Научная статья на тему 'Театрализованное представление в контексте культуры'

Театрализованное представление в контексте культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7598
672
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аниконова Т.Г.

В статье рассматривается становление и специфика театрализованного представления как особой культурной формы, активно используемой властью как наглядно-демонстративный способ пропаганды и агитации. Автор прослеживает исторические этапы развития театрализованного представления в России, выделяет его визуальные элементы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DRAMATIZED REPRESENTATION IN THE CONTEXT OF CULTURE

In article formation and specifics of the dramatized representation as a special cultural form, actively exercised power as an evident and demonstrative way of promotion and propaganda is considered. The author traces historical stages of development of the dramatized representation in Russia, allocates its visual elements.

Текст научной работы на тему «Театрализованное представление в контексте культуры»

УДК 791.6

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

Т.Г. Аниконова

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: tatjana.anikonova@yandex.ru

В статье рассматривается становление и специфика театрализованного представления как особой культурной формы, активно используемой властью как наглядно-демонстративный способ пропаганды и агитации. Автор прослеживает исторические этапы развития театрализованного представления в России, выделяет его визуальные элементы.

Ключевые слова: театрализованное представление, театрализация, художественные образы, визуальные элементы, виртуальная коммуникация.

Театрализованное представление - уникальное, широко распространенное явление, близкое театральной форме культуры. Однако на сегодняшний день ни в театроведческих, ни в культурологических исследованиях театрализованное представление не имеет глубокого научного осмысления. То есть налицо отсутствие интереса к театрализованному представлению как культурной форме, которая есть конкретно-историческая форма городской праздничной культуры: это и составная часть церемониальной программы в праздничном городе, и самостоятельное социально-художественное явление, имеющее свои законы и правила, свои приемы и средства воздействия. Явление, которое в настоящее время приобретает все большее распространение и интенсивно развивается, как и театр в целом.

Пытаясь осмыслить сущность театрализованного представления, прежде всего нужно понять, что, собственно говоря, мы имеем в виду, говоря об этом культурном феномене. При том, что само понятие используется достаточно часто, ни один театральный словарь не раскрывает термин «театрализованное представление». В некоторых трудах используется термин «массовое театрализованное действо». Так, в словаре «Режиссура массового театрализованного действа» оно трактуется как «зрелище, в котором участвуют большие массы людей. Оно проводится под открытым небом на площадях, стадионах, парках и обычно приурочено к знаменательным датам»1.

В современной научной литературе понятие «театрализация» употребляется применительно практически ко всем сферам как жизни, так и искусства. Существуют исследования «хоровой театрализации», «театрализации музейного пространства», «театрализации политики», «театрализации фольклора» и пр. Театрализация во всех этих случаях понимается как превращение нетеатральной реальности в театральную за счет использования собственно театральных средств выразительности. Применительно к театрализованному представлению правомерно обращение к «Словарю театра» Патриса Пави, в котором определение театрализации дается

1 Режиссура массового театрализованного действа: Словарь / Перм. гос. ин-т искусств и культуры. Пермь: УПЦ «ДИККС», 1999. С. 113.

следующим образом: театрализовать - «значит интерпретировать событие или текст сценически»2.

В трудах режиссеров-практиков (Д. Генкин, А. Конович, О. Вершковский), которые пытались осмыслить теоретические вопросы организации театрализованных действ, «театрализация» рассматривается как организация праздничного действа по законам театра. Все авторы отмечают, что для театрализации характерен «синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документально-художественное действие»3. Они единодушны в том, что театрализация - это «творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств»4. Также практически всеми авторами подчеркивается, что театрализация подразумевает построение действия «по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации»5. «Театрализация», насыщенная символами, знаками и архетипами, легко воспринимается теми, на кого рассчитано театрализованное представление. Ибо представление создается в рамках бытующей в обществе культуры. Поэтому его восприятие не затруднено для носителей этой культуры.

Таким образом, как оригинальная культурная форма, театрализованное представление обладает несомненным отличительным признаком: оно строится на событийной основе. Театрализованное представление всегда посвящено реальному событию, некоему факту, который необходимо отразить в образной театральной форме. Это ответ искусством на произошедшее знаменательное событие в жизни государства, города, корпорации и проч. Поэтому в основе театрализованного представления всегда лежит история, как правило, героическая. Вот эта героическая история и излагается в представлении действенным языком театра.

Его истоки - в площадном театре, но, в отличие от него, театрализованное представление не народно по своей сути и содержанию, оно абсолютно ангажировано властью: театрализованное представление, в отличие от театра как такового, помимо того, что отражает действительность в художественных образах, еще и активно, напрямую, пропагандирует политические, общественно-значимые идеи. То есть театрализованное представление представляет собой специфическую форму культуры, объединяющую в себе искусство и идеологию. Именно поэтому театрализованное представление всегда активно используется властью как наглядно-демонстративный способ пропаганды и агитации своих идей, так как оно обладает способностью, как замечает Н. Хренов, «зримо демонстрировать преобладающие в

общественной психологии... коллективные ценности, классовую солидарность и

6

политическое единство» .

Эту мысль подтверждает тот факт, что театрализованное представление в том виде, в каком оно в большинстве своем существует сегодня в России, вызвано к жизни революционными событиями 1917 года. Именно тогда появилась насущная необходимость в некоей зрелищной форме, которая могла бы выполнять функции художественного рупора власти. Взоры политических деятелей обратились на театр, но театр не классический, а массовый, вышедший на улицы и площади. Многие режиссеры выдвигали идеи о «театре для всех» или «театре-истории» (Ю. Анненков),

2 Патрис Пави. Словарь театра / Пер. с фр. М., 2003. С. 406.

3 Генкин Д.И. Массовые праздники. М., 1975. С. 91.

4 Вершковский О.И. Режиссура клубных массовых представлений, учебное пособие. Л., 1981. С. 6.

5 Конович А.А. Театрализация в празднично-обрядовой культуре. Л., 1991. С. 23.

6 Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс. М., 2006. С. 10.

«народно-героическом театре» (С. Эйзенштейн), «агитационном театре» (П. Керженцев). Такой театр, по замыслу авторов, должен был возбуждать и консолидировать массы вокруг некоей идеи, требовавшей немедленного воплощения в жизнь. Организаторы массовых театрализованных действ первых лет советской власти опирались на опыт предшественников, в первую очередь организаторов праздников Великой французской революции, но и российский опыт театрализации событий не прошел для них бесследно.

История театрализованного представления в России напрямую связана с именем Петра I. Именно его реформы, изменившие облик страны, изменили и традиционную праздничную культуру. Бытовавшие до этого традиционные обрядово-зрелищные формы игрового фольклора, хотя и претерпевшие значительные изменения благодаря усилиям православной церкви и указам царя Алексея Михайловича, при Петре I практически прекращают свое существование. Возникли интенсивные контакты с западными странами и их культом искусства. В русскую городскую культуру входят публичные, площадные театрализованные формы, в которых главную роль играет пропаганда деяний императора. Внедряя новые культурные ценности, площадной театр петровской эпохи стремился к максимальному культурному заимствованию, используя при этом, однако, приемы игровых и ритуально-обрядовых национальных игрищ . Возникла форма театральности, отражающая социально-культурные процессы, происходящие в это время. Следует заметить, что имперский площадной театр в России возникает раньше театра как такового8, что говорит о том, что возникла потребность в формировании массовой формы коммуникации, каковой и является театрализованное представление. Эти пышные, подчиненные ритуалу представления требовали огромных затрат, но они были оправданы тем, что их символика и образность становились «насущно необходимыми для осуществления власти»9.

Потребность в театрализованных представлениях возникла уже в начале XVII века, когда на Руси началась «европеизация», переход на европейский сценарий. При Петре I эта тенденция получила свое логическое завершение. Именно он вводил многие формы культуры своей «железной волею», расширял, в том числе, и культурное пространство праздника, повергая империю в культурный шок, ибо до него вся праздничная жизнь строилась либо на традициях русской православной церкви, либо на народных традициях. Петр вводил новый порядок, основанный на разуме. Именно этим объясняется стремление венценосного реформатора к внедрению в российскую праздничную культуру эмблематики барокко. Это было обусловлено тем, что барокко не только отвергало традиции и авторитеты, но и было основано на мысли о способности человека, говоря словами Симеона Полоцкого, русского просветителя XVII века, «летати разумом». Таким образом, с помощью театрализации россияне овладевали ренессансным мироощущением, созвучным петровским реформам.

В отличие от традиционного праздника, православного или народного, петровские нововведения были рассчитаны на просвещенного человека, знающего грамоту, умеющего «считывать» смысл, заложенный в аллегориях и символах

7 Особенно ярко это проявилось во «всешутейшем и всепьянейшем соборе», который стал пародией на церковно-гражданские церемонии и был призван разрушить сценарий традиционных праздничных торжеств. Именно поэтому в нем самым распространенным приемом стало ряженье, скоморошество, активно уничтожаемое при предшественнике Петра, царе Алексее.

8 Если основные направления площадного театра Петра I были заложены в торжествах 1696 года, устроенных по случаю взятия Азова, то «комедийная хоромина», в которой играла немецкая странствующая театральная труппа, была построена в Москве только в 1702 году.

9 Уортман Р. С. Сценарии власти. М., 2002. С. 18.

театрализованного представления. То есть по сути своей театрализация была принадлежностью элитарной, аристократической культуры. Постановщиками представлений всегда были люди неординарные, образованные. Известно, что сам Петр I осуществлял постановки праздничных действ: писал сценарии, руководил всей организацией и выступал в роли актера.

Все представления петровской эпохи, от триумфальных шествий до фейерверочных представлений, развивались как специфическая идейно-пропагандистская театральная форма, которую мы сейчас называем театрализованным представлением, эффективно использующая все средства выразительности. Обращаясь к архетипическим символам, образам, сюжетам, такое представление актуализировало сопричастность индивида коллективному состоянию сознания, духу общества. Возникал дух соборности, некое надындивидуальное начало, исключительное состояние мира, позволяющее преодолеть неполноту индивидуального бытия, внутригрупповые и межгрупповые трения, социальные противоречия. В то же время оно смыкалось с политическим и идеологическим мышлением, способствовало укреплению социального целого. Как пишет исследователь символики придворных церемониалов при дворе русских государей Ричард Уортман, «первые церемониальные зрелища петровского времени окружили власть царя сценическими эффектами ратного поля. Для Петра. празднества были символическим эквивалентом государственного переворота, они сопровождались

Т-. 10

чудесами, прежде дозволенными только Богу» .

Таким образом, театрализованное представление в России формировалось под знаком укрепления авторитарной власти, использующей весь возможный арсенал средств пропаганды и агитации, культивирующей политическую риторику, мифы и легенды о грозной к врагам и доброй к единомышленникам власти.

Организаторы театрализованных представлений в Советской России использовали при постановках синтез всех искусств и возможности техники для того, чтобы добиться максимального воздействия на эмоциональную сферу зрителей. Действие масс, сложные построения мизансцен, выразительность номеров, лаконичное символическое оформление, использование машин, электрических приборов, кинопроекции, артиллерийских орудий, монтажное построение сцен и эпизодов, - все работало не только на решение темы и идеи, но и на создание убедительно-выразительного зрелища, выражающего волю революционного народа и его отношение к прошлому и настоящему.

В Советском Союзе театрализованное представление стало частью коммуникативной системы, своего рода символическим ритуалом, передающим от поколения поколению нравственные и художественные ценности, опыт и навыки художественного восприятия, понимание психологических механизмов, необходимых человеку в процессе социализации. Государство стало выступать активным заказчиком культуры, который вмешивался во все сферы искусства, от балета до площадного действа. И театрализованное представление стало рупором власти, социальным регулятором в форме театрального действа.

Эстетическое воздействие театрализованного представления всегда определяется визуальным элементом, который господствует в культуре на данный момент. И если в советском театрализованном представлении таким элементом было действие масс, символизирующее народность, единство, устремленность на решение монументальных задач, то в современном театрализованном представлении постановщики максимально используют возможности суперсовременных технологий,

10 Уортман Р.С. Сценарии власти. М., 2002. С. 73.

в первую очередь видеопроекции. Это обусловлено тем, что в современном обществе явно прослеживается противоречие между культурой и цивилизацией, что в свою очередь влияет на характер коммуникации людей. Если раньше нормой было общение индивидуальностей, то сейчас в культуре присутствуют совершенно иные формы общения: глобальная сеть Интернет, телефония, телевидение, радио и т.д. Так называемая виртуальная коммуникация приобретает большое значение и влияние на взаимоотношения людей, в том числе и в формах зрелищной культуры, в частности, театрализованных представлениях.

Это, в большинстве случаев, приводит к снижению ритуально-символического компонента театрализованного представления. Современное театрализованное представление все более приобретает черты шоу-программы, в которой основной смысловой единицей становится знакомый и узнаваемый зрителями номер, обладающий собственной внутренней структурой. Задача постановщика при этом сводится к тому, чтобы придать этому номеру как можно большую зрелищность, поэтому максимально используются средства выразительности массового театра. Однако при этом выхолащивается идейно-смысловое содержание представления, его «событийность» размывается в угоду зрительскому восприятию, требующему в первую очередь легкости, развлекательности.

Конечно, в первую очередь это обусловлено глобализационными процессами, происходящими и в культуре. И театрализованное представление, которое, как правило, обязательно транслируется в прямом эфире по телевидению (как, например, церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр, церемонии открытия Дня города Москвы, театрализованные концерты на Красной площади), приобретает общекультурный контекст, соединяя различные культурные стили. За счет чего создается адекватное для современного человека поле виртуальной коммуникации и восприятия эстетической информации, заложенной в представлении.

Список литературы

1. Анненков Ю.П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий / Под общей ред. проф. Р. Герра. - М.: Вагриус, 2005.

2. Вершковский О.И. Режиссура клубных массовых представлений, учебное пособие. - Л., ЛГИИК, 1981.

3. Генкин Д.И. Массовые праздники. - М., Просвещение, 1975.

4. Керженцев П. [Лебедев П.М] Творческий театр. 5-е изд., пересм. и доп. - М.; Пг.: Государственное издательство, 1923. Интернет-ресурс. URL: http://teatr lib.ru/Library/Kerzhentsev/Tvorcheskij_teatr/

5. Конович А. А. Театрализация в празднично-обрядовой культуре. - Л., 1991.

6. Патрис Пави. Словарь театра / Пер. с фр.; - М.: ГИТИС,2003.

7. Режиссура массового театрализованного действа: Словарь / Перм. гос. ин-т искусств и культуры. -Пермь: УПЦ «ДИККС»,1999.

8. Уортман Р.С. Сценарии власти. - М.: ОГИ, 2002.

9. Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс / Гос. Ин-т искусствознания М-ва культуры и массовых коммуникаций РФ. - М.: Наука, 2006.

10. Эйзенштейн С. О народно-героическом театре. Избранные произведения: В 6 т. - М.: Искусство, 1969. - Т. 5. - С. 325-329.

11. Холопов Ю. Гармонический анализ: В 3 ч. - М.: Музыка, 1996. - С. 25-29.

12. Холопова В. О прототипах функций музыкальной формы: Сб. тр. - М., 1979. - Вып. 4. - С. 4-23.

13. Эскина Н.Г. Слово стало плотию // Муз. жизнь. - 1993. - № 13. - С. 19-21.

THE DRAMATIZED REPRESENTATION IN THE CONTEXT OF CULTURE

T.G. Anikonova

Belgorod state Institute of arts and culture e-mail: tatjana.anikonova@yandex.ru

In article formation and specifics of the dramatized representation as a special cultural form, actively exercised power as an evident and demonstrative way of promotion and propaganda is considered. The author traces historical stages of development of the dramatized representation in Russia, allocates its visual elements.

Keywords: the dramatized representation, staging, artistic images, visual elements, virtual communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.