№ 11 (41) ДЕКАБРЬ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
П. Ю. Ежов, педагог-организатор, Детско-юношеский центр «Вариант», г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Театрализованные формы работы с детьми приобрели в современном образовательном пространстве России большую популярность. Они эффективно используются для обучения, воспитания и развития, глубоко проникли не только в систему дошкольного и дополнительного образования, но и в общее и профессиональное образование и даже в организацию профессиональной жизни. Так, если в детском саду проводятся театрализованные утренники, отряд юных инспекторов движения рассказывает о безопасном поведении на дорогах, то театрализованный урок литературы или даже математики помогает сформировать у школьников лояльное отношение к изучаемым предметам.
В педагогической литературе театрализация в основном рассматривается как способ придания «театраль- -ной» формы учебному или воспитательному материалу. В таком понимании предполагается разделение участников театрализованного действия на исполнителей (артистов) и зрителей. «Игра» детей-артистов : при этом сводится к представлению «заученных» ролей, а активность зрителей — к созерцанию происходящего. Однако многолетняя практика автора в качестве пе-
Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Но и у школьника игра не только
не исчезает из его жизни, но и пронизывает всю деятельность ученика, проявляется в его отношении к действительности.
дагога-организатора, постановщика многочисленных детских спектаклей показывает, что при работе с младшими школьниками театрализованное действие имеет преимущественно игровой характер. В нем играющими становятся и исполнители, и все остальные участники. Под таким углом театрализация рассматривается впервые. Особого внимания требует осознание роли театрализации в системе формирования игровой культуры во внеурочной работе с детьми младшего школьного возраста.
Начнем с уточнения содержания понятий игровой деятельности и игровой культуры. В Российской педагогической энциклопедии игра определяется как вид непродуктивной деятельности человека. Ее мотив заключен в процессе самой деятельности, а не в ее результате1. В. Д. Пономарева обосновывает игровую деятельность как непреложную не только для ребенка, но и для взрослого человека. Формирующуюся в результате этой деятельности игровую культуру исследователь описывает как необходимое образование целостной личности, выражение сущностных сил человека, способ ощущения и понимания окружающего мира. Наиболее близким нам представляется определение
дискуссия
журнал научных публикаций
игровои культуры личности в прикладном значении как системы «сформировавшихся (и формирующихся) операциональных умений и способностей игрового (творческого) поведения»2. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Но и у школьника, как отмечал Л. С. Выготский, игра не только не исчезает из его жизни, но и пронизывает всю деятельность ученика, проявляется в его отношении к действи-тельности3.
Итак, игра, с одной стороны, является неутилитарным видом деятельности. При этом еще со времен Ари- :
стотеля и Платона игре абсолютно справедливо приписывается незаурядный воспитательный потенциал, который и используется педагогами в работе с детьми. Полагаем, что конструктивное решение указанного противоречия предложили А. Я. Большунов и А. В. Серых, которые ввели в обращение понятие «эвентуальный продукт», получающийся в результате игровой деятельности4.
Игровое действие создает необходимую торжественную, радостную атмосферу, игровой настрой собравшихся, обеспечивает активность, переводя детей в состояние участников, со-творцов действия.
С одной стороны, как уже было отмечено, любая игровая деятельность является таковой, если она ориентируется не на результат, а именно на сам процесс ее протекания. Но ввиду особой природы игры, в результате игровой деятельности возможны, и даже весьма вероятны своего рода «бонусы». Например, в подвижных играх в качестве «эвентуального продукта» выступают развивающиеся в ходе игровой деятельности быстрота, ловкость, смекалка, сила, умение взаимодействовать в коллективе и т. д., хотя дети играют потому, что им это нравится (а не ради развития названных качеств). В коллективной игровой деятельности эвентуальным продуктом выступают также игровая культура личности и создающийся коллектив. А уже в зависимо -= сти от содержания игровой деятельности, в качестве эвентуального продукта могут развиваться личностные качества, воспитываться направленность личности или передаваться культурный опыт.
№ 11 (41) ДЕКАБРЬ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Перейдем к понятию «театрализация». Анализ специальной литературы показал, что в педагогическом сообществе нет единого понимания ее сущности, а в Российской педагогической -энциклопедии он и вовсе не раскрывается. В Словаре русского языка С. И. Ожегова глагол «театрализовать» трактуется как «приспособить (-соблять) или переделать (-лывать) для представления в театре»5. В классификации О. С. Газмана игры-театрализации представляют собой игры-драматизации, разыгрываемые в форме театральной постановки или массового сюжетного зрелища. Сценарий такой игры служит лишь канвой для текстовой и действенной импровизации. Поэтому, например, инсценировка сказки является лишь в той степени игрой, в какой присутствует момент импровизации6. В обеих трактовках предполагается разделение аудитории такого мероприятия на две общности: коллектив актеров и коллектив зрителей. И если актеры в процессе такого представления обладают определенной долей игровой активности, то у зрителей более пассивная, созерцательная роль. И уж конечно, в форме такой театральной деятельности, в которой преобладает диалогическое общение, редки случаи коллективной игры.
Наиболее разработанной нам представляется концепция театрализованного действия, предложенная Д. М. Генкиным и А. А. Коновичем, в которой метод театрализации возведен в ранг искусства (художественно-педагогический метод театрализации). Исследователи обратили внимание на художественно-образные средства воздействия в игре, подчеркнули ее значимый событийный и коллективный характер7. Согласно данной концепции, театрализованное действие предполагает организацию аудитории мероприятия, а также фактического и художественного материала по законам драматургии. Механизм театрализованного действия таков:
Театрализованное действие
выступает резонатором эмоционального состояния и игровой активности каждого из присутствующих на мероприятии детей.
В театрализованном действии определяющим фактором выступает активность его участников. Без деятельностной и эмоциональной активности публики нет театрализованного действия.
значимая для определенного коллектива ситуация порождает психологическую потребность в социальном общении по поводу этой ситуации. Реализация значимой ситуа-
- ции, конечно же, может происходить стихийно. Но несоизмеримо больший позитивный духовно-эмоциональный эффект процесс реализации приобретает при его педагогической на-
= правленности, при педагогической организации этого коллектива. В отличие от представления, в театрализованном действии определяющим фактором выступает активность его участников. Без деятельностной и эмоциональной активности публики нет театрализованного действия. И это уже не та степень созерцательной активности, которая присуща зрителям театральной постановки. Это реальное действие самих участников8. Игра составляет лишь часть реального театрализованного действия наряду с шествиями, церемониями, обрядами, ритуалами... Однако для детей младшего школьного возраста остальные виды действия также могут являться игрой, что подтверждено практикой и положениями возрастной психологии9. Театрализованное действие для младших школьников обязательно должно быть игровым. В. В. Панфилов в учебно-методическом пособии «Игровое действо в драматургии праздника» справедливо пишет об уже давно наметившемся кризисе в работе организаторов сюжетно-игровых программ (театрализованных игровых программ). Увлеченность замысловатым сюжетом, требование к раскрытию темы, стремление к усложнению
- художественных образов, попытка удивить зрителей необычным использованием игровых предметов приводят к отступлению от самой игры. На деле происходит некий дубляж шко-
= лы. Организаторы так называемых игровых программ стремятся не поиграть, а научить ребенка чему-то новому. Из-за минимизации игрового содержания дети теряют всякий интерес к такому
дискуссия
журнал научных публикаций
мероприятию. Мы согласны с автором, который призывает специалистов вновь обратиться к игре10.
Игровое действие создает необходимую торжественную, радостную атмосферу, игровой настрой собравшихся, обеспечивает активность, переводя детей в состояние участников, со-творцов действия. Что особенно важно, оно способно формировать эмоциональные структуры личности. В учебной деятельности, как правило, преобладает информационно-логическое воздействие на ребенка. Ученик испытывает «эмоциональный голод»11. В театрализованном действе игра представляет собой еще и эмоциональную реакцию на происходящее. Зарожденная эмоция многократно усиливается художественной образностью мероприятия, а также эмоциональным настроем остальных участников. Театрализованное действие выступает резонатором эмоционального состояния и игровой активности каждого из присутствующих на мероприятии детей.
Приведенные рассуждения и практика организации внеучебной деятельности детей младшего школьного возраста подтверждают особое значение театрализации в формировании игровой культуры посредством организации игровой театрализованной деятельности. И эта деятельность специфична. Во-первых, в ней особо выражена эмоциональная и эстетическая сторона благодаря применению художественно-эстетических выразительных средств театра. Во-вторых, это социализирующая игра, в которой совокупность игроков, как резонатор, усиливает эмоциональное состояние каждого участника. В-третьих, театрализованная игра приобретает для детей особый смысл, поскольку значимость усиливается лежащим в ее основе событием. В-четвертых, она предполагает широкий спектр игрового поведения — от разгадывания загадок до подвижных игр, коллективного пения, танцев детей. В-пятых, она способна возвысить интересы воспитанников от развлекательного, индивидуального, пассивного времяпровождения к развивающему коллективному творчеству. Поэтому театрализация может стать одним из эффективнейших компонентов в системе формирования личности младшего
школьника вообще и его игровой культуры в частности.
V
1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М., 1993. - Т 1. - С. 226.
2. Пономарев В. Д. Педагогика формирования игровой культуры досуга: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - СПб., 2005. - С. 25.
3. Выгодский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. -№ 6. - С. 71.
4. Большунов А. Я. Структура игровой деятельности и проектирование обучающих компьютерных игр / А. Я. Большунов, А. В. Серых // Игра в педагогическом процессе: межвузовский сб. науч. тр. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. - С. 10-18.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 22-е изд., стер. - М.: Рус. Яз., 1990. - С. 789.
6. Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школу -с игрой. - М., 1991. - С. 6-7.
7. Генкин Д. М., Конович А. А. Сценарное мастерство культпросветработника. - М.: Сов.Россия, 1984. - 136 с.
8. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР: Науч.-попул. - М.: Высш. шк., 1990. -С. 151.
9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М., 1993. - Т. 1. - С. 259.
10. Панфилов В. В. Игровое действо в драматургии праздника. Учебно-методическое пособие. - М.: АПРИКТ, 2004. - С. 15.
11. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. - М.: Республика, 1992. - С. 30.