-mail: kmn_75@mail.ru

Дата поступлення статьи: 15.05.2019 Дата публикации: 28.03.2020

Для цитирования: Шендрикова С. П., КозловМ. Н. Театральное искусство в Крыму XIX - начала XX вв. // Вестник славянских культур. 2020. Т. 55. С. 64-72. DOI: 10.37816/2073-9567-2020-55-64-72

Обращение к истокам становления и развития театральной жизни в Крыму способствует восстановлению целостной картины формирования театральной жизни в обществе. Изучение истории театрального наследия решает не только научно-просветительские задачи, но и выполняет воспитательные функции для крымского общества; консолидирует ведущий научный, творческий и гражданский потенциал крымчан, требует к себе особого внимания со стороны историков, филологов, философов, этнологов, культурологов, искусствоведов.

Театр всегда являлся одним из важнейших видов искусства. На всех этапах своей истории он был призван воспитывать и развивать общество в лучших гуманистических традициях. Процесс становления театральной жизни в Крыму, регионе с многовековыми культурными и многонациональными историческими традициями, требует целостного и глубокого исследования. Особый интерес вызывает период XIX - начала ХХ вв., когда в Российской империи наблюдалось активное развитие профессионального театрального общественного движения.

Цель данной научной публикации — проследить эволюцию развития театрального искусства в Крыму XIX - начала ХХ вв.

Анализ цивилизационных процессов социума позволяет говорить о тесной взаимосвязи культурного прогресса человечества с историческими процессами. Результатом этого стал исторический опыт, выраженный в общечеловеческих ценностях, моральном облике личности отдельно и общества в целом. Отторжение, неприятие такого опыта приводит к лишению перспектив. «В переломные моменты истории, — отмечает профессор Ф. Лазарев, — когда рушились империи, гибли цивилизации, только тот народ смог восстать из пепла, духовно возродиться, который не растерял своих национальных традиций, не утратил своего языка, своей духовности» [13, с. 37].

Если обратиться к истории, то становление придворного театра в России прежде всего связано с именем царя Алексея Михайловича. Время его правления (1645-1676) ассоциируется с новой идеологией, ориентированной на расширение дипломатических связей с Европой. Это привело ко многим изменениям в жизни российского двора. Например, к 1660 г. относится попытка Алексея Михайловича организовать первый придворный театр: в поручениях о закупках для царя английскому купцу Гебдону рукой Алексея Михайловича значится: «Призвать в Московское государство из Немецких земель мастеров комедию делать» [16, с. 23].

Правление Петра Великого (1682-1725) в театральной истории России мы можем выделить в отдельный этап его развития, поскольку реформы, предпринятые государем, преследовали прогрессивные идеи. Театр в этом случае не остался в стороне. Петр I предполагал через сценическое искусство популяризировать свои нововведения. В результате он задумал построить театр, но не для избранных, а доступный для всех. Именно с этого времени в жизни российского общества появляется понятие «публичного» или «общественного» театра, который в 1720 г. в Петербурге благодаря государю императору радушно открыл свои двери для своих поклонников. На сцене его выступали приглашенные из Европы артисты [8, с. 76].

Восхождение на престол Елизаветы Петровны (1741-1761) мы связываем не только с развитием неевропейского театра в России, но и становлением отечествен-

ного театрального искусства. При дворе Елизаветы гастролировали иностранные труппы — итальянские, немецкие, французские, среди них — драматические, оперные, балетные и др. [12, с. 74]. Но, наряду с активной интеграцией европейских традиций в российский социум, именно в этот период были заложены основы национального театра. В этом случае следует вспомнить Ф. Г. Волкова, ярославского купца, режиссера и актера. Начав с амбара на берегу Волги и любительской труппы в 1750 г., он вывел свой театр на профессиональный уровень, за что был отмечен императрицей Елизаветой и приглашен в столицу [12, с. 74]. Труппа Ф. Г. Волкова ставила произведения Д. И. Фонвизина, А. П. Сумарокова, М. В. Ломоносова, впоследствии ставшие фундаментом русской классической драматургии.

Становление и развитие театрального дела в Крыму осуществлялось на фоне важных социально-экономических и политических преобразований, которые наблюдались на полуострове после того, как Крым вошел в состав Российской империи. Крым по праву гордится традициями театральной жизни, истоки которой кроются в глубине столетий. Именно в античных городах — Пантикапее, Нимфее, Феодосии, Херсоне-се — впервые на территории современной России организовывались и проводились античные театральные представления [21, с. 50]. Подтверждением тому являются археологические находки. Следует отметить также, что именно крымским сюжетам посвящены всемирно известные драматические произведения «Ифигения в Тавриде» Ев-рипида, «Прометей» Эсхила, «Скифы» Софокла.

Процесс становления театральной жизни в Крыму, регионе с многовековыми культурными и многонациональными историческими традициями, требует целостного и глубокого исследования. Особый интерес вызывает период XIX - начало ХХ вв., когда в Российской империи наблюдалось активное развитие профессионального театрального общественного движения. Круг поклонников театрального искусства складывался из той части населения, которая имела возможность адекватно воспринимать достижения мировой культуры, а значит, была достаточно культурной и образованной. Репертуар труп, выступавших в крымских театрах, складывался прежде всего из произведений русских авторов, а также переводов на русский язык произведений европейских драматургов.

Отсюда следует сделать вывод, что в круг возможных театралов дореволюционного времени прежде всего входили русскоговорящие образованные и состоятельные люди, способные воспринимать произведения русской и европейской драматургии и приобретать довольно дорогие театральные билеты. И действительно, в числе крымских театралов того периода можно было видеть местных представителей российского чиновничества, офицерский состав Черноморского флота, дворянство в целом, интеллигенцию, представителей торговых и деловых кругов, приезжавших в Крым на лечение и отдых, высшее общество Российской империи, а также крымско-татарскую верхушку и представителей элиты других народов Крыма. В этой связи в период 20-80-х гг. XIX в. театр в Крыму был элитарной формой досуга.

В начале XIX в. на месте, где в настоящее время находится Крымский Академический русский драматический театр им. М. Горького, был пустырь. Со временем здесь построили здание Дворянского собрания, во флигеле которого московский купец Ф. Г. Волков в 1821 г. обустроил помещение для театрализованных представлений. Это был первый театр Симферополя, хотя тогда он мало напоминал его, поскольку «был неказист как внутри, так и снаружи» [14, с. 63]. В театре не имелось собственной труппы. Театральные же сезоны обеспечивали гастролирующие артисты. К концу XIX в. теа-

тральное искусство стало неотъемлемой частью духовной жизни не только в столице, но и Крыму в целом. К этому времени здесь уже можно было наблюдать многолетние традиции, сформированные благодаря активному участию гастролирующих коллективов [19].

Опера, как один из старейших театральных жанров, на сегодняшний день переживает не лучшие времена. «Пращурами» этого рода сценического искусства принято считать древнегреческую трагедию, а в Европе — литургические драмы, мадригальные комедии, интермедии, пасторали, где можно наблюдать сочетание литературного текста и музыки. Зародившись в начале XVII в. в Италии (первой оперой принято считать произведение «Орфей», написанное в 1607 г. Клаудио Монтеверди на либретто Алес-сандро Стриджо), в скором времени опера стала популярной во всей Европе (в первую очередь — в Германии, опера «Дафна» Генриха Шютца, написана в конце XVII в.). Став востребованным и новомодным жанром, опера наполнила и театральную жизнь России. Первоначально столица, крупные города империи, а затем и провинция получили возможность наслаждаться мировой классикой, так умело сочетающей литературные тексты с музыкальными шедеврами. Знакомство с оперными постановками на полуострове в XIX в. происходило благодаря гастрольным турам ведущих театральных коллективов того времени. Так, например, крымчанам посчастливилось лицезреть одну из лучших классических опер — «Сомнамбула» («Lasonnambula») («Женщина-лунатик») итальянского композитора В. Беллини и оперу немецкого композитора эпохи раннего романтизма, барона К. Вебера «Волшебный стрелок» (правильное название «Вольный стрелок» («Der Freischütz») по цензурным соображениям тогда не употреблялось)1.

Важным событием, повлиявшим на дальнейшее формирование репертуара в симферопольском театре, стало выступление в 1847 г. на его сцене известной в то время итальянской оперной труппы под руководством антрепренера Барбиери (так в тексте источника, более правильно Барбьери. — С. Ш., М. К.) [18]. К сожалению, материалы об этих гастролях незначительны, единственное, что можно констатировать, — сим-феропольцам были представлены лучшие произведения итальянской оперной музыки таких композиторов, как Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди. В местной прессе того времени отмечались хорошо поставленные голоса солистов и прекрасно продуманный репертуар, что позволило поклонникам получить достойный образец в оценке оперных вокалистов, выступавших на сцене крымского театра в последующие годы [18].

К середине XIX в. театральное искусство плотно вошло в культурную жизнь не только крымской столицы, но и других городов полуострова. Так, в 1850 г. в севастопольском театре работала итальянская оперная труппа, в которой выступали «три примадонны: г-жи Горбини, Брайда и Барбьерри» (самой талантливой, по мнению зрителей, была признана госпожа Барбьерри) [9]. В Севастополе этот коллектив дал 40 представлений, 12 из которых — оперы: «Линда ди Шамуни» Г. Доницетти, «Марино Фальеро», «Лукреция Борджиа», «Лючия ди Ламмермур», «Сомнамбула» и «Норма» В. Беллини, «Возвращение Колумеллы» В. Фьораванти, «Севильский цирюльник» Дж. Россини [9]. Произведения Дж. Верди — например, опера «Эрнани» по многочисленным просьбам зрителей была представлена шесть раз [10]. Такую реакцию на классическое театральное искусство Европы со стороны севастопольцев красноречиво объяснял журнал «Пантеон» за 1853 г.: «В редком городе артист найдет столько образованных и опытных

1 Государственный архив Республики Крым Ф. 26 Канцелярия Таврической губернии, г. Симферополь, Оп. 1. Д. 12536 О доставлении сведений о театрах и театральных пьесах. Л. 3-4.

ценителей искусства, как в Севастополе. Здесь большинство публики составляют русские моряки, люди с образованием европейским, все знакомые со столичными сценами, а некоторые и с заграничными. Стало быть, здесь посредственность не назовется гением» [17, с. 5].

К концу XIX в. опера стала неотъемлемой частью театральной жизни крымчан. Так, например, в августе 1898 г. в Севастополе гостила труппа итальянской оперы под руководством Ф. Кастеллано [4]. Гастроли открылись оперой «Трубадур» Дж. Верди [5]. Сольные партии исполняли: «<...> примадонна Лючиана Костеллано, конральто Паулина Довани и тенор Де-Гранди» [6]. Гастроли итальянских артистов продолжались целый месяц. Севастопольцы смогли услышать лучшие итальянские и французские оперы на языке оригинала. «Гугеноты» Дж. Мейербера, «Жидовка» («Иудейка», «LaJшve») Ф. Галеви, «Богема» Дж. Пучини, «Гамлет» А. Тома звучали над приморским городом теплыми августовскими вечерами. С труппой также гастролировала известная примадонна Л. Монти-Брунер, артистка Ковент-гардского театра в Лондоне В. Колом-бати, а также тенор театра «LaScala» в Милане господин Синьоретти. 23 августа 1898 г. итальянская труппа подготовила «торжественный спектакль», перед началом которого исполнялась кантата (музыка А. Де Алессио, слова Ф. Кастеллано), написанная по случаю пребывания «Их Императорского Величества в Севастополе и посвященная Его Императорскому Величеству Николаю II» [7]. Этот широкий и благородный жест итальянских артистов стал символом уважения не только к императору, но и ко всему российскому обществу в целом.

Ряд буржуазно-демократических реформ, проведенных в России в 60-е гг. XIX в., был спровоцирован как внутренними, так и внешними причинами. И направлены они были не только на отмену крепостного права, военную, экономическую, судебную и прочую реорганизацию. Земская и городская реформы заставили местное самоуправление по-новому решать проблемы социальной жизни русской провинции. Это прямо связано с распространением и популяризацией театрального искусства даже в отдаленных губерниях империи. Активное строительство присутственных домов, библиотек, школ, гимназий, театров в провинциальных городах сказалось на общем росте грамотности и просвещенности российского общества, а театральные сезоны стали неотъемлемой частью его культурной жизни.

Благодаря налаженной работе городского самоуправления вопросы, связанные с устройством и обеспечением жизнедеятельности театрального искусства, в последней четверти XIX в. легко и оперативно решались. Это послужило фундаментом в деле дальнейшего развития и преумножения театральных традиций Крыма, что не могло не сказаться на общей цивилизационной картине социума.

В начале ХХ в. с разных театральных площадок на полуострове можно было услышать лучших исполнителей итальянской оперы: Э. Адаберто, Л. Монти-Брюнер, Ф. Де Гранди, И. Помпа, Л. Ферраоли, Г. Морешти, Г. Меньянина, Ф. Веккиони [15]. Оперы «Африканка», «Гугеноты» Д. Мейербера, «Фауст» Ш. Гуно, «Риголетто» Дж. Верди, «Богема» Дж. Пучини и другие шедевры мирового уровня составляли основу оперного репертуара начала XX в. для крымчан. Опера П. Чайковского «Евгений Онегин» в 1907 г. была представлена на итальянском языке [1]. Побывала в Крыму с гастролями и «известная примадонна Варшавского правительственного театра» пани А. Бертолетти [2].

Оперетта также неоднократно представлялась зарубежными гастролерами на суд крымских зрителей. Как вид театрального искусства, оперетта родилась в Па-

риже в 1855 г. благодаря Ж. Оффенбаху. Франция на тот момент переживала не самые лучшие времена касательно правительства. Это послужило причиной создания пародийных сюжетов с целью показа широкой публике и высмеивания политики правящих кругов. «Птичка певчая» («Перикола», «Орфей в Аду») и другие лучшие произведения Ж. Оффенбаха в свое время смогли посмотреть крымчане [3].

Кроме оперы и оперетты, в XIX в. у местных театралов полуострова имелась возможность лицезреть и балет. Так, в 1898 г. в городском театре Симферополя выступила польская труппа, а именно Варшавский национальный балет под управлением А. Оверлло. Труппа предложила своим почитателям балетную постановку «Свадьба в Оицове» («Wesele w Oicowie») и водевиль польского драматурга С. Пржибыльского «В задор» («Naprzeker»)2.

Трагедии, драмы и комедии, прочно вошедшие в театральную культуру как жанры, также регулярно представлялись европейскими коллективами на крымских подмостках: трагедии У Шекспира «Гамлет, принц Датский» и «Отелло, драма «Отцовское проклятие» («La lectrice, ou Unefoliedejeunehomme») французского драматурга Ж. Бай-ара, мелодрама австрийского поэта и драматурга И. Кастелли и французского драматурга Ф. Дюпети-Мере «Убийца и сирота» («Die Waiseundder Mörder»), комедия «Ми-рандолина» К. Гольдони и т. д.3 В этих постановках среди иностранных гастролеров в Крыму побывали известные драматические артисты, например, итальянский трагик Г. Сальвини со своей труппой севастопольским театралам летом 1898 г. представил спектакли «Гамлет», «Шейлок» и «Отелло» У Шекспира [3].

Говоря о зарубежных труппах, гастролировавших в XIX в. в Крыму, следует сказать, что, кроме итальянских, немецких, французских и польских коллективов, на полуострове можно было встретить и иных представителей. Так, например, в феврале 1853 г. на севастопольской сцене выступала испанская труппа под руководством сеньора Гверры. Восхитительные национальные мелодии, яркие костюмы, прекрасные голоса и пластика — все это сопровождало каждое их выступление. Фаворитом труппы считался актер Лачино. 2 февраля 1853 г. в севастопольском театре состоялся бенефис полюбившегося артиста, вызвавший, по мнению местной прессы, грандиозный успех [11]. В сентябре 1897 г. в Крыму труппой греческих артистов под руководством Д. Ко-топули на родном языке были представлены «Прекрасная Галатея», «Поцелуй» и другие всемирно известные пьесы [20].

Таким образом, анализ театральной жизни Крыма в XIX - начале XX вв. демонстрирует ее активное развитие и повышение значимости в социокультурной и духовной сфере полуострова после его присоединения в 1783 г. к Российской империи. Проведенные в конце XIX в. в государстве буржуазно-демократические реформы, несомненно, положительно повлияли на социальную, экономическую и культурную жизнь Крыма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Городской клуб // Крым. 1907. 8 февр. (№ 32). 4 с.

2 Городской клуб // Крым. 1907. 12 февр. (№ 35). 4 с.

3 Городской театр // Крымский вестник. 1898. 15 июня (№ 118). 4 с.

4 Городской театр // Крымский вестник. 1898. 1 авг. (№ 133). 4 с.

2 Государственный архив Республики Крым Ф. 26 Канцелярия Таврической губернии, г. Симферополь, Оп. 1. Д. 12536 О доставлении сведений о театрах и театральных пьесах. Л. 3-4.

3 Там же.

5 Городской театр // Крымский вестник. 1898. 8 авг. (№ 139). 4 с.

6 Городской театр // Крымский вестник. 1898. 20 авг. (№ 150). 4 с.

7 Гротеск в театре // Крымский вестник. 1898. 23 авг. (№ 153). 4 с.

8 Гуськов А. Император Всероссийский Петр I Алексеевич. М.: Комсомольская правда, 2015. 92 с.

9 Заметки из Севастополя // Одесский вестник. 1851. 11 июля (№ 54). 4 с.

10 Заметки из Севастополя // Одесский вестник. 1852. 12 марта (№ 21). 4 с.

11 Заметки и вести из Севастополя // Одесский вестник. 1853. 24 февр. (№ 23). 4 с.

12 Захаров В. Н. Императрица Всероссийская Елизавета Петровна. М.: Комсомольская правда, 2015. 96 с.

13 Лазарев Ф. Культура — спасательный круг цивилизации // Культура Крыма на рубеже веков (XIX-XX вв.): мат. респ. науч. конф. Симферополь: [Б.и.], 1993. С. 33-38.

14 Лашков Ф. Третья учебная экскурсия симферопольской мужской гимназии. Симферополь: Тип. П. Т. Гордиевского, 1890. 137 с.

15 Летний театр городского сада // Крым. 1904. 11 июня (№ 150). 4 с.

16 Новохатко О. В. Царь Алексей Михайлович. М.: Комсомольская правда, 2015. 95 с.

17 Провинциальные театры России // Пантеон. 1853. март. 878 с.

18 Симферопольский театр // Одесский вестник. 1853. 15 янв. (№ 6). 4 с.

19 Симферопольский дворянский театр: краткий очерк // Крым. 1890. № 123. 4 с.

20 Симферопольский летний театр // Крымский вестник. 1897. 28 сент. (№ 253). 4 с.

21 Шендрикова С. П. История театра в Крыму (1820-1920 гг.). Симферополь: Биз-нес-Информ, 2013. 464 с.

***

© 2020. Snezhana P. Shendrikova

Yalta, Russia

© 2020. Mikhail N. Kozlov

Sevastopol, Russia

THEATER ARTS IN CRIMEA OF THE 19th - BEGINNING OF THE 20th C.

Abstract: The study focuses on the evolution of theatrical arts in Crimea of the 19th -early 20th centuries. The authors are among the first in the history of national culture to conduct a historical and cultural analysis of the formation of theatrical life in the Crimea, a region with centuries-old cultural and multinational historical traditions. While working on the publication, authors relied on descriptive, problematical and chronological methods of scientific research. Using archival documents and information from periodicals, the authors managed to provide a brief overview of the formation of theatrical arts in Russia during the 17-18 centuries, as well as to analyze the theatrical life in Crimea up to the beginning of the twentieth century. The study emphasizes that a number of bourgeois-democratic reforms carried out in Russia during the 60-s. of the 19th c. proved to be a positive influence on the development of theatrical art in the Crimea, turning it out of the elite art into the favorite form of leisure for most of the

population of the then Crimea. The historical and cultural analysis conducted in terms of the study allowed to come to the conclusion that during the 19 - early 20 centuries Crimea witnessed an active development of theatrical art. As a result it became an integral part of the cultural life of peoples living on the Peninsula. Keywords: theater art, cultural development, tours, repertoire, genre, art. Information about authors:

Snezhana P. Shendrikova — DSc in History, Institute of Philology, Institute of Philology, History and Arts Humanitarian and Pedagogical Academy, Crimean Federal University. V. I. Vernadsky, Sevastopol'skaia St. 2 A, 298635 Yalta, Russia. E-mail: snezhanashendrikova@rambler.ru

Mikhail N. Kozlov — DSc in History, Institute of Social Sciences and International

Relations, Sevastopol State University, Universitetskaya St. 33, 299053 Sevastopol,

Russia. E-mail: kmn_75@mail.ru

Received: May 15, 2019

Date of publication: March 28, 2020

For citation: Shendrikova S. P., Kozlov M. N. Theater arts in Crimea of the 19th -beginning of the 20th c. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2020, vol. 55, pp. 64-72. (In Russian) DOI: 10.37816/2073-9567-2020-55-64-72

REFERENCES

1 Gorodskoi klub [City club]. Krym. 1907. 8 February (no 32). 4 p. (In Russian)

2 Gorodskoi klub [City club]. Krym. 1907. 12 February (no 35). 4 p. (In Russian)

3 Gorodskoi teatr [City theatre]. Krymskii vestnik. 1898. 15 June (no 118). 4 p. (In Russian)

4 Gorodskoi teatr [City theatre]. Krymskii vestnik. 1898. 1 August (no 133). 4 p. (In Russian)

5 Gorodskoi teatr [City theatre]. Krymskii vestnik. 1898. 8 August (no 139). 4 p. (In Russian)

6 Gorodskoi teatr [City theatre]. Krymskii vestnik. 1898. 20 August (no 150). 4 p. (In Russian)

7 Grotesk v teatre [Grotesque in theater]. Krymskii vestnik. 1898. 23 August (no 153). 4 p. (In Russian)

8 Gus'kov A. Imperator Vserossiiskii Petr I Alekseevich [Emperor of Russia Peter I Alekseevich]. Moscow, Komsomol'skaia Pravda Publ., 2015. 92 p. (In Russian)

9 Zametki iz Sevastopolia [Notes from Sevastopol]. Odesskii vestnik. 1851. 11 June (no 54). 4 p. (In Russian)

10 Zametki iz Sevastopolia [Notes from Sevastopol]. Odesskii vestnik. 1852. 12 March (no 21). 4 p. (In Russian)

11 Zametki i vesti iz Sevastopolia [Notes and news from Sevastopol]. Odesskii vestnik. 1853. 24 February (no 23). 4 p. (In Russian)

12 Zakharov V. N. Imperatritsa Vserossiiskaia Elizaveta Petrovna [Empress Elizabeth Petrovna of Russia]. Moscow, Komsomol'skaia Pravda Publ., 2015. 96 p. (In Russian)

13 Lazarev F. Kul'tura — spasatel'nyi krug tsivilizatsii [Culture — the lifeline of civilization]. Kul'turaKryma na rubezhe vekov (19-20 vv.): materialy respublikanskoi nauchnoi konferentsii [Culture of Crimea at the turn of the century (19-20 cs.): proceedings of the Republican scientific conference]. Simferopol', without Publ., 1993, pp. 33-38. (In Russian)

14 Lashkov F. Tret'ia uchebnaia ekskursiia simferopol'skoi muzhskoi gimnazii [The third educational excursion of Simferopol men's gymnasium]. Simferopol', Tipografiia P. T. Gordievskogo Publ., 1890. 137 p. (In Russian)

15 Letnii teatr gorodskogo sada [Summer theater of the city garden]. Krym. 1904. 11 June (no 150). 4 p. (In Russian)

16 Novokhatko O. V. Tsar' Aleksei Mikhailovich [Tsar Alexei Mikhailovich]. Moscow, Komsomol'skaia Pravda Publ., 2015. 95 p. (In Russian)

17 Provintsial'nye teatry Rossii [Provincial theaters of Russia]. Panteon. 1853. March. 878 p. (In Russian)

18 Simferopol'skii teatr [Simferopol theatre]. Odesskii vestnik. 1853. 15 January (no 6). 4 p. (In Russian)

19 Simferopol'skii dvorianskii teatr: kratkii ocherk [Simferopol noble's theater: a brief essay]. Krym. 1890. No 123. 4 p. (In Russian)

20 Simferopol'skii letnii teatr [Simferopol summer theatre]. Krymskii vestnik. 1897. 28 September (no 253). 4 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Shendrikova S. P. Istoriia teatra v Krymu (1820-1920 gg.) [History of theatre in Crimea (1820-1920)]. Simferopol', Biznes-Inform Publ., 2013. 464 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.