время думать о том, что надо почистить зубы, вымыть ноги, извиниться, поблагодарить, ходить стройно ит. д. Чем больше у человека полезных навыков и привычек, тем содержательнее, плодотворнее и удобнее жизнь для него и окружающих.
«Добрая привычка, - писал К. Д. Ушинский, - есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему; капитал этот растет беспрестанно, и процентами с него человек пользуется всю свою жизнь».
Хорошей проверкой того, насколько прочно у человека выработались культурные навыки и привычки, является его поведение наедине с собой, когда его никто не видит. Если в любой обстановке и даже наедине с собой он ведет себя так же, как и на людях, значит культурная привычка уже прочно стала потребностью его поведения.
В обычной обстановке эти автоматизированные навыки и привычки культурного поведения оказывают человеку большую услугу - они помогают сделать жизнь спокойной и приятной. Чем сложнее и непривычнее обстановка, тем меньше можно полагаться на уже готовые привычки, тем больше требуется от человека работы сознания, глубокой внутренней культуры.
Настоящая культура поведения предполагает гармоничное сочетание высоких нравственных качеств, разносторонних знаний и хороших манер.
Список использованной литературы:
1. Головин Б. Н. Основы культуры речи. // - М.: Издательский дом ЮНИТИ,1988. -с. 29-32
2. Кузин Ф.А. Культура делового общения. // - М.: Издательство НОРМА, 1997. -с. 87-94
3. Сиротина О.Б. Характеристика типов речевой культуры в сфере действия литературного языка // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М.А. Кормилициной. Вып.2. Саратов, 2003. - с. 43-49
© Забусова Е.И., Курмачева Н.С., 2020
УДК 376
А.А. Кабзистова
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 174 «Ягодка»
г. Архангельск, РФ
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация
Статья посвящена проблематике связной речи и коммуникации при взаимодействии детей с нарушениями речи. Театрализованная деятельность, интегрированная в образовательный процесс детского сада, способствует развитию творческих способностей, межличностному общению, выразительности связной речи.
Ключевые слова
Театрализованная деятельность, дети, коммуникация, связная речь, нарушения речи.
В настоящее время большое количество детей имеют речевые нарушения разного генеза. При этом все чаще они проявляются не как речевой дефект, а как системное нарушение. Этим обуславливается проблема развития речи в современном обществе.
В век цифровых технологий дети не заинтересованы в межличностной коммуникации, не умеют строить диалог и поддержать беседу. Их разговор строится в вопросно-ответной форме, а самостоятельно
построить высказывание им очень сложно.
В современных условиях развития дошкольного образования встает вопрос о правильной организации образовательного процесса, который будет способствовать овладению воспитанниками основами коммуникации. С позиции осуществления требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ценной является интеграция развития различных видов деятельности детей, а именно: игры, общение, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная и двигательная, а также восприятие художественной литературы. Данную интеграцию на наш взгляд может реализовать театрализованная деятельность. В основе театрализованной деятельности лежит игра - неиссякаемый источник детского творчества, отвечающий специфике развития психических процессов дошкольного возраста. Театрализованная деятельность имеет широкий развивающий потенциал для личности ребенка, в ходе ее, в процессе взаимодействия друг с другом, воспитанники знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, учатся думать, анализировать, делать выводы.
Основа развития театрализованной деятельности обуславливается одной из важнейших задач в коррекционной работе с детьми с речевой патологией: обучение связной речи. Дети должны научиться думать и излагать свои мысли последовательно, пользоваться монологической и диалогической речью, то есть они должны овладеть навыками речевого общения.
У детей с речевыми нарушениями наблюдаются трудности в умении формулировать грамматически правильно речевые высказывания, которые затрудняют коммуникацию.
Театрализованные игры имеют огромное значение в развитии речи детей с нарушением звукопроизношения. Они помогают автоматизировать звуки, в полном объёме развивают грамматический строй, улучшают связную речь. Процесс развития речи предполагает освоение содержательной, образной и эмоциональной стороны языка. Поэтому для развития выразительной стороны речи необходимо создать такую речевую среду, в которой каждый ребенок с речевыми нарушениями сможет проявить свое отношение к окружающему, внутренние переживания и эмоциональное состояние. [2, с. 11].
К этому надо приучать еще в раннем детстве, родители должны помочь своему ребенку раскрыть потенциал, несмотря на то что у него есть нарушения речи. Ведь нередко бывает так, что люди с богатым духовным содержанием и выразительной речью, стесняются выступать на публике.
Условиями успешной реализации театрализованной деятельности в группе для детей с нарушениями речи являются индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, его эмоционально-личностного развития, интересы, потребности, исследовательский интерес и творческие способности [2, с.
9].
Театрализованные игры являются оптимальным средством для формирования связного высказывания, коммуникативной компетенции и их выбор зависит от поставленных педагогом целей воспитания и обучения детей дошкольного возраста [3, с. 45].
Немало важна воспитательная роль театральной деятельности. Участвуя в играх, драматизациях сказок и сценках, дети учатся уважать мнение друг друга, а также слышать и слушать товарища.
В первую очередь, большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок декорациями, персонажами с атрибутами-заместителями. В группе есть разные виды театров: «кукольный», пальчиковый, настольный. Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, рассказов. Выбирают костюмы, распределяют роли.
Важным аспектом в развитии речи через театрализованную деятельность является развитие выразительности речи. В процессе работы над репликами персонажей, незаметно активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура, интонационный строй. Здесь используем такие игры: «Сказка наизнанку», «Вопрос - ответ», «Так бывает или нет». [1, с. 9].
На подготовительном этапе используем игры для формирования грамматического строя речи: «Скажи наоборот», «Подскажи словечко», «Эхо», «Из какой сказки персонаж?», «Заводные прятки». [1, с. 9].
Следующим этапом работы являются творческие задания. Например, в игре «Доброе слово», дети в парах должны придумать слова, которыми можно помирить, пожалеть, успокоить, поддержать. Такие игры
развивают умение детей дружить.
Используем игры на повышение значимости каждого ребенка: «Комплимент», «Дружба», «Зеркало». Подобные игры помогают ребенку увидеть свои положительные стороны и принимать партнера в игре.
Таким образом, театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития, помогает развитию речи детей в целом. При правильном умелом подборе они способствуют не только формированию звукопроизношения и развитию речевого высказывания, но обобщают и систематизируют знания детей об окружающем мире.
Развитие театрализованной деятельности в детском саду, развитие связной речи и накопление эмоционально-чувственного опыта детей - длительная работа, которая требует совместного взаимодействия педагогов, детей и родителей. Этот союз способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Список информационной литературы:
1. Акулова, О. В. Театрализованные игры. //Дошкольное воспитание, №4, 2005. - 15с.
2. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. / М. Д. Маханева. - М. : Творческий центр «Сфера», 2009. - 128с.
3. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. / Е. В. Мигунова. . - М. : Творческий центр «Сфера», 2009. - 128с.
4. Эльконин, Д. Б. Развитие в дошкольном возрасте. / Д. Б. Эльконин. - Москва, 1982.
© Кабзистова А.А., 2020
УД 37
Е.А. Карпенко
методист ГБПОУ КРК «Интеграл» с.Курсавка, РФ
О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о психологических аспектах готовности обучающихся к профессиональному образованию и трудоустройству.
Ключевые слова
Методика Дж. Холланда, обучающиеся, типология личности, профессия/ специальность, тест «Опросник профессиональных предпочтений».
Трудовая деятельность приносит радость в жизни человеку лишь в том случае, если этот человек увлечен своей профессией, работой, если она любима. Зона оптимального выбора профессии - это зона совпадения интересов, склонностей, способностей, физических, личностных особенностей человека с потребностями общества.
В 1966 г. Дж. Холланд разработал психологическую концепцию, которая объединила теорию личности с теорией выбора профессии. Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации.
Согласно типологии личности Дж. Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый,