Annotation
The article summarizes the experience of using theater technology in the holistic pedagogical process of a gymnasium school: by combining educational extracurricular work and English language education, the teacher seeks to increase the level of educational motivation, expand the vocabulary of the English language along with the development of intellectual abilities and creative potential of students. The article illustrates the practical implementation of the technology of developing critical thinking through reading and writing, training in cooperation, active training in the process of forming foreign-language communicative competence through theater technology Specific examples of performances and musicals staged in English are given, some secrets of the success of the school theater are revealed.
Введение.
В последние два десятилетия к преподавателям по всему миру обращался призыв подготовить студентов к XXI веку, чтобы помочь им ориентироваться во все более глобализованном мире и взаимосвязанном ландшафте. Это создает потребность для педагогов в предоставлении учащимся целостного образования, которое подчеркивает жизненные навыки, такие, как общение, межкультурное сотрудничество и критическое мышление [1]. Актуальная в наше время деятельностная парадигма образования предполагает активную вовлеченность учащихся в процесс обучения. Изучение иностранного языка не ограничивается школьными уроками; одним из самых эффективных методов выступает внеклассная работа - это дает колоссаль-К ные результаты.
Д с/
< В школьный период у детей активно
$ формируются личностные качества, ха-
^ рактер, они ищут свое место в коллекти-
^ ве, познают себя. И младшим школьни-
^ кам, и подросткам требуется признание,
§ самовыражение. Удачной находкой стал
X школьный театр, в котором ставятся спек-
Ц такли и мюзиклы на английском языке, н
К Как отмечают современные исследования,
К «в становлении человека как личности
Рч
§ подростковый возраст играет значитель-н ную роль, так как в процессе формирования характера и структуры человеческой
деятельности формируется сознательное поведение, проявляется общая направленность представлений и социальных установок» [2,с.70]. Деятельность школьного театра - прекрасная возможность реализовать творческий потенциал учащихся и развивать их способности в командной работе. Под руководством опытного педагога школьники занимаются самостоятельной подготовкой школьных мюзиклов, которые превращаются в большой праздник для всего коллектива школы - педагогов, учащихся и родителей.
Методы.
Театральная технология в обучении иностранному языку, в нашем понимании, есть совокупность театральных приемов, применяемых в образовательной сфере деятельности для выполнения и управления этой деятельностью в соответствии с планируемыми результатами, это формы, методы, способы, приемы в процессе обучения той или иной учебной дисциплине
[3].
Школьники изучают современные и классические литературные произведения на английском языке и пишут сценарий для своего спектакля или мюзикла. Такая деятельность, вне всякого сомнения, является практической реализацией технологии критического мышления через чтение и письмо, которой последнее время уделяется большое внимание. «Технология
развития критического мышления через чтение и письмо синтезирует идеи и методы коллективных и групповых способов обучения; она является общей педагогической и надпредметной... развитие критического мышления через чтение и письмо представляет собой целостную систему формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие»[4, с.74].
Есть не только артисты в школьном театре, а также сценаристы, декораторы, режиссёр, специалисты по музыкальному оформлению, костюмеры. Руководит этим коллективом, безусловно, учитель, Однако именно учащиеся выбирают для себя роли в школьном театре и активно их затем выполняют. Возраст юных артистов самый разный - от 7 до 17 лет. Старшие помогают младшим, младшие старшим. Они учатся дружить. Театр помогает детям лучше запоминать лексический материал, новые грамматические структуры, фразеологизмы, улучшить произношение. Это способствует опережающему обучению. Это учит понимать человека другой культуры, воспитанного в совершенно других традициях, и вместе с тем это учит ребят любить и уважать свою собственную культуру, формируются основы толерантности и межкультурной коммуникации. Более того, театр - это коллективное творчество, где от работы и усердия каждого зависит общий результат. На наш взгляд, это есть воплощение обучения в сотрудничестве, которая неизменно привлекает внимание педагогов-исследователей. «Обучение в сотрудничестве - это совместное обучение, в процессе которого учащиеся работают вместе, коллективно добывая новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде. Данная технология позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где
каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс. Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде» [5, с.48].
Процесс.
Работая с младшими школьниками, мы предлагаем выбрать произведение и готовим сценарий. Для этого сначала мы читаем произведение, знакомимся с героями, затем учим слова, песни, стихи. Перевоплощаясь, дети получают возможность проявить артистизм, коллектив становится дружнее и сплоченнее, каждому находится роль и посильное участие, задействованы и родители. Стараемся брать не только уже готовые произведения, но и переводить сами. Так, зрители школы смогли с удовольствием посмотреть сказку С.Я. Маршака «12 месяцев». Сценарий данной сказки был отправлен на республиканский конкурс "7лгде занял призовое 1 место.
В старших классах продолжаем задействовать театр в учебно-воспитательных целях. Теперь над сценарием работают сами учащиеся. В зависимости от уровня освоения материала, возраста и индивидуальных особенностей с каждым отдельным классом разрабатываем уникальный проект. Демонстрация спектакля или мюзикла является логическим завершением проекта.
На разных этапах работы над проектом учащиеся реализуют полученные знания в деятельности, например, учатся не просто дословно, а художественно переводить текст. Как известно, работа переводчика требует не только знания языка, но и таланта, изобразительного мастерства, творческого начала. Одновременно отрабатываются грамматика и лексика, пунктуация, синтаксис.
Работая над спектаклем по мотивам произведений английской литературы, школьники углубляют свои познания в творчестве англоязычных авторов, что
в; К х
<с
т
о
СП
я
ш О в; х
и
О §
X X ш Е-
к
в; X Рч
о
ш Е-
пот_„
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая
способствует погружению в британскую культуру Совершенствуется речь, произношение, появляется уверенность в своих знаниях. Вынужденные импровизации уменьшают боязнь сделать ошибку, говоря на другом языке. Кроме всех учебных преимуществ, театр еще и развивает сферу чувств, учит человечности, формирует нравственные качества. Это работа не одного дня или даже месяца. Она требует большого, серьезного подготовительного этапа: знакомство с произведением, отработка лексического и грамматического материала, работа над жестами и мимикой, движение, работа над интонацией и произношением, многократные репетиции на сцене. Порой бывает трудно подстроиться под занятость каждого ребенка. Но это стоит того, потому что зал школы всегда полон благодарных зрителей, нашего спектакля всегда ждут с нетерпением. Говорят, что театр начинается с вешалки. У нас театр начинается с афиши, которая появляется на стенде школы задолго. Яркие, красочные афиши заблаговременно оповещают о дне спектакля, вызывая у школьников явный интерес. Можно сказать, что царит какая-то очень необыкновенная, праздничная атмосфера. А что происходит в день спектакля? Ученики, родители! Все готовятся, повторяют свои роли, прово-К дят последние репетиции танцев и песен, <1 примеряют костюмы, говорят слова подо держки друг другу. р£ Результаты.
о Главным учебным успехом считаем по-
К вышение интереса детей к языку. Разучи-
§ вая и играя роль, они не только реализуют о
щ творческии потенциал, но и оттачивают и произношение, множат словарный запас, К знакомятся с художественной классикой. § С ребятами был освоен и разыгран на о английском языке материал произведен ний К.Чуковского «Муха-Цокотуха», А.Толстого «Золотой ключик, или При-
аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^
ключения Буратино», Ш.Перро «Красная шапочка», организовано театрализованное новогоднее представление «Christmas».
Ежегодно в школе-гимназии г.Тобыл проводится неделя-презентация иностранных языков. Постановка театрализованных представлений на разных языках органично вписывается в данный план мероприятий. И к этому времени мы готовим новый проект - мюзикл, в котором сочетаются танцы, песни, музыка. Ну и, конечно же, прекрасная игра актеров.
Так, в 2014 году совместно с учениками мы выполнили перевод и организовали театральную постановку по казахской народной легенде «Кыз-Жибек». Позже, творческий коллектив нашей школы был приглашен Центром полиязычия при Ко-станайском государственном педагогическом институте для демонстрации мюзикла на его сцене. В разное время были переведены, адаптированы и отыграны спектакли по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством», арабской сказке «Волшебная лампа Аладдина», рок-опере композитора А.Рыбникова на стихи поэта А. Вознесенского «Юнона и Авось». Это было очень сложно сделать, но мы смогли, и в спектакле звучали знаменитые песни из этого произведения.
«Унесенные ветром», «Моя прекрасная леди», «Алиса в стране чудес», «The Flower Ball», «Jazz Chant Tale» «The Red Riding Hood» «Goldilocks and three bears» - вот далеко не полный перечень спектаклей, сыгранных нашими учениками. Хочется сказать, что на протяжении ряда лет основной состав группы оставался неизменным. С ребятами мы начинали с 3 класса и шли до 11. Но в свои ряды добавляли учащихся ребят из других классов. Изъявляли желание участвовать и ребята, уровень подготовки языка у которых был не очень высок, но они старались, усердно учили свои роли, повышали свой уровень
языка. И это очень отрадно.
Ученица Асия Икрям самостоятельно составила сценарий по мотивам повестей К. Льюиса «Хроники Нарнии», а Юлия Тюрина - по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Кроме того, всю работу по подбору героев, музыки, песен, танцев, репетиции девочки взяли на себя. И это получилось прекрасно!
Театр - это коллективное творчество, где от работы и усердия каждого зависит общий результат. Мюзиклы - это праздники, так как в них сочетаются и музыка, песни, танцы и великолепная игра актеров. Очень приятно слышать отзывы ребят о нашей работе и желание участвовать. А также возникает желание у многих ребят прочитать произведение, постановку которого они увидели на нашей сцене. Такие моменты, когда учитель сумел вызвать подлинный интерес учащихся к предмету, являются для него поистине счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда.
Слушатели республиканского, областных и районных семинаров также имели возможность познакомиться с талантом и игрой наших актеров. "Талант - это способность делать то, чему нас никто не учил" (А. Конар).
Заключение.
Применение театральных технологий позволяет нам эффективно решать целый ряд задач в целостном педагогическом процессе: наряду с обучением иностранному языку совершенствуется пластичность нервной системы обучающихся, совершенствуются механизмы как восприятия иноязычной речи, так и переключения с родного языка на иностранный. Психофизический аппарат ребенка шлифуется, делается более гибким и ярким; раскрываются природные возможности и повышается их «коэффициент полезного
а®!
действия»; заглушаются или даже ликвидируются отрицательные реакции на проявления непонятного и незнакомого в иноязычной культуре. Развивается личность учащегося, происходит его эстетическое воспитание и художественное образование, способность к межкультурной коммуникации. Театр в школе - это целый увлекательный мир импровизации, игр, песен и спектаклей, который сплачивает коллектив, развивает творческий потенциал и одновременно способствует освоению лексики, грамматики и стиля английского языка через совместную личностно-значимую деятельность учащихся и учителя.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Peter Тео. Teaching for the 21st century: A case for dialogic pedagogy// Learning, Culture and Social Interaction - 2019 -Volume 21 - C. 170-178, ISSN 2210-6561, https:// doi.org/10.1016/j.lcsi.2019.03.009. (https:// www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S2210656119300030). (дата обращения 15.07.2021).
2.Смагулова H.Т. Развитие креативности подростков в процессе обучения истории. //Педагогическая наука и практика -2020-4(30)-С.69-73.
3.Грицан И.М. Средства театральных технологий в процессе обучения ино- ^
кн
странному языку. http://www.rusnauka. х сот/14ENXXI 2 009/Philologia/46127. m doc.htm (дата обращения: 12.12.2020) ^
4.Бердыгулова Г.Т. Использование тех- g
нологии развития критического мышле- t*
S
ния через чтение и письмо при изучении g
английского языка//Педагогическая наука §
и практика - 2020 - 4(30) - С.74-78. g
5.Жубатова А.Ф. Технология сотрудни- н чества - эффективная педагогическая тех- ® нология .//Педагогическая наука и практи- £ ка-2020- 1(27)-С.48-49. w
ш
УДК 37.002 ГРНТИ 14 01 29
ПЛОЩАДКА МАРКЕТПЛЕЙС КАК ИННОВАЦИОННАЯ БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЯ
Ацдатпа
Макал ада маркетплейстердщ мэш ашыла-ды, интернет-аландардын, мацыздылыгына назар аударылады. Элем елдер1нде цифрлык тех-нологиялардыц дамуына байланысты Ka3ipri цогам онлайн-кызметтерге кешуде, бул acipece корона виру стык пандемия мен пандемиядан кешнп кезенде ете езекп болып отыр. Маца-лада маркетплейс тауарлар мен цызметтерд1 жылжыту уппн инновациялык бизнес-техноло-гиясы ретшде усынылады. Маркетплейстердщ артыкшылыктары мен кемштктер1 карасты-рылган.
Аннотация
В статье раскрывается сущность маркетплей-сов, акцентируется внимание на значимости данных интернет-площадок. В связи с развитием цифровых технологий в странах мира, современное общество переходит к онлайн-услугам, что становится весьма актуальным, особенно в условиях пандемии коронавируса и постпандемий-ный период. В статье маркетплейс представляется в качестве инновационной бизнес-технологии по продвижению товаров и услуг. Рассмотрены
он преимущества и недостатки маркетплейсов. S
о Annotation
го
он The article reveals the essence of marketplaces, ^ focuses on the importance of these Internet-sites,
g Due to the development of digital technologies in § the countries of the world, modern society is moving § to online-services, which is becoming very relevant,
w especially in the context of the coronavirus pandemic
s and the post-pandemic period. In the article, the
s marketplace is presented as an innovative businesses technology for the promotion of goods and services.
H The advantages and disadvantages of marketplaces are considered.
Бухтиярова Т.И., Лысенко Ю.В., Лысенко М.В., Демьянов Д.Г.,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Челябинский филиал; Финансовый университет при Правительстве РФ, Уральский филиал; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Южно-Уральский технологический университет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Челябинский филиал
Нег'гзг'! создер: маркетплейс, интернет-алац, пандемия.
Ключевые слова: маркетплейс, интернет-площадка, пандемия.
Keywords: marketplace, internet-platform, pandemic.