Научная статья на тему 'Театрализация в системе формирования игровой культуры младших школьников'

Театрализация в системе формирования игровой культуры младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ / THEATRICAL EFFECT / ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА / GAME CULTURE / ДЕТИ / CHILDREN / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ELEMENTARY SCHOOL AGE / ИГРА / GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежов П.Ю.

В статье раскрывается игровая специфика театрализованного действия, организованного для детей младшего школьного возраста. Обосновывается особое место театрализации в системе формирования игровой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stage adaptation in the system of schoolchildren’s game culture formation

This article discovers the games specificity of dramatized action organized for younger children from school. It substantiates the special place for stage adaptation in the game culture’s formation system.

Текст научной работы на тему «Театрализация в системе формирования игровой культуры младших школьников»

№ 11 (41) ДЕКАБРЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

П. Ю. Ежов, педагог-организатор, Детско-юношеский центр «Вариант», г. Екатеринбург, Россия, pavelezhov96@mail.ru

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Театрализованные формы работы с детьми приобрели в современном образовательном пространстве России большую популярность. Они эффективно используются для обучения, воспитания и развития, глубоко проникли не только в систему дошкольного и дополнительного образования, но и в общее и профессиональное образование и даже в организацию профессиональной жизни. Так, если в детском саду проводятся театрализованные утренники, отряд юных инспекторов движения рассказывает о безопасном поведении на дорогах, то театрализованный урок литературы или даже математики помогает сформировать у школьников лояльное отношение к изучаемым предметам.

В педагогической литературе театрализация в основном рассматривается как способ придания «театраль- -ной» формы учебному или воспитательному материалу. В таком понимании предполагается разделение участников театрализованного действия на исполнителей (артистов) и зрителей. «Игра» детей-артистов : при этом сводится к представлению «заученных» ролей, а активность зрителей — к созерцанию происходящего. Однако многолетняя практика автора в качестве пе-

Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Но и у школьника игра не только

не исчезает из его жизни, но и пронизывает всю деятельность ученика, проявляется в его отношении к действительности.

дагога-организатора, постановщика многочисленных детских спектаклей показывает, что при работе с младшими школьниками театрализованное действие имеет преимущественно игровой характер. В нем играющими становятся и исполнители, и все остальные участники. Под таким углом театрализация рассматривается впервые. Особого внимания требует осознание роли театрализации в системе формирования игровой культуры во внеурочной работе с детьми младшего школьного возраста.

Начнем с уточнения содержания понятий игровой деятельности и игровой культуры. В Российской педагогической энциклопедии игра определяется как вид непродуктивной деятельности человека. Ее мотив заключен в процессе самой деятельности, а не в ее результате1. В. Д. Пономарева обосновывает игровую деятельность как непреложную не только для ребенка, но и для взрослого человека. Формирующуюся в результате этой деятельности игровую культуру исследователь описывает как необходимое образование целостной личности, выражение сущностных сил человека, способ ощущения и понимания окружающего мира. Наиболее близким нам представляется определение

дискуссия

журнал научных публикаций

игровои культуры личности в прикладном значении как системы «сформировавшихся (и формирующихся) операциональных умений и способностей игрового (творческого) поведения»2. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Но и у школьника, как отмечал Л. С. Выготский, игра не только не исчезает из его жизни, но и пронизывает всю деятельность ученика, проявляется в его отношении к действи-тельности3.

Итак, игра, с одной стороны, является неутилитарным видом деятельности. При этом еще со времен Ари- :

стотеля и Платона игре абсолютно справедливо приписывается незаурядный воспитательный потенциал, который и используется педагогами в работе с детьми. Полагаем, что конструктивное решение указанного противоречия предложили А. Я. Большунов и А. В. Серых, которые ввели в обращение понятие «эвентуальный продукт», получающийся в результате игровой деятельности4.

Игровое действие создает необходимую торжественную, радостную атмосферу, игровой настрой собравшихся, обеспечивает активность, переводя детей в состояние участников, со-творцов действия.

С одной стороны, как уже было отмечено, любая игровая деятельность является таковой, если она ориентируется не на результат, а именно на сам процесс ее протекания. Но ввиду особой природы игры, в результате игровой деятельности возможны, и даже весьма вероятны своего рода «бонусы». Например, в подвижных играх в качестве «эвентуального продукта» выступают развивающиеся в ходе игровой деятельности быстрота, ловкость, смекалка, сила, умение взаимодействовать в коллективе и т. д., хотя дети играют потому, что им это нравится (а не ради развития названных качеств). В коллективной игровой деятельности эвентуальным продуктом выступают также игровая культура личности и создающийся коллектив. А уже в зависимо -= сти от содержания игровой деятельности, в качестве эвентуального продукта могут развиваться личностные качества, воспитываться направленность личности или передаваться культурный опыт.

№ 11 (41) ДЕКАБРЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Перейдем к понятию «театрализация». Анализ специальной литературы показал, что в педагогическом сообществе нет единого понимания ее сущности, а в Российской педагогической -энциклопедии он и вовсе не раскрывается. В Словаре русского языка С. И. Ожегова глагол «театрализовать» трактуется как «приспособить (-соблять) или переделать (-лывать) для представления в театре»5. В классификации О. С. Газмана игры-театрализации представляют собой игры-драматизации, разыгрываемые в форме театральной постановки или массового сюжетного зрелища. Сценарий такой игры служит лишь канвой для текстовой и действенной импровизации. Поэтому, например, инсценировка сказки является лишь в той степени игрой, в какой присутствует момент импровизации6. В обеих трактовках предполагается разделение аудитории такого мероприятия на две общности: коллектив актеров и коллектив зрителей. И если актеры в процессе такого представления обладают определенной долей игровой активности, то у зрителей более пассивная, созерцательная роль. И уж конечно, в форме такой театральной деятельности, в которой преобладает диалогическое общение, редки случаи коллективной игры.

Наиболее разработанной нам представляется концепция театрализованного действия, предложенная Д. М. Генкиным и А. А. Коновичем, в которой метод театрализации возведен в ранг искусства (художественно-педагогический метод театрализации). Исследователи обратили внимание на художественно-образные средства воздействия в игре, подчеркнули ее значимый событийный и коллективный характер7. Согласно данной концепции, театрализованное действие предполагает организацию аудитории мероприятия, а также фактического и художественного материала по законам драматургии. Механизм театрализованного действия таков:

Театрализованное действие

выступает резонатором эмоционального состояния и игровой активности каждого из присутствующих на мероприятии детей.

В театрализованном действии определяющим фактором выступает активность его участников. Без деятельностной и эмоциональной активности публики нет театрализованного действия.

значимая для определенного коллектива ситуация порождает психологическую потребность в социальном общении по поводу этой ситуации. Реализация значимой ситуа-

- ции, конечно же, может происходить стихийно. Но несоизмеримо больший позитивный духовно-эмоциональный эффект процесс реализации приобретает при его педагогической на-

= правленности, при педагогической организации этого коллектива. В отличие от представления, в театрализованном действии определяющим фактором выступает активность его участников. Без деятельностной и эмоциональной активности публики нет театрализованного действия. И это уже не та степень созерцательной активности, которая присуща зрителям театральной постановки. Это реальное действие самих участников8. Игра составляет лишь часть реального театрализованного действия наряду с шествиями, церемониями, обрядами, ритуалами... Однако для детей младшего школьного возраста остальные виды действия также могут являться игрой, что подтверждено практикой и положениями возрастной психологии9. Театрализованное действие для младших школьников обязательно должно быть игровым. В. В. Панфилов в учебно-методическом пособии «Игровое действо в драматургии праздника» справедливо пишет об уже давно наметившемся кризисе в работе организаторов сюжетно-игровых программ (театрализованных игровых программ). Увлеченность замысловатым сюжетом, требование к раскрытию темы, стремление к усложнению

- художественных образов, попытка удивить зрителей необычным использованием игровых предметов приводят к отступлению от самой игры. На деле происходит некий дубляж шко-

= лы. Организаторы так называемых игровых программ стремятся не поиграть, а научить ребенка чему-то новому. Из-за минимизации игрового содержания дети теряют всякий интерес к такому

дискуссия

журнал научных публикаций

мероприятию. Мы согласны с автором, который призывает специалистов вновь обратиться к игре10.

Игровое действие создает необходимую торжественную, радостную атмосферу, игровой настрой собравшихся, обеспечивает активность, переводя детей в состояние участников, со-творцов действия. Что особенно важно, оно способно формировать эмоциональные структуры личности. В учебной деятельности, как правило, преобладает информационно-логическое воздействие на ребенка. Ученик испытывает «эмоциональный голод»11. В театрализованном действе игра представляет собой еще и эмоциональную реакцию на происходящее. Зарожденная эмоция многократно усиливается художественной образностью мероприятия, а также эмоциональным настроем остальных участников. Театрализованное действие выступает резонатором эмоционального состояния и игровой активности каждого из присутствующих на мероприятии детей.

Приведенные рассуждения и практика организации внеучебной деятельности детей младшего школьного возраста подтверждают особое значение театрализации в формировании игровой культуры посредством организации игровой театрализованной деятельности. И эта деятельность специфична. Во-первых, в ней особо выражена эмоциональная и эстетическая сторона благодаря применению художественно-эстетических выразительных средств театра. Во-вторых, это социализирующая игра, в которой совокупность игроков, как резонатор, усиливает эмоциональное состояние каждого участника. В-третьих, театрализованная игра приобретает для детей особый смысл, поскольку значимость усиливается лежащим в ее основе событием. В-четвертых, она предполагает широкий спектр игрового поведения — от разгадывания загадок до подвижных игр, коллективного пения, танцев детей. В-пятых, она способна возвысить интересы воспитанников от развлекательного, индивидуального, пассивного времяпровождения к развивающему коллективному творчеству. Поэтому театрализация может стать одним из эффективнейших компонентов в системе формирования личности младшего

школьника вообще и его игровой культуры в частности.

V

1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М., 1993. - Т 1. - С. 226.

2. Пономарев В. Д. Педагогика формирования игровой культуры досуга: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - СПб., 2005. - С. 25.

3. Выгодский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. -№ 6. - С. 71.

4. Большунов А. Я. Структура игровой деятельности и проектирование обучающих компьютерных игр / А. Я. Большунов, А. В. Серых // Игра в педагогическом процессе: межвузовский сб. науч. тр. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. - С. 10-18.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 22-е изд., стер. - М.: Рус. Яз., 1990. - С. 789.

6. Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школу -с игрой. - М., 1991. - С. 6-7.

7. Генкин Д. М., Конович А. А. Сценарное мастерство культпросветработника. - М.: Сов.Россия, 1984. - 136 с.

8. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР: Науч.-попул. - М.: Высш. шк., 1990. -С. 151.

9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М., 1993. - Т. 1. - С. 259.

10. Панфилов В. В. Игровое действо в драматургии праздника. Учебно-методическое пособие. - М.: АПРИКТ, 2004. - С. 15.

11. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. - М.: Республика, 1992. - С. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.