Научная статья на тему 'Театральная критика как фактор воспитания театра и зрителя'

Театральная критика как фактор воспитания театра и зрителя Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3742
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ТЕАТР / ТЕАТРАЛЬНАЯ КРИТИКА / ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗРИТЕЛЬ / ДИАЛЕКТИКА / ГЕРМЕНЕВТИКА / ART / THEATRE / THEATRICAL CRITICISM / THEATRICAL PROCESS / SPECTATOR / DIALECTICS / HERMENEUTICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Литвина Дина Владимировна

В данной статье рассматривается театр как особый вид искусства, способный воздействовать на общество, а также явление театральной критики как необходимого условия коммуникативного взаимодействия между театром и зрителем. Обозначен ряд объективных проблем, которые на современном этапе препятствуют данному взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theatrical criticism as the factor of education of theater and the spectator

In this article the author says about the theatre as a special kind of art, which can influence the society, and about theatrical criticism as a necessary condition of communicative interaction between theater and the spectator. There are several objective problems, which prevent this interaction at the contemporary stage.

Текст научной работы на тему «Театральная критика как фактор воспитания театра и зрителя»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

УДК 792.072 : 162.6

Д. В. ЛИТВИНА

Омский государственный технический университет

ТЕАТРАЛЬНАЯ КРИТИКА КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ТЕАТРА И ЗРИТЕЛЯ________________________________

В данной статье рассматривается театр как особый вид искусства, способный воздействовать на общество, а также явление театральной критики как необходимого условия коммуникативного взаимодействия между театром и зрителем. Обозначен ряд объективных проблем, которые на современном этапе препятствуют данному взаимодействию.

Ключевые слова: искусство, театр, театральная критика, театральный процесс, зритель, диалектика, герменевтика.

Существует несколько определений «искусства». В данной статье мы будем ориентироваться на трактовку, в которой «искусство» рассматривается как эмоционально-образное отражение действительности». Речь идет не о любых, а об определенных формах человеческой деятельности — о литературе и живописи, о музыке и танце, о театре и киноискусстве, об архитектуре и прикладных искусствах, то есть о том, что иначе мы называем «художественным творчеством». Говоря об отражении действительности, мы понимаем, что это происходит путём создания неких художественных образов. С одной стороны, они описывают объективный, окружающий нас мир, видимый, слышимый, чувственно воспринимаемый человеком. С другой стороны, в образе отражается духовная жизнь людей в многообразии их эстетических проявлений. Единство этих двух форм и рождает художественный образ как единство материальной и духовной стороны действительности.

Искусство не может существовать без зрителя, слушателя, читателя — словом без публики, которая его воспринимает. А. Н. Толстой в одной из своих статей отмечает: «Для потока творчества нужен второй полюс — вниматель, сопереживатель: круг читателей, класс, народ, человечество» [1].

Хотя произведение искусства существует объективно, вне восприятия и независимо от него, свою реальную жизнь оно обретает лишь во взаимодействии с воспринимающей его аудиторией.

Искусство — средство коммуникации, общения людей, и в процессе этого общения между художником и публикой всегда устанавливается прямая или косвенная, видимая или невидимая связь. Художник, если не всегда, то, во всяком случае, почти всегда, как правило, творит для массовой аудитории — публики. Естественно, в какой-то мере он, хотя бы мысленно, в воображении, представляет себе ту публику, для которой он работает, своего читателя, зрителя, слушателя, у которого он надеется найти созвучие своему творчеству [2].

Театр — особый вид искусства, который способен улавливать различные оттенки общественного настроения, что не всегда доступно другим видам искусства. «В современном обществе театр может выступать как возбудитель общественной мысли и одновременно как средство социального исследования, он отражает изменение социальной структуры общества, состояние умов и чувства современных людей, фиксирует то новое, что появилось в харак-

тере современника, отображает возникшие жизненные коллизии, показывает новые взаимоотношения личности и общества» [3].

Выделяя театр как особый вид искусства, который является наиболее ярким средством отражения действительности, а иногда и «вдохновенным пророчеством» [4], способным сильно, эмоционально воздействовать на человека, необходимо учитывать способность зрителя понять художественные образы, умение считывать то, что скрыто за метафорами и символами.

Однако чаще всего театр не знает достаточно точно и достоверно, находит ли его творчество желаемый отклик у публики. Поэтому театральная критика может рассматриваться нами как одна из составляющих в коммуникациях между театром и зрителем.

«Критика — обсуждение, разбор чего-нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки» [5].

Театральная критика в России появилась вместе с рождением профессионального публичного театра в середине 18 века. Связь театральной критики с общественно-политической жизнью страны укрепилась на рубеже XVШ — XIX вв., когда критика стала активнее откликаться на текущие театральные события. Белинский В. Г. считал, что основная цель театральной критики — оценка общественной роли театра, отражение актуальных проблем жизни. О воспитательном воздействии театра много писал в своих статьях А. И. Герцен, который считал театр трибуной для разрешения актуальных вопросов современности [6].

Театральная критика следует всегда за театром и никогда — впереди него. Можно предположить, что «бледные» спектакли, беспомощная игра актёров — куда более питательная среда для критических упражнений. Но все обстоит «с точностью до наоборот» — отсутствует предмет для полемики. Лишь талантливые артисты и режиссёры вдохновляют театральную критику, и тогда появляются вдумчивые анализирующие рецензии, соответствующие рубрики в периодической печати, порою — специальные издания. Закономерность, в общем, известная [7].

«Предмет искусства, — писал К. Маркс, — ... создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой». Между художником и публикой существует сложное диалектическое взаимодействие: настоящий художник не должен «подлаживаться» к публике, а стараться ве-

сти ее за собой, прививать ей свои вкусы, свое видение жизни, словом, управлять ею.

Наблюдая сегодняшний театральный процесс, мы видим, что современная публика в большей степени ожидает от театра развлечения, в меньшей — особого эстетического удовольствия, но в любом случае — не идей, социальной правды, духовных ориентиров и пр. Публика стала проще относиться к театру, чем прежде. Вместе с ней изменился и театр. Режиссура апеллирует не к разуму и сознанию зрителя, его гражданским чувствам и социальным инстинктам, а — к эмоциям. Часто эти эмоции вызывают спектакли сомнительного художественного содержания, ориентированные более всего на развлечение. Таким образом, театр сегодня перестаёт быть мерилом художественного вкуса.

Рассматривая эту проблему, мы сталкиваемся с некой диалектикой.

Театр сегодня вынужден существовать в сложной экономической реальности: самостоятельно зарабатывать деньги, привлекая как можно больше зрителей. Поэтому возникает необходимость создания так называемых коммерческих спектаклей, так как априори этот «продукт» будет интересен публике, ожидающей отдыха и развлечения. «Ни о чём не думать», «посмеяться», «отдохнуть», — самые популярные сегодня причины посещения театра.

Но как быть тогда с истинным предназначением театра? Поднимать интеллектуальный и художественный уровень зрителя, прививать ему желание и потребность мыслить, искать ответы на вопросы, помогать в поисках истины... На сайте одного из московских театров так обозначена его миссия: «Задача театра — формировать идеалы, возрождая вечные истины в художественных сценических образах! Сердцем Истину постигать!» [8].

Константин Сергеевич Станиславский так в своё время сформулировал диалектичность театра: «Театр — обоюдоострый меч: одной стороной он борется во имя света, другой — во имя тьмы. С той же силой воздействия, с которой театр облагораживает зрителей, он может развращать их, принижать, портить вкусы, оскорблять чистоту, возбуждать страсти, служить пошлости и маленькой мещанской красивости».

Между художником и публикой существует сложное диалектическое взаимодействие: настоящий художник не должен «подлаживаться» к публике, а стараться вести ее за собой, прививать ей свои вкусы, свое видение жизни, словом, управлять ею. Театру необходимо вернуть себе функцию эстетического воспитания зрителя средствами искусства, воссоздать чистоту и истинность целей и задач театра. И представляется, что критика может сыграть в этом процессе важную роль.

«Театр без зеркала не может существовать. Особенно в современном мире, где театр существует в системе купли-продажи. Критика ему нужна. Выбор огромный, и критика даёт экспертную оценку: надо это смотреть или нет. В Москве появляются сейчас рецензии буквально через день после премьеры, как на Западе. Обычно поверхностные. Поэтому, в сущности, надо выстроить вертикаль: первый отклик, а через полтора месяца — серьёзная статья, чтобы режиссёр смог понять, что произошло в обществе после спектакля. Потом должна появиться книга, а для этого необходимо театральное издательство. Эта вертикаль духовной критической жизни в театре должна быть восстановлена [9].

Кроме того, коммерциализированность театра должна быть устранена из театральной практики.

Мировой фонд литературы настолько велик, что в нём без труда можно найти пьесы, способные и развлечь зрителя, и заставить его задуматься. При этом нет необходимости делать из спектакля шоу и играть на простейших эмоциях публики — средства театра сами по себе настолько точно и полно могут отражать мысли, чувства, настроения, что они не нуждаются в дополнительных современных приёмах «заигрывания» со зрителем.

Что касается воспитания самого зрителя, критика и в этом случае может служить одним из факторов формирования коммуникаций между театром и зрителем. Сейчас, когда информационное поле очень велико и средства массовой информации именуются «четвёртой властью», критика располагает широкими возможностями контактов с публикой. Для формирования таких контактов должны существовать либо специализированные издания, либо место в СМИ, где могли бы публиковаться критические материалы (или, если речь идёт о телевидении или радио, — программы с участием театральных критиков и экспертов в области искусства). Таким образом, можно было бы оказывать влияние на воспитание зрительского вкуса и вызвать интерес к высокому искусству.

Одним из примеров того, как появление критических материалов в прессе влияет на развитие самого театра, является опыт Омского бюджетного учреждения культуры «Драматический Лицейский театр». Социальная направленность репертуара молодежного театра, талантливые постановки постоянно освещались в средствах массовой информации. Публикации по поводу появления нового театра постепенно дополнялись материалами, анализирующими творческие достижения театра — так рождалась критика. А это, по словам М. Мудрика, известного омского журналиста, говорит о таланте. Например, Н. Руденко так писал об одном из первых спектаклей Лицейского: «Минимум декораций, никакой маскарадной пестроты — только по мере нарастания трагизма все больше актеров-чтецов выходит на сцену в черном. Все держится только на их умении заворожить публику, не дать ей отвлечься от потока стихов: лирических, трагических... и откровенно крамольных. И проносятся в воображении эпизоды жизни поэта. И уже не подростки-лицеисты перед глазами, а вестники и свидетели из Серебряного века русской поэзии» («Вечерний Омск», 21 марта, 1995 г. «Осип Эмильевич Мандельштам в Лицейском театре»). Известный омский писатель, журналист, театральный критик Сергей Денисенко писал: «То, что делают на сцене молодые актеры-любители, можно назвать упоением, высоким лицедейством во имя радости. «Энергетический заряд» спектакля мощно распространяется по зрительному залу с первых же минут начала действия и уже не отпускает зрителя до закрытия занавеса, когда логичным завершением выплеска эмоций становятся бурные, искренние и добрые аплодисменты» («Вечерний Омск», 1 февраля, 1996 г.).

Тщательно подобранный драматургический материал побуждал критиков к размышлению, к поискам психологических нюансов. Театру это давало стимул включать в свою театральную действительность спектакли с актуальной общественной проблематикой («Давай с тобой поговорим», «Комок», «Скифы», «Татарин маленький», трагифарс «Зойкина квартира» и др.). Таким образом, театр в содружестве с критикой воспитывал своего зрителя, оказывая влияние на их театральные предпочтения.

Но сегодня, наблюдая театральный процесс и по-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

являющиеся периодически материалы в прессе, мы сталкиваемся с ещё одной проблемой, называемой в философии герменевтикой [10], — понимания критиками сути театрального искусства.

На мой взгляд, в последние годы происходит деформация взглядов, ценностей, традиций. В толковании режиссёрами классических произведений всё чаще возникает желание эксперимента — как способа снискать себе славу новатора в искусстве. Критики в свою очередь отвечают на подобные опыты исходя из своего понимания того, для чего существует театр.

Например, на сцене Омского и Калининградского театров драмы идет спектакль «Дачники» по пьесе Максима Горького, поставленный режиссером Евгением Марчелли. Спектакль получил широкую скандальную известность. Приведу отрывок из одного информационного материала: «Главного режиссера Калининградского театра драмы. Евгения Марчелли обвиняют в том, что он поставил порнографический спектакль по пьесе Горького «Дачники». Сопредседатель движения «Народный Собор» Олег Кассин направил заявление генпрокурору Юрию Чайке и прокурору Калининградской области Алексею Самсонову. Кассин требует, привлечь к уголовной ответственности организаторов и участников «порно-спектакля в Калининградском, областном. драматическом, театре» [11]. Сам режиссёр так комментирует свою постановку: «Дачники» в Омске и Калининграде — это практически один и тот. же спектакль, — говорит, в эфире Радио Свобода Евгений Марчелли. — Я понял, что для первой работы мне нужно что-то очень активное, очень энергичное и очень провокационное» [11].

Журнал об искусстве (как он себя позиционирует) «Патефон Сквер» так пишет о спектакле: «Один из самых эпатажных и громких спектаклей минувшего сезона — «Дачники» Омской Драмы, (режиссёр Евгений Марчелли). Некоторым может, показаться, что этот, спектакль — гимн свободной любви. Разнообразные и изощрённые сцены, секса не оставляют в этом, сомнений. Эдакий кич, который закрепляется выходом обнажённого мужчины.. Остальные герои не менее экстремальны.» [12].

«Задача театра — формировать идеалы, возрождая вечные истины...» — писал Станиславский. Какие идеалы сформируются у зрителя, который посмотрит спектакль подобного содержания, а потом прочитает рецензию, в которой критик останавливается подробно на сомнительных сценах? Поэтому необходимо понимание того, что есть театр, что есть искусство вообще — площадка для сомнительных экспериментов или для воспитания чувств?

Таким образом, и театр, и зритель попадают в следующую ситуацию. С одной стороны, театр, вы-

нужденный существовать в современной экономической реальности, зарабатывая деньги на низкокачественном материале, подстраиваясь под интересы публики. С другой стороны, режиссёры и представители средств массовой информации, деформирующие понятие театра и искусства как такового. С третьей стороны, зритель, у которого формируется соответствующий театральный вкус и который готов платить деньги за низкопробное удовольствие. И нет понимания того, что в сегодняшней реальности просто необходимо выстраивать качественное коммуникативное взаимодействие между театром и зрителем, иначе русская нация продолжит деградировать.

Библиографический список

1. Толстой, А. Н. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 10 / А. Н. Толстой ; ГИХЛ. - М., 1961. - С. 63.

2. Коган, Л. Н. Искусство и зритель. Некоторые исходные принципы социологического исследования зрительской аудитории / Л. Н. Коган // Художественноевосприятие. — Л., 1971. — С. 79 — 93.

3. Дмитриевский, В. Н. Некоторые вопросы методики изучения интересов и реакций театрального зрителя / В. Н. Дмитриевский // Художественное восприятие. — Л., 1971. — С. 366 — 385.

4. Соловьёв, В. С. Философия искусства и литературная критика / В. С. Соловьёв. — М. : Искусство. — 700 с.

5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М. : РУССКИЙ ЯЗЫК, 1984. — 816 с.

6. Театральная критика // Театральная энциклопедия. В 5 т. Т. 5 / под ред. П. А. Маркова. — М., 1967. — С. 135—147.

7. Мудрик, М. Театральные повести / М. Мудрик. — Омск : ЛЕО, 2000. — 190 с.

8. Театр 111 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.theater111.ru/ (дата обращения: 12.01.2012).

9. Смелянский, А. М. О себе, театре, критике / А. М. Сме-лянский // Письма из театра. — 2000. — № 18. — С. 64.

10. Философский словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.philosophydic.ru/germenevtika (дата обращения: 13.01.2012).

11. Радио Свобода [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.svobodanews.ru/content/article/1609098.html

(дата обращения: 15.01.2012).

12. «Патефон Сквер» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.patefonskver.ru/partyphone5/dachniki.htm

(дата обращения: 15.01.2012).

ЛИТВИНА Дина Владимировна, аспирантка кафедры философии и социальных коммуникаций. Адрес для переписки: e-mail: theatre644@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 31.01.2012 г.

© Д. В. Литвина

Книжная полка

Хрусталев, Ю. М. Философия : учеб. для вузов / Ю. М. Хрусталев. - М. : Academia, 2011. - 320 с. - ISBN 978-5-7695-7986-8.

Учебник создан в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами для всех направлений подготовки (квалификация «бакалавр»). В нем изложен новый курс философии. Материал способствует осмыслению явлений, происходящих в современном обществе, и интеллектуально-нравственному развитию современного человека. Для студентов учреждений высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.