Научная статья на тему 'Театральная жизнь в России, XVII-XVIII вв. (в контексте истории развития русского и Европейского театрального искусства)'

Театральная жизнь в России, XVII-XVIII вв. (в контексте истории развития русского и Европейского театрального искусства) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3624
462
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история русского театрального искусства / придворный частный и публичный театр / государева резиденция / «комедийные действа». / the history of Russian theatre art / а court private and public theatre / а sovereign's residence / a «сomedy acts»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — О. Б. Бокарева

Статья знакомит читателей с историей создания придворного частного (вторая половина XVII в.) и публичного (первая половина XVIII в.) театров в царских резиденциях в контексте истории развития русского и европейского театрального искусства. В ней прослеживаются истоки образования первых театрализованных постановок в России, выявляются основные особенности функционирования русских «комедийных действ». В статье подчеркивается, что самой значимой «вехой» в истории развития русского театра является его официальное учреждение в 1756 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEATRICAL LIFE IN RUSSIA, XVII-XVIII CENTURIES. (IN THE CONTEXT OF THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN AND EUROPEAN THEATRICAL ART)

The article introduces readers to the history of the court private (second half of the XVII century) and public (first half of the XVIII century) theaters in the Royal residences in the context of the history of Russian and European theatrical art. The article traces the origins of the formation of the first theatrical performances in Russia, identifies the main features of the functioning of Russian «сomedy acts». The article emphasizes that the most significant "milestone" in the history of the Russian theater is its official establishment in 1756.

Текст научной работы на тему «Театральная жизнь в России, XVII-XVIII вв. (в контексте истории развития русского и Европейского театрального искусства)»

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ, ХУП-ХУШ ВВ. (В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО

ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА)

О.Б. Бокарева, и.о. ст. науч. сотр. архива1, аспирант2 Российская академия наук

2Российский государственный гуманитарный университет (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10057

Аннотация. Статья знакомит читателей с историей создания придворного частного (вторая половина XVII в.) и публичного (первая половина XVIII в.) театров в царских резиденциях в контексте истории развития русского и европейского театрального искусства. В ней прослеживаются истоки образования первых театрализованных постановок в России, выявляются основные особенности функционирования русских «комедийных действ». В статье подчеркивается, что самой значимой «вехой» в истории развития русского театра является его официальное учреждение в 1756 г.

Ключевые слова: история русского театрального искусства, придворный частный и публичный театр, государева резиденция, «комедийные действа».

Начальный этап становления русского театра представляет собой различные народные развлечения до конца XVI в. - начала XVII в. Появление на Руси скоморохов, сказителей-бахарей, кукольных представлений связано с бытованием и разграничением народных игрищ и религиозных обрядов. Подобные процессы были характерны и для стран Западной Европы (Италия, Англия, Франция, Германия). В русской народной среде определению «потеха» соответствовало слово «позорище», термину «драма» - «игрище». В церковной практике вместо термина «потеха» существовал вариант - «действо». Именно это определение и закрепилось за обозначением театрализованных представлений, возникших во второй половине XVII в. в царский покоях. В конце XVII в. в России бытовал преимущественно один термин для обозначения театрализованных постановок - «комедия», а до этого периода - «потеха»: Потешный чулан, Потешная палата -определения, содержащиеся в трудах исследователей - «бытописателей» [1, 2].

В аналогичный период в Западной Европе театрально-музыкальный элемент претерпевал переход от поэзии трубадуров к складыванию определенных школ при

религиозных центрах (соборах, иезуитских коллегиях), происходило развитие музыкальной драмы под влиянием маскарадных песен, в 1605 г. на севере Италии появилась опера (без четкого разграничения этого понятия). Конечно, истоки театра в Западной Европе берут начало в античности. Но период XV-XVIII вв. не менее насыщенным и плодотворным для Европы: творчество К. Монтеверде (1568-1643) и Ф. Кавалли ([1602]-1676); появление скрипки (1511 г., мастер К. Тиффен; [1564 г.], первые инструменты А. Амати; 1698-1725 гг., выдающиеся инструменты А. Страдивари); развитие органной музыки (А. Скарлатти, 1660-1725); постановка «комической оперы» (opera buffa) Н. Лог-росцино (1698-[1765]); создание «пастушеских драм» (la pastorale) во Франции в XVII в. Р. Камбером; первые постановки театральных пьес «с пением в роде итальянских» в Париже для общества с 1669 г. Дж. Б. Люлли, П. Перрена и Р. Камбера; открытие ими частного театра во Франции совместно с изобретателем театральных машин маркизом де Сурдеаком в 1671 г. (исполнение «пастушеской» пьесы «Pomone»); создание национальной оперы во Франции с постановкой «лирических

трагедий» («Тезей», «Персей», «Роланд и Армида») и оперы-балета («Триумф любви» в 20 выходах, 1681 г.); укрепление жанра патетической французской драмы (в отличие от комической итальянской оперы) (творчество Ж.-Ф. Рамо); деятельность школы канторов и органистов в германских городах (сюиты М. Франка, И.Г. Шейна, церковные песни семьи Бахов, «теория аккордов» И.И. Фукса)

В Московском государстве в средние века театрализованное действо (в том числе и «медвежья потеха»), трансформировавшееся из народных «игрищ», составляло неотъемлемую часть повседневной жизни (особенно государевых покоев). Театрализованные представления при великих московских князьях и первых русских царях представляли собой выступления «веселых людей» - скоморохов [3].

Ещё в Древней Руси скоморохов относили к «потешникам». Со временем их численность увеличивается, они все чаще появляются в посадах и при княжеских дворах, а затем и при царских усадьбах. В церковных кругах преобладало аскетическое мировоззрение и осуждение скомо-рошничанья как язычества, «поганства», порочного действа. Определения для скоморохов по церковным текстам довольно ёмкие: шпильман (шпын, насмешник), глумец, плясец, скомрах, свирельник; сами действия назывались шпильманская мудрость, смехотворная хитрость, скомрашное дело.

Несмотря на осуждение «Домостроем» подобных потех, они в умеренном виде были представлены в царских хоромах. Основной комнатной (хоромной) забавой, «источником постоянного спектакля», был шут (дурак), который мог заинтересовать слушателя рассказом, зачастую помогая себе и подыгрывая на различных музыкальных инструментах. Профессиональные актеры-музыканты (гусельники, гобоисты, валторнисты) появились в начале XVII в.

Одной из любимых русских комнатных забав, особенно в осенний и зимний период, была сказка или повесть-небылица. Рассказывали их обычно сказочники, ба-хари, а с помощью музыкального сопро-

вождения - домрачеи, гусельники (гусляры). Эти «потешники» услаждали слух русских великих князей и царей.

Царь Иван Грозный перед сном слушал сказки слепцов-бахарей, вообще же любил веселых (скоморохов) и «медвежью потеху». Он приказывал своим людям отыскивать по стране подобных «потешников». С этой целью в 1571 г. был отправлен в Новгород царский потешник Суббота Осетр, который привез на подводах к Москве «веселых людей» и медведей.

Обычно потешники приглашались на торжественные случаи: царские свадьбы, рождение наследников престола, встреча патриарха Филарета. При наследниках престола также состояли потешники, которых И.Е. Забелин охарактеризовал в своей книге: «С таким же значением, как умственный урод, особенно ценился и дурак-шут, умный остряк, замысловатый глумотворец и смехотворец. Он носил имя дурака потому, что всякое глумление, сме-хотворение вообще признавалось степенным и чинным обществом чем-то в роде ребячества и глупости, потому что своими словами и делами он слишком уродливо выдвигался из умного уровня, на каком стояла тогдашняя порядочность поведения».

Среди «забав» русских царевичей и царевен в XVI-XVII вв. были различные «потешки»: 1) игрушки - «потешки» (конь -потешная лошадка, барабаны, кораблики, пистолетик, фигурки львов и единорогов, потешные бабы - куклы, качели, салазки, санки, мячики), «которые покупались у торговых людей в Овощном, Пряничном и Потешном городских рядах»; 2) комнатные сады («потеха-сад» немецкой работы, который царь Михаил Федорович в 1630 г. «указал Федору Степановичу Стрешневу перенести из своих хором к царице»); 3) народные игры (тавлеи, бирки, гусиная игра); 4) шахматы; 5) немецкие печатные потешные листы с изображением людей, животных и растений, бытовых сценок (аналог современной детской энциклопедии) (из потешных листов составляли потешные книги: «Петр - Златые Ключи», «О Бове Королевиче»); 6) потешные люди: «веселые» (скоморохи), карлы и карлицы,

метальники (плясуны-акробаты). Потешные номера они совершали в сопровождении музыкальных инструментов: гудка (разновидности скрипки), домры (разновидности гитары, которая упоминается в XI в., со времен Святослава Ярославича и св. Феодосия Печерского, и бытовала в России в XVII в.), накр (бубен), лиры, цимбал (род - гусли), клавикорда (клавесина) и даже органов. В зависимости от вида музыкального инструмента исполнители назывались гудочниками (гудошни-ками), домрачеями, накрачеями [4].

Музыка в качестве домашней комнатной потехи была очень распространена на женской половине царских покоев. Среди «потех», в которых принимали участие юные царевичи, были также: «гоньба голубей, стреляние из луков по колпакам при подбрасывании их вверх на потешном лугу» (на открытом воздухе), соколиная и псовая охота, медвежья потеха. Царские дети находились на попечении своих нянек и кормилиц. По мере взросления царевичи посещали Потешную палату, принимали участие в театрализованных представлениях в качестве зрителей. Потешная палата была построена в 1613 г. по указу царя Михаила Федоровича в подклетном ярусе Теремного дворца. При палате находились потешные сторожа, ведавшие хранящимися в ней театральным реквизитом. Хоромы Потешной палаты неоднократно перестраивались (в 1646 г., 1660 г.) и служили во второй половине XVII в. местом проживания верховых богомольцев (придворных нищих). В 1660 г. рядом с Потешной палатой был построен Аптекарский приказ. Рядом с палатами Аптекарского приказа находились хоромы царского тестя И.Д. Милославского. После его кончины в 1668 г. хоромы составили Потешный дворец царя Алексея Михайловича.

Драматическими элементами в церковной культуре в России в XVI-XVII вв. были церковное пение и чтение, а также церковные действа («Пещное действо», «Шествие на осляти» и др.).

В XVI-XVII вв. развивается литургическая драма: драма пасхального цикла («Шествие на осляти», «Умовение ног») и

драма рождественского цикла («Пещное действо» - инсценировка библейского повествования о трёх отроках Анании, Аза-рии и Мисаиле; действо было известно с XI в.). Литургические драмы стали основой для устной народной драмы, в которой существовало разделение текстуальной части на диалоги (их могли вести скоморохи). Литургическая драма была упразднена императором Петром I при создании церковного Синода, за исключением одного действа - чина «Умовение ног».

Видами народного театра XVI—XVII вв. были театр актера и кукольный. Разновидности кукольного театра: «вертепная» (стержневая) и «петрушечная» (пальцевая). От этого времени сохранилось несколько пьес на мотив народной драмы с небольшим количеством комических бытовых сценок: историческая драма «Царь Максимилиан», героическая драма «Лодка» («Атаман Буря», «Степан Разин»), комедия «Петрушка». «Вертепный» цикл составляли «комедии» на сюжеты Библии: «Царь Ирод», «Три царя», «Иосиф Прекрасный».

Сюжеты народной драмы сохранились в XIX в. и активно использовались русскими писателями: А.Н. Островским в комедии «Сон на Волге», А.С. Пушкиным в начале поэмы «Братья-разбойники».

Сюжеты, связанные со священной историей, использовались при создании небольших пьесок для школьных театров.

Функционирование и активизация школьного театра в России в XVII в. связана с деятельностью придворного поэта Симеона Полоцкого (1629-1680) (воспроизведение жанра декламации стихотворений в силлабической форме на школьной сцене). С. Полоцкий родился в Полоцке, получил образование в Киево-Могилянской коллегии. В 1664 г. он переехал в Москву по приглашению царя Алексея Михайловича. Он сочинял поздравления в стихотворной форме для государева семейства, создал «Рифмотвор-ную псалтырь» (литературную обработку библейского текста), к которой композитор Василий Титов написал музыку. С. Полоцкий сочинил «Комедию о Навуходоносоре», драму «Блудный сын» (разде-

лил её на составляющие - акты и явления). Особенностью этих произведений стал их нравоучительный характер. А традиция написания произведений на случаи торжеств была воспринята из Западной Европы: в 1600 г. во Флоренции композитор Джакомо Пери создал пастушескую драму (пастораль) «Эвридика» по случаю бракосочетания Генриха IV с Марией Медичи.

В результате сложной внутренней политической ситуации при одобрении церковных кругов (патриарха Никона) русским правительством были приняты царские указы (1648 г., 1654 г.) о запрещении Потешной палаты и игрищ скоморохов, участвующих в бунтах. При школе Посольского приказа возникли театрализованные постановки, в основе которых использовались тексты небольших пьесок нравоучительного характера, составленных на сюжеты Священной истории. Основной целью школьных театров было закрепление полученных знаний в процессе обучения путем декламации отрывков произведений, стихотворений [5].

Посольский приказ начал приглашать в Москву «знающих людей» для обучения иностранным языкам учеников. Школа при Посольском приказе положила начало созданию в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии. Способных учеников поощряли участием в приемах иностранных посольств, поездками за границу в составе дипломатических миссий (сочинитель поздравительных приветствий на торжественные случаи царского семейства Лука Тимофеев Голосов).

Театрализованные постановки ставились в дворцовых покоях, с участием иностранных актеров. Сохранились упоминания о местах, где в XVII в. были комедийные действа: 1) в школе при Заиконоспас-ском монастыре (С. Полоцкий), 2) в старом Посольском доме на Покровке (с 1664 г., с 1675 г. с использованием декораций), 3) в селе Измайлове, 4) в «Комедийной хоромине» на Аптекарском дворе за Мясницкими (Китайгородскими) воротами, 5) в доме Ильи Даниловича Мило-славского в Кремле, 6) в Потешной палате (над Аптекарским приказом в Кремле), 7)

селе Преображенском (боярин

А.С. Матвеев), 8) в селе Коломенском.

При царе Алексее Михайловиче был создан придворный театр во второй половине XVII в. Театрализованные представления появляются в Россию после ряда зарубежных посольств русских дипломатов. В 1660 г. русские дипломаты во Флоренции познакомились с комедийными действами, которые произвели них сильные впечатления (происходили в садах), -мистериями: «иного описать не уметь, потому, кто чего не видал, тому и в ум не придет». Рассказы русских послов и иностранца, путешественник Ивана Гебдона оказали влияние на приверженного к европейским новшествам Алексея Михайловича. С 60-х годов XVII в. в загородных резиденциях он начал строить роскошные дворцы в обрамлении разного вида садов, а в дворцовые покои приглашать мастеров, которые «умели бы комидии делать». Его устремления не вполне поддерживала царица Мария Ильинична (ум. в 1669 г.), которая была очень набожна и при ней «дурацкие потехи были на заднем плане». Царице Наталье Кирилловне нравились театрализованные постановки, равно как и Алексею Михайловичу, что роднило царственных супругов и способствовало их совместному времяпрепровождению [6, 7].

Во время правления Алексея Михайловича театрализованные представления (комедии или спектакли) ставились в царской усадьбе в Измайлове. Известно, что как только появляются первые строения Измайловского дворца (с 1665 г. по 1669 г.), в нем начинаются театральные представления. Одним из мастеров, который изготавливал декорации или «рамы перспективного письма» для измайловских государевых хором, был живописец Василий Репский. Документально известно, что он (выходец с Полтавщины, получивший первоначальное образование в Киеве и приехавший по приглашению царя Алексея Михайловича вместе с епископом Ме-фодием в 1665 г. в Москву) был царским певчим, обучавшимся у придворного поэта С. Полоцкого в школе при Посольском приказе. По окончании школы он вместе с А.Л. Ординым-Нащокиным был послан в

Курляндскую землю (западную часть современной Латвии). По возвращении он был переведен к живописцу П.Г. Энглесу в немецкую слободу, в «деревню Софроно-во», рядом с селом Измайловым, и на протяжении трех лет (1669-1672) «писал в Измайлове: перспективы и иные штуки, которые были годны к комедиям». Познакомившись с театральной декорационной работой В. Репского в Измайлове, его взял к себе боярин А.С. Матвеев, у которого, в Преображенском, живописец работал с 1672 г. по 1676 г. В. Репский «у него многажды на комедиях на органах и скрипицах» играл. Известно, что А.С. Матвеев плохо обращался с В. Репским, который осуществил побег из Преображенского, но был «выкраден людьми Матвеева и доставлен обратно». Дальнейшая судьба его неизвестна.

Наиболее известной была построенная «комедийная хоромина» в Преображенском, на сцене которой была осуществлена постановка комедии в 1672 г. Осуществлением постановки руководил пастор лютеранской кирхи Новонемецкой слободы Иоганн-Готфрид Грегори (1631-1675). Он был сыном марбургского врача и пасынком лейб-медика Л.А. Блюментроста, был знаком с генералом Н. Бауманом, приглашенным на службу в Москву в 1657 г. из Дании.

Пастор Грегори прибыл в столицу в 1658 г. и занимал место приходского учителя в лютеранской кирхе в Лефортове. В середине 1660-х гг. он был отправлен в Германию с поручением от русского правительства приискать «рудознатцев» и «добрых суконного дела мастеров». По возвращении им была основана приходская школа при кирхе для обучения детей православного и лютеранского исповеданий. При школе действовал театр для представления пьес духовно-

нравственного содержания, в котором играли дети иноземцев и русских («из мещан»). О школьных театральных постановках узнал через А.С. Матвеева царь Алексей Михайлович и приказал «учинить комедию, а на комедии действовать из Библии книгу Эсфирь и для того действа

устроить хоромину вновь» в селе Преображенском [8].

Декорации к устройству театрального здания в Преображенском писал живописец Петр Гаврилович Энглес. Придворными органистами в это время были Симон Гутовский и Тимофей Гасенкрух «с товарищами». Декорации часто перевозились из Кремля в Преображенское и обратно («потешные платья, рамы перспективного письма, выкрашенные балеты»). Это было связано с тем, что царь смотрел постановки и в Теремных покоях в Кремле, и в загородных резиденциях. Спектакли проходили в осенний и зимний период (в ноябре, январе, феврале), русские актеры стали участвовать в постановках с 1673 г. В Преображенском была создана первая труппа придворных актеров из приезжих и из русских мещанских «обученных комедиантскому делу» детей.

«Комедийная хоромина» в Преображенском находилась неподалеку от царских покоев. Оно представляло из себя деревянное сооружение со сценой и скамьями для зрителей. Для царя имелось отдельное место на небольшом возвышении. Внутри помещение было обито красным и зеленым сукном, окна были остеклены (в других помещениях находилась слюда). Первое театральное представление под названием «Артаксерксово действо» или «Эсфирь» (пьеса из 7 частей на сюжет Ветхого завета) состоялось 17 октября 1672 г. Оно понравилось царю, артисты были награждены, а рукопись пьесы была переплетена в сафьян с золотом.

Театральные постановки на библейские («Олоферново действо» или «Как Алафер-на царица царю голову отсекла», «Жалостливая комедия об Адаме и Еве», «Прохладная комедия об Иосифе») и исторические сюжеты («Баязет и Тамерлан», о правителе Тимуре) активно ставились в 16741675 гг. Они обычно сопровождались клоунскими выходами на сцену. Зачастую комедии по времени начинались поздно вечером и заканчивались далеко за полночь: «[1675 г. февраля 11] в четверг на масля-нице была у Великого государя комедия в пятом часу ночи, закончилась за 3 часа до света; во время представления царь сидел

перед сценою на скамейке, а для цариц с детьми было устроено род ложи, из которой они смотрели из-за решетки или, правильнее сказать, сквозь щели досок».

Театральные постановки времен правления Алексея Михайловича принято считать предпосылкой для развития национального профессионального театра, постановку комедийных действий - компонентом перехода от Средневековья к Новому времени, сам театр в совокупности многих его проявлений - основным элементом культуры Нового времени, прижившимся во всех слоях русского общества. Сохранились архивные документы, касающиеся «комедийных действ» и актеров в Москве [9].

Грегори, Степан Чижинский и Юрий Михайлов (последние обучались при Посольском приказе) способствовали «устроению спектаклей и балетов» в России во время царствования Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. После кончины Грегори в 1675 г. отдельные постановки осуществлял С. Чижинский, «львовского повета шляхетский сын, учитель латинского языка», друг Н. Спафария, русского посла в Китае. С. Чижинский в 1675-1677 гг. «делал в Москве комедию о Давиде с Голиафом и др. комедии и учил комедийному делу 80 человек всякого чина людей».

Указом царя Федора Алексеевича 1676 г. предписывалось «над Аптекарским приказом палаты, которыя заняты были на комедию, отдать и что в тех палатах было органы и прекспективы и всякие комедийные припасы - все свезть на двор, что бывал Никиты Ивановича Романова».

На рубеже XVII-XVIII вв. в России появляется придворный публичный театр в Преображенском у царевны Натальи Алексеевны, у Ф.Я. Лефорта и в Измайлове у вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны.

В Преображенском постановки ставились в 1690-1711 гг. под руководством сестры Петра I «при подворье» Натальи Алексеевны, «страстной любительницы театра», «в ея хоромах». Костюмы для театральных постановок присылались из Посольского приказа через тайного секретаря, переводчика П.П. Шафирова для коме-

дийной хоромины, устроенной посредством кукольного комедианта Яна Сплав-ского, который привез в Россию группу актеров под руководством Иоганна Кунста Отто (Артемия) Фирста.

Сохранились отрывки текстов театральных постановок, осуществленных при жизни Натальи Алексеевны, в том числе небольшой фрагмент «Комедии о Варлаа-ме (и) Иоасафе», составленный по житийному произведению об Иоасафе царевиче Индийском, в память о котором была названа домовая церковь на Измайловском острове. Эти отрывки переписывались для актеров (иногда не профессиональных, а шутов или карлов), причем разрешение на подобное переписывание в это время давал приближенный государев боярин Ф.А. Головин.

Театр в селе Преображенском просуществовал до 1711 г. - времени переезда царевны Натальи Алексеевны в Санкт-Петербург, где она продолжала устраивать театрализованные зрелища для своего брата Петра I. Сохранились сведения из записок иностранцев о театральных постановках Натальи Алексеевны для Петра I: «В большом пустом доме, разделенном на ложи и партер, 10 актеров и актрис из русских на мотив библейского текста и светских сочинений устроили действо: вышел Арлекин из обер-офицеров, который вмешивался в действие своими шутцами; потом вышел оратор, который объяснил историю представляемого действия и обрисовал гнусность возмущений. Это - драматическое сочинение, где под вымышленными именами было изображено одно из последних возмущений в России. Были 16 музыкантов, которые во время действия играли».

Сама Наталья Алексеевна сочиняла небольшие произведения, пьески, для комедийных действ, которые в XVIII в. «заполнили лакуну в истории русского театра с 1713 г. по 1749 г., между переводным репертуаром Грегори, И. Кунста, Фирста (Фельтена тож) и новыми пьесами - Сумарокова, Ломоносова, Тредиаковского». О судьбе библиотеки Натальи Алексеевны известно, что «после смерти царевны Натальи все книги комедиантские ея театра

были отосланы 28 марта 1717 г. в санкт-петербургскую типографию и сложены в амбаре вместе с изданиями ея, которые не могли поместиться в книжной лавке. Амбар стоял на Петербургской стороне около крепости и его часто заливало водою во время наводнений от того, а также и от конопляного масла, положенного кстати с книжным материалом, большая часть книг, при разборке и осмотре их в разныя времена, оказались негодными». В библиотеке Натальи Алексеевны были книги о «Георгие и Плакиде», «Тетради Адриана и Наталии», об «Искуплении человека от падения его», «О цесаре римском От-те» [11].

Помимо театра царевны Натальи Алексеевны существовал еще один, с 1702 г. в доме Ф. Лефорта (в деревянном здании «перед воротами св. Николая»), в котором выступала прибывшая из Гданьска труппа актеров («Госпитальный театр в Лефортове»).

Для странствующих актеров театральные пьесы светского содержания сочинял Иоганн Фельтен (1644-1692), вступивший в 1672 г. в труппу Карла Паульсена (ставили комедии Мольера) и написавший за период с 1668 г. по 1690 г. 87 пьес.

В начале XVIII в. были также очень популярны труппы странствующих музыкантов с райками («модернизированными» вариантами «вертепа»), «волшебными фонарями» (от лат. «Ыета magica» - изобретение середины XVII в., его первое описание в 1646 г. дал иезуитский монах Атана-сиус Киршер: устройство, высвечивающие изображение на прозрачном стекле). Эти устройства позволяли зрителям увидеть различные «картины» с видами России.

В Измайлове существовал также придворный публичный театр, в котором ставились любительские придворные спектакли с 1713 г. Он функционировал при поддержке царицы Прасковьи Федоровны, вдовы царя Ивана Алексеевича, под руководством её дочери, царевны Екатерины Ивановны [10].

Постановки, на которые допускалась публика, шли на русском языке, однако документальных свидетельств о репертуаре театра не сохранилось. Известно, что

зрителям предлагались «совершенные пустяки» или фарсы. В качестве актеров выступали «княгини и благородные девицы», дворцовые служители. В одном из представленных спектаклей придворная девица «княжеского рода» играла роль генерала, а сама Екатерина Ивановна исполняла роль супруги одного из актеров, «который был бит перед представлением, на сцене же играл роль короля». Театральные действа зачастую сопровождались выступлением шутов, акробатов, карлов. Это традиция осталась и после переезда Прасковьи Федоровны и Екатерины Ивановны в Санкт-Петербург.

В Измайлове театр называли «детской забавой», но там бывали и именитые зрители. Театр был изящно устроен, но костюмы актеров были среднего качества, постановки шли долго, сценическая площадка плохо освещалась.

Известно, что в 1730-х гг. Екатериной Ивановной была поставлена «Комедия об Иосифе» (библейском персонаже Иосифе Прекрасном) и «Комедия о Варлааме (и) Иоасафе». Среди участников спектаклей были учащиеся, придворные певчие и пажи. Причем, певчие исполняли основные роли в русских драматических произведениях и участвовали в качестве главных исполнителей.

О значимости музыкального, музыкально-певческого элемента в драматических представлениях XVIII в. свидетельствует и то, что постановки с участием певчих были организованы и на подворье новгородского архиепископа Феофана Прокопови-ча.

Зрителями комедий в XVIII в. были И.И. Мелиссино, А.П. Сумароков (его пьесы ставились в 1750-х гг. в Первом кадетском корпусе в Санкт-Петербурге).

Во второй четверти XVIII в. в России действовал придворный закрытый театр императрицы Анны Иоанновны и царевны Елизаветы Петровны. На постановках присутствовали только члены царской семьи, придворная аристократия, иностранные дипломаты, которые приходили по пригласительным билетам бесплатно. Для показа серьезных, «возвышенных», элементов в спектаклях назидательного характера

были задействованы кадеты, пажи и певчие. Комедийный компонент был отражен в выступлениях карлов и шутов (известные шуты Анны Иоанновны - И.А. Балакирев и Лакоста) [12].

В любительских спектаклях в 17301740 гг. у царевны Елизаветы Петровны участвовали персонажи итальянской комедии - дель 'арте (Петрилло, в реальности -итальянский актер и музыкант Пьетро Мира). В Москве для итальянской театральной труппы в 1731 г. был выстроен Комедиантский дом на Красной площади.

В 1731 г. при императорском дворе был создан придворный оперный театр (оперный дирижёр в кирасирских полках). В 1738 г. по указу Анны Иоанновны в России создается первое театральное учебное заведение Танцевальная школа (ныне -Академия русского балета им. А.Я. Вагановой).

В 1740 г. в Санкт-Петербурге по указу Анны Иоанновны был создан Ледяной дом для придворных забав (шутовские свадьбы с маскарадными шествиями, «дворцовые зрелища грозного бироновского времени»), о которому посвящены книга И.И. Лажечникова и опера А.Н. Корещенко (поставлена в 1900 г. на либретто М.И. Чайковского) [13].

Библиографический список

1. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. - Т. 1. Ч. II. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 520 с.

2. История русского драматического театра: В 7 т. - М.: Искусство, 1977. - Т. 1: От истоков до конца XVIII в. - 485 с.

3. Скоморохи в памятниках письменности / Сост. З.И. Власова, Е.П. Фрэнсис. -СПб.: «Нестор-История», 2007. - 680 с., ил.

4. Науман Э. Иллюстрированная всеобщая история музыки. Развитие музыкального искусства с древнейших времен до наших дней / Перевод с немец., дополненный по новейшим источникам с прибавлением очерков истории музыки в России; под ред. Н. Финдей-зена: В 3 т. - СПб.: Изд-е Ф.В. Щепанского, 1897-1899.

5. Варнеке Б.В. История русского театра. - Казань: Тип. Императорского ун-та, 1908. -Ч. 1. XVII и XVIII века. - 361 с.

6. Богоявленский С.К. Московский театр при царях Алексее и Петре. - [М.: ОИДР, 1914]. - 192 с.

7. РГАДА. Ф. 159. Оп. 1. Ч. 1. Приказные дела новой разборки. Д. 943. Расходный столбец приказа Галицкой чети. Пункт 8. Расходы на устройство комедий. 1675-1676 гг.

8. Морозов П.О. История русского театра до половины XVIII столетия. - СПб.: Тип. В. Демакова, 1889. - 446 с.

9. РГАДА. Ф. 139. Комедиальные дела - (коллекция) из фонда Посольского приказа. Оп. 1. Д. 1-32. 1673-1713 гг.

В середине XVIII в. в придворных кругах проявляется ярко выраженная потребность в постоянных театрализованных представлениях. В 1756 г. императрицей Елизаветой Петровной был учрежден императорский публичный профессиональный театр на постоянной основе, связанный с деятельностью Ф.Г. Волкова и А.П. Сумарокова.

Во второй половине XVIII в. в России функционировали придворный, школьный, городской и устный народный театры.

Появление в Росси первых театрализованных постановок (комедийных действ), в основу которых были положены библейские и исторические сюжеты, с участием актеров и с использованием декораций во второй половине XVII в. принято связывать с переходным периодом в отечественной истории - от Средневековья к Новому времени, с взаимным влиянием Российского и европейских государств на развитие мировой культуры и искусства. В развитии русского театра можно выделить несколько этапов, главным из которых является учреждение в 1956 г. императорского профессионального театра, действующего на постоянной основе.

10. Семеновский М.И. Царица Прасковья. 1664-1723. - СПб.: Типография М М. Стасюлевича, 1883. - 256 с.

11. Шляпкин И.А. Царевна Наталья Алексеевна и театр её времени. - СПб.: Тип. «В. Ба-лашев и К°», 1898. - 85 с.

12. Чеботарев А.Ю. Иван Алексеевич Балакирев как персонаж русского фольклора // Петровское время в лицах - 2004. Материалы научной конференции. - СПб., 2004. -С. 228-239.

13. Старикова Л.М. Театральная жизнь России в эпоху Анны Иоанновны. Документальная хроника 1730-1740 гг. - М.: «Радикс», 1995. - 752 с.

THE THEATRICAL LIFE IN RUSSIA, XVII-XVIII CENTURIES. (IN THE CONTEXT OF THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN AND

EUROPEAN THEATRICAL ART)

1 2

O.B. Bokareva, acting senior researcher archive , postgraduate 1Russian academy of sciences 2Russian state university for the humanities (Russia, Moscow)

Abstract. The article introduces readers to the history of the court private (second half of the XVII century) and public (first half of the XVIII century) theaters in the Royal residences in the context of the history of Russian and European theatrical art. The article traces the origins of the formation of the first theatrical performances in Russia, identifies the main features of the functioning of Russian «comedy acts». The article emphasizes that the most significant "milestone" in the history of the Russian theater is its official establishment in 1756.

Keywords: the history of Russian theatre art, a court private and public theatre, a sovereign's residence, a «comedy acts».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.