Научная статья на тему 'Театральная жизнь в закрытых атомных городах Урала (1948–1991 гг.)'

Театральная жизнь в закрытых атомных городах Урала (1948–1991 гг.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
атомные города / артисты / драматический театр / культура / режиссер / театральная жизнь / спектакли / nuclear cities / actors / drama theater / culture / director / theatrical life / performances

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Толстиков Виталий Семёнович

В статье рассматриваются малоизвестные страницы истории создания и деятельности театральных коллективов в закрытых атомных городах Урала. Показано, что наряду с решением задач огромный государственной важности по строительству и освоению первых ядерных объектов руководство страны уделяло большое внимание формированию в поселениях атомщиков необходимых условий для развития социокультурной сферы. Отмечается, что важную роль по созданию материальной базы театров в целом, в театральной деятельности закрытых городов Урала сыграл научный руководитель атомного проекта академик И. В. Курчатов. Несмотря на территориальную замкнутость, усиленный режим секретности, театральная жизнь в уральских атомных городах была довольно насыщенной и интересной. Театры в этих закрытых поселениях стали подлинными центрами культуры, общения и досуга людей. Во многом это происходило потому, что государство не жалело средств по созданию и содержанию театров, направляло для работы в них высокопрофессиональные кадры режиссеров, музыкантов, актеров и других специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theatrical Life in the Closed Nuclear Cities of the Urals (1948–1991)

The article considers little-known pages of history of creation and activity of theatrical groups in the closed nuclear cities of the Urals. The author shows that along with the solution important state tasks of construction and function of the first nuclear objects the country’s leadership was paying much attention to formation in nuclear workers settlements all necessary conditions for development of social-cultural sphere. The article stresses that a very important role in the creation of theatres material basis on the whole in theatrical activity of the Ural closed cities was played by the scientific leader of the nuclear project academician I. V. Kurchatov. In spite of the territorial isolation theatrical life in the Ural nuclear cities remained rather full and interesting. Theatres in these closed cities became real centers of culture, communication and leisure activity of people. It was going on mainly because state and authorities financially supported theaters and other cultural institutions and sending highly-educated and highly-professional personnel including directors, musicians, actors and other specialists to work there.

Текст научной работы на тему «Театральная жизнь в закрытых атомных городах Урала (1948–1991 гг.)»

УДК 792(571)"1948/1991"

Виталий Семёнович Толстиков

доктор исторических наук, профессор

Челябинский государственный

институт культуры, Челябинск, Россия

E-mail: kaf-ist@chgaki.ru

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ЗАКРЫТЫХ АТОМНЫХ ГОРОДАХ УРАЛА (1948-1991 гг.)

В статье рассматриваются малоизвестные страницы истории создания и деятельности театральных коллективов в закрытых атомных городах Урала. Показано, что наряду с решением задач огромный государственной важности по строительству и освоению первых ядерных объектов руководство страны уделяло большое внимание формированию в поселениях атомщиков необходимых условий для развития социокультурной сферы. Отмечается, что важную роль по созданию материальной базы театров в целом, в театральной деятельности закрытых городов Урала сыграл научный руководитель атомного проекта академик И. В. Курчатов. Несмотря на территориальную замкнутость, усиленный режим секретности, театральная жизнь в уральских атомных городах была довольно насыщенной и интересной. Театры в этих закрытых поселениях стали подлинными центрами культуры, общения и досуга людей. Во многом это происходило потому, что государство не жалело средств по созданию и содержанию театров, направляло для работы в них высокопрофессиональные кадры режиссеров, музыкантов, актеров и других специалистов.

Ключевые слова: атомные города, артисты, драматический театр, культура, режиссер, театральная жизнь, спектакли

Для цитирования: Толстиков, В. С. Театральная жизнь в закрытых атомных городах Урала (1948-1991 гг.) / В. С. Толстиков // Вестник культуры и искусств. — 2024. — № 1 (77). — С. 100-107.

Во второй половине 1940-х гг. на Урале началось сооружение первых ядерных объектов в стране, а также будущих закрытых атомных городов Челябинска-40 (в настоящее время г. Озерск, Челябинская область) и Сверд-ловска-44 (в настоящее время г. Новоуральск, Свердловская область) [6; 8; 9].

Необычность таких поселений атомщиков состояла в том, что в них сосредотачивалась по тому времени элита ученых, специалистов, ИТР, рабочих и служащих [5; 7; 12; 14].

Всем им требовалось создать необходимые условия для жизнедеятельности с учетом специфики их труда в изолированном от внешнего мира социокультурном пространстве.

Архивные документы, многочисленные свидетельства первопроходцев атомной отрасли донесли до нас сведения о том, что в наиболее тяжелый период строительства и освоения

ядерных объектов, т. е. в 1948-1952 гг., многие из них испытывали не только серьёзные бытовые трудности, но и морально-психологический дискомфорт. Непривычные условия жизни, жесткая изоляция и строгий режим секретности, оторванность от родных и близких без права общения с ними, действовали на многих атомщиков крайне угнетающе, порождали самые разные негативные проявления.

Значительные трудности, как известно, переживали и участники реализации атомного проекта в США. Один из руководителей этого проекта генерал Л. Гровс (его еще называли «американским Берия»), в своей книге «Теперь об этом можно рассказать» писал об убогости культурной жизни во время строительства и эксплуатации плутониевого комбината в Хэн-форде и завода по обогащению урана в Ок-Рид-же, во многом аналогичных ядерным объектам

100

соответственно в Озерске и Новоуральске. В связи с этим Л. Гровс сообщает следующее: «Жизнь для многих из нас оказалась неинтересной, так как никаких развлечений не было, если не считать самых простых, которые они смогли самостоятельно организовать. У нас не было ни симфонических оркестров, ни опер, ни театров, ни лекций на какие-либо культурно-просветительные темы» [1, с. 28].

В отличие от американских ядерных центров Хэнфорда и Ок-Риджа, культурная жизнь в уральских атомных городах наладилась относительно быстро, стала более организованной и разносторонней.

Руководство страны, учитывая особую важность создаваемой атомной промышленности, направляло финансовые и материальные средства на культуру и образование, строительство и содержание клубов, библиотек и театров; осуществляло подбор и расстановку в них высоковалифицированных кадров.

В самый напряженный и ответственный период сооружения и пуска в эксплуатацию первых ядерных объектов в Челябинске-40 начал свою деятельность драматический театр.

28 октября 1948 г. в новом клубе имени Ленинского комсомола спектаклем «Павел Корчагин» (инсценировка Ф. Бондаренко романа Н. Островского) открылся театральный сезон в Челябинске-40. Исполнителями ролей были как профессиональные актеры В. М. Зыков, П. И. Раппо, И. С. Филин, В. В. Оссов-ский, так и наиболее талантливые участники художественной самодеятельности [3, с. 209].

По отзывам очевидцев первые спектакли театра может быть и не были во всем совершенны, но актеры играли так эмоционально и заразительно, что своим азартом и искренностью буквально захватывали зал [8, д. 3, л. 7]. Основателем театра в Челябинске-40, его первым художественным руководителем стал Владислав Витольдович Оссовский, который еще в 1937 г. окончил Высшие режиссерские курсы в Москве. После этого работал художественным руководителем в Тюмени, Шадрин-ске, а в 1938-1941 гг. блестяще играл на сцене Челябинского драмтеатра. Добровольцем ушел на фронт, демобилизовался из армии в звании майора. С 1946 г. он снова работает в

Челябинском драмтеатре, а затем по решению областных властей направлен в Челябинск-40. В первые два года В. В. Оссовскому пришлось работать в сложных условиях, когда труппа не была ещё полностью укомплектованной, а помещения в клубе, особенно сцена, практически были мало пригодны для театральной деятельности [8, д. 2, л. 18].

В то же время город быстро рос, росли и требования населения к театру, организации досуга в целом.

И. В. Курчатов, который не мыслил жизни без театра и классической музыки, поддерживая молодой театр, обратился лично к высшему руководству страны с тем, чтобы построить специальное театральное здание в городе атомщиков и оказать помощь по формированию творческого коллектива [10, с. 120]. После принятия постановления правительством СССР всего за полтора года было построено новое здание театра с залом на 650 мест, просторным фойе и отличной сценой, помещениями для актеров и технических цехов, оборудованных по последнему слову техники [4, с. 140].

В августе 1950 г. театральный сезон открылся в новом здании премьерой спектакля «Свадьба Кречинского» по пьесе А. В. Сухово-Кобылина. В том же году труппу театра пополнили опытные артисты З. Н. Введенская и В. Н. Митрофанов, а также лучшие выпускники московских и ленинградских театральных училищ.

С этого времени театр в Челябинске-40 стал подлинным центром всей культурной жизни города. На его базе проходили концерты, работали хор и драматические коллективы, проводились различные мероприятия культурно-просветительского характера.

Одной из особенностей культурной жизни города в тот период являлось массовое посещение театра, прежде всего интеллигенцией, научными работниками. Часто имели место случаи, когда горожане спрашивали своих знакомых: «Почему вы вчера не были в театре?» Не посмотреть новый спектакль, особенно премьеру, как вспоминают старожилы города, считалось неприличным, проявлением некультурности. Спектакли театра часто вызывали горячие споры и дискуссии [13, с. 124].

101

В начале 1950-х гг. наряду с драматической в театре сформировали и музыкальную труппу, основу которой заложили талантливые музыканты Г. М. Халилеев, И. Г. Иващенко, В. С. Исаев и другие.

По инициативе И. В. Курчатова при драм-театре был создан в 1951 г. профессиональный симфонический оркестр, в составе которого играли около 40 отличных музыкантов, выпускников консерваторий Москвы, Ленинграда и Свердловска. Главным дирижером этого оркестра был Дмитрий Васильевич Белоборо-дов [3, с. 209].

Но справедливости ради следует отметить, что концерты симфонической музыки слушатели посещали крайне слабо. Известен такой случай, когда на концерте симфонического оркестра, состоявшего из 32 музыкантов, в театральном зале присутствовало всего 29 зрителей [13, с. 122]. Частыми посетителями спектаклей и концертов были академики И. В. Курчатов, А. П. Александров, директор химкомбината «Маяк» Б. Г. Музруков и другие руководители [8, д. 4, л. 7].

В течение 1948-1991 гг. в театре Челябин-ска-40 (Озерска) работали 18 режиссеров. Из них особенно большой вклад внес талантливый режиссер и педагог, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Алексеевич Орлов. Свой путь актера и режиссера он начал еще в 1920 г., а в 1930-е гг. учился в режиссерской мастерской С. М. Эйзенштейна. До прибытия в Челябинск-40 был главным режиссером театра Группы советских войск в Германии. С 1954 по 1958 г. В. А. Орлов — главный режиссер театра этого закрытого уральского города. Под его руководством значительное место в репертуаре театра стала занимать отечественная драматургия, спектакли по пьесам А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, Б. А. Лавренева, А. И. Арбузова, Н. Ф. Погодина.

Деятельность В. А. Орлова в качестве главного режиссера оставила яркий след, сыграла существенную роль в повышении мастерства многих актеров, становлении и развитии коллектива в целом.

Важным событием в театральной жизни закрытых атомных городов Урала стало открытие 7 ноября 1951 г. музыкально-драматиче-

ского театра в Свердловске-44. Тогда впервые на его сцене был сыгран спектакль «Счастье» по повести В. Павленко. Через два месяца здесь уже состоялась премьера музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке», поставлена оперетта «Вольный ветер», несколько позднее постановки «Трембита», «Поцелуй Чаниты».

Несмотря на успех этих спектаклей среди зрителей, прозвучала в их адрес и критика со стороны властных партийно-советских структур. В частности отмечалось, что репертуар театра перегружен якобы второстепенными спектаклями, такими как «Собака на сене», «Мачеха», «Свадьба в Малиновке». И это в то время, когда «Свадьба в Малиновке» пользовалась огромной популярностью зрителей. За 25 лет после премьеры на сцене музыкально-драматического театра в Свердловске-44 этот спектакль прошел с аншлагом более 250 раз [11, с. 54].

Многое в деятельности театров, в том числе и закрытых городах Урала, изменилось в лучшую сторону с середины 1950-х годов. Меньше стало идеологического диктата, апеллирования к известному постановлению ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах его улучшения». Важным позитивным шагом в этом направлении стало принятие Минкультом РСФСР решения об отмене существовавшего централизованного порядка разработки и утверждения репертуарных планов театров.

В соответствии с новым порядком теперь репертуарный план разрабатывался непосредственно в театре, утверждался его директором, после этого должен был получить заключение отдела культуры исполкома городского Совета, а затем отправлен на согласование в театральный отдел ЦК отраслевого профсоюза. Главное здесь состояло в том, что ответственность за разработку и содержание репертуарных планов делегировалась из центра на места. Все это самым положительным образом отражалось и на театральной деятельности. Только за 1956 г. музыкально-драматический театр Свердлов-ска-44 показал 101 спектакль, которые посетили около 55 000 зрителей [11, с. 55].

Всего за 23 года существования этого театра было сыграно более 7000 спектаклей,

102

а число их зрителей составило более трех миллионов человек. В репертуаре театра были представлены в основном произведения отечественных и зарубежных классиков: А. Н. Островского, А. М. Горького, И. С. Тургенева, М. Булгакова, И. Кальмана, Ф. Легара, И. Штрауса. Коллектив театра вел активную гастрольную деятельность, посетив практически все города Свердловской области, с успехом выступал с начала 1960-х гг. в Рязани, Ярославле, Керчи и Севастополе [13, с. 118].

В 1956 г. в жизни и деятельности театра в Челябинске-40 произошли важные изменения: в соответствии с решением Минкульта Российской Федерации он был перепрофилирован в музыкально-драматический. В результате реорганизации штат театра увеличился почти до 200 человек. Содержать такое количество работников в театре небольшого города, насчитывающего около 90 тысяч жителей, оказалось с финансовой точки зрения весьма сложным делом. Для того чтобы выжить и функционировать в дальнейшем, коллектив театра значительно интенсифицировал свою деятельность, в течение года теперь готовил в среднем по 7-8 драматических постановок и 3-4 оперетты. Стали практиковаться и регулярные гастроли по 10 закрытым городам системы Минатома РФ. Из-за режимных ограничений коллектив театра не имел ещё возможности выезжать на гастроли в другие города страны [8, д. 11, л. 12].

Театр вышел из сложного положения, преодолел организационные и финансовые затруднения во многом благодаря укреплению его творческого состава высококвалифицированными кадрами.

В 1956 г. художественным руководителем музыкально-драматического театра в Челябин-ске-40 стал талантливый режиссер-постановщик, заслуженный работник искусств Иосиф Александрович Донатов. До своего приезда в закрытый уральский город он работал во многих театрах страны, в том числе главным режиссером Московской оперетты.

Главным дирижером театра с 1956 по 1961 гг. был Авиэзер Абрамович Боровик. В Челябинск-40 он прибыл с должности заведующего музыкальной частью театра имени

А. С. Пушкина в Москве. А. А. Боровик являлся отцом известного в то время в Советском Союзе политического обозревателя-международника, драматурга и писателя Генриха Боровика.

Режиссер И. А. Донатов и дирижер А. А. Боровик сформировали в театре фактически новую труппу, пригласив перспективных профессиональных музыкантов, артистов драмы, оперы и балета.

В октябре 1957 г. И. А. Донатов поставил оперетту Ю. Милютина «Трембита». Затем в репертуаре театра появляются одни из лучших оперетт из российского и мирового репертуара: «Сильва», «Летучая мышь», «Вольный ветер», «Принцесса цирка», «Поцелуй Чаниты», «Баядера» и др. Практически все они пользовались большой популярностью у зрителей города. За 11 лет коллектив оперетты подготовил и сыграл около 40 новых спектаклей.

На сцене музыкально-драматического театра Челябинска-40 играли талантливые актеры, народные и заслуженные артисты Российской Федерации: Валентина Юркевич из Красноярского театра оперетты, Семен Крупник из Одесского театра оперетты, Ираида Лихачева из Свердловского театра музыкальной комедии.

Дирижером оркестра в тот период работал в театре Челябинска-40 Александр Григорьевич Михайлов — в будущем он возглавит оркестр симфонической и эстрадной музыки Центрального телевидения и Всесоюзного радио, станет композитором и лауреатом Государственной премии СССР (1983 г.). После блестящего завершения учебы в Ленинградской консерватории А. Г. Михайлов поступил в аспирантуру, не без основания считая, что теперь находится как бы за броней от обязательного распределения выпускников вузов, которое в то время действовало. Но вскоре его вызвали в Методический отдел Минкульта Российской Федерации. Такой отдел, обладавший большими полномочиями, занимался тогда подбором и направлением на работу кадров в учреждения культуры и искусства закрытых городов [10]. В Методическом отделе А. Г. Михайлову предложили как молодому специалисту поехать и поработать на Урале. Ссылаясь

103

на учебу в аспирантуре, А. Г. Михайлов ответил, что у него нет такого желания и возможности. Тогда руководитель отдела «объяснил» ему, что это необходимо, хотя бы для того, чтобы окончить аспирантуру. Поразмыслив, взвесив, как говорится, все доводы за и против,

A. Г. Михайлов дал согласие отправиться на Урал [10]. В течение трех лет он успешно руководил эстрадно-симфоническим оркестром в музыкально-драматическом театре Челя-бинска-40. На сцене этого театра впервые раскрылся также талант певицы Галины Ненашевой, ставшей затем популярной в стране.

Заслуженная артистка РСФСР В. И. Ефимова вспоминала, что когда она прибыла в Че-лябинск-40 в июне 1958 г., то сразу отправилась в театр и попала на репетицию. Первые впечатления отбросили все её сомнения, потому что понравились актеры, зал, сцена и в целом сам театр. Приехав поработать на какое-то время, она осталась здесь на всю жизнь, радуя жителей города своей великолепной игрой на сцене театра [8, д. 9, л. 15].

Вместе с В. И. Ефимовой выступали также замечательные актеры: И. А. Башков (заслуженный артист РСФСР), Б. И. Коганов (заслуженный артист РСФСР), А. И. Курант (заслуженная артистка Республики Коми), К. С. Ливанов, В. Н. Митрофанов, О. И. Кога-нова, Э. М. Введенская, А. И. Зайцева и многие другие.

В становлении и профессиональном росте творческого коллектива драмы большая заслуга принадлежала главному режиссеру театра Я. С. Хамармеру, ставшему позднее народным артистом России. В течение 1957-1960 гг. он поставил ряд спектаклей, которые получили высокую оценку зрителей, значительно обогатили театральную жизнь города. Особенно большим успехом пользовался спектакль «Угрюм-река», который за 10 лет выдержал около 200 постановок. В этом спектакле отлично играли Б. И. Коганов, В. И. Ефимова,

B. Н. Митрофанов.

В приказе директора театра от 17 ноября 1959 г. особо отмечалось профессиональное мастерство Бориса Иосифовича Коганова, исполнителя роли Прохора Громова [8, д. 10, л. 25].

Коллективы театров закрытых городов, кроме основной своей деятельности, вели активную шефскую работу в учебных заведениях, воинских частях, стояли у истоков создания кукольных театров, которые были открыты в Че-лябинске-40 в 1955 г. и Свердловске-44 в 1957 г.

Для их маленьких жителей первые спектакли были сыграны с участием молодых актеров драмтеатров. Первоначально кукольные театры не имели своих помещений, в них отсутствовали мастерские, имелись большие трудности с изготовлением кукол. Поэтому спектакли приходилось ставить в школах и детских садах, кинотеатрах и в малых театральных залах.

В 1968 г., согласно решению Министерства культуры Российской Федерации, произошла очередная реорганизация, в результате которой в Свердловске-44 театр музыкальной комедии стал театром оперетты, а в Челябинске-40 — драматическим, получив возможность выезжать на гастроли в города за пределы Урала. С этого времени театры закрытых городов переживали серьезные трудности, связанные с тем, что происходила частая смена их руководителей и актерского состава, в результате не выполнялись многие плановые показатели. Все это привело в итоге к снижению уровня театральной жизни в закрытых городах. Обеспокоенные таким положением Минкульт Российской Федерации и местные власти предприняли необходимые меры, оказав творческим коллективам организационную и финансовую помощь.

В Челябинске-40 было обновлено практически все руководство драмтеатра. Главным режиссером стал Виктор Владимирович Шульман, театральную труппу пополнили молодыми актерами, в основном выпускниками театральных вузов, которых смело вводили в постановки спектаклей, доверяя им центральные роли.

В. В. Шульман талантливо поставил целый ряд новых театральных спектаклей: «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Ревизор» И. В. Гоголя, «Гнездо глухаря» В. С. Розова и др. Особым успехом у зрителей пользовалась постановка пьесы «В списках не значился» по повести Б. Л. Васильева.

Театральная жизнь в закрытых городах вновь стала оживленной, зрительные залы не

104

пустовали здесь даже в так называемые перестроечные годы, когда многие театры страны переживали непростые времена.

В соответствии с решением исполкома горсовета в декабре 1991 г. драмтеатр в Челя-бинске-40 был преобразован в муниципальный театр драмы и комедии «Наш дом».

В заключение отметим, что театры закрытых городов Урала создавались и осу-

ществляли свою деятельность в сложный период строительства и пуска ядерных объектов, формирования производственных коллективов атомщиков. Активная театральная жизнь являлась одним из важнейших факторов формирования должного морально-психологического климата среди населения, а сами театры стали центрами культурной жизни в атомных городах.

Список литературы

1. Гровс, Л. Р. Теперь об этом можно рассказать. История Манхэттенского проекта : пер. с англ. / Л. Р. Гровс. — Москва : Атомиздат, 1964. — 301 с.

2. Константинова, А. Г. Муниципальная культурная политика в условиях социально-политических трансформаций 1990-х гг. (на примере атомных закрытых административно-территориальных образований Урала) : автореф. дис. ... канд. историч. наук / А. Г. Константинова. — Екатеринбург, 2004. — 26 с.

3. Кузнецов, В. Н. Атомные закрытые административно-территориальные образования Урала: история и современность. Часть 1. Советский период / В. Н. Кузнецов. — Екатеринбург : Банк культурной информации, 2015. — 437 с.

4. Кузнецов, В. Н. Общественно-политическая жизнь в закрытых городах Урала. Первое десятилетие / В. Н. Кузнецов. — Екатеринбург : УрО РАН : Постмодерн, 2015. — 154 с.

5. Мельникова, Н. В. Повседневность закрытых атомных городов СССР / Н. В. Мельникова // Труды Отделения историко-филологических наук РАН. — Т. 10. — Москва : 2021. — С. 35-50.

6. Мельникова, Н. В. Советский атомный проект: опыт кадрового обеспечения / Н. В. Мельникова ; отв. ред. Е. Т. Артемов. — Москва : Политическая энциклопедия, 2002. — 390 с.

7. Мельникова, Н. В. Феномен закрытого города / Н. В. Мельникова. — Екатеринбург, 2006. — 176 с.

8. Муниципальный архив Озерского городского округа (МАОГО). — Ф. 1. — Оп. 3.

9. Новоселов, В. Н. Создание атомной промышленности на Урале / В. Н. Новоселов. — Челябинск, 1999. — 278 С.

10. Озерский вестник. Ежедневная газета закрытого административно-территориального образования Челябинск-65. — 1995. — № 26 (670). — 14 февр.

11. Толстиков, В. С. К истории формирования и развития закрытых городов Урала в 4050-е гг. XX века / В. С. Толстиков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2011. — № 3 (247) — С. 53-56.

12. Толстиков, В. С. Социально-экологические последствия развития атомной промышленности на Урале / В. С. Толстиков. — Челябинск, 1999. — 280 с.

13. Толстиков, В. С. Социокультурная среда закрытых городов Урала / В. С. Толстиков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманит. науки. — 2012. — № 10 (269) — С. 119-129.

14. Файков, Д. Ю. Закрытые административные образования. «Атомные города» / Д. Ю. Файков. — Саров : РФЯЦ — ВНИИЭФ, 2010. — 270 с.

Получено 01.03.2024

105

Vitaly S. Tolstikov

Doctor of Historical Sciences, Professor

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia

E-mail: kaf-ist@chgaki.ru

Theatrical Life in the Closed Nuclear Cities of the Urals (1948-1991)

The article considers LittLe-known pages of history of creation and activity of theatrical groups in the closed nuclear cities of the Urals. The author shows that along with the solution important state tasks of construction and function of the first nuclear objects the country's leadership was paying much attention to formation in nuclear workers settlements all necessary conditions for development of social-cultural sphere. The article stresses that a very important role in the creation of theatres material basis on the whole in theatrical activity of the Ural closed cities was played by the scientific leader of the nuclear project academician I. V. Kurchatov. In spite of the territorial isolation theatrical life in the Ural nuclear cities remained rather full and interesting. Theatres in these closed cities became real centers of culture, communication and leisure activity of people. It was going on mainly because state and authorities financially supported theaters and other cultural institutions and sending highly-educated and highly-professional personnel including directors, musicians, actors and other specialists to work there.

Keywords: nuclear cities, actors, drama theater, culture, director, theatrical life, performances

For citing: Tolstikov V. S. 2024. Theatrical Life in the Closed Nuclear Cities of the Urals (1948-1991). Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 1 (77): 100-107. (In Russ.).

References

1. Groves L. R. 1964. Teper' ob etom mozhno rasskazat'. Istoriya Mankhettenskogo proekta [Now we can talk about it. History of the Manhattan Project]. Moscow: Atomizdat. 301 p. (In Russ.).

2. Konstantinova A. G. 2004. Munitsipal'naya kul'turnaya politika v usloviyakh sotsial'no-politich-eskikh transformatsii 1990-kh gg. (na primere atomnykh zakrytykh administrativno-territorial'nykh obrazovanii Urala) [Municipal cultural policy in the context of socio-political transformations of the 1990s (on the example of nuclear closed administrative-territorial formations of the Urals)]. Abstract of thesis. Ekaterinburg. 26 p. (In Russ.).

3. Kuznetsov V. N. 2015. Atomnye zakrytye administrativno-territorial'nye obrazovaniya Urala: istoriya i sovremennost'. Chast' 1. Sovetskii period [Nuclear closed administrative-territorial formations of the Urals: history and modernity. Part 1. Soviet period]. Ekaterinburg: ank kul'turnoi informatsii. 437 p. (In Russ.).

4. Kuznetsov V. N. 2015. Obshchestvenno-politicheskaya zhizn' v zakrytykh gorodakh Urala. Pervoe desyatiletie [Social and political life in the closed cities of the Urals. The first decade]. Ekaterinburg: Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Postmodern. 154 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Melnikova N. V. 2021. Everyday life of closed nuclear cities of the USSR. Trudy Otdeleniya istoriko-filologicheskikh nauk RAN [Proceedings of the Department of History and Philology. Sciences RAS]. Vol. 10. Moscow. Pp. 35-50. (In Russ.).

6. Melnikova N. V. 2002. Sovetskii atomnyi proekt: opyt kadrovogo obespecheniya [Soviet nuclear project: experience in staffing]. Moscow: Political Encyclopedia. 390 p. (In Russ.).

7. Melnikova N. V. 2006. Fenomen zakrytogo goroda [The closed city phenomenon]. Ekaterinburg. 176 p. (In Russ.).

8. Munitsipal'nyi arkhiv Ozerskogo gorodskogo okruga (MAOGO) [Municipal archive of the Ozersky urban district (MAOG)]. F. 1. Op. 3. (In Russ.).

106

9. NovoseLov V. N. 1999. Sozdanie atomnoi promyshLennosti na UraLe [Creation of the nuclear industry in the Urals]. Chelyabinsk. 278 p. (In Russ.).

10. Ozerskii vestnik. Ezhednevnaya gazeta zakrytogo administrativno-territoriaL'nogo obrazovaniya CheLyabinsk-65 [Ozersky Bulletin. Daily newspaper of the closed administrative-territorial entity CheLyabinsk-65]. 1995. No 26(670), February 14. (In Russ.).

11. ToLstikov V. S. 2011. On the history of the formation and development of closed cities of the Urals in the 40-50s 20st century. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Sotsial'no-gumanitarnye nauki" [Bulletin of the South Ural State University. Series "Social and Humanitarian Sciences"]. No 3 (247): 53-56. (In Russ.).

12. ToLstikov V. S. 1999. Social and environmental consequences of the development of the nuclear industry in the Urals [SotsiaL'no-ekoLogicheskie posLedstviya razvitiya atomnoi promyshLennosti na UraLe]. Chelyabinsk. 280 p. (In Russ.).

13. ToLstikov V. S. 2012. SociocuLturaL environment of closed cities of the Urals. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Sotsial'no-gumanitarnye nauki" [Bulletin of the South Ural State University. Series "Social and Humanitarian Sciences"]. No 10 (269): 119-129. (In Russ.).

14. Faykov D. Yu. 2010. Zakrytye administrativnye obrazovaniya. «Atomnye goroda» [Closed administrative entities. "Nuclear Cities"]. Sarov: RFNC—VNIIEF. 270 p. (In Russ.).

Received 01.03.2024

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.