Научная статья на тему 'ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ РЕБЕНКА, ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ РЕБЕНКА, ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Театральная деятельность / выразительность речи / младшие школьники с ОВЗ.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.Л. Штемберг

Театрализованная деятельность является одним из эффективных средств социализации младших школьников с ОВЗ и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и способов позитивного взаимодействия. Благодаря театру у ребенка не только развивается речь и творческое мышление, он познает мир умом, сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Часть коррекционно-развивающей работы с такими детьми может осуществляться посредством театральной деятельности, которая позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную атмосферу и способствовать росту выразительности речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ РЕБЕНКА, ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

П

Е

Д

А Г О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

Ю.Л. Штемберг

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ РЕБЕНКА, ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

«Театра мир откроет нам свои кулисы, И мы увидим чудеса и сказки Легко меняются герои, маски Любой малыш здесь хочет побывать. Театр, словно чародей, волшебник, Своею палочкой свободно проведя, И вот ребенок скромный и застенчивый, Сегодня вдруг играет короля!»

Т.Ю. Григорьева

Театрализованная деятельность является одним из эффективных средств социализации младших школьников с ОВЗ и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и способов позитивного взаимодействия. Благодаря театру у ребенка не только развивается речь и творческое мышление, он познает мир умом, сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип

© Ю.Л. Штемберг, 2022.

Научный руководитель: Дорофеева Татьяна Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

обучения: учить играя. Часть коррекционно-развивающей работы с такими детьми может осуществляться посредством театральной деятельности, которая позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную атмосферу и способствовать росту выразительности речи.

Ключевые слова: Театральная деятельность, выразительность речи, младшие школьники с ОВЗ.

Педагог ежедневно устанавливает эмоциональную связь с ребенком, формирует атмосферу понимания, добра, сотрудничества. Если это достигнуто, то ребенку легко учится, легко общаться, жить в коллективе. Нам доверяют самое дорогое - воспитание детей. И даже имея опыт в работе, постоянно ищешь новые пути к душе ребенка.

В современном мире остро чувствуется дефицит доброты, внимания и живого человеческого общения, все чаще живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотек. Дети редко слушают рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные занятия по освоению речи - вообще редкость.

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в младшем школьном возрасте и рассматривается в современном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру у ребенка не только развивается речь и творческое мышление, он познает мир умом, сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Младший школьный возраст благоприятный период всестороннего развития ребенка. В это время у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, творческое мышление, воображение и речь.

Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше.

Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Средством, способным решать все эти задачи, является театральное искусство. Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми театр используется не только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие и является способом профилактики и коррекции.

Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но по нашему мнению, театральная деятельность стоит в этом ряду на первом месте. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театрализованная деятельность - это самая эффективная форма воздействия на сознание ребенка с ОВЗ, способствующая формированию творческой личности ребенка. Она понятна, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния.

Театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него.

Приобщаясь к великому чуду театра, ребенок начинает понимать, что он не одинок, он принят в дружескую компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, а чем-то более высоким, важным и удивительным. Театрализованная деятельность дает возможность формировать выразительность речи ребенка, его интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание. У детей млад-

шего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья имеются свои особенности: разговорная речь не многочисленна, ориентировка в пространстве затруднена. В процессе театральной деятельности у детей происходит раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.

Мы считаем, что организация такой деятельности решает не только проблему выразительности речи ребенка, но и, что особенно важно, повышает уровень познавательной активности, что помогает детям с ОВЗ достигнуть лучшей результативности в обучении в школе. В связи с этим, в нашей школе ведется кружковая работа по театрализованной деятельности. Количество детей, посещающих кружок, составляет 25 человек, из них 9 детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводится по одному занятию в неделю во вторую половину дня, а иногда в свободное время по желанию детей.

При организации театральной деятельности с детьми, мы используем различные атрибуты, которые находятся в студии: игрушки, костюмы, куклы. Главными героями театральных постановок, пьес и сказок являются не только дети, но и персонажи-куклы из разных материалов: тряпичные, деревянные, бумажные, резиновые.

Важную роль в жизни детей играют эмоции, которые помогают воспринимать действительность и реагировать на неё, развивают способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях. У многих детей с ОВЗ речь не связанна, не сформирована, словарный запас беден и однообразен и тогда проявление эмоций и жестов является основным показателем во время игры своей роли в спектакле.

В своей практике используем прослушивание аудио сказок, на фоне которых дети проигрывают весь сюжет на сцене, используя только жестикуляцию, эмоции и необходимые движения, таким образом, дублируя услышанное в записи. Такая работа «дублера» очень нравится детям. Она дает понять, что не только слова, речь является важной составляющей для проявления чувств и передачи информации, но и мимика, эмоции, жесты помогают выражать свои эмоциональные состояния: гнев, радость, удивление, огорчение, испуг и т.д.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; личностно-соци-альному развитию детей.

Регулярно на занятиях используем театрализованные игры для развития коммуникативных качеств и эмоционально-личностных отношений между детьми. Важным моментом является режиссерская работа, где, работая над ролью, ребенок неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровень.

Прежде чем учить ребенка драматизировать, знакомим с произведением, сюжетной линией, затем дети учатся рассказывать по ролям, вместе мы подбираем интонации и мимику. Для четкого произношения слов и звуков заучиваем скороговорки, поговорки, считалки. Сначала дети учатся произносить слова медленно и четко, затем четко и быстро. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая сторона речи. Такая систематическая работа с детьми с ОВЗ с использованием приемов театральной деятельности заметно улучшает их диалогическую речь, грамматический строй, обогащает их словарь.

Очень важно, на наш взгляд в работе по развитию творческих способностей - это сформировать у ребёнка представление о том, чтобы стать артистом, нужно много уметь, а именно чётко говорить, правильно дышать, красиво двигаться, уметь правильно подобрать костюм. Для формирования этих качеств существует много игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, чёткой дикции и разнообразной интонации, эмоции и двигательных способностей, которые мы и используем в своей работе. Например, для развития выразительности речи детей каждый день проводим артикуляционную гимнастику, упражнения для губ и языка, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на дальнейшую деятельность.

Часто используем фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом. Для развития памяти, воображения, фантазирования используем этюды, пальчиковые игры, пальчиковый театр, обыгрывание стихов, песенок. Каждодневные репетиции, индивидуальная работа с детьми над ролями, изготовление декораций, костюмов, подборка музыкального оформления и многое другое.

Тесная связь с родителями помогает нам в работе не только с детьми, но и в подготовке к различным театрализованным мероприятиям, встречам, конкурсам. Родители понимают важность театрализованной

деятельности в жизни их детей, которая дает возможность быть творческими личностями, коммуникативными, добрыми, веселыми, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, инициативными, непосредственными, наконец, здоровыми, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Задача нас - педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

Библиографический список:

1. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика[ Текст]/Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2009. - с.62.

2. Куприна, Н.Г., Медведева А.А. "Приобщение младших школьников к искусству Уральского региона во внеурочной деятельности" [Текст]/Н.Г. Куприна, А.А.Медведева

3. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей.[Текст]/- О.И. Мотков // [http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_vozrostpsih/razvitietvor.htm] / Режим доступа: www. ucheba.com(01.02.2021)

4. Проскурина С.И. Консультация для педагогов на тему: «Театральная деятельность детей с ОВЗ, как средство преодоления речевых нарушений» // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 14.10.2021).

5. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: 1994.

6. Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. /Начальная школа. 2004. №7.

ШТЕМБЕРГ ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА - магистрант, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.