Научная статья на тему 'Театрализованные представления и театральные постановки: границы размежевания'

Театрализованные представления и театральные постановки: границы размежевания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8140
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ / ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА К.С. СТАНИСЛАВСКОГО / ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Марков Олег Иванович

В статье рассматривается современный педагогический и научный подход к основным положениям театральной культуры. Автор концептуально обосновывает принципиальные отличия театрализации в сфере представлений от системы К. С. Станиславского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Театрализованные представления и театральные постановки: границы размежевания»

№ 1 (64), 2017

"Теория и история искусства"

УДК 792.09 О.И. МАРКОВ

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ: ГРАНИЦЫ РАЗМЕЖЕВАНИЯ

Марков Олег Иванович, доктор педагогических наук, профессор кафедры театрального искусства Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), s.markova. s@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается современный педагогический и научный подход к основным положениям театральной культуры. Автор концептуально обосновывает принципиальные отличия театрализации в сфере представлений от системы К.С. Станиславского.

Ключевые слова: театрализация, театрализованные представления, система К.С. Станиславского, театральные постановки.

UDC 792.09

THEATRICAL PERFORMANCES AND THEATRICAL PRODUCTIONS:

BORDER DEMARCATION

Markov Oleg Ivanovich, PhD (pedagogical sciences), Full professor of the department of theatrical art at the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), s.markova.s@mail.ru

Abstract. The article discusses contemporary pedagogical and scientific approaches to the fundamentals of theatrical culture. The author substantiates the conceptual fundamental differences of theatricality in the sphere of ideas from the system of K.S. Stanislavsky.

Keywords, theatricality, theatrical performances, the system of K.S. Stanislavsky, theatre performances.

Появившийся в последнее время ряд монографий, учебных пособий, иной литературы методического характера, посвященных культурологическому и педагогически-творческому аспектам театрализации, явились проблемной мотивацией для написания настоящей статьи [1].

Востребованность данной литературы огромна, поскольку театрализация активно используется в режиссерском искусстве и театральной культуре в целом. Но качество подавляющего большинства данных изданий вызывает серьезные научные и педагогические нарекания.

Ознакомившись с большинством источников даже на уровне аннотаций, можно заметить, что авторы пытаются дать «научное обоснование» либо сценарной технологии, либо уже описанным принципам и приемам режиссуры театрализованных представлений, где от последних осталось одно название, а все содержание напоминает пересказ хрестоматийных примеров из истории режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Создается впечатление, что некоторые авторы, не имея собственного взгляда, позиции, собственного научного замысла, опираются лишь на аргументы серьезных исследователей искусства, особенно в области театра. Вследствие этого все вышедшие в последнее время работы по театрализованным представлениям и праздникам изобилуют цитатами и ссылками на такие понятия, как «театр», «образ» и многие положения К.С. Станиславского, совершенно без учета того, что система К. С. Станиславского лежит в совершенно иной социокультурной сфере, не имеющей отношения к театрализованным представлениям [2].

Справедливое желание авторов говорить о собственном научном аппарате, как и собственной теории драматургии, к сожалению, остается лишь желанием. Тем не менее большинство из них часто ссылаются на наши работы, опубликованные ранее.

Но если автором данной статьи давно предложен тезаурус сценарных понятий, то почему бы оппонентам хотя бы не попытаться вступить в аргументированную научную

^ "Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (64), 2017

дискуссию? Большинство теоретиков и практиков, к сожалению, не могут осознать принципиальных различий между театральными постановками и театрализованными представлениями, в силу того, что они нарушают научный метод историзма.

«Историчность» как метод анализа является важным методологическим принципом познания и практики сценарного творчества. Неслучайно Н.Г. Чернышевский отмечал: «...без истории предмета нет теории предмета; но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, его значении и границах» [3, с. 265-266].

Справедливо писал и М. Бахтин: «Всякое творчество определяется своим предметом и его структурой и поэтому не допускает произвола и, в сущности, ничего не выдумывает, а лишь раскрывает то, что дано в самом предмете» [4, с. 110]. Таким образом, становление драматургии театрализованных представлений связано с рассмотрением целей и задач через призму предмета. Позволим себе задать вопрос читателю. Что же является предметом в театре и что является предметом в театрализованных представлениях? С ответов на этот вопрос и попробуем хотя бы пунктирно провести границу между таким видом искусства, как театр, и межвидовой формой искусства - театрализованным представлением.

Исторический анализ сценарного творчества и элементов сценарной культуры позволяет сделать вывод, что именно 20-е годы стали первой и исходной попыткой теоретического обоснования драматургии театрализованных представлений, попытками нахождения первых понятий и терминов.

Отсутствие понимания закономерностей при анализе исторического опыта не позволяет увидеть, за примитивной порой методикой, на тех или иных этапах становления сценарного творчества подлинной социальной глубины ее становления. Сложность, неразработанность и многоаспектность обсуждаемой проблематики оказались причиной терминологической несогласованности, употребляемой педагогами, а вслед за ними и студентами - выпускниками разных вузов страны.

Можно ли сегодня говорить о сценарной культуре режиссеров театрализованных представлений и праздников, если в специальной литературе за отправную точку анализа берется традиционный театр, спектакль, пьеса и вся соответствующая терминология?

В 20-30-е годы театрализация осуществлялась в виде «живых» картин по поводу комментария или события, происходящего в стране. Задачей такого искусства, когда население было малограмотно, было показать, вернее дать наглядный пример тому или иному событию в яркой плакатной форме.

В современной теории театрализация должна рассматриваться как «.творческий, социально-педагогический метод. особенность которого состоит в художественном осмыслении того или иного события в жизни государства, трудового коллектива, личности» [5, с. 74].

«Художественное осмысление события» является ключевой мыслью. Да, в 20-е годы не могло быть художественного осмысления в силу отсутствия у постановщиков художественного образования. Но попытки и поиски были, иногда даже доходящие до символических аллегорий и метафор. Народ посредством ярких плакатных и агитационных форм быстро ориентировался в политической ситуации в стране и событиях, происходящих на фронтах. Поскольку события в стране происходили стремительно, то оперативность в подготовке агитационно-художественных акций, «живых театрализованных картинок», была одним из принципов режиссуры. Неслучайно в те времена был лозунг: «Утром в газете -вечером в куплете». В связи с этим с появлением первых опытов театрализации драматургия и режиссура не ставили своей задачей заниматься разработкой характеров тех или иных персонажей, созданием образов роли, - тем, что сегодня берут у К.С. Станиславского. Рассмотрим принципиальные отличия концептов этих двух видов искусства.

№ 1 (64), 2017 "Теория и история искусства" ^^

Театральные постановки Театрализованные представления

1 Меры членения пьесы: акты, явления, картины и т.д. Меры членения сценария: блоки - эпизоды -единицы сценической информации

2 Театральным постановкам свойственна множественность режиссерских решений В театрализованном представлении единственный алгоритм решения

3 Театральная постановка - продукт многоразовый Театрализованное представление - продукт одноразовый

4 Объектом изображения в театре является человек (судьба характера) В театрализованном представлении - событие (судьба события)

5 Сюжет в театре - история роста и организации характера В театрализованном представлении история роста и организации события

6 Форма существования театра - сценическое общение актеров друг с другом (и с залом) В театрализованном представлении -общение с залом (активизация)

7 Цель режиссера в театре - создать спектакль, имеющий художественную ценность Цель режиссера театрализованного представления - осуществить постановку на площадке и организовать действия с аудиторией

8 В театре зритель воспринимает чужую человеческую судьбу В театрализованном представлении - близкое ему событие

9 Театр без актера невозможен Театрализованное представление обходится без актера

10 Подготовка актеров для театров осуществляется Подготовки актеров для театрализованных представлений не существует

Думается, что такое сопоставление концептов театра и театрализованных представлений не только наглядно демонстрирует принципиальное отличие, но и дает весомый аргумент для научных исследований как в педагогике творчества, так и в практической творческой деятельности.

Литература

1. Мордасов А.А. Изучаем режиссуру праздников. Челябинск, 2014.

2. Найденко М.К. Система К.С. Станиславского: социокультурные основы и культурологические основания: дис. ... д-ра культурологии. Краснодар, 2005.

3. Чернышевский Н.Г. О поэзии. Сочинения Аристотеля. Полн. собр. соч. Т. 2. М.,

1949.

4. Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского. М., 1972.

5. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М., 1990. Referenses

1. MordasovA.A. Izuchaem rezhissuru prazdnikov [Studied directing holidays]. Chelyabinsk,

2014.

2. Naidenko M.K. Stanislavsky system: a socio-cultural framework and cultural grounds. Dissertation for the degree of doctor of Culturology. Krasnodar, 2005.

3. Chernyshevsky N.G. About poetry. The works of Aristotle. Vol. 2. Moscow, 1949.

4. Bakhtin M.M. Problema poetiki Dostoevskogo [The problem of Dostoevsky's poetics]. Moskow, 1972.

5. Conovich A.A. Teatralizovannye prazdniki i obriady v SSSR [Theatrical festivals and rituals in the Soviet Union]. Moskow, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.