Z. YU. KUBASHICHEVA. ETHNIC COMPOSITION OF NORTH-WESTERN CAUCASUS AT THE BEGINNING OF THE XIX CENTURY
The article is devoted to the analysis of the ethnic composition of North-Western Caucasus at the beginning of the XIX century and the ways of coexistence of different ethnos representatives - Circassian Armenians, Greeks-Urums, Hebrews, Nogais, Abazins.
Key words: North-Western Caucasus, Adygeis, Circassian Armenians, Greeks, Hebrews, Nogais, Abazins.
А. В. ДЕЧЕВА
ТЕАТРАЛЬНАЯ РУБРИКА НА СТРАНИЦАХ КУБАНСКОЙ ПРЕССЫ 1970-1980-х ГОДОВ И ЕЕ ВЕДУЩИЕ АВТОРЫ
В статье прослежен знаменательный этап эволюции театральной рубрики в массовой прессе Кубани, анализируется становление жанра театральной рецензии на примере творчества театроведа А. Г. Колесникова.
Ключевые слова: региональная пресса, театральная рубрика, театральная рецензия.
Говоря о месте и роли театральной рубрики в массовых периодических изданиях Кубани 19701980-х годов, об активности журналистского и литературно-критического цеха Краснодара того времени, следует напомнить об основных этапах становления жанра театральной рецензии в предшествующий период: выделить как временные пласты, так и круг постоянных авторов, занимавшихся вопросами театра, в более широком смысле - анализом театральной ситуации.
Одним из ведущих исследователей этого периода отмечено, что среди писавших на театральную тему в 1930-1950-е годы неоднократно встречаются имена А. Вахрамеева и М. Аметистова (Краснодар), П. Алякринского (Новороссийск), М. Маза-нова (Армавир), А. Демешина (Николаев), Е. Гри-булина (Сочи), в 1950-1970-х в Краснодаре «эту работу активно вели: режиссер В. Смирнов, педагоги В. Доронкин и И. Духин, композиторы В. Пономарев и Е. Алабин, работники культуры С. Ольгин, А. Чечельницкий и В. Епифанцев, писатели и поэты Н. Винников и В. Бакалдин. Особое место в этом ряду принадлежит также А. Ломоносову, работавшему одно время заведующим литературной частью Краснодарского театра оперетты, он оставил большое количество публикаций об актерах, проблемных статей, репортажей. В начале 1970-х годов в критику приходит Р. Кушнарев и становится крупной фигурой самого художественного процесса, во многом формулируя представления о современном театре и выдвигая перед работниками искусства серьезные требования сценической культуры. В 1980-х годах начинают печататься критики нового поколения: А. Колесников, С. Малахова; а чуть позже - А. Слепов, И. Кирьянова, Е. Петрова, И. Белова» [1].
Даже беглый обзор краевой печати, в первую очередь, двух главных газет - «Советская Кубань» и «Комсомолец Кубани» - свидетельствует о достаточном представительстве театральной рецензии на их страницах. Практически
каждая премьера в театрах Краснодара рецензировалась. Это входило в привычку с 1930-х годов, наблюдалось и после войны и стало правилом в 1970-1980-е годы. Таким образом, расцвет краснодарской критики произошел не на пустом месте. Несмотря на жесткие идеологические установки, театральная критика призвала в свои ряды очень достойных авторов, большей частью филологов Краснодарского педагогического института (И. Духин, С. Шишман, В. Доронкин, В. Пономаренко, Э. Иваницкая и др.).
С появлением в Краснодаре Р. А. Кушнарева местная театральная критика более тесно сблизилась с наукой о театре. В его рецензиях раскрывался феномен спектакля как специфического художественного языка. Критические работы Кушнарева в значительной степени повлияли на рост профессионального сознания нового поколения критиков, в первую очередь - А. Колесникова. Нам представляется важным проследить профессиональное становление этого яркого автора, чье тонкое знание специфики театра способствовало расцвету жанра театральной рецензии на страницах региональной печати в условиях отсутствия специальных трибун для музыкальной и театральной критики.
Александр Геннадиевич Колесников, ныне известный в России театральный и музыкальный критик, родился в Краснодаре в 1960 году. Здесь же начал трудовую деятельность как журналист в газетах «Комсомолец Кубани» и «Советская Кубань». Эти издания служили благодатной почвой для профессионального становления молодых авторов, особенно газета «Комсомолец Кубани», где издавна существовала и традиция, и потребность в гуманитарной тематике, и постоянный поиск новых имен. Здесь много лет трудились И. Ждан-Пушкин, А. Мхитарян, Т. Василевская. Именно сюда по рекомендации известного артиста Станислава Гронского начинающий автор принес свои первые опыты. Его встретили бла-
1 "Культурная жизнь Юга России"
№ 2 (31), 2009
гожелательно. По заданию редакции им был написан репортаж с репетиции пьесы «Кочубей» А. Первенцева в Краснодарском драматическом театре им. М. Горького, превратившийся в итоге в простую информацию о премьере [2], затем
- рецензия на детский спектакль «Чиполлино» по Дж. Родари в этом же театре [3]. За ними последовали публикации, которые отличались попыткой аналитического взгляда на предмет. Например, в статье о выставке французского плаката помимо репортажных, презентационных задач явственно дала о себе знать способность сочетать исследовательский аспект с доступностью для читателя [4].
Колесников в конце 1970-х много работал по заданию редакции, и это была настоящая школа. Газета издавна имела традицию воспитания собственных кадров, подающий надежды автор сразу попал в поле зрения руководителей. После двух-трех лет службы внештатным корреспондентом ему предложили перейти в штат: сначала стажером и через очень короткое время - сотрудником отдела литературы и искусства.
Работа редакции «Комсомольца Кубани» тех лет строилась на четком структурировании направлений и приоритетов. И вопросы театрального искусства, к счастью, никогда не отодвигали на задний план. Театральной тематике всегда находилось место на полосах, зачастую - на первой странице газеты (что говорило как об общих идеологических приоритетах редакции, так и об уровне профессиональной компетенции немногочисленных сотрудников отдела и сложившегося вокруг него творческого актива).
Освещаемые А. Колесниковым проблемы были широки, но все же театральная, а затем и музыкальная критика всегда были в центре его творческих интересов. Пространные выступления, затрагивавшие цеховые театроведческие проблемы, могли бы показаться не к месту в массовой печати. Но профессионализм и компетентность, поддержанная общей редакционной политикой
- приоритетом гуманитарного подхода, исключали любые сомнения в необходимости и уместности таких выступлений на страницах молодежной газеты той поры. Достаточно вспомнить двухчастный очерк под рубрикой «Театральные мечтания» о положении дел на драматической и музыкальной сцене Краснодара [5]. Обращали на себя внимание и его выступления о гастролирующих коллективах из Москвы, Ленинграда, Перми, Новосибирска и других городов [6]. И, конечно, проблемные, острокритические работы, связанные с художественной жизнью. В их числе можно назвать газетную акцию «Связь времен» - об охране культурно-исторического наследия Кубани [7], цикл об агитбригадном движении, давшем в то время интересные художественные открытия, которые заставили говорить о себе общественность и специалистов [8].
1970-1980-е годы для театральной критики Кубани следует признать наилучшими и самыми результативными. Вдохновленные примером старшего поколения, в профессию приходили но-
вые имена. Разнообразие жанров, иллюстрирование статей, многочисленные рубрики, под которыми могла появиться театральная тема, система обратной связи - отклики на публикации (по сегодняшним меркам, рейтинг), ежедневные обзоры газет по радио, творческие конференции по рецензируемым спектаклям - все это способствовало творческому росту журналистов. Они ощущали планку высоких требований.
Неоспоримым было большое воспитательное значение театральной рубрики: по сути, аудитория через печатное слово, через предварительные публикации могла серьезно готовиться к восприятию сценического искусства, к приезду театров на гастроли и т. д.
Профессиональная карьера А. Колесникова сложилась счастливо. Закончив театроведческий факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС, ныне РАТИ) в Москве, он стал дипломированным специалистом. Школа, полученная им в краснодарской газете «Комсомолец Кубани», по его собственному признанию, дала возможность чувствовать себя уверенно в любом формате СМИ, что он прекрасно продемонстрировал в дальнейшем.
Еще будучи сотрудником «Комсомольца Кубани», он начал публиковаться в центральной и специальной прессе. Вспоминаются его аналитический очерк о русском театре в Грозном в «Театральной жизни» [9], заметка о гастрольном спектакле Маргариты Тереховой в «Литературной газете» [10], репортаж со съемок телебалета «Пиковая дама» в журнале «Телевидение и радиовещание» [11].
В 1989 году А. Колесников начал работать собственным корреспондентом по Краснодарскому краю, затем (1990-1992) заведующим отделом литературы и искусства газеты «Комсомольская правда». С трибуны крупнейшей тогда газеты мира (ежедневный тираж 26 млн. экз.) стал еще более заметен творческий подход этого журналиста к вопросам театральной и художественной критики, его знания в самых широких областях. Он дебютировал на страницах «Комсомольской правды» несколькими проблемно-аналитическими статьями (о рок-фестивале в Новороссийске, о новом кинофестивале приключенческого кино «Золотой Дюк» в Одессе) и отчетом по критическому сигналу из подмосковного Киржача о работе местного клуба [12]. В каждой их этих работ он был убедителен и компетентен, не случайно они привлекли внимание, вызвали читательские отклики, которые развивали поднятые темы и говорили столько же о проблеме, сколько и об авторе, их осветившем. Всего за время своей работы в «Комсомольской правде» Колесниковым написано более ста статей. Их героями становились известные деятели культуры и искусства - Станислав Говорухин, Михаил Ульянов, Юрий Григорович, Роман Виктюк; театры Москвы и Ленинграда, гастролирующие зарубежные коллективы.
Неожиданным, но в сущности закономерным был переход А. Г. Колесникова на работу
начальником литературно-издательского отдела Государственного академического Большого театра России (1992-1995); а позднее - первым заместителем главного редактора журнала «Балет» (1999-2001).
Он публиковался в «Литературной газете», «Российской газете», газетах «Комсомольская правда», «Известия», «Век», «Трибуна», «Версты», «КоммерсантЪ», «Московские новости», «Вечерняя Москва», «Московская правда», «Большой театр», «Парламентская газета», «Время МН»; в журналах «Театральная жизнь», «Музыкальная жизнь», «Музыкальная академия», «Московский наблюдатель», «Театр», «Сезоны Большого театра», «Балет», «Персона», «Телевидение и радиовещание», «Мелодия», «Планета "Красота"» и др. Талантливый журналист плодотворно сотрудничал с Российским радио и Радио «Маяк», телеканалом «Культура».
Постепенно личные творческие планы А. Колесникова, как, вероятно, и профессиональные интересы, претерпевали изменения. Он заканчивает аспирантуру Российского государственного института искусствознания (1996) и начинает активную научную и издательскую деятельность. Издает ряд книг: «Соединение природы и искусства. Театральная эстетика И. С. Тургенева». (М., 2003); «Евгения Белоусова. Судьба актрисы - судьба жанра» (М., 2004); «Оперетта в Краснодаре» (М., 2005); «Юрий Григорович. Путь русского хореографа» (М., 2007). В число направлений его деятельности входит драматургическая, переводческая и сценарная работа. А. Колесников - автор русского текста и сценической редакции либретто оперетт Ф. Легара «Петер и Пауль едут в сказочную страну» (первая постановка в Краснодарском музыкальном театре, 2000), И. Штрауса «Калиостро в Вене» (первая постановка в Екатеринбурге, 2004); сценарист и ведущий ряда торжественных церемоний, гала-концертов и иных творческих акций.
Его критическая деятельность отмечена рядом наград. Он лауреат премии «Золотое перо» (газета «Трибуна», 1998), премии Российской Академии художеств (1999), премии Администрации Краснодарского края в области науки, образования и культуры (2008) и, наконец, лауреат Национальной премии «Книги и издательства года» в номинации «Альбомы» за книгу «Незабываемая -Наталия Бессмертнова» (М., 2008).
Перегруппировка интересов А. Колесникова с периодики в область фундаментальных искусствоведческих исследований объясняется, без сомнения, кардинальными изменениями в массовой и специальной печати, в том числе и статусом театрального жанра на страницах современной прессы.
За последние годы произошли перемены к худшему: исчезновение идеологической монополии парадоксальным образом подтолкнуло к облегченному взгляду на назначение газет и журналов. Сегодня стал редкостью аналитический жанр театральной рецензии. Превалируют фельетон, репортаж, интервью, поверхностные информаци-
онные заметки. Появились десятки новых органов печати, профессиональный уровень которых вызывает серьезные сомнения. По мнению самого А. Колесникова, «новые газетные площади не заполняются адекватным содержанием. О театре пишется много, но поверхностно и бессистемно, аналитические статьи практически ушли со страниц, главенствуют информационные жанры, преимущественно интервью» [13].
В этих обстоятельствах обострилась потребность «удержать» театральную критику как жанр, чтобы не исчез этот необходимый инструмент профессиональной оценки, эта незаменимая составляющая театральной жизни.
Сегодня А. Колесников занят, помимо издательской деятельности, экспертной работой. Он член Творческой комиссии по музыкальному театру Союза театральных деятелей РФ, экспертного совета Московского отдела СТД РФ; с 1995 по настоящее время - приглашенный специалист Краснодарского Творческого объединения «Премьера». Такая позиция позволяет ему наблюдать работу многих театральных коллективов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Иркутска, Красноярска, Барнаула, Новосибирска, Саратова, Самары, Ижевска, Волгограда и других городов. Это дает, по его мнению, широкий обзор, проясняющий проблемное поле для дальнейшего погружения в профессию.
Будучи членом трех творческих союзов - Союза писателей РФ, Союза театральных деятелей РФ и Союза журналистов РФ, Колесников реализует разные ипостаси своей профессии. Он выступает председателем и членом жюри региональных и всероссийских театральных фестивалей, членом жюри Национального театрального фестиваля «Золотая маска» (раздел музыкального театра, 2008-2009). Участвует в международных творческих проектах как пресс-секретарь: «Балетный Бенуа» (Москва, Варшава, Париж, Берлин, Штутгарт, 1992-2007); фестиваль «Д. Шостакович и мировая музыкальная культура» (Москва, Краснодар, 1995); Сочинские музыкальные выставки (1997, 1999); «Не нам, не нам, а Имени Твоему» (концерты М. Ростроповича в пользу Фонда воссоздания Храма Христа Спасителя в Москве, 1995); фестиваль современной российской культуры в Каннах (2000); фестиваль Юрия Григоровича «Молодой балет России» (2003, Краснодар); Первый Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов «Молодой балет России» (2004, Краснодар); Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира» (Сочи, 2006, 2008).
А все начиналось три десятилетия назад, в тот день, когда молодой автор рискнул предложить свои театральные критические заметки для публикации в газете «Комсомолец Кубани».
Литература
1. Колесников А. Г. Оперетта в Краснодаре: Летопись творческого пути. Воспоминания. Библиография. М., 2005. С. 208.
2. Путь в революцию // Комсомолец Кубани. 1977. 11 нояб.
120 "Культурная жизнь Юга России" № 2 (31), 2009
3. Что нарисуют дети // Там же. 1977. 23 нояб.
4. Знакомьтесь: французский плакат // Там же. 1978. 6 янв.
5. Ожидаю открытий: Классика: обретения и потери // Там же. 1984. 27 нояб.; Ожидаю открытий: Оперетта: вчера, сегодня, завтра // Там же. 1984. 28 нояб.
6. См.: «Комедианты» // Там же. 1981. 18 авг.; У подъезда старого дома // Там же. 1981. 18 июня; «По Гоголю», «По Чехову» // Там же. 1985. 19 июня; Звуки и отзвуки темы // Там же. 1985. 27 июня; Фантазии на темы Булгакова // Там же. 1986. 20 июня; «Орфей и Эвридика» 10 лет спустя // Там же. 1986. 23 июня.
7. Ко двору ли узоры? // Там же. 1982. 17 авг.; Минувших дней сегодняшняя боль // Там же. 1982. 14 сент.; Что сохраним, что приумножим // Там же. 1983. 5 янв.
8. Право голоса // Там же. 1981. 12 февр.; Шире шаг, агитбригада! // Там же. 1982. 22 дек.; Поищем вместе, поищем вновь // Там же. 1985. 12 февр.; Девять пламенных // Там же. 1985. 22 февр.
9. «...И начнется игра» // Телевидение и радиовещание. 1983. № 8. С. 22-23.
10. Должно быть все прекрасно // Театральная жизнь. 1986. № 15. С. 24-25.
11. «Актеры, правьте ремесло!..» // Литературная газета. 1987. № 4. 21 янв.
12. Наедине с анонимкой // Комсомольская правда. 1987. 20 сент.; Умный в гору не пойдет // Там же. 1987. 22 окт.; Кому он нужен, этот вестерн // Там же. 1987. 25 окт.
13. Колесников А. Г. Оперетта в Краснодаре ... С. 208.
A. V. DECHEVA. THEATRE IN THE COLUMNS OF THE KUBAN PRESS OF THE 1970-1980-s, AND ITS LEADING AUTHORS
The article retraces an important stage of evolution of the dramatic columns in the Kuban mass media, and dwells upon formation of the dramatic review on the example of the reviews written by A. Kolesnikov, one of the leading theatre experts of that time.
Key words: regional press, dramatic column, dramatic review.
с. г. ГРИГ0РЕНК0
СТИЛЕОБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОППОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАРРАТИВЕ
(на материале романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Статья посвящена исследованию пространственно-временной оппозиции как одной из ключевых категорий художественного нарратива. На материале романа М. а. Булгакова «Мастер и Маргарита» показаны особенности языковой репрезентации пространственно-временных оппозиций, их стилеобразующий потенциал.
Ключевые слова: пространственно-временная оппозиция, нарратив, стиль.
В связи с актуальностью преодоления тексто-центрического подхода в современной филологии (Г. А. Золотова, А. Ф. Папина и др.) [1] представляется перспективным исследование оппозиций, направленное на выявление иерархии онтологических смыслов в сфере художественного языка. Этому, в частности, может служить анализ пространственно-временной семантики нарратива. Цель данной статьи - показать функционирование оппозиции как центральной текстовой категории, играющей ключевую роль в репрезентации пространственно-временных отношений в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Указанный метод дает возможность путем анализа взаимодействий между членами оппозиции описать определенные динамические процессы (см., например, труды В. Г. Руделева, А. Л. Шарандина) [2]. По нашему мнению, особенно продуктивно работает методологический посыл о том, что время как смысловая категория стро-
ится на соотнесении, реализующем отношения предшествования, следования, одновременности (а значит, и на оппозиции этих смыслов), а пространство как смысловая категория базируется на сорасположении (например, вертикальное - горизонтальное, верх - низ) и оппозиции предметов. Например, в языке романа «Белая гвардия» более акцентирован смысл временных оппозиций, в «Мастере и Маргарите» - пространственных. Можно даже утверждать, что такие оппозиции выступают главным фактором пространственно-временной организации этого произведения.
Семантика пространственных антитез относительна: она непосредственно зависит от субъективно-авторского мироощущения. В индивидуально-авторской картине мира Булгакова она передает динамику изменений аксиологической системы. В этом последнем крупном произведении писателя аксиология передается посредством «трехмирного» измерения реалий. Три словесно-