Научная статья на тему 'Театрализованная игра, как средство социализации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи'

Театрализованная игра, как средство социализации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЧЕВЫЕ ДИСФУНКЦИИ / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / ПРИЧИНЫ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ / УРОВНИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ / НАВЫКИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / ВИДЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ / SPEECH DYSFUNCTIONS / THEATRICAL PLAY / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / SOCIALIZATION OF CHILDREN / CAUSES OF GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / LEVELS OF GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / SKILLS OF CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / TYPES OF THEATRICAL PLAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна, Иоаниди Анна Филипповна

Семья совместно с дошкольным учреждением, обеспечивающим социально-педагогическое сопровождение процессов воспитания и обучения детей, является первостепенным институтом социализации ребенка, способствующим его общественному развитию, приобретению навыков и компетенций успешной коммуникации, достижению необходимой формы социальной активности, позволяющей эффективно взаимодействовать и функционировать в окружающей среде. В данной статье описан один из методов социализации детей с общим недоразвитием речи - театрализованная игра, указаны виды театрализованных игр, навыки и умения, которые приобретаются/улучшаются у детей с общим недоразвитием речи в процессе использования данного инструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна, Иоаниди Анна Филипповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATERED GAME, AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDER DEVELOPMENT

The family, together with a preschool institution that provides social and pedagogical support for the processes of raising and educating children, is the primary institution of socialization of the child, contributing to its social development, acquiring skills and competencies in successful communication, achieving the necessary form of social activity that allows it to interact and function effectively in the environment. This article describes one of the methods of socializing children with general speech underdevelopment - a theatrical play, types of theatrical plays, skills and abilities that are acquired / improved by children with general speech underdevelopment in the process of using this tool.

Текст научной работы на тему «Театрализованная игра, как средство социализации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Театрализованная игра, как средство социализации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Мамедова Лариса Викторовна,

канд. педагогических наук, зав. кафедры ПиМНО ТИ (ф) СВФУ, larisamamedova@yan-dex.ru

Иоаниди Анна Филипповна,

студент кафедры ПиМНО ТИ (Ф) СВФУ

Семья совместно с дошкольным учреждением, обеспечивающим социально-педагогическое сопровождение процессов воспитания и обучения детей, является первостепенным институтом социализации ребенка, способствующим его общественному развитию, приобретению навыков и компетенций успешной коммуникации, достижению необходимой формы социальной активности, позволяющей эффективно взаимодействовать и функционировать в окружающей среде. В данной статье описан один из методов социализации детей с общим недоразвитием речи - театрализованная игра, указаны виды театрализованных игр, навыки и умения, которые приобретаются/улучшаются у детей с общим недоразвитием речи в процессе использования данного инструмента. Ключевые слова: речевые дисфункции, театрализованная игра, общее недоразвитие речи, социализация детей, причины общего недоразвития речи, уровни общего недоразвития речи, навыки детей с общим недоразвитием речи, виды театрализованной игры.

В процессе социализации у ребенка должны быть реализованы следующие умения: способность нарабатывать опыт нахождения оптимальных решений различных жизненных ситуаций с достаточным количеством альтернатив; осознание собственного состояния и состояния окружающей среды, применение данных знаний при взаимодействии; возможность адекватной этической оценки происходящих событий, собственного поведения и поведения других людей; постановка конфликтных и бесконфликтных ситуаций с последующим их анализом; вырабатывание положительного эмоционального фона [1].

Социально-педагогическое сопровождение процесса социализации ребенка в дошкольном учреждении должно следовать следующим принципам:

- главенству интересов ребенка;

- оптимальному соотношение процессов развития индивидуальности и социализации;

- прививание положительных характеристик социального соответствия;

- комплексного подхода;

- динамичного взаимодействия;

- открытого и честного сопровождения.

Однако наличие речевых дисфункций у ребенка, как нарушения основного инструмента коммуникационной деятельности, в разной степени затрудняет общение, что делает процесс социализации, начинающийся в дошкольном учреждении и продолжающийся в течение всей жизни, крайне сложным, что также способно изменять психику человека.

Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой различные речевые дисфункции, при которых нарушены компоненты речевой системы, относящиеся к ее звуковой или смысловой стороне, при отсутствии снижения слуха или интеллекта.

Причины ОНР могут быть биологическими (натальные травмы и нарушения, инфекции у новорожденных), органические (проблемы с центральной нервной системой), социальные (недостаточное внимание, проявляемое к воспитанию и развитию ребенка, либо иные обстоятельства, препятствующие нормальному формированию речи) [2].

В зависимости от степени нарушений выделяют четыре уровня общего недоразвития речи [3]:

• ОНР первого уровня - речь ребенка, состоящая только из звуков, сопровождаемых жестами и мимикой, абсолютно непонятна;

• ОНР второго уровня - речь ребенка включает измененные слова, смысл которых возможно понять, при этом присутствует отставание речевого развития от возрастной нормы; составление рассказов является затруднительным, даже при наличии наводящих вопросов ребенок не может пересказать тест или передать сюжет;

• ОНР третьего уровня - речь ребенка состоит из фраз, присутствуют неразборчивые элементы, для распознавания которых посторонним необходимо привыкнуть; характеризуется нечетким, недифференцированным произношением / замещением звуков;

• ОНР четвертого уровня - речь ребенка правильна и понятна с включением лексических ошибок (замена слов, перестановка слогов, несогласованность предложений); степень усвоения материала и грамматических правил слабая.

Отличительным признаком наличия ОНР является не только более позднее начало речи, но также и отставание экспрессивной речи, высокая критичность к дефекту коммуникации, снижающаяся с

течением времени без должной коррекции речевая активность [8].

Наличие ОНР влияет на формирование у ребенка сенсорной, интеллектуальной, волевой сферы жизнедеятельности. Отмечается недостаточная устойчивость фиксации внимания, ограничение его распределения. У ребенка с ОНР логическая и смысловая память сохранены, в то время, как вербальная память и эффективность запоминания снижены, что может влиять на качество и активность познавательной деятельности.

Необходимо отметить, что дети с ОНР также отстают в двигательном развитии, у них наблюдается плохая координация, снижение скорости и ловкости выполнения упражнений, они испытывают сложности в воспроизведении цепочки танцевальных движений. В то же время психологическое развитие у детей с ОНР абсолютно нормально, они имеют адекватный интерес к игровой и предметной активности, эмоциональное дифференцированное отношение к окружающим событиям [6].

Дети дошкольного возраста с ОНР с удовольствием воспринимают и принимают участие в театрализованной деятельности, особенно в ее ведущем виде - игре. Эмоциональность и впечатлительность детей позволяет им воспринимать игру, как реальность, путем проигрывания ролей любимых сказок, историй, мультфильмов, сценок из жизни, положительно сказывается на их психоэмоциональном состоянии [9].

Возможности театрализованной игры, как доступного педагогического, коррекционного инструмента для детей с ОНР чрезвычайно широки:

- нравственное и художественное воспитание;

- развитие коммуникативных навыков;

мышления,

- улучшение памяти, фантазии, воображения;

- развитие волевой сферы;

- активизация словарного запаса;

- развитие творческих способностей;

- расширение активного и пассивного словаря;

- совершенствование звуковой, лек-сико-грамматической, интонационной культуры речи, ее связности;

- улучшение физической памяти воспроизводимых движений, мелкой моторики;

- развитие эмоционально-чувственной сферы;

- овладение литературным языком;

- развитие инициативности и самостоятельности;

- формирование внутренней мотивации развития речи.

Театрализованные игры позволяют обеспечить следующие требования к наличию навыков и умений у детей с ОНР дошкольного возраста [4]:

- уметь выстроить небольшую речь, монолог, построить развернутый диалог, применяя при этом жесты и мимику подходящие к ситуации;

- уметь выстроить импровизированный диалог, не мешать друг другу, поддерживать своими действиями и чувствовать своего партнера по сцене;

- уметь анализировать свою роль, украсить ее выразительными средствами, придумать себе аксессуары для исполнения роли.

Для детей дошкольного возраста с ОНР данный вид жанра становится эффективным средством общения и инструментом налаживания социальных связей. Для детей с ОНР театрализованная игра является также успешным средством коррекции речевых дисфункций, преодоления трудностей, комплексов и излишней самокритики, препятствующими свободному общению со сверстниками. Проигрываемые сцены, заученные реплики, вырабатываемые эмоциональные окраски фраз дают возможность применять данные «шаблоны» в жизненных ситуациях.

Выделяют три вида театрализованных игр [10]:

1. Игры-драматизации, характеризующиеся тем, что ребенок самостоятельно создает образ с помощью средств выразительности, производя

придуманные самим собой движения, исполняет роль согласно заранее написанного сценария. Виды игр-драматиза-ций:

• имитации (образов людей, животных, персонажей);

• ролевые диалоги;

• инсценировки произведений;

• постановки спектаклей;

• импровизации.

2. Режиссерские игры, в которых актерами выступают игрушки, управляемые детьми. Режиссерские игры классифицируются в соответствии с видами театров:

• настольный,

• бибабо,

• теневой,

• кукольный,

• пальчиковый и т.п.

3. Специальные игры, развивающие мимику, дикцию, артикуляцию, пантомиму, воображение:

• упражнения,

• речевые игры,

• этюды.

Принимая участие в театрализованной игре, дети с ОНР взаимодействуют с окружающим миром через образы, эмоции, краски, движения, звуки. Разыгрываемые темы и ситуации подталкивают ребенка думать, анализировать происходящее, делать выводы. Многообразие речи детей незаметно для них самих расширяется, становится важным и привычным старание, чтобы окружающие их понимали. Речь детей обогащается интонациями, усиливается жестами и мимикой, улучшается звуко-произношение [4].

Очень полезно для детей с ОНР предусматривать в театрализованной игре танцы, они способствует развитию пластики, музыкальности, пониманию собственного тела и красоты движений.

Нравственная сторона произведений, сценок, рассказов, сказок, используемых в театрализованных играх, способствует формированию у детей с ОНР навыков корректного социального поведения. Дети стремятся подражать своим персонажам, отождествляют

себя с героями произведений. Такая идентификация позволяет развивать положительные черты личности. Ребенок может перевоплощаться в своего персонажа для возможности опосредованного преодоления некоторых жизненных ситуаций, вызывающих затруднения, сложностей общения, застенчивости, робости [5]. Дети стараются поделиться пережитым опытом, приобретенным в процессе театральной игры со своими сверстниками, родителями, что способствует расширению их круга общения, приобретению новых межличностных связей.

Коллективные театрализованные игры помогают развивать в детях с ОНР чувство ответственности друг за друга, понимание необходимости поддержки товарищей.

Необходимо включать в театрализованные игры процессы совместного с детьми подготовки спектакля - изготовление костюмов, декораций, аксессуаров. Данное позволяет привить принципы общности, причастности к общему делу.

В случае постановки театрализованных игр посредством театра теней, кукольного театра развивается и мелкая моторика детей с ОНР, ловкость, умение соблюдать синхронность, либо последовательность движений. Рекомендуется вводить речевые постановки после бессловесных театральных упражнений, этюдов, указанных видов режиссерских игр чтобы дети с ОНР могли привыкнуть к остальным в группе, не стесняясь имеющихся отличий речи. Далее необходимо постепенно расширять театральный опыт путем освоения других видов игр-драматизаций.

Полезны также дыхательные упражнения, выполняемые на постоянной основе, так как они помогают детям с ОНР сконцентрироваться, собраться перед выполнением сложного словесного упражнения, исполнения роли [7].

Важно создать специальные условия для детей с ОНР в процессе театрализованной деятельности, предусмотреть возможность оборудования уголка

уединения, где ребенок может провести немного времени, устав от общества других детей, либо будучи расстроенным чем-либо, позаниматься расслабляющими, успокаивающими упражнениями вместе с преподавателем, порепетировать роль в одиночестве. Педагогу крайне необходимо поддерживать доброжелательную атмосферу, комфортную психологическую обстановку внутри группы, не допуская конфликтов между детьми высмеивания, критики и порицания ими друг друга.

Театрализованная игра является не только приятным времяпрепровождением для детей, но и эффективным средством коррекции речи детей с ОНР, однако, что немаловажно, и действенным инструментом их социализации. Театральная деятельность расширяет круг общения детей с ОНР, придает уверенности, стойкости, прививает навыки постоянного самосовершенствования, способствует развитию монологической и диалогической речи, выработке различных способов общения с другими детьми, улучшению психофизических способностей, эмоционально-психического состояния, наработке навыков межличностного общения, повышению самооценки, стремлению к познанию.

Театрализованная игра учит детей с ОНР доброте, пониманию, что они не отличаются от других ребят, способны преодолеть трудности и стать сильнее.

Литература

1. Лемещук М.А. Проблема социализации у детей с общим недоразвитием речи в научных трудах исследователей // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. №4. С. 88-90.

2. Общее недоразвитие речи (ОНР). Режим доступа: https://illness.docdoc.ru/obshhee_nedoraz vitie_rechi_onr

3. Уровни ОНР. Режим доступа: http://onrinfo.narod.ru/urovni-onr.html

4. Театрализованная деятельность как средство социализации и коррекции общего недоразвития речи у старших

дошкольников. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2017/771196.htm

5. Театрализованная игра - один из методов социализации детей. Режим доступа:

https://infourok.ru/teatralizovannaya-igra-

odin-iz-metodov-socializacii-detey-

3635417.html

6. Баряева Л.Б., Вечканова И. Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе - М., 2007.

7. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста - М., 1999.

8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием - М., 2004.

9. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду - М., 2006.

10. Виды театрализованных игр и их место в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с ФГОС. Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog49272/vidy-teatralizovanyh-igr-i-ih-mesto-v-vospitatelno-obrazovatelnom-procese-v-sotvetstvi-s-fgos.html

Theatered game, as a means of socialization of preschool children with general speech under development Mamedova L.V., Ioanidi A.F.

North-Eastern Federal Institute of MK Ammo-sova

The family, together with a preschool institution that provides social and pedagogical support for the processes of raising and educating children, is the primary institution of socialization of the child, contributing to its social development, acquiring skills and competencies in successful communication, achieving the necessary form of social activity that allows it to interact and function effectively in the environment. This article describes one of the methods of socializing children with general speech underdevelopment - a theatrical play, types of theatrical plays, skills and abilities that are acquired / improved by children with general speech underdevelopment in the process of using this tool.

Keywords: speech dysfunctions, theatrical play, general speech underdevelopment, socialization of children, causes of general speech underdevelopment, levels of general speech underdevelopment, skills of children with general speech underdevelopment, types of theatrical play.

References

1. Lemeshchuk M.A. The problem of socialization in children with a general underdevelopment of speech in the scientific works of researchers // Baltic Humanitarian Journal. 2014. No4. S. 88-90.

2. General underdevelopment of speech (ONR).

Access Mode:

https://illness.docdoc.ru/obshhee_nedorazv itie_rechi_onr

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. The levels of OHP. Access Mode: http://onrinfo.narod.ru/urovni-onr.html

4. Theatrical activity as a means of socialization

and correction of general underdevelopment of speech in older preschoolers. Access Mode: https://e-koncept.ru/2017/771196.htm

5. Theatrical play is one of the methods of socializing children. Access Mode: https://infourok.ru/teatralizovannaya-igra-odin-iz-metodov-socializacii-detey-3635417.html

6. Baryaeva LB, Vechkanova I. G. Theatrical

games in correctional development work -M., 2007.

7. Filicheva T. B. The fourth level of speech

underdevelopment. Features of the formation of speech in preschool children -M., 1999.

8. Glukhov V.P. The formation of coherent speech of preschool children with general speech underdevelopment - M., 2004.

9. Antipina A.E. Theatrical activity in kindergarten - M., 2006.

10. Types of theatrical games and their place in the educational process in accordance with GEF. Access Mode: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog49272/vidy-teatralizovanyh-igr-i-ih-mesto-v-vospitatelno-obrazovatelnom-procese-v-sotvetstvi-s-fgos.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.